Компетентность руководителя как условие эффективного управления дошкольным образовательным учреждением icon

Компетентность руководителя как условие эффективного управления дошкольным образовательным учреждением



НазваниеКомпетентность руководителя как условие эффективного управления дошкольным образовательным учреждением
Дата конвертации26.08.2012
Размер71.66 Kb.
ТипДокументы

Компетентность руководителя как условие эффективного управления дошкольным образовательным учреждением


Патронова И.А.,

методист кабинета дошкольного образования ИУУ г.Орел


Исследователи рассматривают дошкольное образовательное учреждение как сложную социально – педагогическую систему.

Исследователи выделяют "свойства системы". К ним относят: целенаправленность, целостность, полиструктурность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой и системами более высокого порядка, инерциональность, критериальность, устойчивость, стабильность, способность к самосовершенствованию, способность к развитию за счет преодоления внутренних противоречий. Системное видение действительности, отмечает Т.М. Давыденко, это особая познавательная технология управления, которая ориентирует на изучение управленческого процесса как системы функций.

Уровень целостности системы, обращает особое внимание Т.И. Шамова, будет зависеть от полноты набора элементов, взаимосвязи между ними, наличия целей у всех элементов и их связи с целью системы.

Анализ исследований Л.М. Денякиной, М.М. Поташника, В.С. Лазарева, Л.В. Поздняк показывает, что дошкольное образовательное учреждение – подсистема общества, которая несет ответственность перед ним за свою деятельность, выполняет его социальный заказ, поэтому и работать ДОУ должно в режиме развития, с опережением времени, постоянно преобразовывая свой статус.

Исследователи определяют движущие силы образовательного учреждения, как системы, источники ее развития.

К ним относятся объективные противоречия между частями системы (задачами, содержанием, формами, методами), а также между связями, существующими между ними (например, между связями стабилизации и развития), между различными структурами системы (развитие одной обязательно приведет к ущербу другой), динамика процесса, оптимизация структуры.

Таким образом, мы видим, что образовательное учреждение – многослойное, системное образование, каждый компонент которого нуждается в управлении и построении оптимально функционирующей управляющей системы.

При этом можно выделить главные цели управленческой деятельности:

1) становление, создание управляемой и управляющей систем (создание оптимальной для конкретных обстоятельств и условий, целостной, самобытной авторской педагогической системы);

2) поддержание всех свойств системы, ее упорядочение и стабилизация;

3) обеспечение оптимального функционирования системы;

4) развитие системы, перевод ее из существующего в новое, качественно более высокое состояние (пересматривает актуальность функций, прогнозирование, перспективное планирование, специальную деятельность по внедрению инноваций в жизнь образовательного учреждения.
)

В поле зрения руководителя должны попасть проблемы демократизации и гуманизации всех структур и функций образовательного учреждения, ориентация образовательного учреждения на развитие личности, индивидуальности ребенка, сочетание обучения и воспитания с оздоровлением, реализация новых учебных программ и технологий.

Осуществление продуманных прогрессивных преобразований во всех подсистемах, компонентах, элементах образовательного учреждения, в управляемом объекте и самой управляющей системе, так или иначе, затрагивает всех людей, связанных с образованием. И все же наибольшая и наиболее ответственная нагрузка в процессах обновления объективно ложится на руководителей образовательным учреждением. Любое преобразование руководителю необходимо начинать с себя.

Одним из важнейших шагов становления компетентного руководителя обновляющегося образовательного учреждения является понимание тех новых, специфических требований к работникам управленческого аппарата, которые порождаются самой ситуацией развития учреждения.

К сущностным характеристикам профессионализма руководителей дошкольных образовательных учреждений следует отнести гностические, коммуникативные, управленческие и проективные группы умений. Требования к исполнительно-двигательной стороне труда предполагают следующие особенности: профессионально поставленная речь   четкость, раздельность, удобный для слушателей темп, ясность, эмоциональность; выразительность движений и мимики, точность и координация движений. Познавательная деятельность во многом определяются сложностью, динамикой, нестандартностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих социальные явления, что предполагает наблюдательность, умение моделировать внутренний мир собеседника. Особенности саморегуляции в данном случае характеризуются необходимостью постоянного совершенствования своих знаний и навыков, умением строго сообразовывать свое поведение, обращенное к другим людям.

Специфические черты профессионализма руководителя образовательного учреждения во многом определяются особенностями его труда. Анализ работ, посвященных деятельности руководителя позволяет выделить особенности, связанные с объектом, способами осуществления и результатами труда, целями и задачами этой деятельности. Объектом труда является другой человек   активный участник педагогического процесса, обладающий своими целями, мотивами, постоянно развивающийся, находящийся в процессе профессионального становления. Другими словами, труд руководителя имеет вариативный объект деятельности. Результаты труда руководителя определяются качественными позитивными изменениями во всех сферах деятельности образовательного учреждения.

Виды компетентности означают зрелость человека в профессиональной деятельности и общении, становление личности профессионала, его индивидуальности. "Зрелость" рассматривается как "период наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека, проявления развитого чувства ответственности, потребности в заботе о других людях, способности к активному участию в жизни общества" Что же следует понимать под профессиональной компетентностью? В словаре русского языка С.И. Ожегова находим следующее определение: «компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области». «Компетенция: 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-нибудь полномочий, прав». В словаре иностранных слов «компетентный – знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо». Понятия «компетентность» и «компетенция» обычно рядополагаются. Однако, в рамках компетентностного подхода «компетентность» рассматривается как "…самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики". В свою очередь под компетенцией целесообразно "подразумевать область (сферу) окружающей действительности или деятельности, в которой человек должен овладеть компетентностью (быть компетентным)". Следовательно, компетентность проявляется в конкретной ситуации, что является немаловажным фактором при разработке системы оценивания компетентности индивида.

Таким образом, профессиональная компетентность – это профессиональная подготовленность и способность субъекта труда (специалиста или коллектива) к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности.

Обратимся к определению профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения. В настоящее время значительное количество исследований в этой области проводится в рамках реализации "Концепции модернизации Российского образования", "Программы развития системы непрерывного педагогического образования",

Одним из важнейших шагов становления компетентного руководителя обновляющегося образовательного учреждения является понимание тех новых, специфических требований к работникам управленческого аппарата, которые порождаются самой ситуацией развития учреждения.

Необходимо исходить из того, что:

- для управления развитие важнейшую роль играет «внешняя» сторона деятельности руководителя – управленческое поведение, которое в свою очередь опирается на ее «внутреннюю» духовную сторону – управленческое создание (индивидуальную управленческую концепцию),

- потребности управленческой деятельности (которые особенно возрастают в условиях развития учреждения) заставляют руководителя мобилизовать и развивать свой личный потенциал (что позволяет говорить о личностном факторе управления развитием, о личностной системе обеспечения профессиональной деятельности),

  • для лучшего понимания того, каким желательно быть руководителю, необходимо выделить самые важные, ключевые области, характеризующие его управленческую деятельность (а затем и личность).

Однако, решение об изменении собственной деятельности, и тем более, личностных качеств, всегда принимает сам руководитель.

Что же может «изнутри» побудить руководителя инновационного учреждения осознанно принять на себя повышенные требования?

Исследования показывают, что в роли таких внутренних мотиваторов могут выступать, в частности:

  • осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить (эта ситуация нередко переживается как «кризис компетентности» и иногда искусственно создается самим руководителем, постоянно повышающим «планку» требований к себе),

  • высокий (и растущий) уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении результатов (что, как правило, связано с позитивной самооценкой руководителя),

  • гражданская потребность служения интересам Отечества,

  • потребность в самовыражении, самораскрытии, самосовершенствовании (для чего ситуация в обновляющемся учреждении является очень подходящей ареной),

  • потребность в причастности к большому, значительному делу, в контактах с интересными творческими людьми, потребность переживать «Чувство команды»,

  • альтруистические мотивы, желание создать хорошее, эффективное образовательное учреждение для детей,

  • потребность в обновлении, в новизне, в смене обстановки, в преодолении рутины (иногда могущая приводить к псевдоинновациям по принципу: «хочется чего-нибудь такого»),

  • потребность во власти, лидерстве (стимулирующая постоянный рост компетентности, так как в противном случае есть опасность утратить право на лидерство),

  • потребность в поиске, исследовании, в лучшем понимании закономерностей, управляющих событиями,

  • ощущение собственной готовности управлять процессами развития учреждения, уверенности в себе,

  • желание проверить на практике полученные где-либо новые знания по теории и технологии управления развитием школы,

  • общая созидательно-творческая направленность личности, положительная «Я   концепция», уверенность в себе, т.е. свойства, присущие типу людей, которых в современной психологии называют «победителями» или «выигрывающими»,

  • потребность в риске, в постоянной борьбе с обстоятельствами, в преодолении трудностей (что особенно характерно для молодых руководителей).




Похожие:

Компетентность руководителя как условие эффективного управления дошкольным образовательным учреждением icon«тагарский детский сад «чебурашка» Колотовой Марины Николаевны
Публичный отчет заведующей муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением
Компетентность руководителя как условие эффективного управления дошкольным образовательным учреждением iconОбразовательная программа начального общего образования
Разработка образовательным учреждением образовательной программы начального общего образования осуществлялась с привлечением органов...
Компетентность руководителя как условие эффективного управления дошкольным образовательным учреждением iconСогласован: Начальник управления образования Администрации Краснобродского городского округа Л. П. Дробных 2010 г. Утвержден
«Детский сад №16 «Солнышко» Краснобродского городского округа (далее: «Детский сад») является муниципальным, гражданским, светским,...
Компетентность руководителя как условие эффективного управления дошкольным образовательным учреждением iconСтруктура управления образовательным учреждением

Компетентность руководителя как условие эффективного управления дошкольным образовательным учреждением iconОтчет об использовании имущества, закрепленного за муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением детский сад общеразвивающего вида №44 «Дельфин» г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Полное наименование: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Компетентность руководителя как условие эффективного управления дошкольным образовательным учреждением iconОбщие положения
Настоящее положение составлено на основе Устава школы и определяет порядок создания, функционирования Совета школы как общественного...
Компетентность руководителя как условие эффективного управления дошкольным образовательным учреждением iconОбщие положения
Настоящее положение составлено на основе Устава школы и определяет порядок создания, функционирования Совета школы как общественного...
Компетентность руководителя как условие эффективного управления дошкольным образовательным учреждением iconДоговор № между муниципальным дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их замещающими) ребенка, посещающего дошкольное учреждение в Российской Федерации
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №56 «Теремок»
Компетентность руководителя как условие эффективного управления дошкольным образовательным учреждением iconПротокол № от 2008г
Управляющий совет моу сош №7 г. Нальчика является коллегиальным органом управления образовательным учреждением, реализующим принцип...
Компетентность руководителя как условие эффективного управления дошкольным образовательным учреждением iconСогласовано Утверждаю
Управляющий совет муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №18 г. Нальчика является коллегиальным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов