«поступь победы» icon

«поступь победы»



Название«поступь победы»
Дата конвертации26.08.2012
Размер132.79 Kb.
ТипСценарий

«ПОСТУПЬ ПОБЕДЫ»


Сценарий театрализованного представления, посвященного 65 годовщине

Великой Победы

Перед началом представления в зале звучат песни о войне, победе, экспонируется выставка фотодокументов о Великой Отечественной войне, работает гостиная, где за чашкой чая ветераны войны и трудового фронта непринужденно ведут беседу с друзьями, знакомыми, делятся воспоминаниями о фронтовых днях, с участниками художественной самодеятельности поют песни военных лет.

О начале театрализованного представления оповещают музыкальные позывные. Гости проходят в зал. Медленно в зале гаснет свет. На фоне двух первых куплетов песни Э. Колмановского и Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны.» демонстрируется монтаж кинокадров или слайдов о мирной Жизни, о войне, раскрывающих содержание песни. Текст первых двух куплетов:




Оформление: маскировочная сетка, ружья, сложные конусом, солдатская каска с красной гвоздикой внутри.

Импровизированная танцплощадка. Громкоговоритель на стене.

Ночь с 21 на 22 июня 1941 года. Звучит мелодия «Рио-Рита». На танцплощадке танцуют нарядно одетые молодые люди (три пары), они тихо беседуют, смеются. На лицах — выражение безмятежной радости, в глазах — счастливый блеск.

Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастающим воем авиабомб, разрывов снарядов.

Девушки в ужасе закрывают головы руками. Юноши пытаются заслонить их от страшных ударов. Все разбегаются.

^ На сцене — проводы новобранцев: девушки, еще в белых платьях, плачут, обнимая молодых солдат, уходящих на фронт.

Солдаты строятся, проходят по сцене.

^ Звучит песня М. Блантера на стихи М. Исаковского «До свиданья, города и хаты».

Девушка: Ах война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли — за солдатом солдат...

До свиданья, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад!

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите...

Но все-таки

Постарайтесь вернуться назад!


^ На сцене солдаты: стреляют из винтовок с колена, лежа на земле, имитируют рукопашную схватку. Санитарки перевязывают раненых, уносят их на носилках.


По сцене проходит строй солдат, изможденных, израненных, в пыльных сапогах, с перевязанными головами, руками.

^ В стороне стоит женщина, (мать ждет сына с войны), вытирает слезы краем платка.


По окончании песни экран гаснет. В полной темноте на сцену выходят участники представления, их выход сопровождается фонограммой колокольного звона. Они стоят спиной к зрительному залу, оставаясь невидимыми до первых дикторских слов. На словах дикторского текста поочередно разворачиваются, держа в руках зажженные свечи, фигуры их высвечиваются прожектором. В образах рабочего, крестьянки, солдата и т. д. они - начинают рассказ о войне.


1. Я хотел жить, учиться, еще чуть-чуть и я бы стал доктором...

2. В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать...

3. Я готовился стать отцом. «Будет сын, — говорил я Светлане, а она смеялась и отвечала: «Ага, сын с косичками»...

4. Я дом строил. Свой, добротный, бревенчатый, с узорчатыми ставнями, с окнами на реку...

5. Мама обещала меня сводить в цирк. Я очень хотел посмотреть на дрессированных медведей.

— Мы, погибшие на полях сражений...

(В темноте зажигается блок свечей)

— Мы, замученные в концлагерях...

(Зажигается новый блок свечей)

— Мы, погибшие в оккупации...

(Зажигается новый блок свечей)

— Мы, умершие от голода...

(Зажигается последний блок свечей. Всего их 65, либо последний блок завершает светящееся число 65. Свет на сцене).

ВЕДУЩИЙ. Недоучились и не достроили. Так и не услышали долгожданных слов: «Мама, папа».

Виной тому стала... ВОЙНА! А она начиналась так...


(Звучит фонограмма текста Заявления Советского правительства от 22 июня 1941 г.)

«... Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие...

.

(Экран гаснет. На сцене стол, за которым военком разбирает стопку заявлений.) \Диктор/

ВОЕНКОМ:(оторвавшись от дел): Это были наспех вырванные из ученических тетрадей, блокнотов, записных книжек листки, почтовые открытки и учрежденческие бланки. Заявления были написаны разным почерком и разными людьми. Рядом с заявлениями отцов и матерей ложились заявления их детей, зачастую написанные еще неустойчивым полудетским почерком. Родители и дети, седовласые старики и подростки писали о своей готовности встать в ряды защитников Родины.

(В кабинет военкома неуверенно входит юноша.)

ВОЕНКОМ: (заметив юношу): Опять ты! Я же тебе уже сказал свое нет!

ЮНОША: (теребя в руках кепку, переминаясь с ноги на ногу): Но почему? Почему нет? Мне скоро 18, ну и что, месяца не хватает. Я Ворошиловский стрелок (протягивает удостоверение). Разве фронту не нужны ворошиловские стрелки? На здоровье я не жалуюсь, вот и справка есть... (с готовностью протягивает очередной документ).

ВОЕНКОМ: У тебя — да. А у матери? Да неужели ты не понимаешь, что на твоих руках мать-инвалид, что ты — единственная ее надежда и опора? Неужели ты хочешь, чтобы она без тебя...

ЮНОША: (перебивая): Посмотрите. (Протягивает листок). Я очень вас прошу, посмотрите.

ВОЕНКОМ: (молча разворачивает листок, чуть спустя читает вслух): «Я, 3. Г. Гедзь, прошу зачислить моего сына, Петра Гедзь, добровольцем в ряды Красной Армии. А если нужно, я тоже пойду, несмотря на то, что инвалид. Я еще не забыла нагайку немецких интервентов».

(Свет гаснет, на экране вновь кадры мобилизации, их озвучивает военком.)

ВОЕНКОМ: Только в Москве в военкоматы поступило за первую неделю войны 170 тысяч заявлений с требованием немедленно отправить на фронт. (

ЖЕНЩИНА: Вокзалы, станции стали как остановившийся табор. Везде люди, телеги, машины. Быстро работает фотография. Снимаются семьями. Задушевные прощальные слова. Плач, песни, гармошка, отрывистые, короткие пляски...


(Звучит голос: «По вагонам!» Доброволецный марш «Славянки».)


ЖЕНЩИНА: Тогда мы были уверены, что война эта не надолго. И если бы нам тогда кто-нибудь сказал, что продлится она 1418 дней, мы бы его подняли на смех! Мы были уверены, что наше государство готово было к этому испытанию. А пока...


(Мелодия «Славянки» сменяется песней В. Высоцкого «Так случилось».)


(Звучит фонограмма боя. По сцене мелкими короткими перебежками продвигаются 2 бойца. Прячутся в укрытии.)


1 СОЛДАТ: Стреляют-то, стреляют-то как! Ах, мамины дети!

2 СОЛДАТ: Ну и разошелся ты, Санька!

1 СОЛДАТ: Разойдешься от такой жизни!


(Внезапно бой стихает. Второй солдат снимает каску, вслушиваясь в тишину).


2 СОЛДАТ: Ну, вот и затихло... Как будто и боя не было... Надо же, только что кругом смерть ревела на все голоса, а вот изволь радоваться, тишина, и птицы поют...

1 СОЛДАТ: Боюсь, радость эта ненадолго. Эти подлюки явно что-то задумали...


(Достает кисет, крутит самокрутку).


2 СОЛДАТ: Вот ты мне, Петро, объясни, как такое могло случиться, почему мы с тобой стали солдатами? Как правительство могло допустить такое?


(оглядываясь по сторонам)


1 СОЛДАТ: Ты бы поосторожнее... Язык у тебя... Хватит, наосторожничались, тут. Ты только посмотри, что эти гады пишут (достает листовки). Да не бойся ты, никто не видел как я их подобрал. (Читает вслух). «Русские солдаты, сдавайтесь! Мы ведем наступление по всему фронту, протяженностью в 3000 километров. Воздушное нападение ведут 900 пикирующих бомбардировщиков и 200 истребителей». Или вот: «К настоящему времени уничтожено 1800 русских самолетов. Все идет планомерно! (Сердито). План у них! Представляешь, план! Где же наша хваленая техника, самолеты? Много ты их видишь? Вот то-то! Да снарядов — и тех не хватает! Что это за вредительство?! (Замечает приближение 3-го) Смотри!


(К бойцам подползает 3-й солдат, волочит за собой сумку с гармоникой)


3 СОЛДАТ: (переводя дыхание): Боепитание доставил. Ну, давайте назло фрицам споем. Скоро бой. Может больше не прийдется.

1 СОЛДАТ: (огрызаясь): А ты что испугался. Еще долго придется и воевать и петь.? / поют_________?

2 СОЛДАТ: Ты женатый?

3 СОЛДАТ: Не-а. Возраст мой молодой, не успел до войны.

1 СОЛДАТ: (подтрунивая): То-то, что не успел. Отвыкнешь ходить. После войны до девок на пузе будешь ползать?

3 СОЛДАТ: Да уж как-нибудь сообразим, лишь бы кончилась война.

(Затишье внезапно прерывается. Звучит фонограмма боя, бойцы уползают, занимая выгодные позиции. Сцену «бойцов» сменяют кинокадры боя, они демонстрируются на фоне песни В. Высоцкого «Мы вращаем землю».)


(По окончании песни и кинокадров на сцене появляется военноначальник, он склоняется над картой. В это время за его спиной высвечивается лучом прожектора фигура солдата.)

СОЛДАТ: Так ответьте мне, как такое могло случиться, что в начале войны фашисты не только уничтожили значительную часть наших самолетов, танков, захватили сосредоточенные у западных границ склады с вооружением, но и заняли наши территории?


(Фигура солдата затемняется.)


ВОЕНАЧАЛЬНИК (размышляя): Как же такое могло случиться? Этот вопрос мне не раз задавали солдаты. Многие из них погибли, так и не получив на него ответ... Этот вопрос не дает мне покоя до сих пор, он и сейчас звучит как укор, но и сегодня я не знаю на него точного ответа...

\появляются солдаты/

2 СОЛДАТ: Ребята, вы только послушайте, что пишет Ганс своей Гертруде: «Ведем очень упорные и ожесточенные бои. Ни о какой прогулке не может быть и речи. Красный режим привел народ в движение. К этому добавляется вошедшее в поговорку упрямство русских». (Оторвавшись от письма). А вот еще: «Русские защищаются отважно. Командование действует лучше, чем в первые дни. Они уже многому научились. Никаких отступательных маневров — обороняются храбро».

3 СОЛДАТ: Знай наших! Посмотрим, что пишет мой фриц своей мутер: «Резко выступаю против неумного назначения сроков победы. Если мы скажем, что она наступит за 4 недели, а это произойдет через 10, то наша величайшая победа в конце концов все-таки окажется поражением». Торопятся. Ну, мы еще посмотрим, кто кого!

ВОЕНАЧАЛЬНИК: Ленинград. Болью в наших сердцах откликалось это слово. Главной бедой Ленинграда были не артналеты, пускай самые жестокие, не отсутствие электричества и тепла. Главной бедой его был голод.


(Появляется женщина, она продолжает рассказ.)


ЖЕНЩИНА:— постоянный, ежедневный, ежеминутный, мучительный, неутолимый голод, ощущаемый и сквозь сон. От голода человек слабеет, теряет силы и возможность двигаться. От голода распухают руки и ноги, кровоточат десны, выпадают зубы. Вам, не испытавшим его, трудно представить себе, что такое голод. Особенно это относится к детям...


(читает листок бумаги, к ней подходят еще 2 женщины)


1 ЖЕНЩИНА: Что читаешь, Маша?

ЖЕНЩИНА: Листовочку. Слушай, что нам с вами Гитлер пишет: «Женщины Ленинграда. Страшный голод вошел в ваш город. Пожалейте своих детей, бедные исстрадавшиеся матери. Требуйте от властей немедленной сдачи города. Сопротивление бесполезно. Если вы не сдадите город, на ваших глазах умрут ваши дети, умрут ваши мужья, умрете вы сами. Пожалейте же своих детей,— сдавайтесь

1 ЖЕНЩИНА: Это что же? Это немец просит меня — меня просит своих детей пожалеть?!

2. ЖЕНЩИНА: Тебя, Соня. И меня. Через жалость к детям взять хочет.

ЖЕНЩИНА: Да пока у меня есть силы, я буду сопротивляться. Даже когда падать от голода буду, просить пощады не стану. О, мы им покажем как, не сдаваясь, умирает целый город!

ВОЕНАЧАЛЬНИК: Сколько же полегло здесь наших солдат! И опытных уже «старичков», и пожилых, и молодых командиров, а более всего совсем юных беззаветных ребят, еще ничего не видевших и не испытавших, кого ждали и не дождались — не жены и дети, и даже не невесты, а бедные их матери. И чем моложе были эти ребята, тем больше их полегло. Они сделали в своей жизни одно — погибли за Отчизну. ------


песня «Солдат» - 5 класс


ВОЕНАЧАЛЬНИК: Удар за ударом обрушивали мы на ненавистного врага, продвигаясь вперед, оставляя освобожденные города и села и... могилы фронтовых товарищей. (На фоне скорбной мелодии).


Считает враг, морально мы слабы, —

За ним и лес, и города сожжены.

Вы лучше лес рубите на гробы —

В прорыв идут штрафные батальоны!

Вот шесть ноль-ноль — и вот сейчас обстрел,

Ну, бог войны, давай без передышки!

Всего лишь час до самых главных дел:

Кому — до ордена, а большинству — до «вышки»...

^ В. Кондратьев

(Экран гаснет.)

(Звучит песня В. Высоцкого «Он вчера не вернулся из боя», демонстрируются слайды с именами, погибших земляков. Видеоряд подсвечивается красным светом. По окончании видеоряда звучит дикторский текст.)


^ ДИКТОР: «В то время, как фронт жил мыслью скорее изгнать фашистов с родной земли, тыл руководствовался государственным лозунгом «Все для фронта» и незатихающей мыслью «На фронте еще труднее».


(В проходе зала появляется женщина с ребенком, они направляются к сцене.)


РЕБЕНОК: Мам, а что такое голод? Не тот, когда набегаешься, есть хочешь, а другой, настоящий, когда люди умирают?

МАТЬ (объясняет): Представь — входишь ты в кухню, а там пусто. И в кастрюле, и в тарелках ничего нет.

РЕБЕНОК: Тогда я просто хлеб пожую.

МАТЬ: Но и хлеба нет.

РЕБЕНОК (вприпрыжку): А я сбегаю за ним в магазин.

МАТЬ: В магазине его тоже нет.

РЕБЕНОК (не сдается): Я в другой магазин...

МАТЬ: Но и в другом, и в третьем, во всех магазинах нет хлеба.

РЕБЕНОК (хмурит брови, потом радостно вскрикивает): А я в деревню бабушке Фене напишу. Она привезет. Они там во какие буханки пекут! (Обеими руками широко обнимает воздух).

МАТЬ: Но и в деревне нет. Представь, что и там, где живет бабушка, и в соседних деревнях — везде пусты магазины и печи. Нигде нет хлеба.

РЕБЕНОК (недоверчиво): Так не бывает! (Упрямо). Не бывает так! (Убегает со сцены).

МАТЬ (провожая взглядом): Я хочу согласиться с ним, не поверить самой себе. Но как сокрушить свет памяти?! Как отнять право у прошлого?!

(Звучит мелодия, мать вспоминает.)


^ ФОМИНА М.В.


...Помню, как я шарила в кухне и чулане, обнюхивала пустой сусек, как просила маму сходить за хлебом к соседке или куда-нибудь, к кому-нибудь. Я хотела хлеба и была упряма в своей просьбе. Я помнила, как осенью мимо нашей избы везли и везли в телегах мешки с зерном. Много хлеба! Неужто нельзя было хоть немножко оставить нам?!

— Потерпим, ребятки... Фронт бы накормить, войну бы перемочь, а там все вволю будет, ешь, чего душа пожелает, — утешала нас мама, когда мы смотрели на нее голодными глазами. Она дробила плитку жмыха и раздавала нам по кусочку. Жмых будто из опилок, жесткий, колючий. Даже молодым зубам не под силу — не откусишь, пока не сдобришь его слюной. Охристо-серый, он скудно пахнет старым подсолнухом, мышами. В животе от него грузно и неловко. Однако грызешь, жадно причмокивая. Жмых помогает по настоящему оценить всю доброту и незаменимость хлеба.

Как сейчас вижу, сошел снег, но земля еще без зелени. Мы — Сергей, Павлик и я — идем по серой стерне пшеницы и выискиваем колоски прошлогодней пшеницы, собираем их в шапки. Возьмешь зерно на зуб — вкуса нет, один запах прели. Сосед, дед Волошин, отговаривал идти за колосьями: говорил, от долгого лежания хлеб вредным стал. В нашей голове, однако, никак не ставились рядом слова «хлеб» и «вредный». Не послушались мы старика. Много людей в тот день бродило по жнивью.

Впереди нас орали тощие грачи. Я сердито бросала в них комья влажной земли. Я боялась, что они первыми найдут и утащат колоски и нам тогда меньше достанется...

...Потом, метаясь в жару болезни, я с криком гоняла грачей опять, жалея их: сумели ли они избежать горькой участи людей, тех, кто собирал колоски, толок их в ступе и пек из муки клеклые блины и лепешки?

Все заболели на второй-третий день одной какой-то страшной болезнью. И вдруг начали умирать. Одного за другим схоронили... Колю Долгашева, Саню Чекулина... Не дожили до той далекой победы, которая отнимала у нас хлеб.


(Демонстрируется видеоряд будней тыла.)

ДИКТОР (на фоне видеоряда): Да, очень долгими были тяготы войны. В людях укоренилась привычка к трудностям, к бедам, к недоеданию и недосыпу, к разлукам и потерям. Но она была возможна, эта привычка, только потому, что возникла уже иная, новая привычка к успехам ар­мии, к наступлению, к победам.

В годы Великой Отечественной войны от советских людей в фонд обороны поступило свыше 17 миллиардов рублей наличными, 13 килограммов платины, 131 килограмм золота, 9519 килограммов серебра, на 1,7 миллиардов рублей драгоценностей. Общая сумма поступивших от населения страны средств составила более 118 миллиардов рублей, что покрывало значительную часть расходов Наркомата Обороны. На эти деньги было построено и передано войскам более 2,5 тысяч боевых самолетов, несколько тысяч танков, артиллерийских орудий, 8 подводных лодок и 16 боевых катеров, много другой боевой техники и вооружения.

(Экран гаснет. Свет в зале. Выходит 1 женщина.)


ЖЕНЩИНА: В нашем зале присутствуют те, кто верил, всему вопреки и ковал победу в тылу. Мы просим Вас, встаньте, уважаемые участники трудового фронта, пожмите друг другу руки. Эта победа сделана и вашими руками. Вы верили в победу даже тогда, когда войска наши отступали. Вы не отступили от своей веры ни на шаг! История тому свидетель. Эти аплодисменты в Вашу честь!

^ ДИКТОРСКИЙ ТЕКСТ: «Говорит Москва! 8 мая 1945 года, в Берлине, представителями германского Верховного командования подписан пакт о капитуляции. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена! Германия полностью разгромлена!

ЖЕНЩИНА 1. Товарищи, это же салют Победы!

ВСЕ (радостно): Победа! Победа! (Обнимаются, поздравляя друг друга с победой).

(отделившись от группы ликующих, на фоне песни «Венский вальс»:


ЖЕНЩИНА 2. Как я люблю людей родной России!

Они тверды.

Их вспять не повернешь!

Они своею кровью оросили

Те нивы, где сегодня всходит рожь.

Их не согнули никакие беды,

Их славить вечно вся земля должна —

Простых людей, которым за победу

Я б звезды переливал на ордена.


(На сцену приглашаются все участники Великой Отечественной войны, ветераны трудового фронта. Зал им аплодирует)


Прошла война,

Прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Пускай всегда годину ту

На память нам приводит

И первый снег, и рожь в цвету,

Когда под ветром ходит.

И каждый дом, и каждый сад

В ряду — большой и малый,

И дня восход, и дня закат

Над темным лесом алый.

Пускай во всем, чем жизнь полна.

Во всем, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

Исполняется песня « Ветераны» всеми участниками представления»




Похожие:

«поступь победы» iconТема занятия: «Ах, кошки!» Цели
...
«поступь победы» iconМитинг, посвященный Дню Победы 2008 г Звучит музыка
Слово для открытия митинга, посвященного Дня Победы, предоставляется главе Курасовского сельского поселения Еремину М. П
«поступь победы» iconРабота, проведённая к Дню Победы
Участие в городских мероприятиях: Автопробег, встреча ретро-поезда, посвящённого Дню Победы
«поступь победы» iconУтверждаю: Начальник отдела образования
О фестивале самодеятельного творчества учащихся и работников образования г. Белорецк и Белорецкого района посвященного 65-летию Победы...
«поступь победы» iconУтверждаю: Начальник отдела образования
О фестивале самодеятельного творчества учащихся и работников образования г. Белорецк и Белорецкого района посвященного 65-летию Победы...
«поступь победы» iconПразднование 66-й годовщины Победы
С целью расширения представлении учащихся о Великой Отечественной войне, воспитания уважения к героическому прошлому нашей страны,...
«поступь победы» iconУчителя школы 9 Мая станут участниками городского шествия «Парад Победы»
«Неугасимый огонь памяти», так называется школьная выставка, которая оформлена ко Дню Победы в библиотеке. Здесь проходят Уроки мужества,...
«поступь победы» icon9 мая 2010 год. Композиция «Этот День Победы»
Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших. Хотя прошло 65 лет со Дня Победы, но время...
«поступь победы» iconПразднование Дня Победы в п. Коминтерн в канун 65-летия Великой Победы в каждой школе эмр проходят встречи с ветеранами войны и тружениками тыла. 26 апреля 2010 года такие мероприятия состоялись в моу «сош п. Коминтерн»
В школьных коридорах – газеты, выполненные учениками 5-11 классов о ключевых событиях Великой отечественной, склонённые гвоздики...
«поступь победы» iconПразднование Дня Победы в п. Коминтерн в канун 65-летия Великой Победы в каждой школе эмр проходят встречи с ветеранами войны и тружениками тыла. 26 апреля 2010 года такие мероприятия состоялись в моу «сош п. Коминтерн»
В школьных коридорах – газеты, выполненные учениками 5-11 классов о ключевых событиях Великой отечественной, склонённые гвоздики...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов