Федеральное агентство по образованию Российской Федерации южно-российский государственный технический университет icon

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации южно-российский государственный технический университет



НазваниеФедеральное агентство по образованию Российской Федерации южно-российский государственный технический университет
Дата конвертации27.08.2012
Размер164.32 Kb.
ТипМетодические указания


Федеральное агентство по образованию

Российской Федерации


южно-российский

государственный технический университет

(Новочеркасский политехнический институт)

______________________________________________________________



Шахтинский институт (филиал)


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


к выполнению лабораторных работ

по органической химии




НОВОЧЕРКАССК – 2005



УДК 547 (07)


Методические указания рассмотрены и обсуждены на заседании кафедры «Физика и химия» Шахтинского института (филиала) ЮРГТУ (НПИ) и рекомендованы к использованию в учебном процессе.


Протокол № 4 от 09 декабря 2003 года.


Составители:

Молчанов Сергей Валентинович, ст. преподаватель;

Волкова Валентина Константиновна, ст. преподаватель;

Старших Наталья Александровна, ассистент.


Методические указания к выполнению лабораторных работ по органической / ЮРГТУ (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2005, 14 с.


Методические указания содержат краткую теоретическую часть по конкретной теме, методику проведения лабораторной работы, указания по обработке полученных результатов и составлению выводов.

Методические указания предназначены для студентов Шахтинского института (филиала) ЮРГУ (НПИ) обучающихся по специальности «Триботехника» и по специальности «Производство строительных материалов». Может быть рекомендована другим специальностям для самостоятельного изучения курса.


 ЮРГТУ (НПИ), 2005

 Авторы, 2005


^ Правила работы в химической лаборатории

при выполнении лабораторного практикума

по органической химии



  1. Перед каждой лабораторной работой необходимо изучить соответствующий лекционный, литературный материал и материал настоящих методических указаний.

  2. Лабораторные работы выполнять тщательно, аккуратно, без лишней торопливости.

  3. В лаборатории необходимо соблюдать абсолютную тишину!

  4. В лаборатории необходимо всегда работать на своем рабочем месте.

  5. Не загромождать рабочее место портфелями, сумками, свертками, пакетами и т. п.

  6. Не уносить приборы, аппараты, реактивы и другое оборудование общего пользования на свое рабочее место.

  7. Внимательно наблюдать за ходом опыта, отмечая каждую его особенность (выпадение и растворение осадков, изменение окраски, температуры, появление запаха и т. д.).

  8. Реактивы брать в количествах, указанных в методике проведения данной лабораторной работы.


  9. Избыток взятого реактива не выливать и не высыпать обратно в склянку или банку, из которых он был взят. Если же случайно было взято раствора, жидкого или сухого реактива больше, чем необходимо, то излишки выбросить в специально отведенное для этого место во избежание загрязнения реактива.

  10. После употребления реактива банку или склянку тотчас же закрыть пробкой и поставить на место.

  11. Сухие реактивы брать при помощи стеклянного микрошпателя. Микрошпатель должен быть всегда сухим и чистым. После употребления следует тщательно его промыть проточной водопроводной, а затем дистиллированной водой и обсушить фильтровальной бумагой или бумажным фильтром.

  12. Если реактив отбирается пипеткой, ни в коем случае нельзя той же пипеткой, не вымыв ее, брать реактив из другого сосуда.

  13. Работы с вредными веществами проводить только под тягой! Концентрированные кислоты и щелочи наливать осторожно в вытяжном шкафу; не уносить их на свое рабочее место!

  14. При разбавлении концентрированных кислот, особенно серной, вливать кислоту в воду, а не наоборот!

  15. При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания брызг на лицо или одежду!

  16. При попадании брызг жидкости на лицо или руки надо тотчас промыть их проточной водой, после промывания, если попала кислота, следует еще раз промыть 2,0-3,0 %-ым раствором гидрокарбоната натрия, после чего наложить стерильную марлевую повязку, смоченную 1,0-2,0 %-ым раствором перманганата калия. Щелочь надо смывать проточной водой до тех пор, пока участок кожи, на который она попала, не перестанет быть мылким, затем промыть 1,0-2,0 %-ым раствором борной, уксусной или лимонной кислотами и вытереть полотенцем насухо.

  17. При попадании кислоты, щелочи или какого-либо другого реактива в глаза надо промыть их обильным количеством проточной воды, наложить стерильную марлевую повязку и немедленно направить пострадавшего к врачу!

  18. При нагревании жидкости в пробирке, последнюю держать отверстием от себя и окружающих!

  19. Нюхать выделяющиеся газы и пары нужно издали, слегка направляя рукой ток воздуха от сосуда к себе.

  20. При отравлении сероводородом, хлором, парами брома, оксидами углерода (II) и (IV) и другими веществами, в том числе органическими, следует немедленно вынести пострадавшего на свежий воздух, освободив его от стесняющей одежды!

  21. Надо помнить, что соли ртути, свинца, цинка, меди и других металлов, а также многие органические вещества ядовиты! После работы с ними следует тщательно вымыть руки с мылом и вытереть насухо!

  22. Не выбрасывать в раковину отработанные металлы и другие опасные органические вещества, а собирать их в специально отведенный для этого сосуд.

  23. Без указания преподавателя не проводить никаких дополнительных опытов!

  24. После окончания работы вымыть использованную посуду, выключить воду, газ, электричество, вытяжку, привести в порядок рабочее место и сдать его дежурному лаборанту.

  25. По каждой лабораторной работе составить отчет, согласно Стандарту предприятия [1]. Отчет должен содержать: название лабораторной работы; дату ее выполнения; ее номер; цель работы; основные задачи; перечень приборов, реактивов и материалов; методику проведения лабораторной работы; математическую и/или логическую обработку; анализ результатов и выводы.

  26. При выполнении и обработке лабораторных работ необходимо использовать единицы физических величин по Международной системе единиц (СИ) или их производные.

  27. Математическую обработку результатов можно производить с использованием микрокалькулятора или компьютера (ЭВМ). Результаты необходимо округлять от единиц до сотых долей единицы, в зависимости от конкретного случая.

  28. На все контрольные вопросы дать исчерпывающие ответы в письменном виде, если таковые имеются.


_________________________


Лабораторная работа № 1


^

ХИМИЧЕСкие свойства спиртов




Спирты можно определить как производные углеводородов, в которых один или несколько водородных атомов замещены на гидроксильные группы.

Функциональная группа спиртов: – гидроксильная группа.

По числу гидроксильных групп спирты делятся на одно–, двух– и трехатомные (двух и трехатомные спирты называются многоатомными). Одноатомные спирты называются алкоголями (соли – алкоголяты), двухатомные – гликолями (соли – гликоляты), трехатомные – глицеринами (соли – глицераты).


^ Цель работы: изучить химические свойства спиртов.

Приборы, реактивы и материалы: штатив для пробирок, пробирки для полумикрометода, стеклянные палочки, пипетки градуированные и неградуированные на 1,0-2,0 мл, глицерин безводный, раствор гидроксида натрия () 20,0 %-й, раствор сульфата меди (II) () 10,0 %-й, этиловый спирт водный раствор () 96,0 %-й, серная кислота (концентрированный и разбавленный 1:3 растворы) (), раствор калия двухромовокислого () 10,0 %-й, дистиллированная вода, фильтровальная бумага или бумажные фильтры, электрическая плитка (220,0 В), держатель для пробирок.

^ Методика выполнения лабораторной работы

  1. Получение этилового эфира.

В сухую чистую пробирку налить 1,0-2,0 мл этилового спирта и аккуратно добавить 1,0-2,0 мл концентрированной серной кислоты! Смесь осторожно перемешать стеклянной палочкой и нагреть до начала незначительного побурения раствора! К горячей смеси осторожно добавить еще 1,0-2,0 мл этилового спирта. Без дополнительного нагревания образуется этиловый (диэтиловый, серный) эфир, который определяется по сладковатому запаху. Внимание! Длительное вдыхание паров этилового эфира опасно для здоровья! Опыт проводить только под тягой!

  1. Окисление этилового спирта хромовой смесью.

Налить в пробирку 1,0-2,0 мл этилового спирта. Добавить 1,0-2,0 мл разбавленного раствора серной кислоты и раствора двухромовокислого калия. Затем необходимо размешать полученный раствор стеклянной палочкой и нагреть на электроплитке до начала изменения цвета раствора. Необходимо обратить внимание на цвет полученного раствора и изменение запаха.

  1. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II) в щелочной среде.

Налить в пробирку 2,0 мл раствора гидроксида натрия и добавить столько же раствора сульфата меди (II) до выпадения осадка гидроксида меди (II). Обратить внимание на цвет и структуру полученного осадка. Необходимо слить избыток раствора, а к осадку прилить безводный глицерин и перемешать раствор стеклянной палочкой. Обратить внимание на то, что происходит при перемешивании и как меняется цвет раствора и осадка. Если реакция не идет или идет слишком медленно необходимо слегка нагреть пробирку.

Обработка полученных результатов

  1. 1. Написать схему получения этилового эфира.

2. Написать схему реакции окисления этилового спирта кислородом до уксусного альдегида.

3. Написать молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения образования гидроксида меди (II).

4. Составьте молекулярное уравнение взаимодействия глицерина с гидроксидом меди (II).
Выводы

Проанализировать полученные результаты и сделать выводы о химических свойствах спиртов.


____________________


^

Лабораторная работа № 2




ХИМИЧЕСкие свойства ФЕНОЛОВ




К фенолам относятся производные ароматических углеводородов, в молекулах которых гидроксильные группы () связаны с бензольным ядром (кольцом).

Фенолы бывают одно–, двух– и трехатомные (по количеству гидроксильных групп). Двух– и трехатомные фенолы называются многоатомными.


^ Цель работы: изучить химические свойства фенолов.

Приборы, реактивы и материалы: штатив для пробирок, пробирки для полумикрометода, большие пробирки, стеклянные палочки, дистиллированная вода, раствор фенола в воде () 5,0 %-й, раствор хлорида железа (III) () 10,0 %-й, раствор гидроксида натрия () 20,0 %-й, пипетки градуированные и неградуированные на 1,0-2,0 мл, фильтровальная бумага или бумажные фильтры.

^ Методика выполнения лабораторной работы

  1. Доказательство кислотного характера фенола.

Налить в пробирку 1,0-2,0 мл раствора фенола и прилить 4,0-5,0 мл дистиллированной воды. Содержимое пробирки перемешать стеклянной палочкой. Обратить внимание на изменение прозрачности раствора. К образовавшейся взвеси прибавить 1,0-2,0 мл раствора гидроксида натрия и опять перемешать стеклянной палочкой. Обратить внимание на изменение цвета и прозрачности раствора.

  1. Взаимодействие фенола с хлоридом железа (III).

Налить в пробирку 1,0-2,0 мл раствора фенола и прилить 1,0-2,0 мл раствора хлорида железа (III). Обратить внимание на изменение окраски раствора. Данную реакцию используют для качественного определения фенолов (качественная реакция на фенолы).

^ Обработка полученных результатов

1. Написать схему реакции взаимодействия фенола с гидроксидом натрия.

2. Написать схему реакции взаимодействия фенола с хлоридом железа (III).
Выводы

Проанализировать полученные результаты и сделать выводы о химических свойствах фенолов.


____________________


^

Лабораторная работа № 3




ХИМИЧЕСкие свойства АЛЬДЕГИДОВ




Альдегиды – производные углеводородов, содержащие карбонильную группу ().

Альдегиды (номенклатура альдегидов) называют по тем кислотам, в которые они превращаются при окислении. Так, муравьиный альдегид окисляется в муравьиную кислоту (метаналь – метановая кислота), уксусный альдегид окисляется в уксусную кислоту (этаналь – этановая кислота) и тому подобное.

Альдегиды легко окисляются при действии на них таких слабых окислителей, как оксид серебра (I) () и гидроксид меди (II) ().


^ Цель работы: изучить химические свойства альдегидов.

Приборы, реактивы и материалы: штатив для пробирок, пробирки для полумикрометода, стеклянная палочка, градуированные и неградуированные пипетки на 1,0-2,0 мл, раствор формальдегида в воде () 40,0 %-й, раствор нитрата серебра () 2,0 %-й, водный раствор аммиака (гидроксид аммония) () 25,0 %-й, раствор сульфата меди (II) () 10,0 %-й, раствор гидроксида натрия () 20,0 %-й, водный раствор индикатора метилового красного (1,0 %-й), дистиллированная вода, бумажные фильтры или фильтровальная бумага, электрическая плитка (220,0 В).
Методика выполнения лабораторной работы

  1. Окисление формальдегида аммиачным раствором оксида серебра (I).

Налить в пробирку 2,0 мл раствора нитрата серебра и добавить по каплям раствор аммиака, сначала до образования осадка оксида серебра (I), а затем - избыток раствора аммиака до растворения выпавшего осадка с образованием комплексной соли аммиаката серебра. К полученному раствору добавить 1,0-2,0 мл раствора формальдегида. Пробирку слегка нагреть на электроплитке. Наблюдать за изменениями в пробирке.

  1. Окисление формальдегида гидроксидом меди (II) в щелочной среде.

Налить в пробирку 1,0-2,0 мл раствора гидроксида натрия и прилить к нему раствор сульфата меди (II) до образования осадка гидроксида меди (II). К полученному осадку прибавить 1,0-2,0 мл раствора формальдегида. Слегка необходимо нагреть раствор. Проследить за изменениями цветов в пробирке с течением времени при нагревании.

  1. Реакция Каниццаро.

Налить в пробирку 1,0-2,0 мл раствора формальдегида и добавить несколько капель раствора индикатора метилового красного. Наблюдать изменение цвета индикатора.
Обработка полученных результатов

1. Написать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения получения оксида серебра (I) и комплексной соли аммиаката серебра.

2. Написать схему реакции окисления формальдегида аммиачным раствором оксида серебра (I).

3. Написать молекулярное, полное и сокращенное ионно-молекулярное уравнения реакций получения гидроксида меди (II).

4. Написать схему окисления формальдегида гидроксидом меди (II) до конечных продуктов.

5. Написать схему окислительного восстановления формальдегида в водном растворе по реакции Каниццаро.
Выводы

Проанализировать полученные результаты и сделать выводы по химическим свойствам альдегидов.


____________________


Лабораторная работа № 4


^

ПОЛУЧЕНИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ




Карбоновыми кислотами называются производные углеводородов, содержащие карбоксильную группу , характеризующую класс кислот и углеводородный радикал.

Кислоты делятся на одно-, двух- и трехосновные – по числу карбоксильных групп (двух- и трехосновные кислоты называются многоосновными), на предельные и непредельные – по структуре радикала.


^ Цель работы: получение уксусной кислоты и изучение ее химических свойств.

Приборы, реактивы и материалы: штатив для пробирок, пробирки для полумикрометода, стеклянные палочки, мерный цилиндр на 10,0 мл, электрическая плитка (220,0 В), градуированные и неградуированные пипетки на 1,0-2,0 мл, раствор ацетата натрия () 10,0 %-й, концентрированный раствор серной кислоты (), раствор уксусной кислоты () 10,0 %-й, гранулированный цинк (); раствор гидроксида натрия () 20,0 %-й, водно-спиртовой раствор индикатора фенолфталеина 1,0 %-й, водный раствор лакмуса (1,0 %-й) или индикаторные бумаги фенолфталеина и лакмуса, фильтровальная бумага или бумажные фильтры, дистиллированная вода.

^ Методика выполнения лабораторной работы

  1. Определение запаха уксусной кислоты.

Налить в пробирку 2,0-3,0 мл уксусной кислоты и определить ее характерный запах слегка направляя поток воздуха ладонью от пробирки к себе.

  1. Получение уксусной кислоты.

Налить в пробирку 1,0-2,0 мл раствора ацетата натрия и прилить к нему 1,0-2,0 мл раствора серной кислоты. Перемешать смесь стеклянной палочкой и нагреть на электроплитке. Определить по характерному запаху образование уксусной кислоты.

  1. Диссоциация уксусной кислоты.

Налить в пробирку 1,0-2,0 мл уксусной кислоты и добавить несколько капель раствора индикатора лакмуса или опустить полоску индикаторной бумаги лакмуса. Наблюдать изменение окраски индикатора. Определить реакцию среды и порядок рН раствора.

  1. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.

Налить в пробирку 1,0-2,0 мл раствора уксусной кислоты и добавить несколько гранул цинка. Наблюдать растворение цинка с выделением газа. Если реакция не идет или идет слишком медленно пробирку следует слегка нагреть на электроплитке. Не доводить до кипения!

  1. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.

Налить в пробирку 1,0-2,0 мл раствора гидроксида натрия и добавить несколько капель раствора фенолфталеина. Наблюдать изменение окраски индикатора. Затем необходимо добавить раствор уксусной кислоты до исчезновения предыдущей окраски.

^ Обработка полученных результатов

1. Написать молекулярное, полное и сокращенное ионно-молекулярные уравнения реакций получения уксусной кислоты.

2. Написать уравнение электролитической диссоциации раствора уксусной кислоты. Определить реакцию среды и порядок рН раствора.

3. Написать молекулярное и электронные уравнения взаимодействия уксусной кислоты с цинком (составить электронный баланс).

4. Написать молекулярное, полное и сокращенное ионно-молекулярное уравнения реакции взаимодействия уксусной кислоты с гидроксидом натрия.

Выводы

По результатам проделанной работы сделать выводы о химических свойствах карбоновых кислот.

____________________


Лабораторная работа № 5


^

ХИМИЧЕСкиЕ свойствА БЕЛКОВ




Белки – азотсодержащие высокомолекулярные органические вещества со сложным составом и строением молекул.


Цель работы: изучение химических свойств белков.

^ Приборы, реактивы и материалы: штатив для пробирок, пять больших пробирок, мерный цилиндр на 10,0 мл, стеклянные палочки, пять резиновых или корковых пробок для больших пробирок, фильтровальная бумага или бумажные фильтры, белок свежего куриного яйца, разбавленный дистиллированной водой вдвое, 96,0 %-й и 40,0 %-й водные растворы этилового спирта (); раствор гидроксида натрия () 20,0 %-й, раствор сульфата меди (II) () 10,0 %-й, концентрированный раствор азотной кислоты ().

^ Методика проведения лабораторной работы

  1. Осаждение и растворение белков.

Налить в пробирку 2,0-3,0 мл раствора белка. Затем добавить к нему 0,50 мл 40,0 %-го раствора этилового спирта. К взвеси белка прилить 10,0-15,0 мл дистиллированной воды. Перемешать содержимое пробирки стеклянной палочкой, а затем закрыть пробирку пробкой и хорошо ее встряхнуть. Обратить внимание на полученный результат.

  1. Денатурация (полное осаждение) белков.

Налить в пробирку 1,0-2,0 мл раствора белка и добавить к нему 1,0-2,0 мл 96,0 %-го раствора этилового спирта. В пробирку с осадком белка прилить 10,0-15,0 мл дистиллированной воды. Перемешать содержимое пробирки стеклянной палочкой, а затем закрыть пробирку пробкой и хорошо ее встряхнуть. Обратить внимание на полученный результат.

  1. Биуретовая реакция.

Налить в пробирку 2,0-3,0 мл раствора белка и добавить к нему 1,0-2,0 мл раствора гидроксида натрия, а затем 1,0-2,0 мл раствора сульфата меди (II). Обратить внимание на цвет выпавшего осадка. Затем необходимо перемешать содержимое пробирки стеклянной палочкой и еще раз обратить внимание на цвет осадка.

  1. Ксантопротеиновая реакция.

Налить в пробирку 2,0-3,0 мл раствора белка и добавить к нему 0,50 мл концентрированной азотной кислоты. Обратить внимание на цвет выпавшего осадка.
Обработка полученных результатов

Необходимо описать все наблюдения. По возможности составить схемы происходящих реакций.
Выводы

По результатом проделанной работы сделайте выводы о химических свойствах белков.


____________________


Лабораторная работа № 6


^

СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

С ПОМОЩЬЮ РЕАКЦИИ ПОЛИКОНДЕНСАЦИИ




Поликонденсация – процесс получения полимеров из мономеров, структура которых изменяется в получаемом полимере и при этом происходит выделение каких-либо низкомолекулярных веществ, таких как: вода, аммиак и других.

Данные полимеры, которые получают путем поликонденсации, могут применяться в качестве поверхностно-активных веществ и добавок к электролитам при электролизе, в частности к станнитным электролитам при получении оловянных осадков.


^ Цель работы: произвести органический синтез соединений с помощью реакции поликонденсация.

Приборы, реактивы и материалы: прибор для органического синтеза, электрическая плитка (220,0 В), водяная баня, часовые стекла, стеклянные палочки, технохимические весы, набор разновес, аналитические весы, химический термостойкий стакан на 100,0 мл, водный раствор этилового спирта () 70,0 %-й, этилендиамин (), октил бромистый (), бензол (), мета-нитробензойная кислота (), мата-аминобензойная кислота.

Методика проведения лабораторной работы

1. Синтез продукта конденсации этелендиамина и октила бромистого (ЭДАОБ).

Этилендиамин в количестве 2,0 г, который необходимо взвесить на аналитических весах на часовом стекле, растворить в 20,0 мл этилового спирта и прилить октил бромистый. Мольное соотношение компонентов этилендиамин : октил бромистый = 1 : 1. Реакционную смесь нагреть на кипящей водяной бане в приборе для органического синтеза в течение одного-восьми часов. Затем полученную смесь упарить на кипящей водяной бане в химическом термостойком стакане в течение одного-трех часов и охлаждать на воздухе или под тягой. Продукт реакции в виде мелких кристаллов промыть бензолом и высушить под тягой. Температура плавления продукта должна составлять 220,0 – 230,0С.

2. Синтез органической добавки из мета-нитробензойной кислоты и октила бромистого (м-НБКОБ).

Мета-нитробензойную кислоту в количестве 1,50 г растворить в 15,0 мл этилового спирта и прилить октил бромистый. Мольное соотношение компонентов мета-нитробензойная кислота : октил бромистый = 1 : 2. Реакционную смесь нагреть на кипящей водяной бане в течение десяти-двадцати часов в приборе для органического синтеза. Полученную реакционную массу упарить на кипящей водяной бане в химическом термостойком стакане в течение двух-пяти часов и охладить под тягой. Продукт реакции два раза промыть бензолом и высушить под тягой. Температура плавления продукта должна составлять 134,0 – 135,0С.

3. Синтез добавки на основе мета-аминобензойной кислоты и октила бромистого (м-АБКОБ).

Эквимолярные количества мета-аминобензойной кислоты и октила бромистого (0,025 моль и 0,025 моль соответственно) растворить в 25,0 мл этилового спирта. Мольное соотношение компонентов мета-аминобензойная кислота : октил бромистый = 1 : 1. Смесь нагреть в приборе для органического синтеза на кипящей водяной бане в течение двух-десяти часов. Затем реакционную массу упарить на кипящей водяной бане до полного испарения растворителя. Продукт представляет собой мелкокристаллический порошок желтого цвета, который окончательно необходимо высушить между листами фильтровальной бумаги на воздухе или под тягой.
Обработка полученных результатов

Описать методики получения органических соединений, описать физические свойства полученных продуктов (цвет, агрегатное состояние, структура для кристаллических продуктов, температура плавления, запах и тому подобное), попытаться написать схемы происходящих реакций.
Выводы

На основании проделанных синтезов сделать краткие выводы по лабораторной работе.


____________________


^

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ




1. Стандарт предприятия СТП-40, 459-002-81. Работы лабораторные. Правила оформления отчета. – НПИ, 1982.

2. Глинка Н.Л. Общая химия: Учеб. для нехимических высших учебных заведений. – Л.: Химия, 1986. – 703 с.

3. Потапов В.М., Татаринчик С.Н. Органическая химия: Учеб. для техникумов. – 3-е изд., перераб. – М.: Химия, 1980. – 464 с.

4. Жиряков В.Г. Органическая химия: Краткое руководство по органической химии. – 4-е изд., перераб. – М.: Химия, 1971. – 496 с.

5. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Органическая химия: Учеб. для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.


_________________________






Похожие:

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации южно-российский государственный технический университет iconФедеральное агентство по образованию Российской Федерации Южно-Российский государственный технический университет
Методические указания рассмотрены и обсуждены на заседании кафедры «Физика и химия» Шахтинского института (филиала) юргту (нпи) и...
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации южно-российский государственный технический университет iconМинистерство образования и науки РФ федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования российский государственный социальный университет

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации южно-российский государственный технический университет iconФедеральное агентство по образованию российской федерации ростовский государственный университет
Б. Г. Ананьев, 1980; Б. М. Кедров, 1982; Ж. Пиаже, 1966/. Б. М. Теплов родоначальник единой аналитико-синтетической теории индивидуальных...
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации южно-российский государственный технический университет iconРабочая программа по курсу «химия» для специальности (ей): 150402 «Горные машины и оборудование»
«Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)»
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации южно-российский государственный технический университет iconФедеральное агентство по образованию и науке Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования кубанский государственный университет
Приглашает Вас принять участие в международной научной конференции «Континуальность и дискретность в языке и речи» (памяти доктора...
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации южно-российский государственный технический университет iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет
Кириллова андрея геннадьевича на тему «политический нарратив: структура и прагматика (на материале современной англоязычной прессы)»...
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации южно-российский государственный технический университет iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет
Кириллова андрея геннадьевича на тему «политический нарратив: структура и прагматика (на материале современной англоязычной прессы)»...
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации южно-российский государственный технический университет iconМинистерство образования и науки РФ федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования российский государтсвенный социальный университет
Тема
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации южно-российский государственный технический университет iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский физико-технический институт (государственный университет)»
Работа ставит своей целью создание конечного инструмента, оказывающего специалистам справочную помощь, а также помощь в поиске аналогий...
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации южно-российский государственный технический университет iconМинистерство образования российской федерации федеральное агенство по образованию московский государственный строительный университет и.
Беляев И. П., Капустян В. М. Системный анализ для разработки и внедрения информационных технологий. Методическое пособие. – М.: Мгсу,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов