Лекция Информация и информатика icon

Лекция Информация и информатика



НазваниеЛекция Информация и информатика
Дата конвертации23.08.2012
Размер220.23 Kb.
ТипЛекция

Лекция 1. Информация и информатика



Информация есть информация, а не материя и не энергия

Норберт Винер

1. Общее определение информации


Учебный курс «Информатика» имеет целью изложить студентам методы работы с информацией в современном обществе. Но первое, что нужно выяснить, это сам смысл понятия «информация». Предварительно следует сказать, что основное содержание нашего курса будет посвящено главным образом лишь одному специфическому виду информации – социальной информации, но замысел университетского образования состоит в получении широкого взгляда на вещи, который позволяет профессионально решать задачи не только своей узкой профессии, но и задачи, предлагаемые окружающим миром в целом.

С общефилософской точки зрения на мир информация является одной из фундаментальных сущностей бытия. Материалистическая естество­ведческая наука предполагает, что всё наблюдаемое в мире есть единая сущность – материя.

Материи присущи три стороны (три явления), без которых материи не бывает, – вещество – движение – форма.

Эти стороны материи проявляются во взаимодействиях материальных объектов и воспринимаются наблюдателем по мере воздействия на него своими динамическими качествами как – масса – энергия – информация – соответственно.

Соотношение этих понятий можно отразить следующей таблицей:




сущность

Материя




явление

вещество

движение

форма




мера явления

масса

энергия

информация

Таким образом, информация – это динамическая мера формы материи. Она есть та сторона, которая проявляется во взаимодействиях, совершенно подобно тому, как масса – это динамическая мера вещества, а энергия – динамическая мера движения. Массой мы характеризуем вещество, энергией характеризуем движение, а информацией характеризуем форму материи. Масса проявляется во взаимодействии как «инертность», «вес», «тяжесть» вещества. Энергия проявляется во взаимодействии как «сила», «интенсивность» движения. А информация проявляется во взаимодействии как «значение», «ценность» формы. Три стороны материи неразрывны, именно как разные стороны одного объекта. Не бывает ничего материального, которое не было бы наделено веществом, движением и формой.
Не бывает ничего, что бы могло явиться нам без массы или без энергии или без информации. Так что информация – это явление формы, являющаяся нам форма. Более точного общего определения информации дать невозможно, поскольку это одно из самых базовых понятий, на основе которых строятся все другие представления. Базовые понятия устанавливаются не их сведением путём формального определения к другим более базовым понятиям, а соотношениями, связями базовых понятий друг с другом. Это свойственно не только понятию информации в информатике. Аналогично нет определений жизни в биологии, языка – в лингвистике, числа – в математике. Определение базисных понятий через систему их отношений в математике доведено до совершенства. Базисные понятия математики определяются через системы аксиом, то есть через более или менее очевидные (принимаемые как данное) утверждения об отношениях между этими понятиями. Пример – всем знакомые из школьного курса геометрии аксиомы Евклида.

Из данного выше описания сущности информации становится ясно, почему она именно так называется. Это латинское слово содержит корень -form-, выражающий представление именно о форме, и приставку in-, выражающую представление о движении внутрь, в совокупности с суффиксом имени действия -atia. Иными словами внутренняя структура слова «информация» свидетельствует о его таком значении: «введение формы внутрь». Действительно, при любом взаимодействии с материей внутрь наблюдателя вводится некая «форма», соответствующая форме взаимодействующей материи. То есть наблюдатель получает при взаимодействии не только массу вещества, не только энергию движения этой материи, но и соответствующую форму. Эта форма может быть в разных случаях различной природы: то ли в виде грубого отпечатка на теле наблюдателя взаимо­действовавшей материи, то ли в виде научной теории данного материального явления в голове исследователя.

Ещё раз нужно подчеркнуть, что никакого взаимодействия материальных объектов не бывает без каждой из трёх компонент – передачи вещества (массы), передачи движения (энергии) и передачи формы (информации). Различные взаимодействия различаются только значимостью каждой из компонент для взаимодействующих субъектов. Именно по этой значимости (а не по собственным внутренним свойствам) мы в практической жизни отличаем информационные взаимодействия от энерге­тических или «материальных» (обмен веществом). Зачастую невозможно отнести какой-нибудь определённый процесс к одной из этих категорий. Так если кузнец куёт какое-либо сложное изделие (хоть подкову, или ажурную решётку), он несомненно действует на объект «энергетически» (ударами кувалды) и материально (добавляя вещества в изделие). Но при этом его цель информационная – создать форму, которая вполне может содержать и «информацию» в бытовом смысле слова (если на изделии будет выкована надпись или символ).
^

2. Виды «досоциальной» информации


Из общего определения информации следует, что информация вездесуща и неотделима от прочих явлений природы. Она разлита как в живой, так и в неживой природе. При любом взаимодействии можно указать на факт передачи информации. Так если даже взять такой простой механический процесс как взаимодействие стола с полом, то можно видеть, что пол воспринимает информацию о форме стола в виде следов от четырёх его ножек. Такие процессы можно назвать физической, или механической информацией.

Явления жизни замечательны тем, что для них информационная сторона взаимодействий становится определя­ющей. Именно «определяющей», а не «преобладающей». Преобладает в жи­вой природе, пожалуй, именно материальная сторона – накопление и рост вещества (массы тела, массы и численности популяции). А удаётся нарастить массу именно за счёт специфического использования информации. Речь прежде всего идёт о способности живых существ сохранять полезную информацию, тиражировать её и передавать по наследству в процессе размножения. Эта информация представлена в живых организмах в виде формы (не состава!) белковых молекул. Это – так называемая генетическая информация. Именно эта информация определяет форму организма, то есть – его строение и поведение. Здесь прослеживается уже довольно сложная последовательность информационных процессов преобразования одной формы в другую. Сначала форма внешних воздействий на организмы превращается в форму их внутреннего устройства. Эта форма закрепляется в специальном механизме хранения (генетическом аппарате). Он в свою очередь воз­действует на процессы внутри организма. Форма, хранящаяся внутри генетического аппарата, передаётся другим частям организма и тем самым поддерживает и развивает достигнутую им внешнюю форму организма. Затем генетический аппарат копируется, дублируется, и его форма передаётся другому, новому организму (это – типичный процесс размножения и распространения информации). Рассмотрение генетической информации однако выходит за рамки нашего курса, являясь одним из предметов «биоинформатики».

Другая особенность живых существ состоит в том, что на некотором этапе развития жизни у них появляются специализированные части тела, органы, воспринимающие главным образом информационную сторону внешних воздействий. Эти органы чувств позволяют организму отвечать на внешние воздействия не только вслед за физическим воздействием и пропорционально силе физического воздействия (под действием соответствующей массы и энергии воздействия), но действовать на опережение природе. Организм получает способность избегать сильного действия неблагоприятных факторов (уходя от действующей массы и энергии) и усиливать благоприятные воздействия (приближая себя к необходимой массе и полезной энергии). Это происходит в силу того, что органы чувств выявляют значимость внешних воздействий независимо от их материальной и энергетической стороны, т. е. на основе информационной составляющей. Очевидно, что информационные процессы, включающие выявление значимости формы сигнала и преобразование её в форму поведения, весьма не просты. Этой биологической информацией в нашем курсе мы также заниматься не будем.

Для осуществления весьма непростых преобразований информации органов чувств в формы поведения внутри организмов формируется специ­альная система – психика. В ней формы внешнего воздействия преобразуются в известные психические формы – чувства, образы, понятия, представления, идеалы, стремления, решения и т. д. Процесс выработки этих психических форм и вывод из них действий организма называется мышлением. Эта совокупность информационных процессов – психи­ческая информация – обычно не относится к информатике и мы ею также не будем заниматься.

Теперь обратим внимание на то, что в природе организмы существуют обычно не сами по себе в окружении неживой материи, а составляют коллективы особей одного или разных видов. При этом организмы не могут избежать взаимодействия друг с другом. Это взаимодействие, как мы знаем, содержит всегда и информационную компоненту (а также и материальную и энергетическую). Организмы, обладающие органами чувств, пользуются информационной компонентой взаимодействия друг с другом для организации своего поведения. Следующим этапом в информационной эволюции жизни является появление у организмов специальных методов и приспособлений (органов) для умышленного воздействия на своих живых соседей не силою, но информацией, заключённой в их поведении. Так, уже некоторые насекомые выделяют в среду определённые химические вещества, которые воздействуют на партнёров не в том смысле, что вступают в прямые химические реакции, изменяющие обмен веществ у партнёра, а являются сигналами, привлекающими или отпугивающими партнёров друг от друга.

Классическим примером информационных взаимодействий являются «танцы пчёл». Пчела, прилетевшая с медосбора, исполняет в улье серию определённых движений, ползая и взлетая разнообразными петлями и поворотами. При этом не происходит никакого видимого физического взаимодействия между членами улья, но другие пчёлы, наблюдая этот «танец», получают сведения о местонахождении и качестве медоносов, от которых прилетела танцующая особь. Разнообразие методов информационного воздействия наблюдается и у высших животных. Собаки, чтобы засвидетельствовать о себе, поднимают лапку у столбиков, кошки трутся мордой, медведи царапают деревья… Но универсальным методом информационного воздействия у млекопитающих и птиц, который специально развился именно в информационной функции, является использование звука, издаваемого голосовым аппаратом. Однако на дочеловеческом уровне жизни разнообразие информации, которой обмени­ваются друг с другом живые организмы, остаётся довольно ограниченным. Тем не менее писатели неоднократно рассказывали, что северные народы якобы могут, прислушиваясь к вою волков, получать сведения о том, кто и куда едет по тундре, сколько человек и хорошие ли то люди… Коммуникации в коллективах животных обычно относят к сфере биологической информации и исключают из рассмотрения в курсах социальной информатики.

^

3. Социальная информация


Принципиальным этапом «информатизации» природы является развитие у человека механизмов речи. Именно становление речи и может свидетельствовать о выделении человечества из животного мира. Речь для человека служит специализированным универсальным способом информационного воздействия на себе подобных. Очевидно, что действие речи не пропорционально её материальной и энергетической составляющей. Хотя часто для усиления действия своих слов «повышают голос» и достигают этим успеха… Менее очевидно то, что смысл речевого взаимодействия состоит в передаче некоторых форм. Но обычно не вызывает возражений утверждение, что речь передаёт мысли от говорящего слушающему. Но мысль – это и есть форма каких-то физиологических процессов психической деятельности. Следовательно, говорящий формирует в психике слушающего свою мысль, то есть переносит форму из своей головы в голову слушающего, информирует психику слушающего. Человеческая речь именно в силу своих специфических материальных свойств смогла стать всеобъемлющим способом информирования в популяции людей. А в силу свойства «всеобъемлющности» речь позволила выразить весь индивидуальный опыт информационного взаимодействия со средой, полученный каждым индивидом в отдельности. Она позволила передавать этот опыт другим индивидам, обобщить его для всего коллектива, сделать коллективным опытом популяции. И это придало человеку колоссальные преимущества в конкурентной борьбе с другими формами жизни. Механизмы функционирования речи изучает специальная наука – языковедение, языкознание, лингвистика. Но и эта сфера информационных процессов, которую можно определить как языковая информация, не включается в объект науки «информатика», а остаётся за языкознанием. Однако почти вся работа с информацией в современном обществе происходит на языковóм уровне. Искусственные информационные системы несут в себе по этой причине отпечаток особенностей представления информации в естественном языке. Они во многом моделируют языковые структуры и функции, но не достигают при этом универсальности естественного языка.

Особенностью человеческой речи как носителя информации является то, что она как бы совершенно лишена других сторон материи – вещества и энергии. Это, конечно, не так, но факт состоит в том, что в человеческой речи материально-энергетическая сторона представлена в минимальной форме. Вещество и энергия речи – это акустические волны в воздушной среде. И этот материальный носитель информации обладает существенным недостатком: он недостаточно материален, и его существование ограничивается моментом произнесения речи. У слушателя речевое высказывание откладывается в памяти и может быть повторено как непосредственно вслед за услышанным, так и в любой момент впоследствии, пока та форма сознания, которая возникла в результате услышанного, сохраняется у слушателя в психической системе. Именно так и происходило долговременное хранение и распространение информации в первоначальном человеческом обществе – путём повторного озвучивания – сказок, мифов, молитв, заветов…

Указанный «недостаток» речи был преодолён с изобретением письменности. Здесь важно то, что появилась возможность зафиксировать речь на твердом веществе, которое может быть сохранено достаточно долго и перенесено в пространстве достаточно далеко. Тем самым появилась возможность информационного взаимодействия (воздействия) не только с непосредственным окружением человека, но и с отдалёнными в пространстве и времени членами сообщества. Потребность сохранять важные для коллектива речевые произведения, которые формируют у членов коллектива надлежащие представления и модели поведения, эта потребность была удовлетворена появившейся возможностью хранить эти речевые произведения в виде твёрдых документов неограниченно долго. С этого момента началась деятельность по собиранию, сохранению, поиску документов, поиску информации, нужной именно в данное время и в данном месте, в документах, созданных в другое время, в другом месте и по другому поводу. Именно тут мы видим начало той информационной работы, которой и занимается наука «информатика». Однако эта деятельность и эта наука сформировались не 5 тысяч лет тому назад, когда появились первые письменные документы, а гораздо позже. Науке информатике от роду всего лишь лет 100, а о начале самостоятельной информационной деятельности можно говорить с появлением первых специализированных информационных органов – библиотек – примерно 2,5 тысячи лет назад. Развитие библиотечное дело получило лишь с XV в. нашей эры.

^

4. Документационная деятельность


Для появления информационной науки нужно было, чтобы человеческое общество претерпело ещё одну информационную революцию – развитие книгопечатания (XV – XVI века). В результате революции письменные документы стали производиться в индустриальных масштабах, и появилась настоятельная необходимость систематизировать этот поток информации, особенно в связи с работой библиотек – хранилищ документов. С этой задачей на первых порах справлялись новые дисциплины – книговедение, библиография и библиотековедение. В начале, книги создавались исключительно с явно выраженной нормативной функцией: чтобы оказать нормативное влияние на общество. Поэтому они потреблялись по преимуществу в ходе организационной и нормативной деятельности, в частности – в деятельности по духовному и информационному образованию личности. Их пользователями (читателями) были преимущественно общественные руководители – светские и духовные – и учители (учёные). Потребности этих читателей удовлетворялись библиотеками, и в течение трёх-четырёх веков деятельность библиотек была ориентирована именно на таких потребителей. Библиотековедение и было той отраслью знания, в которой накапливался, анализировался и обобщался опыт доведения объективной информации до профессиональных пользователей. Широкие слои человечества были неграмотными и поэтому не нуждались ни в книгах, ни в библиотеках. Лишь к концу XIX века распространение грамотности в развитых странах дошло до такой степени, что рядовых читателей в библиотеках стало значительно больше, чем учёных, администраторов и священнослужителей. Потребовалась специализация библиотечных фондов и разделение библиотек на массовые и профессиональные (специальные). В массовых библиотеках книги потребляются без видимой цели создания определённых форм в сознании читателя. С потребительской точки зрения массовый читатель удовлетворяет свою досужую информационную потребность, не связанную с настоятельными потребностями общества. Однако исподволь и массовые книжные фонды через чтение массовым читателем способствуют формированию у народных масс определённого массового сознания и определённых форм типичного поведения1. Изучение этой стороны информационного феномена входит, по-видимому, в объект изучения литературоведения, но не информатики.

Информатика впервые зародилась в недрах библиотековедения, когда проявилась необходимость рационализировать деятельность профессиональных (специальных) библиотек в условиях начинавшегося информационного взрыва. Огромные достижения в науке и технике сопровождались быстрым ростом количества выходящей в мире научно-технической литературы и расширением круга её читателей. Первым шагом в организационном оформлении информатики было создание в 1895 году Международного института библиографии, ставшего позднее главной профессиональной организацией специалистов по информатике под названием Международная федерация по информации и документации (ФИД). Создателем этого института бельгийским учёным Полем Отле (Paul Otlet) и были очерчены контуры будущей науки, которую он назвал «документацией» (documentation). На Западе и сейчас в соответствии с нашим термином «информатика» применяют слова «докьюментэйшн» или «докюмантасьон», относя к понятию «informatique» сугубо вычислительные процессы. Для П. Отле «документация» была средством ввести в оборот все письменные источники человеческих знаний. Довольно скоро она стала приобретать расширенное значение новой интеллектуальной дисциплины, включавшей новые технологии информационного взаимодействия. «Документация» стала включать не только вопросы организации (систематизации) документов, но также извлечение и упорядочение информации, которую документы содержат. Согласно П. Отле документационная деятельность включает следующие процессы информации:

  • создание документов, в которых регистрируются и публикуются новые открытия, идеи, результаты экспериментов и другие значимые формы отражения действительности;

  • сбор этих документов в библиотеках и музеях;

  • анализ документов для краткого, но исчерпывающего описания их содержания;

  • «систематическое перераспределение», т. е. сортировка информации, при которой схожие сведения из разных документов сводятся в специализированные тематические хранилища на основе глобальной классификации знания;

  • синтез обобщающих документов, в которых все оригинальное каждой исходной работы сводится в общую объективную картину научного знания.

Эти этапы информационной работы составляют основное содержание информатики и в настоящем, но с развитием и модификацией задач, определяемыми новыми достижениями науки и техники в последнее время.

Таким образом, мы приходим к определению информатики как теории и практики накопления, обработки, систематизации, поиска и предоставления документов, содержащих объективную (главным образом научную, техническую, коммерческую) информацию для делового использования.

Соотношение форм информации и изучающих её наук можно показать следующей таблицей, систематизированной по этапам становления жизни и развития человеческого общества. В таблицы видно, что информатика возникает как определённая специализация «информационных» наук, вызванная появлением нового современного носителя информации в обществе.



Этап развития

Вид информации

Носитель

Изучающая наука

Неживая природа, материя в целом

Физическая, механическая

Не выделен

Физика (химия, механика, …)

Жизнь, все формы, включая простейшие

Генетическая

Механизмы наследственности

Генетика

Одушевлённые организмы, животные

Биологическая: ощущения, представления о мире, организация поведения

Нервная система

Нейрофизиология, Этология (наука о поведении животных)

Высшие животные, человек

Психическая

Психика

Психология, логика, философия

Человеческое общество, племя

Речевая

Язык, фольклор

Языковедение

Государственные образования

Письменность

Различные виды письменного материала

Языковедение, литературоведение

Индустриальное общество

Печать

Книга

Книговедение, библиотековедение, документалистика

Постиндустриальное общество, научно-технический прогресс

Научно-техническая информация

Информационные системы

Информатика



^

5. Информатика и автоматика


Окончательное формирование этой отрасли знания произошло с началом новой информационной революции, которая продолжается и в настоящее время. Теперь на смену печатного слова приходят электронные каналы передачи информационных взаимодействий. Они позволяют иметь прямо на своём рабочем столе одномоментный доступ не к одной книге, а практически к неограниченному хранилищу информации, с которым можно вступать в диалог и пополнять своими материалами. Совпадение этих событий провоцирует представление об информатике как о чём-то крепко связанным с вычислительной техникой. Хотя эта ассоциация в своей основе и ложная, тем не менее быстрый прогресс технических средств обработки данных, происходивший в это время оказал глубокое влияние на содержание информатики.

Само наименование «информатика» по-видимому впервые образовалось во французском языке как гибрид слов information и automatique – «информация» и «автоматика». В такой форме оно удачно вписалось в ряд дисциплин, основным содержанием которых является использование технических достижений: техника, кибернетика, бионика, электроника и др., а наименования которых имеют сходное окончание « ика».

Первые электронные вычислительные машины появились в самой середине прошлого века. И на протяжении 50-х и 60-х годов параллельно с возникновением вычислительной техники происходил подъём исследований по «документации», исходивших из общественной потребности упорядочить обмен информацией внутри научной сферы деятельности. В тот же период стало популярным понятие информации, которое ввёл в активный научный оборот Норберт Винер в качестве фундаментального понятия новой науки – кибернетики. В результате этих взаимодействий и произошла кристаллизация информатики. Внешними факторами, обусловившими эту кристаллизацию, являлись:

  • быстрый рост научной литературы;

  • трудность её тематического отбора в связи с рассеянием по источникам и ограниченностью поисковых средств;

  • процессы специализации и интеграции наук, размывающие традиционные границы дисциплин и возводящие новые трудно проходимые границы в центральных областях казалось бы устоявшихся отраслей знания.

По мере исследований и практических разработок представления о способах решения задачи информационного поиска претерпевали существенные изменения. Первоначально надежды возлагались исключительно на новые технические средства. Довольно скоро пришло понимание необходимости изучения способов смыслового анализа и синтеза документов и моделирования их на вычислительных машинах. Эти вопросы стали центральным в теоретической информатике. Но парадоксальным образом грандиозные успехи информационных технологий затормозили внедрение передовых теоретических наработок в практику. Оказалось гораздо дешевле и проще грубо увеличивать быстродействие и объёмы памяти информационных систем, чем стараться смоделировать на компьютерах интеллектуальные процессы приёма и передачи смысловой информации. Ситуация изменилась только в последнее время, когда появилась необходимость обрабатывать информационные ресурсы Интернета. В глобальной сети появились такие объёмы данных и в таком разнообразии свойств, что без интеллектуального анализа их никакое быстродействие не может решить задачи поиска необходимых сведений с достаточной эффективностью.

Если первоначально в рамках информатики рассматривалась преимущественно научно-техническая литература, то в 70-е годы прошлого века её сфера расширилась. Системы научно-технической информации стали встраиваться в автоматизированные системы управления отраслями производства. При этом выяснилось, что методы информатики применимы также и к сугубо деловой документации, и что чисто научных данных недостаточно для хозяйственного управления. Параллельно с разработкой компьютерных систем поиска научно-технических документов стали создаваться аналогичные системы в областях экономической, политической статистической и другой информации делового характера. Появились системы, которые стали уходить от работы с готовыми документами и переходить к предоставлению пользователям не документа, а напрямую сведений, которые может запрашивать пользователь – это так называемые фактографические системы. Кроме автоматизированных систем поиска документов в определённой области знания стали появляться проблемно ориентированные системы, например – система поиска информации по частной проблеме распознавания лиц на изображениях.

^

6. Информатика и библиотечное дело


В сравнении с библиотечным делом, из недр которого выросла информатика, информационная деятельность отличается рядом тенденций при сохранении общего генетического родства. Во-первых, информатика ориентируется на автоматическую электронную обработку данных, а для библиотеки основным материалом остаются книжные издания. Во-вторых, информатика стремится охватить все источники сведений, а не только изданную литературу. В третьих, основная цель информатики – проникнуть вглубь документа и выявить в нем положительное содержание, а не просто выдать документ на основе формального соответствия запросу по наименованию. В четвёртых, в рамках информатики активно развивается деятельность по созданию новых документов, обобщающих поток разнородных сведений из имеющихся вне системы источников. Далее информатика более ориентируется на обслуживание корпоративных пользователей, а библиотеки – на индивидуальных. Информатика стремится предоставить сведения на рабочее место пользователя, а библиотеки зовут читателя в свои читальные залы и хранилища. Эти и некоторые другие противопоставления можно свести в следующую таблицу.





Информационная деятельность

Библиотечное дело

Носитель информации

Автоматизированные системы

Традиционная книга

Источник информации

Все доступные источники

Опубликованные издания

Обработка документов

Раскрытие содержания

Идентификационное описание

Временной акцент

Новые документы

Ретроспективный фонд

Создание вторичных документов

Входит в число основных задач

Не характерно

Предоставляемые данные

Вторичный (обработанный) документ

Оригинал

Преимущественный пользователь

Корпоративный

Индивидуальный

Информационные потребности

Деловые (научные, технические, коммерческие)

Бытовые (обучение, отдых, развлечение)

Доставка информации

На рабочее место пользователя

В свой читальный зал


Но здесь в последнее время ситуация меняется. Прогресс вычислительной техники глубоко затронул работу классических библиотек. Их компьютеризация, а в особенности включение в глобальные информационные сети, привело к конвергенции библиотечной работы и информационной деятельности. Ведущие библиотеки, особенно на Западе, совмещают в себе на равных правах функции библиотечного обслуживания по книжным фондам и функции информационного обслуживания по всему спектру источников данных. Появление «сетевых публикаций» (книг и целых коллекций книг, которые можно прочитать через Интернет) а также «электронных книг» (текстов, опубликованных не на бумаге, а на машиночитаемых носителях) свидетельствует о происходящем стирании граней, существовавших между классической информатикой и классическим библиотековедением. Даже такое их отличие как ориентация информатики на деловые тексты, а библиотечного дела – на бытовые потребности чтения последнее время перестаёт быть актуальным, поскольку бытовые потребности теперь удовлетворяются всё чаще методами «высокой информатики». Более того зачастую именно бытовые потребности стимулируют прогресс в технологиях доставки информации до пользователя, поскольку именно массовая реализация информационных услуг позволяет привлечь в развитие техники значительные средства.

^

7. Документальная информатика


Общим признаком складывающейся интегральной дисциплины, за которой должно сохранится наименование «информатика», является работа с информационными источниками на основе смыслового содержания данных, на основе того смысла, который придаётся данным в источнике при восприятии его человеком. Иногда это обстоятельство выражают утверждением, что предметом информатики является семантическая информация, вкладывая в это определение представление об информации, выраженной на естественном языке и имеющей смысл, доступный для логического восприятия. Однако очевидным образом в классический объект информатики (ещё со времён Поля Отле) входят не только письменные тексты на некотором языке, но и изобразительные материалы. Непременным свойством процессов, изучаемых информатикой, является их осмысленное восприятие человеком. Теперь мы можем сделать краткий вывод:

Информатика – это теория и практика технического обеспечения доступа человека (и человеческих коллективов) к смыслу, заключённому в циркулирующих в обществе документах.

В современном словоупотреблении за термином «информатика» закрепился также и другой смысл. Им обозначают теорию компьютерной техники на том основании, что компьютер является по своей сути устройством преобразования информации (в виде формы заложенных в компьютер текстов) и выступает как самое мощное, эффективное средство управления информацией. Именно этой «информатике» учат по преимуществу в школе, да и в большинстве гуманитарных вузов. Нам следует разделить эти два разных понимания термина, не претендуя на отрицание ни того, ни другого. В отличие от «компьютерной информатики», которая совсем не рассматривает ни смысловой стороны информации, ни её общественных функций, предмет нашего курса можно называть «семантической информатикой», «социальной информатикой», или точнее – «документальной информатикой», поскольку в центре внимания при социальном использовании информации лежит работа с документами, содержащими информацию.

Таким образом информатика (и в том, и в другом понимании) – это рассмотрение только части проблем информации как философского понятия. Общая наука об информации в целом вряд ли возможна, аналогично тому, как не существует общей науки о веществе, об энергии. Наиболее общая наука о веществе – физика фактически распадается на ветви, представители которых с трудом понимают друг друга, не говоря уж о том, что химия (тоже наука о веществе) и вовсе выведена за рамки физики. Некоторые ученые, тем не менее, неоднократно провозглашали создание общего «информациеведения» под различными наименованиями, но соответствующие труды носят пока только умозрительный характер и не вписываются в систему современных научных знаний.


1 О влиянии книгопечатания на человеческое общество можно составить представление по классической работе: Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. – Академический проект: Фонд «Мир», 2005. – 496 с.




Похожие:

Лекция Информация и информатика iconЛекция цифровых образовательных ресурсов серии Открытая Информатика 0
В 2009 году в лицей поступила коллекция цифровых образовательных ресурсов серии Открытая Информатика 0
Лекция Информация и информатика iconТематическое планирование с указанием содержания и требований 5 класс
Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места
Лекция Информация и информатика iconДокументы
1. /лекция 10_современное тв и радио.doc
2. /лекция...

Лекция Информация и информатика iconПрограмма курса «Информатика и икт» к учебнику "Информатика" (Н. В. Макарова) 10 11 класс
Рабочая программа по курсу «Информатика и икт» ориентирована на примерную программу, составленную на основе федерального компонента...
Лекция Информация и информатика iconДокументы
1. /Информатика/рабочая программа информатика 2-4.doc
Лекция Информация и информатика iconДокументы
1. /11/08-1014.doc
2. /11/Лекция ь10(03_11_98).doc
Лекция Информация и информатика iconСобеседование по дисциплине Информатика
Есть документ об изучении дисциплины (должно быть слово «информатика» и кол-во часов не меньше 100)
Лекция Информация и информатика iconКалендарно-тематический план по дисциплине (предмету) Информатика и информационные технологии на 2008-09 учебный год
Составлен на основании рабочей программы, утвержденной пцк «информатика» 09. 07
Лекция Информация и информатика iconЧеловек и информация Информация и знания к слову «информация»
Именно здесь чаще всего употребляются такие выражения, как «информационное сообщение» или «оперативная информация». Цель таких сообщений...
Лекция Информация и информатика iconН. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в основной школе и ориентирована на преподавание предмета по учебник
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов