Урок по литературе в 11 классе. Тема урока: «человек. Семья. История» Гражданская война по произведениям И. Бабеля, М. Шолохова, М icon

Урок по литературе в 11 классе. Тема урока: «человек. Семья. История» Гражданская война по произведениям И. Бабеля, М. Шолохова, М



НазваниеУрок по литературе в 11 классе. Тема урока: «человек. Семья. История» Гражданская война по произведениям И. Бабеля, М. Шолохова, М
Дата конвертации26.08.2012
Размер84.17 Kb.
ТипУрок

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 32»

Открытый урок на районном семинаре по теме

«Организация деятельности обучающихся,

направленная на формирование

исследовательской культуры на уроках

русского языка и литературы»


Учитель высшей категории Жданова Ирина Яковлевна


Урок по литературе в 11 классе.

Тема урока: «ЧЕЛОВЕК. СЕМЬЯ. ИСТОРИЯ»

(Гражданская война по произведениям И. Бабеля, М. Шолохова, М.

Булгакова)

ЦЕЛИ:

а) обучающая

Вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и

содержания;

б) развивающая

Развивать умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку

зрения;

в) воспитательная

Формировать систему нравственных ценностей; рассмотреть понятие «война» с нравственно-религиозной и социальной точек зрения, осудить братоубийственные усобицы, изображенные М. Шолоховым, И. Бабелем.

Перспективное задание для творческих групп учащихся:

  1. группа работала с рассказами М Шолохова «Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково семя»

  2. группа работала с рассказами И. Бабеля «Письмо», «Мой первый гусь», «Смерть Долгушова»

  3. группа работала с эпизодами из романа М. Булгакова «Белая гвардия»

^ ЭПИГРАФ: ВОЙНА - РАСПРЯ, РАЗРУШАЮЩАЯ ТВОРЕНИЕ ЛЮБВИ.

(Эмпедокл)

I. Учитель:

Сегодня мы должны продолжить начатую исследовательскую работу. Вы готовились по предложенным заранее проблемам. Прочитаем их и определим, какие слова, по вашему мнению, будут являться ключевыми. (Ответы учащихся)

Учитель: Человек приходит в мир... Что его ждет? Любовь или Ненависть? Злоба? Вражда?

Каким он станет: добрым или злым, милосердным или жестоким? От чего это зависит?

На эти вопросы нам предстоит ответить, обратившись к произведениям Бабеля, Булгакова, Шолохова, которые были взяты для нашей исследовательской работы,

которую мы сегодня и продолжаем.

Перед нами стоит задача – проследить, как три линии ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ИСТОРИЯ находят свое отражение в произведениях писателей, как раскрывается эпиграф ( учитель его зачитывает)

Итак, записываем тему урока, эпиграф (сделайте эти записи на развернутых листах, это нам необходимо для будущей общей схемы, которую мы будем составлять по ходу урока)

^ II.
Учитель:
Время Гражданской войны, пожалуй, самое сложное время. Почему? На этот вопрос ответит Аверченкова Даша, которая проводила свою исследовательскую работу, и теперь тезисно об этом скажет.

^ III. Учитель: Итак, обратимся к 1-ой линии - ЧЕЛОВЕК. Каким он показан в огне Гражданской войны? Меняется ли он, если да, то в лучшую или в худшую сторону?

Готовятся все группы по своим наблюдениям, а начнем мы с группы по ^ Шолохову с рассказа «Родинка»

(Учащиеся должны будут прочитать цитату о Николке, который в свои 18 лет выглядит стариком – старят его глаза « в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая». Должны будут доказать, что его состарило. Обращаю внимание на цитату: «Опять кровь, а я уже уморился так жить... Опостылело все...» Если не обратили внимание на многоточия, то скажу, что Вл. Набоков о них сказал так: « Это следы на цыпочках ушедших слов» Какие слова ушли? О чем недоговорил Николка, а вместе с ним и Шолохов?( это боль души, это тоска, но и злоба, ненависть к врагам, которые не дают успокоиться и заняться мирной жизнью, учебой)

Что узнаем об атамане? Почему сравнение с волком? Почему у него зачерствела душа? ^ Делают схематический вывод на доске, записывают все учащиеся.

Группа по Бабелю

(Должны будут через рассказ «Мой первый гусь» доказать, что герой специально поступает жестоко, переступает через свои нравственные принципы, и от этого он страдает, о чем и говорит цитата: «Сердце мое, обагренное убийством, скрипело и текло», если цитату не увидят, то указать на неё) Записывают свой вывод на доске.

К какому выводу в результате исследований пришла группа по Булгакову? (Должны будут доказать, что герои Булгакова остаются людьми, сохранив лучшие свои качества. Для этого они должны рассказать о Николке (спасая кадета, он живет по законам чести «честное слово не должен нарушать ни один человек, п.ч. нельзя будет жить на свете»), о Най-Турсе (умирает за безнадежное дело, но верен чести), о Мышлаевском. Записывают свой вывод на доске.

^ IV. Учитель: Ребята, послушайте слова Аристотеля: «Семья самый первый вид человеческого общения».

-Как вы понимаете смысл этих слов?

Семья - самое важное, что есть у человека. Через произведения рассмотрим линию СЕМЬИ.

^ Шолохов «Родинка»

(Должны будут доказать, что семья дала Николке любовь матери, отца, сажавшего его на коня, дала кратковременное счастье, радость в семье. Был счастлив и атаман – у него была жена, сын, упорядоченная казацкая жизнь, служба царю и Отечеству.) Записывают в выводе.

Можно ли у Бабеля проследить эту линию?

(Должны будут через рассказ «Письмо» доказать, что семья научила с уважением относиться к матери, привила любовь к животным, видит красивое вокруг себя. Зачитывают цитаты) Записывают вывод на доске.

Какими наблюдениями о роли Семьи может поделиться группа по Булгакову? (Учащиеся должны будут рассказать о доме, в котором царит красота и спокойствие, здесь не только тепло и уютно, но буквально каждая вещь является духовной составляющей: книги, помогающие воспитывать лучшие нравственные качества, надписи на печи, выражающие любовь и домочадцев,и их друзей. Дом для Турбинных – это надежное место, и очаг культуры) Записывают вывод на доске.

Учитель: Ребята, давайте сделаем вывод «Что объединяет всех трех писателей? (Показывают значимость семьи, которая так много дает человеку)

^ V. Учитель: Удается ли сохранить СЕМЬЮ в этих жутких исторических условиях?

История проходит через каждую частную жизнь.

Шолохов «Родинка»

(Должны через финал показать не воссоединение отца и сына, а убийство. Что значит прощальный поцелуй отца? (прощение и прощание атамана с жизнью, нельзя жить сыноубийце, горит душа и мертвеет сердце.) Вывод на доске.

^ Бабель «Письмо»

Учитель: Что производит особенно страшное впечатление?

(Должны будут показать, как буднично, просто, без сожаления пишет Василий, вся эта трагедия теряется в бытовых мелочах, просьбах «заколоть кабанчика» и сделать посылку)

^ Переживает ли о том, что случилось?

(О самом главном пишет во 2-ых строках. Самоубийства, отцеубийство, поругание матери стали настолько привычными, что не изумляют его).

-Как отнесетесь к цитате: «Семен Тимофеич может вполне его зарезать»?

^ К какому выводу пришли?

Вывод на доске.

Булгаков «Белая гвардия»

Учитель: Турбины так же, как герои Бабеля, Шолохова, вовлечены во все происходящее, но есть ли разница между этими героями? Зачем идут погибать Турбины?

(Они становятся на защиту прежде всего вечных ценностей: дома, родины, семьи. Можно подтвердить цитатой из 20 главы после расправы гайдамацкого отряда, слова о цене человеческой жизни писателя-гуманиста, который не принимает кровавой бойни). Вывод на доске.

Учитель: К какому выводу можно прийти, после того как проанализировали все три линии: ЧЕЛОВЕК. СЕМЬЯ. ИСТОРИЯ? ^ Это наш Эпиграф.

-Сделайте вывод о позиции авторов.

Каждая группа зачитывает и записывает свой вывод

Строки Максимилиана Волошина из поэмы «Усобица» позволяют подвести итог,

сказать, что представляет собой Гражданская война с исторической точки зрения:

^ Но мрак, и брань, и мор, и трус, и глад

Застигли нас посереди дороги

Разверзлись хляби душ и недр жизни,

И нас слизнул ночной водоворот.

Стал человек один другому - дьявол,

Кровь - спайкой душ,

Борьба за жизнь - законом

И долгом - месть.

В качестве домашнего задания подготовить исследование:

Ненависть разрушает Любовь созидает

Оценить учащихся, особенно отметить ответственных.

Шолохов

Бабель

^ Булгаков «Белая гвардия»

Человек

Семья

История

Человек

Семья

История

Человек

Семья

История

- Николка
18 лет -
старик.

- Атаман -
зачерствела душа

+ Николке

дала

любовь

матери,

отца

+ Атаману

-жену,

сына,

любовь,

научила

служить

отечеству

-Мир расколот на

красных и белых – грядут новые жертвы

- Герой

специально

поступает

жестоко,

переступив

через

нравственные

принципы

+Уважение к матери

+Умение

любить

животных

+Видеть

красивое

вокруг

себя

- Война разрушает психику человека

+ Герои

остаются

людьми,

сохранив

свои

лучшие

качества

+Верность

семейным

традиция,

это

духовный

мир

+ Гибнут, но ради защиты вечных ценностей:

ДОМ,

родины, семьи

Вывод: Осуждает братоубийственную войну, показывает трагедию разрушений традиций и евангельских заповедей.

Вывод: Объективное, честное, беспристрастное изображение истории говорит о распаде традиционных норм морали.

Вывод: Автор утверждает ценность человеческой жизни, идеалы добра.

ПАМЯТКА ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Отношения « Человек – Человек»

  • Отношения « Человек – Семья - Дом»

  • Отношения «Человек – Время - Война»

  • Отношения «Семья – Время – Война»

  • Отношения «Человек – Семья – Вечность»




Похожие:

Урок по литературе в 11 классе. Тема урока: «человек. Семья. История» Гражданская война по произведениям И. Бабеля, М. Шолохова, М iconУрок по литературе в 5 «А» классе 2006-2007 учебный год Учитель: Шевцова С. А тема урока
Анализируя данную тему урока, показать учащимся, что дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям:...
Урок по литературе в 11 классе. Тема урока: «человек. Семья. История» Гражданская война по произведениям И. Бабеля, М. Шолохова, М iconУрок в 4 классе по программе Д. Б. Кабалевского. Тема четверти: Между музыкой разных народов нет непереходимых границ. Тема урока: "Музыка и культура Японии" (урок-спектакль)
Художественно-педагогическая идея урока: музыка искусство человеческого общения!
Урок по литературе в 11 классе. Тема урока: «человек. Семья. История» Гражданская война по произведениям И. Бабеля, М. Шолохова, М iconУрок по истории в 11 классе (с использованием групповой работы) «Гражданская война величайшая трагедия в истории России XX века»
Методологической основой личностно-ориентированной образовательной технологии является педагогическая феноменология. Одним из типов...
Урок по литературе в 11 классе. Тема урока: «человек. Семья. История» Гражданская война по произведениям И. Бабеля, М. Шолохова, М iconС. А. Ковалев Приложение: на 2 л
Дубинской Л. Б. (семья из 4-х человек), Метлиной О. Н. (семья из 4-х человек), Ситницкого В. Б. (семья из 4-х человек), жителей г....
Урок по литературе в 11 классе. Тема урока: «человек. Семья. История» Гражданская война по произведениям И. Бабеля, М. Шолохова, М iconС. А. Ковалев Приложение: л
Дубинской Л. Б. (семья из 4-х человек), Метлиной О. Н. (семья из 4-х человек), Ситницкого В. Б. (семья из 4-х человек), жителей г....
Урок по литературе в 11 классе. Тема урока: «человек. Семья. История» Гражданская война по произведениям И. Бабеля, М. Шолохова, М iconУрок русского языка в 6 классе Тема урока: Урок решения правописательных задач
Цели урока: организовать деятельность учащихся по закреплению изученного материала, обеспечить у школьников развитие умений работать...
Урок по литературе в 11 классе. Тема урока: «человек. Семья. История» Гражданская война по произведениям И. Бабеля, М. Шолохова, М iconУрок музыки в 7 классе. Тема урока: Музыкальный образ войны. Цели
Этот урок 61-ой годовщине освобождения Гатчинской земли от фашизма и Великой Победе
Урок по литературе в 11 классе. Тема урока: «человек. Семья. История» Гражданская война по произведениям И. Бабеля, М. Шолохова, М iconУрок-путешествие в 3 классе тема урока: Обобщение знаний о местоимении. Цели урока Углубить знания учащихся о местоимении
Сообщение целей урока. Отправляемся в путешествие в страну Местоимению. Узнав об этом, королева страны прислала письмо
Урок по литературе в 11 классе. Тема урока: «человек. Семья. История» Гражданская война по произведениям И. Бабеля, М. Шолохова, М iconУрок биологии в 6 классе тема: «лишайники» цели и задачи урока: образовательные: рассмотреть

Урок по литературе в 11 классе. Тема урока: «человек. Семья. История» Гражданская война по произведениям И. Бабеля, М. Шолохова, М iconУрок литературного чтения, проведенного в 3 классе 30 января. Учитель: Смирнова Н. П. Тема урока : Урок-обобщение по теме «Были-небылицы». Форма урока
Я приветствую вас на заседании клуба «Юных читателей». Сегодня мы, юные читатели, собрались здесь, чтобы обсудить тему «Были-небылицы»....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов