«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. Узморье» Энгельсского района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО ___________ /Кудзоева Г.Б./
Протокол № ___ от «__» ____________200___г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ с. Узморье» _____________ /Махоткина О.И./
«__»____________200___г.
| «Согласовано» Директор МОУ «СОШ с. Узморье» _____________ /Бельченко В.Я./ Приказ № ___ от «__»____200___г.
|
^ Фоминой Елена Михайловны, учителя информатики второй категории
по предмету
«Информатика и ИКТ» базовый курс для основной школы (8-9 классы)
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____от «__»_______200_ г.
^
Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 класса средней общеобразовательной школы согласовано с содержанием примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними. Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. Освоение данного курса вполне доступно для учащихся. ^ Первый этап (V-VI, VII классы) — пропедевтический. На этом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т. д. Второй этап (VIII, IX классы) — базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Изучение базового курса формирует представления об общности процессов получения, преобразования, передачи и хранения информации в живой природе, обществе, технике Третий этап (X, XI классы) — продолжение образования в области информатики как профильного обучения, курсы, ориентированные на углубленное изучение предмета. Основными элементами учебно-методического комплекса второго этапа (VIII, IX классы) являются: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. Информатика и ИКТ задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) ориентирована на действующий ныне Базисный учебный план (федеральный компонент) (ФК БУП) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательные стандарты по информатике и информационным технологиям для основного и среднего (полного) образования (от 2004 г.) и примерные программы изучения дисциплины, рекомендуемые Министерством образования и науки РФ. Согласно ФК БУП, в основной школе предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 8 классе в объеме 35 часов, в 9 классе – в объеме 70 учебных часов. На это количество учебного времени рассчитаны объемы учебников для 8 и 9 классов. ^ : освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты, а также сформулированные в этих документах задачи развивающего и воспитательного направления. Следует отметить, что все основные принципы, составляющие научно-методическую и дидактическую основу данной рабочей программы, полностью согласуются с Государственным образовательным стандартом (ГОС) основного общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям. ^ Основная цель – формирование школьного курса информатики как полноценного общеобразовательного предмета. В содержании этого предмета должны быть достаточно сбалансировано отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика. Фундаментальный характер курсу придает опора на базовые научные представления предметной области: информацию, информационные процессы, информационные модели. Вместе с тем, усилена технологическая составляющая курса. Это связано как с изменением названия предмета, произошедшего в 2004 г. (с «Информатика» на «Информатика и ИКТ»), так и с концепцией образовательного стандарта. В содержании учебников выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов. Особое внимание в содержании программы уделяется обеспечению важнейшего дидактического принципа – принципа системности, большое значение придается выделению основных знаний и умений, которые должны приобрести учащиеся. В настоящей рабочей программе имеются ссылки на электронное приложение к учебнику: полный набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), создаваемый в рамках Федерального проекта ИСО НФПК. Набор включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для домашних и практических работ, контрольные материалы (тесты, интерактивный задачник); интерактивный справочник по ИКТ; исполнители алгоритмов, модели, тренажеры и пр. (см. приложение 2).
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы. Формы контроля ЗУН (ов); наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практикум.
Содержание курса информатики и информационных технологий для 8 класса (Общее число часов – 34).
Содержание курса информатики и информационных технологий для 8 класса в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями. ^ Предмет информатики. Роль информации в жизни человека. Содержание базового курса информатики. Человек и информация (5 часов (4+1)) Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации. Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажерами; основные приемы редактирования. Учащиеся должны Знать: Связь между информацией и знаниями человека; Что такое информационные процессы; Какие существуют носители информации; Функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки; Как определяется единица измерения информации – бит; (алфавитный подход); Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт; Уметь: Приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; Приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; Измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита); Пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); Пользоваться клавиатурой компьютера для символьного вода данных. Первое знакомство с компьютером (7: часов (5+2)) Начальные сведения об архитектуре ЭВМ. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. ^ знакомство с комплектацией устройств ПК, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом ОС; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов, работа с файловыми менеджерами, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ. Учащиеся должны Знать: Правила техники безопасности и правила работы на компьютере; Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; Основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); Структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти; Типы и свойства устройств внешней памяти; Типы и назначение устройств ввода-вывода; Сущность программного управления работой компьютера; Принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; Назначение программного обеспечения и его состав. Уметь: Включать и выключать компьютер; Пользоваться клавиатурой; Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; Инициализировать выполнение программ из программных файлов; Просматривать на экране директорию диска; Выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск; Использовать антивирусные программы. Текстовая информация и компьютер (9 часов (3+6)) Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание, словари и системы перевода). ^ : основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков и формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. ^ : практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу. Учащиеся должны Знать: Способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы); Назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами); Уметь: Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; Выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. ^ Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. ^ создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приёмов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре). ^ сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора. Учащиеся должны Знать: Способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; Какие существуют области применения компьютерной графики; Назначение графических редакторов; Назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.; Уметь: Строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; Сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать. Технология мультимедиа (5 ч (3+2)) Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентаций, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст. При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютерную память; использование записанного звука и изображения в презентации. Учащиеся должны Знать: Что такое мультимедиа; Принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; Основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях; Уметь: Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
^ по предмету «Информатика и ИКТ» в 8 классах (34 часа)
№ | дата | тема | Всего часов | Из них |
| теория | практика | ^ | 1. |
| Введение в предмет информатики. Правила т/б. | 1 | 1 | 0 | 2. |
| Информация и знания. Восприятие информации человеком | 1 | 1 | 0 | 3. |
| Информационные процессы | 1 | 1 | 0 | 4. |
| Практика. Работа с тренажёром клавиатуры | 1 | 0 | 1 | 5. |
| Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации | 1 | 1 | 0 | 6. |
| Различные подходы к определению количества информации | 1 | 1 | 0 | 7. |
| Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти | 1 | 1 | 0 | 8. |
| Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции | 1 | 1 | 0 | 9. |
| Пользовательский интерфейс | 1 | 0 | 1 | 10. |
| Устройство персонального компьютера и его основные характеристики | 1 | 1 | 0 | 11. |
| Файлы и файловые структуры | 1 | 1 | 0 | 12. |
| Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практического задания N3. | 1 | 0 | 1 | 13. |
| Итоговое тестирование по темам "Человек и информация. Первое знакомство с компьютером". | 1 | 1 | 0 | ^ | 14. |
| Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы | 1 | 1 | 0 | 15. |
| Текстовые редакторы и текстовые процессоры | 1 | 1 | 0 | 16. |
| Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. Выполнение практического задания N4 | 1 | 0 | 1 | 17. |
| Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. Выполнение практического задания N5. | 1 | 0 | 1 | 18. |
| Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Выполнение практического задания N6. | 1 | 0 | 1 | 19. |
| Практика. Работа с таблицами. Выполнение практического задания N7. | 1 | 0 | 1 | 20. |
| Дополнительные возможности текстового процессора | 1 | 0 | 1 | 21. |
| Выполнение итогового практического задания N8. | 1 | 0 | 1 | 22. |
| Итоговое тестирование по теме "Текстовая информация и текстовые редакторы" | 1 | 1 | 0 | Модуль 3. Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа. (10 часов) | 23. |
| Компьютерная графика: области применения. Понятие растровой и векторной графики. | 1 | 1 | 0 | 24. |
| Графические редакторы. Работа с растровым графическим редактором | 1 | 0 | 1 | 25. |
| Принципы кодирования изображения. | 1 | 1 | 0 | 26. |
| Работа с векторным графическим редактором | 1 | 0 | 1 | 27. |
| Технические средства компьютерной графики. Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе. | 1 | 0 | 1 | 28. |
| Понятие мультимедиа и области применения. Компьютерные презентации | 1 | 1 | 0 | 29. |
| Создание презентации с использованием текста, графики и звука | 1 | 0 | 1 | 30. |
| Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа | 1 | 1 |
| 31. |
| Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного изображения и звука (при отсутствии возможности - с использованием гиперссылок). | 1 | 0 | 1 | 32. |
| Тестирование по модулю | 1 | 1 | 0 | 33. |
| Итоговое тестирование по курсу 8 класса | 1 | 1 | 0 | 34. |
| Повторение, обобщение | 1 | 1 | 0 | ИТОГО | 34 | 20 | 14 |
|