Приемы создания речевых ситуаций на уроке иностранного языка icon

Приемы создания речевых ситуаций на уроке иностранного языка



НазваниеПриемы создания речевых ситуаций на уроке иностранного языка
Дата конвертации26.08.2012
Размер59.45 Kb.
ТипУрок


Приемы создания речевых ситуаций на уроке иностранного языка .


Умение непринужденного общения на иностранном языке (ИЯ) в реальных

жизненных ситуациях – один из показателей качества владения языком. В связи с этим представляется важным развитие у обучающихся необходимых и доста-

точных для общения с носителями языка навыков и умений неподготовленной устной речи .Для реализации поставленной цели нужны адекватные методы и приемы обучения .Одним из приемов , как показывает опыт обучения является использование коммуникативных мероприятий на уроках ИЯ. Понятие «коммуникативное мероприятие » не тождественно понятию «коммуникативное упражнение», оно значительно шиите. В частности , отличительная коммуникативных мероприятий – коммуникативная свобода учащихся и возможность самостоятельной реализации их творческого потенциала. В процессе выполнения коммуникативных мероприятий учащиеся реализуют себя коммуникативным способом как лингвистически интересные личности .

Эффективность этих мероприятий основана на том , что учащиеся – постав-лены в условия , при которых они вынуждены общаться и обмениваться мне-ниями на заданную преподавателем тему здесь и сейчас .

Большое значение для успешного создания речевой ситуации имеют два взаимосвязанных фактора : заинтересованность в тематике и максимальная вовлеченность учащихся в ее активное обсуждение . Для наибольшей

эффективности на уроке необходимо создать обстановку интеллектуального напряжения в сочетании с обстановкой психологического комфорта .Важным

условием является также правильное деление класса на группы и пары , выбор

метода исправления ошибок.

Отправная точка для проведения коммуникативных мероприятий- реальные жизненные ситуации .Для этого в процессе обучения необходимо использовать приемы, обеспечивающие реальное общение в учебной обстановке: решение проблемных заданий ; дискуссий; составление рассказов ;ролевые игры , которые достаточно известны .

Использование коммуникативных мероприятий на уроке помогает предупредить возникновение языкового барьера в процессе реального общения Это в значительно степени обеспечивается полным исключением во время урока (особенно на продвинутом этапе обучения ) родного языка .

Интерактивные фразы , необходимые в каждой ситуации общения , рекомен-

дуется выписывать на доске и обратить на них внимание учащихся до проведе-

ния мероприятия .Учителю необходимо тщательно продумать , из скольких шагов оно будет состоять , сколько времени займет ,какие трудности могут воз-

никнуть у учащихся.

^ План создания коммуникативного мероприятия .

-Введение в тему .
Это может быть рассматривание картины , связанной с темой , небольшой рассказ учителя ,подводящий к нужной теме и фокусирующий

внимание на необходимой лексике .

-Организация класса и инструктаж. Учитель делит класс на группы или пары

раздает материал и пр., дает ясные инструкции о ходе мероприятия и проверяет понимание задания .

-Начало мероприятия и его развитие . Учитель наблюдает , слушает , фиксирует

ошибки учащихся .

-Окончание мероприятия .Учитель завершает ход мероприятия , тактично оста-навливая процесс общения .

-Обсуждение и оценка мероприятия. Работа над ошибками .

Проблемные задания –наиболее простой способ создания речевой ситуации. Их цель – научить коротко высказывать свое мнение ,вносить предложения ,

запрашивать информацию , сравнивать , соглашаться или опровергать утвер-

ждения других участников .Проблемные задания - это всякого рода шара-

ды , головоломки , игры с элементами угадывания , составление диалога , отга-

дывание названия предмета по его описанию , составленному одной командой для другой.

Примером проблемного задания может быть составление учащимися дета-

льной инструкции к простому действию :

Give instruction how to …….

  • make a cup of tea / coffee….

  • make a fruit / tomato salad….

  • boil an egg/ potatoes ……

Выполнив задания, учащиеся обмениваются инструкциями .

К этому же типу коммуникативных мероприятий можно отнести и некоторые виды интервью .

Дискуссия , как известно , носит более сложный характер и для ее проведения

необходимо , чтобы учащиеся имели определенный лингвистический опыт , а также умение формулировать , аргументировать , отстаивать свою точку зрения

и, продуцировать высказывание. Дискуссия как способ создания речевой ситуации помимо большой эффективности в обучении реальной коммуникации помогает также решить большие воспитательные задачи на уроках ИЯ .Желание среагировать, аргументировать , спорить на интересующую тему – это стимул для порождения неподготовленной речи . Дискуссии можно отнести к наиболее продуктивным видам коммуникативных мероприятий . Вовлечь каждого в дискуссию довольно сложно .Далеко не каждый может сказать что-то необыкновенное или новое , но каждый может внимательно слушать и выражать свое согласие или несогласие с тем что было сказано до него .При организации в классе дискуссий можно предложить учащимся держать в руках какой- то предмет и передавать его тому, кто должен говорить следующим .Эта своеобразная игра , которая приучает высказываться всех .В качестве примера проведения дискуссии можно предложить речевую ситуацию«Известные личности ».Его цель –научить сравнивать , аргументировать , отстаивать свою точку зрения .

Составление рассказа стимулирует учащегося к связанному высказыванию

активизирует не только употребление отдельных структур и выражений , над которыми ведется работа в определенный момент , но и большого количества языкового материала . Этот вид работы лучше использовать для повторения ма-териала .Учащиеся должны быть знакомы с темой , на которой будет основывать

ся предстоящая история. Иногда эта работа может вестись всей группой .

Как пример подобной речевой ситуации можно предложить :

-составление учащимися детального словесного портрета своего одноклассника

в заданном учителем порядке : height , build , age , hair, face. Описание должно быть максимально распространенным и точным , чтобы присутствующие могли угадать о ком идет речь.

- придумать свое окончание истории , героем которой , например является человек , покинувший дом из-за разногласия с родителями , касающихся выбора прфессии.

- Рассказ учащихся о сюжете фильма и рекомендация его посмотреть. Интересно

проходит соревнование на составление рассказов в старших классах. Для его проведения необходимо количество карточек , превышающее количество участников в два раза .На каждой карточке –название темы и обязательное начало высказывания ,например:

1.Pets. They are our friends .I would like to have…..

2.Sports. If a lot of people were not lazy……..

3.Parents. You can not choose your parents…..

Класс делится на две команды , представители команд выходят к столу по одному и берут карточки. Взявший карточку должен без подготовки в течении минуты говорить на заданную тему , начав с написанного в карточке . Не сумевший выдержать данное условие получает штрафное очко .

Ролевые игры – это эффективный способ вовлечь учащихся в коммуникацию.

Их цель – создать в классе атмосферу окружающего мира для того , чтобы использовать лексику , употребление которой в другой ситуации было бы невоз-

можным или искусственным и неинтересным . При проведение ролевых игр воз-

можно два варианта :

- учащемуся предлагается роль другого человека ;

- учащийся изображает самого себя ,попавшего в определенную ситуацию.

Ролевые игры можно проводить только в том случае , если в классе существует психологически комфортная обстановка и учащиеся чувствуют себя абсолютно свободно .

Как известно , ролевые игры могут быть различного вида , но в любом варианте до проведения мероприятия учитель должен убедиться , что учащимся понятна идея. Необходимо выделить время для того , чтобы ученики освоили и обдумали свои действия .Во время выступления следует поощрять импровизацию . На младшей ступени обучения учащимся нравятся воображаемые ситуации с элементами ролевой игры. Именно на этом этапе речевые ситуации позволяют повысить их учебный эффект . Уже в 5 классе можно предлагать простые ситуации:

« Вы встретились с туристом из Великобритании. Давайте познакомимся с ним поближе» . Диалог «Знакомство»

В заключение замечу ,что, проводя подобные мероприятия учитель должен быть терпеливым и выполнять свои контролирующие функции незаметно для учащихся . Дети должны почувствовать самостоятельность , приложить усилия для решения как языковых , так и ситуативных проблем. В ходе проведения мероприятий :

* учитель вводит учащихся в тему мероприятия , ставит проблемные вопросы и задания и организует участников групп;

* учащиеся обсуждают задание , приходят к своим выводам самостоятельно;

* учитель подводит итоги , ведет завершающий этап беседы ;

* после мероприятия учитель подводит итоги и разбирают допущенные учащимися ошибки ;

Учащиеся должны быть настроены , что ошибка – это естественная составная часть процесса обучения .

Итак , речевые ситуации значительно обогащают уроки ИЯ , делают их значимыми для учащихся и поддерживает интерес к изучению данного предмета.




Похожие:

Приемы создания речевых ситуаций на уроке иностранного языка iconГалина Александровна Урбанович, учитель английского языка уо «Миорская госш №3» Необходимость интеллектуализации и повышения качества процесса преподавания иностранного языка является неотъемлемым требованием к современному урок
Процесс интеллектуального развития учащихся на уроке иностранного языка можно и должно стимулировать путём активизации познавательной...
Приемы создания речевых ситуаций на уроке иностранного языка iconНекоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Приемы создания речевых ситуаций на уроке иностранного языка iconДокументы
1. /Контроль умений и навыков на уроке иностранного языка на раннем этапе обучения.doc
Приемы создания речевых ситуаций на уроке иностранного языка iconНекоторые приемы повышения эффективности урока иностранного языка
В последние годы стала ощущаться настоятельная необходимость в практическом владении иностранным языком специалистами всех областей...
Приемы создания речевых ситуаций на уроке иностранного языка iconПриказ №45 с углубленным изучением иностранного языка На основании решения заседания Управляющего Совета школы №5 от 10. 08. 2011г года «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №45 с углубленным изучением иностранного языка»
Приемы создания речевых ситуаций на уроке иностранного языка iconМоу сош №45 с углубленным изучением иностранного языка
Моу сош №45 с углубленным изучением иностранного языка к егэ, гиа в 2011-2012 учебном году
Приемы создания речевых ситуаций на уроке иностранного языка iconДоклад "Игры на уроках английского языка"
Нужна ли игра на уроке английского языка? Многие учителя считают игру бессмысленным развлечением, потерей времени на уроке. Человеческая...
Приемы создания речевых ситуаций на уроке иностранного языка iconПоказать как здоровьесберегающие технологии применяются и используются в условиях моу сош №45 с углубленным изучением иностранного языка боровицкая В. П. – директор моу сош №45
Тема: создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся в моу сош №45 с углубленным изучением иностранного языка
Приемы создания речевых ситуаций на уроке иностранного языка iconВодолазова Н. А
При подготовке к егэ перед учителем остро встает вопрос создания условий (как на уроке, так и вне его), которые помогут учащимся...
Приемы создания речевых ситуаций на уроке иностранного языка iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №45 с углубленным изучением иностранного языка»
«Средняя общеобразовательная школа №45 с углубленным изучением иностранного языка»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов