Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов icon

Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов



НазваниеУчебное пособие для учащихся 10 (11) классов
страница1/18
Дата конвертации23.08.2012
Размер1.44 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие»

Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В.

_____________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ III. ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ




§11. Город как урбосистема. Городская среда



Это вы знаете

1. Опираясь на знания, полученные в курсе, сформулируйте определение города.

2. Запишите ваше определение в тетрадь. Если вы испытываете трудности, обратитесь к параграфу 6 «От города до мегаполиса» и уточните данное вами определение.


Как работать с параграфом

  1. Ознакомьтесь с текстом параграфа. Выделите незнакомые термины и запишите их в тетрадь.

  2. Дайте им определения.

  3. По заданию учителя разделитесь на группы по 5–6 человек.

  4. Работая в группе, проверьте друг у друга знание основной терминологии параграфа.


Городская среда существенно отличается от природной. Она преобразуется в соответствии с потребностями человека.

Города стали своеобразными ядрами антропогенного нарушения природы. Их рост всегда сопровождается сокращением количества чистого воздуха, воды, почвы, зелёного пространства. С жизнедеятельностью города связано изменение геологического строения, рельефа, климата территории, условий питания подземных вод, их химического состава.

В воздухе, почве, воде города происходит постоянное накопление веществ, вызванное разрывом трофических цепей и влиянием города на процессы теплового и газового обмена.


Цепи питания (трофические цепи) – это такие ряды, в которых каждый предыдущий организм служит пищей последующему. Отдельные звенья цепей питания называют трофическими уровнями. Главное свойство цепи питания осуществление биологического круговорота веществ и высвобождение запасенной в органическом веществе энергии. Различают цепи выедания (начинаются с живых растений) и цепи разложения (начинаются с мертвого растительного опада или помета животных). Цепи питания в природе сложно переплетены и образуют сети питания.


Город является открытой системой, так как обменивается с окружающей средой веществом и энергией. Он состоит из множества взаимосвязанных компонентов. Город как урбосистема коренным образом отличается от естественных экосистем. Эти различия продемонстрированы на следующей схеме.




Рис. 1. Естественная экосистема. Рис. 2. Урбосистема.



Урбосистема – неустойчивая природно-антропогенная система, состоящая из архитектурно-строительных объектов и нарушенных естественных экосистем.


В урбосистемах процессы биологического круговорота веществ нарушены. Регулирование потоков вещества и энергии человеку приходится брать на себя. Человек должен регулировать как потребление городом энергии и ресурсов – сырья и пищи, так и количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, воду и почву в результате деятельности промышленности и транспорта. Таким образом, городская среда в большей степени отходит от равновесной системы и требует существенных усилий для поддержания системы жизнеобеспечения людей: достаточности пищи, произведённой за пределами города, качества воды и атмосферного воздуха.

Современные крупные города, в том числе Москва, – неустойчивые системы. Хрупкость экологического баланса городской среды проявляется в том, что нарушаются фундаментальные законы и правила экологии (закон оптимума, закон ограничивающего фактора, правило 10 %).

Законы влияния экологических факторов на организмы определяют всю нашу жизнь. В быту они проявляются в необходимости соблюдать меру в потреблении тех или иных веществ: пищи и отдельных её компонентов, лекарственных препаратов, чистящих и дезинфицирующих препаратов.


Экологические факторы – это условия окружающей среды, на которые организмы реагируют приспособительными реакциями (адаптациями).

Абиотические (физико-химические) факторы – факторы неживой природы, определяют пределы устойчивости жизни на Земле (температура, освещённость, влажность, давление, содержание кислорода, солевой состав воды и почвы и другие).

Биотические факторы – факторы живой природы, определяемые взаимодействием живых организмов: растений, животных, микроорганизмов.

Атропогенные факторы – факторы, определяемые деятельностью человека. В их числе различают прямое влияние на организмы (например, промысел) и косвенное – влияние на место обитания (например, загрязнение среды, уничтожение растительного покрова, строительство плотин на реках).



Рис. 3. Кривая действия экологического фактора на живые организмы.


Однако эти простые и легко понимаемые законы часто грубо нарушаются в хозяйственной деятельности, что приводит к загрязнению среды и экологическим катастрофам. Так, например, загрязнение водоёмов города органическими веществами ведёт к размножению бактерий и водорослей с последующим загниванием отмершей массы и созданием анаэробных условий. Низкокачественные продукты питания и вода, не отвечающая санитарно-гигиеническим нормам, сказываются на состоянии здоровья горожан.


Закон экологического оптимума состоит в том, что каждый экологический фактор имеет определённые пределы положительного влияния на организмы. Недостаточное или избыточное действие фактора отрицательно сказывается на жизни организмов. Границы благоприятного воздействия называются зоной оптимума экологического фактора.

Закон ограничивающего (лимитирующего) фактора заключается в том, что наиболее значим тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма значений.

Правило 10 % при переходе с одного трофического (пищевого) уровня на другой потребляется в среднем 10% энергии биомассы (или вещества в энергетическом выражении).


Кроме приведённых законов, существует правило взаимодействия факторов. Сущность его заключается в том, что одни факторы могут увеличивать или уменьшать силу действия других. Например, избыток тепла может в какой-то мере смягчаться пониженной влажностью воздуха, недостаток света для фотосинтеза растений – компенсироваться повышенным содержанием углекислого газа в воздухе. Однако из этого не следует, что факторы могут заменять друг друга.

Человек своей деятельностью часто нарушает практически все перечисленные закономерности. Особенно это относится к лимитирующим факторам (разрушение местообитаний, нарушение режима водного и минерального питания). Уже с момента своего возникновения города преобразовывали окружающую природную среду: вырубались и редели леса, осушались болота, прокладывались дороги, строились здания, создавались каналы и водохранилища.

В результате в городе значительно сократилось биологическое разнообразие живых организмов, а также ухудшились условия обитания самого человека, что негативно сказывается на его здоровье.


Подумайте и ответьте

  1. Сравните естественную экосистему и урбосистему по следующим признакам:

  • основные компоненты;

  • биологическое разнообразие;

  • источники энергии;

  • особенности процессов регуляции;

  • условия существования.

  1. Поразмышляйте над высказыванием: «Современные крупные города, в том числе и Москва, представляют собой неустойчивые системы». Сформулируйте, каковы, на ваш взгляд, возможные пути повышения стабильности городов.


Оцените свою работу на уроке

  • Я работал хорошо (внимательно читал, выделял незнакомые термины,

давал им определение).

  • Я был недостаточно активен (почему)?

  • Для того чтобы работать лучше, мне необходимо…

  • Помог ли мне такой способ работы изучить материал?



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18




Похожие:

Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов iconУчебное пособие для учащихся 10 (11) классов
Учебное пособие предназначено для учащихся 10 (11) классов общеобразовательных школ. Содержание пособия разработано с учетом последних...
Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов iconУчебное пособие для учащихся 10 (11) классов
Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие»
Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов iconУчебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие» Ягодин Г. А., Аргунова М. В., Плюснина Т. А., Моргун Д. В
Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие»
Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов iconУчебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие» Ягодин Г. А., Аргунова М. В., Плюснина Т. А., Моргун Д. В
Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие»
Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов iconТематический план для учащихся 7 классов № п/п Подразделы и темы
Учебное пособие. Технология.(вариант для девочек). 5-11 кл. Под ред. В. Д. Симоненко. 2004--2006 г г
Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов iconУчебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея министерство образования и науки
Белоусов Д. Л. Эволюция систем органов. Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея. Троицк,...
Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов iconУчебное пособие для учащихся 10 (11) классов
Проблемы, которые сегодня мы создали в мире, не могут быть решены на уровне мышления, который их породил
Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов iconУчебное пособие для учащихся

Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов iconУчебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие» Ягодин Г. А., Аргунова М. В., Плюснина Т. А., Моргун Д. В
Проблемы, которые сегодня мы создали в мире, не могут быть решены на уровне мышления, который их породил
Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов iconУчебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1982. 256 с. Антонов В. Ф., Черныш А. М., и др. Биофизика: Учебное пособие для вызов. М.: Гуманитарно-издательский центр «владос», 1999. 288 с
Анализ производительности ЭВМ методами теории массового обслуживания, М.: «Энергия», 1972. 176 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов