Тема. Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам icon

Тема. Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам



НазваниеТема. Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам
Дата конвертации26.08.2012
Размер123.36 Kb.
ТипУрок

Учитель МОУ СОШ № 32 Витулева Светлана Валерьевна

Урок русского языка 3 класс по УМК «Гармония»

Тема. Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам.

Задачи урока:

  1. Повторить и систематизировать знания учащихся о неопределенной форме глагола, его изменении по временам; познакомить с семантикой глаголов света; развивать орфографическую зоркость.

  2. Развивать:

  • учебно-интеллектуальные умения: анализировать, сравнивать, классифицировать, систематизировать;

  • поисково-информационные умения: пользоваться справочной литературой;

  • учебно-познавательные умения: участвовать в учебной дискуссии, задавать уточняющие вопросы, пользоваться научным языком изучаемого предмета;

  • организационно-познавательные умения: планировать работу, сотрудничать при решении учебных задач, осуществлять самоконтроль и самооценку.

  1. Формировать познавательный интерес к предмету, эстетические чувства учащихся.

Оборудование:

у учителя:

  • карточки для составления обобщающей таблицы по теме «Глагол»;

  • «личики» настроения;

  • задания на карточках (см. Приложения)

у учащихся:

  • учебник «К тайнам нашего слова» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко для 3 класса, тетрадь-задачник часть 2;

  • сигнальные карточки;





Ход урока.

  1. Орг. момент (психологический настрой )

- Проверим наше настроение.

-Будем работать так, чтобы наше настроение улучшилось.



  1. Самоопределение к деятельности.

- О какой части речи мы говорили на прошлых уроках? Что это за часть речи говорит про себя?


Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят зданья,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.


Д: Это глагол.


У: - Сегодня мы обобщим наши знания и умения по теме «Глагол».

Будем: наблюдать, сравнивать, задавать вопросы, делать выводы, применять наши знания на практике.



  1. ^ Актуализация знаний

а) В ходе урока перед нами будут стоять учебные задачи.

Первую задачу ставит перед нами упр. 333 ( в задачнике)

Раско.ки – что делают? Глагол___

Поса.
ки – что делали? Глагол____

  • На какой вопрос мы будем отвечать?

Д: Как определить часть речи?

Работа в паре

  • Если часть речи названа верно, поставьте +, если нет, поставьте-. Обоснуйте свой ответ.

Для того, чтобы правильно дать обоснование, прочитайте следующий вопрос и подсказку (памятка с.134 в справочнике)

Д: Это не глагол, т.к. глагол изменяется по временам. Слова «раскопки» и «посадки» изменяются по падежам и отвечают на вопрос ЧТО?

  • Какая особенность значения слов сбила ребят?

  • Покажите строение слов с пропущенными буквами и решите орфографические задачи.



  1. Обобщение знаний о неопределенной форме глагола

а) Упр. 334.(в задачнике)

Езда, выл.теть, п.лёт, п.стучать, тр.щать, стук, кр.чать, п.кр.снеть, светлый, дв.жение.

  • Какую проблемную задачу поставим?

Д: Как отличить глагол от других частей речи?

  • Отметьте глаголы.

  • Чем похожи все отмеченные глаголы? (Все глаголы стоят в неопределенной форме)

  • Подчеркните ту часть, которая говорит об их форме. (-ть)

  • На что ещё может заканчиваться неопределенная форма? (ти, чь)

  • Чем различаются глаголы? На какие две группы можно их разделить? Запишите каждую в свой столбик. – работа в паре (Глаголы различаются вопросами: что делать? , что сделать?)

  • Дополнительное задание: надпишите к каким частям речи относятся другие слова. Как докажите? Решите орфографические задачи.

^ Запись в тетради:

Что делать? Что сделать?

трещать вылетать

кричать постучать

покраснеть


Вывод: (составляется памятка)

Формы глагола

Приметы

Как изменяется

Орфограммы

Н.ф.

-ть, -ти, -чь

-

-ать, ять, еть,ить,чь



б) Игра «На лету сообрази»

Учитель бросает ученику мяч и называет глагол в форме какого-либо времени, ученик ловит мяч и говорит глагол в неопределенной форме.


Слова для игры: кричит, шумел, скажет, напишет, ломают, поёт, подождет, подошли, закричит, напеку, стоят, закипела.

  1. ^ Обобщение знаний о глаголах прошедшего времени.

  • Про что можно сказать, закипела…

На доске открываются надписи:

Закипела вода.

Закипел самовар

Закипела работа.

Закипело море.



  • Как называются такие глаголы? (многозначные)

  • Где можно узнать все значения слов? (В толковом словаре)

  • На какие вопросы отвечают глаголы? В какой форме стоят?

  • Какая примета прошедшего времени? (Суффикс -л-)

  • На что указывают окончания глаголов пр. времени? ( На род)

  • Как называют такие окончания? (Родовые)

  • Как связаны между собой орфограммы неопределенной формы и глаголов прошедшего времени?



Задание: образуйте от глаголов неопределенной формы (из словаря) глаголы прошедшего времени.

(1 ученик работает на обратной стороне доски)

^ Сеять - сеял (пр. вр., ед.ч., м.р.)

Клеить – клеила( пр. вр., ед. ч. ж.р.)

Увидеть – увидело (пр. вр., ед.ч., ср.р.)

Плавать – плавали (пр. вр., мн., ч.)


Зеркальная проверка.


Вывод (составляется памятка)



Формы глагола

Приметы

Как изменяется

Орфограммы

Пр. вр



Родовые окончания

По числам

По родам

-ал, ял, ел, ил,




  • Физминутка

  • Как живёшь? Вот так! (Дети показывают большой палец)

  • Как идёшь? Вот так! (Шаги на месте)

  • Как бежишь? Вот так! (Бег на месте)

  • Как летишь? Вот так! (Махи кистями)

  • Как плывёшь? Вот так! (Махи руками)

  • Как шалишь? Вот так! (Прыжки с поворотами)

  • Как сидишь? Вот так! (Садятся за парты)

-В какой форме употреблены глаголы в физминутке? (В форме настоящего времени, ед.ч ,2 лица)



  1. ^ Наблюдение за глаголами настоящего времени.

а) Игра «Угадай слово»

-Сколько форм можно образовать от глагола бежать (16)

Я задумала одно из этих слов. Задайте мне вопросы области морфологии, на которые можно ответить только да или нет - и узнайте это слово.


б) ^ Ознакомление с семантикой глаголов света.

- На прошлых уроках мы рассматривали глаголы движения, глаголы речи, глаголы звучания. Сегодня мы поговори о глаголах света.

Первым нас встречает глагол «блестеть». Подберите синонимы. (Сиять, сверкать, светиться, гореть) – запись в тетради с разбором орфограмм.

  • Где мы можем узнать о значении слов? ( В словаре синонимов или толковом словаре)

  • Зачитаем значения:

Блестеть – издавать блеск, отражая или излучая яркий свет

Сиять – отражать или излучать яркий и обычно ровный свет.

Сверкать – излучать переливающийся свет.

Светиться – отражать или излучать ровный, обычно не слишком яркий свет.

Гореть – сверкать ярким, ослепительным блеском.

  • Найдите эти глаголы в произведениях русских поэтов.

А. Плещеев

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит…

.


Ф. Тютчев

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом…


Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит…


С. Дрожжин

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все долины и поля…



  • Попробуйте расставить глаголы по степени усиления действия излучения света.

Светить, блестеть, сиять, сверкать, гореть.



  • Прочитайте строки, узнаете из каких они произведений; определите , какие глаголы пропущены, обоснуйте их выбор для каждого предложения.



Весело_______________

Месяц над селом;

Белый снег____________

Синим огоньком.

И.Суриков


Месяц под косой _____________,

А во лбу звезда _____________.

А. Пушкин

Слова для справок: сверкает, сияет, горит, блестит.

  • Вставьте глаголы и определите в какой форме они употреблены.

  • Образуйте от глагола «сверкать» - форму наст. вр., мн. ч., 3 лица; форму наст. вр., ед.ч., 2 лица

Сверкать – сверкают – сверка.шь

  • Какая орфограмма встретилась? (безуд. гл. в окончании, ь - показатель 2 лица у глаголов наст. или буд. времени)

Вывод (составляется памятка)



Формы глагола

Приметы

Как изменяется

Орфограммы

Наст. вр

Личные окончания

По числам

По лицам

-ешь, -ет, -ем, -ете,

-ишь, -ит, -им, -ите

Б. вр



  1. Контроль знаний (работа в паре)

Задание: отметьте всё, что может охарактеризовать глагол как часть речи

  • Узнать вопрос, на который слово отвечает.

  • Перечислить звуки слова.

  • Сказать, что слово обозначает.

  • Выяснить, как слово может изменяться.

  • Указать орфограммы.

  • Определить ударение.

  • Подтвердить, глагол это или нет.

  • Назвать начальную форму

  • Определить время, в котором глагол употреблен.

  • Указать число.

  • Узнать - род (для___________)

Лицо (для_________



  1. Рефлексия

  • Какую цель ставили?

  • Получилось реализовать её?

  • Как оцените свою работу? Как работал класс? Как работал каждый?

  • Над чем ещё нужно поработать?



Д/з по выбору

  • Упр. по редактированию текста № 335

  • Выписать из произведений худ. литературы отрывки, где есть глаголы света, определить формы глаголов.



Приложение1

Вставьте пропущенные слова.

Весело_______________

Месяц над селом;

Белый снег____________

Синим огоньком.

И.Суриков


Месяц под косой _____________,

А во лбу звезда _____________.

А. Пушкин


^ Слова для справок: сверкает, сияет, горит, блестит.

  • Спиши отрывки.

  • Определи формы глаголов



Приложение 2

Задание: отметьте всё, что может охарактеризовать глагол как часть речи

  • Узнать вопрос, на который слово отвечает.

  • Перечислить звуки слова.

  • Сказать, что слово обозначает.

  • Выяснить, как слово может изменяться.

  • Указать орфограммы.

  • Определить ударение.

  • Подтвердить, глагол это или нет.

  • Назвать начальную форму

  • Определить время, в котором глагол употреблен.

  • Указать число.

  • Узнать - род (для___________)

лицо(для_________





Похожие:

Тема. Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам icon«Повторение материала, изученного в начальной школе»
Дорогие гости, мы пригласили вас на урок русского языка в 4 «г» класс. Мы занимаемся по технологии Ю. А. Поташкиной. Весь четвёртый...
Тема. Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам iconТема: «живая» геометрия вокруг нас». Цели
Повторение и систематизация изученного материала по теме: «Отрезок. Прямая. Луч. Угол. Треугольник»
Тема. Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам iconКонспект внеклассного мероприятия по английскому языку. Тема урока: Повторение изученного материала
Цель: Формирование лексических, фонетических и грамматических навыков и активизация их в речи
Тема. Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам iconТематическое планирование уроков русского языка в 8-м кл (3 ч.)
Повторение и углубление изученного в 5-7-м классах (33 ч, из них в I четверти 25 ч)
Тема. Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам iconДокументы
1. /Глагол. Повторение изученного в 5 классе.doc
Тема. Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам iconТема «Макарьев день. Повторение изученного по теме «Наречие»
Поэтому у древних римлян февраль посвящался покаянию в грехах. В конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором...
Тема. Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам iconУрок обучения грамоте 1 класс умк «Перспективная начальная школа» тема: «Отдохнём с пользой» (повторение изученного). Учитель начальных классов
Скоро начнутся зимние каникулы. Некоторые из вас может быть куда то поедут со своими родителями. Сегодня я помогу вам выбрать маршрут,...
Тема. Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам iconУрока по физической культуре для учащихся 7 класса Тема: «Совершенствование техники ранее изученного материала по баскетболу игровым методом»
Тема: «Совершенствование техники ранее изученного материала по баскетболу игровым методом»
Тема. Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам iconТема 14
Актуализация знаний о строении головного мозга. Повторение теоретического материала (фронтальная беседа, в т ч повторение проводящих...
Тема. Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам iconТема: Временные глаголы. Цели: Учебные: Ввести понятие «изучение глагола по временам»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов