Общеобразовательное учреждение icon

Общеобразовательное учреждение



НазваниеОбщеобразовательное учреждение
Дата конвертации26.08.2012
Размер104.55 Kb.
ТипУрок

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 32»


Речеведческий анализ текста

(подготовка к ЕГЭ)

(открытый урок по русскому языку в 11 классе)


Учитель I категории

Серебрякова Р.Н.


Цель урока: научить учащихся речеведческому анализу текста, умению определять тему текста, его главную мысль, находить микротемы в тексте, средства связи между частями текста, определять тип и стиль текста, находить изобразительно-выразительные средства в тексте. Оборудование: тексты для анализа, раздаточный материал, иллюстрации с осенними пейзажами.

Ход урока:

Слово учителя: Ребята, сегодня на уроке нам предстоит многоаспектная

работа с текстом. Мы с вами проведём смысловой анализ текста, определим стиль и тип речи, укажем, какие средства связи между предложениями , какие средства выразительности используются в нем, и попытаемся высказаться по проблеме, затронутой автором текста.

-Для анализа мы возьмём сегодня текст, автором которого является

замечательный писатель К.Г. Паустовский. Первое, что мы вами сделаем – это прочитаем текст. (^ Текст выразительно читает учитель).

-Скажите, какие слова вам в этом тексте показались непонятными? (пажити, мга).

-Эти слова являются уже устаревшими для нашего языка, поэтому не совсем понятны. Я попросила … поработать со словарём и объяснить нам значения этих слов.

^ Ученица по словарю прочитывает словарные статьи.

-А чтобы вы знали, о каком литературном шедевре Лермонтова идёт речь, стихотворение для нас прочитает ….

^ Ученица читает стихотворение Лермонтова «Завещание».

Слово учителя: Это стихотворение о грустном, но посмотрите, Лермонтов даже после смерти хочет полезным, пусть даже для одиноких путников, и желает быть похороненным среди дикой природы.

-Начинаем теперь работу по анализу текста. Вам необходимо будет

выполнить самостоятельно задания к тексту по части А. Ответы записываем в тетрадь.

^ Учащиеся работают с тестом по части1 (4-5 минут).

Проверка заданий

-Закончили работу. Теперь вспомните, что мы называем темой?

(Это то, о чём идёт речь в произведении; круг событий и явлений, лежащих в основе произведения).


-Определите тему текста Паустовского. (Паустовский делится своими размышлениями с читателем, наблюдая за прощальным полётом журавлей.)

-С главной мыслью этого текста вы должны были определиться , выполнив задание № 1:

-В каком предложении содержится основная мысль текста?

1)18 2)19 3)20 4)23

((18)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (19) Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетии воздушным дорогам? (20)Птицы прощались со Средней Россией^с её болотами и чащами. (23) Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. Ответ: 18)

-Прочитайте его. Давайте теперь озаглавим текст. Как лучше озаглавить: по теме или по главной мысли? (Шедевры природы)

-Вспомним, что мы называем микротемой. (Часть общей темы). В каком порядке расположили микротемы?

Задание 2

Расположите микротемы текста в нужном порядке.

Журавли в небе. (3)

Необыкновенные звуки. (2)

Шедевры существуют и в природе. (5)

Осенние видения. (1)

Литературный шедевр. (4)

Каждый осенний лист – шедевр. (6)

-Определившись с микротемами, мы составили с вами план текста. Умение делить текст на микротемы поможет вам при работе над сочинением-рассуждением. По микротемам можно проследить за движением авторской мысли.

Во второй части этого задания по микротемам вы уже можете определить, какое из двух вступительных частей сочинения вам подходит по теме и основной мысли.

-Представьте, что вам предстоит написать сочинение-рассуждение по данному тексту. Перед вами две вступительных части к этому сочинению. Какое вам подходит для написания сочинения? Объясните, почему?

  1. Константин Паустовский - один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: это замечательный художник русской природы. Картины мира, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны. Они заставляют нас задуматься о том, что отношение человека к природе должно быть бережным. К этой теме писатель обращается и в тексте, в котором описывает осень с её яркими и свежими красками, с завораживающим курлыканьем пролетающих журавлей.

  2. Что люди называют шедевром? Нечто «совершенное и безукоризненное». Это «Джоконда» Леонардо да Винчи и «Давид» Микеланджело, симфония № 5 Моцарта и стихи А. Пушкина...Эти произведения искусства великолепны. Но «шедевры существуют ...ив природе» - утверждает К. Паустовский в своей статье. Лермонтовское «Завещание» и журавлиное курлыканье для него одинаково «совершенны и безукоризненны».

(Ответ: 2).

-Обратимся к 3 заданию, оно проверяет ваше умение определять средства связи предложений в тексте.

Напомню, чтобы правильно выполнить это задание, вам следовал сопоставить указанное предложение с предыдущим.

Задание 3

1. Какое из предложений 18-23 связано с предыдущим при помощи частицы и лексического повтора? Напишите его

(Ответ: 19. (19) Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?)

-Каким у вас получился ответ в задании №4?

Задание 4

Определите стиль и тип речи данного текста.

1 .художественный стиль; описание, повествование и рассуждение

2.публицистический стиль; описание

3.публицистический стиль; повествование и рассуждение

4.художественный стиль; повествование

(Ответ 1 – художественный стиль; описание, повествование и рассуждение)

-Докажите правильность своего ответа.

(Образность, наглядность, эмоционально-эстетическое воздействие на читателя; описание осени; рассказ о том, как плыл в лодке и услышал журавлей; рассуждение о шедеврах.)

-Итак, мы с вами уже разобрались с тем, что хотел сказать автор текста, осталось выяснить, какими средствами он этого добился?

Задание 5

Прочитай фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя предыдущие задания. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?» Этот ------- отражает авторскую точку зрения на поднятую им проблему – благоговение человека перед красотой природного мира. К. Паустовский создаёт яркие, впечатляющие образы (зрительные, слуховые, даже обонятельные) с помощью----------(«осенний воздух», «голубеющая дымка»),--------(предложения 7, 8, 9, 23), ---------(«как через матовое стекло»).

(Ответ:9 (вопрос-утверждение), 8 (эпитеты), 3 (развёрнутые метафоры), 1 (сравнения)).

Список терминов:

1)сравнение

  1. фразеологизм

  2. развёрнутые метафоры

  3. синтаксический параллелизм

  4. 5)градация




  1. ряды однородных членов

  2. лексический повтор

  3. эпитеты

9) вопрос-утверждение

10) антитеза

-Выполнив это задание, мы увидели, что К.Г. Паустовский, используя развёрнутые метафоры, сравнения, эпитеты и другие изобразительно-выразительные средства, создал яркие и неповторимые образы окружающего нас природного мира. В самом деле, стоит только вслушаться в то, как автор описывает крик журавлей: «...В небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала». Посмотрите, как ассонанс и аллитерация в последнем предложении помогают «озвучить» «крик журавлей», и здесь градация «булькала, позванивала, журчала», слышите, как нарастают звуки. Всё это вместе передаёт радость, восхищение писателя от услышанного.

Часть 2

-А умеете ли вы видеть красоту вокруг себя. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, в котором попробуйте развить мысль К.Г. Паустовского о том, «что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе». Обратите внимание на картины и фотографии, на которых изображена природа осенью. Возможно, они вам помогут, создадут определённое настроение, навеют какие-то воспоминания.

Вы также можете воспользоваться началом сочинения, которое было дано в предыдущем задании.

(В природе всё совершенно, неповторимо, мир нечто живое, удивительное.) Пишем, затем зачитываем сочинения.

А сейчас мы ещё поработаем по данному тексту. Займёмся повторением. Задание 1 ученик выполняет возле доски, остальные в тетради задания 2,3,4. Затем проверка.

Часть 3 Задание 1

Найдите и выпишите из третьего и четвёртого абзацев слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и с орфограммами в суффиксах прилагательных и наречий.

Задание 2

Назовите способ образования слова уверенно (предложение 13).

Задание 3. Какой тип связи используется в словосочетании крик журавлей (предложение 19)?

Задание А

Среди предложений 11-17 найдите неполное предложение. Напишите его номер.

Выводы по уроку: что повторили? Чему научились?

^ Домашнее задание: упр. 231, написать по тексту сочинение –рассуждение

Приложение


(1)Осень в этом году стояла — вся напролёт — сухая и тёплая. (2)Березовые рощи долго не желтели. (З)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка (её зовут в народе «мга»У затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса. (5)«Мга» то сгущалась, то бледнела. (б)Тогда сквозь неё проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах,увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.

(7)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (8)Вода булькала, позванивала, журчала. (9)3вуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (10)Это курлыкали журавли.

(11)Я поднял голову. (12)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (13)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к тёплой стране с элегическим именем Таврида. (14)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.

(15)3а несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (16) Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (17)Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание».

(18)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (19) Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетии воздушным дорогам? (20)Птицы прощались со Средней Россией, с её болотами и чащами. (21) Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий вином.

(22) Да что говорить! (23) Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.

(К. Паустовский)

Задания к тексту.

Часть 1

Задание 1

В каком предложении содержится основная мысль текста?

1)18 2)19 3)20 4)23

Задание 2

а) Расположите микротемы текста в нужном порядке.

1 .Журавли в небе.

2.Необыкновенные звуки.

3.Шедевры существуют и в природе.

4.Осенние видения.

5.Литературный шедевр.

6.Каждый осенний лист – шедевр.

б) Представьте, что вам предстоит написать сочинение-рассуждение по данному тексту. Перед вами две вступительных части к этому сочинению. Какое из них вам подходит для написания сочинения по этому тексту?

1. Константин Паустовский - один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: это замечательный художник русской природы. Картины мира, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны. Они заставляют нас задуматься о том, что отношение человека к природе должно быть бережным. К этой теме писатель обращается и в тексте, в котором описывает осень с её яркими и свежими красками, с завораживающим курлыканьем пролетающих журавлей.

2. Что люди называют шедевром? Нечто «совершенное и безукоризненное». Это «Джоконда» Леонардо да Винчи и «Давид» Микеланджело, симфония № 5 Моцарта и стихи А. Пушкина...Эти произведения искусства великолепны. Но «шедевры существуют ...и в природе» – утверждает К. Паустовский в своей статье. Лермонтовское «Завещание» и журавлиное курлыканье для него одинаково «совершенны и безукоризненны».

Задание 3

^ 1. Какое из предложений 18—23 связано с предыдущим при помощи частицы и лексического повтора? Напишите его

Задание 4

Определите стиль и тип речи данного текста.

  1. художественный стиль; описание, повествование и рассуждение

  2. публицистический стиль; описание

  3. публицистический стиль; повествование и рассуждение

  4. художественный стиль; повествование

  5. Задание 5

Прочитай фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя предыдущие задания. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?» Этот-------отражает авторскую точку зрения на поднятую им проблему – благоговение человека перед красотой природного мира.

К. Паустовский создаёт яркие, впечатляющие образы (зрительные, слуховые, даже обонятельные) с помощью------(«осенний воздух», «голубеющая дымка»),--------(предложения 7, 8, 9, 23), («как через матовое стекло»).

Список терминов:

  1. сравнение

  2. фразеологизм

  3. развёрнутые метафоры

  4. синтаксический параллелизм

  5. градация

  6. ряды однородных членов

  7. лексический повтор

  8. эпитеты

  9. вопрос-утверждение

10) антитеза

Часть 2 Задание 1

А умеете ли вы видеть красоту вокруг себя? Напишите небольшое сочинение-рассуждение, в котором попробуйте развить мысль К.Г. Паустовского о том, «что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».

Часть 3 Задание 1

Найдите и выпишите из третьего и четвёртого абзацев слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и с орфограммами в суффиксах прилагательных и наречий.

Задание 2

Назовите способ образования слова уверенно (предложение 13).

Задание 3

Какой тип связи используется в словосочетании крик журавлей (предложение 19)?

Задан ие.4

Среди предложений 11-17 найдите неполное предложение. Напишите его номер.




Похожие:

Общеобразовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательное учреждение №13 краевая акция добрых дел «славим руки матери», посвященный дню матери
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательное учреждение №13
Общеобразовательное учреждение iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №6» г. Тырныауза утвержден ус моу «сош №6»
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное общеобразовательное учреждение
Общеобразовательное учреждение iconГосударственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №403 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Общеобразовательное учреждение iconОбщая характеристика лицея Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №23»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №23» создано на базе средней школы №23, функционирующей с 1964 года
Общеобразовательное учреждение iconНа присвоение статуса стажерской площадки повышения квалификации Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №27»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №27» Центрального района г. Барнаула
Общеобразовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полное наименование – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лобановская основная общеобразовательная школа
Общеобразовательное учреждение iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского»
Муниципальное общеобразовательное учреждение является средней общеобразо-вательной, сельской школой, в сельском поселении Прималкинское...
Общеобразовательное учреждение icon1. Общие положения. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» (в дальнейшем именуемое Гимназия) является некоммерческим учреждением,...
Общеобразовательное учреждение icon1. Общие положения. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №22»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №22», в дальнейшем именуемое мбоу, является
Общеобразовательное учреждение iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №31 от 31. 08. 2009 года №298 о введении Положений На основании решения общего собрания трудового коллектива школы. Приказываю
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №31
Общеобразовательное учреждение icon«утвержден»
Саратовской области от 25. 07. 2008 года №1038 муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов