\"круглого стола\" комитетов по международным делам и по труду и социальной политике на тему: \"О перспективах ратификации и проблемах реализации Конвенции ООН о правах инвалидов\" Здание Государственной Думы. Зал 830 icon

"круглого стола" комитетов по международным делам и по труду и социальной политике на тему: "О перспективах ратификации и проблемах реализации Конвенции ООН о правах инвалидов" Здание Государственной Думы. Зал 830



Название"круглого стола" комитетов по международным делам и по труду и социальной политике на тему: "О перспективах ратификации и проблемах реализации Конвенции ООН о правах инвалидов" Здание Государственной Думы. Зал 830
страница1/3
Дата конвертации27.08.2012
Размер1.07 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3

С Т Е Н О Г Р А М М А


"круглого стола" комитетов по международным делам

и по труду и социальной политике на тему: "О перспективах

ратификации и проблемах реализации

Конвенции ООН о правах инвалидов"


Здание Государственной Думы. Зал 830.

13 апреля 2009 года. 15 часов.


Председательствует председатель Комитета Государственной Думы по

международным делам К.И. Косачев


Председательствующий. Уважаемые коллеги, друзья, мы, депутаты

Государственной Думы, члены комитетов по международным делам и по

труду и социальной политике, рады приветствовать на нашем "круглом

столе" коллег из исполнительной власти, представителей министерств и

ведомств, аппарата Уполномоченного по правам человека, Центризбиркома

России, Оргкомитета "Сочи-2014", общественных организаций инвалидов,

совместно с которыми мы приступаем сегодня к работе по подготовке к

ратификации Конвенции ООН по правам инвалидов.

К этому нас обязывает, разумеется, и наша совесть, если хотите, и

гражданская, и человеческая, и политическая, и, разумеется, отношение к

данному документу Президента Российской Федерации Дмитрия

Анатольевича Медведева, который буквально несколько дней назад дал

публичное поручение в адрес правительства: подготовить комплексные

предложения по ратификации этой конвенции до конца текущего года.

Я хотел бы подчеркнуть, что наш "круглый стол", он планировался не в

увязке с заседанием Совета по делам инвалидов, но так получилось, что по

времени эти два мероприятия совпали. И фактически наш "круглый стол"

2


становится логическим продолжением той работы, которую по инициативе

Президента Российской Федерации сегодня разворачивают органы

государственной власти и в центре, и в регионах и, что самое главное,

наверное, в данном контексте, в экспертном сообществе.

Само по себе воссоздание Совета по делам инвалидов при Президенте

Российской Федерации, напомню, что предыдущий совет действовал с 1996

по 2001 год, проведение 7 апреля первого заседания этого воссозданного

совета стало наглядным проявлением того особого внимания, которое вновь

начинает уделять наше государство проблемам инвалидов, решению текущих

ситуаций и переводу заботы об инвалидах на системный уровень.


Я хотел бы напомнить, что далеко не случайно президент, подводя

итоги очень критической, но в то же время очень конструктивной дискуссии,

которая состоялась на этом совете, и, кстати, в этой дискуссии принимали

участие и многие депутаты Государственной Думы, в том числе

присутствующие здесь, так вот, далеко не случайно Дмитрий Анатольевич

Медведев указал на то, что оценка эффективности деятельности власти

напрямую зависит от успешной реализации программ, связанных с

инвалидами.

Говоря о конвенции, президент отметил, что, это я цитирую: "Очень

непростой для страны документ, который накладывает на нас весьма и

весьма серьёзные обязательства. И Россия, как ответственный член

международного сообщества, должна будет принять все меры для её

исполнения. Соответственно, от нас потребуется и корректировка

законодательной и нормативно-правовой базы, и значительные финансовые

затраты, что конечно, в нынешней ситуации непросто. Тем не менее мы к

этому готовы". Конец цитаты.

Поставлена конкретная и ясная задача: подготовить комплексные

предложения по ратификации конвенции и представить их уже в

окончательном варианте до конца года. Это та работа, которую предстоит


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

3


проделать правительству. Мы исходим из того, что поручение президента

будет, безусловно, выполнено. Что эти предложения будут подготовлены в

срок. А это значит, что в контексте этих предложений будут определены

сроки, условия представления этой конвенцию на ратификацию в

Государственной Думу, после чего уже у нас, у депутатов, а вслед за этим у

наших коллег в Совете Федерации, появится поле для конкретной работы.

Цель сегодняшнего "круглого стола": продолжить такой же

заинтересованный, такой же конструктивный разговор о наболевшем, о

проблемах инвалидов, которых сегодня в нашей стране насчитывается около

13 миллионов человек, о проблемах общества, о проблемах государства,

возникающих в этой связи. И самое главное - о путях решениях этих

проблем.

Позволю себе ещё раз процитировать Президента России, который

говорил о зрелости государства, общества, соответственно, об успехах тех

или иных органов власти как о критерии, по которым можно судить и как

они относятся к инвалидам.

Я хотел бы напомнить, что сама по себе конвенция, о которой мы

сегодня говорим, принята Генассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, она

вступила в силу 3 мая 2008 года, чуть менее года назад. Конвенция

направлена на установление единых норм и принципов, которыми должны

руководствоваться государства - участники, в отношении к людям с

устойчивыми

физическими, психическими, интеллектуальными

и

сенсорными нарушениями, мешающими полному и эффективному их

участию в жизни общества.

До принятия данной конвенции права инвалидов не закреплялись в

каком-либо едином международно-правовом документе, так что мы имеем

дело с принципиально новой ситуацией, по отношению к которой

принципиально по-иному предстоит определиться и нашей стране.


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

4


Главным принципом, заложенным в конвенции, является обеспечение

вовлеченности всех людей с инвалидностью в полноценную жизнь наравне с

другими членами общества. Рассматривая инвалидность не как вопрос

медицины, благотворительности или зависимости, конвенция требует, чтобы

люди во всем мире понимали её как вопрос прав человека. И я считаю это

принципиальнейшей позицией этой конвенции, которую мы, безусловно,

должны принимать не просто во внимание, а во исполнение и на уровне

нашей законодательной, и на уровне нашей исполнительной практики.

Одновременно с конвенцией, позволю себе напомнить, был принят и

он тоже вступил в силу, факультативный протокол конвенции. Россия

подписала конвенцию 24 сентября 2008 года. По состоянию на март 2009

года, это самые свежие сведения, конвенцию подписало 139 государств,

факультативный протокол 82, 50 из них являются участниками конвенции, 29

- участниками факультативного протокола. По официальным данным ООН

конвенция затрагивает примерно восемь процентов населения планеты, то

есть порядка 650 миллионов человек.

В Российской Федерации, как я уже говорил, по официальной

статистике, по данным Минздравсоцразвития насчитывается 13 миллионов

инвалидов. Тот факт, что от скорейшей ратификации конвенции российским

парламентом зависит самочувствие и настроение миллионов наших

сограждан, думаю, не подлежит дискуссии и, естественно, должен подвигать

всех нас к дружной и плодотворной работе, которой мы, наверное, нашим

"круглым столом" сегодня и даём начало.

Но я хотел бы подчеркнуть, что для нас ратификация и введение в силу

конвенции должно стать очень хорошо подготовленным актом с тем, чтобы

это не было просто волеизъявлением Государственной Думы, которая бы

ничем не сопровождалась с точки зрения практических действий

исполнительных органов власти. Совершенно очевидно, что самой

ратификации конвенции должна предшествовать очень серьезная


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

5


подготовительная работа этих исполнительных органов власти с тем, чтобы

мы не поставили нашу страну в тяжелое положение, когда мы помимо

неисполнения каких-то очевидных социальных обязательств перед теми

людьми, которых затрагивает эта конвенция, ещё и вошли бы в режим

противостояния с международным сообществом, противоречия нашей

реальной практики, тому, к чему нас эта конвенция обязывает. Вот

принципиальная позиция, которую я тоже хотел бы сегодня вынести на наше

обсуждение.

Мы должны говорить как о сроках, оптимальных сроках ратификации

этой конвенции, так и об условиях этой ратификации с тем, чтобы она в

максимальной степени отвечала, ещё раз повторю, и интересам инвалидов, и

интересам нас в целом как российского государства.

Вот несколько вводных замечаний. Я хотел бы сейчас предоставить

слово своему коллеге Ильдару Нурулловичу Габдрахманову, который

представляет Комитет по труду и социальной политике. И после этого у меня

есть целый перечень записавшихся. Я благодарен всем, кто откликнулся на

наше сегодняшнее приглашение. Я вижу, что интерес к сегодняшнему

"круглому столу" очевидный, это значит, что мы правильно и своевременно

нашли тему для сегодняшнего обсуждения, для нашего "круглого стола".

Ильдар Нуруллович, вам слово.

^ Габдрахманов И.Н. Спасибо, Константин Иосифович.

Уважаемые участники "круглого стола"! Действительно, мы сегодня

встретились обсудить очень важную проблему. И в то же время мы

встречаемся в очень непростое время - в условиях финансово-

экономического кризиса. И мы понимаем, что люди с ограниченными

возможностями наиболее ощутимо чувствуют все эти невзгоды, которые

происходят практически в каждой стране мира. И не случайно, что именно в

данный момент мы стараемся уделить этому вопросу большее внимание. Но

важно это делать не на уровне стихийных решений, а вести систематическую


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

6


работу из дня в день. И в этом смысле конвенция, безусловно, является тем

документом, который все уровни власти, все общество концентрирует на

решении проблем людей с ограниченными возможностями.

Конечно, сама по себе ратификация конвенции не говорит о том, что в

одночасье жизнь людей с ограниченными возможностями резко улучшится в

положительную сторону. Но тем не менее это очень важный будет шаг на

пути к тому, чтобы мы, проанализировав все проблемы, которые есть от

момента рождения человека с определенными ограничениями до его

вступления в сложную взрослую жизнь. Наша задача заключается в том,

чтобы мы создали равные возможности, реально равные возможности для

того, чтобы человек с ограниченными возможностями мог получить хорошее

образование, чтобы он был конкурентным на рынке труда, с тем, что он

реально мог получать медицинское обслуживание, чтобы он имел реальные

возможности трудоустроиться, чтобы общество реально воспринимало

такого человека как равного себе. Поэтому во многом успех решения

вопросов людей с ограниченными возможностями лежит и в самом

отношении нашего общества. То есть нельзя уповать только на государство,

что принятие того или иного закона или нормативного акта позволит

существенно улучшить жизнь людей с ограниченными возможностями. Пока

мы, люди, сами граждане России не изменим отношение к этой категории

граждан, радикально нельзя будет изменить эту ситуацию.

Безусловно, наш комитет приветствует ратификацию этой конвенции, и

всячески будет способствовать этому. И мы считаем, что следующим этапом

в решении вопроса людей с ограниченными возможностями являлась бы

ратификация так называемой 1-2-й конвенции, где излагаются

основополагающие нормы по социальной защите различных категорий

граждан, в том числе и людей с ограниченными возможностями.

И в заключение хотел ещё раз сказать, что наш комитет, Комитет по

труду и социальной политике, готов к этой работе. Эта работа будет очень


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

7


сложной, кропотливой, поскольку она потребует по сути пересмотра всего

законодательства, касающегося практически всех отраслей нашего права.

Спасибо.

Председательствующий. Большое спасибо.

И сейчас я бы хотел и с особым уважением, и удовольствием передать

слово своему коллеге по Комитету по международным делам Михаилу

Борисовичу Терентьеву, который во многом и явился инициатором и

организатором нашего сегодняшнего "круглого стола", за что отдельная

благодарность.

Михаил Борисович, вам слово.

^ Терентьев М.Б. Спасибо большое за предоставленную возможность

выступить на данном "круглом столе". Константин Иосифович уже очень

подробно рассказал о том, сколько стран ратифицировали эту конвенцию, о

том, кто ее подписал. Я бы хотел остановиться на такой мысли, что

Конвенция по правам инвалидов это такой основополагающий документ,

принятый мировым сообществом, который определил стратегию развития

мирового сообщества равных возможностей.

И это сообщество равных возможностей заключается в том, что среди

650 миллионов инвалидов 20 процентов этих инвалидов находятся на

территории Российской Федерации.

Данный документ был выработан на основе изучения мирового опыта

при участии российских экспертов, при участии и других представителей

общественных организаций. Основной момент конвенции по правам

инвалидов - это отход от принципа соцобеспечения и благотворительности к

созданию целой системы прав и свобод. Основные принципы конвенции,

они сконцентрированы в таких восьми положениях конвенции, как, первое,

это уважение присущего человеку достоинства и личной самостоятельности,

особенно важно здесь отметить, что каждый человек с инвалидностью

вправе решать, где ему учиться, где ему работать, где ему отдыхать. И


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

8


конвенция говорит о том, что барьеры, которые создаёт общество, оно и

создало саму проблему инвалидности.

Нам необходимо очень серьёзно подойти к статье 8 Конвенции по

правам инвалидов, которая говорит о доступности всей инфраструктуры,

информации, для того, чтобы человек как можно полнее был интегрирован в

общество.

Ещё один из основных принципов, который, к сожалению, никак не

отражён в российском законодательстве, это недискриминация по принципу

инвалидности. Мы можем

дискриминацию наблюдать во многих

подзаконных актах, во многих актах ведомств. Например, нашумевший

случай доступа инвалидов к авиаперевозкам. И до сих пор идёт дискуссия

между мною и Минтрансом о том, что считать безопасностью полёта.

Минтранс всё-таки утверждает на том, что инвалиды будут не совсем

адекватно вести себя на борту, что будет угрожать безопасности полёта.

Ещё один из основополагающих принципов, на котором я хотел бы

остановиться, это уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и

уважение детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность. В первую

очередь здесь надо говорить об инклюзивном образовании, когда с

дошкольного образования человек с инвалидностью уже присутствует среди

людей без инвалидности. И когда этот человек без инвалидности вырастет,

не будет такой ситуации, когда, встречая человека на улице, в тех местах, где

трудится человек с инвалидностью, люди без инвалидности отворачивают от

него глаза и не знают, как себя вести, что говорить, то есть, нет такой

системы создания единого общества для всех.

Хотел бы остановиться на том, что в стенах Государственной Думы

есть консультативный совет по делам инвалидов при Комитете по труду и

социальной политике. Я думаю, что в рамках этого консультативного совета

по делам инвалидов можно активизировать работу по такой площадке

обсуждения и выработке консолидированного мнения с общественными


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

9


организациями, с экспертным сообществом, с исполнительными органами

власти. И хотел бы сказать особенно об исполнительных органах власти,

потому что президент и премьер ещё в августе поручили Министерству

здравоохранения и социального развития выработать целый план

мероприятий, президент об этом сказал достаточно определённо: "До конца

года выработать такой национальный проект по ратификации конвенции".

Это очень важное положение.

И я думаю, что ратифицируя конвенцию, мы должны ещё, я понимаю,

что есть трудности финансовые, есть трудности другого плана, но я думаю,

что есть положения конвенции, которые не потребуют огромных финансовых

вложений на первоначальном этапе, чтобы встать на пути изменения нашего

общества к проблемам, которые связаны с инвалидностью.

Надеюсь, что наша такая работа, первая встреча будет очень

плодотворна, и в будущем мы проведём пленарные слушания уже по

окончательному утверждению мероприятий, связанных с ратификацией

конвенции.

Большое спасибо за предоставленную возможность выступить.

И хотелось бы послушать мнения всех остальных.

Председательствующий. Большое спасибо, Михаил Борисович.

Я тоже здесь вас поддерживаю. Поэтому предложил бы сейчас дать

возможность выступить представителям профильных министерств и

ведомств, и затем мы, естественно, включим в этот диалог и

присутствующих

организаций.

здесь

депутатов, представителей

общественных

Я бы попросил сначала выступить Максима Анатольевича Топилина -

заместителя Министра здравоохранения и социального развития.

Прошу вас, Максим Анатольевич.

^ Топилин М.А. Большое спасибо, уважаемый Константин Иосифович,

уважаемые коллеги!


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

10


Я благодарю, что нас пригласили на это заседание. И я могу сказать,

что мы в качестве Министерства здравоохранения и социального развития, и

вместе с коллегами из всех министерств и ведомств, которые участвуют в

решении вопросов, связанных с социальной защитой, реабилитацией

инвалидов - это и Министерство финансов, и Министерство образования, и

Министерство иностранных дел, и ряд других профильных министерств и

ведомств. Фактически нет ни одного, наверное, министерства, которое так

или иначе не касается тех проблем, которые мы сегодня будем обсуждать.

Достаточно серьёзным образом готовили первое заседание Совета по делам

инвалидов, которое состоялось на прошлой неделе под председательством

Президента Российской Федерации. И я полагаю, что те поручения, которые

по итогам совета будут сформулированы, позволят нам более динамично и

более целенаправленно реализовывать те задачи, которые обсуждались на

совете.

Как нам представляется, ратификация конвенции является, с одной

стороны, определённым серьёзным шагом и необходимым элементом всей

политики, которую проводит Правительство Российской Федерации, которая

будет реализовываться в Российской Федерации и в целом, но, как нам

кажется, никаких препятствий, в том числе и финансовых, имея в виду, что

процесс приближения или реализации всех положений, которые

предусмотрены в конвенции, мы понимаем и отдаём себе отчёт. Я думаю, это

общая позиция, это процесс достаточно длительный, это процесс, связанный

не только с оказанием социальных услуг, которые оказываются инвалидам,

это, прежде всего, как сказал Михаил Борисович, это среда обитания, это

инфраструктура, это требования. Возможно технические регламенты,

возможно стандарты. И нам предстоит очень серьёзная работа по

формулированию всего плана действий, который будет иметь, как мне

представляется, достаточно длинную, но нам необходимо перспективу эту

сделать, в общем-то, обозримой с тем, чтобы мы понимали конечный


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

11


результат, хотя жизнь совершенствуется, всё изменяется, и самое главное,

чтобы в Российской Федерации были созданы механизмы достижения этих

целей и механизмы поддержания той среды и тех инструментов, и тех

механизмов, которые позволят лицам с ограниченными возможностями

нормально и комфортно чувствовать себя в обществе. Это означает, что нам

крайне на сегодняшний момент не хватает тех инструментов, которыми мы

пользуемся.

Вы знаете, что в Российской Федерации действует уже многие годы

последняя редакция программы "Социальная поддержка инвалидов",

охватывает период с 2006-го по 2010 годы. Но мы с вами прекрасно

понимаем, что в рамках данной программы, к сожалению, стратегических

результатов нам просто не удаётся добиться не, наверное, потому, что

программа плоха. На самом деле, все позиции, которые изложены в этой

программе, они верные. Они не содержат каких-то неправильных вещей. Но

механизмы реализации программы, объёмы финансирования этой программы

не позволяют говорить о том, что проблемы инвалидов в нашей стране

решаются системным образом. Это некие точечные действия, которые, к

сожалению, не приводят к устраивающему результату, устраивающему и

Министерство здравоохранения, и сообщество, и организации инвалидов.

Вместе с тем, надо отметить, что, по нашему мнению, Министерство

здравоохранения и социального развития в последние годы прикладывает

серьёзные усилия для того, чтобы поменять ситуацию в этой сфере всё-таки к

лучшему.

Я хотел бы отметить, что вместе с депутатами Государственной Думы

нам удалось принять ряд решений. И с учётом последнего Совета по делам

инвалидов при президенте предстоит и в ближайшее время принять ряд

законодательных решений до ещё ратификации конвенции. Я имею в виду

то, что связано и было озвучено, и было поддержано на совете - это переход

при определении размеров при назначении единовременной денежной


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

12


выплаты инвалидам не в зависимости от степени потери трудоспособности,

утраты трудоспособности, а в зависимости от групп инвалидности, и такой

законопроект нам предстоит в ближайшее время подготовить, имея в виду,

что он должен быть синхронизирован с бюджетным процессом, так как это

требует, по нашим оценкам, не очень значительных, но вместе с тем

денежных ресурсов.

Я бы хотел напомнить, что нами постоянно принимаются решения по

индексации единовременной денежной выплаты. И, буквально, на днях был

принят в первом чтении проект федерального закона "Об увеличении

размеров индексации в 2009 году" с 8,5 до 13 процентов. И, насколько мне

известно, комитетом этот законопроект, комитетом по социальной политике

этот законопроект поддерживается и готовится ко второму чтению. В

ближайшее время будет принят. Мы с 1 апреля вместо 8,5 процента

проиндексируем выплаты на 13 процентов.

Я бы хотел напомнить, что в этом году Министерством

здравоохранения практически уже реализован указ президента, окончательно

реализован указ президента о предоставлении автотранспорта и тем

инвалидам, которые стояли на очереди до 1 января 2005 года. И последний

транш по автомобилям - это 568 автомобилей, сейчас заключается контракт.

И в ближайшее время эти поставки, это обеспечение инвалидов будет

завершено.

Также практически полностью реализована норма о выплате 100-

тысячной компенсации тем, кто предпочёл выбрать деньги вместо

автотранспорта.

Очень важным мероприятием прошлого года, которое также было

поддержано Государственной Думой, это являлась поставка Интернет-

классов, очень серьёзного современнейшего оборудования в детские дома-

интернаты. Это более 130 интернатов, в которые поставлено современнейшее

оборудование для детишек с ограниченными возможностями.


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

13


По линии здравоохранения принимаются специальные решения по

оказанию высокотехнологичной помощи. И как вы знаете, министерством

принято решение по обеспечению в рамках этой программы детишек ...

имплантатами. Гораздо большее количество этих сложных устройств будет и

соответствующих операций проведено в этом году.

Это означает, что дети смогут начать нормальную жизнь и фактически

не будут нуждаться в дальнейших реабилитационных мероприятиях.

Необходимо будет просто поддерживать эту ситуацию в последующем.

Также вместе с депутатами Государственной Думы, я напомню, было

принято решение в прошлом году об увеличении на 3 миллиарда рублей

средств на санаторно-курортное обеспечение инвалидов. Нами, кроме этого,

принято решение. Мы начали процесс по приближению услуг для инвалидов

в субъекты Российской Федерации. Я напомню, что министерством

подписано соглашение с правительством Москвы, и мы передали

полномочия по соглашению правительству Москвы. А в чём была основная

проблема. Я напомню, что, по нашему мнению, и, по мнению регионов,

сегодняшняя конструкция закупки технических средств реабилитации и

колясок для инвалидов с федерального уровня через Фонд социального

страхования зачастую просто не может обеспечить индивидуальные

особенности тех или иных инвалидов. И, проводя централизованные

конкурсы, мы, со своей стороны, тратили деньги, с другой стороны, Москва

должна была доплачивать серьёзные средства, если что-то происходило и,

если коляска (условно) не подходила под те параметры индивидуальные,

которые требовались. Это начало только данной работы. У нас есть

поручение президента по этому поводу, и мы предполагаем всё-таки

приближать эти услуги на места с тем, чтобы органы социальной защиты на

местах более точно и грамотно работали в плане персонификации.

Передо мной сидит Вячеслав Леонидович Гришин. Хотел бы сказать,

что и по проблеме чернобыльцев, инвалидов-чернобыльцев, нами


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

14


практически за предыдущие годы была решена проблема с исполнительными

листами, а это ком, который накапливался многие годы и вызывал очень

серьёзные недовольства людей. И благодаря нашей совместной работе с

Союзом Чернобыля, благодаря поддержке Министерства финансов, нам эту

тему удалось решить. Но говоря об этих, так сказать, мероприятиях, я бы

хотел бы ещё раз подчеркнуть, что нас как министерство ни в коей мере не

устраивает та ситуация, те инструменты и то положение, которое сегодня

складывается по линии социальной поддержки инвалидов, и мы приложим

все усилия для того, чтобы подготовить все необходимые документы для

ратификации конвенции.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что, на наш взгляд, да, финансовые затраты

здесь будут достаточно серьёзными, но мы можем совместно разработать

некий план, некий график достижения наших результатов и, поставив себе

обозримые цели, понятные цели, эти мероприятия предусмотреть на

несколько лет вперёд. Поэтому я буду очень признателен, если со стороны и

депутатов Государственной Думы, и со стороны сообщества инвалидов мы

получим необходимую поддержку при подготовке данного документа к

ратификации. Я бы хотел подчеркнуть, что нам также предстоит в рамках

ратификации, в рамках работы над реализацией конвенции решить несколько

задач, которые мы сегодня уже перед собой ставим, и сейчас по поручению

министра мы готовим некий проект реформирования этой отрасли, который

будет включать в себя ряд направлений.

С чем мы столкнулись в последнее время, начиная хотя бы приводить в

порядок финансы в этой области. Я скажу, что по моему ощущению (и я в

этом убеждён) мы с вами не сможем решить ни одну из проблем, если мы не

создадим некий реестр всех обязательств и не создадим портрет всех людей-

инвалидов, имея в виду не просто количественный их учёт, а именно

качественный учёт, именно качественные особенности. Без этого мы не

сможем сдвинуться с точки зрения расчётов, элементарных расчётов, а что


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

15


же нужно, что нужно в первую очередь, где у нас существуют с вами

барьеры, барьеры в понимании движения по обеспечению доступной среды,

где нужно на первом этапе расшивать эту ситуацию, где на втором. Потому

что на сегодняшний момент в Российской Федерации такого понятного,

внятного, с качественными

характеристиками регистра просто не

существует. Поэтому мы не можем сказать, что нам на первом этапе нужно

делать. Лифты, пандусы? Что происходит на практике? Пандусы построили,

отчитались органы местного самоуправления, органы субъектов отчитались,

что сделали пандусы, а смысл в этих пандусах, если человек не может

спуститься с пятого этажа до первого?

Мы говорим о закупке транспорта, да, мы закупим этот транспорт,

безусловно, эти поручения необходимо выполнять. Опять-таки проблемы,

которые есть и сохраняются, они нам не позволяют сделать понятный

сетевой график, который

заканчивать последующим.

говорит, что нужно начинать с одного и

У нас, как нам представляется, нет нормальной системы

реабилитационной индустрии как таковой. В той форме, в которой сегодня

сохранены протезно-ортопедические предприятия, в виде федеральных

государственных унитарных предприятий, которые участвуют в конкурсах

по линии Фонда социального страхования, а я буквально с начала этого года

в любом регионе, где бываю, обязательно посещаю протезно-ортопедическое

предприятие, так вот не для кого не является уже секретом то, что никаких

конкурсов на самом деле не происходит. Есть Фонд соцстраха в регионе, есть

протезно-ортопедическое предприятие в регионе, и никто из других

предприятий в этот регион просто не заходит - конкуренции нет.

Конкуренция не работает, никто не стремится что-то улучшить.

Материально-техническая база этих предприятий крайне слаба. Финансовых

источников внутренних практически нет, тогда, когда эти предприятия

находятся в форме протезно-ортопедических предприятий. При этом мы


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

16


знаем, что на ряде протезно-ортопедических предприятий существует

излишняя собственность, излишние земельные участки, которые не нужны

для ведения этого бизнеса. И как нам представляется, создание нормальной

экономической системы работы по обеспечению инвалидов протезно-

ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации

должно встать во главу угла, но для этого мы должны понимать, и такая идея

существует в Минздравсоцразвития, здесь мы предполагаем эту ситуацию

отработать и с вами обсудить, это переход от обеспечения через конкурсы

техническими средствами реабилитации, переход к некому сертификату,

который будет выдаваться лицу с ограниченными возможностями, исходя из

неких нормативов, с соответствующим финансовым наполнением. Тогда мы

достигнем результата, при котором деньги будут идти за человеком.

Также требует очень серьёзного внимания то, что касается

Министерства здравоохранения и социального развития, это обеспечение

трудоустройства инвалидов. Мы очень много лет находимся в дискуссии по

повод квот или каких-то механизмов, что-то меняем, что-то отменяем,

отменяем штрафы. Но, по нашему мнению, может быть механизм

квотирования и будет оставаться на практике в дальнейшем, но этот

механизм показал практически свою несостоятельность, когда работодатели

либо формально его выполняют, либо не выполняют, и у нас нет никаких

рычагов воздействия на работодателей. Как нам представляется, для решения

этой задачи должны быть созданы совершенно иные механизмы. Это

должны быть механизмы возможного субсидирования работодателя. Сейчас

мы субсидии выделяем всероссийским обществам инвалидов, и на самом

деле это была новая позиция в программе социальной поддержки инвалидов,

мы с коллегами из общественных организаций эту тему обсуждали. Я

напомню, раньше министерство проводило конкурсы, для всероссийских

обществ инвалидов поставляло оборудование. Но вот Министерство

здравоохранения закупало станки, закупало различные линии, закупало такие


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

17


вещи, и это был, на наш взгляд, нонсенс. Мы решили вопрос следующим

образом: мы перечисляем просто субсидию всероссийским организациям

инвалидов, и они самостоятельно определяют, исходя из необходимых

собственных задач, определяют механизмы и инструменты реализации этой

задачи.

Нам кажется, что, решая вопрос трудоустройства инвалидов или

обеспечения их рабочими местами, нам нужно не ограничиваться лишь

всероссийскими обществами. Такие стимулы должны быть у всех

работодателей или стимулы, или необходимая финансовая поддержка,

потому что ведь, с одной стороны, мы как исполнительная власть,

законодательная власть применительно к работодателям в принципе

нагружаем их дополнительными обязательствами. Мы говорим, что

сокращенный рабочий день, мы говорим, что дополнительный отпуск, мы

говорим, что вот такие-то требования к рабочему месту, мы говорим, что есть

ограничения в режимах труда. Тогда мы должны, имея в виду, что мы, с

другой стороны, должны обеспечить инвалидов рабочими местами,

обеспечить их доступность к рабочим местам. Мы тогда должны, наверное,

подумать о том, что мы должны компенсировать каким-то образом эти

затраты работодателя. Это тоже очень сложный финансовый, и

экономический, и социальный вопросы, которые тоже требуют обсуждения.

Поэтому, наверное, я уже выбился из регламента. Я хотел бы ещё

сказать, что нам необходимо будет подумать над такой темой, как

технические регламенты, потому что без этих элементов мы уже начали

работу в этом направлении, уже вышли первые регламенты и по табаку, и по

молочной продукции. А регламентов по таким жизненно важным элементам

как технические средства реабилитации пока ещё даже и в планах

министерств и ведомств таких регламентов нет.

Мы понимаем, что это необходимо и очень надеемся на то, что

всероссийские общества инвалидов и те, кто заинтересован в этой работе,


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

18


нам помогут реализовать наши планы. И мы тогда сможем с коллегами из

Государственной Думы подготовить все необходимые документы для

ратификации конвенции. Ещё раз повторю, что эта задача поставлена,

Константин Иосифович сказал о том, что поручение президента есть и нам

предстоит только лишь единственное его исполнить в должном качестве. А

каких-то вариантов делать это позже или раньше у нас просто с вами уже

нет.

Спасибо.

Председательствующий. Большое спасибо, Максим Анатольевич.

У меня по сценарию следующим идёт представитель Минобрнауки

Алина Афакоевна Левицкая. Насколько я понимаю, её нет. И если это так, то

я надеюсь, что это не отражает безразличие этого ведомства к нашей

сегодняшней теме, а является следствием каких-то форс-мажорных

обстоятельств.

Тогда я попросил бы взять слово Марину Олеговну Корунову -

заместителя директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и

правам человека Министерства иностранных дел России.

Прошу вас, Марина Олеговна.

^ Корунова М.О. Спасибо большое.

Уважаемые коллеги, уважаемый Константин Иосифович, мы в МИДе

исходим из того, что срок для ратификации конвенции нам уже установлен.

Этот срок совершенно четко зафиксирован в утвержденном Правительством

Российской Федерации плане подготовки актов по реализации в 2009-2010

годах основных направлений деятельности Правительства Российской

Федерации на период до 2012 года.

Пункт 71 этого плана сформулирован совершенно четко. Он

называется: "Ратификация конвенции ООН "О правах инвалидов" и в

соответствии с этим пунктом плана мы должны в 2010 году внести в

Государственную Думу проект федерального закона "О ратификации".


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

19


Координировать и возглавлять работу по подготовке к ратификации

поручено Минздравсоцразвития России во взаимодействии с МИДом и

другими профильными министерствами и ведомствами.

Таким образом, ратификация, безусловно, состоится. Вопрос этот

решен, но здесь позиция наша полностью совпадает, мидовская позиция с

позицией Комитета по международным делам. Это должна быть

подготовленная ратификация. Это принципиально важно, чтобы ещё до

ратификации, не после ратификации, а до нее мы сделали максимум для того,

чтобы Россия не стала объектом для критики международного сообщества в

невыполнении положений конвенции.

Нужно до ратификации ликвидировать возможные пробелы в

национальном законодательстве, если они есть, ещё раз подтянуть все тылы,

ещё раз посмотреть, имеются ли у нас необходимые ресурсы, в том числе

материально-финансовые ресурсы для выполнения конвенции.

Нельзя забывать, что в самой конвенции прописан достаточно жесткий

мониторинговый механизм, то есть механизм контроля за её выполнением. И

уже создан Комитет по делам инвалидов.

Это новый координационный орган, состоящий из 12 экспертов,

который собственно и будет наблюдать за выполнением конвенции, и в

который государства-участники конвенции будут представлять свои

национальные доклады.

Если память мне не изменяет, в течение года после ратификации, то

есть если Россия ратифицирует в 2010 году конвенцию, в 2011 году мы

должны будем представить в этот комитет свой первый национальный

доклад о выполнении конвенции. И это очень важный этап, очень важный

рубеж. Не вызывает никаких сомнений, что наш национальный доклад

вызовет самое пристальное внимание международного сообщества и

правозащитных международных организаций. Мы будем защищать этот

доклад это обычная процедура. Межведомственная большая делегация ездит


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

20


на защиту доклада. Это очень ответственное важное мероприятия, и нужно

опять-таки сделать так, чтобы эта задача защиты доклада была успешно

решена.

Константин Иосифович совершенно справедливо сказал, что конвенция

- это новый документ, международный договор, в котором впервые

кодифицированы права инвалидов. Но и до него, до того, как конвенция была

открыта для подписания и ратификации, до того, как она вступила в силу на

международном уровне, не было, я бы сказала, правового вакуума, правового

нормативного вакуума. Для тех государств, которые не стали участником

конвенции, а таких государств пока большинство, из 192 государств-членов

ООН только 50 участвуют в конвенции. Вот для всех этих государств

основополагающим документом ооновским являются стандартные правила,

обеспечения равных возможностей для инвалидов. Это не международный

договор это документ рекомендательного характера, но тем не менее статус

его в ООН весьма высок. Приняты эти стандартные правила были

резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Я просто хочу привлечь

внимание ещё раз к этому документу и наших коллег из федеральных

органов исполнительной власти, и общественных организаций и призвать

использовать его опираться на него, потому что это комплексный, очень

важный документ, чётко структурированный, в котором сформулированы

цели и задачи для национальных правительств.

Ещё один документ, тоже очень важный, мы частенько забываем, что

мы ещё и члены Совета Европы. Совет Европы в 2006 году принял документ,

который называется "План действий Совета Европы по поощрению прав и

содействию полному участию людей с ограниченными возможностями в

жизни общества". План этот рассчитан до 2015 года. И уже Секретариат

Совета Европы собирает отчётность, с государств-членов Совета Европы уже

пошла отчётность о выполнении этого плана. Вот недавно нам коллеги из

Минздравсоцразвития представили материал, который является своего рода


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

21


отчётом Российской Федерации. Мы, естественно его направим в Страсбург,

и он войдет в общую отчётность. И, очевидно, будет этот материал размещён

на сайте Совета Европы.

Так что тоже я призываю вас посмотреть внимательно и на этот

документ, который ещё более детализован, более подробно составлен, как и

все региональные документы, чем даже ооновские стандартные правила.

Коллеги я ещё раз хочу подчеркнуть, что мы в МИДе сделаем

максимум для того, чтобы процесс ратификации прошёл быстро и успешно и,

естественно, будем работать в тесном взаимодействии с нашими коллегами

из Миндравсоцразвития и остальными. Спасибо.

Председательствующий. Большое спасибо Марина Олеговна.

Я хотел бы сейчас попросить выступить Ирину Владимировну

Перевозникову, если она здесь. Не здесь?

Тогда у нас Министерство юстиции, оно тоже как-то не очень

представлено. Может быть, есть какие-то другие представители? Вы из

Министерства юстиции?

У нас своя логика проведения. Я хотел бы попросить представителей

министерств и ведомств. Если их нет, сейчас я бы предоставил слово

Валерию Сергеевичу Селезневу, депутату Государственной Думы. А потом

мы пойдем далее по графику. Спасибо.

^ Селезнев В.С. Спасибо, Константин Иосифович, спасибо коллеги. Дело

в том, что вот сейчас мы наблюдаем картину, что, с одной стороны, это стало

некой модной тенденцией, а, с другой стороны, даже на моду не реагирует

исполнительная власть и не приходит на "круглые столы", которые

организовывает Государственная Дума. Это прямое неуважение. Я здесь был

на нескольких "круглых столах" в этом зале и в первый раз вижу такое вот

минимальное присутствие представителей

прессы представителей

исполнительной власти. Потому что неинтересно, потому что реально

проблема, видимо, не понимается до сих пор.


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

22


Очень понравился доклад Марины Олеговны из МИДа, потому что она

обозначила, напомнила нам всем, что: "Ребята, вы сидите здесь, обсуждаете

сколько угодно, но у нас поставлены сроки ратификации - 2010 год; у нас

поставлены сроки первого отчёта после этой ратификации - 2011 год. И о чём

мы там будем отчитываться?"

И, Марина Олеговна, я сейчас цитировать закончу, приступлю к

основному, что я хотел сказать. Но мне понравилось то, что прозвучало, что

будет особое пристальное внимание к нашему именно докладу. А почему?

Потому что, наверное, сообщество считает нас особо зверским и циничным

государством, поэтому и будет такое особо пристальное внимание.

Поэтому присоединение России к Конвенции ООН о правах инвалидов,

безусловно, положительный шаг. Таким образом, мы присоединились к

семье цивилизованных народов, которые уже выразили готовность уважать

достоинства и права любого человека. Тем не менее сделать государство

подлинно цивилизованным ни конвенция, ни её ратификация сама по себе не

способна, необходима ещё и воля, и готовность этот путь пройти.

Что же требует от нас сама конвенция? Конкретных действий и

полного изменения нашего отношения, подхода к вопросу инвалидности как

в нормотворчестве, так и в общественном сознании.

Мною были проведены ряд исследований, серьёзных исследований,

глубинных по проблематике людей с ограниченными возможностями,

глубинные и экспертные интервью в Москве, в Санкт-Петербурге и ряде

других регионов Российской Федерации. я могу с уверенностью и горечью

сказать, что объективное состояние дел в данной области в нашей стране на

десятилетие отстаёт от реалий, которые требует от нас конвенция. У нас

телевидение, например, показывает с гордостью: "Давайте на земле стоять",

показывает с гордостью как несколько автобусов оборудованы специальной

подножкой, которую водитель откидывает на остановке для пассажиров в

колясках.


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

23


А в Британии другие проблемы. Инвалиды жалуются на другое

транспортное неудобство, необходимость прибегать к помощи водителя при

посадке в такси.

Вот пример. Другие страны прошли огромный путь, а нам этот путь

надо просто не пройти, а пробежать за то время, которое установили,

осталось два года. Ведь речь сегодня идёт примерно о 13 миллионах наших

сограждан, которые ежедневно сталкиваются с унижением.

Мы не разжигаем печи людьми с физическими недостатками как

фашисты, но ситуация близка к Древней Спарте, когда бросали людей с

ограниченными возможностями в пропасть общественного презрения, у нас

что-то такое наблюдается.

Третья часть российских инвалидов вообще не выходят из дома, это

результаты моего личного исследования. Инвалиды входят в тройку тех

групп людей, которые вызывают наибольшую неприязнь россиян, в тройку.

Тут хотел бы заменить, что пропаганда гуманизма и лояльности к

интересам людей с ограниченными возможностями в обществе - одно из

ключевых обязательств, которое накладывает на государство Конвенция о

правах инвалидов.

Медицинский подход, который всё ещё царит в нашем

законодательстве и в вопросах соцзащиты. Отжил своё ещё в 60-е годы.

Конвенция требует от нас иного подхода.

Инвалидность не изъян человека, а изъян социальной среды,

создающий и поддерживающий отношения отношенческие, и средовые

барьеры. Это не человеку надо присваивать инвалидность и получать

индивидуальный план реабилитации, это наши домам, нашему транспорту,

нашей

системе

образования

надо

поставить

степень

утраты

трудоспособности и оснащать их средствами реабилитации. Это вина

общества и государства, что мы не можем использовать в развитии страны

потенциал миллионов наших сограждан.


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

24


Включение людей с ограниченными возможностями в нормальные

социально-экономические процессы - неотъемлемый элемент устойчивого

развития.

Вслед за положениями конвенции мы должны признать, что

полноценное включение инвалидов в социально-экономические процессы -

это непросто дань цивилизованности, оно позволит добиться значительных

успехов в развитии экономики и развитии человеческого потенциала в нашей

стране.

У нас, касались вопроса квот и экономики, до сих пор действуют квоты

и гарантированное трудоустройство. И если посмотреть, что предлагается

инвалидам, то предлагается работать дворниками, диспетчерами ЖЭКов

предполагается низкоквалифицированные и низкооплачиваемые профессии.

Но кто решил, что инвалид, который, допустим, глухой, слепой или без руки

(как я) или без ноги низкоинтеллектуальный и может работать только

дворником? Ну кто за это общество, за нас, решил? Не понятно.

Другой опыт имеем. Директор по развитию в Англии, вакансии. 55

тысяч фунтов в год в центре дизайна и инноваций. У нас классификация,

используемая при судебно-медицинской экспертизе, противоречит статье 37

Конституции, вводя запрет на труд для инвалидов с 3-й степенью

ограничения трудоспособности.

Что теряет страна и работодатели, не эффективно используя потенциал

людей с ограниченными возможностями? По данным исследования,

проведенного в США, работники-инвалиды обеспечили поступление 15

долларов на каждый доллар, вложенный в их реабилитацию на рабочем

месте. Но рентабельность сумасшедшая. Рабочие инвалиды в штате Нью

Мехико по завершению аналогичной программы профессиональной

реабилитации обеспечили увеличение доходов компании на 251 процент.

Каждая статья конвенции направлена на защиту от дискриминации и на

интеграцию инвалидов в общество. Она меняет представление об


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

25


инвалидности как о проблеме социального вспомоществования, основываясь

на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и

свобод. Люди с ограниченными возможностями не дети-сироты, которых

надо благотворить. Конвенция о правах инвалидов не предусматривает

создания каких-либо новых прав, она предоставляет существующим права

таким образом, что они отражают потребности инвалидов. Она содержит уже

конкретные механизмы, обеспечивающие реализацию прав человека

инвалидами.

Ещё

недавно

у

нас

действовал

механизм

ежегодного

переосвидетельствования. Мне, к примеру, приходилось каждый год идти и

доказывать, что у меня не отросла новая рука. Глупость какая-то. Без

справки этот факт отказывались признавать в военкомате и пытались

призвать меня на сборы военные. Но я пошел бы сам добровольно, но только,

слава богу, войны нет.

Наша система соцзащиты делает людей с ограниченными

возможностями топливом для бюрократической системы. Конвенция

закрепляет равноправие жестового языка. А в нашей стране жестовый язык

пока признается лишь языком межличностного общения, будто глухие не

россияне, говорящие на том же русском же языке, а своеобразная

субкультура

или

маргинальная

национальная

группа,

просто

отказывающаяся говорить по-русски в общественных учреждениях из-за

своих каких-то неясных соображений.

Мы лет 80 назад объявили о победе безграмотности. Мы строим

социальное государство и ценим развитие человеческого капитала. И между

тем большая часть инвалидов имеет незаконченное среднее образование.

Факт. И, несмотря на льготы, закончить вуз могут менее одного процента

инвалидов. Причем не из-за отсутствия знаний или желания учиться, а из-за

банального отсутствия специального оборудования и пандусов.


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

26


Строительство. Градостроительный регламент разрабатывает, исходя

из интересов строителей, лоббирующих необязательное соблюдение СНиП.

К голосу людей с ограниченными возможностями никто не готов

прислушаться.

Но здесь есть такая коллизия. Мы сами себе мешаем. С одной стороны,

ладно, можно плюнуть вроде как и сказать: "Хрен с ними, с этими

пандусами", но кому эти пандусы-то навредят? Если вам не нужны пандусы,

то это некий универсальный дизайн, который удобен для всех. Пандусы же

не только для инвалидов нужны, но и для матерей с колясками, молодежи с

велосипедами, любых людей с чемоданами или сумкой-тележкой.

Выключатели и розетки на уровне руки, просторные ванны, широкие двери.

Но кому это может помешать в строительстве?

Я уже не говорю о доступности услуг культуры, сферы развлечений.

Много ли у нас кинотеатров, кто может сказать, демонстрирующих фильмы с

субтитрами, и имеющие места для колясочников?

По латыни "валидус" - крепкий, действенный, активный, имеющий

силу, годный. Соответственно, читайте: инвалид, наоборот, всё наоборот,

недейственный, негодный, неактивный. Кто поставил на такое место? Кто

взял на себя право вот это вот клеймо поставить? Такая трактовка

категорически не соответствует действительности. Мы действенны и

активны. У нас огромный потенциал, но мы люди с ограниченными

возможностями. Эти ограничения создаёт нам сама среда. Конвенция ставит

перед нами задачи не только по совершенствованию законодательства.

Огромная работа, как показывает практика, предстоит в вопросах её

реализации. Действия федеральных законов нередко нивелируются

подзаконными актами, образовательными стандартами, классификациями,

правилами Минтранса и так далее. Сегодня видится нами три типа задач или

направлений работы, которые ставит перед нами, законодателями,

чиновниками, общественниками, Конвенция о правах инвалидов.


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

27


Во-первых, государственной задачей является разработка механизма

компенсации ограниченных возможностей, обеспечение доступности среды и

услуг: транспорт, госучреждение, магазины и так далее.

Во-вторых, создание возможностей для самореализации, для

эффективного включения в социально-экономическую деятельность. Это

вопрос и законодательства, и ответственности нанимателей.

В-третьих, это изменение общественного отношения, пропаганда

гуманизма и лояльности к интересам людей с ограниченными

возможностями в обществе.

8-я статья конвенции прямо накладывает на нас обязательства по

просвещению общества о потенциале и вкладе инвалидов в его жизнь,

оговаривая, что сложившиеся стереотипы и предрассудки препятствуют

реализации людьми с ограниченными возможностями своих прав.

И последнее. Я бы хотел напомнить о роли гражданских организаций,

которые подчёркивает конвенция и сопутствующие ей документы в процессе

её реализации о принципе: ничего вокруг нас, без нас, и призвать все

гражданские организации активно участвовать в законотворческих и

просветительных усилиях государства, а также предложить Госдуме создать

постоянно действующий экспертный комитет. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Валерий Сергеевич. Вы обрисовали

достаточно тревожную картину происходящего, и я предлагаю всем

присутствующим как-то это комментировать. А поскольку в вашем

выступлении прозвучали претензии к слабой представленности органов

исполнительной власти и, в частности, к тому, как работает Министерство

транспорта, я хотел бы предоставить слово представителю Департамента

правового обеспечения и законодательной деятельности Минтранса Елене

Сергеевне Бабаевой.

Прошу вас, если бы вы могли прокомментировать. Потом мы

уважаемог ... Увы, я логику соблюдаю.


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

28


^ Бабаева Е.С. Уважаемые коллеги, положения конвенции


ООН

являются всеобъемлющими, и в которых нашли своё отражение, в частности,

гражданские, культурно-экономические, политические и социальные права

инвалидов. Одним из важнейших критериев обеспечения инвалидом ведения

независимого образа жизни полагаем обеспечение равного доступа к услугам

транспортного комплекса.

В настоящее время в Российской Федерации существует один

основополагающий закон, который наделяет, и полагаем, что не просто

наделяет, а обязывает органы исполнительной власти, правительство, органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного

самоуправления проводить необходимую политику в части доступа

инвалидов к услугам, в том числе к услугам транспортного комплекса. При

этом нужно обратить внимание на следующее. Дело в том, что данным

федеральным законом сделана, скажем так, ссылка на невозможность

единомоментного изменения услуг транспортной инфраструктуры и при

этом сделана оговорка, что в случае, когда действующие объекты

невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственником

этих

объектов

должны

осуществляться

меры, обеспечивающие

удовлетворение минимальных потребностей инвалидов по согласованию с

общественными объединениями инвалидов. В целях соблюдения требований

законодательства Министерством транспорта проводится планомерная

работа по обеспечению инвалидов беспрепятственным доступом к услугам

транспорта.

В частности, хотелось бы обратить внимание на следующее. На

железнодорожном транспорте вагонный парк ОАО "РЖД" регулярно

пополняется новыми пассажирскими вагонами.

Так как на сегодняшний день в поездах дальнего следования курсирует

288 вагонов, оборудованных специальными купе для инвалидов, совершенно

ясно, что это недостаточный уровень. Но, тем не менее, давайте не забывать


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

29


о том, что на протяжении длительного времени для обеспечения инвалидов,

доступности инвалидов к услугам транспортного комплекса не делалось

вообще ничего.

То есть фактически права пользования инвалидов к услугам

транспортного комплекса, начали разрабатываться все вот эти необходимые

мероприятия, наверное, только последнее 15 лет. До этого никаких

мероприятий не проводилось.

Более того, хотелось бы обратиться внимание на то, что в Москве в

2007-2008 годах были заменены эскалаторы на Курском, Белорусском

железнодорожном вокзале.

В настоящее время планируется заменить семь эскалаторов на

Казанском железнодорожном вокзале. Более того, для лиц с потерей слуха

на Павелецком железнодорожном вокзале установлен ряд световых табло.

Для подъёма пассажиров, с ограниченной способностью к

самостоятельному передвижению, объекты пассажирского хозяйства

оборудованы пандусами.

На Курском вокзале имеются специальные лифты, которые будут

устанавливаться и на других вокзалах при проведении реконструкции и

капитального ремонта.

То, что касается автомобильного транспорта, то хотелось бы обратить

внимание на то, что Минтрансом совместно с Минздравсоцразвития были

разработаны специализированные ГОСТы, на, так называемые, автобусы для

перевозки инвалидов и, в частности, средства общественного пассажирского

транспорта, требования к доступности и безопасности для инвалидов.

Более того, в этом году Министерство транспорта обратилось в

Министерство регионального развития с тем, чтобы Минрегион обращал

внимание при заключении соглашений с субъектами Российской Федерации,

предусматривать в этих заявках на наличие в заявке низкопольных автобусов

и автобусов, оснащённых для перевозки инвалидов-колясочников.


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

30


То, что касается морского и внутреннего водного транспорта, к

сожалению, ситуация не столь однозначна, по сравнению с иными видами

транспорта. Дело в том, что вся береговая инфраструктура и все суда,

курсирующие в морском и внутреннем водном сообщении, были построены в

60-х и 80-х годах прошлого столетия и изначально не были спланированы

таким образом, чтобы инвалиды могли спокойно пользоваться услугами вот

этого транспортного комплекса.

В настоящее время существуют определённые проблемы для посадки и

высадки пассажиров с ограниченными физическими возможностями,

особенно в инвалидных креслах. Но эти вопросы решаются. И решаются,

соответственно, силами экипажей судов.

Хотелось бы ещё обратить внимание на следующее. Дело в том, что в

настоящее время то, что касается перевозки морским и внутренним водным

транспортом, к сожалению, новых нормативно-правовых актов Российской

Федерации нет. Существуют перевозки, которые были утверждены в 1971,

1974, 1984-х годах. Они были разработаны во исполнение старых кодексов:

торгового, мореплавания и внутреннего водного транспорта. И, к сожалению,

в настоящее время в новых федеральных законах нигде не предусмотрено

утверждение правил перевозок пассажиров, в общем, и инвалидов, в

частности.

То, что касается воздушного транспорта, собственно, у всех уже на

устах та ситуация, которая сложилась с Павлом Обеухом. В настоящее время

в министерстве проводится, так называемый, мониторинг законодательства.

И действительно были выявлены определённые проблемы.

Дело в том, что статьёй 102-й Воздушного кодекса перевозчиком

установлено право регламентировать собственные правила воздушных

перевозок. Но при этом сделана оговорка, что эти правила не должны

противоречить действующему законодательству.


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

31


Руководствуясь уже 107-й статьёй Воздушного кодекса, у нас

предусмотрено право одностороннего отказа перевозчика от предоставления

услуг пассажиру. И одним из моментов, одним из случаев является, если

состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий

воздушной перевозки, либо угрожает здоровью и так далее. В Министерство

транспорта

обратились с предложением о внесении изменений в

Федеральные авиационные правила перевозки пассажиров. Но нужно

обратить внимание на следующее. Даже если мы внесём изменения, в любом

случае необходимо вносить изменения в Федеральные

авиационные

правила перевозки, но вот эти изменения должны быть вторичны по

отношению к внесению изменений в Воздушный

кодекс. То есть,

первоначально давайте вносить изменения в Воздушный кодекс, потом мы

будем вносить изменения, соответственно, в Федеральные правила

авиационной перевозки пассажиров.

Что ещё хотелось бы сказать? Хотелось бы обратить внимание на то,

что, к сожалению, в настоящее время в Российской Федерации нет чётко

фиксированных положений о перевозке пассажиров железнодорожным

транспортом. Данные правила были утверждены в 2002 году, и то, что

касалось инвалидов, можно сказать неким образом выпали, потому что если

брать приказ Министерства путей сообщения 2002 года, то там

регламентированное положение, касающееся перевозок инвалидов-ветеранов

Великой Отечественной войны. То, что касается инвалидов не ветеранов, а

обычных, к сожалению, эти положения не были регламентированы. Но в

настоящее время, именно к концу 2009 года, планируется завершить Правила

перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, внутренним водным

транспортом и морским транспортом. Но и, в конце концов, министерство

собирается выступить с инициативным предложением о внесении изменения

в Положение о Воздушном кодексе.

Председательствующий. Большое спасибо.


"Круглый стол". 13.04.09 г. 15:00:00

  1   2   3




Похожие:

\"круглого стола\" комитетов по международным делам и по труду и социальной политике на тему: \"О перспективах ратификации и проблемах реализации Конвенции ООН о правах инвалидов\" Здание Государственной Думы. Зал 830 iconСтенограмм а заседания рабочей группы Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике Здание Государственной Думы. Зал 830
Председательствует председатель Комитета по труду и социальной политике А. К. Исаев
\"круглого стола\" комитетов по международным делам и по труду и социальной политике на тему: \"О перспективах ратификации и проблемах реализации Конвенции ООН о правах инвалидов\" Здание Государственной Думы. Зал 830 iconСтенограмм а парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по охране здоровья на тему: "Законодательное регулирование сокращения потребления алкогольной продукции в Российской Федерации" Здание Государственной Думы. Малый зал
Комитета Государственной Думы по охране здоровья на тему: Законодательное регулирование
\"круглого стола\" комитетов по международным делам и по труду и социальной политике на тему: \"О перспективах ратификации и проблемах реализации Конвенции ООН о правах инвалидов\" Здание Государственной Думы. Зал 830 iconДокументы
1. /Проект международной конвенции ООН о правах инвалидов.rtf
\"круглого стола\" комитетов по международным делам и по труду и социальной политике на тему: \"О перспективах ратификации и проблемах реализации Конвенции ООН о правах инвалидов\" Здание Государственной Думы. Зал 830 iconСписок участников круглого стола по итогам второй всемирной ассамблеи по проблемам старения информцентр ООН в Москве, 26 апреля 2002 г
Заместитель руководителя Департамента по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Министерства труда и социального развития...
\"круглого стола\" комитетов по международным делам и по труду и социальной политике на тему: \"О перспективах ратификации и проблемах реализации Конвенции ООН о правах инвалидов\" Здание Государственной Думы. Зал 830 iconПервого сентября 2010года после общешкольного Праздника Первого звонка было проведено открытое классное мероприятие «Знатоки правовых знаний», посвященное 20-летию присоединения России к Конвенции ООН о правах ребенка
Первого звонка было проведено открытое классное мероприятие «Знатоки правовых знаний», посвященное 20-летию присоединения России...
\"круглого стола\" комитетов по международным делам и по труду и социальной политике на тему: \"О перспективах ратификации и проблемах реализации Конвенции ООН о правах инвалидов\" Здание Государственной Думы. Зал 830 icon1 сентября Время
«Детство – мир – будущее!», посвященного юбилею принятия Россией Конвенции ООН о правах ребенка и 90-летию со дня образования Республики...
\"круглого стола\" комитетов по международным делам и по труду и социальной политике на тему: \"О перспективах ратификации и проблемах реализации Конвенции ООН о правах инвалидов\" Здание Государственной Думы. Зал 830 iconДокументы
1. /Законодательство Российской Федерации о правах детей на отдых и оздоровление/Налоговый...
\"круглого стола\" комитетов по международным делам и по труду и социальной политике на тему: \"О перспективах ратификации и проблемах реализации Конвенции ООН о правах инвалидов\" Здание Государственной Думы. Зал 830 iconЧто должен знать ребенок о своих правах. (Вопросы к статьям Конвенции о правах ребенка для закрепления). Вопросы к Статье 1
Прав ли проигравший поединок персонаж, ссылаясь на ра­венство в правах с победителем?
\"круглого стола\" комитетов по международным делам и по труду и социальной политике на тему: \"О перспективах ратификации и проблемах реализации Конвенции ООН о правах инвалидов\" Здание Государственной Думы. Зал 830 iconПубличный отчет 2008-2009 Общая характеристика оу
Машзаводской г. Кунгура. Двухэтажное здание школы построено в 1952 году. Это типовое здание школы второй половины прошлого века....
\"круглого стола\" комитетов по международным делам и по труду и социальной политике на тему: \"О перспективах ратификации и проблемах реализации Конвенции ООН о правах инвалидов\" Здание Государственной Думы. Зал 830 iconОбязательства россии по киотскому протоколу реализация национальной политики и мер (ст. 2)
Основные направления реализации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата в России
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов