Социальная готовность к школьному обучению icon

Социальная готовность к школьному обучению



НазваниеСоциальная готовность к школьному обучению
Дата конвертации27.08.2012
Размер29.88 Kb.
ТипДокументы

Социальная готовность к школьному обучению.


Прежде чем рассуждать о развитии и особенностях общения ребёнка, давайте попробуем определить что же такое общение, коммуникативные способности, зачем они нужны и как проявляются в реальной жизни.

Общение – это прежде всего процесс установления контактов. В ходе этого процесса происходит обмен информацией, её восприятие, понимание и оценка. Именно в общении возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные противоречия. Только общаясь с другим человеком, мы можем лучше узнать особенности его характера и поведения, достоинства и недостатки. Благодаря общению мы заводим себе друзей, получаем нужную информацию, можем что-то делать вместе. Общение сопровождает нас повсюду, ежесекундно взаимодействуя с ребёнком, вы даёте ему определённые нормы общения. Это происходит и тогда, когда вы разговариваете с малышом, рассказываете ему что-то, и тогда, когда просто обнимаете его или поглаживаете по головке. В ходе общения ребёнок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен своим близким и друзьям (тест «Насколько вы внимательны к своему ребёнку?»)

Способность к общению определяется некоторыми особенностями личности, которые обеспечивают эффективность её взаимодействия и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя три основных составляющих (три кита):

-Мотивационную («Хочу общаться»)

-Когнитивную («Знаю как общаться»)

-Поведенческую («Умею общаться»)

Первая составляющая включает в себя потребность в общении, желание ребёнка вступать в контакт с окружающими. Дети, у которых оно отсутствует или недостаточно развито, замкнуты, стремятся большую часть времени проводить в одиночестве, наедине с книгами, телевизором, компьютером, а то и просто глядя в окно. Недостаточное развитие потребности в общении может быть связано с чисто физиологическими нарушениями (различными патологиями развития ЦНС), но гораздо чаще это имеет под собой психологическую основу и связано, как правило, с негативными факторами социальной, прежде всего семейной среды. Это может быть следствием сложных, конфликтных отношений в семье, развода или длительного отъезда родителей, отвержения малыша взрослыми или другими детьми. Отсутствие потребности в общении лежит в основе серьёзного заболевания – детского аутизма.

Вторая составляющая коммуникативных способностей определяется тем, в какой степени ребёнок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения, которое формируется в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают малышу как вступить в контакт с другим человеком, как поддержать разговор и завершить его, как разрешать возникающие конфликты.
Отсутствие или недостаточность имеющихся представлений, а также неумение использовать свои знания в реальном общении вызывают определённые трудности при адаптации ребёнка к школе, установлении и поддержании контакта со сверстниками: его конфликтность, агрессивность, застенчивость, замкнутость.

Третья составляющая («умею общаться») включает в себя умение адресовать сообщения и привлечь к себе внимание собеседника, заинтересовать его своим мнением, принять его точку зрения, умение критично относиться к собственному мнению, действиям, высказываниям, умение слушать, эмоционально сопереживать, умение разрешать конфликтные ситуации.

Итак, коммуникативные способности представляют собой неразрывное единство трёх своих составляющих. Только при достаточном и гармоничном развитии каждой из них можно говорить о наличии у ребёнка развитых коммуникативных способностей.

Определить есть ли проблемы в общении у вашего ребёнка можно ответив на вопросы:

  1. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними? (хочет общаться)

  2. Соблюдает ли он очерёдность, когда этого требует ситуация? (знает, как общаться)

  3. Способен ли ребёнок слушать других не перебивая? (умеет ли общаться)

Если на все вопросы ответили «да» - проблем общения нет, адаптация к школе пройдёт успешно. По отдельным вопросам «нет» - проблемы в школе, трудности адаптации.


Оценка уровня социальной готовности к школе.

Выше среднего уровень – ребёнок легко вступает в контакт

Средний уровень – правильно воспринимает ситуацию, понимает её смысл, адекватно ведёт себя.

Ниже среднего – контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на неё не всегда или не совсем адекватны.

Низкий уровень – плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, понимании ситуации.




Похожие:

Социальная готовность к школьному обучению iconТеоретические аспекты «готовности к школьному обучению» Классики отечественной психологии
Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов,...
Социальная готовность к школьному обучению iconПлан работы пмпк моу «сош г. Бирюча» на 2008-09 учебный год
Представление документов на пмпк уч-ся с низким уровнем готовности к школьному обучению
Социальная готовность к школьному обучению iconИнтеллектуальная готовность ребёнка к школе
...
Социальная готовность к школьному обучению iconПриказ №117 «14» апреля 2011 год
Оу рб на 2010-11 уч г. (приказ Мин. Образования рб №63 от 18. 02. 2011 г.) с целью выявления и оценки сформированности общеучебных...
Социальная готовность к школьному обучению iconДокументы
1. /Info.txt
2. /Пpоблема взаимодействия семьи...

Социальная готовность к школьному обучению iconДокументы
1. /Info.txt
2. /Психологическая готовность...

Социальная готовность к школьному обучению iconПриказ №69 «1» марта 2010 год
С целью выявления и оценки учебных и общеучебных умений и навыков учащихся, сформированных по предмету история Отечества за 8 и 9...
Социальная готовность к школьному обучению iconСоциальная сфера социальная структура общества
Целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных групп, слоев и общностей
Социальная готовность к школьному обучению iconРабочая программа по обучению грамоте 8 Пояснительная записка к рабочей программе по обучению грамоте 9
Изобразительное искусство. Н. М. Сокольникова,С. П. Ломов1 класс. Умк «Планета Знаний» 160
Социальная готовность к школьному обучению iconФизиологическая готовность ребёнка к школе. Понятие «готовность ребёнка к школе»
Поэтому минимум за год до школы укрепляйте здоровье будущего ученика. Согласно требованиям медиков перед школой ребёнок должен пройти...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов