Ваш ребёнок — младший подросток icon

Ваш ребёнок — младший подросток



НазваниеВаш ребёнок — младший подросток
Дата конвертации26.08.2012
Размер42.13 Kb.
ТипДокументы

Ваш ребёнок — младший подросток

 

В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком. Этот возрастной период сменяет детство и продлится примерно до 12 лет. Младший подростковый возраст (учащиеся 4—6 классов) — один из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребёнок одновременно переживает два кризиса — возрастной и образовательный. В дополнение к этому внешняя информационная среда оказывает на ребёнка и семью не всегда позитивное воздействие.

Возрастной кризис вызван переходом от детского возраста к подростковому. Подростковый возраст — стадия развития личности между детством и взрослостью — качественно новый этап в развитии школьника, который характеризуется изменениями, связанными с началом полового созревания и вхождением во взрослую жизнь. В это время происходит становление основы социального самосознания — пробуждение чувства взрослости, формируются сложные формы мыслительной деятельности, абстрактное, теоретическое мышление, появляется мужской или женский взгляд на мир, быстро развиваются творческие способности. Активно формируется новый образ физического «Я», новый уровень самосознания, пробуждается интерес к себе.

В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Центральное новообразование этого возраста — чувство взрослости. Оно выражается в отношении подростка к себе как к взрослому и желании, чтобы и взрослые, и сверстники так же относились к нему. Социальное развитие подростка противоречиво. С одной стороны, происходит свёртывание прежде установившейся системы интересов ребёнка, проявляется протестный характер поведения подростка по отношению к взрослым. С другой — возрастает самостоятельность, разнообразными, содержательными становятся отношения с людьми и миром, укрепляется ответственное отношение к себе, другим людям, формируются общественно значимые мотивы деятельности, сознательное отношение к себе как члену общества. Подросток пытается понять себя и свои возможности, у него появляется чувство принадлежности к особой, «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. В общении у подростка формируются навыки социального взаимодействия, появляется чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

^ Образовательный кризис связан с переходом с начальной на основную ступень общего образования. В 5 классе вместо одного педагога, который в течение 4 лет выстраивал разносторонние отношения с ребёнком и его родителями, появляются разные учителя, преподающие разные предметы.
Отношения с ними ещё долго будут ограничены в основном вопросами успеваемости по отдельным предметам и соблюдения дисциплины на уроках. Один класс, который был освоен младшим школьником как личностное пространство, заменяется кабинетной системой, следствием чего становится «феномен беспризорности» подростков в школьном здании. В выпускном классе начальной школы младшие подростки были самыми взрослыми. В основной школе они оказываются самыми маленькими на фоне активно формирующегося чувства взрослости. Учителя, принимая класс, нередко видят своих новых учеников по сравнению со старшими школьниками несамостоятельными и недостаточно образованными.

Такое отношение учителей к младшему подростку во многом обусловлено и различием в организации учебного процесса на ступенях начального и основного общего образования. В начальной школе широко используется личностное учебное общение учителя — значимого взрослого — и ребёнка, построенное в форме диалога, широко применяются технологии развивающего обучения. В основной школе обучение перестраивается с задач развития познавательной сферы личности ученика на задачи освоения школьником больших объёмов систематизированной научной информации по каждому из предметов.

Таким образом, 4—5 классы — переход из младшей в основную школу — довольно сложный период развития ребёнка, когда происходит наложение образовательного кризиса на возрастной и их взаимное усиление. Младший подросток нередко оказывается в стрессовой ситуации. Поэтому бывает сложно выявить единственную причину новых, не всегда позитивных форм его поведения. В этом возрасте происходит заметное отчуждение ребёнка от родителей и учителей, снижается ценность школы в жизни подростка, иногда теряется смысл образования, ставится под сомнение авторитет старших как носителей норм взрослой, социально приемлемой жизни.

Негативные последствия возрастного и образовательного кризисов существенно усиливает не всегда позитивное влияние на подростка социально-информационной среды.

Благодаря стремительному развитию средств связи, информационных технологий, транспортного сообщения с любой точкой мира современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. Социализирующее воздействие современных источников информации, нередко доминирующее в процессе развития и воспитания младшего подростка, оттесняющее на второй план семью и школу, далеко не всегда бывает позитивным.

На ребёнка оказывают огромное влияние информационно-коммуникационые технологии, развитие которых происходит удивительно быстрыми темпами. Без них трудно представить современного человека и общество. Информационно-коммуникационые технологии создают виртуальную реальность (Интернет, компьютерные игры), которая уже стала неотъемлемой частью жизни детей. Она способна не только дополнять реальную жизнь, но и, при чрезмерном внимании ребёнка к ней, вытеснять объективную реальность, подчинять её своим правилам.

Но в формате компьютерной игры дети взаимодействуют не с людьми, а с фантомами. Часто в правилах игры, регулирующих отношения между виртуальными персонажами и ребёнком, игнорируются моральные нормы, принятые в обществе. Ребёнок, взрослея среди игр такого рода, принимает правила поведения, которые в реальности не только не работают, но и способны причинять вред человеку.

Дети во все времена играли в игры. Традиционные игры происходили между живыми людьми по установленным ими правилам, требовали от каждого игрока выполнения определённых обязательств, в том числе и моральных. Дети, играя, время от времени говорили друг другу: «Это не по правилам», «Это нечестно». Они таким образом моделировали и осваивали в игре моральные, нравственные нормы, регулирующие отношения между людьми в обществе.

Такая игра всегда была действенным средством взросления, социализации и морального развития ребёнка.




Похожие:

Ваш ребёнок — младший подросток iconОсновы мировых религий и светской этики пособие для родителей Москва 2010 Содержание
Ваш ребенок – младший подросток. С какими трудностями он столкнется при переходе из младшей в основную школу?
Ваш ребёнок — младший подросток iconЗдоровое питание школьника залог успеха в учебном году Ваш ребенок – уже не вызывающий умиление потешный карапуз, а «взрослый»
Ваш ребенок – уже не вызывающий умиление потешный карапуз, а «взрослый» первоклассник, на плечи которого ложится непривычный груз...
Ваш ребёнок — младший подросток iconЕсли ваш ребенок начал курить
Вы узнали, что ваш сын или дочь курит. Для вас это неожиданность. Первая мысль, которая приходит в голову, – строго наказать, запретить...
Ваш ребёнок — младший подросток iconЕсли ваш ребенок состоит на диспансерном учете и нуждается в санаторно-курортном лечении, Вы можете обратиться в гку со «Комитет социальной поддержки населения города Саратова»
Предоставить документы и их копии (паспорт родителя заявителя, свидетельство о рождении ребёнка или паспорт, если ребёнок достиг...
Ваш ребёнок — младший подросток iconДокументы
1. /ваш ребёнок идёт в 1 класс).doc
Ваш ребёнок — младший подросток iconДокументы
1. /ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ.doc
Ваш ребёнок — младший подросток iconПсихологические особенности старших школьников. Ваш ребёнок –десятиклассник
Формирование абстрактного мышления. Готовность часами говорить об отвлечённых понятиях
Ваш ребёнок — младший подросток iconЛоро парк
В любом случае, побывать здесь нужно обязательно, особенно если вы путешествуете с детьми: ваш ребенок будет в восторге!
Ваш ребёнок — младший подросток icon√ Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других
Ваш ребенок для вас – это ваше будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в...
Ваш ребёнок — младший подросток iconПсихологические особенности юношеского возраста. Ваш ребёнок – выпускник
Ориентация на выбор профессии самоопределение и упор в учёбе на предметы необходимые для поступления
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов