Урок во 2 классе тема: «Лес природное сообщество» icon

Урок во 2 классе тема: «Лес природное сообщество»



НазваниеУрок во 2 классе тема: «Лес природное сообщество»
Дата конвертации26.08.2012
Размер73.08 Kb.
ТипУрок



ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВО 2 КЛАССЕ


Тема: «Лес – природное сообщество»


Учитель Аминова Т.Ф.


2009г.


Окружающий мир

Тема. «Лес – природное сообщество».

Цель. 1. Закрепить знания о лесе и расширить представления учащихся о животных леса.

2. Закрепить знания детей об охране окружающей среды.

3. Привитие любви к природе, к животным.

Оборудование. Красная книга Саратовской области, плакат редкие и исчезающие виды растений Саратовской области, рисунки детей «Боль природы», презентация «Лес – природное сообщество», дифференцированные карточки с заданиями, листья клена с заданиями, мультимедийный проигрыватель, классическая музыка.


^ ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. А куда – отгадайте.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.

^ Дети. Лес.

Открываются слайды.

III. Повторение изученного материала

Учитель. Что такое лес?

Слайды

Дети. Лес – это территория земли, занятая деревьями, кустарниками и животными, живущими в нем.

Учитель. Какие вы знаете типы лесов?

Дети. Хвойные, широколиственные, смешанные.

Учитель. Какие деревья растут в хвойных лесах?

^ Дети. Хвойные деревья: ель, сосна, кедр, лиственница, пихта.

Учитель. Какие деревья растут в широколиственных лесах?

Дети. Широколиственные деревья: дуб, береза, клен, липа, осина и другие – с листовыми пластинами.

Учитель. Какие деревья растут в смешанных лесах?

^ Дети. В смешанных лесах растут и хвойные, и широколиственные деревья.

Учитель. Каково значение леса в природе?

Дети. Лес – «легкие нашей планеты».
– Лес – защитник водоемов, почвы, воздуха.
– Лес – источник древесины.
– Лес – место для отдыха человека.
– Лес – источник ягод, грибов, лекарственных растений.

– Лес – дом для растений, животных и грибов!

^ Слайды

Ученик: Рубрика “Любопытные факты из жизни растений”.

Небольшой хвойный лес за год отфильтровывает 35 тонн пыли, а такой же лиственный лес – 70 тонн.

Хвоинка ели живет на дереве 7-9 лет. После чего падает, и на ее месте вырастает новое дерево.

Хвойные деревья выделяют вещества – фитонциды круглый год. Фитонциды убивают разные микробы. Поэтому воздух в хвойном лесу самый чистый и здоровый.

Как животные приспособились к жизни в лесу?

Дети. Шмели живут в норках, собирают нектар, делают мед, им и питаются.
– Белка живет на сосне, питается семенами из шишек сосны.
– Заяц питается растительностью, живет под кустами.
– Волк живет в логове в овраге, питается всеми мелкими животными.

Учитель. Почему лес называют природным сообществом?

Слайды

^ Дети. Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.

Учитель. Приведите примеры цепей питания.

Дети. Растительностью питается заяц, зайцем – лиса, лиса умирает, ее останки перерабатывают насекомые – трупные жуки и микроорганизмы; образуются минеральные соли, которые используют растения для своей жизни.
– Растениями питаются насекомые – гусеницы, гусеницами питаются птицы, птиц поедает волк, он умирает, его останки перерабатывают насекомые – трупные жуки и микроорганизмы; образуются минеральные соли, которые используют для своего роста растения.

Учитель. Должен ли человек вмешиваться в жизнь леса и изменять ее?

^ Слайды

Дети. Нет, не должен. В лесу все идет по законам природы.

Учитель. Есть ли в лесу полезные и вредные животные?

Дети. В природе не существует полезных и вредных животных.

Учитель. Какой вывод из всего сказанного вы можете сделать?

Дети. Лес с его обитателями украшает землю. Он воспитывает у человека чувство прекрасного. Надо любить все: зверей, птиц, растения – в этом красота жизни!

Каждый из вас живет в доме, на каком-либо этаже. В природе тоже существуют лесные «этажи».

Учитель. Какие вы знаете деревья?

Дети. Ель, сосна, дуб, береза, осина, липа, клен, ясень.

Учитель. Это верхний ярус.

Учитель. Какие вы знаете кустарники?

^ Дети. Малина, шиповник, орешник, бузина, калина, брусника.

Учитель. Это средний ярус.

Какие вы знаете травянистые растения?

Дети. Кислица, ландыш, копытень, мох, земляника, папоротник, вороний глаз.

Грибы тоже живут в ярусе трав. Оказывается, грибы в лесу – это не только лакомство, но и очень важный компонент лесного сообщества. Но грибы таят в себе и опасность. Какую?

Учитель. Самый нижний ярус – мхи и лишайники (сфагнум, кукушкин лен). Где они растут?

^ Дети. На земле, на корнях деревьев.

Учитель. Любой дом имеет фундамент. А есть ли в лесном доме такой фундамент?

Дети. Да. Это почва.

Учитель. А в почве подземные коммуникации – корни деревьев и трав, которые тоже образуют ярусы. Итак, сколько ярусов выделяют в лесу?

Дети. Четыре.

Учитель. Перечислите их.

Дети. Деревья, кустарники, травы, мхи.

^ IV. Физкультминутка

Звучит классическая музыка

V. Исследовательская работа

Учитель. Сейчас мы будем работать группами по 4 человека, и решать экологические задачи. Как только группа подготовится, она сразу посылает ко мне представителя с ответом.

Учитель раздает карточки с задачами.

Задача 1

Какие цветы можно дарить на день рождения?

а) Любые цветы, которые тебе нравятся.
б) Букет можно составить только из тех растений и цветов, которые выращены человеком.

Задача 2

Можно ли шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?

а) Да, можно. В лесу ты никому не мешаешь.
б) Нет, нельзя. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей – искать укромные места.

Задача 3

Можно ли весной брать с собой в лес собаку?

а) Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес весной. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
б) Собаку можно выгуливать в лесу в любое время года, чтобы она не мешала людям.

Задача 4

Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток орешника или сорвешь всего три-четыре цветка?

а) Нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы.
б) Да, природе будет нанесен вред! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе.

^ Выслушиваются сообщения детей, подготовивших материалы об интересных моментах из жизни растений и животных. Например:

Колокольчик уменьшает содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, а газов и дыма – в 2 раза.


Единственный костер загрязняет воздух так же, как 5200 человек, выдохнувших одновременно. Место под костром не зарастает 5–7 лет.


Жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы – принеси жабу, и они исчезнут.


Оберегая лягушек, мы помогаем выжить цапле, которая ими питается.


Крапива вычистит и заживит раны, так как в крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, останавливающие кровь. Также это растение укрепляет волосы.


Чтобы зацвел ландыш, после того, как семечко попало в землю, надо 10 лет.


За последние 100 лет с лица Земли исчезли 150 видов птиц.


На одного человека в год приходится 300 кг мусорных отходов.


Быстрее всего исчезают крупные животные. Каждые 15 мин исчезает 1 вид.


Апельсиновая корка проплавает в воде 6 месяцев, бумага – 3 месяца, а пластиковая бутылка – не разложится никогда. Этот мусор угрожает жизни животных.


Учитель. В нашей области тоже растут леса. Они занимают площадь 675 тыс. гектаров. Леса Саратовской области разнообразны: есть и березы и осины и дубравы, также очень много внимания в последнее время уделяется зеленым насаждениям. Однако по вине человека часто происходят пожары, которые уничтожают редкие растения, деревья, животных. Многие из этих растений и животных занесены в Красную книгу. Эта грустная книга с каждым годом становится все толще. Многих животных и растений, занесенных а Красную книгу можно увидеть только на картинках.


Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверёк –
Будь то ласка иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба –
Скажет: “Ты – мой друг!
Спасибо”.

Проводим последнее исследование, обобщим все, о чем говорили на уроке. Так какие же правила поведения необходимо соблюдать в лесу?

Дети

– Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут оставить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет.

– Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут.

– Не ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.

– Не ловить бабочек, жуков и других животных.

- Не сорить. Убирать за собой мусор. Пожар может возникнуть и от стекляшки.

^ VI Рефлексия. Подведение итогов:

Учитель: - Человек многое может, но и он часть природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом. Каждый из вас понял, что природу надо беречь и помогать ей, как другу. Ответьте на мои вопросы

1. Что такое лес? (природное сообщество?)

2. Что значит: любить природу? (охранять ее, относиться к ней бережно)

3. Что нужно делать, чтобы природа не оскудела? (сажать деревья, подкармливать птиц)

4. Так какой же вывод сделаем?

- Чтобы услышать пение птиц, раскрыть новую загадку, полюбоваться красотой природы, выполняй правила поведения в гостях.

- Помни, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живет.

- Звери всякие нужны, звери всякие важны. Не трогайте, не обижайте зверей: ни скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине. Каждый из них делает природе полезное дело.

- И надеюсь, что возродится давняя традиция. Когда рождался семье ребенок, родители сажали дерево, о котором заботились всю жизнь. Тогда гораздо больше лесов станет на Земле.

Звучит классическая музыка. Учитель раздает памятки о правилах поведения в лесу, написанные на кленовых листьях.




Похожие:

Урок во 2 классе тема: «Лес природное сообщество» iconУрок природоведения в 4-ом классе на тему: Лес – природное сообщество
У: Урок природоведения. Тему вы узнаете чуть позже, а сначала проверим домашнее задание
Урок во 2 классе тема: «Лес природное сообщество» iconЖизнь леса Жизнь леса Лес- природное сообщество
Все обитатели леса-растения, животные, грибы, микро-организмы- тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому...
Урок во 2 классе тема: «Лес природное сообщество» iconТема: Значение генетики в жизни человека Цель
Сколько это млекопитающее ни снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (сколько волка не...
Урок во 2 классе тема: «Лес природное сообщество» iconУрок в 4 классе по программе Д. Б. Кабалевского. Тема четверти: Между музыкой разных народов нет непереходимых границ. Тема урока: "Музыка и культура Японии" (урок-спектакль)
Художественно-педагогическая идея урока: музыка искусство человеческого общения!
Урок во 2 классе тема: «Лес природное сообщество» iconУрок информатики во 2 классе. Тема: Действие предметов Цель урока: Изучить действия предметов и их результаты. Научить определять результат действия
Закройте глаза, тихо входим в лес, рядом с вами стоят деревья: дуб, граб, осина, ясень, хвойные деревья. Слышите… как тихо падают...
Урок во 2 классе тема: «Лес природное сообщество» iconУрок музыки в 7 классе. Тема урока: Музыкальный образ войны. Цели
Этот урок 61-ой годовщине освобождения Гатчинской земли от фашизма и Великой Победе
Урок во 2 классе тема: «Лес природное сообщество» iconУрок в 10 классе тема: Построение сечений. Площадь сечения

Урок во 2 классе тема: «Лес природное сообщество» iconУрок по математике в 5б классе. Тема «Умножение десятичных дробей»

Урок во 2 классе тема: «Лес природное сообщество» iconУрок музыки в 7 классе по программе Д. Кабалевского Тема четверти: «Музыкальный образ». Тема урока: «Авторская песня»
Задача: дать представление о творчестве Юрия Визбора, найти черты авторской песни в некоторых его произведениях
Урок во 2 классе тема: «Лес природное сообщество» iconУрок биологии в 6 классе тема: «лишайники» цели и задачи урока: образовательные: рассмотреть

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов