Урок по литературе icon

Урок по литературе



НазваниеУрок по литературе
Дата конвертации26.08.2012
Размер121.57 Kb.
ТипУрок

МОУ «Основная общеобразовательная школа с. Степное» Энгельсского района


УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 6 КЛАССЕ





Подготовила учитель русского языка

и литературы Носкова Н.Э.


- 1 -


Тема урока: «По пушкинским местам» (урок внеклассного чтения)

Цель урока: расширить читательский кругозор учащихся, их знания о жизни А.С.Пушкина

Задачи урока:

  1. помочь учащимся совершить заочное путешествие по местам, связанным с именем поэта;

  2. способствовать развитию интереса к личности поэта и его творчеству;

  3. содействовать правильному читательскому выбору учащихся, любви к наследию прошлого.

Оборудование:

1. Презентация по теме урока;

2. Рисунки для викторины;

3. Индивидуальные задания для учащихся

  • Стихотворение С.Есенина, С.Я.Маршака

  • Слова для экскурсоводов по городу Пушкину;

4. Тексты стихов, посвященных няне;

5 Материалы по развитию речи


- 2 –

^ 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА (объявление темы, постановка задач)


УЧИТЕЛЬ: - Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте.

А дальше прозой я скажу.

Сегодня необычный урок. Урок – путешествие по пушкинским местам. Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его книги знают, читают и перечитывают. А стихи заучивают наизусть. Как замечательно о нем сказал Тютчев:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет!

Давайте будем у поэта учиться владеть словом, а на уроке - учиться грамотно передавать друг другу какую – либо информацию, совершенствовать навыки выразительного чтения и свою речь.

Но прежде, чем отправиться на экскурсию, позвольте мне предложить вам принять участие в викторине. С.Я.Маршак писал, что у каждого возраста свой Пушкин. Ваша активность будет тому доказательством.


2.
ВИКТОРИНА
(учащимся, давшим правильный ответ, дается рисунок с фрагментом из какой – либо сказки Пушкина)


  • Из каких сказок слова?

А) Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком… («Сказка о царе Сатане …»)

Б) Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась… («Сказка о рыбаке и рыбке …»)

В) И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней. («Сказка о мертвой царевне…»)

Г) Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело… («Сказка о золотом петушке.»)

  • Назовите произведения, вошедшие в сборник «Повести Белкина». («Метель», «Выстрел», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня – крестьянка»)

  • В каких из известных вам произведений главную героиню зовут Мария? («Метель», «Дубровский»)

  • Кому из героев принадлежат слова: «Слушай, брат Андрей Гаврилович, коли в твоем Володьке будет толк, так отдам за него Машу; даром, что он гол как сокол. (Троекуров Старику Дубровскому)



- 3 -

  • Назовите поэта, подарившего Пушкину свой портрет со знаменитой надписью «Победителю – ученику от побежденного учителя». (В.А.Жуковский)

  • Какое время года особенно любил Пушкин и почему? (Осень. Это время года вдохновляло его.)

  • Назовите имя, отчество, фамилию няни Пушкина (Арина Родионовна Яковлева)

  • Догадайтесь о какой «мамушке пишет поэт в следующих строчках?

Ах, умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Кода в чепце, в старинном одеянье

Она духов молитвой уклоняя,

С усердием перекрестит меня… (О няне)


3. ^ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ВИКТОИНЫ УЧИТЕЛЕМ (дети считают количество набранных рисунков)

4. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА


А) СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Теперь настало время нам начать заочное путешествие «По пушкинским местам».

Встреча с землею Александра Сергеевича – это то «чудное мгновение», которое длится всю жизнь. Мне хочется предоставить вам возможность побывать в святых пушкинских местах, мысленно сорвать цветок с поляны перед его усадьбой, почувствовать красоту пейзажа, оценить по – настоящему слово Пушкина.


^ Б) НАЧАЛО ПРЕЗЕНТАЦИИ «По пушкинским местам»

  • Город чудный, город древний

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни

И палаты, и дворцы!

(демонстрируются репродукции Москвы)

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах:

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах! – писал Ф. Глинка в стихотворении «Москва».

  • Мысленно перенесемся на одну из московских улиц. Мойка. Дом 12.Здесь в 1799 году родился А.С.Пушкин.

  • В детстве Пушкин проводил бессонные ночи в кабинете отца, «пожирал» книги и уже в 11 лет был хорошо знаком с французской литературой. Несомненно, полезными оказались для поэта литературные вечера, поэт с детства привыкал к литературным разговорам и спорам. Все это оказывало большое влияние на одаренного и впечатлительного мальчика.

  • В Москве прошли детские годы поэта, здесь складывались первые его жизненные впечатления, первые знакомства, первые привязанности. Московский быт, московский говор, улицы, бульвары, Кремль – все это питало воображение, волновало.

  • Здесь жили многие друзья поэта – П.А.Вяземский, П.Я.Чаадаев, П.В.Нащокин, С.А.Соболевский, Е.А.Баратынский. Здесь возникали и новые дружеские связи.

  • Ах, братцы! Как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

- 4 -


Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва я думал о тебе!

Москва…как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!- напишет позже поэт в романе «Евгений Онегин»

  • Пушкинская площадь в Москве. В этом людном месте установлен памятник поэту. Автор памятника Опекушин представил поэта стоящим в непринужденной позе. Пушкин выставил одну ногу вперед, правую руку заложил за борт длинного сюртука. Голова поэта чуть – чуть наклонена; он словно прислушивается к чему – то. Длинный плащ спадает с плеч живописными складками. Поэт в грустном раздумье и, кажется, смотрит на нас. Именно таким его могли видеть современники. По боковым сторонам гранитного постамента выбиты строки из стихотворения «Памятник»:


И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Постамент памятника всегда усыпан цветами. Живые цветы любви вечной, непреходящей.


УЧИТЕЛЬ: Памятник Пушкину в Москве вдохновил на творчество многих поэтов. Давайте послушаем об этом памятнике стихи, подготовленные к уроку вашими одноклассниками


^ В) ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (чтение стихотворения)

1. С.Я.Маршак «У памятника»

У памятника на бульваре летом

Играют дети. И, склонив главу,

По пояс озарен вечерним светом,

Он с возвышенья смотрит на Москву.

Поют, гудят машины, выбегая,

На площадь и бульвар из-за угла.

Бурлит Москва – родная, но другая –

И старше, и моложе, чем была.

А он все тот же. Только год от года

Фигура с наклоненной головой

Роднее и дороже для народа,

Шумящего вокруг на мостовой.

Участник наших радостей и бедствий,

Стоит, незыблем в бурю и грозу,

Там, где играл, быть может, в раннем детстве,

Как те ребята, что снуют внизу.

2. Булат Окуджава «На фоне Пушкина снимается семейство…»


- 5 -


^ Г) ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ «Пушкин»

УЧИТЕЛЬ: Продолжая наше заочное путешествие по пушкинским местам, оправляемся в город Пушкин.

  • Среди пригородов Санкт-Петербурга он особенно интересен. В нем наряду со всемирно известным дворцово – парковым ансамблем сохранились мемориальные памятники, связанные с творческой биографией А.С.Пушкина. Ранее город назывался Царским Селом. Здесь в Лицее Пушкин провел свою юность.

слайд «Вы помните, когда возник лицей…»)

Открытие Лицея состоялось 19 октября 1811г. в чрезвычайно торжественной и пышной обстановке, в присутствии самого императора, прочих членов царской семьи, высоких государственных сановников и других знатных гостей. День этот стал незабвенным для Пушкина и его товарищей, который они потом ежегодно праздновали, и памяти которого Пушкин посвятил эти строки:

Вы помните: Когда возник Лицей.

Как царь для нас открыл чертог Царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын,

Приветствием меж царственных гостей…


Воспитанники, поступившие в Лицей (30 чел.) различались и по возрасту (барону Корфу было 11 лет, Малиновскому 16 лет), и по степени общеобразовательной подготовки. Одни перешли в Лицей из Московского Благородного университетского пансиона, другие из Санкт-Петербургской гимназии, третьи из частных пансионов, а четвертые, как Пушкин, приехали прямо из дому.

  • Скоро все лицеисты, как водится, наделили друг друга прозвищами:

- Вильгельм Кюхельбекер – Кюхля, Виля,

- Антон Дельвиг – Тося,

- Александр Горчаков – «Князь», «Франт»,

- Николай Корсаков – «Трубадур» (лучше всех пел, аккомпанируя себе на гитаре),

- Иван Пущин – «Иван Великий», «Ванечка»,

- Александр Пушкин – «Француз» (французский знал тогда не хуже русского), «Егоза».

Все лицеисты представляли собой не только лицейское братство, но и литературное.

6 лет соединенья

Распорядок дня в Лицее был твердый, раз и навсегда установленный. Вставали в шесть утра и шли на молитву. С семи до девяти занятия - «класс». В девять - чай. До десяти прогулка. С десяти до двенадцати опять «класс». От двенадцати до часу - прогулка. В час - обед. От двух до трех чистописание или рисование. От трех до пяти - другие уроки. В пять - чай. До шести - прогулка, потом повторение уроков или «вспомогательный класс». В половине десятого - ужин до десяти - отдых (рекреация). В десять - вечерняя молитва и сон.

  • Жизнь лицея

Программа Лицея была обширной и пестрой, включала множество предметов. Изучали языки - русский, латинский, французский, немецкий, риторику (теорию красноречия), словесность (литературу), русскую и мировую историю, в большом количестве «нравственные науки», географию, статистику, науки математические и физические, «изящные искусства и гимнастические упражнения», т.е. чистописание, рисование, пение, танцевание, фехтование, верховую езду и плавание.


УЧИТЕЛЬ:

В лицейской жизни Пушкина есть много примечательных событий, но одно из них – это благославление Державиным Пушкина на поэтическую стезю жизни. После начального курса обучения, на публичном экзамене в 1815 году получил поэт это благославление,

- 6 -

которое имело для юного Пушкина большое перспективное значение - оно раскрыло перед ним во всю ширь поэтических горизонтов его будущего. Юный поэт еще сильнее поверил в себя.

Перед вами картина Репина. Она вновь доказывает нам, насколько интересна личность Пушкина была и его современникам и нам с вами сегодня.

Д) Развитие речи учащихся

^ РЕБЯТА, Я ПРОШУ ВАС СЕЙЧАС ВЫПОЛНИТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ: ПОПРОБУЙТЕ РАСПОЛОЖИТЬ ЧАСТИ ТАК, ЧТОБЫ У ВАС ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ. (ОТВЕТ: 4, 1, 3, 5, 2)

  1. Экзамен очень утомил Державина. В красном мундире, украшенном орденами, сидел он, подперши рукою голову и расставив ноги в мягких плисовых сапогах. Он дремал все время, пока лицеистов спрашивали из латинского языка, из французского, из математики и физики. Последним начался экзамен по русской словесности. Тут он оживился: глаза его заблистели, он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи. Слушал с живостью необыкновенной. Наконец, вызвали Пушкина. ______________________________________________________________________

  2. После обеда усталый Державин уже ввечеру приехал домой, достал из кармана тоненькую тетрадку, написанную летучим легким почерком, и для памяти написал на ней: «Пушкин на лицейском экзамене».

__________________________________________________________________________

  1. Лицеист небольшого роста, в синем мундире с красным воротником, стоя в дух шагах от Державина, начал свои стихи. Никто никогда не мог бы описать состояние души его. Когда дошел он до стиха, где упоминалось имя Державина, голос его отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…

____________________________________________________________________________

  1. Зала наполнилась царскосельской публикой, лицеистами, их родными, правда немногочисленными. Съехались и почетные гости. Средь них, в первом ряду кресел, усадили Державина. Начальство лицейское разместилось у стола сбоку.

_____________________________________________________________________________

  1. И Державин вдруг встал. На глазах его были слезы, руки его поднялись над кудрявой головой мальчика, он хотел обнять его – не успел: тот убежал, его не было. Под каким – то неведомым влиянием все молчали. Державин требовал Пушкина. Его искали, но не нашли.

- ^ КОНТРОЛЬ (НАЗВАНИЕ ЦИФР В НУЖНОМ ПОРЯДКЕ)

- ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПРОЧИТАЕМ ПОЛУЧЕННЫЙ ТЕКСТ И ПОПРОБУЕМ ЕГО ОЗАГЛАВИТЬ (Царскосельский экзамен)

УЧИТЕЛЬ: Лицейский период жизни Пушкина вы знаете лучше, чем другие.


^ Е) БЕСЕДА С КЛАССОМ:


- 7 -


- Как называется сейчас город, где Пушкин учился в лицее? (Пушкин)

- Какие прозвища его друзей вы запомнили?

- Кому из них поэт посвятил одно из своих стихотворений? (Пущину)

- Давайте вспомним это стихотворение и прочитаем его наизусть.


^ Ж) ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ НАИЗУСТЬ

З) ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ «В МИХАЙЛОВСКОМ»

УЧИТЕЛЬ:

В стихотворении «Пущину» упоминается случай из жизни поэта, когда ему пришлось прожить в ссылке в селе Михайловское 2 года, куда однажды ранним морозным утром к поэту приехал его лицейский друг Пущин.

Совершая наше путешествие, мы не можем не побывать в этом замечательном месте:

^ «В МИХАЙЛОВСКОМ»

(на фоне села Михайловское)

  • Осень 1824 года поэт провел в Михайловском. Пушкин живет наполненной жизнью. Новое

пушкинское уединение, его «пустыня» все более заполняется делами, размышлениями, живыми впечатлениями, добрыми друзьями. И главное – творчеством.

Представим, что мы, пройдя по главной аллее Михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных.

  • (Домик няни) Рядом с ним слева стоит небольшой деревянный флигелек, а вернее сказать избушка из двух комнаток. Это домик няни. Простые деревянные стены, прялки в углу, чисто и опрятно убранный стол, покрытый домотканой скатертью, - все здесь неприхотливо и просто, на всем лежит печать покоя и тихого домашнего тепла.

  • (на фоне портрета няни) Легко представить в этой обстановке Арину Родионовну, находившуюся в Михайловском рядом с поэтом. Она отличалась замечательной добротой и преданностью и при этом была человеком живого ума, знала много народных сказок и поверий, в разговоре своем так и сыпала пословицами и поговорками. В Михайловской ссылке поэта няня Арина Родионовна сделалась подлинным другом душевно самым близким человеком. Поэтому в Михайловской ссылке ей чаще других любил читать поэт свои произведения:

  • Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей…

  • Зимой они жили в большом доме, а на лето перебирались во флигель, называемый ныне «Домик няни». И, наверное, часто бывало так, как писал в стихотворении Няня Пушкина»

Саша Черный:… На стареньком диване

У мерзлого окна

Дремотный голос няни,

Как плеск веретена.

В руках мелькают спицы,

Трясется голова,

- 8 -


И вьются небылицы –

Волшебные слова:

Про лешего Антипку,

Про батрака Балду,

Про золотую рыбку,

Про кузнеца в аду…

Зарделось в зале лето,

Шумит, шуршит травой.

В простенке тень поэта

С курчавой головой…

А кот все горбит шубу,

Не тот ли это кот,

Что был прикован к дубу

У синих-синих вод?

«Распелась…Вот чечетка!

Смотри, в саду – светло».

И крестит няня кротко

Любимое чело.

^ З) РАБОТА С ТЕКСТАМИ

УЧИТЕЛЬ: На столах у вас стихи поэта, посвященные этой женщине. Давайте прочитаем их. (Чтение)


УЧИТЕЛЬ: «Чудное преданье» няни поэта не раз сверкнуло в творчестве гения: в поэме «Руслан и Людмила», драме «Борис Годунов», повести «Дубровский», романе «Евгений Онегин». Современники поэта также посвящали ей стихи. Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, Пушкин превратил в замечательные поэмы и песни, которыми мы зачитываемся и сегодня. Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение в творчестве композиторов. Композиторы положили их в основу своих либретто к операм и балетам. А в 1984 году в Пскове был открыт памятник «Пушкин и Крестьянка» (скульптор О.Комов)


ПОСЛЕДНИЙ КАДР ПРЕЗЕНТАЦИИ

Ё) ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА.

УЧИТЕЛЬ: ______________________________________

В начале урока я обещала вам, что не накажу вас оценкой, это значит не будет сегодня плохих оценок, всем, кто стал соавтором урока, не побоялся скрестить …




Похожие:

Урок по литературе iconТематическое планирование по литературе для 5 класса. 5 Класс (102 часа по программе)
Урок Художественная литература как учебный предмет. Учебник по литературе и особенности работы с ним
Урок по литературе iconУрок по русской литературе в 8 классе (урок ролевая игра) Хупсергенова Фатима Каровна

Урок по литературе iconУрок по литературе в 6 классе по теме: ««Повесть временных лет\ как историко-литературный памятник.»
Открытый урок по литературе в 6 классе по теме: ««Повесть временных лет” как историко-литературный памятник.»
Урок по литературе iconДокументы
1. /Урок по литературе.doc
Урок по литературе iconРасписание уроков физической культуры в бассейне День недели Учитель 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок 6 урок Понедельник

Урок по литературе iconРасписание звонков в моу "Гимназия №6" г. Прохладный кбр 1 урок 30 10 2 урок 20- 10. 00 3 урок 10. 20 -11. 00 4 урок 11. 20 -12. 00 5 урок 12. 10 -12. 50 6 урок 13. 00 -13. 40

Урок по литературе iconСочинение по литературе». При проведении домашнего сочинения по литературе даты не ставить, на странице «Литература» записать «Домашнее сочинение», на странице «Русский язык» записать «Сочинение по литературе»
Использовать разные виды письменного контроля по русскому языку (диктанты с грамматическим заданием, контрольные работы, комплексный...
Урок по литературе iconЧипчикова Мадина Николаевна учитель балкарского языка г. Нальчик 23. 12. 2008г., Цель урок
План проведения открытого урока по балкарской литературе «И камень тоже дает знания…»
Урок по литературе iconТематическое планирование по литературе. 8 класс. 8 Класс (68 часов по программе)
Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства
Урок по литературе iconУрок конференция по литературе "А. Т. Твардовский. Творчество и судьба" (11 класс гимназий или лицеев)
Какие чувства возникали у Вас в процессе работы над созданием выступления и презентации к нему?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов