С. З. Шепелина. Сохранение эмоционально-психологического здоровья младших школьников в образовательном процессе icon

С. З. Шепелина. Сохранение эмоционально-психологического здоровья младших школьников в образовательном процессе



НазваниеС. З. Шепелина. Сохранение эмоционально-психологического здоровья младших школьников в образовательном процессе
Дата конвертации26.08.2012
Размер145.99 Kb.
ТипДокументы

С.З. Шепелина. Сохранение эмоционально-психологического здоровья младших школьников в образовательном процессе.

«От жизнерадостности, бодрости

детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский.


Задачи школы в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ «Об образовании»:

- во-первых, это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (ст. 2);

- во-вторых, это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст51).

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление ее творческих возможностей, сохранение здоровья. Состояние психологического здоровья детей – важнейшая часть их общего здоровья. В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается рост нервно-психических расстройств у современных детей и подростков. Практика начального образования также столкнулась с проблемой эмоционального неблагополучия младших школьников в обучении.

Дети младшего школьного возраста находятся в особой ситуации риска: именно им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физически незрелом организме. Учебные нагрузки, несоответствие внешних требований психофизическим возможностям учащихся, низкий уровень психологической готовности к школе, авторитарный стиль общения и преподавания со стороны педагогов и другие факторы обуславливают частое пребывание детей в условиях эмоционального неблагополучия, что ведет к нарушению их психологического здоровья.

Состояние эмоционального благополучия и психологического комфорта младших школьников в значительной степени зависит от учителя.

Психологический комфорт – состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которое переживает ребенок, находясь в стенах школы.

Эмоционально благополучный человек, как определяют психологи, это, прежде всего, человек, принимающий себя и окружающих, спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.


Важнейшими составляющими благополучного психолого-педагогического статуса ученика школы, по мнению специалистов, являются:

- отношение школьника к самому себе – устойчивая положительная оценка себя, как умелого, знающего ученика, способного многого добиться и имеющего адекватный уровень притязаний;

- отношение к значимой деятельности – эмоционально-положительное восприятие школы и учения;

- устойчивое эмоциональное состояние в школе – отсутствие противоречий между требованиями школы (учителя), родителей и актуальными возможностями ребенка;

- активность и автономность поведения учащегося – самостоятельность в познавательной и социальной деятельности;

- взаимодействие с педагогами – установление адекватных ролевых отношений с учителями на уроках и вне уроков, проявление уважения к учителю, эмоционально-положительное восприятие им личности педагога;

- взаимодействие школьника со сверстниками – владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками; установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем;

- умственная работоспособность и темп умственной деятельности – способность сосредоточенно работать над учебной задачей, стремление трудиться в едином темпе со всем классом;

- сформированность важнейших сторон познавательной сферы – умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности, сформированность плана умственных действий и др.

Основным показателем устойчивого эмоционального неблагополучия является школьная тревожность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Однако интенсивность переживания тревоги не должна превышать «критической точки», после которой она начинает оказывать дезорганизующее влияние. Повышенная школьная тревожность может быть вызвана как ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями ребенка (темпераментом, характером).

Формированию и закреплению школьной тревожности способствует неспособность учащихся справиться со школьной программой, которая может быть вызвана повышенным уровнем сложности программ, недостаточным уровнем развития высших психических функций ребенка, педагогической запущенностью, недостаточной профессиональной компетентностью учителя, психическим синдромом хронической неуспешности. Эмоциональное неблагополучие некоторых школьников могут вызвать регулярно повторяющиеся контрольно-оценочные ситуации, неблагоприятные отношения в коллективе, неблагоприятные отношения с педагогами (стиль взаимодействия учителя с учениками, завышенные требования, избирательное отношение к ребенку). Немалую роль в закреплении тревожности играют неадекватные ожидания со стороны родителей.

Поскольку психологическое здоровье – основа жизненной успешности ребенка, очевидно, что педагогу не стоить жалеть своих сил для его формирования.

Программа развития нашей школы на период до 2010 года предусматривает создание условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Одним из ведущих направлений инновационной деятельности нашей школы является сохранение здоровья детей непосредственно в процессе обучения.

Исходя из задач данной программы, я изучаю и внедряю в свою работу личностно ориентированную технологию, которая в центр всей образовательной системы ставит личность ребенка, обеспечение комфортных, безопасных условий для развития и реализации ее природных потенциалов. Для этого не потребовалось коренной ломки моих педагогических устоев, поскольку с самого начала своей педагогической деятельности я не была авторитарным педагогом, стиль моего общения с детьми, преподавания предметов, ведения воспитательной работы всегда носил демократический характер.

Преподавание я веду в традиционной системе, по УМК «Школа России». Считаю, что обучение может быть ориентировано на развитие личностных качеств ребенка независимо от того, по какой программе работает учитель. Все зависит от целей обучения, используемых методов и приемов, и, конечно, от любви к детям.

Авторы УМК «Школа России» педагогический процесс понимают как процесс введения человека в культуру, культура же невозможна без преемственности с прошлым, без традиций. Авторы этого УМК считают, что «традиция – это живая, неразрывная связь образовательного опыта предшествующих периодов с настоящим, это творческое использование всего плодотворного, что было заявлено в минувшем, но не получило своей реализации или же, обгоняя время, не смогло быть реализовано в полной мере».

Одной из наиболее существенных черт модели «Школа России» является личностно-развивающее образование младших школьников. Ведущим фактором развития является деятельность. Но только та деятельность, которая вызывает положительные эмоции, оказывает решающее влияние на развитие способностей детей. Исходя из этого, я строю образовательный процесс.

Для создания положительного эмоционального настроя на работу применяю такие приемы, как музыка, стихотворение, сказочное письмо, улыбки друг другу, эмоциональные разминки. На уроках использую игровые моменты, творческие задания. Если у ребенка что-то не получается, то всегда вселяю надежду на будущее. При обсуждении какого-либо вопроса даю возможность всем высказаться, использую диалогическое общение. Стремлюсь поддерживать комфортность обучения созданием ситуаций успеха. Для хорошо успевающих детей условия, благоприятные для ситуации успеха, складываются чаще, ведь они хорошо знают материал и с удовольствием добывают новую информацию. У слабоуспевающих детей таких возможностей меньше. Поэтому всегда отмечаю удачный ответ, интересную мысль, вспышку активности у таких учащихся. Но так как такие моменты бывают редко, использую любую возможность. Например, при анализе работ обращаю внимание детей на работу ученика, которая далеко не идеальна, но отдельные элементы выполнены хорошо. Или специально подбираю задания, в которых могут проявить себя слабоуспевающие дети.

Как уже отмечалось, психологическое благополучие выражается в позитивной самооценке ребенка. Некоторые же взрослые не терпят в детях ни малейшей слабости и подчеркнутой критичностью сильно вредят их самоуважению. Критику нужно уметь сопроводить похвалами и наградами за действительные, хотя и небольшие успехи. Ребенок на воспитательные изъяны отвечает упрямством, негативизмом, агрессивностью, или же у него складывается тенденция переносить критику родителей и учителей внутрь себя и создавать о себе относительно преувеличенное критическое мнение, что может серьезно ограничить развитие способностей. Излишняя критичность к детям, нетерпимость к их слабостям ведут к потере интереса к учебе, к эмоциональному неблагополучию школьников.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением. Уважение к ребенку и на основе этого формирование чувства самоуважения делает ребенка сильным, защищенным и уверенным в своих силах.

В работе по повышению самооценки учащихся опираюсь на различные приемы, разработанные психологами («Техника создания у ребенка субъективного переживания успеха», техника «Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность»). Придерживаюсь следующей последовательности в этой работе:

1. Сообщаю ученику, что он добился хороших результатов, даже если в действительности его результаты были средними.

2. Даю ученику возможность закрепить впечатление о хороших результатах (например, помогу ему добиться хороших результатов, предложив более легкий материал, не сообщая при этом ребенку о том, что он выполняет облегченный вариант)

3. Создаю в окружении ученика благожелательное к нему отношение (стараюсь повлиять на одноклассников, у которых о нем отрицательное мнение).

4. Чтобы помочь ученику достичь хороших результатов, мы «болеем за него» даже тогда, когда он учится слабо или показатели у него не стабильны.

Учебный процесс ориентирую на развитие воображения и мышления. При изучении новой темы использую имеющийся опыт и знания детей, задания проблемного характера. При закреплении стимулирую учеников к использованию различных способов выполнения заданий.

При оценивании знаний, умений, навыков, как в учебной, так и во внеурочной деятельности стараюсь придерживаться следующих правил оценочной безопасности:

- обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках, тем более, младших школьников. Заставьте ученика сказать: «Я не хуже других!» Не говорите ребенку; «Опять ты не…»;

- закон для учителя: сравнивать ребенка только с самим собой, а не с другими детьми;

- если отметка спорная, то ставьте в пользу ученика;

- завершайте работу самопроверкой. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки;

- соблюдайте простое правило: при оценивании работы сначала говорите ученику положительное, что есть в его деятельности, а затем критику в тактичной форме, оценивая действие, а не личность.

Для поддержания комфортного психоэмоционального состояния как учителю, так и детям необходимо обладать коммуникативными навыками, поэтому я уделяю большое внимание развитию этих компетенций. В повседневной работе с детьми чаще использую просьбу, убеждение и поощрение, чем требование, приказ и наказание. Для формирования навыков сотрудничества использую работу в парах и групповую форму работы. При организации такой работы перед группами ставится двойная задача: с одной стороны, это достижение познавательной, творческой цели, а с другой – социальной, которая заключается в реализации в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Работа строится с опорой на следующие правила: внимательно слушай товарища, не перебивай, делай замечания тактично, не грубо, говори тихо, спокойно, когда проблему решить не удается, обратись к учителю. Контролируется не только успешность выполнения задания группами, но характер общения между членами группы, способ оказания необходимой помощи друг другу. Такая работа укрепляет дружбу между детьми, создает благоприятную обстановку в коллективе.

Важную роль в формировании коммуникативных навыков выполняют уроки «Детской риторики», на которых мы учимся общению, речевому этикету, формируем умение слушать, строить фразы, вести диалог, приводить аргументацию, работать с текстом.

Таким образом, в процессе обучения стремлюсь, чтобы дидактические принципы традиционной системы (научность, доступность, связь с жизнью и др.) перекликались с принципами развивающих систем (теоретического мышления и практических действий, психологической комфортности, развития всех учащихся в одном коллективе и др.)


Осуществляя работу классного руководителя, я также стремлюсь к поддержанию эмоционального благополучия детей. Воспитательная работа строится в виде воспитательной системы класса «Тропинка здоровья», которая была разработана мной при участии родителей. Основной целью нашей воспитательной системы является создание в классе условий для разностороннего развития личности на основе осознания детьми ценности здоровья в широком понимании смысла этого слова. Задачи нашей воспитательной системы следующие:

- формирование потребностей в здоровом образе жизни;

- создание благоприятной психологической обстановки в классе, формирование комфортных способов взаимоотношений между детьми, между детьми и взрослыми;

- развитие творческой активности детей, стремления к самовыражению в различных видах полезной деятельности.

Перспектива деятельности – модель выпускника начальной школы (выработана совместно с родителями на родительском собрании): здоровый физически и психологически, доброжелательный, ответственный, умеющий общаться, с правильной самооценкой, увлеченный спортивной или творческой деятельностью, с потребностью в здоровом образе жизни ребенок.

Системообразующим фактором воспитательной системы класса является игра «Мы растим «цветок здоровья». Символом игры, объектом психологического творчества детей является сказочный пятицветный «цветок здоровья».

Символическое значение частей «цветка здоровья»:

- горшочек, в котором находятся корни – факторы здоровья, о которых говорим с родителями на собрании (медицинское обслуживание, семейный уклад, экология и др.);

- стебель с листьями – направления здоровьесберегающей работы, доступные для осуществления в семье и школе: гигиена, охрана зрения, формирование правильной осанки, правильное питание, организация физкультурно-оздоровительной работы, информирование и пропаганда зож;

- лепестки цветка – сферы здоровья: физиологическая, психологическая, социальная и вспомогательные сферы, оказывающие влияние на основные.

Для детей лепестки называются так: «Мой организм» (красного цвета), «Мое настроение» (желтого цвета), «Мое отношение к людям, окружающему миру и к себе» (зеленого), «Мои знания» (синего), «Мои увлечения» (белого). Соответствие цвета лепестка его названию определили на классном часе.

Идея игры: мы идем по «тропинке здоровья», выращивая «цветок здоровья», оберегая его от вредных влияний, преодолеваем препятствия, получаем знания, формируем умения. Мероприятия, классные часы – это наши привалы в походах по «тропинке здоровья».

Наш символ привлекателен внешне: он сделан из фольгинированного картона, прикреплен в классном уголке и при попадании солнечных лучей блестит и переливается всеми цветами радуги. А дети начинают фантазировать, соотносить его «цветущий» вид с разными сторонами жизни класса, например: «Он радуется, что никто в классе не болеет», «На перемене мы дружно играли, не ссорились, вот он и расцвел» и т. д.

Наша с детьми задача – поддерживать в хорошем, «цветущем» состоянии каждый из лепестков. Если что-то в жизни класса идет не так, возникают какие-то проблемы, мы говорим, что вянут лепестки нашего цветка и что нужно предпринять какие-то меры по его оздоровлению. Например, было так: после проведенного «Праздника здорового питания» я не заметила явного уменьшения в мусорной корзине к концу рабочего дня упаковок от чипсов, сухариков, пустых бутылок от газированной воды. Провела классный час «Как живешь, «цветок здоровья?», в начале которого поделилась своим ощущением, что вянет красный лепесток нашего цветка, а вот о главных причинах такого состояния цветка и мерах по его оздоровлению предложила подумать детям. Дети строили различные предположения, фантазировали, высказывали свое мнение. Согласившись с большинством высказанных предположений, подвела детей к мысли, что мы нарушаем правила здорового питания, о которых так увлекательно рассказывали ребятам из других классов на празднике. Не обошлось без нападок друг на друга: «Ты ел чипсы!», «Ты пил газировку!», но положительный эффект все же проявился: дети, в основном, перестали употреблять эти продукты, несколько человек, ранее отказывавшихся от приема пищи в школьной столовой, выразили желание получать полноценный обед вместе со всеми.

Лепесток «Мое настроение» - направление воспитательной работы по поддержанию эмоционального благополучия детей и совершенствованию их психологической культуры. Организуя разнообразную деятельность детей, стремлюсь к формированию доброжелательности и исключению агрессивности, уменьшению негативных влияний на их эмоциональное состояние. Проблемным в поведении детям предложила войти в круг детей, крепко взявшихся за руки, используя любые возможности. Дима попытался силой расцепить руки. Вероника вошла в круг, проявив хитрость, но вызвав недовольство детей. Агрессивный эрудит Вова к всеобщему удивлению вежливо попросил разрешения войти в круг. Дети убедились, что вежливость и доброжелательность решают проблемы общения лучше, чем сила и хитрость.

Классные часы из серии «Познай себя» знакомят детей в доступной форме с некоторыми психологическими понятиями, учат правильной самооценке. На классных часах из серии «Как живешь, «цветок здоровья»?» учу детей осуществлять рефлексию. На этих классных часах мы анализируем «состояние» не только общеклассного, но и личного «цветка здоровья» ребенка, пожелавшего рассказать классу о своих успехах или проблемах.

Так как игра для младших школьников является вторым по значимости видом деятельности, использую различного рода игры для самовыражения детей, для коррекции поведения, эмоциональной сферы («Камешек в ботинке», «Копилка хороших поступков», «Без ложной скромности» и др.)

Важнейшую роль в решении проблемы сохранения эмоционального благополучия моих учеников играет работа с родителями. Ведь родители в силу своих неадекватных ожиданий и завышенных требований к ребенку порой сами способствуют повышению его тревожности. Не раз приходилось видеть детские слезы из-за отметки, несоответствующей ожиданиям родителей (это могут быть и «3», и «4») и слышать слова: «Меня мама накажет». С такими родителями провожу индивидуальные беседы. А на собраниях поднимаю вопросы учебной мотивации, проблемы поощрения и наказания, гармонизации взаимоотношений детей и родителей.

Исследовать школьную мотивацию, уровень тревожности детей, их самооценку, обнаружить изменения характеристик личности в лучшую или худшую сторону и выработать план дальнейшей коррекционной работы позволяет диагностика.

  1. ^ Диагностика самооценки (методика «Лесенка»):

- благополучный вариант развития самооценки - 20 человек (91%);

- неблагополучный вариант развития самооценки – 2 человека (9%).

^ 2. Исследование школьной мотивации (анкетирование):

- высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности - 3 человека (14 %);

- хорошая школьная мотивация – 10 человек (45%);

- положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами – 9 человек (41%);

- низкая школьная мотивация и школьная дезадаптация отсутствуют.

^ 3.Диагностика тревожности (методики «Краски», «Градусник»):

Позитивный эмоциональный фон отношения к школе – 22 человека (100%);

- полное отсутствие чувства тревоги (не выражают условного «повышения температуры» ни к одному школьному предмету и слову школьной тематики из предложенных 15 слов – 4 человека;

- вызывают тревогу от 1 до 3 слов – 7 человек, от 4 до 6 слов – 10 человек, 10 слов – 1 человек.

Полученные результаты показывают, что в классе преобладает позитивный эмоциональный фон отношения к школе, благополучный вариант развития самооценки. Относительно невысок для данного возраста уровень школьной мотивации. Отсутствие в школе психолога не позволяет провести сравнительную характеристику этих параметров по всем классам начальной школы. Но наличие нескольких эмоционально неблагополучных детей в классе говорит о том, что проблема остается актуальной и для моего класса.

Исходя из результатов диагностики, а так же из самонаблюдения и самоанализа, следует признать, что не удается охватить в полном объеме вопросы поддержания эмоционального благополучия детей. Остается нерешенной важнейшая проблема мотивации учебной деятельности моих учеников. Она недостаточно высока. Необходимо продолжить освоение личностно ориентированной технологии, в полной мере внедрять в свою практику ее основные принципы. Следует смелее отходить от сложившегося стереотипа репродуктивного обучения, учить детей самостоятельному добыванию знаний. Больше внимания нужно уделять изучению личностных особенностей и способностей детей, чтобы помогать им выстраивать индивидуальную траекторию развития.

Опытом своей работы по сохранению эмоционально-пихологического здоровья детей я делилась с коллегами на заседаниях методического объединения учителей начальной школы, методического объединения классных руководителей, открытых уроках, мастер-классе «Психологическое здоровье младших школьников», открытых классных часах.


Литература:


1. Н. Н. Бугаева. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности. «Начальная школа», 2004, №4.

2. И. В. Егоров. Развитие «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста. «Начальная школа», 2002, №3.

3. В. Ф. Ефимов. Гуманизация образовательной среды в школе как условие личностно-ориентированного образования. «Начальная школа», 2007, №11

4. Т. В. Карасева. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. «Начальная школа», 2005, №11.

5. М. В. Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы. «Начальная школа», 2006, №9.

6. О. Ю. Щемелева. Организация учебно-воспитательного процесса в режиме охраны высшей нервной деятельности. «Начальная школа», 2007, №2




Похожие:

С. З. Шепелина. Сохранение эмоционально-психологического здоровья младших школьников в образовательном процессе iconПоложение о городском «Интеллектуальном марафоне» младших школьников Общие положения настоящее положение определяет цели и задачи городского этапа «Интеллектуального марафона младших школьников»
«Интеллектуального марафона младших школьников» (далее – Марафон), порядок его организации, проведения организационно-методического...
С. З. Шепелина. Сохранение эмоционально-психологического здоровья младших школьников в образовательном процессе iconПоложение о совете здоровья
Сош №13 на 2007-2010 годы и в целях сохранения психологического и физиологического здоровья школьников для успешности усвоения ими...
С. З. Шепелина. Сохранение эмоционально-психологического здоровья младших школьников в образовательном процессе iconОхрана психологического здоровья подростков и старших школьников
Специалисты отмечают поступательный рост числа психологических, психических и физических нарушений у детей. Этому способствуют следующие...
С. З. Шепелина. Сохранение эмоционально-психологического здоровья младших школьников в образовательном процессе iconРазвитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения 4
Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность...
С. З. Шепелина. Сохранение эмоционально-психологического здоровья младших школьников в образовательном процессе iconФакультатив «Экология для младших школьников»
Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих...
С. З. Шепелина. Сохранение эмоционально-психологического здоровья младших школьников в образовательном процессе iconМуниципальное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского» Прохладненского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики
Развитие полноценной личности немыслимо без сохранения и поддержания здоровья. Отсутствие здоровья часто лежит в основе отчуждения,...
С. З. Шепелина. Сохранение эмоционально-психологического здоровья младших школьников в образовательном процессе iconПобедитель конкурса лучших учителей пнпо в 2009 году
«Педагогические технологии в образовательном процессе». Им подготовлен материал интегрированного урока по теме «Электромагнитные...
С. З. Шепелина. Сохранение эмоционально-психологического здоровья младших школьников в образовательном процессе iconМуниципальное учреждение «Управление образования администрации городского округа Прохладный кбр»
Тема семинара-практикума: «Развитие личности младших школьников в процессе совместной деятельности ребенка и педагога»
С. З. Шепелина. Сохранение эмоционально-психологического здоровья младших школьников в образовательном процессе iconПрограмма кружка «школа здоровья» для учащихся 4 б класса моу-сош № Руководитель Явич Т. В. Петровск 2008-2009 уч год Пояснительная записка
Предлагаемый курс занятий «Школа здоровья» нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение...
С. З. Шепелина. Сохранение эмоционально-психологического здоровья младших школьников в образовательном процессе icon"Прием ведет доктор Здоровье" (игра-путешествие)
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов