Ф. П. Решетникова «Опять двойка» Мурина С. В., учитель русского языка Урок icon

Ф. П. Решетникова «Опять двойка» Мурина С. В., учитель русского языка Урок



НазваниеФ. П. Решетникова «Опять двойка» Мурина С. В., учитель русского языка Урок
Ф.П. Решетникова<><> <> <>«Опять двойка»<><> <> <>Мурина С.В.,
Дата конвертации26.08.2012
Размер76.95 Kb.
ТипУрок

Подготовка к сочинению

по картине Ф.П. Решетникова

«Опять двойка»

Мурина С.В., учитель русского языка


(Урок русского языка, 5 класс)


Цели: 1) подготовить учащихся к описанию изображённого на картине;

2) развить логическое мышление и творческое воображение учащихся; активизировать лексику ребят, пополнить их словарный запас;

3) воспитать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в семью ученик-двоечник.


Оборудование: репродукции с картин Ф.П. Решетникова «За мир!», «Опять двойка», «Нарушитель», «За уроками»; электронная презентация; портрет художника.


^ Запись на доске. Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности. Элементы внешности - лицо, фигура, поза.


^ Опережающее домашнее задание: придумать рассказ на тему: «История двойки» (отразить в своих рассказах, почему ученик мог получить плохую отметку), подготовить биографию художника, историю создания картины «Опять двойка».


^ Ход урока


1. Слово учителя о предстоящей работе на уроке, постановка целей урока.

Сегодня мы с вами на уроке вновь работаем по картине и знакомимся с новым художником - Фёдором Павловичем Решетниковым. А картина, по которой вы будете писать сочинение, очень интересна тем, что на месте её главного героя может оказаться любой из вас.


^ 2. Слово учителя или заранее подготовленного ученика о художнике (слайд 4-8).

Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.

Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.

В 1926г. Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на Рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок.
Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей - всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике.

В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: «Нарушитель», «За мир», «За уроками», «Опять двойка!» (слайд№2)


^ 3. История создания картины «Опять двойка» (слайд 9 –13).

Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математике в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

Сейчас картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.

А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: «Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвёртого «двоечника» и с трудом узнал его: он вырос, окреп, окончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе».


^ 4. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают свои придуманные истории, выявляются самые оригинальные, нелепые. Оцениваются.


5. Беседа по вопросам. Анализ картины (слайд 13-22).

? В каком жанре написана эта картина? Картина написана в бытовом жанре.

  • ^ Чтение с доски и запись в тетради определения бытового жанра (слайд 13).

? Как художник показал, что главный герой картины - ученик? Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него.

? Определите возраст ученика. (Мальчику примерно 10-11 лет).

  • ^ Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных.

Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что это его не первая двойка.

? О чём говорит его «бывалый» портфель? В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом - футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки.

? Какова обстановка квартиры, изображённой на картине? Как живут её герои? (Слайд №18) Семья обеспеченная. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о своих детях, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед.

? Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро! (Слайд №19)

? Каково отношение к мальчику младшего братишки? Он катается на велосипеде да посмеивается над двоечником. (Слайд №20)

? Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится? Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика. ( Слайд №21)

? Кто встречает мальчика с радостью? Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой - всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам. ( Слайд №22)

? Есть ли у мальчика возможность учиться? Условия есть. В комнате мы видим стол, левее - письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама поедет на работу похоже, что она собирается на работу, мальчику никто мешать не будет.

? Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки) (слайд №26). ?Какими художественными средствами автор её выразил? Средствами живописи. Он расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.

? Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины? Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушённые, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д. (Слайд №14)


^ 6. Словарная работа (слайд №23-24).

  1. Записать словосочетания, объяснить орфограммы.

Потёртый портфель, поношенное пальто, длинная бечёвка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, тёмная косыночка, смотрит с укоризной.

  1. ^ Работа над деформированными предложениями.

Держит, руках, портфель, в, потёртый, мальчик, рваный.

Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.

Велосипеде, на, смеется, братишка, маленький.


^ 7. Составление плана (слайд №25).

  1. История создания картины.

  2. Главный герой картины (внешность, поза, портфель).

  3. Осуждающий взгляд матери.

  4. Взгляд и поза сестры.

  5. Собака - верный друг мальчика.

  6. Основная мысль картины.

  7. Моё отношение к картине.


^ 8. Составление устного рассказа по картине.

Опрос 2-3 учеников.


9. Домашнее задание (слайд №27).


10. Выставление отметок за работу на уроке.


Образец сочинения (слайд №28).


Известный русский художник Решетников очень любил рисовать детей. Однажды художник посетил одну из московских школ, сел за последнюю парту и стал наблюдать. На уроке математики к доске вызвали мальчика, чтобы тот решил задачу. Так как вчера он весь вечер пробегал на улице, то справиться с решением он не смог и получил двойку. Решетникову захотелось нарисовать этого мальчика у доски, крошащим мел, но он представил, как этого двоечника встретят дома, какими будут лица родных. Так появилась картина «Опять двойка».

Главный герой картины – мальчик, он изображён на переднем плане. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в коричневое пальто с меховым воротником, под пальто – школьная форма. На ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит потёртый, старый портфель. Замок на нём давно сломан, поэтому перевязан был портфель длинной бечёвкой. Он стал таким потрёпанным, потому что мальчик осенью и весной использует его в качестве мяча, а зимой ездит на нём с горок. Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки.

Мальчик пришёл домой грустный, и все поняли, что он получил плохую оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжала до боли руки, сложила их колени. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, прибирается в квартире, покупает сыну новые вещи, а он лишь огорчает её.

Старшая сестра тоже смотрит на мальчика с укоризной. Ей жалко маму, так как сын вновь расстроил её. Сама она очень аккуратная, все её вещи в порядке, портфель выглядит как новый. Девочка учится на отлично и не может понять, как можно постоянно получать двойки.

Подсмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в школу ещё не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице катается он на велосипеде.

И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась к хозяину, сложила лапы ему на грудь. Собака уверена, что они сейчас пойдут гулять. Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик уроки, поэтому и получил двойку.

Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины – просто лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.




Похожие:

Ф. П. Решетникова «Опять двойка» Мурина С. В., учитель русского языка Урок iconИван Андреевич Крылов. Жанр басни творчестве в Крылова. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Цель урок
Мурина Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы моу «сош №32» г. Энгельса Саратовской области
Ф. П. Решетникова «Опять двойка» Мурина С. В., учитель русского языка Урок iconИван Андреевич Крылов. Жанр басни творчестве в Крылова. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Цель урок
Мурина Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы моу «сош №32» г. Энгельса Саратовской области
Ф. П. Решетникова «Опять двойка» Мурина С. В., учитель русского языка Урок iconУрок русского языка в 7 классе (учитель Колотюк Н. Е. (10 кл.))

Ф. П. Решетникова «Опять двойка» Мурина С. В., учитель русского языка Урок iconВасилий Иванович Суриков 1848-1916 «Взятие снежного городка» 1891г пояснительная записка урок
Учитель Марина Владимировна Абакумова, учитель русского языка и литературы первой категории
Ф. П. Решетникова «Опять двойка» Мурина С. В., учитель русского языка Урок iconНеобычные уроки
Учителя меняют свою специализацию и проводят занятия с ребятами. Например, учитель химии ведет английский язык, учителя начальных...
Ф. П. Решетникова «Опять двойка» Мурина С. В., учитель русского языка Урок iconЕ. А. Демидова, учитель русского языка и литературы
Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей на уроках русского языка
Ф. П. Решетникова «Опять двойка» Мурина С. В., учитель русского языка Урок iconЛесина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы высшее учитель русского языка и литературы по специальности русский язык и литература
«Педагогика и методика нач образования» с доп специальностью «Русский язык и литература»
Ф. П. Решетникова «Опять двойка» Мурина С. В., учитель русского языка Урок iconЭлектронное средство обучения в преподавании русского языка и литературы лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3»
Лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3»
Ф. П. Решетникова «Опять двойка» Мурина С. В., учитель русского языка Урок iconУрок русского языка на широкую аудиторию для учащихся 5б класса
Подготовила и провела в рамках предметной недели 02. 12. 2008г учитель Путятина Е. М
Ф. П. Решетникова «Опять двойка» Мурина С. В., учитель русского языка Урок iconУрок русского языка на широкую аудиторию для учащихся 8б класса
Подготовила и провела в рамках предметной недели 02. 12. 2008г учитель Путятина Е. М
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов