Использование проектного метода в целях повышения профессиональной компетентности руководителей доу icon

Использование проектного метода в целях повышения профессиональной компетентности руководителей доу



НазваниеИспользование проектного метода в целях повышения профессиональной компетентности руководителей доу
Дата конвертации26.08.2012
Размер171.84 Kb.
ТипРешение

Использование проектного метода в целях повышения профессиональной компетентности руководителей ДОУ.


Привлечение понятия "проектирование" к образовательной сфере связано с решением целого ряда методологических проблем, поскольку влечёт расширение терминологического пространства науки, пересмотр представлений о некоторых традиционных категориях, необходимость их соотнесения между собой и т.д. Собственно педагогическое проектирование как вид профессиональной деятельности педагога исследовалось В.С. Безруковой, Н.В. Борисовой [1], В.П. Беспалько [2], А.Н. Дахиным [3], Г. Ильиным [4], Г.А. Лебедевой [5], и др. Анализ работ известных авторов позволяет сделать вывод о том, что проект как инструмент создания личностно профессионально-ориентированной ситуации отличается от широко распространенных традиционных методов обучения.

Говоря о методе проектов, будем иметь в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим (материальным) результатом, оформленным тем или иным образом.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практической или значимой теоретической проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.

Использование проектов при курсовой подготовке руководителей в рамках института усовершенствования учителей, а также в методических объединениях, практических семинарах позволяет решать не только практические задачи, но и повышать компетентность руководителей ДОУ.

Для подготовки руководителя дошкольного образовательного учреждения, на наш взгляд, такой подход является наиболее продуктивным, так как в процессе разработки проекта слушатели постигают все особенности труда руководителя, связанные с целями, задачами, объектом, способами осуществления и его результатом.

Создается личностно проблемно - ориентированная ситуация, в которой посредством проекта, актуализируются личностные функции обучающихся, накапливается опыт реализации ценностного выбора, критического восприятия, рефлексии творческого решения проблем и др. Это происходит за счет обоснования своего отношения к определенной профессиональной ситуации, в выявлении ее смысла. Именно в этом случае у преподавателя имеется тонкая возможность вмешаться в смыслопоисковый процесс, оказывать помощь слушателям в профессиональном саморазвитии, становлении профессиональной компетентности и культуры специалиста.

По мнению целого ряда авторов разработка проекта никогда не сводится к усвоению предмета. Он расширяет границы познаваемого за счет обмена не только информацией, но и оценками, смыслами, гипотезами и т.п.


По внешней дидактической форме, с одной стороны, проект напоминает проблемную ситуацию, имеет ее необходимые атрибуты: противоречие, дефицит ориентировочных основ деятельности, информации, целостного представления о ситуации, но, с другой стороны, проект не ставит целью «снятие» этой проблемности. Для личности важно уяснение того, что возникшая перед ней проблема «достойна» быть профессионально важной. Таким образом, ситуация создания проекта характеризуется не только объективной проблемностью, но и значимостью самого факта обнаружения этой проблемности для субъекта педагогической деятельности. С другой стороны, представить проект, защищая его публично, значит приобщать другого к своей проблеме. Отклик педагога и других слушателей курсов повышения квалификации на разработку проекта слушателем выступает для последнего, во-первых, условием осознанного регулирования своей деятельности в соответствии с желаниями, принятыми целями и имеющимися знаниями, умениями, качествами, а во-вторых, служит подтверждением значимости его будущей профессиональной деятельности, стимулом для образования ее нового смысла.

Любой педагогический проект в образовательной практике не всегда реализуется в полной мере. Это обусловлено тем, что некоторые процессы, явления, спроектированные педагогом, могут выйти из под его контроля в силу существенного воздействия случайных факторов. Поэтому перечислить и описать все элементы, конструктивные узлы и условия, обеспечивающие его внедрение, бывает крайне трудно в силу многофакторности педагогических явлений и индивидуальных особенностей людей как субъектов его реализации. Например, недостаточный уровень мотивации обучающихся на учебном занятии может быть изменён путем применения разнообразных форм и методов преподавания, соответствующих их интересам и потребностям, а недостатки в предъявлении учебного материала – продуманной, последовательной самостоятельной работой слушателей. Исходя из этого, только тщательно спроектированная технология обучения позволяет избежать эти и другие возможные трудности.

Под проектированием также будем понимать целенаправленную деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения по созданию проекта развития учреждения – описания тех изменений, которые необходимо привнести в деятельность учреждения, а также поэтапное планирование нововведений, реализация которых в рамках учебного процесса позволяет гарантированно достичь требуемых результатов.

Таким образом, разработка проекта протекает в пространстве личностного и профессионального опыта. Задача его еще и в том, чтобы отделить личное от объективных достоинств или недостатков обсуждаемого предмета, так сказать, значение от смысла. Эта дивергенция значений и смыслов придает особое качество проекту: в нем «гуманитарное» — рефлексия собственной позиции профессионала, ее логико-вербальное изложение органически сочетается с когнитивным, исследовательским отношением к разрабатываемой проблеме. Эта особенность проекта делает технологию обучения развивающей.

Чтобы добиться такого результата, слушатели должны самостоятельно мыслить, находить и решать с позиции профессионала те или иные проблемы актуальные для современного состояния системы образования, привлекая для этой цели знания из разных областей, совокупность разнообразных методов и средств обучения, а также умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливая причинно-следственные связи.

Неправомерно, на наш взгляд, в отдельных источниках отождествление понятий проектирования и планирования. Планирование лишь небольшая часть проектировочной деятельности руководителя, используемая на всех ее этапах. Проект в силу большей детализации допускает меньше неоднозначности при реализации, чем план, т.е. форма его фиксации. В проекте представляются строение, вид, элементы объекта, а в плане – предписание по его переходу из одного состояния в другое.

Опытно-экспериментальная проверка метода проектов при повышении квалификации руководителей дошкольных образовательных учреждений проводилась с 2003 г. по 2006 г. в Орловском областном институте усовершенствования учителей.

Однако, в ходе выполнения работы по проектированию концепции, программы развития учреждения слушатели с различной степенью активности и личного принятия ситуации по разному включаются в выполнение задания. Анализ наблюдений за работой слушателей позволил выделить три группы обучающихся: 1) формально участвующие в разработке проекта (можно сказать выполняющие задание по образцу, заранее заданному алгоритму, без рефлексии собственных действий по принципу «надо, но не хочу и не могу»); 2) обучающиеся с преобладающим стремлением выполнить и защитить собственную позицию в представленной разработке и в связи с этим весьма активно нацеленные на выполнение задания с осмыслением собственных действий, но имеющие определенные трудности из - за недостаточно сформированных профессиональных умений по типу «надо, хочу, но не умею»; 3) группа обучающихся, которые действительно стремятся обогатить свой опыт, пересмотреть свою позицию, взглянув на себя, как говорят, со стороны, т.е. выйдя за рамки познавательной и профессиональной ситуации по типу «надо, хочу и могу».

В соответствии с выделенной типологией обучающихся определялась мера помощи преподавателя в совместной деятельности со слушателями при разработке проекта развития учреждения. Это позволило обеспечить, с одной стороны, индивидуальный, с другой, – дифференцированный подход в обучении, а также привести в соответствие требования и сложность заданий с уровнем способностей и возможностей слушателей.

Проектный метод включается нами в образовательный процесс в серии креативных игр (от латин. creatur – «сознание»). Креативность понимается как действенная личностная способность адекватно отвечать на потребность в новом способе сущесвования. Креативная игра в условиях образовательной подготовки руководителей дошкольных образовательных учреждений рассматривается нами как групповая направленная активность людей, объединенных общими интересами профессионального развития. Объединяющие этих людей устремления связаны с преобразованием имеющейся ситуации или выдвижением новых идей в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности. Основная характеристика игры – неопределенность как самого нового продукта, так и процесса его поиска. Креативная игра содержит возможности структуирования этой неопределенности путем строгого соблюдения этапов творческого решения задачи.

Креативная игра основывается на содержательной мотивации и эмоциональной вовлеченности участников в процесс, а также на высоком уровне познавательной (в том числе рефлексивной) активности.

В целях постепенного включения руководителей ДОУ в творческий процесс, налаживания коммуникационных связей нами выстроена следующая система креативных игр:

  1. «Проблематизация» - 1 академический час. Рефлексивная игра. Участникам предлагается заполнение анкеты по выявлению проблем дошкольного образования, конкретных образовательных учреждений. Данная игра предполагает индивидуальную работу с последующим обсуждением причин данных проблем.

  2. «Багаж» - 2 – 3 академических часа. Ролевая игра. Участникам раздаются карточки с названием ролей, соответствующих условным ролям на условном корабле «Дошкольное детство» (Капитан, кок, бортмеханик, старший матрос, корабельный врач, пассажир и т.д.) Как можно заметить эти роли практически соответствуют штатному расписанию детского сада. Предполагается, что участники будут «паковать багаж» тем грузом, который поможет в плавании, и не принимать тот, который будет мешать «большому кораблю». Игра позволяет снять напряжение, остроту имеющихся проблем, излишнюю эмоциональность и перейти к конструктивному решению.

  3. «Миссия ДОУ» - 1 академический час. Имитационная игра. Слушатели в подгруппах формулируют миссию дошкольного учреждения, выразившуюся в девизе, слогане, эмблеме учреждения, с последующей защитой созданного продукта.

  4. «Мой детский сад»- 2 – 3 академических часа. Имитационная игра, в которой слушатели в подгруппах создают проект детского сада будущего с последующей его защитой. В ходе данной игры участники могут проверить жизнеспособность идей создания учреждения нового типа, почувствовать себя в роли организатора, определить свое место в системе взаимоотношений с коллективом. В данной игре в роли экспертов и консультантов принимают участие преподаватели института усовершенствования.

  5. «Я и моя работа» - 2 академических часа. Рефлексивная игра. Участники заполняют карточки, в которых заканчивают начатые предложения, отвечают на вопросы. После того, как опросные листки собраны, проводится дискуссия «Зачем мне руководящая работа», выводятся усредненные ответы. В ходе игры у участников появляется возможность оценить и переоценить профессиональные и личностные возможности к занятию руководящей должности, определить и подкорректировать направления развития профессиональной компетентности.

В качестве примера приведем тематику проектов, которые выполнялись слушателями: «Адаптивный детский сад», «Сад мечты», «Детский сад для сестренок и братишек», «От экологии среды к экологии души», «От ДОУ к МАНО» (муниципальному автономному некоммерческому объединению), «Фантастика !»

Как можно заметить, выбранные темы проектов отличаются большим разнообразием как по представлению материала, так и по отобранному содержанию. Защита проектов показала, что в большинстве случаев действия слушателей при их выполнении отличаются осознанностью, самостоятельностью, рефлексией в решении учебнопрофессиональных задач, пониманием целей педагогической деятельности, умением давать точное описание прогнозируемого результата развития учреждения в контексте профессиональной деятельности посредством диагностично заданной цели развития учреждения, определения логики, последовательности определенных этапов; проектирования организации планирования создания программы, мотивации коллектива, процедур контроля и измерения качества создаваемой программы, а также способов коррекции развития учреждения. Следует указать, что в ходе организации учебного процесса на этапе формирующего эксперимента основной акцент делался на развитие готовности слушателей к управленческой деятельности, что в первую очередь определило смещение акцента на развитие прогностического, конструктивнопроектировочного компонентов деятельности. Однако, это не означает, что другие составляющие профессиональной деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений не развивались. Так, способности руководителя и качества личности получили свое развитие в ходе рефлексии слушателями собственной деятельности и поведения, организации взаимодействия с преподавателем и учебной группой сокурсников, а также, во время проведения самодиагностики. Также реализовывались и такие функции педагогической деятельности как аналитикооценочная (посредством анализа собственной деятельности, сравнения достигнутых результатов с теми целями и задачами, которые намечались, поиска путей совершенствования деятельности, определения причин неудач и т.п.), информационнообъяснительная (средствами овладения учебным материалом, содержательной и логической стройностью его изложения, насыщенностью яркими фактами и действиями, доступности и доходчивости объяснений), исследовательскотворческая (средствами реализации потребности в самообразовании, совершенствовании своих педагогических умений, авторских замыслов и творчества).

Использование обоснованных критериев, показателей и уровней развития профессиональной компетентности у руководителей дошкольных образовательных учреждений на курсах повышения квалификации в институте усовершенствования позволило оценить готовность и способность руководителей дошкольных образовательных учреждений осуществлять профессиональную деятельность через разработку и реализацию соответствующего проекта развития образовательного учреждения.

Так, 40 % испытуемых проявляют активнопоисковый уровень профессиональной компетентности, 29.1 % – творческий, тогда как на констатирующем этапе опытноэкспериментальной работы 16.9 % и 3.1 % соответственно.

После защиты проектов количество слушателей, проявляющих подражательный уровень уменьшилось с 35,9 % до 26, 9 %, а пассивный с 44, 1% до 4 %.

Таким образом, была получена положительная динамика всех уровней профессиональной компетентности руководителей дошкольных образовательных учреждений как после экспериментального обучения, так и после участия в Областном конкурсе программ развития дошкольных образовательных учреждений.

Приведем сценарии ряда игр.

Ролевая игра «Багаж».

^ Цель: определить свои профессиональные и личностные ресурсы, пережить опыт решения жизненной задачи.

Задачи: определение реальных профессиональных и жизненных ценностей,

  • выявление и закрепление имеющегося потенциала личности

^ Сюжет игры: разворачивается по этапам, которые соотнесены с этапами сценария и определены попыткой решения игровой задачи.

На первом этапе игры ведущий сообщает о том, что у играющих имеется возможность попробовать себя в различных профессиях столь нужных для дошкольного детства и корабля с таким же названием. Предлагается выбрать для себя профессию, реальную или фантастическую, определить должностные обязанности этой профессии и поле своей деятельности на борту корабля "Дошкольное детство". Важно, чтобы на этом этапе играющие осознавали важность и ценность своей профессии. Это способствует личностной идентификации с профессией и усиливает вовлеченность участников в действие.

Предполагается, что участники игры проходят процедуру приема на работу в корабельную команду. По опыту участники называют достаточно "земные" профессии, которым они готовы соответствовать. Например: повар, корабельный врач, боцман, экскурсовод, аниматор и т.д. Но, встречаются и совершенно фантастические: зоопсихолог, звездочет, водолаз.

Затем, участникам предлагается объяснить, почему именно их надо взять в команду, что они умеют делать хорошо, чем они известны. Сообщения о мнимых реальных профессиональных достижениях весьма диагностичны. В сущности они говорят о реальных притязаниях. Можно заметить, что уровень профессиональных притязаний в большинстве случаев оказывается невысоким, и здесь проявляется ориентация на внешние проявления профессиональных достижений (грамоты, разряды, поощрения). Интересен и тот факт, что зачастую достижениями считается рядовое выполнение должностных обязанностей.

Затем, участникам предлагается взять с собой в круиз по десять предметов, необходимых для плавания и выполнения своих обязанностей. Данный этап игры представляет собой актуализацию жизненного опыта. Участники записывают на бланки перечень предметов и обосновывают вслух свой выбор.

В следующей части игры сообщается о том, что корабль потерпел кораблекрушение и необходимо пересесть в шлюпки. Но так, как в них мало места, можно взять с собой только по одному предмету из списка. Каждый из участников пишет наименование своего предмета и кладет в общий сундучок. Затем с помощью жеребьевки эти предметы раздаются участникам в случайном порядке. При этом можно услышать возгласы радости и разочарования. Предметы достаются самые разные: деньги, чужие документы, клоунский костюм, кукольный театр, огнетушитель и т.д. Данный этап позволяет ориентировать участников на дальнейшие игровые действия, стимулировать возникновение опоры на содержательные стороны заявленной профессии и внутренние личностные ресурсы. Для этого оставляется все меньше внешних примет профессии.

Ведущий сообщает, что на острове, на который попали участники, с ними встретятся представители муниципалитета, так как связь с большой землей будет налажена не скоро, им предлагается высказать пожелания относительно того, какую работу они хотели бы получить, на какую зарплату рассчитывают и на что ее должно хватать. На данном этапе интересно несколько моментов: очень часто участники хотят среду приспособить под себя, стараются диктовать условия, заметно, что они не очень хотят замечать изменившуюся картину мира. Достаточно редко участники начинают интересоваться какие профессии востребованы на острове.

Следующий этап связан с инновацией, порождением нового знания и позитивного социального опыта. Ведущий предлагает участникам ответить на четыре вопроса: 1.Как вы собираетесь сохранить квалификацию? 2.Как будете создавать имидж (и какой) и устанавливать деловые и эмоциональные связи с другими? 3.Каким образом собираетесь зарабатывать деньги? Что станете предпринимать для возвращения домой? В этот период игры раскрывается невостребованный высокий творческий потенциал участников, ярко проявляются их лидерские функции. Они состоят в разумности предлагаемых действий, принятии ответственности на себя, инициативе по объединению участников в одну группу, их опеке. Выражается готовность проявить себя в новой профессиональной и социальной роли. Процесс участия в игре становится заразительным, переходя на стадию обсуждения возможностей реализации совместных проектов.

На заключительном этапе игры предлагается сформулировать в малых группах, или всем вместе "Памятку эмигранту. Или что может сделать человек, чтобы профессионально и личностно адаптироваться к новым условиям жизни и труда". Участники предлагают совершать такие необходимые с их точки действия, как:

- не паниковать и не отчаиваться, всегда есть выход;

- отнестись к новой ситуации как к новому повороту судьбы, найти положительное, быть готовым приобрести новый опыт;

- не просить, а предлагать;

- сохранять себя как личность, как часть культуры, не размениваться, не терять человеческого достоинства;

- найти "своих";

- помнить, что мы много можем, а еще больше можем вместе.

Завершающим этапом игры становится коллективное обсуждение полученного опыта. Отвечая на вопрос, что дало участие в игре, участники отмечали, что "увидели нового себя", узнали "о себе много нового", "есть над чем подумать и поработать".

Имитационная игра «Мой детский сад».

Цель: активизировать и поддержать творческий потенциал руководителей, развивать профессиональную компетентность в ситуации выбора нового направления работы.

Задачи: - укрепление субъектной позиции руководителя, стремящегося создать инновационное направление образовательного учреждения в соответствии с программой его развития и профессионально – личностными возможностями педагогического коллектива,

  • активизация использования полученных знаний и практических умений в конкретной профессиональной деятельности.

^ Сюжет игры: разворачивается по этапам, которые соотнесены с этапами решения творческой задачи и рефлексией процесса решения.

Вначале ведущий сообщает план проведения игры: «Мой детский сад". В соответствии с предложенными критериями вам нужно разработать и представить на рассмотрение экспертам инновационный проект развития учреждения, направленный на развитие одной или нескольких сторон жизнедеятельности руководимого вами учреждения. Вы должны проявить все имеющиеся у вас организаторские способности и возможности, чтобы эксперты признали ваш проект самым актуальным». При необходимости, ведущий совместно с экспертами отвечает на вопросы, дает пояснения, консультирует.

Участники разрабатывают проекты в соответствии с определенными критериями, количество которых в связи с ограничением времени может быть сокращено. Участники разделяются на группы и в течении 30 – 40 минут работают над составлением проекта, заполняя бланк игры.

Блан игры предполагает ответы на следующие вопросы.

  1. Название программы. Оно должно отражать основную идею разработчиков. Например, «Мальчики и девочки», «Предшкола», «Сестренки и братишки», «Мой мир» и т.д.

  2. Актуальность. Данная информация должна доказывать жизненную значимость проекта. В случае «Предшкола»таким основанием явилось выполнение Закона об образовании в разделе доступности системы дошкольного образования и реализации национального проекта образования. Создатели проекта «Мальчики и девочки» говорили об актуальности темы, в связи с отсутствием положительного образа мужчины у ряда детей, неполных семьях, нехватке мужчин педагогов и о необходимости полоролевого воспитания.

  3. Миссия. Слоган, девиз, эмблема, отражающие основную идею проекта. В нашем случае это были девизы: «Детский сад для всех», «От экологии природы, к экологии души», «Дружат дети на планете ты со мной, а я с тобой».

  4. Намеченные преобразования. Условия (материально – технические, методические, кадровые), предполагаемые преобразования, предполагаемые результаты. Проект «Предшкола» - создание равных условий для всех детей дошкольного возраста по дошкольному образованию. Предполагается различные формы охвата детей дошкольным образованием в условиях одного ДОУ (группы кратковременного пребывания, группы для детей с особенностями в развитии, адаптационные группы, прогулочные, группы «Я и мой малыш» и т.д.). В проекте «Мальчики и девочки» создатели наметили организацию отдельных спален для мальчиков и девочек, мастерских для маленьких мастеров, дополнительных спортивных секций, привлечение к работе с мальчиками педагогов – мужчин.

  5. Финансирование. Каков источник финансирования, необходимые средства, обоснование. В нашем случае педагоги предполагали смешенный вариант финансирования.

Этап защиты представлял собой публичную презентацию проекта. По окончании выступления эксперты и все желающие задавали вопросы. Необходимо отметить, что участники игры очень активно отстаивают свою точку зрения, приводя веские аргументы и опираясь на значимые факты.

По окончании защиты экспертная группа высказывает свои суждения о каждом проекте, комментирует его содержание, выносит итоговые оценки, отвечает на вопросы. Большое вниманием в комментариях уделяется особенностям поведения игроков.

Участники также подводят итоги в форме группового интервью, отвечая на вопросы: Как вы увидели ситуацию и себя в ней? Какие организаторские способности вы использовали в ситуации игры? Каких умений, навыков вам не хватило? Что вызвало трудности? Расскажите о своих переживаниях в ситуациях конкурентного взаимодействия? Что вы считаете в связи с этим наиболее ценным для себя? Какой игровой опыт вы считаете применимым в реальной жизни?

В завершении игры участникам предлагается сформулировать рекомендации по основанию и разработке собственных проектов развития учреждения.

Игра позволяет не только активизировать имеющиеся знания, выявить пробелы, дать опыт взаимодействия, но и активизировать творческий потенциал руководителей.

В завершение приводим пример такого творчества, стихотворения, созданного коллективом ДОУ № 31 г.Орла в рамках защиты проекта.

Конечно, помечтать

Не грех, как говориться,

Хотелось, чтоб проект

Смог в жизни воплотиться!

Детей чтоб набирали

Ну, максимум пятнадцать,

Тогда уж точно

Педагог сумеет всем заняться:

До сердца достучаться

И разучить частушки,

В спортзале поразмяться

И всем раздать игрушки.


А лучше педагогов – два

С призваньем, не случайные.

Детей, чтоб знали «от» и «до»,

Со знаньями необычайными.


И чтобы мог, сей педагог

По пустякам не волноваться.

Не помешало б Думе всей

Образованием заняться,

Где стены с супергромадьем,

С компьютерной начинкою,

Там воспитатель видится маленькой тычинкою.

Престиж профессии поднять

Необходимо срочно!

Поверьте наша детвора,

Не пострадает точно!

Мы не «пасем» детей, -

Мы в их умы

Закладываем будущее

Всей страны.

Список используемой литературы.

  1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие. – Екатеринбург: Издательство "Деловая книга". – 1996. – 344с.

  2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие. – М., 2000. – с.21.

  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1990. – 192 с.

  4. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и … неопределенность // Педагогика. – 1993. № 3.

  5. Ильин Г. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России. – 2001. - № 4. – С. 85 – 92.

  6. Лебедева Г.А. Обучение педагогическому проектированию в процессе профессиональной подготовки учителя. Дис. … канд. пед. наук. – М., 1997.

  7. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М.: Издательство "Владос". – 2003. – 139 с.

  8. Черникова Т.В. Управление развитием образовательного учреждения. - М.: Издательство "Сфера". – 2005. – 129 с.




Похожие:

Использование проектного метода в целях повышения профессиональной компетентности руководителей доу iconМинистерство образования и науки Красноярского края
В целях стимулирования целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических
Использование проектного метода в целях повышения профессиональной компетентности руководителей доу icon1. Общая характеристика оу муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесокамская основная общеобразовательная школа»
«Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по теме «Механизмы реализации фгос и фгт...
Использование проектного метода в целях повышения профессиональной компетентности руководителей доу iconО формах экспертных заключений для аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений распоряжение Комитета по образованию от 30. 09. 2005 682-р
В целях повышения объективности оценки уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям...
Использование проектного метода в целях повышения профессиональной компетентности руководителей доу iconПедагогическим советом
Школьное методическое объединение педагогических работников (далее по тексту шмо) создается в целях совершенствования профессиональной...
Использование проектного метода в целях повышения профессиональной компетентности руководителей доу iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «психологическая оценка профессиональной компетентности» для студентов 4 курса, обучающихся по специальности 020400 психология, специализация «Клиническая психология», кафедра общей психологии
Проблема качества. Менеджмент качества. Efqm и tqm модели. Нормативно-правовая основа оценки профессиональной компетентности. Трудовой...
Использование проектного метода в целях повышения профессиональной компетентности руководителей доу iconПоложение о школьной предметной неделе Общие положения
Школьные предметные недели проводятся ежегодно методическими объединениями с целью повышения профессиональной компетентности учителей...
Использование проектного метода в целях повышения профессиональной компетентности руководителей доу iconКритерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности педагога-организатора, старшего вожатого
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности
Использование проектного метода в целях повышения профессиональной компетентности руководителей доу iconКритерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя физической культуры общеобразовательного учреждения, преподавателя физической культуры, руководителя физического воспитания
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности
Использование проектного метода в целях повышения профессиональной компетентности руководителей доу iconКритерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя начальных классов
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности
Использование проектного метода в целях повышения профессиональной компетентности руководителей доу iconКритерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-логопеда
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов