История лезгин. — Махачкала, Общество книголюбов 1990. — с. Ббк 63. 3(2р37) Ббк 63. 3 (2р37) р 49 Книга Ризванова и Р. Ризванова «История лезгин» icon

История лезгин. — Махачкала, Общество книголюбов 1990. — с. Ббк 63. 3(2р37) Ббк 63. 3 (2р37) р 49 Книга Ризванова и Р. Ризванова «История лезгин»



НазваниеИстория лезгин. — Махачкала, Общество книголюбов 1990. — с. Ббк 63. 3(2р37) Ббк 63. 3 (2р37) р 49 Книга Ризванова и Р. Ризванова «История лезгин»
страница1/8
Дата конвертации26.08.2012
Размер1.34 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8
1. /Забит РИЗВАНОВ.docИстория лезгин. — Махачкала, Общество книголюбов 1990. — с. Ббк 63. 3(2р37) Ббк 63. 3 (2р37) р 49 Книга Ризванова и Р. Ризванова «История лезгин»


Забит РИЗВАНОВ

Ризван РИЗВАНОВ

ИСТОРИЯ ЛЕЗГИН

(краткий научно-популярный очерк)

Махачкала 1990

1


Ризванов 3., Ризванов Р.

Р 49 История лезгин. — Махачкала, Общество книголюбов 1990. — ...с.

ББК 63.3(2р37)

ББК 63.3 (2р37) Р 49

Книга 3. Ризванова и Р. Ризванова «История лезгин» представляет собой

краткий научно-популярный очерк истории лезгин, одного из северо-кавказских народов,

проживающих на юге Дагестана и севере Азербайджана. В книге собрано воедино

большинство свидетельств и исследований так или иначе касающихся политической и

экономической истории лезгин, привлечен богатейший материал по этнографии,

ономастике и фольклору. Он представляет большую научную ценность, так как собран у

лезгин, проживающих в Азерб. ССР, и публикуется впервые.

Книга рассчитана на массового читателя.

Общество книголюбов Дагестана

Ответственный за выпуск Ильясов X. И.

Редактор М. А. Куркиев. Техн. редактор Таиров Д. Б.

0503020907

2


Оглавление:

ОТ АВТОРОВ .........................4

ГЛАВА I...................................5

ГЛАВА II .................................6

ГЛАВА III ................................8

ГЛАВА IV.............................10

ГЛАВА V ...............................13

ГЛАВА VI..............................15

ГЛАВА VII.............................17

ГЛАВА VIII ...........................20

ГЛАВА IX..............................24

ГЛАВА X ...............................28

ГЛАВА XI..............................32

Список использованной литературы ................................................................................................................34

ПРИЛОЖЕНИЯ ....................37

Приложение 1. Из ономастики лезгин. ..............................................................................................................37

Приложение II. Лезгинские названия месяцев ................................................................................................41

Приложение III. Традиционный лезгинский календарь...................................................................................41

Приложение IV. Части сут_и41

Приложение V. Традиционные праздники лезгин.....
.....................................................................................42

Приложение VI. Фольклорные материалы по метрологии лезгин .................................................................42

Приложение VII. Албанские епископы ..............................................................................................................50

Приложение VIII. Албанские цари .....................................................................................................................50

Приложение IX. Династия Михранидов Гирдмана ..........................................................................................50

Приложение X. Названия лезгинских народных песен и танцевальных мелодий..........................................50

Приложение XI. Названия кварталов и тухумов в некоторых лезгинских селах Кусарского района Азерб.

ССР. ........................................51

Приложение XII. Предварительные сообщения об антропонимии, патронимии и зоонимии лезгин........58

Приложение XIII. Лезгинский героический эпос «Шарвили». .......................................................................62

3


ОТ АВТОРОВ

Лезгины, как и любой народ, имеют древнюю историю. Их земля (Лезгистан,

Лезгиния) была одним из древнейших очагов цивилизации на Кавказе. Объединившись в

единый племенной союз еще в глубокой древности, лезгины смогли создать свое

государство, развить оригинальную материальную и духовную культуру. Она имеет

много общего с культурами древнейших закавказских (кутии, хурриты) и малоазийских

(хатты) цивилизаций. Ученые пред- полагают, что лезгины и другие северокавказские

народы (аварцы, чеченцы, адыги, ингуши, даргинцы, лакцы, кабардинцы) являются

потомками и нас- ледниками этих ныне ушедших в небытие цивилизаций. Лезгины до

сего дня смогли сохранить свой язык, культуру, вопреки бесконечным завоевательским

походам иноземцев.

В силу исторических ошибок ныне лезгинский народ разделен на две части между

РСФСР и Азерб. ССР, и он не имеет собственного национально-государственного

образования. Именно по этой причине до сих пор не была написана история лезгинского

народа, как единого целого. А такая работа сейчас очень нужна. Поэтому мы предлагаем

вниманию взыскательных читателей краткий научно-популярный очерк лезгин,

составленный по уже опубликованным материалам, в которых так или иначе приводятся

и сведения, касающиеся лезгин. Привлечены также свидетельства древних историков,

географов, путешественников, филологов, других ученых.

История каждого народа — своеобразное зеркало для потомков. Заглядывая в него,

люди хотят увидеть образец для подражания, проследить связь времен, суть

происходивших и происходящих в жизни народа перемен. Исторические знания помогают

правильно оценить день вчерашний, сделать верные выводы на будущее.

Создавая настоящий очерк, мы не претендовали на фундаментальность ис-

следования, напротив, явления лезгинской истории освещены в стиле научно-популярной

литературы. Этот очерк мы адресуем тем людям, которые имея глубокий интерес к

истории своего народа, своей Родины, не имеют вместе с тем возможности ознакомиться

с трудами профессиональных историков, чьи исследования, к сожалению, выпускаются в

свет мизерными тиражами и поэтому до многих не доходят.

Забит РИЗВАНОВ, Ризван РИЗВАНОВ.

4


ГЛАВА I

Географические условия Лезгистана были благоприятны для расселения древних

людей. Они обосновывались на берегах рек и речушек, у источников воды в лесах и

предгорьях. Археологические раскопки свидетельствуют о занятиях местного населения

— сначала собирательством, охотой, позднее — рыболовством, животноводством и

земледелием. Люди научились изготовлять охотничьи приспособления, земледельческие

орудия, домашний инвентарь.

Лезгистан был богат животным и растительным миром, природными ресурсами. Реки

и море изобиловали рыбой, в лесах и низменных просторах обитали сотни видов диких

животных и птиц. В процессе развития земледелия, научились выводить местные сорта

пшеницы, ячменя, ржи, проса, овса, полбы, гороха, бобов.

В борьбе с природой древние люди вынуждены были объединяться в малые и

большие группы. Великим достижением для них было овладение огнем. Сначала его

добывали из естественных источников (пожары, происходящие в результате удара

молнии,самовозгорание нефти, торфа). Потом научились извлекать огонь при помощи

примитивных приспособлений (трением древесины, высеканием искры из кремния и т.

д.). Огонь дал человеку силу, служил источником света и тепла. Почтительное

отношение лезгин к огню сохранилось до сегодняшнего дня в виде языческих верований

и обычаев.

Предки лезгин прошли все этапы первобытно-общинного строя. Постепенно

совершенствовались орудия труда. Появились лук и стрелы, приручались дикие

животные, люди научились добывать и обрабатывать металлы. Параллельно

происходило становление языка и культуры. Собирательство и охота утратили былое

значение, и главными занятиями людей становились земледелие и животноводство,

развивалось ремесло.

В связи с изменениями в экономике зарождались и новые общественные отношения.

Это способствовало расслоению людей на богатых и бедных. Первобытно-общинный

строй постепенно распадался, уступая место рабовладению и раннему феодализму.

К сожалению, эти процессы, касательно лезгин, не изучены в достаточной мере и

приходится аппелировать к общим законам развития человеческого рода, в том числе и

той его части, которая издревле жила на территории Кавказа и сопредельных регионов.

Можно выразить уверенность, что первобытные лезгинские племена развивались

примерно также, как и другие кавказские объединения древних людей, ибо у лезгин с

ними много общего и в материальной, и в духовной культуре.

С распадом первобытно-общинного строя создавались предпосылки для образования

крупных племенных союзов, развитию признаков государственности.

5


ГЛАВА II

Эти процессы происходили повсеместно на территориях обитания лезгино-язычных

племен: от реки Аракс — на юге, до Дербентского прохода _ на севере. Стремление к

государственному объединению диктовалось прежде всего необходимостью защитить

свои земли от многочисленных кочевых племен проникавших к лезгинам как с севера, так

и с юга. В такие государственные образования в разные времена входили родственные

лезгинам хурриты, касситы, луллубеи, кутии, маннеи, леги, нахи, кахи, лпины и

множество других племен имевших своих вождей и царей. Эти племенные названия или

этнонимы до сих пор сохранились в лезгинской микротопонимии, антропонимии и

патронимии.

Страбон свидетельствует о том, что албаны объединили вокруг себя большинство

местных племен и занимали территорию между иверами (грузинами) и Каспийским

морем. Именно на этих землях и поныне проживают как собственно лезгины, так и

другие лезгиноязычные народы — цахуры, рутулы, крызы, будухи, хиналуги, хапуты и

др..

Птолемей указывает, что Албания граничила на севере с Сарматией. Что касается

направления на север, то там и ныне проживают кавказоязычные народы, имеющие

близкое языковое родство с лезгинами — аварцы, лакцы, даргинцы, андийцы, ботлихцы,

гунзибцы, чеченцы, ингуши и др..

Эти же пределы древней Албании упоминают Плиний и М.Хоренский.

Албаны — одно из крупных и сильных лезгинских племен. В память о них осталось село

Алпан в Кубинском районе, ряд сел с аналогичным названием в других районах

Азербайджана и Дагестана. Лезгины сохранили и наименование древнего, языческого

бога огня Алпана. Молния по-лезгински называется «цIайлапан». Эти этнографические и

топонимические сведения позволяют увязать древних албанов с лезгинами, которые не

являются прямыми их потомками.

Албаны жили на побережье Каспийского моря, от устья реки Самур до устья реки

Куры. Поэтому некогда Каспийское море называлось Албанским морем. А на древних

картах река Самур называется Албаной.

На северо-западе от албанов жили утии — предки современных удинов чей язык

родственнен лезгинскому. В предгорьях Большого Кавказского хребта расселились

кайтаги, кахи, нахи, ахцахи, мики, филы, куры, леги, гелы, лакзы, маскуты, касы и

другие. Их соседями с юга были гаргары. Южнее их в междуречье Куры и Аракса

проживали эры, цахи. Эти племена именовались либо по названию их племенного

тотемного животного, либо по роду занятий.

Античные и средневековые историки утверждают, что на территории Алба- нии

проживало 28 племен, близких друг к другу как по языку, так и по культуре. Все они

являются предками лезгиноязычных народов, а если взять шире то и нахско-

дагестанских. Новейшие исследования историков и филологов сви- детельствуют о

существовании общекавказского языкового единства.

Как сообщают древние историки и путешественники, племена Албании были людьми

высокого роста, крепкого телосложения, приятной наружности. Страбон и Солин

6


отмечают, что албаны были светловолосыми и сероглазыми. Когда возникала

необходимость, все эти племена быстро объединялись для отражения натиска

противника. Что касается рода занятий, то отмечается, что торговля им не была

свойственна. У них преобладало натуральное хозяйство, совершались бартерные

сделки, деньги в обществе особой роли не играли.

Правителем Албании — государства лезгиноязычных народов — был царь.

Столицей государства считался город Кабала, руины которого находятся в

Куткашенском районе Азербайджана. Название Кабала по-лезгински означает —

«город, расположенный на двух холмах», от лезгинских, слов «кьвед» —два и «пел» —

холм. Это был крупный густонаселенный город. В нем находился и храм Луны —

языческого божества лезгин. Храмы посвященные разным языческим богам

располагали обширными земельными участками. Жрец главного языческого божества

считался вторым человеком в государстве и обладал чрезвычайными полномочиями.

Возникновение государства на основе политического и экономического союза

лезгиноязычных племен способствовало развитию земледелия, животноводства,

ремесла, дальнейшему росту производительных сил, облегчению защиты своих границ

в случае нападения неприятеля. Закладывались новые и развивались старые города и

села, расширялись экономические контакты с соседними племенами, углублялись

культурные связи.

Птолемей перечисляет 29 городов и крепостей Албании: Телеба, Гелда, Ге-тара,

Нига, Албана, Шамахея, Хадаха и другие. Если сравнить эти топонимы с современными,

то налицо прямая их связь с населенными пунктами, где ныне проживают

лезгиноязычные народы. Албания состояла из ряда мелких царств, которые

подчинялись верховной власти албанского царя. Среди них: Филан, Ути, Лакз, Лпин,

Шарван и другие.

Любопытную страницу истории Албании составляет ее отношение к Римской

империи, В I веке до н. э. римляне завоевали Малую Азию и стали продвигаться в

Закавказье. На помощь местному населению поспешили и воины из Албании. Натиск

завоевателей был отбит. Через несколько лет предводителя римлян Лукулла сменил

Помпей. В 66 году до н. э. этот прославленный полководец устремился в долину реки

Куры. Царем Албании в то время был Оройз. Он собрал сильную армию и внезапно

напал на захватчиков. В его войске насчитывалось 40 тысяч воинов. А Страбон

сообщает, что в случае необходимости Албания могла выставить 60 тысяч пехотинцев и

22 тысячи всадников.

В декабре 66 года до н. э. албаны под предводительством сына Оройза Козиса.

чувствуя неудовлетворительный для себя исход битвы, согласились на перемирие.

Однако, вскоре римляне нарушили договор и стали продвигаться вглубь Албании.

Разразилась новая, еще более ожесточенная схватка, во время которой царевич Козис

ворвался в расположение римлян и чуть было не поразил полководца Помпея. Козис

получил смертельную рану, а албаны рассеялись по окрестным территориям. Очевидцы

свидетельствуют, что в албанском войске сражались и женщины. Это были так

называемые амазонки — храбрые воительницы кавказских гор. Легенды о них

сохранились до наших дней.

После второго поражения царь Оройз запросил мира. Однако, Помпей,

воодушевленный победами, не соглашался на это. Как бы он ни зверствовал на пути

7


своего продвижения, везде римляне встречали дружный отпор местных племен, что в

конце концов вынудило Помпея покинуть пределы Албании. Албания не была покорена.

Поэтому вслед за Помпеем сюда пришел другой римский завоеватель Красс, которому

также не удалось подчинить эту гордую страну власти римских императоров. Несмотря

на это, римляне время от времени повторяли свои грабительские походы в Албанию, но

существенных побед не достигали.

К сожалению, римляне были не одиноки в своих вожделениях к Албании.

Лезгиноязычным племенам приходилось отражать многочисленные нашествия

кочевников и с севера. Во второй половине I века н. э. в Албанию вторглись кочевые

орды аланов, обитавших в северокавказских степях. Походы кочевников, как правило,

сопровождались разрушением городов и крепостей, выжиганием садов и нив, пленением

населения. Но и в эти суровые времена албанские племена мужественно защищали

свою Родину. Кочевники приходили и уходили, а албаны, как и прежде, оставались

хозяевами своей земли.

В недолгие периоды мира между очередными нашествиями врагов лезгиноязычные

племена Албании восстанавливали разрушенное, продолжали развивать хозяйство,

укреплять дружеские связи с соседями. В то время большим спросом пользовались

албанские ткани из хлопка, льна, шелка, изделия гончаров и ювелиров, ковровщиц и

кожевников. Развивалось устное народное творчество, вершиной которого стал

крупномасштабный героический эпос лезгинского народа о великом и справедливом

богатыре Шарвили.

ГЛАВА III

К III веку н. э. усилилась тенденция обособления удельных владений Албании. Их

подчинение верховной власти становилось все более и более нормальным. Наиболее

сильными владениями-княжествами считались Чур, Шаки, Лпин, Гирдман, Ути, Филан и

некоторые другие. Особое внимание привлекает область Чур, название которого с

лезгинского переводится как «долина», «равнина». Располагалась она к югу от Дербента

на берегу Каспийского моря и имела большое стратегическое значение. Именно здесь

располагались знаменитые Албанские ворота — проход между горами и морем. Лезгины

это место, то есть Дербент, называют Кьвевар — «двое ворот». Здесь обитали лез-

гиноязычные племена. Южнее располагалась область Маскат или Мюшкюр. На западе

простирались земли области Лакз. За нею, в горах — область Шаки, с которой граничила

область Лпин. Здесь располагалась древняя столица Албании Кабала или Кьвепел. По

обеим берегам реки Гирдман располагалась область Гирдман, богатая металлическими

рудами. Южнее находилась область Ути со столицей Партав. У истоков Самура были

более мелкие княжества Ках и Цахур. Эти и многие другие области Албании были густо

населены и начинены городами, крепостями и селами.

Одним из важнейших событий в истории Албании было распространение здесь

христианства. Новая религия принималась правящей верхушкой с целью упрочения

своей власти. Начало христианизации Албании относится к IV веку н. э. при царе

Урнайре. В наиболее крупных и сильных областях Албании стали строиться церкви.

Христианам иногда отдавались и языческие храмы, посвященные богам Луны, Солнца,

Огня и т.д., В пользу церкви местное население отдавало десятую часть урожая.

К тому же времени относится экспансия сасанидского Ирана в Албании. Официальной

8


религией этого мощного государства являлся зороастризм, следы которого и поныне

остались в верованиях лезгиноязычных и дагестаноязычных народов. Сасаниды

разрушали в Албании языческие храмы и строили зороастрийские, распространяя здесь

огнепоклонство. Не оставили свои заво-евательские планы и римские императоры. С

севера на Албанию все чаще стали нападать дикие тюрские племена. Албания в это

время находилась в большом напряжении: много сил и средств уходило на организацию

противодействия алчным поползновениям завоевателей. На ее экономике сильно сказа-

лась и длительная война между сасанидами и римлянами.

Некоторые племена Албании вынуждены были из равнинных мест переселиться в горы,

где было более или менее спокойно. Отдельные племена, не в силах противостоять

жесткому давлению противника, физически вымирали или же ассимилировались в

чуждой среде, принимая чужой язык и чужую культуру. Албанские ворота — Кьвевар —

Дербент оказался в руках сасанидов. Сюда насильно стали переселять в огромном

количестве иранские семьи. Такая политика иранских сасанидов способствовала резкому

изменению этнического фона вокруг Дербента, принадлежавшего лезгиноязычной

Албании. Областью Чур стал управлять сасанидский наместник Себухт, проводивший

здесь проиранскую национальную политику, направленную на вытеснение местных

племен.

В 451 году в Армении под руководством Вардана Мамиконяна вспыхнуло восстание

против сасанидов. Как свидетельствуют современники, в этой войне против сасанидов

участвовали воины из Таваспора (Табасарана) и другие лезгиноязычные племена из

Будуга, Шудуга, Крыза и Хина, а также племя гелов.

В середине V века н. э. против сасанидов восстал албанский царь Ваче, который отнял

у них город Кьверар (Дербент). Однако, это восстание было жестоко подавлено.

Албанские цари лишились самостоятельности, а их страна стала одной из областей

огромной сасанидской империи. Сасаниды стали укреплять город Кьвевар (Дербент) для

защиты от нашествий тюркских кочевников. Именно сасаниды дали этому городу его

современное название Дербент.

Большим бедствием для Албании и ее населения было нашествие хазар, нанесшее

значительный урон экономике и культуре лезгиноязычных племен. В этой ситуации

государственные деятели не могли не задуматься о будущем страны. Одним из

замечательных государственных деятелей Албании был Виро, вернувшийся в эти

трудные для родины дни из 25-летнего заточения в столице сасанидов.

Роль Виро в консолидации усилий лезгиноязычных народов для борьбы с внешними

врагами была огромной. Пользуясь поддержкой сасанидской царицы Ширин, являвшейся

дочерью албанского царя, он из заточения руководил событиями, происходившими в

Албании. Именно он добился восстановления самостоятельности албанских царей,

обосновавшихся в области Гирдман. Отныне цари стали называться князьями и первым

среди них был Вараз-Григор, который немедленно стал готовиться к освобождению

североалбанских территорий, завоеванных хазарами.

Предводитель хазар Шат находился в это время в Кабале. Виро отправился к нему с

ценными подарками и добился некоторого облегчения для местного населения,

подвергавшегося поголовному истреблению.

В 630 году Виро умер во время эпидемии. После его смерти положение Албании еще

более ухудшилось. Она попала под двойное иго: персов и хазар. Именно этот период

9


послужил причиной уничтожения уникальной культуры, созданной лезгиноязычными

народами, от которой до сегодняшнего дня почти ничего не дошло, не считая скупых

сведений путешественников и историков, а также некоторых археологических находок.

Экономика и культура Албании пришла в полный упадок, а набеги кочевников не

прекращались — наоборот усиливались с каждым годом. В таких условиях трудно было

не только развивать, но и сохранять самобытную культуру.

Существуют сведения о том, что в V веке н. э. у албанцев был свой алфавит, с

помощью которого записывались исторические события, составлялись летописи,

создавалась литература. Предполагают, что этот алфавит создан на основе гаргарского

языка, богатого гортанными звуками, и насчитывал 52 буквы. По начертанию букв

указанный алфавит походил на грузинский и армянский.

Факт существования в Албании единого и понятного для всего населения языка

неоспорим. Доказательством тому и создание алфавита.

8

Между тем продолжалось дальнейшее размежевание отдельных областей Албании.

Одна из северных ее областей, а именно Лакз, отказалась подчиниться сасанидским

наместникам Дербента и начала вести самостоятельную политику. Независимой

государственной единицей стало и княжество Гирдман. Укрепившиеся здесь михраниды,

перенесли свою столицу в Партав. Одним из выдающихся государственных деятелей

михранидского Гирдмана был князь Джаваншир. К востоку от Гирдмана усиливалась

область Шарван со столицей сначала в Шабране, развалины которого сохранились в

нынешнем Дивичинском районе Азербайджана, а потом в Шамахе. В этой области жили

лезгиноязычные народы, к которым позднее были подселены таты и персы _ выходцы из

Ирана.

Мелкие, но самостоятельные княжества образовывались и в истоках реки Самур.

Независимую политику вели таваспоры — коренные жители области Табасаран. Таким

выглядела политическая карта Албании к середине VII века.

  1   2   3   4   5   6   7   8



Похожие:

История лезгин. — Махачкала, Общество книголюбов 1990. — с. Ббк 63. 3(2р37) Ббк 63. 3 (2р37) р 49 Книга Ризванова и Р. Ризванова «История лезгин» iconДокументы
1. /Разгов. на лезгин..doc
История лезгин. — Махачкала, Общество книголюбов 1990. — с. Ббк 63. 3(2р37) Ббк 63. 3 (2р37) р 49 Книга Ризванова и Р. Ризванова «История лезгин» iconМосква  2008 ббк 87 б 202 Балашов Л. Е. История философии (материалы). — М., 2008. — 374 с. «Материалы»
Можно ли познать способность познания до того как ты познаешь? (Гегель о Канте) 61
История лезгин. — Махачкала, Общество книголюбов 1990. — с. Ббк 63. 3(2р37) Ббк 63. 3 (2р37) р 49 Книга Ризванова и Р. Ризванова «История лезгин» iconБбк 60. 0в1
К 89-1 Система природа—общество—человек: Устойчивое развитие. — Государственный научный центр Российской Федерации вниигеосистем;...
История лезгин. — Махачкала, Общество книголюбов 1990. — с. Ббк 63. 3(2р37) Ббк 63. 3 (2р37) р 49 Книга Ризванова и Р. Ризванова «История лезгин» iconИстория в тесты включены вопросы по курсам: Всеобщая история и История России. Всеобщая история. Новое время 15-18 века
Российское государство во времена Ивана Грозного. Реформы Избранной рады. Опричнина. Внешняя политика
История лезгин. — Махачкала, Общество книголюбов 1990. — с. Ббк 63. 3(2р37) Ббк 63. 3 (2р37) р 49 Книга Ризванова и Р. Ризванова «История лезгин» iconСочинение эссе «Наша память хранит имена»
Я каждый год бываю в прекраснейшем городе на Неве – Санкт-Петербурге. Каждая улица, каждый мостик, переулок, дом целая история. История...
История лезгин. — Махачкала, Общество книголюбов 1990. — с. Ббк 63. 3(2р37) Ббк 63. 3 (2р37) р 49 Книга Ризванова и Р. Ризванова «История лезгин» iconИстория в работу включены следующие темы: Всеобщая история. Новое время 15-18 века
История; Первобытный мир; История древнего мира; Средние века; Новое, новейшее время
История лезгин. — Махачкала, Общество книголюбов 1990. — с. Ббк 63. 3(2р37) Ббк 63. 3 (2р37) р 49 Книга Ризванова и Р. Ризванова «История лезгин» icon«Лекции по философии истории» (фрагменты Введения)
Для выяснения того, что такое философская всемирная история, я считаю необходимым прежде всего рассмотреть другие формы историографии....
История лезгин. — Махачкала, Общество книголюбов 1990. — с. Ббк 63. 3(2р37) Ббк 63. 3 (2р37) р 49 Книга Ризванова и Р. Ризванова «История лезгин» iconЕ. Я. Басин искусство и эмпатия москва 2010 ббк 87 и 86 Евгений Яковлевич Басин искусство и эмпатия бфргтз "слово" М., 2010. 294 с. Книга
Книга состоит из брошюры «Творческая личность художника» (ранее опубликованной) и хрестоматии. В хрестоматию вошли высказывания об...
История лезгин. — Махачкала, Общество книголюбов 1990. — с. Ббк 63. 3(2р37) Ббк 63. 3 (2р37) р 49 Книга Ризванова и Р. Ризванова «История лезгин» iconИсторическая наука на рубеже тысячелетий: новые проблемы и новые подходы
Существует только одна история история Человека, и это история в самом широком смысле слова
История лезгин. — Махачкала, Общество книголюбов 1990. — с. Ббк 63. 3(2р37) Ббк 63. 3 (2р37) р 49 Книга Ризванова и Р. Ризванова «История лезгин» iconДокументы
1. /отечественная история/Конспект лекций по Отечественой истории.doc
2. /отечественная...

История лезгин. — Махачкала, Общество книголюбов 1990. — с. Ббк 63. 3(2р37) Ббк 63. 3 (2р37) р 49 Книга Ризванова и Р. Ризванова «История лезгин» iconДокументы
1. /ББК 661.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов