Модель региональной системы дистанционного повышения Квалификации работников образования и опыт ее реализации в сфере икт введение icon

Модель региональной системы дистанционного повышения Квалификации работников образования и опыт ее реализации в сфере икт введение



НазваниеМодель региональной системы дистанционного повышения Квалификации работников образования и опыт ее реализации в сфере икт введение
Дата конвертации26.08.2012
Размер271.77 Kb.
ТипРешение



Н.А.Гаврилов, В.Т.Курдин, А.Б.Полянин, С.В.Шубин

Модель региональной системы дистанционного повышения

Квалификации работников образования и опыт ее реализации в сфере ИКТ

Введение

Важнейшие задачи, поставленные перед российской системой образования на долгосрочную перспективу сформулированы в основных направлениях социально-экономической политики правительства Российской Федерации.К ним относятся:

  • обеспечение качественного и доступного образования всем слоям населения,

  • поддержка вхождения новых поколений в глобализованный мир, в открытое информационное сообщество.

В дальнейшем эти задачи были конкретизированы в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и Концепции профильного обучения.

Решение поставленных задач для России и Пермской области предполагает создание такой системы образования, которая способствовала бы установлению равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и потребностями, создание единого информационно-педагогического пространства региона. Центральным вопросом при решении данной проблемы является качество подготовки педагогов, т.к. позиция педагога является ключевой в образовательном процессе. К сожалению, в настоящее время большинство педагогов не готово к решению вышеперечисленных задач. Поэтому актуальным в настоящее время становится разработка такой системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, которая эффективно и быстро могла бы ответить на запросы времени.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», один раз в пять лет педагогические работники должны пройти обучение в системе повышения квалификации. По данным Министерства образования Российской Федерации в системе общего образования Пермской области (по состоянию на 1 октября 2001 года) работают 29400 штатных педагогов, в том числе: в городских школах 17500 специалистов, в сельских – 11900 специалистов. Это означает, что ежегодно на различных курсах повышения квалификации и переподготовки должны обучаться 5800 человек. Однако в настоящее время региональная система повышения квалификации в состоянии удовлетворить потребности в обучении только 1500-2000 человек. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что уже сегодня необходимо повысить производительность этой системы в 3-4 раза. Очевидно, что на основе традиционных образовательных технологий решить задачи повышения квалификации и переподготовки педагогов представляется весьма проблематичным.


Анализ современных образовательных технологий, применимых для повышения квалификации педагогических работников показывает, что наиболее широкие перспективы имеют дистанционные образовательные технологии (ДОТ), предполагающие использование в образовательном процессе традиционных и специфических методов, средств и форм обучения, основанных на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Следует отметить, что основой образовательного процесса при использовании ДОТ составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося. При этом каждый может обучаться в удобном для себя месте, в удобном темпе, по индивидуальному графику учебного процесса, получая при этом доступ ко всему образовательному и культурному пространству региона.

^ Нормативная база

Основными документами, регламентирующими применение дистанционных образовательных технологий, на федеральном уровне являются:

  • ^ Закон Российской Федерации “Об образовании”. Новая редакция пункта 3 статьи 15 Закона гласит: “Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодической промежуточной аттестации обучающихся, методик образовательного процесса, образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Образовательное учреждение может использовать дистанционные образовательные технологии для реализации образовательной программы частично или в полном объёме (за исключением некоторых занятий) в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием”.

  • Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации” .

Региональный компонент нормативной базы в области дистанционного обучения, регламентирующий функционирование системы повышения квалификации практически отсутствует.

В связи с этим при разработке в будущем региональной нормативной базы, необходимо отразить следующие моменты:

  • утверждение методик применения дистанционных образовательных технологий при организации и проведения обучения в системе повышения квалификации работников образования;

  • утверждение системы оплаты инновационного труда преподавателей по формированию содержания курсов дистанционного обучения и специалистов других областей, привлеченных к созданию курсов дистанционного обучения для системы повышения квалификации работников образования;

  • разработка и утверждение критериев отбора образовательных ресурсов для системы повышения квалификации, разработанных в ведущих ВУЗах Российской Федерации.

  • разработка норм оплаты труда при организации учебного процесса на основе дистанционных образовательных технологий.

Процесс формирования нормативной базы значительно ускорит внедрение ДОТ в систему повышения квалификации работников образования.


^ Применение дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации работников образования Пермской области

Для широкого внедрения в практику дистанционных образовательных технологий необходимы организационные, кадровые, технические и технологические предпосылки. Все указанные группы предпосылок не являются специфическими для системы дистанционного повышения квалификации учителей и должны сложиться при формировании системы дистанционного обучения Пермской области.

Организационные предпосылки включают:

  • Создание регионального центра дистанционного обучения.

  • Создание локальных центров дистанционного обучения, в том числе на базе создаваемых по проекту Мирового Банка и Министерства образования межшкольных ресурсных центров (ММЦ).

  • Включение созданного в Пермской области регионального центра дистанционного обучения в систему региональных центров ДО Министерства образования Российской Федерации.

Технические предпосылки формирования региональной системы дистанционного обучения включают следующее:

  • Пополнение и обновление компьютерного парка учреждений образования Пермской области.

  • Создание локальных сетей учреждений образования.

  • Создание единой телекоммуникационной сети региональной системы образования.

Технологические предпосылки формирования региональной системы дистанционного обучения заключаются в создании относительно дешевой технологии производства, поддержки в актуальном состоянии и применения в реальном учебном процессе дистанционных курсов. Учитывая сегодняшние реалии, в частности степень развития сетевых технологий в большинстве территорий, следует иметь в виду, что в условиях Пермской области в настоящее время будет востребована только кейс-технология. Однако по мере развития телекоммуникаций необходимо предусматреть быстрый, дешевый и “малозаметный” для конечного пользователя переход на более передовую сетевую дистанционную образовательную технологию. Сказанное вовсе не означает полный отказ от последней. Сетевая технология ДО уже применяется при повышении квалификации учителей в Перми, Соликамске, некоторых школах Кунгура, Чайковского, Пермского района. Однако, к сожалению, даже в среднесрочной перспективе не приходится говорить о том, что интернет-технологии станут базовыми при дистанционном обучении учителей в большинстве территорий региона.

Таким образом, технология производства курсов дистанционного обучения для повышения квалификации учителей в настоящее время должна предусматривать множественность способов доставки основного учебного материала:

  • на CD-дисках;

  • посредством Интернет.

Следует особо подчеркнуть, что создание обучающих CD-дисков не должно предполагать создание локальных программных комплексов или оболочек. На любой рабочей станции, независимо от того, подключена она к Интернет или нет, дистанционный курс должен иметь одинаковый интерфейс, а функциональность локализованной версии дистанционного курса должна быть максимально (насколько это возможно) приближена к полнофункциональному сетевому курсу.

Пермский областной (региональный ) институт повышения квалификаци активно внедряет в систему повышения квалификации новые информационные технологии. На настоящий момент:

- создан банк курсов дистанционного обучения, состоящий из 19 курсов дистанционного обучения, которые прошли апробацию в реальном учебном процессе и 22 курса дистанционного обучения, находящихся в завершающей стадии разработки;

  • разработаны образовательные программы подготовки авторов курсов дистанционного обучения.

Подготовлено более 50 авторов курсов дистанционного обучения из числа преподавателей и методистов ПОИПКРО, учителей школ для детей с ограниченными возможностями здоровья;

В течение 2002-2003 учебного года в ПОИПКРО с использованием кейс-технологии было обучено более 700 учителей образовательных учреждений области.

В соответствии с данной нормативной базой дистанционной образовательной технологией и используя имеющийся банк курсов дистанционного обучения, ПОИПКРО приступил к созданию дистанционных образовательных программ повышения квалификации педагогов всех типов образовательных учреждений:

- образовательные программы (более 156 час.) включающие общеобразовательные и предметные разделы, учитывающие стаж, опыт работы и уровень притязаний специалиста образования;

  • образовательные программы (от 36 до 72 час.), включающие только общеобразовательные разделы.

Использование данных 2-х видов дистанционных образовательных программ, позволяет строить учебный процесс с учетом интересов самих обучающихся и предоставлять им право выбора технологии повышения квалификации:

  • очная, традиционная лекционно-сессионная технология обучения,

  • дистанционная,

  • комбинированная (очно-дистанционная). При использовании данной технологии специалист системы образования общеобразовательные разделы программы изучает дистанционно, а предметный раздел программы – очно.



^ Структура региональной системы дистанционного повышения квалификации

В настоящее время в Пермской области сложилась структура повышения квалификации педагогических кадров, которая включает в себя следующие элементы:

  1. Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования — Пермский областной институт повышения квалификации работников образования.

  2. Государственные учреждения высшего и среднего профессионального образования, реализующие программы повышения квалификации как дополнительные к основному виду образовательной деятельности (ПГУ, ПГПУ, ПГТУ, ПРИПИТ, педагогические училища).

  3. Муниципальные учреждения дополнительного профессионального образования (ГЦРО г. Перми и др. ).

  4. Негосударственные образовательные учреждения, имеющие лицензию на данный вид деятельности (ЗУУНЦ и др.).

  5. Учреждения дошкольного, общего и дополнительного образования, являющиеся экспериментальными педагогическими площадками, опорными школами по различным инновационным направлениям.

  6. Районные и городские методические службы.

Все указанные выше учреждения осуществляют повышение квалификации различных категорий слушателей. Наряду с традиционными формами повышения квалификации (лекции и семинары), в последние годы в региональной системе повышения квалификации работников образования развиваются различные модели дистанционного обучения. К сожалению, в настоящее время удельный вес этих моделей в региональной системе повышения квалификации достаточно мал.

Анализ деятельности перечисленных учреждений по повышению образовательного уровня педагогических кадров позволяет выделить три основные профессиональные позиции:

1. Научно-методические сообщества, разрабатывающие теоретические, методологические и методические проблемы дистанционного обучения в системе образования.

2. Отдельные команды, проводящие опытно-экспериментальную работу на базе образовательных учреждений и накопившие определенный опыт по внедрению дистанционного обучения

3. Организационно-методические объединения и структуры, призванные обеспечивать содержательные и организационные связи между научно-методическими сообществами, педагогическими коллективами инновационных образовательных учреждений и всеми остальными субъектами образовательной и управленческой деятельности (ГЦРО, муниципальные методические службы).

Одним из звеньев дистанционных способов повышения квалификации является именно региональная методическая служба.

Следует отметить, что большинство методистов – работников районных методических служб по своей компетенции не соответствуют требованиям, предъявляемым к организатором системы ДО.

В связи с этим, ключевой проблемой развития региональной системы повышения квалификации в свете возможностей в дистанционных формах обучения является качественное повышение компетентности и профессионализма методических кадров области. Данная проблема может быть разрешена массовой переподготовкой кадров на базе учреждений повышения квалификации региона.

Кроме того, даже при организации централизованной модели повышения квалификации возникают проблемы компетентности работников учреждения образования в части использования дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации


^ Функциональная модель региональной системы дистанционного повышения квалификации


Общие принципы разработки и поддержки информационных ресурсов региональной системы дистанционного повышения квалификации

Разработка и внедрение любых систем, связанных с информатизацией образования является крайне дорогостоящим мероприятием. В связи с этим необходимо избегать дублирования затрат на решение одних и тех же задач как в масштабах отдельного образовательного учреждения, так и в масштабах отрасли и региона. Несмотря на то, что в настоящее время, как уже указывалось выше, в качестве основной целесообразно использовать кейс-технологию дистанционного обучения, наиболее полно преимущества дистанционных образовательных технологий реализуются при внедрении в практику сетевой образовательной технологии. В связи с этим целесообразно кратко остановиться на описании разработки информационных ресурсов для дистанционного обучения, принятой в ПГУ.

Найденные и апробированные на практике решения позволяют утверждать, что разработанная и созданная в ПГУ система поддержки сетевого дистанционного обучения, может служить технологической и технической основой для построения региональной системы дистанционного обучения не только для студентов, абитуриентов и школьников, но и для дистанционного повышения квалификации учителей.

В ПГУ принят курс на создание собственного комплекса прикладного программного обеспечения для поддержки процесса дистанционного обучения и автоматизированной сборки и обновления содержания электронной библиотеки и дистанционных курсов. Это решение принято по следующим причинам. Зарубежные программные комплексы, предложенные на рынке коммерческих разработок, имеют крайне высокую стоимость, большие требования к ресурсам вычислительной техники, предполагают наличие высококвалифицированного персонала для поддержки эксплуатации программного обеспечения. Отечественные наработки, продекларированные как системы для поддержки дистанционного обучения, зачастую таковыми не являются, имеют низкий уровень исполнения и реализуют только часть функций, необходимых для обеспечения дистанционного обучения. Впрочем, необходимо отметить, что качество отечественных разработок неуклонно возрастает в последние годы.

Процесс создания и успешной эксплуатации дистанционных курсов и электронной библиотеки разбивается на три взаимосвязанные задачи. Первая из них – разработка содержания, вторая – создание программных средств для автоматизированной сборки учебных материалов, пополнения библиотеки и поддержки учебного процесса, третья – определение роли и организация постоянного взаимодействия подразделений, обеспечивающих дистанционный учебный процесс, дистанционное консультирование и функционирование системы в целом [10].

Разработка системы дистанционного обучения (СДО) проводится с использованием теории нечетких множеств, понятий и методов искусственного интеллекта, теории формальных языков и грамматик, методов трансляции, методов автоматического синтеза программ, объектно-ориентированного программирования.

Заложенные на этапе проектирования СДО ПГУ технологические решения могут служить фундаментом организации дистанционного обучения на основе различных моделей учебного процесса, начиная от формирования региональной системы дистанционного образования для общеобразовательных школ, до решения разнообразного круга задач, связанных дополнительным образованием специалистов и просвещением населения.

Система дистанционного обучения может состоять из следующих основных подсистем:

  • Хранилище дистанционных курсов.

  • Электронная библиотека.

  • Подсистема средств интерактивного взаимодействия субъектов учебного процесса.

  • Подсистема промежуточного и итогового контроля знаний.

  • Подсистема поддержки процесса дистанционного обучения.

Необходимо подробнее остановиться на требованиях к структуре информационных ресурсов образовательной направленности, которые позволяют не только оптимально определять объем учебных материалов, но и грамотно организовывать учебный процесс.

Следует разграничивать содержимое электронной библиотеки и хранилища дистанционных курсов. Элементарной структурной единицей хранения электронной библиотеки является документ, а дистанционного курса – учебный модуль. Под учебным модулем мы понимаем логически единую совокупность учебной информации, представляющую собой элементарную единицу учебного курса; учебные модули объединены в темы, которые в свою очередь составляют целостный дистанционный курс.

Общие принципы создания дистанционных курсов и виртуальной электронной библиотеки, а также организация доступа к ним должны обеспечивать возможность их интеграции не только в региональную распределенную информационную систему образования и науки Пермской области, но и в интегрированную автоматизированную систему Министерства образования Российской Федерации.

При создании хранилища дистанционных курсов и электронной библиотеки с системой поддержки процесса обучения необходимо выполнить ряд дидактических, методических и технических требований.

^ Дидактические требования. Перечень и содержание дисциплин должны соответствовать Государственному Образовательному Стандарту по соответствующей специальности, чем определяется общая трудоемкость их изучения. Объем учебного материала должен соответствовать требованиям к уровню соответствующих программ профессиональной подготовки. Электронная библиотека играет вспомогательную роль и служит дополнительным источником информации для более полного удовлетворения информационных потребностей пользователей.

^ Методические требования. При разработке гипертекстовых учебных материалов для дистанционных курсов применяется модульный принцип их компоновки. Структура типового дистанционного курса, интегрированного в систему сопровождения учебного процесса, включает следующие функциональные модули:

  • Расписание;

  • Учебные материалы;

  • Самотестирование, упражнения;

  • Контрольные задания;

  • Контрольные тесты;

  • Средства общения (электронная конференция, эмулятор электронной почты);

  • Административный модуль;

  • Модуль помощи.

Учебные материалы включают:

  • полнотекстовый лекционный материал;

  • графики, рисунки, интерактивные элементы (задачи с приведенным решением, упражнения) и другие компоненты, необходимые для успешного изучения материала;

  • дополнительные источники информации (статьи и другие документы электронной библиотеки, ссылки, список рекомендуемой литературы);

  • глоссарий терминов.

Средства самоконтроля степени усвоения материала, промежуточного и итогового контроля знаний содержат:

  • контрольные вопросы и задания, вопросы для обсуждения на телеконференциях;

  • задачи без приведенного решения с автоматизированной проверкой правильности решения;

  • сетевую систему тестирования.

При разработке электронной библиотеки гипертекстовых документов также применяется модульный принцип, но организация информационного наполнения здесь иная. С одной стороны документы сгруппированы по тематическим рубрикам, с другой – по авторам.

Поскольку система дистанционного обучения организована по модульному принципу, предусмотрена возможность самостоятельного (независимого от дистанционных курсов) использования электронной библиотеки, в силу того, что не все пользователи ставят перед собой цель пройти курс обучения. Однако и в этом случае зарегистрированные в СДО пользователи могут обратиться к модераторам телеконференции за консультацией или направить электронное письмо эксперту с использованием эмулятора электронной почты.

^ Технические требования. При разработке и эксплуатации СДО может использоваться платформа Windows NT. Система имеет трехуровневую архитектуру (сервер баз данных – сервер приложений – клиент). В качестве системы управления базами данных использована СУБД IBM DB2, в качестве web-сервера – Apache.

При разработке дистанционных курсов и электронной библиотеки используются открытые интернет-стандарты, обеспечивающие возможность обучения, обновления материалов, управления учебным процессом и общее администрирование с помощью стандартных программных средств.

Все разработанные дистанционные курсы и электронная библиотека имеют единую систему управления и сопровождения (поддержки), основанную на интегрированной работе серверов [11]. Данный подход особенно важен для снижения затрат на производство и обновление содержания учебных материалов дистанционных курсов и электронной библиотеки.

При проведении обучения слушателей необходимо разграничить права доступа к данным и функциональным модулям созданных ресурсов разным категориям пользователей (обучаемые/пользователи, преподаватели, администраторы учебного процесса, модераторы телеконференций, технические администраторы) для защиты данных от несанкционированного доступа и непреднамеренного разрушения.

Система поддержки процесса обучения включает [11]:

  • базу данных;

  • систему администрирования пользователей;

  • систему администрирования и управления учебным процессом;

  • методические рекомендации для преподавателей и администраторов учебного процесса.

Программный комплекс для поддержки процесса обучения, пополнения электронной библиотеки и автоматизированной сборки дистанционных курсов обладает следующими характеристиками:

  1. возможностью быстрого создания учебных курсов, пополнения электронной библиотеки и обновления учебных материалов;

  2. возможностью моделирования структуры дистанционных учебных курсов на основе модульного принципа, когда одни и те же модули, если это необходимо, могут быть включены в несколько учебных курсов в пределах одной программы обучения;

  3. возможностью быстрого формирования учебных групп и предоставления доступа к различным образовательным ресурсам, хранящимся на сервере;

  4. возможностью определения различного уровня доступа к учебным и иным материалам, связанных с учебным процессом, для разных категорий пользователей (пользователей, преподавателей, модераторов, администраторов);

  5. возможностью мониторинга успеваемости всех студентов со стороны преподавателей и администраторов на протяжении всего времени обучения.

На этапе внедрения и эксплуатации электронной библиотеки организаторы учебного процесса обеспечивают набор обучаемых и формирование групп. Преподаватели поддерживают процесс самостоятельного изучения материала пользователями, обновляют содержание учебных материалов по мере необходимости и пополняют электронную библиотеку документами. Кроме того, на плечи преподавателей лягут обязанности по организации и управлению системой дистанционных консультаций в форме асинхронных телеконференций. Специалисты Межфакультетского центра дистанционного обучения обеспечат бесперебойную работу серверов и системы сопровождения процесса обучения и консультирования.


^ Описание функциональной модели дистанционного повышения квалификации учителей


Формирование системы дистанционного повышения квалификации работников образования включает решение трех взаимосвязанных задач:

  • создание и накопление банка цифровых материалов в виде курсов дистанционного обучения и материалов электронной библиотеки;

  • привлечение внешних информационных ресурсов образовательной направленности (дистанционных курсов, электронных библиотек);

  • организация процесса обучения.
^

Создание и накопление банка цифровых материалов


Для создания банка цифровых материалов необходимо:

-провести обучение сотрудников института повышения квалификации информационным технологиям и приемам формирования курсов дистанционного обучения;

-создать в учреждениях повышения квалификации работников образования специализированные технические отделы, занимающиеся производством курсов дистанционного обучения. При этом к функциям технического отдела относятся следующие направления:

  • помощь преподавателям в структурировании учебных материалов;

  • поддержка программной оболочки курсов дистанционного обучения;

  • аудио- и видеосъемка для курсов дистанционного обучения;

  • тиражирование курсов дистанционного обучения;

  • размещение курсов дистанционного обучения на серверах для обеспечения доступа посредством Интернет;

  • техническое сопровождение курсов дистанционного обучения.

Примерный состав технического отдела:

  • Руководитель.

  • Специалист по структурированию знаний (инженер знаний).

  • Технический администратор.

  • Системный администратор.

  • Специалист по мультимедиа-технологиям.

  • Методисты по дистанционным образовательным технологиям.

Привлечение внешних информационных ресурсов

Необходимость привлечения внешних информационных ресурсов образовательной направленности и дистанционных курсов, разработанных в других образовательных учреждениях для повышения квалификации педагогов, обусловлена главным образом тем, что формирование банка информационных ресурсов, полностью удовлетворяющих образовательные потребности педагогов региона, только силами специалистов региональных институтов повышения квалификации является практически невыполнимой задачей.

Накопление цифровых материалов предполагает создание в институте повышения квалификации группы экспертов по анализу приобретаемой цифровой информации и выработке рекомендаций для дальнейшего внедрения в учебный процесс. Прошедшие экспертизу информационные материалы формируют медиатеки института повышения квалификации, а также размещаются на серверах в электронных библиотеках и хранилищах дистанционных курсов.
^

Организация процесса обучения


При организации системы дистанционного обучения в сфере повышения квалификации работников образования на территории Пермской области возможно применение двух моделей, реализующих процесс обучения, которые не противоречат друг другу, и могут применяться в зависимости от типа образовательного учреждения, осуществляющего повышение квалификации и конкретного контингента обучаемых.

Участниками процесса дистанционного обучения являются:

  • ^ Преподаватель (методист) - работник образовательного учреждения повышения квалификации, являющейся автором курса повышения квалификации, либо осуществляющий подготовку кадров в учреждении повышения квалификации.

  • Тьютор – методист, преподаватель или консультант-наставник, входящий в преподавательский состав системы дистанционного обучения и осуществляющий методическую, а также организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы дистанционного обучения.

  • Координатор - работник представительства образовательного учреждения, осуществляющий организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы дистанционного обучения.

  • Обучаемый – работник образовательного учреждения, изучающий курс повышения квалификации.

  • ^ Технический консультант – работник представительства образовательного учреждения, осуществляющий технический консультации и техническую помощь в реализации процесса дистанционного обучения.

При организации дистанционного обучения возможна реализация двух моделей построения образовательного процесса: одноуровневой и двухуровневой (блок-схемы приведены ниже).

1. Одноуровневая модель.


Образовательное учреждение, осуществляющее дистанционное повышение квалификации




Средства коммуникации для осуществления процесса дистанционного обучения




Слушатели курсов дистанционного обучения




Необходимые условия

  • на преподавательский состав — наличие преподавателей, тьторов, координаторов;

  • на материально-техни- ческую базу — наличие компьютеров, оргтехники, средств доступа в Интернет;

  • на учебно-методичес-кую базу — наличие курсов дистанционного обучения на электронных носителях




^ Необходимые условия

наличие каналов доставки CD (при использовании кейс-технологий), телефонной связи, электронной почты, интернет связи





^ Необходимые условия

  • наличие компьютеров,

  • наличие каналов связи: для кейс-технологий — возможность доступа к электронной почте; для сетевых технологий — возможность доступа к интернет связи, для телекоммуникационных технологий — наличие цифрового канала связи (ISDN)



2. Двухуровневая модель.


Образовательное учреждение, осуществляющее дистанционное повышение квалификации




Средства коммуникации для осуществления процесса дистанционного обучения




Центры поддержки ди- станционного обучения на местах





Слушатели курсов дистанционного обучения

Необходимые условия:

  • на преподавательский состав — наличие преподавателей, тьторов, координаторов;

  • на материально-техническую базу — наличие компьютеров, оргтехники, средств доступа в Интернет;

  • на учебно-мето- дическую базу — наличие курсов дистанционного обучения на электронных носителях




^ Необходимые условия:

наличие каналов доставки CD (при использовании кейс-технологий), телефонной связи, электронной почты, интернет связи





Необходимые условия:

  • на преподавательский состав — наличие тьторов, координатров;

  • на материально-техническую базу — наличие компьютеров;

  • на каналы связи — наличие электронной почты для кейс-технологий; интернет связи для сетевых технологий; цифровой канал связи (ISDN) для телекоммуникационных технологий




Желательные условия (но необходимые)

  • наличие компьютеров,

  • наличие каналов связи: для кейс-технологий — возможность доступа к электронной почте; для сетевых технологий — возможность доступа к интернет связи, для телекоммуникационных технологий — наличие цифрового канала связи (ISDN)



Применение одноуровневой модели может быть рекомендовано образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку кадров с применением дистанционных технологий в тех случаях, когда:

  • отсутствует возможность организации представительств в районе, где находятся обучаемые;

  • группа обучаемых имеет неоднородный состав по географическому признаку (места нахождения обучаемых дислоцированы в различных районах области);

  • группа обучаемых слишком мала для организации сопровождения на местах. В данном случае учитывается возможность обучаемых выбирать время обучения самостоятельно. При растянутости во времени учебного процесса нецелесообразно подключать к организации обучения по курсу дополнительные кадры на местах

Учитывая географическую протяженность Пермской области и удаленность многих населенных пунктов от районных центров, применение одноуровневой модели может быть реализовано в ограниченном ряде случаев.

Недостатки одноуровневой модели:

  • отсутствие живого общения с тьютором в течение процесса обучение

  • отсутствие оперативной возможности получения консультаций (в случае отсутствия сетей Интернет)

  • при отсутствии технической возможности у самого обучаемого процесс обучения не может быть организован.

Отличие двухуровневой модели от одноуровневой заключается в том, что большую часть технической и организационной работы по реализации процесса обучения берет на себя представительство, в функции которого входит:

  • тьюториал;

  • техническое сопровождение процесса дистанционного обучения;

  • методическое сопровождение процесса дистанционного обучения;

  • организационное сопровождение процесса дистанционного обучения.

При организации двухуровневой модели возможны различные вариации. Тьютор может находиться как в головном образовательном учреждении, так и в представительстве. Обучаемый может использовать как собственный компьютер, так и технику и коммуникации представительства. При реализации одного курса может быть один преподаватель и несколько тьюторов.

Преимущества двухуровневой модели:

  • возможность обучаемому получить консультации на местах;

  • возможность живого общения с тьютором в течение всего процесса обучения;

  • доступ обучаемого к техническим средствам представительства (средства коммуникации, технические средства);

  • возможность одновременного охвата большого количества территорий с большими массами обучаемых (при реализации схемы по типу один преподаватель – тьюторы на местах).

В данной модели большую роль приобретут РМК как центры организации и координации процесса дистанционного обучения.

Немаловажную роль при организации процесса дистанционного обучения играет технический аспект.

Исходя из состояния коммуникаций, финансовых и технических возможностей образовательных учреждений Пермской области можно предположить, что наиболее перспективным на ближайшие два года будет являться широкое внедрение кейс-технологий, не требующих больших затрат на эксплуатацию сети Интернет для доставки основного содержания учебных материалов, качественных каналов связи и возможности постоянного доступа к сети Интернет. Следует отметить, что применение кейс-технологии в отрыве от других дистанционных образовательных технологий по нашему мнению не вполне оправдано. По крайней мере для организации промежуточного контроля знаний обучающихся целесообразно применять средства электронной почты.

Однако в связи с реализацией на территории Пермской области начиная с 2004 года программы развития межшкольных методических центров (ММЦ) возникает реальная возможность использовать при организации региональной системы дистанционного обучения учителей технические возможности созданных структур. При наличии подобных центров двухуровневая модель может иметь следующий вид:






















Каналы взаимодействия:

Канал
^

Характер взаимодействия


ОУ-РМК


Преподаватель-тьютор. Научно методическое обеспечение процесса ДО.

ОУ-ММЦ

Техническое обеспечение процесса ДО. Организация каналов связи, технические консультации.

РМК-Обучаемые

Организация процесса обучения, методическое обеспечение, работа Тьюторов и координаторов с обучаемыми по реализации процесса обучения. Консультации

ММЦ-Обучаемые

Техническая поддержка процесса ДО. Предоставление технической возможности доступа к сетевым коммуникациям.Технические консультации

РМК-ММЦ

Техническая поддержка процесса ДО. Предоставление технической возможности доступа к сетевым коммуникациям. Технические консультации


Таким образом, в предложенной модели каждое звено имеет свои четко обозначенные функции.

^ Учреждение повышения квалификации – наличие специалиста (преподавателя) и научно методическое обеспечение.

Основные функции:

  • руководство процессом обучения;

  • организация на уровне ИПК;

  • работа с тьюториалом.

РМК – организационно – методическое обеспечение и наличие специалиста (тьютора), обеспечивающего учебный процесс.

Основные функции:

  • реализация процесса обучения;

  • организация на уровне РМК;

  • работа с организаторами и обучаемыми.

ММЦ – технико-технологическое обеспечение и наличие специалиста (технического консультанта), обеспечивающего учебный процесс

Основные функции:

  • техническая реализация процесса обучения

  • техническая работа с обучаемыми

При подобной системе разделения функций региональная модель дистанционного повышения квалификации педагогических работников достаточно устойчива и эффективна.

ЛИТЕРАТУРА


1. Игнатова И.Г., Резонтов К.В. Сетевая программная оболочка "ОРОКС" как основа создания и организационного обеспечения дистанционного обучения образовательного учреждения. // Тезисы докладов международной конференции "Интернет. Общество. Личность. Новые информационно-педагогические технологии".  С-Пб, 2000.  стр. 175-176.

2. Крюков В. В., Шахгельдян К И., Архипова Е. Н. Информационная обучающая среда на основе JAVA-технологии и сервисов Интернет. // Дистанционное образование № 5. 1999.

3. Никитина Е.Ю. Структура программного обеспечения для поддержки дистанционного обучения. // 2-я международная выставка-конференция "Информационные технологии и телекоммуникации в образовании".  М., 2000.  стр. 73-74.

4. Яхшибекян А.А., Титарев Д.Л. Система автоматизированного проектирования компьютерных обучающих курсов. // Дистанционное образование № 3. 2000.

5. Ktoridou D. Strategies in Distance Learning. http://www.riis.ru/PS/Publ_www/letter.htm

6. Уваров А.Ю. Компьютерная коммуникация и современное образование.  http://www.eidos.ru/books/uvarov/begin.htm

7. Bagi J. Crooks S. M. Synchronous WWW-Based Course-Support Systems: Tools for Facilitating Online Constructivist Learning. // Ed at a Dictance Vol.15 № 4. 2001.

8. Хуторской А. В. Принципы дистанционного творческого обучения  http://www.eidos.ru/journal/issue1/khutorskoy.htm, 1998.

9. Виштынецкий Е. И. Кривошеев А. О. Применение информационных технологий в сфере образование и обучения. //Информационные технологии № 2,  стр. 32-36.

10. Маланин В. В., Суслонов В. М., Полянин А. Б. Информационные технологии в учебном процессе Пермского государственного университета // Университетское управление: практика и анализ. http://unimgm.eunnet.net/unimgm/№4(18)_2001/win/

11. Никитина Е.Ю. Управление процессом обучения в условиях открытого образования // Информатика в школе. Пермь, 2001. С. 22-24.

12. Вестник ПОИПКРО, 2003, №1 (Сб. материалов об организации дистанционного повышения квалификации педагогических работников). – П.: ПОИПКРО, 2003.







Похожие:

Модель региональной системы дистанционного повышения Квалификации работников образования и опыт ее реализации в сфере икт введение icon6 Качество комплекса мероприятий по обновлению системы повышения квалификации работников общего образования
Писание модели обновленной системы повышения квалификации работников общего образования, финансово-экономическое обоснование, аннотированный...
Модель региональной системы дистанционного повышения Квалификации работников образования и опыт ее реализации в сфере икт введение iconПлан график повышения квалификации педагогических и руководящих работников школы в связи с введением фгос фамилия, И. О. Должность Курсы повышения квалификации 2010 2011 учебный год
Профессиональная летняя школа по проблеме «Современный урок в свете требований фгос: технологии, анализ, опыт». Частное образовательное...
Модель региональной системы дистанционного повышения Квалификации работников образования и опыт ее реализации в сфере икт введение iconПаспорт кабинета информатики
Настоящий документ разработан в кабинете информатики городского института повышения квалификации и переподготовки кадров системы...
Модель региональной системы дистанционного повышения Квалификации работников образования и опыт ее реализации в сфере икт введение iconПоложение о повышении квалификации работников образования в моу гимназия №88
Настоящее положение регламентирует порядок организации планового повышения квалификации работников общего образования, осуществляемого...
Модель региональной системы дистанционного повышения Квалификации работников образования и опыт ее реализации в сфере икт введение iconМетодические рекомендации по созданию информационных ресурсов проекта модернизации системы общего образования
Гаоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Модель региональной системы дистанционного повышения Квалификации работников образования и опыт ее реализации в сфере икт введение iconМетодические рекомендации по созданию информационных ресурсов проекта модернизации системы общего образования
Гаоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Модель региональной системы дистанционного повышения Квалификации работников образования и опыт ее реализации в сфере икт введение iconГаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс основной школы (методические рекомендации)
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Модель региональной системы дистанционного повышения Квалификации работников образования и опыт ее реализации в сфере икт введение iconРеферат слушателя курсов повышения квалификации х-1 учителя химии моу сош №1 р п. Новоспасское Богдановой Кадрии Шазамовны по теме: Подготовка учащихся к егэ по вопросу В4 «Гидролиз солей»
Ульяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования
Модель региональной системы дистанционного повышения Квалификации работников образования и опыт ее реализации в сфере икт введение iconРеферат Слушателя курсов повышения квалификации педагогического факультета группы х-1 учителя химии средней общеобразовательной школы с. Тиинск Левенец Раисы Сергеевны Тема работы
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра естествознания
Модель региональной системы дистанционного повышения Квалификации работников образования и опыт ее реализации в сфере икт введение iconЭссе «Проблема интеграции икт и образовательных технологий в соременной школе»
Пути решения данной проблемы, кроме имеющихся в настоящий момент различного рода проверок вышестоящих организаций состояния использования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов