Сведения об icon

Сведения об



НазваниеСведения об
Дата конвертации27.08.2012
Размер120.26 Kb.
ТипДокументы

«Профильные классы как один из способов самоопределения учащихся в старшем звене общеобразовательной школы»

Сведения об авторе:

Швец Сергей Анатольевич

преподаватель организатор основ безопасности жизнедеятельности муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 2 г. Орла; соискатель учёной степени кандидата педагогических наук в Орловском государственном университете.

ssagdj@mail.ru

раб. (486-2) 76 – 02 – 99; дом. (486-2) 74 – 80 – 72; сот. 89536198863;

302042, г.Орёл, ул. Чечневой д.1, кв. 36

В настоящее время перед российской системой образования встают новые проблемы, обусловленные сложными социально-политическими и культурными сдвигами, которые произошли в мире в конце XX века. И одной из главных проблем изменений в образовании встаёт задача обновления его цели. «Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний… Профессиональное образование в свою очередь, ещё не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В тоже время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни» [ 3 с.4]

Несмотря на это, динамичное развитие экономики привело к росту конкуренции, которая в свою очередь вызвала сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда. Появилась постоянная потребность в повышении и росте профессиональной деятельности и квалификации работников.

В проекте государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 годы" говорится: « … важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты .... Речь идет об овладении обучающимися умениями коммуникации, анализа, принятия решений. При таком подходе существенно меняется роль и задачи изучения дисциплин социально­ гуманитарного и естественно­научного циклов, возрастает значимость учебных курсов с элементами освоения технологий. В них будут активно использоваться проектные методы, вовлекающие школьников в практическую деятельность. К 2011 г. будет завершен организационный переход на принципы профильного обучения. При этом профильное обучение будет обеспечивать возможность построения школьником индивидуальных образовательных траекторий» [1 с.
10,11]

Не случайно, для более ускоренного, вовлечения в процесс трудовой деятельности, в практику общеобразовательной и профессиональной подготовки молодежи, вводится принципиально новая системная составляющая — профильное обучение с авторскими программами, например, изучения иностранных языков, эстетические курсы или других предметов, которые в силу определённых обстоятельств больше всего подходят данному образовательному заведению. Время на изучение профильных дисциплин определяется в каждом конкретном учебном учреждении самостоятельно за счёт собственных учебных ресурсов. Это в значительной степени расширяет возможности социализации учащихся, способствует эффективной подготовке выпускников средней школы к освоению программ высшего профессионального образования. В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, одобренной на заседаниях Федерального координационного совета по общему обра­зованию 24 апреля и 28 июня 2002 года говорится: «Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональными эффективным» [ 2 с.7]

Ныне существующий разрыв между средней общеобразовательной в школой и высшими учебными заведениями страны не даёт возможностей для построения непрерывной профессиональной карьеры при переходе на обучение в высшем учебном заведении учащимися. «Профессиональная деятельность – это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности» [5 с.30]. Выбор профессии для старшеклассника становится самым важным и трудным делом. Этот выбор начинается с профессионального самоопределения, на которое влияет большое количество различных внешних факторов, начиная от примера родителей и заканчивая советами друзей. Долгое время он рассматривался как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. В 10–11-ом классах у учащихся должен уже вполне осознанно сформироваться выбор своей будущей сферы деятельности, отношение к определённым профессиям, а в связи с этим изменяется и мотивация к изучению школьной программы. На этом промежутке времени, юноши и девушки уже не зависимо от желания педагогов осуществляют выбор учебных предметов, а вместе с этим выбирается и программа подготовки (если такая есть в учебном заведении) в соответствии с выбранной профессией. Поэтому в концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования подчёркивается: «Многолетняя практика убедительно показала, что, как мини­мум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов... Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшекласс­ников. При этом традиционную позицию, как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.), поддерживают около четверти стар­шеклассников» [ 2 с.7].

Сегодня можно констатировать, что российским образованием достигнуты определенные успехи в работе по организации профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы: разработаны авторские программы и примерные учебные планы для основных профилей подготовки и возможные направления профилизации и структуры профилей в отдельных школах. На практике апробированы перспективные формы организации профильного обучения. «О профессиональной пригодности … можно судить по объективному критерию – успешному овладению профессией и субъективному - удовлетворённости трудом» [4 с.11]. Основным критерием здесь выступают интересы детей, которые во многом зависят от содержания профессиональной подготовки отдельных педагогов и типовых или авторских учебных программ, призванных удовлетворять потребности различных категорий школьников в профильном обучении.

В настоящее время государственных требований, обязательных для исполнения и включения в эти программы не сформулировано. Может быть и лучше? Во – первых, это обеспечивает максимальную оперативность внедрения данной программы в процесс обучения, так как сам педагог является одновременно и автором этой программы. Поэтому работая со своей программой, он своевременно может вскрывать её недостатки и в процессе обучения сразу же вносить необходимые коррективы, которые не требуют различных согласований и разрешений вышестоящих инстанций. Во – вторых, такая система позволяет наиболее эффективно осуществлять обратный контроль за ходом усвоения материала, так как в основной своей массе данные программы предполагают после небольшого теоретического курса практическую деятельность которая, в свою очередь, выступает наиболее значимым критерием проверки качества усвоения теоретического материала. В – третьих, существующая система проверки знаний зачастую ставит педагога на одинаковые реальные условия вместе с обучающимися (особенно это характерно для тех программ, которые направлены на обеспечение и выработку навыков по безопасности жизнедеятельности).

Все программы профильной подготовки, осуществлённые в Российских школах, в настоящее время можно разделить на две большие группы: основные и дополнительные. Основная программа, предназначена для подготовки учащихся конкретно принятому в данном учебном заведении профилю и рассчитана на 2 года обучения в 10 – 11 классах средней общеобразовательной школы (СОШ). Дополнительные программы, которых как правило несколько, связаны с необходимостью формирования и развития определённых знаний, умений, навыков, необходимых для реализации будущей профессиональной деятельности. Работая с такими дополнительными программами профильной подготовки, преследуется цель – поставить учащихся в условия, когда они самостоятельно могут принять оптимальное решение на последовательность необходимых и правильных действий на основании полученных ими в ходе обучения знаний. Такие дополнительные программы могут включать проведение различных соревнований, викторин, конкурсов, смотров, диспутов и т.д. Примером одной из таких программ может служить проведение итоговой аттестации учащихся по основам безопасности жизнедеятельности, проводимой в виде соревнований по «Школе выживания», которая проводится ежегодно начиная с 1998 года, в нашем общеобразовательном учреждении. На первом этапе 1998 – 2001 гг. эта программа преследовала цель закрепления полученных знаний учащимися по основам безопасности жизнедеятельности действиям в экстремальных ситуациях природного и техногенного характера в старшем звене с 9-го по 11-е классы. По мере вовлечения в процесс обучения учащихся более младших классов, возникла необходимость привлечения к освоению дополнительной программы других классов, включая основную начальную школу. Эта программа преследовала цель закрепления полученных знаний по основам безопасности жизнедеятельности на всех уровнях общеобразовательной школы в виде проведения соревнований с привлечением 100% учащихся школы.

В чём состоит положительный эффект названной программы? Во-первых, заключительное занятие по темам ОБЖ проводилось в форме спортивной игры и не вызывало у детей нервозности и определённого эмоционального напряжения, характерного при проведении любых итоговых или зачётных занятий. Во-вторых, по маршрутным карточкам, которые находились у каждой команды на протяжении всех соревнований, можно было сделать выводы: какие темы или их разделы и в каких классах вызывают наибольшие затруднения и требуют дополнительного внимания и рассмотрения на занятиях. В-третьих, такая форма проведения итоговой аттестации по пройденным темам ОБЖ вызывала только положительные эмоции. В-четвёртых, в соревнованиях принимали участие все ученики, допущенные по состоянию здоровья к физическим нагрузкам, но они сами решали, на каком этапе и кто будет в составе команды принимать в них участие. В-пятых, преимущество программы состоит в том, что в любом общеобразовательном учреждении проведение таких соревнований не требует серьёзных материальных затрат. При этом не обязательно проводить все этапы соревнования сразу. Достаточно из всех перечисленных выбрать те, которые на первое время подходят к данной школе, а в дальнейшем просто наращивать их наполняемость.

Общедоступность таких дополнительных программ профильной подготовки, их адаптивность к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся, оперативность внедрения в процесс обучения позволяют сделать вывод о том, что видимо в дальнейшем в системе профильного образования, обучение детей целесообразно строить на основании подобных программ. Введение государственных стандартов на эти программы видимо может являться не совсем целесообразным. Хотя не исключается, что содержание подготовки по различным предметам и профилям должны определяться государством. Сказанное не должно мешать развитию авторских программ, которые должны составлять более 30% от всего количества изучаемого содержания.

Анализ существующей в муниципальном общеобразовательном учреждении – средней общеобразовательной школе № 2 г. Орла программы подготовки по аварийно спасательному делу кадетов спасателей МЧС показал эффективность её существования. При профильном обучении дидактическая система (цели, содержание) ориентирована на интересы обучающихся или проектируемую ими в будущем профессию. Это подтверждено не только в данном учебном заведении, но и в тех учебных заведениях, где имеет место профильная подготовка. В таких образовательных заведениях сделать выбор своей будущей профессиональной деятельности гораздо легче и не составляет большого труда, так как школа этот выбор уже сделала. А это способствовало самоопределению ребят. Одним данный профиль подошёл, и они успешно проходят обучение в соответствии с выбранной профессией. Другим окончательно стало понятно, что данная профессионализация обучения им не подходит и следует свой выбор делать в другой сфере деятельности, так как « специалист – это профессионально компетентный работник обладающий необходимым для качественного и производительного труда знаниями, умениями, качествами, опытом и индивидуальным стилем деятельности» [ 5 с.30].

Проведённые на протяжении последних пяти лет исследования показали, что если учебное заведение занималось профильной подготовкой, то учащиеся, заканчивая такие школы, выбирают в дальнейшем высшие учебные заведения соответствующие профилю школы или же близкие этому профилю специальности. Это довольно хорошо просматривается на примерах муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 2 по подготовке кадетов спасателей МЧС, средней общеобразовательной школы № 23 с углубленным изучением английского языка, муниципальной гимназии № 34 со спортивно – информационным профилем г. Орла.

Так, например, в школе № 2 первый кадетский класс подготовки кадетов спасателей МЧС был образован в 2002 году, первый выпуск осуществился в 2004 году. До этого года учащиеся после окончания учебного заведения имели незначительный процент поступления на специальности связанные с деятельностью МЧС. Конкретно к этим специальностям можно отнести специальности связанные с большой физической нагрузкой (факультет физической культуры и спорта Орловского государственного университета), оказания первой медицинской помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (медицинский институт Орловского государственного университета), специальности требующие определённых воинских навыков и умений выполнять поставленные задачи в любой экстремальной ситуации (военные учебные заведения).

Однако с началом первого выпуска кадетов спасателей МЧС из средней общеобразовательной школы № 2 в 2004 году и в последующих годов видно, что процент поступления выпускников школы № 2 на специальности связанные с профессиональной деятельностью спасателей МЧС, резко возрос и практически остаётся на достаточно высоком уровне, по сравнению с предыдущими годами. Если этот процент составлял за предыдущие годы для примера 2001 год – 10%; 2002 год – 5 % ; 2003 год – 2 %, то начиная с 2004 года резко возрастает и составляет по годам 2004 – 34.6 %; 2005 год – 38.1 %; 2006 год – 45 % ; 2007 год – 28.6 % ; 2008 год – 20.8 % ; 2009 год – 33.3 %. Характерным является то, что этот процент не снижается ниже 20% не смотря на сокращение численности выпускников школы, связанное с ухудшением демографической обстановки в стране.

Это характерно и для муниципальной гимназии № 34. Процент поступления выпускников на специальности, связанные с физическим воспитанием, не высокий и составляет 10.01%. Однако он хоть и колеблется в большом диапазоне (от 1.3% до 23.9%), вместе с этим подчёркивает то, что нет, ни одного года выпуска из муниципальной гимназии № 34, который бы не обеспечивал поступление учащихся на факультет физической культуры и спорта в Орловский государственный университет. Для примера на протяжении 6 лет составил:

2003 год – 7.7%

2004 год – 1.3%

2005 год – 10.4 %

2006 год – 2.6%

2007 год – 17.5%

2008 год – 6.7%

2009 год –23.9%

Примерно такая же картина вырисовывается и с муниципальной общеобразовательной школой № 23 с углубленным изучением английского языка при анализе поступления выпускников на факультет английского языка в Орловский Государственный университет. На протяжении 5 лет составил 2005 год – 6.6 %

2006 год – 14.4%

2007 год – 9.6%

2008 год – 20.4%

2009 год –9.84%

Если рассматривать любое другое муниципальное общеобразовательное учреждение города Орла из существующих 43 муниципальных общеобразовательных учреждений а также учебных заведений в Орловской области, которое не является профилированным и проверить поступление этих заведений на любые специальности, то они носят хаотический характер и не связаны с какими – либо закономерностями в выборе своего профессионального пути. Это относится к любым специальностям и на любом факультете высшего учебного заведения.

Из этого следует, что введение профильного образования в муниципальных учебных заведениях уже на стадии обучения в школах, гимназиях ориентируют учащихся на выбор дальнейшего профессионального пути. А это в свою очередь способствует более качественной подготовке специалистов, так как обучение выбранной специальности у них начинается значительно раньше (на 2 – 3 года) по сравнению с теми, кто сразу, после школы поступил в выбранный ВУЗ. И кроме того в связи с тем, что основной массе, поступивших на первые курсы, этот курс обучения даётся тяжело, так как они перешли на более высокую ступень образования, выпускники профилированных учебных заведений, этот барьер преодолевают легче (специфика обучения им уже знакома, они знают что изучают и имеют первичные знания по этим дисциплинам). «… если говорить о рынке труда, то он, а точнее – конкретные бизнесмены ждут от выпускников школ не столько фундаментальных знаний, сколько определённых навыков, которые позволяют быть не столько знающими, сколько успешными в конкретной деятельности» [ 6 с.17]. Следовательно, введение профильного обучения является положительным результатом и способствует профессиональному становлению личности. И в этом в первую очередь должно быть заинтересовано само государство, если оно хочет наращивать рост профессиональной деятельности и квалификации работников, а одновременно с этим сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда.

Литература:

1. И.М. Реморенко. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы». Россия. 28.08.2008/14:11:00. [Электронный ресурс] / Портал «Гуманитарные технологии в социальной сфере». Режим доступа: http://portal.gersen.ru/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,9126/Itemid,50/ – Дата доступа: 23.05.2009.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ МО № 2783 от 18.07.02) // Вестник образования. Сборник приказов и инструкций МО РФ. Декабрь 2002. Пилотный № 4. Профильное обучение. Тематический выпуск. С. 5-26.

3. Правительство РФ распоряжение от 29.12.2001, № 1756 – р «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». – М.: АПК и ПРО, ул. Прянишникова, 2А – 28 с.

4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М. : Знание, 1991. – 80 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 11).

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург. Деловая книга, 2003. – 336 с. – («Gaudeamus»).

6. К.Е. Сумнительный. Профильное обучение: какова цена вопроса? – М.; Чистые пруды, 2006. – 32 с – (Библиотека «Первое сентября», серия «Управление школой». Вып. 4 (10)





Похожие:

Сведения об icon1 Общие сведения о школе Социальное окружение школы. Роль школы в социуме Сведения об учащихся

Сведения об iconУстройство автоматического подогрева краски
Настоящее описание содержит сведения о назначении, технических данных, устройстве, принципе работы и другие сведения о нагревателе...
Сведения об iconПрограмма для автоматизации землеустроительных работ Автоматическое формирование
В план автоматически вносятся сведения об объекте, геоданные, чертеж объекта (основные и вкрапленные участки), сведения о вкрапленных...
Сведения об iconМ. Г. Мордовин 2009г. Подпись И. О. Фамилия
Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о...
Сведения об iconЕжеквартальныйотче т открытое акционерное общество "Станкозавод"
Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о...
Сведения об iconЕжеквартальныйотче т открытое акционерное общество "Станкозавод"
Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о...
Сведения об iconЕжеквартальныйотче т открытое акционерное общество "Станкозавод"
Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о...
Сведения об iconЕжеквартальныйотче т открытое акционерное общество "Станкозавод"
Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о...
Сведения об iconЕжеквартальныйотче т открытое акционерное общество "Станкозавод"
Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о...
Сведения об iconЕжеквартальныйотче т открытое акционерное общество "Станкозавод"
Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о...
Сведения об iconЕжеквартальныйотче т открытое акционерное общество "Станкозавод"
Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов