Примерные вопросы школьного тура олимпиады по обществознанию icon

Примерные вопросы школьного тура олимпиады по обществознанию



НазваниеПримерные вопросы школьного тура олимпиады по обществознанию
Дата конвертации26.08.2012
Размер64.46 Kb.
ТипДокументы


Примерные вопросы школьного тура олимпиады по обществознанию

9 КЛАСС


Блок I. Дайте правильный ответ (1 балл за каждый правильный ответ)


1. Философское направление, отрицающее познавательную и практическую ценность традиционной философии и признающее единственным источником подлинного «положительного» знания только специальные науки, опирающиеся на эмпирический опыт – это _______________________________________________________________________________.

Назовите двух представителей этого направления: ________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________.

2. Кому из русских поэтов XX в. принадлежит следующее философское высказывание: «Слова только определяют, ограничивают мысль, а символы выражают безграничную сторону мысли» - ____________________________________________________________________.

К какому художественному направлению относится этот поэт - _______________________________________________________________________________.


3. Понятие «социальное действие» было введено в социологию и научно обосновано _______________________________________________________________________________.


4. Государство получает средства для своего бюджета, собирая налоги со всех предприятий и граждан. Может ли оно, получая ту же сумму в бюджет из прибыли нескольких крупнейших предприятий, отменить налоги с остальных?

а) не может, поскольку такую сумму с нескольких предприятий получить нельзя;

б) может, но указанные предприятия, отдавая всю прибыль, не смогут нормально работать, что оказывается невыгодным;

в) может, но на это не пойдут коллективы предприятий, попадающие в неравные условия с прочими фирмами;

г) не может, поскольку функции налогов не сводятся только к формированию государственного бюджета.


5. Основной функцией социального института является ________________________________

_______________________________________________________________________________.


6. Какое из действий уменьшит постоянные производственные расходы фирмы?

а) снижение окладов управляющих;

б) снижение зарплаты рабочим;

в) уменьшение числа рабочих;

г) уменьшение количества сырья.


Блок II. Назовите понятие, общее для приведенных ниже слов, объединяющее их

(2 балла за каждый правильный ответ)

^

1. Социальная позиция, статусное имя, статусное содержание.


______________________________________________________________________________________________.


2. Социальный статус, социальная роль, совокупность.


_______________________________________________________________________________.


3. Каменный топор, сеялка, фрезерный станок, компьютер.

_______________________________________________________________________________.


4. Э. Мане, К. Писсарро, П. Сезан, В. А. Серов, И.Э. Грабарь.

_______________________________________________________________________________.


Блок III. Найдите лишнее понятие в перечне. Подчеркните его. Объясните ваше решение (от 1 до 3 баллов в зависимости от полноты ответа)


1. Республика, монархия, федерация.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


2. Касты, сословия, этносы, классы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


3. Экономика централизованного планирования, экономика регулируемого ценообразования, пятилетний план экономического развития.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________.


Блок IV. Большинство понятий и терминов современного обществознания имеет греческие и латинские корни. Перед вами слова, полученные путем их буквального перевода на русский язык. Ваша задача - назвать соответствующий русскому переводу научный термин (2 балла за каждый правильный ответ)


1. Божественная власть.

2. Коренной.

3. Определяю.

4. Управление.

5. Положительный.

Блок V. Вставьте пропущенные слова (1 балл за каждое правильное слово)


1. __________________________________________ - это достигнутое сторонами в любой стадии судейского процесса соглашение об условиях разрешения гражданского дела без судебного решения. Оно подлежит _________________________________________________.


2. Постоянная правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях - __________________________________________________________.


3.Социология различает два основных типа взаимодействия: ______________________

__________________________________________________________________________.


Блок VI. Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и прочее (по 2 балла за каждое определение)


1. Субъект, совокупность, закон, установленный, хозяйственный, неполитические, порядок, созданный, самостоятельный, отношения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


2. Платежи, организация, государство, обязательные, социальная, юридические, физические лица, страна, взимаемый, данная.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Блок VII. Установите соответствие между представленными позициями

(1 балл за каждую верную пару)


1. Соотнесите художественные направления и их представителей:

Художественные направления

Художники

1. Романтизм

А. В.В. Кандинский

Б. Э. Делакруа

2. Кубизм

В. П. А. Федотов

Г. П. Пикассо

3. Реализм

Д. Дж. Поллок

Е. О.А. Кипренский

4. Абстракционизм

Ж. К. Коро

З. П.П. Кончаловский


1. - ___; 2. - ___; 3. - ___; 4. - ____.


2. Соотнесите понятие и определение:

Понятие:

Определение:

1. Тирания

А. Абсолютная и беззаконная власть одного лица

2. Авторитаризм

Б. Власть, стремящаяся к всеохватывающему контролю за жизнью общества в целом и каждой личности в отдельности

3. Деспотизм

В. Историческая разновидность диктатуры, характеризующаяся властью одного лица, опирающегося на могущественный чиновничий аппарат

4. Тоталитаризм

Г. Монополия на власть какой-либо одной партий, группы или одного лица при сохранении ограниченных свобод


1- ____; 2 - ____; 3 - _____; 4 - _____.


Блок VIII. Прочитайте текст и ответьте на вопросы (3 балла по 1 баллу за каждый правильный ответ)


1. В одной из своих работ американский социолог Д. Белл писал: «Современными «пособиями по этикету» являются кино, телевидение, реклама. Однако в то время как реклама только стимулирует запросы, другие средства связи выполняют более деликатную роль в развитии новых общественных навыков. Они «развивают» народные вкусы, предоставляя затем целому ряду специальных организаций удовлетворение утончившихся вкусов… Хотя сначала эти перемены касаются лишь внешних сторон жизни - манер, мод, вкусов, питания, развлечений, - однако рано или поздно их влияние начинает сказываться и на таких основных факторах, как вопросы семейного авторитета и общественные ценности…»

О какой форме культуры идет речь в данном фрагменте?

___________________________________________________________________________

Когда появилась эта форма культуры?

___________________________________________________________________________

С чем было связано появление данной формы культуры?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Блок IX. Представьте себе такую ситуацию (от 1 до 3 баллов в зависимости от полноты ответа)


1. Гражданин Ф., подавая в суд жалобу на неправомерные действия должностного лица, обосновал свою жалобу ссылкой на нормы Всеобщей декларации прав человека.


Вправе ли суд при рассмотрении жалобы руководствоваться данными нормами?

Свой ответ обоснуйте.


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Блок X. Прокомментируйте следующее высказывание (от 1 до 7 баллов в зависимости от полноты ответа)


1. «Природа демократии такова, что она заставляет народные массы не подпускать выдающихся людей к власти, а эти последние, движимые не менее сильным чувством, бегут от политической карьеры, где трудно оставаться самим собой и идти по жизни, не оскверняясь».

(А. де Токвиль «О демократии в Америке»


Комментарий необходим с точки зрения того: а) прав ли автор, считая, что институт демократии не способен гарантировать привлечение к управлению страной наиболее достойных людей; б) прав ли автор, считая, что наиболее достойные сами бегут от власти в условиях демократии.

Свое мнение обоснуйте.


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.




Похожие:

Примерные вопросы школьного тура олимпиады по обществознанию iconПримерные вопросы школьного тура олимпиады по истории 10-11 класс 1
Кромешники, земщина, Александрова слобода
Примерные вопросы школьного тура олимпиады по обществознанию iconПримерные вопросы школьного этапа олимпиады по истории. 9 класс 1
Он приказал убить полоцкого князя Рогволда, способствовал убийству своего брата князя Ярополка, изгнал варягов из Киева, осуществил...
Примерные вопросы школьного тура олимпиады по обществознанию iconШкольного этапа Всероссийской олимпиады школьников стали: по обществознанию

Примерные вопросы школьного тура олимпиады по обществознанию iconМетодические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2008-09 уч. Года содержание
Основные нормативные документы, определяющие проведение всероссийской олимпиады школьников
Примерные вопросы школьного тура олимпиады по обществознанию iconВыписка из протоколов школьного тура моу ксош №4 Всероссийской олимпиады школьников
На основании протоколов предметных олимпиад, проведенных в моу ксош №4 по математике, физике, информатике, русскому языку, литературе,...
Примерные вопросы школьного тура олимпиады по обществознанию iconРезультаты школьного тура олимпиады по географии 13. 10. 2012

Примерные вопросы школьного тура олимпиады по обществознанию iconИнформация моу «сош с. Орлик» об участии в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников
В муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие победители и призёры школьного тура олимпиады
Примерные вопросы школьного тура олимпиады по обществознанию iconСправка по итогам ΙΙ- го (зонального) тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников и региональных олимпиад в 2009- 2010 учебном году
Й (зональный) тур муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2009 – 2010 учебном году (Приказы дон краснодарского...
Примерные вопросы школьного тура олимпиады по обществознанию iconАнализ результатов школьного тура олимпиады предметна область «Математика» 2011-2012 учебный год

Примерные вопросы школьного тура олимпиады по обществознанию iconАнализ результатов школьного тура олимпиады предметна область «Математика» 2010-2011 учебный год

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов