Образование icon

Образование



НазваниеОбразование
Дата конвертации27.08.2012
Размер56.3 Kb.
ТипДокументы

Русская культура первой половины XIX в.

Образование.

Высшее.


6 учебных округов (указ 1803 г.). В каждом – университет.

1804 г. – Казанский университет

1819 г. – Петербургский университет

МУ: 1811 – 215 студентов, 1831 – 814

Царскосельский лицей (Петербург), Демидовский лицей (Ярославль)

В лицеях – дети из привилегированных сословий.

1815 г. – Институт Восточных языков (Лазаревы)

Активное развитие научно-технических ВУЗов (Московское техническое училище, Инженерная академия) под покровительством НI.

Среднее.


Приходские школы (государственные крестьяне).

Уездные училища (город. население недворянского происхождения).

Гимназии: 1824 – 24, 1854 – 43. Одна и та же программа, учебники.

Дворяне – в частных пансионах, гувернеры (после поражения в 1812 г. офицеры вернулись домой, а солдаты подались в гувернеры  необразованные учителя)

Развитие женского образования.

Смольный институт благородных девиц.

Институты д/дворянок в крупных городах (М., СПб, Н.-Нов., Сар., Ирк, Астр.).

Народное образование: очень медленное развитие.

Большая часть горожан – грамотная, среди крестьян – 5%.

«Не редкость теперь образованные и даже просвещенные люд из купеческого и мещанского сословия»

(В.Г.Белинский, 40-е гг. XIX в.)




Вывод: стремительное развитие О. в привилегированной среде, замедленное развитие в непривилегированной среде.

Наука.


Дифференциация науки (гуманитарные и естественные).

Н.И.Лобачевский – «геометрия Лобачевского» («неевклидова»).

Н.Н.Зинин – новые неорганические красители.

В.В.Петров и Б.С.Якоби – гальванопластика, электрохимия, электричество.

П.П.Аносов – металлургия.

Е.А. и М.Е. Черепановы – паровой двигатель, паровая жел. дорога.

^ 1839 г. – завершение строительства Пулковской обсерватории под СПб.

В.Я.Струве – звезды на Млечном пути.

Н.И.Пирогов – наркоз (1847), хирургия.

Н.М.Карамзин – «История Государства Российского» (1816-1826 гг.)

Интерес к памятникам древнерусской литературы.

1800 г. – первое издание «Слова о полку Игореве».

Т.Н.Грановский, М.П.Погодин, К.Д.Кавелин.

Разработка норм литературного русского языка (Пушкин, Лер., Гог.).

Н.И.Греч – «Практическая русская грамматика», выбран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Географические открытия и путешественники.


И.
Ф.Крузенштерн - Ю.Ф.Лисянский – первое русское кругосветное плавание.

Ф.Ф.Беллинсгаузен - М.П.Лазарев – открытие Антарктиды.

В.М.Головнин – исследование Курильских островов

Г.И.Невельский – открытия устья Амура, пролива между Сахалином и материком, доказал, что Сахалин – остров.

Просвещение и распространение знаний.


Русское географическое общество

Минералогическое общество

Химическое общество

Математическое общество

Общество истории и древностей Российских

Развитие книгопечатания.


Начало XIX в. – 13 государственных типографий.

30-е – 40-е гг. XIX в. – частное книгоиздательство. А.Ф.Смирдин.

Развитие печати.


«Санкт-Петербургские ведомости»

«Московские ведомости»

Частные газеты: «Северная Пчела», «Литературная газета»

Общественно-политический журнал «Вестник Европы» (Карамзин)

Патриотический журнал «Сын Отечества»

Литературно-художественные журналы «Современник», «Отечественные записки»

1814 г., СПб – первая публичная библиотека

Первая ½ XIX в. – общедоступные музеи.

Более быстрое развитие музейного дела в провинции.

1852 г. – Эрмитаж

1861 г. – Румянцевская библиотека (основа Ленинки)

Литература.


Народность, гуманистические идеалы, гражданственность, народное самосознание, патриотизм, социальная справедливость.

^ Рубеж XVIII-XIX вв. – сентиментализм вместо классицизма.

Г.Р.Державин (в конце творчества), Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»).

10-е годы XIX в. - романтизм вместо сентиментализма.

Причина возникновения – война 1812 г.

«Салонный» романтизм – В.Жуковский.

«Гражданский» романтизм – К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер.

А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.

Вторая ¼ XIX в. – реализм.

Основоположник – А.С.Пушкин.

«Евгений Онегин», «Горе от ума».

Реализм – определяющее литературное направление.

Реалисты:

А.C.Пушкин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов («ГНВ»), Н.В.Гоголь («Ревизор», «Мёртвые души»), Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров.

Журналы.


«Современник» (основатель – А.С.Пушкин, с 1847 г. – Н.А.Некрасов и В.Г.Белинский).

«Отечественные записки» (И.С.Тургенев, А.В.Кольцов, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин).

Появилась литературная критика.

Жесткая цензура.

^ 1826 г. – цензурный Устав («чугунный»).

Архитектура.


Первая половина XIX в. – поздний классицизм.

Характерно создание крупных и завершенных ансамблей.

Петербург.


Адмиралтейство – А.Д.Захаров

Ансамбль стрелки Васильевского острова – Том де Томон.

^ Казанский собор – А.Н.Воронихин.

Исаакиевский собор1 – Монферран.

Генеральный штаб, Сенат, Синод, Александровский театр, Михайловский дворец – К.Росси.

Москва.


^ Манежная площадь, Университет, Манеж, Александровский сад, ансамбль Театральной площади – О.И.Бове.

Манеж – для встречи русских войск после заграничного похода 1813-14 гг.

Неглинка убрана под землю.

^ Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя – К.А.Тон.

Храм Христа Спасителя – символ победы русских в войне 1812 г.


Конец первой ½ XIX в. – кризис классицизма.

Распространение «русско-византийского стиля» (Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя)

Искусство.


Утверждаются романтизм и реализм.

Официальное направление – академический классицизм.

Живопись.


^ О.А.Кипренский, В.А.Тропинин – портреты (Пушкин, Жуковский).

К.П.Брюллов – историческая живопись, портрет, пейзаж.

«Последний день Помпеи».

А.А.Иванов. «Явление Христа народу». 20 лет создания.

А.Г.Веницианов – бытовая живопись. Крестьяне. Приукрашенность.

«На пашне (Весна)».

П.А.Федотов – жанровая живопись. Сатира. «Гоголь в живописи».

«Сватовство майора», «Свежий кавалер».

Скульптура.


^ Памятник Минину и Пожарскому – П.А.Мартос.

Колонна на Дворцовой площади, СПб – Монферран.

Колонна = памятник Александру I и монумент в честь победы 1812 г.

^ Фонтаны Театральной площади – И.П.Витали.

Конные фигуры на Аничковом мосту, конная статуя Николая I, СПб – П.К.Клодт.

Театр.


Крепостные театры (Шереметевы, Апраксины, Юсуповы).

^ Государственные театры.

Петербург: Александринский и Мариинский

Москва: Большой и Малый

Классицизм и сентиментализм.


Первые десятилетия XIX в.

В.А.Озеров. Исторические пьесы

Романтизм.


Ф.Шиллер, В.Шекспир и др. русские и зарубежные авторы.

Н.В.Кукольник. Исторические пьесы.

Д.И.Фонвизин и И.А.Крылов. Комедии.

В.А.Каратыгин – Гамлет.

П.С.Мочалов. Роли в постановках по Шиллеру, Шекспиру.

Реализм.


30-е – 40-е гг. XIX в.

Н.В.Гоголь. «Ревизор».

Николай I: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех!»

А.С.Грибоедов. «Горе от ума».

М.С.Щепкин. Малый театр. Роли Городничего («Ревизор»), Фамусова («ГоУ»).

Е.С.Семенова. Трагическая актриса.

А.Е.Мартынов. Александрийский театр. Хлестаков («Ревизор»), Митрофанушка («Недоросль»).

Музыка.


Поиск собственных путей самовыражения.

Развитие национальной музыкальной школы

Русский романс.


А.А.Алябьев – «Соловей».

А.Е.Варламова – «Красный сарафан».

А.Л.Гурлиева – «Матушка-голубушка».

Композиторы.

М.И.Глинка


Музыка к

опере «Жизнь за царя» Н.В.Кукольника,

опере «Руслан и Людмила»,

романс «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина.

А.С.Драгомыжский


Опера «Русалка»

Итог.


Наибольшие успехи России в первой ½ XIX в. – в области культуры.

Завершился процесс складывания литературного языка и формирования национальной культуры.

1 Самое большое здание в России того времени.




Похожие:

Образование icon«Образование»
О реализации национального проекта «Образование». Основные направления кпмо псковской области. (Н. А. Федорова)
Образование iconФамилия Имя
Выпускники, получившие основное или неполное среднее образование (7-, 8-, 9- летнее образование)
Образование iconОбразование. Образование высшее. Учитель биологии средней школы. Рязанский педагогический институт трудовой и педагогический стаж

Образование iconОбразование высшее Образование высшее
Профессиональная деятельность учителя географии моу еласовская средняя общеобразовательная школа
Образование iconДокументы
1. /Образование/Порядок установления баллов_2012.pdf
2. /Образование/Процедура...

Образование iconКонтрольная работа по курсу «Концепции современного естествознания» на тему «Естествознание единая наука о природе»
Иванов И. И. Непрерывное образование: реальность и возможности / И. И. Иванов; // Высшее образование. – 1991. – № – С. 48-50
Образование iconИнструкция директор; иное должностное лицо, уполномоченное
На должность копировщика назначается лицо, имеющее начальное профессио­нальное образование без предъявления требований к стажу работы...
Образование iconРегламент предоставления муниципальных услуг в области образования: «Дополнительное образование»
«Дополнительное образование» (далее – муниципальная услуга), являются муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования...
Образование iconБлок I “Базовое образование”
Блок I “Базовое образование” Цель анализа: определить уровень развития учащихся и тенденции его формирования; качество знаний, умений...
Образование iconАнализ работы рцпи кармаскалинского района за 2007-08 уч г. Районный центр педагогической информации работает по реализации приоритетного национального проекта «Образование»
«Образование». На сегодняшний день в школах района 218 компьютеров. Но поступившие в 2001 году по программе «Дети России» компьютеры...
Образование iconРегламент предоставления муниципальной услуги «Дошкольное образование»
«Дошкольное образование» (далее – муниципальная услуга), являются муниципальные образовательные учреждения муниципального района...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов