В. Г. Белинский О. Г. Тихонова возрождение программа icon

В. Г. Белинский О. Г. Тихонова возрождение программа



НазваниеВ. Г. Белинский О. Г. Тихонова возрождение программа
>В. Г. Белинский<><><><>О. Г. Тихонова<><><>ВОЗРОЖДЕНИЕ<><><>Про
Дата конвертации27.08.2012
Размер222.14 Kb.
ТипПрограмма




кто не принадлежит своему отечеству,

тот не принадлежит человечеству

В. Г. Белинский


О. Г. Тихонова


ВОЗРОЖДЕНИЕ


Программа по народной культуре для детей дошкольного возраста


Орел, 2003 год.


Мысль о том, что формирование гражданина начинается с развития чувства любви и уважения к своей Родине, народу, своему дому не нова. Она ясно прослеживается в трудах Виноградовой Н. Ф., Жу­ковской Р. И., Козловой С. А., Макаренко А. С., Понасенхо Г. И., Сухомлинского В. А. и многих других. Проведенные исследо­вания доказали, что идейно-гражданское воспитание и образование осуществляется на основе неразрывного единства нравственных чувств, сознания и поведения.

Источником обновления гражданско-политического воспитания дошкольников должна стать народная культура. Народная культура как предмет — это интегративный курс, включающий в себя исторические, этнографические, искусствоведческие и другие знания.

Среди проблем, стоящих перед современной психолого-педагогичес­кой наукой, важнейшее значение приобретает проблема формирования национального самосознания. Национальное самосознание понимается нами как осознание личностью своей принадлежности к нации, основанное на понимании ее особенностей. Как показано в исследованиях B. C. Мухиной, Э. В. Погорелова, И. М. Сеченова, С. Л. Рубинштейна, Е. В. Шороховой, П. Р. Чамата и др., самосознание появляется на основе знаний к развивается в деятельности. Осознание себя происходит у ребенка-дошкольника как только он начинает выделять себя и свои действия из существующего. Расширение представлений, обогащение опыта, психи­ческое развитие ведут за собой и изменение в самосознании. К 7 годам ребенок способен оценить себя и окружающих, имеет свои суждения и оценки.

Осознание своей принадлежности к определенной нации происходит уже к 4 – 5 годам (Богомолова М. И., Капустина Н. Г., Суслова Э. К.). При этом особое значение приобретает позиция взрослого и уровень его авто­ритета (Левкович В. П., Кумицкайте Л. Д.). В дошкольном возрасте очень часто таким авторитетным взрослым становится воспитатель.

Поиски путей формирования национального самосознания приводят нас к мысли о необходимости изучения художественного своеобразия родного языка, особенностей национального уклада жизни, обрядов, обы­чаев и традиций своего народа. Все это оформляется в понятие «националь­ная культура».

Содержание, отобранное для изучения в дошкольных учрежде­ниях, должно отвечать следующим требованиям:

1. Историческая и этнографическая достоверность.

2. Краеведческая направленность.

3. Доступность детям-дошкольникам.

4. Логическая взаимосвязь, предлагаемых для изучения собы­тий и явлений.


Следует определить условия реализации программы.

1. Создание среды для проведения занятий по народной культуре. В группе целесообразно отвести место, которое будет оформлено в стиле русской избы, палат, терема. Внешний вид будет меняться с обогащением знаний де­тей, с усвоением новых понятий. Для проведения занятий по народной культуре воспитателю следует иметь на­циональный костюм соответствующий возрасту, со­циальному положению и традициям края.

Подборка книг, иллюстраций, народных игрушек, предметов быта и декоративно-прикладного искусства помогут в изучении народной культуры. Полезными бу­дут и разработанные воспитателем разнообразные дидактические игры.

2. Изменение некоторых устоявшихся традиций группы. В ос­нове взаимоотношений русских всегда лежала община. Именно она влияла на личность, вырабатывала мо­ральные нормы и правила поведения. Поэтому всегда в русском народе на первом месте стояло мы, а не я. В свете этого в необходимо, уже начиная с 1 – 2 младших групп, вводить элементы общинного уклада семьи, тем более, что жизнь дошкольного учреждения располагает к этому. К таковым можно отнести организацию приема пищи за общим столом, как это было в русской семье, участие в трапезе взрослых (няня и воспитатель), пение колы­бельных песен перед сном и многое другое.

3. Расширение кругозора педагогических работников. Грамотно отобрать содержание, определить формы его изложения и закрепления поможет изучение истории, этнографии, искусствоведения и пр.

4. Организация специальной работы с родителями, цель кото­рой - обобщить знания взрослых о культуре своего наро­да, привлечь их к совместной работе, оказать помощь в улучшении микроклимата в семье.

Разделы программы по народной культуре и содержание пред­ставлены в таблице.


Содержание работы по разделу «Народная культура».


№ п\п

Раздел Группы

Я и МЫ

Жилище

Одежда

Жизнеобеспечение

Традиц. ремесла

Праздники

Природа

труд

1

2 мл. группа 3 – 4 года

Семья

Дом

Изба

Мужская

Женская

Животные, птицы в сказках, пословицам, играх и т.п.

Обязанности в семье

Народные игрушки

Рождество

Масленица

Сороки

2

Средняя группа 4 – 5 лет

Родственники

Изба

Терем

Палаты

Мужская

Женская

Детская

Деревья и др. растения в сказках, играх и т.п.

Игрушки

Предметы быта

3

Старшая группа 5 – 6 лет

Род

Генеалогическое дерево

Город

Кремль

Крепость

Сезонная одежда

Одежда воина

Триединство мира, как основа мироздания наших предков

Воин

Мастер

Рукодельница

Традиционные

Народные ремесла

Рождество масленица

Сороки

Пасха

4

Подготовительная группа 6 – 7 лет

Народ.

Страна.

Первые люди

У очага предков. Срана(ы)

Одежда предков Одежда разных эпох

ОБЕРЕГИ


Мы и я

С первых минут своего появления на Земле ребенок начинает актив­но его осваивать. Сначала через тактильные ощущения, затем через обоняние, слух, зрение и т.д. Но в любом случае носителем ин­формации для ребенка является взрослый.

Прежде всего, это самые близкие люди-родители. Это первое «МЫ», которое встречает ребенок.

К трем годам более глубокое проникновение в окружающий мир происходит через осознание самого себя, своего «Я». Рождающее­ся «Я» - основа личности. Осознав свою индивидуальность, свое «Я» ребенок начинает оценивать себя в сравнении со сверстниками, родственниками и другими людьми. А это уже второе «МЫ». И так всю жизнь «Я» и «МЫ» будут соседствовать, видоизменяться и соподчиняться. Сначала «Я» — как часть семьи, затем — как часть рода (сообщества родственников), затем — как часть народа и, наконец, как часть всего человечества.

Испокон века на Руси мнение семьи, рода, общества было глав­ным для человека. Ребенка с малых лет учили соизмерять свои жела­ния с мнением окружающих, с потребностями рода. Таким обра­зом, «Я» всегда подчинялось «МЫ».

^ Исходя из этого основной задачей воспитателя станет — фор­мировать у ребенка представления о его месте в семье, роду и всем сообществе людей.

Содержание работы во 2-ой младшей группе предполагает усвоение детьми имен всех членов семьи и родственные связи между ними (мама, папа, сестра, брат, бабушки, дедушки).

В средней группе знания о родственных связях расширяются. Ребенок узнает, что есть родственники близкие и дальние, род­ственники с маминой и папиной стороны.

Знания, полученные ребенком во 2-й младшей и средней груп­пах, позволят на 6-м году жизни (старшая группа) сформировать понятия: род, племя и выстроить свое генеалогическое дерево. Ге­неалогическое дерево выстраивается по отцовской линии, посколь­ку у нас законодательно закреплен патриархат.

Следуя логике, в подготовительной к школе группе дети легко усваивают понятие народ, мой народ, моя страна, страны. В этой группе интересным и полезным будет материал, рассказывающий о первых людях земли и их семейных взаимоотношениях. В частности можно рассказать о том, что у древних людей особо почиталась жен­щина. Она рожала детей, т.е. продолжала род. Как утверждают ученые, именно женщина являлась носительницей древней мудрос­ти племени, его мифов и легенд. Достаточно вспомнить выражение «бабушкины сказки». Роль же отца заключалась в сохранении само­го ценного — СЕМЬИ, обеспечение семьи всем самым необходимым. Поэтому отец семейства уходил на охоту, защищал свой дом, до­бывал пищу и т.п.

Таким образом, к 7-ми годам дети узнают, что человек давно живет семьей, семья является его помощником и защитником, что близкие родственники составляют род, что можно проследить свою родословную при построении генеалогического дерева. Это помо­жет растить детей не «Иванами не помнящими родства». Наконец, дети подойдут к пониманию того, что все люди Земли по сути своей являются родственниками, а значит должны уважать и помогать друг другу.

Жилище

Данный раздел раскрывает перед ребенком основные понятия — дом, изба, город, страна.

Цель работы воспитателя: показать ребенку-дошкольнику сво­еобразие русской архитектуры и интерьера.

Место, где живет вся семья, называется домом. Дом, в котором, живет современный ребенок, значительно отличается от дома древ­них славян. Во 2-ой младшей группе детей уже можно познакомить с простейшими предметами крестьянской избы. Сравнение совре­менных предметов с архаичными позволит повысить эффективность усвоения материала, Например, можно начать знакомство с кухон­ной посуды (посуда, в которой готовят пищу, из которой едят, на чем ее готовят): кастрюля-горшок, тарелка-миска; штата газовая (электрическая) — печь и т. п. Можно познакомить с некоторыми предметами быта: стиральная машина, утюг-валек; кровать-лавка, люлька и т. п.

В средней группе уже можно рассказать о том, что на Руси избы строили, а вернее рубили из дерева. Как правило, изба была невы­сокой, одноэтажной. А если строили высокий деревянный дом, то его уже называли теремом. Как избу, так и терем люди старались украсить, поэтому они выглядели веселыми и нарядными. Однако, от неосторожного обращения с огнем, такие дома быстро загора­лись и иногда выгорали все поселения. Было замечено, что камень гораздо прочнее и не боится огня. Тогда стали строить дома из кам­ня, а называли их палатами.

Для того, чтобы легче было работать и защищать свой дом от врагов и диких животных наши предки строили свои дома рядом и обносили их высоким забором, огораживали. Так появился город. Однако, деревянные ограждения были непрочными и люди стали возводить толстые, высокие стены, сначала деревянные, затем ка­менные. Так появились крепости. Другое название крепости могло быть кремль. Крепость имела различные по форме, величине и на­значению башни. В стенах делались бойницы и специальные пере­ходы. Внутри кремля-крепости существовала традиционная плани­ровка. На самом высоком и красивом месте строился храм, вокруг размещались палаты и уж, затем шли простые избы. Все эти сведе­ния мы считаем возможным предложить детям старшей группы.

А в подготовительной группе целесообразно познакомить с раз­нообразием архитектурных сооружений: изба, палаты, храм, дво­рец, юрта, вигвам, чум, тростниковый домик, пагода и т.п. Наря­ду с этим, ребенку 7-го года жизни полезно будет узнать и о первых жилищах человека — земляночных и полуземляночных.

В результате изучения второго раздела у детей должно сформи­роваться представление о том, что не всегда дома и города, в кото­рых мы живем имели современный вид. Дома и города были разны­ми и каждый народ обустраивал их в соответствии со своими обычаями и эстетическими представлениями.

Одежда

Всем известна поговорка «по одежке встречают». И действительно, наши предки умели одеваться так, что по одному взгляду можно было определить как вести себя с незнакомым человеком и чего можно от него ждать. Одежда могла рассказать о том, из каких мест прибыл человек, какое общественное положение занимает, какой имеет социальный статус. К сожалению, в настоящее время это своеобразие утеряно.

Поэтому воспитатель призван реализовывать следующую за­дачу: показать детям красоту русского костюма и возможно­сти использования национальных мотивов в современной одеж­де. В прежние времена, как и в настоящее время, одежда мужчины и женщины отличалась. Своеобразной была детская и праздничная одежда. С наступлением зимы летняя одежда менялась. Если в теп­лое время года надевались только рубахи, то в холодное — шубы и тулупы.

Совершенно иной была одежда воина. Она должна была защи­щать его во время битвы и в тоже время не сковывать его движений. В экипировку воина на Руси входили доспехи—кольчуга, панцирь, шлем, щит; оружие ближнего и дальнего боя — сабля, меч, боевой топор, булава, палица, дубина, кистень, лук и стрелы.

Желательно, чтобы эти знания-были усвоены детьми до 6-ти лет. В подготовительной группе содержанием занятий должно стать изучение истории костюма, начиная от первых шкур животных и заканчивая пышными юбками и кринолинами.

К концу 7-го года жизни дети уже понимают, что семья имеет свой состав и она живет на одной территории. В зависимости от пола, сезона, выполняемых обязанностей меняется одежда всех членов семьи.

Природа

Общим домом для всех людей земли является природа. Нанося вред природе, человек неумолимо приближает себя к экологической ка­тастрофе. Наши предки были мудрее нас. Они понимали, что все природные богатства надо беречь, а те силы, которые помогают природе — уважать. У древних людей все деревья, травы, вода, воз­дух, земля одушевлялись, к ним обращались уважительно-ласково — Мать-сыра земля, красно-солнышко, березка-подруженька, медведь-батюшка и т.п. Саамы говорили: «Земля—живое существо» Деревья и травы ее волосы, зеленый дерн-кожа. Нельзя делать больно Земле, нельзя ее ранить». Вот где корни экологического воспита­ния.

Всем хорошо известно имя Порфирия Иванова, который уже в наше время пропагандировал здоровый образ жизни. По его мне­нию человек не может быть здоров не заняв своего места в природе. Давая советы своим ученикам, он говорил: «Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего». Действительно, если Земля-Мать, то как можно плюнуть в лицо мате­ри.

Перефразируя известную поговорку можно сказать: кто выстрелит в природу из пистолета в того она выстрелит из пушки...

Следовательно задача воспитателя — показать на примере сказок , пословиц, поговорок поэтический обрез природы, пояснить почему люди издревле охраняли природу, без острой необ­ходимости не рубили деревьев, не рвали цветы, не убивали животных.

Во 2-ой младшей и средней группах рассказывание сказок, посто­янное употребление 0 обиходной речи пословиц, поговорок, позво­лит усвоить детям образные выражения, понять место различных сил природы в жизни, человека. В старшей и подготовительной группах работа значительно усложняется, поскольку необходимо познакомить детей с основами космогонических: представлений на­ших предков. Дело в том, что весь мир древний человек делил на три части: Мир Верхний — небо, Мир Средний — наш живой мир, Мир Нижний — ночная сторона, мир подземный. Все три Мира тес­но связаны между собой и не могут друг без друга существовать. Эта связь трех миров отражается во многих вещах.

Во-первых, дерево. Корни его находятся в нижнем мире, ствол— в среднем, а крона поднимается к верхнему миру. Так же и все растения да земле. Во-вторых, это триединство ярко прослеживает­ся в народных сказках. Отправился Иван-царевич искать невесту в ТРИдесятое царство, а ТРИдевятое государство; ТРИ загадки зага­дывает Баба-Яга или Кашей Бессмертный; ТРИжды пытает свое счастье Иванушка и т. д. Иногда эта взаимосвязь прослеживается по другому. Посадил дед горошину, а она выросла до неба. Дед по ней на небо и забрался.

В-третьих, связь трех миров хорошо прослеживается в народных вышивках и росписях, (см. рис. 1).




^ Рис. 1. Отражение представлений о строении мира в оформле­нии посуды.

В-четвертых, связь трех миров отражалась и в женском костюме. В головном уборе обязательно присутствовали знаки неба (птицы, украшения да пуха, символы солнца). Бусы и височные кольца — это небесная влага стекающая на землю, В оформлении подола ру­бахи присутствовали знаки засеянного поля, проросших семян, а концы пояса часто заканчивались изображением ящера — подземного жителя (см. рис. 2).



^ Рис. 2. Отражение триединства мира в оформлении народного Костюма.

В результате усвоения материала данного раздела у ребенка дол­жно сформироваться представление о том, что люди давно поняли, если бережно относиться к природе, то она всегда будет защитни­ком и помощником. Все это показано в сказках, преданиях, рос­писях посуды, оформлении одежды и жилища.

Труд и традиционные ремесла

В славянской семье отношение к ребенку как к «дитя» оставалось только до трех лет. В три года он получал первое право — право на труд.

Мальчик приобщался к обязанностям отца, девочка-матери. Конечно это был очень простой, посильный труд: принести такой же но маленький мешок зерна; такое же, но маленькое ведро воды; помочь размотать нитки; стукнуть несколько раз молотком — забить гвоздь. В 9 – 10 лет девочка уже начинала вышивать полотенце, в которое завернут ее первенца, а мальчик в 11 – 12 лег уже был масте­ром и мог срубить топором избу, смастерить ложку, миску, игрушку. Таким образом, жизнь семьи уже с ранних лет приобщала ре­бенка к труду.

Цель работы воспитателя по данному разделу — показать зна­чимость труда друг для друга, подвести к пониманию, что нет труда не уважаемого.

Во 2-ой младшей и средней группах дети узнают профессию родите­лей и распределение обязанностей, сначала в своей семье, а затем в семье предков. Очень важно, чтобы каждый ребенок пошл, что он тоже может приносить пользу своим посильным трудом,

В старшей и подготовительных группах дета узнают о необходи­мости трудиться и выполнять свои обязанности для пользы других членов семьи и общества: сеять хлеб, тесать холсты, строить дома, слагать песни и многое другое.

На Руси почетным был воинский труд. Исторически сложилось так, что Русь лежала на пересечении дорог из Европы в Азию. Она была богата и обширна. Поэтому многие стремились завоевать наши земли. Славяне издревле строили пограничные города. Основным делом жителей этих городов было удержать и не допустить врагов на родную землю. Одним из тактах городов был наш Орел. Каждый взрослый мужчина был воином.

Однако особенно преуспевших мужчин в каком-либо деле (строи­тельстве домов, кладке печей, изготовлении посуды, мебели, ук­рашений и т.п.) освобождали от ратных обязанностей. Их называли мастерами и они обязаны были хранить знания, традиции и переда­вать их подрастающем) поколению, чтобы не оскудела земля рус­ская.

Женщина, которая красиво вышивала, шила, ткала, вязала называлась рукодельницей. Она тоже должна была передавать свои умения, чтобы приумножалось и расцветало мастерство людей рус­ских.

Воспитателю необходимо показать детям, что каждый человек трудился не только для себя, но и для всех, для поддержания пре­стижа своей семьи, рода, страны. За это его уважали и ценили.

В результате того, что мастерство передавалось из поколения в поколение сложились традиционные ремесла. В каждой местности они были свои. Знакомство с народными ремеслами целесообразно начать с игрушек, показать яркость росписи, необычность формы, звучность. Все это будет интересно и понятно детям во 2-й младшей группе.

В средней группе можно расширить знакомство с содержанием игрушек. Это могут быть как отдельные образы животных, птиц, человека, так и целые сценки на бытовые темы. Игрушки хорошо использовать не только во время проведения занятий по изобрази­тельной деятельности, ко и в процессе чтения, инсценировки ска­зок, заучивании наизусть песенок, потешек. Только все игрушки, которые предлагаются для рассматривания детям обязательна долж­ны быть подлинными.

Вместе с тем следует обратить внимание и на оформление пред­метов быта — ложек, тарелок, скамеек, стачав, окон в доме и т. п.

В старшей и подготовительной группах дети уже могут разоб­раться с особенностями различных орнаментов, декоративных рос­писей, познакомиться с кружевными промыслами, с литьем и ков­кой, резьбой по дереву и многим другим. Ориентиром для воспитателя должен стать краеведческий материал. Знакомя детей с традиционными орнаментами в росписях: педагогу необходимо рас­крыть значение отдельных элементов узора. Например: в дымковс­кой, каргопольской игрушках мастера часто используют знаки сол­нца и воды. (рис. 3)




знаки солнца знаки воды

Каргоподьекая игрушка Дымковская игрушка Рис. 3 Знаки солнца и воды в росписях игрушек.

Материал этого раздела программы позволит осознать красоту труда и тесную связь всей деятельности человека с природой.

Праздники

Праздники в жизни человека были особенным событием. С одной стороны — это подведение некоторого итога (сбор урожая, проводы зимы и др.); с другой стороны — это разговор с природой, se сила­ми. В праздник по представлениям наших предков мы либо помо­кши солнцу, песке, лету, либо сами черпали у них силы. Каково же 5шю место ребенка в этих праздниках. Дело в том, что на Руси истинно детскими праздниками можно считать два — Сороки и Рождество. Здесь дети были участниками, а в Сороках и главными дей­ствующими лицами. Во всех остальных праздниках ребенок был либо сторонним наблюдателем, либо пассивным участником. Мы не в праве лишить ребенка ярких красивых впечатлений. Поэтому учи­тывая семантику праздников, традиции в их проведении, мы реко­мендуем в дошкольном учреждении проведение Рождества, Масленицы, Сороков и как серию познавательных занятий подготовку к Пасхе.

Почему только подготовку к Пасхе. Прежде всего потому, что пасха праздник очень камерный и очень семейный. Обойти его мол­чанием нельзя, т. к. он сохранился даже на фоне многолетнего всеобщего неверия и атеистической пропаганды. Однако, дело каж­дой семьи решать: отмечать или не отмечать этот праздник и как это сделать. Роль же педагога познакомить детей с этим праздником и праздничными атрибутами (крашеные яйца, куличи, пасхи и т.п.), традициями (игры, возможность каждому подняться на звонницу и ударять в колокол и т.п.).

В рассказе о Пасхе следует соблюдать особенную деликатность еще и потому, что составы групп сейчас стали многонациональны­ми и важно не нанести ущерб личности ребенка, семья которого исповедует иную веру.

Остальные же праздники- это праздники взрослых. Дети на них могли присутствовать сторонними наблюдателями или вообще не допускались, как, например, на Троицу, Ивана-Купалу и пр.

В целом же праздник, который организуется в детском саду своего рода обобщение, итог усвоенному ранее материалу.

Обереги

Этот раздел особый. Дело в том, что издавна человек, опасаясь разных недобрых людей, дел, сил, старался оберечь как себя, так и жилище, одежду и пр. Были специальные семейные обереги, обе­рега рода. Это могли быть тотемные животные, птицы; а в доме семью оберегала безликая кукла-дух рода, Это первый оберег, ко­торый может появиться в группе. Об этой кукле рассказывается в сказке «Василиса Прекрасная».

Старался человек оберечь и свое жилище. Поэтому в оформле­нии наличников, дверей, притолок вплетал символы солнца, гро­ма, огня, засеянного поля, проросшего семени, т. е. всего того, что давало жизнь.

Оберегшая символика прослеживается и в отделе одежды. Это не только вышивка рукавов, горловины, подола, но и разнообраз­ные украшения (гривны, бусы, серьги, пояса и т.п.).

Росписи на посуде, мебели и другом убранстве дома и усадьбы тоже сначала имели обереговое значение и только со временем узо­ры эти приобрели чисто эстетическую функцию.

Таким образом, вся жизнь наших предков была с одной стороны полна опасностей, с другой, он стремился себя оберечь от этих неприятностей с помощью специальных знаков.

Новые подходы к обучению декоративному рисованию

В дошкольной педагогике устное, музыкальное и прикладное на­родное творчество давно признано незаменимым средством для вос­питания эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающим, развития юмора и элементарных навыков рукоделия (Ветлугина Н. А., Грибовская А. Л., Ковальская Е. Г., Лыкова И. А., Усова А. П., Флерина Е. А., Харчевникова Е. В. и др.), формирования личного отношения к действительности (Богатеева З. А., Васильева Р. Н., Смирнова Р. Н. и др.). В ряде работ (Максимов Ю. В., Пантелеев Г. Н., Рогалева Е. С.) определены принципы отбора произведений приклад­ного искусства для ознакомления детей уже с раннего возраста, наме­чены пути педагогического руководства декоративно-орнаменталь­ной деятельностью дошкольников, выделены основные приемы со­здания декоративных узоров на различных плоских и объемных фор­мах.

В целом система работы по обучению дошкольников декоратив­ному рисованию включает в себя три этапа:

— знакомство с историей промысла и выделение простейших эле­ментов узора;

— углубление знаний о промысле, выделение более сложных эле­ментов узора и знакомство с особенностями декоративной компози­ции;

— творческое использование полученных знаний, умений и навыков.

Было установлено, что обучение правилам создания узора целе­сообразнее начинать с построения простейших композиций в по­лосе. Ограниченность пространства позволяет ребенку усвоить одно из ведущих средств выразительности в орнаментальной деятельнос­ти — ритмичность и чередование. Затем возможна такая последова­тельность: составление узора в круге, в квадрате, прямоугольнике и треугольнике; украшение различных форм, передающих образы одеж­ды, обуви, посуды, игрушек, и, наконец, по возможности, украшение объемных форм.

Последовательность работы по обучению декоративному рисова­нию может быть представлена следующей моделью:



В основе обучения декоративному рисованию, как отмечалось выше, лежит знакомство с народными промыслами. Значительно уси­лилось в последнее время краеведческое звучание в содержании заня­тий, на которых дошкольники приобретают навыки создания декора­тивных композиций (Вавилова Л. Д., Смирнова Р. Н.).

Однако разработанная система обучения декоративному рисова­нию не учитывает семантики декоративных элементов, их разнообра­зия и вариантности. Как показывает анализ этнографической, искус­ствоведческой и исторической литературы (Афанасьев А. Н., Биби­ков С. Н., Рыбаков Б. А. и др.), композиция, чередование и выбор декоративных элементов во многом зависят от назначения предмета, на который они наносятся. Вместе с тем, тот или иной узор отражал представления наших предков о мире, о бесконечно продолжающейся жизни, о моральных нормах и многом другом. Например, квадрат, разделенный на четыре части с точкой в середине каждой, является символом засеянного поля, зародившейся новой жизни, пожеланием богатства и плодородия (будь то земля или женщина).



Такие знаки находят на женской вышивке, на глиняных сосудах, на животах керамических фигур богинь и многом другом.

Наиболее любимым и часто используемым в орнаментах элемен­том является знак солнца.

Издревле поклонялись люди солнцу, с появлением которого убега­ла тьма, приходили тепло и свет. Без солнца невозможно было до­быть дичь, вырастить хороший урожай. Человек верил, что солнце живое и может защитить его, поэтому знаковый символ солнца ис­пользовался как оберег и наносился на одежду, сосуды, вплетался в оформление жилища (двери, наличники и пр.). Пожалуй, лучше всего этот знак сохранился на народных глиняных игрушках, которые, по мнению А. В. Бакушинского, изначально служили атрибутами для отправления религиозных обрядов. Знак солнца мы находим на дым­ковской, каргопольской, калининской и многих других игрушках.

В дымковских игрушках волнистые линии между солнечными кру­гами, идущие сверху вниз, обозначают небесную влагу, т. е. дождь. А в каргопольской игрушке линии, пересекающие солярный знак, пока­зывают суточное вращение солнца и местонахождение солнца утром (слева), днем (сверху), вечером (справа), ночью (внизу). Варианты изо­бражения солнца на керамике многочисленны и разнообразны.



Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях, на­родных мастеров — процесс увлекательный и познавательный. Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смыс­ле, заложенном в каждом узоре, поможет:

а) пробудить интерес (как особую форму познавательной потреб­ности) к народному искусству;

б) создать яркий эмоциональный фон декоративно-орнаменталь­ной деятельности;

в) наполнить повествовательным смыслом общую композицию;

г) сформировать понятие об условности и стилизованности деко­ративных элементов.

В связи с обозначенным направлением в организации обучения декоративному рисованию, вероятно, целесообразно будет выдержать следующую последовательность: изучение знаков солнца и луны; зна­ков воды; изображений растений; изображения птиц и животных; их взаимосвязь с образом женщины и, наконец, рассмотрение того, как в декоративных росписях отражена повседневная жизнь людей.

Высказанные предположения подкрепляются выводами психоло­гов и педагогов (Аркин Е. А., Годфруа Ж., Запорожец А. В. и др.) о том, что положительные эмоции возникают в ответ на избыточную информацию и обуславливают более осознанное усвоение учебного материала. Вместе с тем, прочность полученных знаний зависит от того, насколько тесно они связаны с какими-то другими факторами.

Таким образом, информация о семантике декоративных элементов узора, предложенная в занимательной форме, будет способствовать решению изобразительных, творческих и познавательных задач.


Литература к разделу «Народная культура».

1. Бакушинский А. В. Исследования и статьи. – М.: Сов. ху­дожник, 1981.

2. Ефимова Н. А. Русский народный костюм. – Наука и жизнь. – 1986. - № 7. – с. 52 – 55.

3. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М.: Правда, 1991. – 496 с.

4. Логачева Л. Роль национальной игрушки в воспитании детей. – Дошкольное воспитание – 1982. - № 5.

5. Рыбаков А. Б. Макрокосм в микрокосме народного искусства. – Декоративное искусство СССР. – 1973. - №№ 7, 11; 1974. - №№6, 8, 9, 10; 1975. -№№1, 3.

6. Семенова М. Мы — славяне! — СПб.: Азбука-Терра, 1997. – 560 с.

7. Русские. Историко-этнографический атлас. Из истории русско­го народного костюма и жилища. – М.: Наука, 1976. – т. 1 – 2.

8. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – Изд. 2. – М.: Просвещение, 1961. – 80 с.

9. Соловьева Е. В. Фольклорная школа. – Дошкольное воспитание. –1993. - №№9, 10, 12; 1994 - №№1, 3, 5, 6.

10. Различные издания русских народных сказок.




Похожие:

В. Г. Белинский О. Г. Тихонова возрождение программа iconРеальная выдержка из распоряжения по банку "Возрождение": п запретить юрисконсульту Ежикову В. А. отвечать по телефону: "Банк Возрождение Ежиков слушаю
Возрождение": п запретить юрисконсульту Ежикову В. А. отвечать по телефону: "Банк Возрождение Ежиков слушаю ", в связи с некорректными...
В. Г. Белинский О. Г. Тихонова возрождение программа iconВести из ноу «возрождение» 4 февраля 2011 года состоялись малые школьные чтения ноу «Возрождение»

В. Г. Белинский О. Г. Тихонова возрождение программа iconПротокол собрания членов Общественной организации «ис «Возрождение», жителей п г. т. Седово 06. 11. 2010 г п. г т. Седово кафе «Колумбус»
Члены оо «ис «Возрождение», жители п г т. Седово – итого 60 человек (зарегистрированных)
В. Г. Белинский О. Г. Тихонова возрождение программа icon«Диагностика состояния банка «Возрождение»
Данная работа имеет цель выяснить динамику состояние банка «Возрождение» с 1999 по 2003 год включительно (поквартально) и, используя...
В. Г. Белинский О. Г. Тихонова возрождение программа iconПрограмма деятельности педагога организатора на базе класса казачьей направленности моу сош №9 Пояснительная записка. Возрождение казачества определяют сегодня целый ряд факторов
Всё это превращает процесс возрождения казачества в государственно- необходимое мероприятие
В. Г. Белинский О. Г. Тихонова возрождение программа iconВопросы к экзамену по курсу «экономическая теория»
Утопический социализм в России (А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский)
В. Г. Белинский О. Г. Тихонова возрождение программа iconРабочая программа дополнительного образования духовное возрождение Русской цивилизации 72 часа составлена на основе спецкурса «история русской культуры»
За это длительное время Русская цивилизация не раз меняла облик мира, оказывая непосредственное влияние на становление всех цивилизаций,...
В. Г. Белинский О. Г. Тихонова возрождение программа iconДокументы
1. /Фермер Джайлс из Хэма (пер. Г.Усовой, коммент. Н.Тихонова).txt
В. Г. Белинский О. Г. Тихонова возрождение программа iconАвтор Тихонова Виктория Олеговна Год рождения: 28. 01. 1973; г Смоленск
Юлия, Антон – сестра и брат, хозяева соседней усадьбы (не подозревают о существовании привидения)
В. Г. Белинский О. Г. Тихонова возрождение программа iconТихонова С. Ю., учитель русского языка и литературы
Преемственность в преподавании: начальная школа – средняя школа. Формирование у учащихся оууиН
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов