Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Подготовка учащихся основной школы к государственной icon

Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Подготовка учащихся основной школы к государственной



НазваниеМинистерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Подготовка учащихся основной школы к государственной
страница1/8
Дата конвертации27.08.2012
Размер1.37 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»


Подготовка учащихся

основной школы

к государственной

(итоговой) аттестации

в независимой форме


Методические рекомендации


Саратов

2008

ББК 74.2

П 44


Редактор

заведующий кафедрой филологического образования,

зав. лабораторией содержания и методов обучения языкам и литературе

^ ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», доцент

А.А. Волков


П 44 Подготовка учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме: Методические рекомендации / Под ред. А.А. Волкова. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008. – 80 с.


Рецензенты:

Львова С.И., зав. лабораторией обучения русскому (родному) языку Института содержания и методов обучения Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор;

Никитина Е.А., доцент кафедры педагогики Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, кандидат педагогических наук.


В настоящий сборник вошли методические рекомендации по подготовке учащихся 5-9-х классов к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по русскому языку, алгебре, геометрии, физике, химии, биологии, обществознанию, географии.

Для учителей-предметников, специалистов и методистов муниципальных органов управления образованием, руководителей общеобразовательных учреждений.


ББК 74.2


© Авторы статей, 2008

^ Вместо предисловия


Основная идея обновления системы государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы связана с важнейшей задачей модернизации российского образования – совершенствованием контроля и управления его качеством.

Введение профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, диктует создание открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой могли бы стать основой для их зачисления в профильные классы старшей ступени общего образования, а также в учреждения системы начального и среднего профессионального образования.
Поэтому одним из направлений эксперимента по введению профильного обучения стало создание новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений.

Основными задачами проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в независимой форме являются:

– создание условий для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшей школе;

– формирование единой объективной независимой системы оценки качества образования выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в условиях проведения государственной аккредитации общеобразовательных учреждений, аттестации педагогических работников, создания прозрачных механизмов комплектования профильных классов, подготовки к ЕГЭ;

– повышение ответственности общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования;

– выработка единого уровня требований педагогов к образовательным достижениям обучающихся;

– определение образовательного рейтинга выпускников IX классов общеобразовательных учреждений.

В 2006 году апробация обновленной системы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов проводилась в 45 субъектах Российской Федерации, в 2008 году – в 74.

В ходе эксперимента были разработаны и прошли апробацию:

– новые модели организации итоговой аттестации учащихся;

– новые экзаменационные материалы;

– новые процедуры проведения обязательных экзаменов.

Перевод на более объективную и прозрачную для общества основу приема в профильные классы потребовал перехода к «внешней» процедуре проведения выпускных экзаменов девятиклассников взамен традиционной «внутренней» процедуры.

В этом отношении важным является то, что принятые изменения и дополнения в «Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х, 11-(12)-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (приказ МО России от 21.01.2003 № 135) обеспечивают необходимое правовое поле для создания муниципальных экзаменационных комиссий (МЭК), являющихся основным механизмом перехода к «внешним» формам оценивания учебных достижений учащихся.

В функции МЭК входит решение всех организационных вопросов, связанных с проведением государственной (итоговой) аттестации, в частности создание предметных экзаменационных комиссий, которые осуществляют проверку и оценивание работ учащихся.

Создание МЭК позволяет реализовать ключевой принцип построения новой системы итоговой аттестации выпускников основной школы – разделение функции обучения и функции проверки учебных достижений обучаемых.

Новая процедура проведения письменного экзамена не предусматривает присутствие в аудитории, в которой проводится экзамен, учителя, преподававшего в этом классе. Однако он может входить в состав предметной экзаменационной комиссии. Это возможно благодаря еще одному принципу, положенному в основу создаваемой системы, – анонимности проверки экзаменационных работ учащихся. Работы шифруются, тип шифра разрабатывается в каждой муниципальной экзаменационной комиссии самостоятельно.


В настоящем сборнике представлены методические рекомендации по подготовке и проведению итоговой аттестации девятиклассников по восьми предметам: русскому языку, алгебре, геометрии, физике, химии, биологии, обществознанию, географии.

Материалы сборника подготовлены с учетом накопленного в области опыта организации и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы в незавимой форме и позволяют учителю найти выход из возникающих в процессе подготовки к итоговой аттестации затруднений.

^ Подготовка учащихся основной школы

к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме

по русскому языку


А.А. Волков,

заведующий кафедрой филологического образования,

зав. лабораторией содержания и методов обучения языкам и литературе, доцент


Как известно, основной целью новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов является введение открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а также могут учитываться при формировании профильных классов на старшей ступени общего образования.

^ Содержание экзаменационной работы по русскому языку определяется следующими документами:

1) Обязательным минимумом содержания основного общего образования по предмету (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236) // Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку / Н.М. Шанский, М.Т. Баранов, В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2000. – С. 6-10;

2) Примерной программой по русскому (родному) языку для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) // Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку / Н.М. Шанский, М.Т. Баранов, В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2000. – С. 11-23;

3) Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03 2004 г. № 1089) // Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – С. 26-36;

4) Примерной программой основного общего образования по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения // http://www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/pp/03-2-o.doc.

Содержание экзаменационной работы позволяет оценивать достижения учащихся не только в таких видах речевой деятельности, как аудирование (слушание) и письмо, что предусматривается традиционной формой письменного экзамена (изложение с элементами сочинения), но и в чтении и анализе текста. При этом проверяются умения целевого извлечения информации при чтении, умения ее перераспределять и передавать в соответствии с заданными коммуникативными целями.

В прошедшем 2007–2008 учебном году регионам было предложено выбрать один из двух утвержденных вариантов контрольно-измерительных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации, организуемой территориальными экзаменационными комиссиями, по русскому языку: № 1 – структура и спецификация 2008 г. (далее – вариант-08), № 2 – структура и спецификация 2007 г. (далее – вариант-07).

В варианте-08 обновлена спецификация экзаменационной работы, разработан новый демонстрационный вариант КИМ, подготовленный Федеральным государственным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ). Кодификатор элементов содержания экзаменационной работы варианта-08, являющийся основой для составления экзаменационных материалов за курс основной общеобразовательной школы по русскому языку, сохранен по варианту 2007 г. и построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала.

Второй вариант (вариант-07) совпадает с вариантом 2007 года. Единственным изменением является то, что текст для изложения взят не по учебному пособию «Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс» (Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова).

Принципиально новым в варианте-08 по сравнению с вариантом-07 является следующее:

1) увеличено количество тестовых заданий (с 10-ти до 21-го);

2) введены тестовые задания открытого типа (задания по типу части В ЕГЭ по русскому языку);

3) вместо подробного изложения учащимся предлагается написать изложение сжатое;

4) предлагается выбрать один из двух вариантов тем сочинения;

5) уменьшен объем письменных работ: и изложения (не менее 90 слов вместо не менее 100 слов), и сочинения (не менее 50 слов вместо не менее 80 слов).

С обоими вариантами спецификаций, кодификаторов и демонстрационных вариантов КИМ можно ознакомиться на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по адресу:

http://final.ron.rbcsoft.ru/ru/activities/attestation/9/

Не вызывает сомнений тот факт, что сложившаяся в подавляющем большинстве общеобразовательных учреждений методика обучения русскому языку не позволяет подготовить выпускника основной школы к итоговой аттестации по русскому языку по материалам варианта-08 на должном уровне, тем более что проект варианта появился в конце января 2008 года, т.е. всего за четыре месяца до проведения самой аттестации, а утвержденная версия – в конце февраля. Поэтому в 2008 году в Саратовской области государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы, организуемая территориальными экзаменационными комиссиями, по русскому языку проводилась по второму варианту контрольно-измерительных материалов, т.е. по материалам образца 2007 года, т.к. по использованию КИМов этого варианта в области уже накоплен определенный опыт.

Однако это ни в коем случае не означает, что учителя области в процессе подготовки девятиклассников к итоговой аттестации 2009 года не должны учитывать те новшества, которые имеются в варианте-08.


Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом опыта проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы, организуемой территориальными экзаменационными комиссиями, по русскому языку за три последних года и с учетом нововведений в контрольно-измерительных материалах варианта-08.


Работа учителя по подготовке девятиклассников к итоговой аттестации складывается из трех основных этапов.

На первом (подготовительном) этапе учитель должен еще раз обратиться к нормативным документам, определяющим содержание и структуру обучения русскому языку в период получения основного общего образования (обязательный минимум или федеральный компонент, примерные программы, авторскую программу), с целью определения основных требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам выпускника основной школы.

На втором (организационном) этапе необходимо ознакомить обучающихся со структурой и содержанием экзаменационной работы, процедурой проведения экзамена, с критериями оценки составных частей экзаменационной работы и шкалой перевода баллов в оценки (по предыдущему учебному году).

На третьем (содержательном) этапе учитель должен еще раз осмыслить основные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам выпускников основной школы, и выстроить на завершающем этапе обучения подготовку к итоговой аттестации таким образом, чтобы как можно рациональнее было использовано оставшееся время, отобрав при этом для повторения и обобщения такие темы, которые вызывают затруднение у большинства обучающихся.


^ Рекомендации по реализации организационного этапа подготовки к аттестации.

Ознакомление обучающихся с заданиями демонстрационных версий государственной (итоговой) аттестации по русскому языку за курс основной школы необходимо проводить как можно раньше. Возможно поэтапное ознакомление с заданиями в ходе изучения темы, лежащей в основе того или иного задания. Типовые задания в данном случае можно использовать как средства текущей аттестации.

В начале выпускного учебного года необходимо ознакомить обучающихся со структурой и содержанием демонстрационной версией КИМ предыдущего года, обратив при этом внимание на тот факт, что демо-версия для текущего учебного года может быть откорректирована. Как только появится утвержденная демо-версия, она должна быть сразу взята на вооружение учителем и обучающимися в процессе подготовки к аттестации.

При сопоставлении демо-версий прошлого года и утвержденной для текущего года учитель должен обратить внимание обучающихся на основные различия и уточнения, появившиеся в демо-версии текущего года. Такое сопоставление лучше проводить на материале планов экзаменационной работы, традиционно выступающих приложениями к спецификациям. Еще раз отметим, что эта работа проводится с утвержденной для данного учебного года демо-версией, а не с появившимся для обсуждения проектом.

В качестве примера можно привести ситуацию 2007-2008 учебного года, когда с сентября по январь учитель работал с выпускниками по плану варианта-07, а в конце января появился проект варианта-08. Утвержденная демо-версия варианта-08 появилась в конце февраля, и в нее были также внесены изменения. Основная задача учителя заключалась в том, чтобы, во-первых, иметь четкое представление не только об основных различиях варианта-07 и проекта варианта-08, но и о различиях проекта и утвержденного варианта-08, а во-вторых, оперативно среагировать на кардинальные изменения, внесенные в план экзаменационной работы, и донести эту информацию до обучающихся.

Приведем планы экзаменационной работы обоих вариантов, по которым проходила аттестация в 2008 году, для того, чтобы учителя имели представление о тех заданиях, которые потенциально могут быть в КИМах аттестации 2009 года.


^ План демонстрационного варианта

экзаменационной работы по русскому языку (вариант-08)




^ Обо-

значе-

ние

зада-

ния в

работе

Проверяемые

элементы содержания

Коды проверя-емых эле-ментов содержа-ния по кодифи-катору

^ Коды прове-ряемых

умений

(п. 4

специ-фика-ции)

Пример-

ное

время выпол-нения задания (мин.)

Часть 1

100

1

С1

Адекватное понимание устной речи. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

Текст как продукт речевой деятельности.

8.5

8.9

8.10

8.11

9.2

9.3

9.4

1, 2, 3,

16-20




Часть 2

85

2

А1

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения

8.6

4, 6,

10

3

3

А2

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста

8.2

4, 5, 6,

10

3

4

А3

Извлечение информации из различных источников

8.7

4, 6,

10

3

5

А4

Синонимы. Антонимы. Омонимы

2.2

4, 6, 10

4

6

А5

Лексическое значение слова

2.1

4, 6, 7,

10

3

7

А6

Лексический анализ слова

2.4

4, 6, 10

3

8

А7

Выразительность русской речи

10.1–10.4

8

6

9

В1

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения

8.11

8

4

10

В2

Правописание корней

6.1

20

4

11

В3

Правописание приставок

6.2

20

4

12

В4

Правописание суффиксов

6.3

20

4

13

В5

Знаки препинания в простом ослож-нённом предложении

7.3

20

4

14

В6

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

7.5

20

4

15

В7

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

7.6

20

4

16

В8

Словосочетание

5.1

13

4

17

В9

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения

5.3

14

5

18

В10

Простое осложнённое предложение

5.8

13

4

19

В11

Простое осложнённое предложение

5.8

13

4

20

В12

Синтаксический анализ сложного предложения

5.15

13

5

21

В13

Сложные бессоюзные предложения

5.11

13

5

22

В14

Сложные предложения с разными видами связи

5.12

19

5

Часть 3

55

23

С2

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи

8.6

8.7

8.10

8.11

9.2–9.4

7.1–7.8

7




Примечание. При оценке практической грамотности и фактической точности письменной речи экзаменуемого максимальный балл за сочинение и изложение в целом равен 10.

Всего заданий – ^ 23.

Общее время выполнения работы – 240 мин.
  1   2   3   4   5   6   7   8




Похожие:

Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Подготовка учащихся основной школы к государственной iconГаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс основной школы (методические рекомендации)
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Подготовка учащихся основной школы к государственной iconМинистерство образования Саратовской области гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» психолого-педагогическая
Психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к государственной итоговой аттестации (методические рекомендации)...
Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Подготовка учащихся основной школы к государственной iconМетодические рекомендации по подготовке к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс основной школы в 2011 году
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Подготовка учащихся основной школы к государственной iconМетодические рекомендации по созданию информационных ресурсов проекта модернизации системы общего образования
Гаоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Подготовка учащихся основной школы к государственной iconМетодические рекомендации по созданию информационных ресурсов проекта модернизации системы общего образования
Гаоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Подготовка учащихся основной школы к государственной iconМетодические рекомендации по созданию информационных ресурсов
Гаоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Подготовка учащихся основной школы к государственной iconМетодические рекомендации по созданию информационных ресурсов
Гаоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Подготовка учащихся основной школы к государственной iconСаратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Подготовка учащихся основной школы к государственной iconРеферат слушателя курсов повышения квалификации х-1 учителя химии моу сош №1 р п. Новоспасское Богдановой Кадрии Шазамовны по теме: Подготовка учащихся к егэ по вопросу В4 «Гидролиз солей»
Ульяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования
Министерство образования саратовской области гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Подготовка учащихся основной школы к государственной icon«Подготовка учащихся 11 класса к егэ по вопросу «Электролиз растворов и расплавов солей»
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов