Учитель обж корниенко в. Н icon

Учитель обж корниенко в. Н



НазваниеУчитель обж корниенко в. Н
Дата конвертации26.08.2012
Размер183.76 Kb.
ТипУрок



МОУ «СОШ С. СТЕПНОЕ» ЭНГЕЛЬССКОГО РАЙОНА


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК





downribbonsharp


ПРИГОТОВИЛИ И ПРОВЕЛИ:

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ СИДОРОВА Л.Ф.,

УЧИТЕЛЬ ОБЖ КОРНИЕНКО В.Н.


2


Цели урока:

1) по литературе –

  1. дать обзор произведений разных жанров, посвященных героическим страницам воинской славы русского народа;

  2. показать взаимосвязь этой темы в литературе с материалом других научных дисциплин (ОБЖ, живопись, музыка, кино и др.);

  3. способствовать военно-патриотическому воспитанию учащихся;


2) по ОБЖ –

1. Познакомить учащихся с отдельными страницами воинской славы России;

2. продолжить формирование навыков самостоятельного мышления;

3. способствовать военно-патриотическому воспитанию учащихся.


Оборудование урока:

портреты писателей и военачальников, видеозаписи, иллюстрации, выставка книг, компьютер.


3

Ход урока.


    1. Организационный момент.

    2. Объявление целей и задач урока:

  1. по литературе;

  2. по ОБЖ.


^ III. 1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ.

Милая, светоносная наша Русь. Родина, родительница наша! Всегда видится невечерний свет в русом имени твоем, коротком, как вздох счастья.

Бородинское, Прохоровка, Куликово, Ладога, Мамаев курган… Поля, овеянные славой российского оружия, родившие могущество и свободу нашей земли.


  1. Стихотворение Н.Тихонова « Безграничное снежное поле».

Выразительное чтение наизусть .(Проверка индивидуального задания.)


Безграничное снежное поле

Ходит ветер, поземкой пыля, -

Это русское наше раздолье.

Это вольная наша земля.


И зовется ль оно Куликовым,

Бородинским ль зовется оно.

Или славой овеяно новой,

Словно знамя опять взметено,-

Все равно – оно кровное, наше,

Через сердце горит полосой.

Пусть война на нем косит и пашет

Темным танком и пулей косой.

Но героев не сбить на колени,

Во весь рост они стали окрест,

Чтоб остался в сердцах поколений

Дубосекова темный разъезд.


  1. Учитель.


Еще в давние времена литература поднимала тему борьбы Руси с кочевниками, подвигов русских витязей, грудью встававших на защиту родной земли, насмерть рубившихся с лихими степными кочевниками, тему несгибаемого духа народа-богатыря. Помните ли вы эти строки?


4


  1. ^ Выступление учащегося.


Не прилично ли нам будет, братия,

Начать древним складом

Печальную повесть о битвах Игоря,

Игоря Святославовича!


Полита была кровью земля русская…

Бились день,

Бились другой,

На третий день к полудню

Пали знамена Игоревы.

Тут разлучилися братья на бреге быстрой Каялы;

Тут кровавого вина не достало;

Тут пир закончили храбрые воины русские.

(В. Жуковский. Поэтическое переложение «Слова о полку Игореве».)



  1. Учитель. Как называется прием, заключенный в последних трех строчках стихотворения? ( Анафора, единоначатие, используется для усиления выразительности сказанного.)




  1. Художник В.Васнецов посвятил одно из своих полотен полю древнерусской славы. Называется оно « После побоища Игоря Святославовича с половцами».

Беседа по репродукции с картины.

    • Какой момент битвы изображен? (После битвы.)

    • Как колорит красок подчеркивает зловещее содержание?

( Красно-коричневая гамма красок: как будто все окрашено кровью.)

    • Какую смысловую роль играют светящиеся колокольчики и ромашки? (Поле русское.)

    • Смысл картины. (Художник воспел подвиг воинов и оплакивает их гибель).




  1. Учитель. За землю русскую сложили свои головы воины князя Игоря в 1185 году в Диком поле «на реке Каяле у Дона Великого». Но не вздохнула земля русская грудью свободной, новые испытания встали на пути ее.

  2. Выразительное чтение отрывка из поэмы К. Рылеева « Дмитрий Донской».



5

Доколь нам, други, пред тираном

Склонять покорную главу

И заодно с презренным ханом

Позорить сильную Москву?

Не нам, не нам страшиться битвы

С толпами грозными врагов:

За нас и Сергия молитвы,

И прах замученных отцов!


Летим – и возвратим народу

Залог блаженства чуждых стран

Святую праотцов свободу

И древние права граждан.

Туда! За Дон!.. Настало время!

Надежда наша – Бог и меч!

Сразим монголов и, как бремя,

Ярмо Мамая сбросим с плеч!


  1. Учитель. О каком Сергии идет речь в строчке: «За нас и Сергия молитвы…»? (Преподобный Сергий Радонежский благословил русское войско перед Куликовской битвой.)

  2. Учитель. Великий князь Дмитрий Донской двинул свои войска против непобедимого дотоле врага. Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив воинов через Дон. В случае поражения отступать было некуда…

Но об этом вы поговорите уже с другой точки зрения. Я уступаю место преподавателю ОБЖ.


IV. ^ Слово учителя ОБЖ.

А) Слово учителя. Лекция о Д.Донском. «Ребята, сейчас я вас познакомлю с подробностями Куликовской битвы, её значением».

Опережающее задание учащимся:

Подготовиться к опросу по материалу лекции.

8 (21) сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380г.)

Страшные бедствия принесло монголо-татарское иго на русскую землю. Но во второй половине 14 века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем становится один из старших ханов – Мамай. В тоже время на Руси шел процесс образования сильного централизованного

государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества.

Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову их разбило.

Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 г. Мамай начал поход. Недалеко от места впадения реки Непрядва в Дон ордынцы разбили свои станы и, кочуя, ожидали вестей от Ягайло и Олега. Князь Дмитрий решил разгромить полчища Мамая до подхода к ним войска Ягайло, чтобы не допустить вторжения врага в глубь русской земли.

Вот как писали летописцы о Куликовской битве: «Дмитрий Иванович подъехал к великокняжескому знамени, снял с себя дорогие доспехи и надел их на свего любимого боярина Михаила Бренка, а сам в одежде простого воина отправился в передовой полк.

- Не ходи, княже, - попытался отговорить его кто-то из бояр, - на погибель идешь.

- Все мы вышли либо на погибель, либо на победу. А победу лишь мечом добыть можно.

С красного холма повалили татары. Их рать была почти в два раза больше войска русского…

Одежда татар, их доспехи из коричневой кожи буйволов, их черные степные лошади – все это делало Мамаево войско похожим на черную тучу. Страх и смятение внушала такая туча.

Но не дрогнули русские полки, а двинулись навстречу татарм.

«И страшно было видеть, - писал летописец,- как две великие силы сходились на кровопролитие, на скорую смерть. Но татарская сила мрачна и темна была, а русская сила – в светлых доспехах, будто некая большая река…»

Приблизившись, войска остановились. По обычаю того времени начиналась битва с поединка».

После поединка русского воина-инока А. Пересвета с монгольским богатырем Челубеем, который замертво рухнул с коня, пронзенного копьём, разгорелась ожесточенная битва. Князь Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск.

В течение трех часов войско Мамая безуспешно пыталось прорвать центр и правое крыло русской рати, которая отразила натиск врага. Тогда Мамай всеми силами обрушился на левый фланг и начал теснить русских воинов. Он ввел в намечавшийся прорыв весь свой резерв. И в этот момент в тыл прорвавшейся конницы противника ударил засадный полк. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем и пустился в бегство.

Дружины русских преследовали его на протяжении 30-40 км. Войско Мамая было полностью разгромлено. Отряды Ягайло, узнав о победе русских, вернулись в Литву.

Сия знаменитая победа доставила ему великую славу и уважение современников. Потомство наименовало его Донским. Князь Дмитрий Иванович прожил 39 лет (1350-1389 гг)

Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению Русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения.

Сия знаменитая победа доставила ему великую славу и уважение современников. Потомство наименовало его Донским.

Русь начиналась не с поля Куликова, но именно с него началась ее новая история, в которой много будет всякого, в том числе жестокого и темного, но никогда не будет рабства. С поля Куликова пробил новый час России.

Б) Фронтальный опрос.

Сначала хотелось бы вам задать несколько вопросов:

1. В каком году состоялась Куликовская битва?

2. Почему она так называется?

3. Против кого была эта битва?

4. Под чьим руководством проходила битва?

5. Какие заслуги Д. Донского, проявленные им во время битвы, вы можете отметить?

6) Как вы поняли, какое историческое значение имела Куликовская битва для России?

^ В) Слово учителю.

Земля может прокормить человека хлебом, но защитить она себя не может. Это святое дело тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду.

Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу против иноземных захватчиков за свое национальное существование. Мы вправе гордиться ратной доблестью русской армии.

«В службе честь!» - вот наиглавнейший завет Петра I, вошедший в плоть и кровь русских солдат и офицеров. Этот завет они героически исполнили на Бородинском поле в 1812 году.

VI. ^ Слово учителя литературы.


1. 24 августа 120 тысяч российских солдат противостояли 165 тысячам солдат армии Наполеона Бонапарта. Здесь развернулось одно из грандиозных сражений войны 1812 года. И еще одно поле стало полем ратной славы, беспредельной стойкости и мужества российского оружия.

Эта страница мужества широко отобразилась в русской литературе.

2. Беседа-викторина.

  • Какие произведения вы можете назвать? (М.Лермонтов «Бородино», Л. Толстой «Война и мир».)

  • Вспомните отрывок из стихотворения М. Лермонтова «Бородино».

  • Какую мысль Л. Толстой считал в своем романе основной?

  • Каким изображен полководец Кутузов?


7


  • По какому принципу построен образ Наполеона?

  • Какое название дал Л. Толстой партизанской войне?

  • Узнай героя по описанию:

а)


б)


в)



  • А каких реально действующих героев, отличившихся на поле Бородина, вы можете назвать? ( генералы Раевский, Багратион, Кутузов)

О славных деяниях Кутузова как полководца мы поговорим с военной точки зрения. Слово учителю ОБЖ.


VII. ^ Учитель ОБЖ.

А) Слово учителя.

Полководец – звание высокое. И не многих удостоила история этого почетного звания. Имя Кутузова запечатлено на ее нетленных страницах в одном ряду с именами Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, ставших символами мужества и гордости русского народа.

Сейчас вы услышите очерк жизни и деятельности великого русского полководца М.И.Кутузова, подготовленный учащимися. После сообщения материала я проверю его усвоения с помощью небольшого проверочного тестирования.

^ Б) Индивидуальные задания учащихся – сообщения.

1 ученик.

Михаил Илларионович Кутузов жил в России и для России. Более 50 лет он посвятил службе в армии, не щадя сил и крови ради Отечества, прошел все ступени офицерской иерархии – от командира роты до командующего вооруженными силами страны.

С ранних лет готовился Михаил Кутузов к военной деятельности. Обучение в военно-инженерной школе явилось для него естественным продолжением образования, полученного в отрочестве под руководством отца Иллариона Матвеевича, крупного военного инженера.

В Суворовском полку Кутузов получил первые уроки «науки побеждать». Школой высшего военного мастерства стала служба под командованием П.А. Румянцева

Историк и писатель М.И. Брагин отмечает: «У Кутузова и Суворова одна судьба. Их травили, преследовали, подвергали опале, о них забывали, когда не было войны. О них вспоминали, когда нависала опасность, отвратить которую не в силах были ни монархи, ни их любимые приспешники».

В 1804 году Россия вместе с Англией и Австрией вошла в коалицию – против наполеоновской Франции. Молодой император Александр 1 вынужден был поставить во главе русской армии ненавистного ему Кутузова.

1805 год явился одним из труднейших периодов всей многолетней военной деятельности полководца. Ему предстояла борьба не только с непобедимым Наполеоном, располагающим лучшей в Европе армией, но и с придворными карьеристами в тылу, интриги, рутинерство которых граничили с предательством.

Во всем блеске полководческий талант Кутузова проявился в 1811 году, в русско-турецких войнах. В это же время он назначается на ответственные посты Петербургского, Киевского, Литовского военного губернатора, и во главе народного ополчения совершает много славных дел и ратных подвигов во имя своего народа в России.

Но главным делом жизни, обессмертившим его имя, был подвиг в Отечественной войне 1812 года.

2 ученик.

В 1812 году, когда Кутузову шел 68 год, когда победа Наполеона казалась неизбежной, он принимает командование отступающей армией. Оценив стратегическую обстановку, Кутузов принял решение об отступлении армии, чтобы дать войскам отдохнуть и накопить силы для дальнейших активных действий. Командование стало подыскивать место, где можно дать решающий бой противнику. Такой выгодной позицией явилось село Бородино находящиеся в 120 км. от Москвы. Был разработан план сражения, которое состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года.

Наполеон, оценив обстановку, решил нанести удар по левому флангу боевого построения русских войск, чтобы прижать их к реке и уничтожить.

26 августа после мощной артиллерийской подготовки французская армия обрушилась на войска П.И. Багратиона, оборонявшие Семеновские флеши. Позиции покрылись грудами окровавленных тел. Смертельно раненного Багратиона увезли с поля сражения. В последнюю, восьмую, атаку Наполеон бросил 45 тысяч человек, поддержав их усилия огнем 400 орудий. К 12 часам дня флеши были захвачены противником, но русские войска не допустили прорыва на левом фланге.

Казалось, французы были близки к победе. Оставалось только сломить сопротивление в центре и овладеть Курганной батареей, получившей название батареи Раевского. Но в критический момент сражения Кутузов направил в обходной рейд казаков и кавалерию – они ударили по левому флангу французов. Чтобы остановить возникшую панику, Наполеон приостановил атаки на центр и направил часть своей гвардии для отражения русской конницы. Только после восстановления положения были возобновлены атаки на центр боевого порядка русских войск.

К вечеру русские войска уступили неприятелю не более 1,5 км. Отойдя на новую позицию, они вновь были готовы к сражению. Однако французы не решились продолжать атаки, опасаясь перехода русских войск к активным действиям.

В Бородинском сражении русские сумели сдержать натиск армии, свыше 10 лет считавшейся непобедимой. Впоследствии , на острове Святой Елены, Наполеон скажет: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми.

За Бородино Кутузов был возведен в чин генерал-фельдмаршал, а за успешные действия при отступлении французов в Смоленской губернии удостоен титула графа Смоленского. Гениальность Кутузова в том, что он понял народный характер Отечественной войны, сумел стать во главе Национально-освободительного движения русского народа, организовать его и направить к единственной цели – разгрому Наполеона.

28 апреля 1813 года в походе, на боевом посту оборвалась жизнь фельдмаршала. Смерть настигла его в небольшом городке Бунцлау.


^ В) Проверочное тестирование.

1. В какой военной школе Кутузов начинал свою военную карьеру?

а.) В военно-морской.

б.) В военно-саперной.

в.) В военно-инженерной. +

г.) В военно-конной.

2. В каком году Россия вступила в коалицию с Англией и Австрией, для борьбы с Наполеоном?

а.) 1800 год.

б.) 1804 год. +

в.) 1810 год.

г.) 1812 год.

3. В какой войне Кутузов проявил как полководец?

а.) В русско-турецкой. +

б.) В Русско-японской.

в.) В русско-немецкой.

г.) В русско-шведской.

4. Когда состоялось Бородинское сражение?

а.) 16 сентября 1812 г.

б.) 20 сентября 1812 г.

в.) 26 августа 1812 г. +

г.) 31 августа 1812 г.


5. Под чьим командованием, войска обороняли Семеновские флеши?

а.) Генерал-лейтенанта Раевского.

б.) Генерал-лейтенанта графа Маркова.

в.) Генерал-лейтенанта Тучкова.

г.) Генерал от инфантерии князь Багратион. +

6. За какое великое сражение Кутузов был возведен в чин генерал-фельдмаршал?

а.) Сражение у села Бородино. +

б.) Сражение под Малым Ярославцем.

в.) Сражение на реке Березине.

г.) Сражение за Москву.


^ Г) Слово учителя.

На Бородинском поле полегло более 20 генералов, до 1800 убитых и раненых офицеров и до 30 000 нижних чинов. Огромные потери понесла русская армия. Но впереди у России такие испытания и потери, каких она ещё не видывала.


VIII. ^ Переход к уроку литературы.

  1. Звучит песня «Священная война».

  2. Слово учителя.

О ВОв создано множество произведений во всех сферах искусства. Давайте послушаем и посмотрим видеоматериал « Художественная культура в годы ВОв». (исп. диск по истории России).


1. Вероломное нападение.

2.Художественная культура.

Текст материалов прилагается ( см. Приложение №1, №2).


3.Самостоятельная работа.

А) 1 группа «Назовите запомнившиеся вам имена писателей и поэтов, названия произведений»;

Б) 2 группа «Назовите названия песен, кинофильмов, фамилии композиторов и артистов».


4) Слово учителя.

Память - вот, что остается нам на века, сражения заканчиваются, а память вечна.

Ушла в историю Великая Отечественная. Как радовались люди победе, строили планы на будущее, влюблялись, рожали детей, и никто из них не предполагал, что страшными дорогами войны придется прошагать их внукам.


^ Переходим к дисциплине ОБЖ.


IX. Слово учителя ОБЖ.

А) Беседа с учащимися.

- А какие военные события вы можете назвать в которые были втянуты русские солдаты в последние 20 лет?

^ Б) Рассказ учителя.

Афганистан ни кому не нужная десятилетняя война, 15000 – убитых, 38000 – искалеченных, 300 – пропавших без вести и эти цифры приблизительные.

Это потом товарищи и друзья погибших солдат скажут – «У нас не было идеи, у нас был приказ. А приказы не обсуждают.… На войну едут убивать».

Учитель: «Я хочу вам про цитировать воспоминание одного из солдат Афганской войны.»

«Разглядывали чужую страну – экзотика! Какие деревья, какие птицы, какие цветы. Колючку первый раз увидел. И про войну забыл. Вдруг взрыв – в передний БТР, ударили из гранатомёта.… Вот уже несут на руках знакомых ребят. Без головы… Картонные мишени. Сознание не могло сразу включиться в эту новую, страшную жизнь… Смертных медальонов не было, расстелили брезент – братская могила…»

А потом Чечня.

«Чечня усмирена!» - так собирался доложить министр обороны П. Грачёв президенту России Б.Н. Ельцину 20 декабря 1994 года. Войсковая операция должна была завершиться по замыслам высших российских генералов за 3 недели. Но как мы все знаем, это выглядело не так.

18 – летних парней, которые прослужили лишь несколько месяцев, бросили на переднюю линию огня. И прикажи им идти в бой, больше половины, не нюхавших пороха юнцов, поляжет в неизвестном им селе, сгорит в неповоротливых на узеньких улочках танках и БМП.

Аналитический центр газеты «АиФ» писали: «Поскольку такая война выгодна – экономически и политически – многим она будет длиться до тех пор, пока эти заинтересованные люди будут находиться у власти».

Во время первой войны в Чечне погибло 3826 человек: офицеры, рядовые, мирные жители.… А может и больше?

1999 год… Российские танки снова в Чечне. Другая война развивается, как в замедленной съёмке, но по тому же сценарию.

Война в Чечне вошла в нашу жизнь настолько прочно, что сделалась едва ли не атрибутом российского бытия и российского сознания. И вполне естественно задаться вопросами: что же это за война, насколько она оправдана и неизбежна, каковы её истинные причины? Для чего мы все-таки воюем.

Мне бы хотелось зачитать письмо 19-летнего бойца отряда спецназа «Русич» Антона Доронина воевавшего в Чечне.

«Никогда не думал, что смогу спокойно есть конфеты и смотреть как убивают человека. Правда, это был боевик-чеченец. В него выстелили 2-3 обоймы, а он смотрел на меня, и я на него… Война как наркотик. Когда воюешь – смеешься, а приезжая на базу, прячешься в угол, закуриваешь и плачешь.… Вот, сестрёнка, я рассказал тебе страшную сказку про Чечню…»

Сказку потому, что это слишком жестоко для правды. Антон погиб во время спецоперации под селом Комсомольское…

«Сколько же сыновей и дочерей потеряла в войнах и сражениях наша Родина за всю свою нелегкую историю!

Давайте же почтим минутой молчания тех, кто отдал жизнь за Родину, за Отчизну.

^ В) Опрос.

- Каких земляков вы можете назвать участвующих в боевых действиях на территории Афганистана и Чечни?


X. Итоги.

1. Урок литературы.

Ученик.9

Земля родимая – Родина. Стоят на тебе грады и веси, леса-дерева растут и реки текут – во весь неохватный закат.

И хлеба колосятся.

От этой земли – наша сила: от русского поля, от хлеба.

Исстари звались мы – ратаи: пахари-плугари. Пахали спокон веку свою землю – во весь богатырский размах. И пусть на наших полях никогда не будет больше пепелищ и пожарищ, пусть не одинокие обелиски покрывают эти поля, а звенящие золотистые колосья хлеба.

Учитель. Сегодня мы с вами вспомнили отдельные произведения разных жанров и разных веков, познакомились с новыми именами, убедились в том, что литература всегда была тесно связана с другими видами искусства.

Хочу порекомендовать вам накануне очередной годовщины Победы над фашистской Германией несколько книг для домашнего чтения:

  1. поэтический сборник «Поле славы»,

  2. повести Б. Васильева ,

  3. рассказ М. Шолохова «Судьба человека» и роман «Они сражались за Родину»,

  4. повести белорусского писателя В. Быкова « Знак беды», « Сотников»,

«Карьер»,

5. романы В. Бондарева « Горячий снег», «Берег», повесть « Батальоны просят огня».

^ Учитель ОБЖ. Сегодня мы с вами на нашем уроке познакомились только с некоторыми днями воинской славы, то есть маленькой частью этих памятны дат.

Хочу вам дать совет, как старший товарищ ни когда не забывать эти дни и передавать их из поколения в поколения. Помните сколько отдано жизней ради нашего будущего и жизни на земле.


^ XI. Домашнее задание:

  1. по литературе – написать мини-сочинение на тему « Жизнь замечательного человека»;

  2. по ОБЖ – параграф 6.2. Памяти поколений. Дни воинской славы. Страница 256-272



XII. Оценки.


Дополнительный материал.

Викторина

«Готов ли ты служить в Вооруженных силах Российской Федерации?»

  1. Чем знаменателен день 7 мая 1992 года? (был подписан Указ о создании российских Вооруженных сил.)

  2. Кто осуществляет руководство и управление Вооруженными силами России? Общее руководство ВС РФ осуществляет Верховный Главнокомандующий. Непосредственное руководство ВС РФ осуществляет министр обороны через Министерство обороны. Основным органом оперативного управления является Генеральный штаб.

  3. Какие Виды ВС и отдельные рода войск РФ вы знаете и сколько их? Видов 4 Сухопутные войска, ВВС, ВМФ, РВСН. Родов войск 2 ВДВ и Космические войска.

  4. Каких знаменитых военных конструкторов вы знаете? Авиация Туполев, Яковлев, Антонов, Сухой. Стрелкового оружия пистолет Макарова, автомат Калашникова, снайперская винтовка Драгунова.

  5. Какие виды бронированной техники вы знаете? Танк, БТР, БМП, БМД, БРДМ.

  6. Какие виды оружия массового поражения вы знаете? Ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое).

  7. Какие средства инженерной защиты населения от ОМП вы знаете? Убежища – коллективные средства защиты. Противорадиационные укрытия (ПРУ). Простейшие укрытия, щели открытые и перекрытые.

  8. Какие средства индивидуальной защиты органов дыхания вы знаете? Противогазы (фильтрующие и изолирующие) ГП-5, ГП-7, респираторы, противопыльные тканевые маски ПТМ-1, ватно-марлевые повязки.

  9. Практическое задание. Рассказать и показать устройство ГП-5.

  10. Первая медицинская помощь. Практическое задание.

А) наложение кровоостанавливающего жгута при артериальном кровотечении.

Б) наложение давящей повязки при артериальном кровотечении.

В) способы переноски пострадавших.




Похожие:

Учитель обж корниенко в. Н iconИнтегрированный урок обж и химии. Дата проведения 23 апреля 2009 года. Класс Учитель Холодова С. В., учитель химии
Тема урока: «Аварийно химически опасные вещества. Поведение человека в чс техногенного характера»
Учитель обж корниенко в. Н iconПлан учебно воспитательной работы муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16 имени Героя России гвардии майора С. Г. Таранца муниципального образования Славянский район на 2010 2011 учебный год
В этом плане показательны уроки по обж (учитель Градусов А. А.), истории (учитель Филипьева В. А.), математике (учитель Васюк Л....
Учитель обж корниенко в. Н iconIii. Участники соревнований. Учащиеся 9-11 классов. Состав каждой команды 6 человек. IV. Место и сроки проведения
Главный судья соревнований: учитель физической культуры Жорник А. И; председатель жюри: директор школы Рухленко Н. М.; члены жюри:...
Учитель обж корниенко в. Н iconПриказ № от по мобу сош № «Об окончании курса обж» Анализ прохождения курса обж учащимися 10-11 классов в 2008-2009 учебном году
Перечислить задачи по усовершенствованию учебно-материальной базы по предмету обж на следующий учебный год и ответственных лиц по...
Учитель обж корниенко в. Н iconРабочая программа по обж для 9 класса Петрунина С. Н., учителя обж принято на заседании педагогического совета
Государственного стандарта среднего общего образования. Рабочая программа обеспечивает изучение курса «обж» в соответствии с образовательным...
Учитель обж корниенко в. Н iconРабочая программа по обж для 8 класса Петрунина С. Н., учителя обж принято на заседании педагогического совета
Государственного стандарта среднего общего образования. Рабочая программа обеспечивает изучение курса «обж» в соответствии с образовательным...
Учитель обж корниенко в. Н iconРабочая программа по обж для 7 класса Петрунина С. Н., учителя обж принято на заседании педагогического совета
Рабочая программа по курсу обж составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три...
Учитель обж корниенко в. Н iconРоль обж в сохранении здоровья учащихся (из опыта работы преподавателя-организатора обж кузнецова В. А.)

Учитель обж корниенко в. Н iconГригорьева татьяна николаевна учитель обж высшая квалификационная категория
Благодарность умцбж за большой вклад в подготовку участников военно-спортивной игры «Зарница – 2010»
Учитель обж корниенко в. Н iconПлан работы шмо учителей фк и обж на 2008-2009 учебный год
Рассмотрение рабочих программ и календарно -тематического планирования но обж и фк
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов