Патронова И. А icon

Патронова И. А



НазваниеПатронова И. А
Дата конвертации26.08.2012
Размер54.6 Kb.
ТипДокументы

Патронова И.А.

г.Орел

Институт усовершенствования учителей

К вопросу о технологии обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров

В последние годы резко повысилась роль образования в жизни отдельно взятого человека и всего человечества в целом. Обучение на протяжении жизни человека, обучение как единственно возможный в современных условиях способ жизнедеятельности человека – необходимая предпосылка и условие для эффективной деятельности человека во всех сферах общественного и личного бытия, а также для поступательного развития человеческого общества.

Однако для выполнения задач, поставленных перед системой образования, требуется образование иного качества, чем раньше. Уходит в прошлое представление как относительно непродолжительном и законченном периоде времени в начале жизни человека, проведенном им в жестких условиях достаточно закрытой системы, функционирующей как часть государственного механизма в основном государства и данной общественной формации.

Поиск наиболее эффективных и оптимальных в конкретных исторических условиях форм и видов обучения становится одним из важнейших факторов, способствующих развитию всей образовательной сферы, а также решению тех практических задач по овладению новыми компетентностями, которые перед каждым человеком ставит наша эпох.

Традиционная педагогика, по сути сводит понятие "обучение" к понятию "преподавание", отводя обучающемуся роль пассивного "приемника" передаваемого ему социального опыта (хотя для этого у нее были и остаются объективные причины: несформированность личности невзрослых обучающихся, отсутствие у них достаточного объема жизненного опыта и реальной жизненной проблемы, для решения которой необходимо обучаться, зависимое экономическое и социальное положение). А детерминирование деятельности лишь одного лишь одного из участников процесса заведомо не гарантирует достижения поставленных перед процессом обучения детей.

Для преодоления такого одностороннего подхода к пониманию процесса обучения ученые и обратились к понятию и термину "технология", поскольку в технике они определяют и постулируют: 1) взаимодействие, системную связь между всеми элементами, участвующими в определенном процессе, 2) определенную гарантированность достижения поставленной перед этим процессом цели.

Таким образом, технология обучения по сути обозначает организацию процесса обучения, предусматривающую определенную систему действий и взаимодействий всех, но прежде всего активных элементов учебного процесса, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения.

Структура технологии обучения, или технологическая структура процесса обучения, представляет собой систему определенных операций, технических действий и функций обучающихся и обучающих, сгруппированных по основным этапам процесса обучения.


Технология обучения, в отличие от дидактики и методики обучения, заключается в следующем:

  • обозначает системную организацию взаимодействия всех элементов процесса обучения на всех его этапах,

  • определяет основные операции при реализации и организации процесса обучения,

  • определяет основные характеристики и параметры участвующих в процессе обучения элементов,

  • детерминирует действия и функции прежде всего активных элементов (участников) процесса обучения: обучающегося и обучающего,

  • гарантирует с высокой степенью достоверности достижение поставленных целей обучения.

Итак, говоря о технологии обучения слушателей института усовершенствования, имеется в виду такая организация процесса обучения, при которой достаточно четко определены действия и функции обучающихся и обучающих по выполнению определенных операций на каждом из шести этапов процесса обучения, что, при корректном выполнении, приводит к высоковероятностному достижению поставленных целей обучения.

Организация учебного процесса в огромной степени зависит от личности обучающегося, его физиологических, психологических, социальных, профессиональных особенностей. И поэтому фундаментальной задачей при организации обучения является уяснение самим обучающимся этих особенностей. Эта цель осуществляется на этапе, который можно назвать этапом психолого – андрологической диагностики. Особенности подобной диагностики в том, что: 1)эта работа осуществляется совместно с обучающим и обучающимся, 2)она направлена на уяснение индивидуальных особенностей и устойчивой мотивации обучения.

Возникает вопрос: зачем уделять столь пристальное внимание мотивации, если она и так предопределено позицией взрослого обучающегося? По, мнению А.Маслоу в процессе обучения происходит "диалектическое взаимодействие стремления вперед и движения назад, которое одновременно является битвой между страхом и мужеством". Действительно, взрослые обучающиеся, в нашем случае слушатели, стремясь к жизненно необходимой цели, жаждут ее достичь, внести какие – то положительные изменения в свою жизнь, работу, социальное положение, но, с другой стороны, у них возникает страх перед взятой на себя ответственностью за учебу ( востребованность знаний в коллективе, ожидание отдачи в работе обучившегося). Слушателей зачастую беспокоят сомнения в своих способностях, страх, что в процессе обучения выявится их неграмотность, неумение учиться, что неизбежное при этом сравнение их с другими обучающимися будет не в их пользу. У некоторых слушателей вызывает чувство душевного дискомфорта сама идея возвращения к условиям обучения.

Таким образом, на этапе психолого – андрогогической диагностики осуществляются: 1) определение образовательных потребностей обучающегося, 2) выявление объема и характера жизненного опыта обучающегося, 3) выявление физиологических и психологических особенностей обучающегося, 4) выявление когнитивного и учебного стилей обучающегося.

Обучающийся и обучающий в результате получают достаточно ясное представление об основных индивидуальных особенностях обучающегося, в соответствии с которыми необходимо строить процесс обучения.

Следующим важнейшим этапом процесса обучения – его планирование. В условиях курсов повышения квалификации – это корректировка планов, создание подгрупп обучающихся по планам спецкурсов, по вариативным программам, технологиям, по которым работают данные конкретные педагоги. Отличие здесь в то, что обучающиеся сами активно участвуют в осуществлении планирования курсов переподготовки.

Следующим этапом является создание условий для реализации процесса обучения. Эти условия можно разделить на физические, психологические и учебно – методические. Физические условия должны обеспечивать удобные, комфортные условия для работы и отдыха как обучающих, так и обучающихся. Создание благоприятной психологической атмосферы характеризуется прежде всего, взаимным уважением участников процесса обучения, эмпатическим, доброжелательным отношением друг к другу.

Андрологические принципы обучения предписывают: отказ от критики участников процесса обучения, обеспечение свободы мнений, отказ от мер наказания и порицания обучающихся, уважение плюрализма жизненных позиций.

На этапе реализации процесса обучения – обучение взрослых операций и технические действия обучающихся и обучающих значительно разнятся и вовсе не обязательно осуществляются в тесном взаимодействии. Следует отдавать предпочтение созданию проблемных ситуаций, созданию эвристических, исследовательских, проектных методов обучения, которые позволили бы слушателям курсов на основе своего жизненного опыта и предшествующей подготовки путем обобщения фактов, наблюдений приходить к определенным выводам, находить определенные закономерности и верные решения проблем.

На этапе оценивания процесса обучения:1) определить реальный уровень освоения учебного материала обучающимися, 2)определить эффективность процесса обучения, 3)развить образовательные потребности обучающегося.

На последнем этапе организации процесса обучения, этапе коррекции, операции заключаются во внесении изменений в содержание, источники, средства, формы, методы обучения и оценивания его результатов. При этом, как правило, при проведении курсов повышения квалификации обучающийся вырабатывает рекомендации по организации и проведении подобных курсов.

Использование подобной технологии обучения взрослых, в соответствии с отмеченными особенностями организации обучения, возможно и достаточно эффективно в той мере, в которой обучающийся, независимо от возраста, в состоянии по уровню мотивации, ответственности, предварительной подготовки, общего развития, наличия жизненного опыта активно участвовать в осуществлении всех указанных выше совместно с преподавателем действий.




Похожие:

Патронова И. А iconПатронова Ирина Александровна
Развитие профессиональной компетентности у слушателей института усовершенствования учителей
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов