Урок в 6 классе Составила учитель музыки мбоу сош №32 г. Энгельса Саратовской области Русанова Юлия Анатольевна Тема: «Жизненная сила музыки П. И. Чайковского» icon

Урок в 6 классе Составила учитель музыки мбоу сош №32 г. Энгельса Саратовской области Русанова Юлия Анатольевна Тема: «Жизненная сила музыки П. И. Чайковского»



НазваниеУрок в 6 классе Составила учитель музыки мбоу сош №32 г. Энгельса Саратовской области Русанова Юлия Анатольевна Тема: «Жизненная сила музыки П. И. Чайковского»
Дата конвертации26.08.2012
Размер68.78 Kb.
ТипУрок

Урок в 6 классе

Составила учитель музыки МБОУ СОШ №32 г. Энгельса Саратовской области

Русанова Юлия Анатольевна

Тема: «Жизненная сила музыки П. И. Чайковского»

Цель: Осознать силу музыки П. Чайковского, воспевающую красоту, богатство и силу человека, красоту, богатство и силу самой жизни.

Задачи:

1 .Обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке Чайковского; 2.Понимание роли русского музыкального фольклора в творчестве композиторов -классиков;

3.Совершенствование навыков исполнения музыки.

Музыкальный материал : «Па - дет де» из б. «Щелкунчик»; «Танец маленьких лебедей» из б. «Лебединое озеро»; «Неаполитанская песенка»; Финал симфонии №4; фрагмент концерта № 1 для фортепьяно с оркестром; хор оп. «Евгений Онегин»; М. Минков «Дорога добра». Хор «Отче наш»

^ Ход урока.

Музыкальное приветствие «Добрый день»

Учитель:


-Тихо, тихо рядом сядем

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном.

И раздвинулись вдруг стены -

Вся Земля видна вокруг

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой...

Это музыка торопит,

И ведёт нас за собой.

Учитель читает стихотворение на фоне звучания музыки «Па-де-де» из балета «Щелкунчик».


Учитель:

- Ребята, чью музыку вы сейчас услышали?

  • А кто узнал откуда этот музыкальный фрагмент?

  • Сегодня мы ещё раз поговорим об этом композиторе и его удивительной музыке. И узнаем в чём сила музыки этого композитора ?


^ 1 .Рассказ о творчестве П. И. Чайковского .

- Есть не далеко от могучей реки Комы старый заводской город - Воткинск . За двести лет он разросся , но и сейчас там стоит огромный прославленный машиностроительный завод. Но город Воткинск знаменит не только заводом. В 1840 году 7 мая здесь в двухэтажном доме, в семье горного начальника родился Петя Чайковский, будущий композитор. Восемь лет он прожил в этом городе, в дружной, заботливой, сердечной семье. И сколько он себя помнил музыка всегда звучала вокруг него. Мать его Александра Андреевна замечательно играла на рояле и пела. Играл на флейте и пел отец. Музыке Пётр Ильич начал учиться в Петербурге.

Позже уже в Москве Чайковский занялся педагогической работой и конечно же композиторской.
Давно нет Петра Ильича, но память о нём будет вечно жива. В Москве в центре города есть улица и концертный зал, которые носят имя великого композитора. Есть в России и город - Чайковск. В нашей стране проводится конкурс имени П. И. Чайковского, на который приезжают музыканты из разных стран мира. С нами всегда его музыка, она радует и волнует людей всего мира. Она всегда искренна, всегда правдива.

Слушайте музыку Чайковского, любите её, она сделает вас добрее, духовно богаче и чище.

Не найти гениальней и проще

Ритмов тех, что подскажет капель,

Соловей, растревоженный в роще,

Пастуха зоревая свирель...

Всё впитается в чуткую душу

И вернётся мелодией вдруг...

Тихий мальчик из Воткинска слушал

Звуки милой природы вокруг.

С.Широбоков


11 Основная часть

Учитель: -Вот вы сейчас узнали музыку П. И. Чайковского и сказали, что это фрагмент балета « Щелкунчик» А какие вы знаете ещё балеты у Чайковского?

  • («Лебединое озеро», «Спящая красавица»)

  • Верно. Послушайте, пожалуйста стихотворение Маргариты Алигер и догадайтесь о каком произведении идёт речь.


«Танец маленьких лебедей»

Помогая ходу истории,

пробуждая совесть и честь,

героические оратории и симфонии в мире есть.

Но меж ними храня и милуя,

Беззаветно любя людей,

Существует улыбка милая-

Танец маленьких лебедей.

В беспросветные дни весенние

И в дремучий, лютый мороз,

После грозного потрясения,

злых обид и черных угроз.

Вдруг почувствуешь легче дышится

И внезапно душе твоей

Ни с того, ни с сего послышится

Танец маленьких лебедей.

Неожиданное спасение,

Белый плеск лебединых крыл Зашумели ключи весенние Драгоценных душевных сил Дело доброе не забудется,

И наказан будет злодей, До поры пока сердцу чудится Танец маленьких лебедей.


Учитель:

  • Вы догадались, о каком музыкальном фрагменте идёт речь в этих стихах?

  • А откуда этот фрагмент?

  • Давайте его послушаем.

Слушание.

«Танец маленьких лебедей».

Учитель:

  • Нам теперь трудно представить, что музыка этого балета не вызвала у современников композитора воодушевления, даже писались такие отзыва: «бедность фантазии, однообразие тем и мелодии» и т. п. Но Чайковский работал , писал музыку и верил, что она завоюет сердца людей. Получилось ли у него это? Сегодня мы без труда узнаём многие его произведения.

  • Пётр Ильич много путешествовал. Он был во Франции и Италии, в Америке и Германии. Слушал там народные песни, запоминал и обрабатывал их.


Слушание « Неаполитанская песенка» Учитель:

  • Композитор очень любил народное творчество, в своих симфонических произведениях он отражал эту любовь к народным песням.

  • Сейчас вы услышите фрагмент Симфонии №4, где в основу темы финала , композитор положил мелодию хорошо знакомой вам русской народной песни. А какой вы мне скажите сами.


^ Слушание. «Фрагмент финала Симфонии №4». Учитель:

- Кто узнал эту песню? (« Во поле берёза стояла»)

- Верно. А вот ещё фрагмент тоже знакомой вам музыки. Это концерт №1 для фортепиано с оркестром» В основу этой части легла народная песня. Какая?

^ Слушание. «Фрагмент концерта №1»

( Украинская народная песня « Веснянка»)

Учитель:

- Давайте вспомним эту песню.

Исполнение.

Учитель:

- Кроме симфонической инструментальной музыки, балетов, Чайковский ещё написал много опер.

- Какие оперы вы знаете у Петра Ильича? («Евгений Онегин», « Пиковая дама»)

  • Правильно. В число его опер входят и такие как « Орманская дева», «Мазепа», «Черевички». И др.

  • Давайте послушаем хор из оперы « Евгений Онегин»

  • « Уж как по мосту, мосточку ».

Слушание. Хор из оперы «Евгений

Онегин» Учитель:

  • Узнали эту песню?

  • Давайте её вспомним.

Исполнение.

- Вот видите, как часто композитор обращается к народному фольклору. Как вы думаете почему?

(Потому что он любил свою Родину; восхищался красотой русской природы; любил свой народ и его обычаи)

  • Правильно

  • И люди отвечали ему той же любовью. Сегодня сердца миллионов людей завоёвывает глубокая задушевность и красота его музыки, её яркий русский колорит, доступность.

  • Вспомните историю, как знаменитый русский хирург С. Юдин, по его собственным словам, перед особо трудными операциями привык у себя в кабинете перелистывать страницы партитуры шестой симфонии П. И. Чайковского. Для чего он это делал?

(для того, чтобы услышать внутри себя музык; ему нужна предельная собранность, сосредоточенность, воля, мужество и спокойствие)

  • Верно.

  • Ребята, послушайте ещё произведение Чайковского и скажите какое чувство вызывает у вас эта музыка?


Слушание. Хор « Отче наш» Чайковского


Учитель:

- Какими словами можно охарактеризовать эту музыку? (Возвышенная, духовная, успокаивающая, душевная, молитва)

- Мы ещё раз убедились, что музыка этого композитора понятна и близка нам, потому что она вызывает в нас те эмоции, которые мы переживаем в жизни.


Итог урока.




Похожие:

Урок в 6 классе Составила учитель музыки мбоу сош №32 г. Энгельса Саратовской области Русанова Юлия Анатольевна Тема: «Жизненная сила музыки П. И. Чайковского» iconУрок музыки в 6 классе. Тема четверти : «В чём сила музыки?» Тема урока : в чём сила музыки Джулио Каччини?
Огюст Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», «Портрет Жана Ренуара и Габриэли с её ребёнком»
Урок в 6 классе Составила учитель музыки мбоу сош №32 г. Энгельса Саратовской области Русанова Юлия Анатольевна Тема: «Жизненная сила музыки П. И. Чайковского» iconВ чем сила музыки Джулио Каччини? Урок музыки в 6 классе Придчина Ольга Михайловна
Средствами музыкальной выразительности показать воплощение образа матери в светском и духовном искусстве
Урок в 6 классе Составила учитель музыки мбоу сош №32 г. Энгельса Саратовской области Русанова Юлия Анатольевна Тема: «Жизненная сила музыки П. И. Чайковского» iconУрок музыки в 5 классе по программе Д. Кабалевского Третья четверть. Тема урока: «Музыка и живопись в творчестве русских композиторов и художников» Цели и задачи урока
Дать учащимся первоначальное общее представление о возможных взаимосвязях музыки и живописи и вызвать интерес к этой области
Урок в 6 классе Составила учитель музыки мбоу сош №32 г. Энгельса Саратовской области Русанова Юлия Анатольевна Тема: «Жизненная сила музыки П. И. Чайковского» iconУрок Многообразие пресмыкающихся (змеи и ящерицы). (Подготовила учитель биологии моу «сош №20» г. Энгельса Саратовской области Егубова Л. В.) Цель
Подготовила учитель биологии моу «сош №20» г. Энгельса Саратовской области Егубова Л. В
Урок в 6 классе Составила учитель музыки мбоу сош №32 г. Энгельса Саратовской области Русанова Юлия Анатольевна Тема: «Жизненная сила музыки П. И. Чайковского» iconУрок биологии в 5 классе Учитель: Харламова Л. А. Тема Три «подарка» человека о кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте
Оборудование: магнитофон с записями звуков праздничной музыки; раздаточный материал
Урок в 6 классе Составила учитель музыки мбоу сош №32 г. Энгельса Саратовской области Русанова Юлия Анатольевна Тема: «Жизненная сила музыки П. И. Чайковского» iconУрок музыки в 7 классе. Тема урока: Музыкальный образ войны. Цели
Этот урок 61-ой годовщине освобождения Гатчинской земли от фашизма и Великой Победе
Урок в 6 классе Составила учитель музыки мбоу сош №32 г. Энгельса Саратовской области Русанова Юлия Анатольевна Тема: «Жизненная сила музыки П. И. Чайковского» iconУрок природоведения в 3 классе. «Школа России» Автор: Тимощук Светлана Васильевна, учитель начальных классов моу сош №3 г. Петровска Саратовской области, высшая категория. Тема
Цель: создать у учащихся представление о том, как люди воспринимают окружающий мир
Урок в 6 классе Составила учитель музыки мбоу сош №32 г. Энгельса Саратовской области Русанова Юлия Анатольевна Тема: «Жизненная сила музыки П. И. Чайковского» iconУрок русского языка в 3 классе Учитель: Хрусталева Елена Владимировна, учитель начальных классов моу сош №3, г. Петровска Саратовской области, высшая категория
Учитель: Хрусталева Елена Владимировна, учитель начальных классов моу сош №3, г. Петровска Саратовской области, высшая категория
Урок в 6 классе Составила учитель музыки мбоу сош №32 г. Энгельса Саратовской области Русанова Юлия Анатольевна Тема: «Жизненная сила музыки П. И. Чайковского» iconУрок музыки в 7 классе по программе Д. Кабалевского Тема четверти: «Музыкальный образ». Тема урока: «Авторская песня»
Задача: дать представление о творчестве Юрия Визбора, найти черты авторской песни в некоторых его произведениях
Урок в 6 классе Составила учитель музыки мбоу сош №32 г. Энгельса Саратовской области Русанова Юлия Анатольевна Тема: «Жизненная сила музыки П. И. Чайковского» iconВнеклассное мероприятие по музыке в 4 классе Тема: «В гостях у Волшебницы музыки». Цели: ввести в мир музыки; способствовать развитию музыкального слуха, музыкальных способностей, речи, мышления
У. Я очень рада новой встречи с вами. Несмотря на то, что за окном по-зимнему холодно, у нас в классе тепло и уютно, светло от ваших...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов