Б. С. Борисов и поворот к лирико-героической песне icon

Б. С. Борисов и поворот к лирико-героической песне



НазваниеБ. С. Борисов и поворот к лирико-героической песне
Дата конвертации26.08.2012
Размер52.76 Kb.
ТипДокументы

Б.С.БОРИСОВ И ПОВОРОТ К ЛИРИКО-ГЕРОИЧЕСКОЙ ПЕСНЕ

Начало театральной деятельности Б. С. Борисова относится еще ко второй половине 80-х годов прошлого столетия, и поэтому в советское время он вошел уже как крупный актер, актер с именем и своей особой художественной индивидуальностью. Более трех с половиной десятилетий — до и после революции — Борисов прослужил в одном из московских драматических театров. До революции это был частный театр Ф. А. Корша, после революции — Театр комедии, известный под названием «Театр бывший Корша». В этом театре выступали многие замечательные актеры — Н. М. Радин, М. М. Климов, А. А. Яблочкина, А. А. Остужев, М. М. Блюменталь-Тамарина и другие. Но здесь, где каждую пятницу в обязательном порядке шла новая пьеса, от актера требовалось не столько вживание всеми своими чувствами и мыслями в создаваемый образ, сколько виртуозная техника и актерская выразительность, подчас, конечно, внешняя.

Борисов сыграл огромное количество ролей. Он, как и все лучшие актеры этого театра, в совершенстве владел искусством перевоплощения, искусством создания яркого сценического образа почти в каждой своей новой ррли. Городничий в «Ревизоре» Н. В. Гоголя, где Хлестакова играл Н. М. Радин, Крутицкий в «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского, старик Ванюшин в «Детях Ванюшина» С. А. Найденова, Фамусов в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Расплюев в «Свадьбе Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина — вот лучшие роли Борисова. Его игра была необычайно эмоциональна, полнокровна. Обладая огромным актерским обаянием, он действовал непосредственно на чувства зрителя, заражал своим настроением, властно втягивая в орбиту своих переживаний, и в этом, пожалуй, секрет его успеха.

Не удивительно поэтому, что многие второстепенные пьесы удерживались в репертуаре именно благодаря участию Борисова. В таланте Борисова особенно отчетливо выделялись две стороны — лиричность и юмор, и он получил возможность в театре Корша полностью развить эти качества, ибо комедия занимала в репертуаре там основное место. Очень часто Борисов умел находить смешное там, где другие его не видели. Даже роль Наполеона в «Мадам Сан-Жен» В. Сарду Борисов сыграл так, что в подчеркнуто героических позах и интонациях как бы проступала насмешка актера над шаблон¬ным, привычным толкованием этого образа.

Борисов был актером такого плана, что его вполне естественно и закономерно влекло к эстраде, которую он называл «мой милый жанр». Очень важно и поучительно, что Борисов никогда не относился к эстраде как к второстепенному искусству и даже считал неправильным называть ее искусством малых форм.

Серьезное отношение Борисова к эстраде доказывается тем, что он, отдавший в свое время дань увлечению цыганскими романсами и даже сам сочинявший их, никогда в советское время не исполнял их с эстрады.
В своей книге «История моего смеха» он писал: «Не понимаю, как можно во фраке с белым галстуком выйти на эстраду и серьезно запеть «Почему я безумно люблю?» (Между прочим, это был романс его сочинения!) Борисов относился к цыганскому романсу как к неотъ¬емлемой принадлежности ресторана и рассказывал в подтверждение этого про К. А. Варламова, который плакал, слушая вместе с ним в ресторане известную цыганскую певицу Варю Панину, но, слушая ее же в Театре, оставался холоден и даже иронически заметил, что «к этой певице нужно много вина». Зато Борисов часто, охотно и с большим успехом исполнял пародии на цыганские романсы. Артист выставлял на осмеяние пошлое, нелепое существо «ресторанных» цыганских романсов. Борисов прекрасно вскрывал мнимый трагизм цыганщины и превосходно передавал самую манеру цыганского пения с его надрывом «на чистой технике».

Борисов начал выступать на эстраде еще в 1908 году, в театре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». Он обладал достаточной общей культурой и художественным вкусом. Он имел высшее образование, владел двумя иностранными языками, умел и любил писать стихи. У него было дарование пародиста и имитатора, голос, музыкальный слух, он хорошо играл на гитаре. Естественно, что Борисов, начавший свои выступления на эстраде песнями Беранже с их, по словам Горького, «странно тесной связью едкого горя с буйным весельем», сразу оказался их лучшим исполнителем. Когда Борисов пел «Старый фрак», зритель не знал, что ему делать — смеяться или плакать. Вскоре Борисов стал замечательным рассказчиком чеховских миниатюр и собственных анекдотов, автором слов и музыки романсов и вместе с тем автором остроумных пародий, мастером меткого словца и экспромта. Наиболее популярные романсы Борисова «Я помню день» и «Время изменится» получили до революции широкое распространение.

Содержание эстрадного репертуара Борисова в дореволюционные годы — это в основном Беранже, Некрасов, Чехов. Гуманистические, демократические, гражданские мотивы — основное направление дореволюционного эстрадного творчества Борисова. Значительное место в его деятельности занимала тогда также борьба против национального гнета, в частности против антисемитизма. На эстраде Борисов был не актером, а «человеком с гитарой», как его называли, который поет потому, что любит песню, гитару, жизнь вообще. Очаровывала и покоряла замечательная актерская техника, великолепный заразительный смех, знаменитый «борисовский» прищур и улыбка, непосредственность, искренность, задушевность. Собственно говоря, это было не «исполнение», пусть очень тонкое, это было самое существо Борисова, он сам, его жизнь.

Борисов был слишком крупным актером, чтобы в условиях дореволюционного времени целиком посвятить себя эстраде. В то время уйти из театра на эстраду значило скатиться в конце концов к шантану или ресторану и окончательно потерять себя как артиста. Поэтому талант Борисова-эстрадника полностью развернулся именно в советское время.

В годы гражданской войны и после Борисов выступает со своими куплетами. Куплеты под названием «Открытые письма» представляли собой ряд писем разных людей, завершающихся словом «пока». В одном, например, подвергался осмеянию человек, отмахнувшийся от ответственности перед семьей:


Любезная жена моя Людмила,

Представь, какой произошел скандал:

Того письма, где денег ты просила,

Я до сих пор еще не получал.

Шлю вам письмо. Будь счастлива при этом,

Живи, трудись, воспитывай сынка.

С отеческим, супружеским приветом —

Пока! Пока!


Другой куплет носил антирелигиозный характер. Здесь были строчки, обращенные к богу-отцу и богу-сыну и выражающие сомнение в их существовании.

В заключительном куплете-письме Буденновка пишет Цилиндру:


А коль напасть на нас задумают при этом,

Почуют мощь советского клинка.

С буденно-ворошиловским приветом —

Пока! Пока!


И Борисов весьма выразительно показывал кулак.

По-настоящему широкую известность и признание получают песни Беранже в проникновенном исполнении этого замечательного артиста. Борисов становится одним из первых и наиболее популярных чтецов басен Демьяна Бедного, напевает первые советские пластинки,

читает имевшую большой успех в те годы «Повесть о рыжем Мотэле» И. Уткина.

В середине 20-х годов Борисов совершил большую гастрольную поездку по Западной Европе и Америке, где с успехом исполнял свой эстрадный репертуар, в том числе и песни Беранже на родине великого поэта.

На примере творчества Борисова я убедился, что в короткой песне можно сказать многое, а главное — на меня особенное впечатление произвела его лиричность. И вот, вдохновленный примером прославленного мастера, я решился сам попробовать исполнять песни лирического и героического содержания. Но в отличие от Борисова я решил писать и исполнять произведения только на современные, злободневные темы.




Похожие:

Б. С. Борисов и поворот к лирико-героической песне iconФизкультминутка для младших школьников на уроках с элементами письма
И. п сидя, руки на поясе. 1 поворот головы направо, 2 и п., 3 поворот головы налево, 4 и п., 5 плавно наклонить голову назад, 6 и...
Б. С. Борисов и поворот к лирико-героической песне iconБорисов виталий Яковлевич
Борисов виталий Яковлевич, капитан на судах Мурманского тралового флота. В 1992 году возглавлял экипаж бмрт «Россия». Руководитель...
Б. С. Борисов и поворот к лирико-героической песне iconВы зашли на
Гесиод 8-7 в. (конец 8-го в.) до н э. "Труды и дни". Славит крестьянский труд. Противопоставляет свою поэзию героической как трезвую...
Б. С. Борисов и поворот к лирико-героической песне iconПесне лесных деревьев : Жарче всех зеленый дуб

Б. С. Борисов и поворот к лирико-героической песне iconПоворот Геометрия, 8 класс

Б. С. Борисов и поворот к лирико-героической песне iconБудет у судьбы моей поворот

Б. С. Борисов и поворот к лирико-героической песне icon2 Международная инвестиционная позиция Российской Федерации в 2001-2007 гг. Борисов С. М. «Международная инвестиционная позиция России: зарубежные активы и обязательства»
Борисов С. М. «Международная инвестиционная позиция России: зарубежные активы и обязательства», Деньги и кредит, 2006, №9
Б. С. Борисов и поворот к лирико-героической песне iconТо насыпью, то глубью лога, То по прямой за поворот

Б. С. Борисов и поворот к лирико-героической песне iconБорисов владимир Александрович

Б. С. Борисов и поворот к лирико-героической песне iconШоу инопланетян
Лирико-колоратурное сопрано. Лауреат российских и международных конкурсов. Живое исполнение 15 минут (3 композиции) под минус. Популярные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов