Занятие 2 4 склонение существительных icon

Занятие 2 4 склонение существительных



НазваниеЗанятие 2 4 склонение существительных
Дата конвертации26.08.2012
Размер74.58 Kb.
ТипДокументы

Занятие 2

4 склонение существительных




Liczba pojedyncza

M.

powieść

brew

noc

dłoń

twarz

D.

powieś-i

brw-i

noc-y

dłon-i

twarz-y

C.

powieś-i

brw-i

noc-y

dłon-i

twarz-y

B.

powieść

brew

noc

dłoń

twarz

N.

powieś-ą

brwi-ą

noc-ą

dłoni-ą

twarz-ą

Msc.

powieś-i

brw-i

noc-y

dłon-i

twarz-y

W.

powieś-i

brw-i

noc-y

dłon-i

twarz-y




^ Liczba mnoga

M.

powieśc-i

brw-i

noc-e

dłoni-e

twarz-e

D.

powieśc-i

brw-i

noc-y

dłon-i

twarz-y

C.


powieści-om

brwi-om

noc-om

dłoni-om

twarz-om

B.

powieśc-i

brw-i

noc-e

dłoni-e

twarz-e

N.

powieści-ami

brwi-ami

noc-ami

dłoni-ami

twarz-ami

Msc.

Powieści-ach

brwi-ach

noc-ach

dłoni-ach

twarz-ach

NB! Обратите внимание на образование форм мн.ч. у существительных с мягкой и отвердевшей основой!

Все сущ. 4 скл. yа –w (-ew) в косвенных падежах имеют беглый е: brew – brwi, marchew – marchwi, krew - krwi, а также wieś – wsi.

  1. Ответьте на вопросы:

1) Czy znasz powieść „Marta”? Nie, ... 2) Czy on pracuje całą noc? Nie, ... 3) Czy lubisz pieśń, którą śpiewa Rodowicz? Oczywiście,... 4) Czy ona ma ładną twarz? Tak, ... 5) Czy Zosia i Hela mają ładne twarze? Tak, ... 6) Czy ten chlopiec ma ciemne brwi? Tak, ... 7) Czy lubisz pieśni ukraińskie? Tak, ... 8) Czy lubisz ciekawe powieści? Oczywiście, ...

  1. ^ Раскройте скобки:

L.p.: 1) Czy pan stracił dużo (krew)? 2) Nie znam (powieść), o której opowiadasz. 3) Lubię (pieśń „Kolorowe jarmarki”). 4) To była dziewczyna o bardzo (ładna twarz). 5) Do obiadu matka upiekła pasteciki1 z (marchew i ziemniaki2).

L.mn.: 1) Czytamy (ciekawa powieść). 2) Widzę (młoda, wesoła twarz). 3) Lubię (ciemna noc i silna burza). 4) Chcę tłumaczyć (inna część) opowiadania. 5) On ma (ładna brew).

^ Глагол jechać (наст.вр.)

Osoba

Liczba pojedyncza

Liczba mnoga

1

jadę

jedziemy

2

jedziesz

jedziecie

3

jedzie

jadą

  1. ^ Используйте глагол jechać в нужном лице и числе наст.вр.:

1) Czy (os.2, l.p.) razem z rodziną? Nie, (os.1, l.p.) tylko z dzieci. 2) Z kim oni (os.3, l.mn) do Warszawy? 3)Czy ona (os. 3, l.p.) do siostry? 4) Kiedy (os.2, l.mn.)? 5) On ... z siostrą. 6) Helena i Michał ... razem. 7) Andrzeju, kiedy ... do Moskwy? 8) ... do matki – mówi Janka.

  1. ^ Переведите на польский язык:

1) Я студентка, мой брат ученик, а наш отец учитель. 2) Вы (обращаясь к мужчине) врач? 3) Нет, я водитель. 4) Я была в кино с братом. 5) За домом стоит машина (автомобиль). 6) Я еду к вам с сыном. 7) Кто у вас ходит гулять с собакой?

^ Обстоятельства места

Могут выражаться наречиями с предложными сочетаниями. Наречия места tu, tam, gdzie, wszędzie, nigdzie могут отвечать на вопрос «где?» и «куда?»:

Co tu leży?

Что здесь (тут) лежит?

On chce tu przyjechać.

Он хочет сюда приехать.

Byłem tam.

Я был там.

Jadę tam.

Я еду туда.

Gdzie jest czatelna?

Где читальный зал?

Gdzie idziesz?

Куда ты идешь?

Nigdzie nie byłem.

Я нигде не был.

Nigdze nie idę.

Я никуда не иду.

Другие наречия отвечают на один вопрос:

Dokąd jedziesz?

Куда ты идёшь?

Skąd oni jadą?

Откуда они едут?

Widzisz stąd dobrze?

Ты хорошо отсюда видишь?

On wraca stamtąd.

Он возвращается оттуда.

  1. Вставьте пропущенные наречия (stamtąd, tam, nigdzie, dokąd, skąd):

1) One jadą ... jutro. 2) Chodzę ... pieszo. 3) ... masz numer czasopisma „Sport”? 4) ... nie chcę dziś iść. 5) ... pan idzie?

  1. Переведите на польский язык:

1) Откуда ты идешь? 2) Я еду туда. 3) Когда он сюда приходит? 4) Вы никуда не едете? 5) Я нигде не вижу Анну.

В ПЯ есть обстоятельства места, выражающиеся наречиями, поясняющими путь: «каким путем?» - którędy, «тем путем» - tamtędy, «этим путём» - tędy.

Którędy chcesz iść? – Lasem (N.)

Обстоятельства места, отвечающие на вопрос «где?», могут выражаться существительным в Т.п. и П.п. с различными предлогами:

1) Oni mieszkają obok nas. 2) Wzdłuż ścian stoją półki. 3) Papier leży pod słownikiem. 4) Byłam na wsi N. 5) Byłam nad morzem3. 6) Chodzimy po muzeach. 7) Stoję przy oknie.

Обстоятельства места, отвечающие на вопрос «куда?» могут выражаться сущ. В Р.п. и В.п. с предлогами:

1) Jadę do domu. 2) Jadę za miasto. 3) Jedziemy nad morze, na Krym, w góry.

  1. Задайте вопрос, используя следующие наречия: gdzie, dokąd, skąd, któredy:

1) Jadę do pracy przez plac Puszkina. 2) Wczoraj byłem w kinie. 3) Jedziemy lasem. 4) Oni jadą tam przez Kraków. 5) Wracam z fabryki.

  1. Переведите на польский язык:

1) Ты была на Висле? 2) Мы ходим по аудиториям и ищем преподавателя. 3) Когда вы (обращаетесь к женщине) туда едете? 4) Они едут на Волгу. 5) Когда и куда вы едете? 6) Я был в деревне с братом и его товарищем. 7) Когда вы (к женщине) были в деревне? 8) Кто сидит рядом с Марией?



  1. ^ Прочитайте и переведите текст. Выполните задания к нему.

podróż

Dziś wyjeżdżamy. Wsiadamy do taksówki i jedziemy na dworzec Białoruski. Waiizki mamy niewielkie, lekkie, więc niosę nasze rzeczy sam. Spotykamy kilka osób z naszej grupy. Widzę właśnie, jak nasz znajomy wysiada z taksówki, inny wychodzi z metra. A tu jest przystanek autobusowy. Kilka koleżanek jedzie autobusem. Plac przed dworcem jest bardzo ruchliwy. Wychodzimy na peron i czytamy na tablicy: Pociąg Moskwa - Berlin - tor numer trzy. Ma­my jeszcze pół godziny.

Na naszym wagonie widnieje napis: Moskwa - Warszawa. Obok wagon restauracyjny.

Wsiadamy. Mamy dobre miejsca: czwarty przedział, jedno miejsce dolne, drugie - górne. Kładziemy walizki na półce. Konduktor uprzedza: "Pociąg niedługo rusza, odprowadzających prosimy opuściś wagon".

Nas odprowadza brat. Żegnamy się z nim. Brat wysiada. My podchodzimy do okna. Jeszcze dwie - trzy minuty i pociąg rusza. Jedziemy szybko. Pociąg jest pospieszny i zatrzymuje się tylko na dużych stacjach. Stolicę Białorusi Mińsk mijamy w nocy. Rano jesteśmy na granicy. Odprawa celna i inne formalności trwają. krśtko. Przejeżdżamy most przez Bug i juś jesteśmy w Polsce. Jeszcze kilka godzin i... będziemy w Warszawie.

Nikt nie czyta książek ani gazet, każdy chce stać przy oknie i pierwszy zobaczyć Warszawę.

  • Na ktśry dworzec przyjeżdżamy? - pytam konduktora.

  • Na Dworzec Centralny.

-Nasz hotel jest w śródmieściu. Czy dworzec jest blisko?

  • Так, proszę pana. Można dojść pieszo.

  • Dziękuję.

Словарь

dolny - нижний

dworzec – вокзал

górny – верхний

konduktor – 1) кондуктор, 2) проводник

krótko – недолго, коротко

mijać – проезжать, проходить мимо

niewilki - небольшой

nigdzie – 1) нигде, 2) никуда

odprawa celna – таможенный досмотр

odprowadzać – провожать

opuścić – покинуть

pociąg – поезд

pospieszny – скорый

pół – половина

przedział – купе

przejeżdżać – переезжать

przystanek – остановка

restouracyjny – ресторанный

ruchliwy – подвижный, полный движения

ruszać – 1) трогать, 2) трогаться, отправляться

rzecz – вещь

sam – 1) сам, 2) один

szybko – быстро

śródmieście – центр (города)

taksówka – такси

tor – путь

trwać – 1) длиться, продолжаться; 2) не отступать, упорствовать

uprzedzać – предупреждать

walizka – чемодан

właśnie – как раз

wsiadać – садиться (в транспорт)

zatrzymywać – останавливаться

zobaczyć – увидеть



Вопросы к тексту:

1. Kiedy wyjeżdżamy? 2. Czym jedziemy na dworzec? 3. Czy na­sze walizki są ciężkie? 4. Kogo spotykamy przed dworcem? 5. Dokąd wychodzimy? 6. Co czytamy na tablicy? 7. lie czasu mamy do odjazdu pociągu? 8. Jaki wagon jest obok naszego wagonu? 9. Jakie mamy miejsca? 10. Gdzie kładziemy walizki? 11.O czym uprzedza konduk­tor? 12. Kto nas odprowadza? 13. Czy pociąg zatrzymuje się na każdej stacji? 14. Kiedy mijamy granicę? 15. Gdzie jest nasz hotel?

  1. Переведите на польский язык:

Мой знакомый и его жена едут за границу. Они живут в Польше. Его зовут Михаил, её – Софья. Софья уже была за границей. Михаил хорошо знает Варшаву, Краков и другие города совей родины. Теперь они хотят поехать в Москву. У них уже есть билеты на скорый поезд. Они едут на вокзал на автобусе. Их никто не провожает. Они выходят на перрон и садятся в свой вагон. Кладут вещи на полку. Поезд отправляется. Потом Михаил говорит: «Я проголодался». Жена отвечает: «Вагон-ресторан рядом. Мы можем туда пойти».

1 Pasztecik – пирожок.

2 Ziemniaki – картофель.

3 Nad morzem, nad rzeką... соответствует русскому у моря, у реки; na morzu, na rzece... – на поверхности моря, реки.




Похожие:

Занятие 2 4 склонение существительных iconЗанятие 3 I склонение имён существительных Родительный и винительный падежи единственного числа
Образуйте необходимые падежные формы существительных и прилагательных, местоименных прилагательных, числительных
Занятие 2 4 склонение существительных iconУрок русского языка в 3 классе (по умк «Начальная школа XXI века») Учитель Е. В. Верхотурова Тема : Склонение имён существительных в косвенных падежах
Планируемый результат: научиться определять склонение имён существительных в косвенных падежах
Занятие 2 4 склонение существительных iconУпражнения на склонение имен числительных, прилагательных и существительных
Далее следует список существительных, предназначенных для упражнений. Этот список может быть легко отредактирован в сторону уменьшения....
Занятие 2 4 склонение существительных iconУрок№73 Русский язык Тема: Категория числа имён существительных. Число имён существительных. Э. т. Печь центр жилища. Цели: помочь учащимся осознать социальную практическую и личную
Тема: Категория числа имён существительных. Число имён существительных. Э. т. Печь – центр жилища
Занятие 2 4 склонение существительных iconХод урока I. Чистописание
Цель: знакомство с категорией рода имен существительных, отработка способа определения рода имен существительных
Занятие 2 4 склонение существительных iconОсобенности словообразования просторечных существительных XVIII века
Образование просторечных слов интересно тем, что оно во многом повторяет литературное словообразование, используются литературные...
Занятие 2 4 склонение существительных iconВведение 2 Глава I. Образование имен существительных при помощи суффиксов и их правописание в горномарийском языке. 4 Образование имен существительных при помощи суффиксов.
Автор: логопед Мидякова Анжела Юрьевна (Еласовская средняя общеобразовательная школа Горномарийского района республики Марий Эл)
Занятие 2 4 склонение существительных iconУрока: «ГласныеОиЕ после шипящих в суффиксах существительных» Преподаватель: Сайганова Наталия Анатольевна Цели урока
Сформировать умение выбирать гласныеОиЕ после шипящих в суффиксах имён существительных
Занятие 2 4 склонение существительных iconЗанятие разработано для факультатива по математике
Разрабатываемое учебное занятие соответствует всему курсу геометрии, т к в 7 классе способ доказательства теоремы вводится и на протяжении...
Занятие 2 4 склонение существительных iconСнято занятие Назначено занятие

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов