Диагностика ценностных ориентации школьников icon

Диагностика ценностных ориентации школьников



НазваниеДиагностика ценностных ориентации школьников
Дата конвертации27.08.2012
Размер273.91 Kb.
ТипДокументы

ДИАГНОСТИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Диагностические категории — показатели теста (качественный анализ)

В соответствии с установленными нами в предыдущей главе цен­ностями были определены и основные диагностические шкалы.

Шкала «Познание как ценность» соответствует в анкете со­держательному блоку I. Вопросы анкеты нацелены на выявление у учащихся потребности в познании и эмоционального восприя­тия процесса познания (позитивного или негативного). Важно определить такие проявления ценности познания, как увлечен­ность учебой в школе, стремление к получению представлений об основных законах природы и общества, творческий подход к выполнению той или иной задачи (в том числе учебной), готов­ность прилагать определенные усилия в познавательной деятель­ности и в процессе освоения новых видов деятельности.

Собственно, шкала определяет степень выраженности у уча­щихся стремления к приобретению знаний об окружающем мире и их отношение к познанию.

Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, сви­детельствует об истинной роли в жизни конкретного подростка учебного процесса и о месте образования в его жизни вообще. У учащихся, достигших высокого уровня, велика потребность в по­знании, а познавательный процесс вызывает позитивные эмо­ции, доставляет удовольствие и является важным содержатель­ным моментом в жизни.

Средний (2) уровень баллов свидетельствует о понимании уча­щимися значения образования, о восприятии познания как важ­ной ценности в жизни, хотя полного осознанного самоопреде­ления по отношению к этой ценности в сознании подростков, достигших среднего уровня, не произошло.

Низкий (3) уровень баллов свидетельствует о незначительной ценности познания для конкретной личности либо об отсутствии этой ценности в сознании личности вообще (при результате О баллов — 0%). Потребность в познании в этом случае мини­мальная или фактически отсутствует. Учащийся избегает ситуа­ций, которые требуют от него приложения каких-либо усилий при решении познавательных задач или при освоении новых ви­дов учебной деятельности.

Шкала «Я-ценность» представлена в анкете содержательным блоком II. Вопросы ориентированы на выявление отношения под­ростка (позитивного или негативного) к себе, на определение

степени самовосприятия, характера образа «Я». Как известно, в поведении подростка эти факторы проявляются в наличии уве­ренности в собственных силах, веры в свои достижения и успехи, в открытости и искренности при общении с другими людьми, в знании собственных позитивных качеств и в умении опираться на свои сильные стороны и способности.
Шкала «Я-ценность» по­зволяет обратить внимание на то, формируются ли у подростков такие важные личностные характеристики, как стремление к са­мопознанию, осознание собственных чувств и поступков, инте­рес к себе как к личности и индивидуальности, способность при­нимать себя таким, как есть.

Таким образом, данная шкала определяет характер отношения подростка к себе, степень выраженности у него восприятия себя как личности и индивидуальности, способность ценить свои дос­тоинства, осознание собственной значимости и неповторимости.

Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, сви­детельствует о практически сформировавшейся структуре «Я» под­ростка, высокой степени позитивного самовосприятия, об уме­нии самовыражаться, уважительном отношении к себе как к лич­ности и индивидуальности.

Средний (2) уровень показывает, что учащийся уделяет соб­ственному «Я» достаточно много внимания, старается быть по­зитивным в своем самовосприятии, а также серьезно задумыва­ется о способах самовыражения.

Низкий (3) уровень баллов по данной шкале означает, что старшеклассник редко задумывается или вообще не уделяет вни­мания самовосприятию, самовыражению и собственной инди­видуальности, негативно относится к себе. Ценностное отноше­ние к себе как к личности в основном не сформировано, при­сутствует низкий уровень самопринятия и самоуважения.

Шкала «Другой-ценностъ» отражается содержательно в блоке III анкеты и указывает на то, какие установки (позитивные или не­гативные) формируются у подростков по отношению к другим людям, готовы ли они воспринимать другого человека как инди­видуальность, как личность, стремятся ли проявлять доброжела­тельность, уважительность, доверие, веру в личностный потен­циал другого.

Этот показатель определяет степень выраженности восприя­тия подростком другого человека как индивидуальности, уваже­ния к другому и умения конструктивно выстраивать межличност­ные отношения.

Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, под­тверждает наличие у старшеклассников ценности восприятия ин­дивидуальности другого человека. Высокий балл свидетельствует о склонности учащегося воспринимать природу человека в це­лом как положительную, а потому и способности к быстрому установлению тесных эмоциональных контактов с другими людь­ми при их безусловном восприятии и ориентации на их инди­видуальные особенности очевидны.

Средний (2) уровень баллов свидетельствует, что старшекласс­ники признают индивидуальность другого человека как ценность, стараются уважать других людей, однако не всегда им удается бе­зусловно воспринимать другого человека и конструктивно общаться с ним на основе учета его индивидуальных особенностей.

Низкий (3) уровень баллов по данной шкале демонстрирует отсутствие восприятия другого человека как ценности и индиви­дуальности, отсутствие уважительного отношения к окружаю­щим, недостаток умения общаться с ними доброжелательно и конструктивно.

^ Шкала «Общественно полезная деятельность» соответствует со­держательному блоку IV и показывает, в какой степени на дан­ный момент учащийся разделяет важность общественно полез­ной деятельности как личностной ценности. Вопросы анкеты по­зволяют определить, в какой степени старшеклассник обладает характеристиками, свидетельствующими о развитии данной цен­ности: ориентация на общественную значимость выполняемого дела; интерес к участию в общественно полезном труде; стрем­ление приносить пользу другим людям и бескорыстие; поддер­жка деловитости и активности окружающих людей, поощрение их инициативности; стремление к развитию собственной дело­витости и творческого отношения к любому виду деятельности; нацеленность на полезность и важность своей деятельности для других.

Таким образом, эта шкала определяет степень выраженности у учащихся сознательного отношения к общественно полезной деятельности или, иными словами, уровень осознания сущно­сти человека как существа общественного.

Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, под­тверждает готовность старшеклассников приносить пользу своей деятельностью всему обществу или конкретной группе, быть ак­тивными в общей деятельности. Высокий балл свидетельствует о наличии у учащихся такой ценностной ориентации, как обще­ственно полезная деятельность.

Средний (2) уровень баллов свидетельствует о том, что стар­шеклассники понимают важность общественно полезной деятель­ности и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это становится результатом их личной иници­ативы и самостоятельности.

Низкий (3) уровень баллов показывает, что старшеклассник не осознает значимость участия каждого отдельного индивида в общественно полезной деятельности и не представляет своей роли в ней. Низкий балл свидетельствует об отсутствии у учащегося такой ценностной ориентации, как общественно полезная дея­тельность; он не считает общественно полезную деятельность важ­ной личностной ценностью.

Шкала «Ответственность как ценность» представлена в анкете содержательным блокам V. Вопросы, адресованные учащимся, вы­являют степень ответственности старшеклассника за то, что случается с ним в его жизни; определяют, испытывает ли подросток потребность в обосновании и объяснении совершаемых им дей­ствий, стремится ли анализировать свои поступки и считает ли самоанализ важным началом в психологии взрослого человека; выясняют, руководствуется ли молодой человек при принятии ре­шений принципами, основанными на чувстве долга, «обременя­ет» ли себя добросовестным отношением к выполняемым делам.

Данную шкалу следует признать крайне важной в плане фор­мирования социально-адаптивной личности.

Высокий (1) уровень баллов, набранных по данной шкале, свидетельствует о наличии у старшеклассников чувства ответ­ственности как особо важной личностной характеристики, а также о признании ответственности в качестве базовой характеристики личности. У таких учащихся преобладает интернальный (внут­ренний) контроль, достаточно сильно развита рефлексивная по­зиция и стремление к самоанализу.

Средний (2) уровень баллов свидетельствует о признании старшеклассниками важности ответственности как личностного ка­чества, о стремлении проявлять ее в своих поступках. Однако не всегда для подростков бывают возможными понимание и осоз­нание мотивов своих действий. Наряду с интернальным, доста­точно частым бывает и экстернальный контроль.

Низкий (3) уровень баллов показывает, что учащиеся в очень малой степени либо вообще не осознают необходимости ответствен­ности человека за его поступки в жизни, за выбор модели поведе­ния. В этом случае преобладает экстернальный (внешний) контроль в жизненно важных ситуациях. Личность не считает ответственность ценностью, проявляет при этом низкий уровень рефлексии.

Анкета для учащихся старших классов

Уважаемый старшеклассник! Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде­ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Поставь знак «+» напротив того утверждения, которое в боль­шей степени соответствует твоей точке зрения. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по пер­вому побуждению.

I

1. А. Я думаю, что выражение «век живи — век учись» неверно.

Б. Выражение «век живи — век учись» я считаю правильным.

2. А. Большая часть из того, что я делаю на занятиях в школе, доставляет мне удовольствие.

Б. Лишь немногие из учебных занятий в школе по-настоящему меня радуют.

3. А. Усилия, которых требует процесс познания, слишком ве­лики.

Б. Усилия, которых требует процесс познания, стоят того, ибо доставляют удовольствие и приносят пользу.

4. А. Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве и познании.

Б. Вряд ли в творчестве и познании можно найти смысл жизни.

5. А. Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда вызывают у меня раздражение.

Б. Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.

6. А. Мне кажется, что каждый человек должен иметь пред­ставление об основных законах природы и общества.

Б. Мне кажется, что без знания основных законов бытия мно­гие люди вполне могут обойтись.

  1. А. На уроках мне чаще всего бывает скучно.
    Б. На уроках мне никогда не бывает скучно.

  2. А. Я очень увлечен учебой в школе.

Б. Я не могу сказать, что очень увлечен учебой в школе.

9. А. Мне нравится учиться в школе, даже если порой у меня не все получается.

Б. Мне не нравится учиться в школе.

10. А. Если бы была возможность решать самому, я бы занятия в школе посещал по своему выбору.

Б. Я огорчаюсь, когда из-за болезни или по иной уважитель­ной причине мне приходится пропускать занятия в школе.

II

  1. А. Я чувствую себя неловко, когда мне говорят комплименты.
    Б. Я прихожу в восторг, когда мне говорят комплименты.

  2. А. Я не могу сказать, что я себе нравлюсь.

Б. Я определенно себе нравлюсь.

3. А. Я верю в себя тогда, когда чувствую, что способен спра­виться с проблемами, возникающими передо мной.

Б. Я верю в себя даже тогда, когда неспособен справиться со своими проблемами.

4. А. Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг.
Б. Мое чувство самоуважения лишь в небольшой степени за­висит от моих достижений.

  1. А. Иногда я стыжусь проявлять свои чувства.
    Б. Я никогда не стыжусь проявлять свои чувства.

  2. А. Я всегда уверен в себе.

Б. Не могу сказать, что я всегда уверен в себе.

7. А. Самоанализ всегда необходим для человека.

Б. Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.

8. А. Мне всегда удается руководствоваться в жизни собствен­ными чувствами и желаниями.

Б. Мне не часто удается руководствоваться в жизни собствен­ными чувствами и желаниями.

^ 9. А. Иногда мне трудно быть искренним, даже тогда, когда мне этого хочется.

Б. Мне всегда удается быть искренним.

10. А. Мне кажется, что у меня есть немало позитивных качеств.

Б. Мне кажется, что мне нечем гордиться.


III

1. А. Я думаю, что большинству людей можно доверять.

Б. Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не следует.

  1. А. Люди редко раздражают меня.
    Б. Люди часто раздражают меня.

  2. А. Большинство людей стремится выбирать легкий путь.

Б. Думаю, что большинство людей не склонно искать легкие пути.

4. А. Зависть свойственна только неудачникам, которые счита­ют, что судьба к ним несправедлива.

Б. Многие люди завистливы, хотя и пытаются это скрыть.

5. А. О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, доб­рый он или злой.

Б. Обычно оценить человека очень легко.

6. А. По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства.

Б. Достоинства человека заметить гораздо легче, чем его недо­статки.

7. А. Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу.

Б. Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не пони­мают окружающих.

8. А. Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно.

Б. Я не проявляю своего расположения к человеку, не будучи уверенным в том, что оно взаимно.

9. А, Мне нравится большинство людей, которых я знаю.

Б. Большинство людей, которых я знаю, мне не нравится.

10. А. В беседе я уделяю максимум внимания мнению своего собеседника.

Б. В беседе с другим человеком я прилагаю максимум усилий к тому, чтобы моя точка зрения была услышана и принята.

IV

1. А. Главное в жизни — нравиться людям.

Б. Главное в жизни — приносить пользу людям.

2. А. Выбирая для себя занятие, я всегда стремлюсь к тому, чтобы оно было общественно значимо, полезно не только мне, но и другим.

Б. Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему ин­тересно.

3. А. Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.

Б. Я считаю, что имею право ожидать от людей правильной

оценки того, что я для них делаю.

4. А. Если учитель обращается ко мне с какой-либо просьбой или поручением, то я этому радуюсь и выполняю с удовольствием.

Б. Дополнительные поручения или просьбы учителя меня не радуют, так как это отвлекает меня от других интересных для меня дел.

5. А. Мне нравится участвовать в субботниках или трудовых десантах.

Б. Я огорчаюсь, когда нужно участвовать в субботниках или трудовых десантах, так как это отвлекает от важных для меня дел.

6. А. Я всегда чувствую активность, сильное стремление к дея­тельности, присутствие значительного запаса энергии,

Б. Думаю, что чрезмерная активность и деловитость могут по­вредить человеку.

^ 7. А. Люди, которые всегда активны и деловиты, меня раздра­жают.

Б. Мне нравятся активные, энергичные, деловые люди.

8. А. Низко оплачиваемая работа не может приносить удовлет­ворения.

Б. Интересное, творческое содержание работы — само по себе награда.

9. А. Я считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром».

Б. Я не считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром».

10. А. Я стремлюсь к тому, чтобы сделать для себя и окружа­ющих что-нибудь значительное, и переживаю, если это не уда­ется.

Б. Я никогда не переживаю из-за того, что не делаю ничего значительного для себя и окружающих.

V

1. А. У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю по собственному же­ланию.

Б. У меня никогда не возникает потребности найти обоснова­ние тем своим действиям, которые я совершаю по собственному желанию.

2. А. Я стараюсь относиться добросовестно ко всему, что я делаю.
Б. Я не слишком расстраиваюсь от того, что выполнил какое-то дело не очень добросовестно.

3. А. Я считаю, что люди должны заниматься самоанализом.
Б. Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.

4. А. Осуществление моих планов в будущем лишь в незначи­тельной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.

Б. Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.

5. А. Я не огорчаюсь, если по объективным причинам не удает­ся выполнить какие-либо обещания, данные другим людям.

Б. Мне бывает очень неприятно, если я нарушил обещание даже по не зависящим от меня причинам.

6. А. Думаю, что благополучие и успех в школьном обучении возможны для меня только при активной помощи и поддержке родителей.

Б. Думаю, что я должен сам нести ответственность за соб­ственные неудачи в школе.

7. А. Я выполню задачу или поручение качественнее и лучше, если буду знать, что меня контролируют.

Б. Я самостоятельно доведу порученное мне дело до конца, если меня никто не контролирует.

8. А. Могу уверенно сказать, что к обучению в школе я отно­шусь ответственно.

Б. Не могу сказать, что к обучению в школе я отношусь ответ­ственно.

9. А. Могу сказать, что у меня есть чувство долга.

Б. Не могу сказать, что я строго следую принципам, основан­ным на чувстве долга.

10. А. Я всегда чувствую ответственность за все, что случается в моей жизни.

Б. Иногда я думаю, что за многое из того, что случается в моей жизни, ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, каков я есть.

Спасибо за ответы!

Благодарим за участие в анкетировании!

^ Обработка и интерпретация результатов анкетирования

Анкета состоит из пяти содержательных блоков (шкал), каж­дый из которых содержит 10 вопросов. Максимальная оценка каж­дого из показателей — 10 баллов, так как за каждый ответ, со­впадающий с ключом, начисляется 1 балл.

Необходимо подсчитать сумму баллов, набранных старше­классником по каждому содержательному блоку, то есть опреде­ляется присутствие каждой названной ценности. Это позволит определить степенны выраженности у учащегося той или иной цен­ностной ориентации, увидеть, какие из пяти базовых ценностей личности проявлены в большей степени, а какие требуют уси­лий для их развития.

Для изучения наличия ценностных ориентации как одного из показателей результативности образовательного процесса пред­лагается рассматривать три уровня проявления названных цен­ностей: 1 — высокий; 2 — средний; 3 — низкий (табл. 1).

^ Таблица 1

Определение уровней ценностных ориентации

Показатели ценностных ориентации



Уровни ценностных ориентации

1, в баллах

2, в баллах

3, в баллах

1. Познание

8—10

5—7

0—4

II. Я-ценность

8—10

4—7

0—3

Ш. Другой-ценность

8—10

4—7

0—3

IV. Общественно полез­ная деятельность

9—10

4—8

0—3

V. Ответственность

9—10

6—8

0—5


По итогам диагностики ценностных ориентации у старшекласс­ников можно получить информацию о качестве образовательного процесса и его эффективности в деятельности школы, направлен­ной на формирование у учащихся ценностных ориентации (табл. 2).

Количественный анализ показателей указывает на успех об­разовательного учреждения в деятельности по формированию ба­зовых ценностей, если результаты зафиксированы на 1—2 уров­нях. Если результаты фиксируются на 3-м уровне, то это указы­вает на низкую степень развитости ценностных ориентации.


^ Таблица 2

Примерные результаты диагностики ценностных ориентации


Номер вопроса

Показатели ценностных ориентации




I Позна­ние

II Я-ценность

III

Другой-ценность

IV Обществен­но полезная деятель­ность

V Ответст­венность

1

б

б

а

б

а

2

а

б

а

а

а

3

б

б

б

а

а

4

а

б

а

а

а

5

б

б

а

а

б

6

а

а

б

а

б

7

б

а

а

б

б

8

а

а

а

б

а

9

а

б

а

а

а

10

б

а

а

а

а

Количественный анализ показателей указывает на успех об­разовательного учреждения в деятельности по формированию ба­зовых ценностей, если результаты зафиксированы на 1—2 уров­нях. Если результаты фиксируются на 3-м уровне, то это указы­вает на низкую степень развитости ценностных ориентации.

Предлагается определенный алгоритм обработки и интерпре­тации результатов.

  1. Необходимо сравнить между собой процентные показатели количества учащихся, имеющих высокий уровень развития цен­ностных ориентации, на всех этапах диагностики по каждому показателю в отдельности.

  2. Сравнить процентные показатели количества старшекласс­ников, имеющих нормальный уровень развития ценностных ори­ентации, на всех этапах диагностики по каждому показателю в отдельности.

3. Сравнить процентные показатели количества старшекласс­ников с низким уровнем развития ценностных ориентации на каждом этапе диагностики.

Для сравнения может быть применен t-критерий Стъюдента (критерий значимости различий), позволяющий определить ста­тистическую значимость степени приращения в росте конкрет­ного показателя.

Деятельность образовательного учреждения с точки зрения вли­яния учебно-воспитательного процесса на формирование цен­ностных ориентации учащихся может быть признана эффектив­ной в случае, если от 9-го класса к 11-му классу происходят существенные изменения процентных показателей — рост коли­чества учащихся, достигающих 1 (высокого) и 2 (среднего) уров­ней развития ценностных ориентации, а именно:

а) наблюдается тенденция значительного увеличения количе­ства учащихся с высоким уровнем ценностных ориентации за счет перехода учащихся на высокий уровень с низкого и среднего;

б) наблюдается тенденция значительного уменьшения коли­чества учащихся с низким уровнем ценностных ориентации за счет перехода учащихся с низкого уровня на средний и высокий.

Проблемы в деятельности образовательного учреждения можно четко обозначить тогда, когда от класса к классу наблюдается обрат­ная тенденция (количество учащихся с высоким уровнем ценност­ных ориентации сокращается, а количество учащихся с низким уров­нем — увеличивается), или ситуация остается неизменной (нет зна­чимых различий по уровням от класса к классу, отсутствует положительная динамика в развитии базовых ценностей личности).

Положительная динамика этого показателя по годам будет сви­детельствовать о целенаправленной работе учителей и админист­рации школы над совершенствованием образовательного про­цесса, о своевременной коррекции педагогической деятельности на основе отслеживания ее результатов.

^ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ

Анкетирование старшеклассников проводится по единой инст­рукции и по одинаковым анкетам, независимо от возраста. Но из опыта проведения анкетирования было установлено, что учащиеся разных возрастных категорий затрачивают на него неодинаковое время. Так, в 9-х классах учащиеся справляются с заполнением анкеты за 15—30 минут, а в 11-х классах учащиеся заполняют анкету 10— 20 минут. При организации и планировании анкетирования следует придерживаться установленных временных рамок.

Учащимся может быть предложено и частичное заполнение анкет, если возникла необходимость диагностики конкретных цен­ностных ориентации. Выделение конкретных, отдельно взятых ценностей для диагностики зависит от цели исследования, науч­но-методических задач образовательного учреждения или соци­ального заказа на изучение проблемы.

Диагностику ценностных ориентации у школьников рекоменду­ется проводить лишь у старших подростков и юношества, то есть у учащихся 9—11-х классов. Попытка проведения диагностики базовых ценностей у учащихся предыдущих классов представляется нецеле­сообразной. Анкетирование учащихся младших и средних классов следует признать неправомерным, поскольку характеристики возра­стного развития говорят о неразвитости произвольной сферы, «Я-концепции», механизмов самореализации, о незавершенности про­цесса формирования личности в целом и ее самосознания.

Для того чтобы базовые ценности у школьников рассматри­вать как показатель результативности образовательного процесса и иметь возможность делать адекватные выводы об успехе или неуспехе в деятельности педагогического коллектива, необходи­мо ежегодно (в конце учебного года) проводить диагностиче­ский анализ в 9— 11-х классах школы и фиксировать полученные результаты по трем важным позициям:

  1. констатация реального на конец учебного года уровня базо­вых ценностей личности у учащихся 9-х классов. Сравнение этого результата с аналогичным результатом девятиклассников в каж­дом последующем году позволит образовательному учреждению создать банк данных о том, каким «ценностным багажом» облада­ют учащиеся по окончании неполной средней школы (табл. 3);

  2. констатация реального на конец учебного года уровня ба­зовых ценностей личности у выпускников (учащихся 11-х клас­сов). Таким образом будут получены данные о «ценностном бага­же» учащихся, заканчивающих полную (общую) среднюю шко­лу. Образовательное учреждение получает таким образом возможность судить о качестве воспитания своих учеников с точки зрения наличия у них базовых ценностей;

  3. сравнение общих результатов учащихся по одному году (либо по всем 9, 10, 11-м классам, либо по параллелям) с их же резуль­татами в последующие два года — динамика от 9-го до 11-го клас­са (табл.4). Подобный способ фиксации результатов диагности­ки удобен и необходим для организации коррекционно-развивающей групповой и индивидуальной работы с учащимися, поскольку позволяет наблюдать изменение ценностной «карти­ны» в конкретных ученических коллективах и адресно направлять педагогические усилия.

Интерпретация полученных данных требует осторожности и корректности. На наш взгляд, неверно на основе данной методи­ки делать выводы в преобладании каких-либо из названных цен­ностей в сознании учащихся или об их важности для исследуе­мых школьников. Предлагаемая методика лишь в определенной степени (условно) позволяет определить уровень базовых ценно­стей личности в конкретный период ее развития.

Авторами данного пособия был предложен один из возмож­ных вариантов изучения такого важного психолого-педагогиче­ского показателя, как ценностные ориентации. Единство появ­ления указанных ценностей в поведении подростка обеспечивает ему социальную устойчивость, продуктивную включенность в процесс самоактуализации и психологический комфорт, посколь­ку способствует успеху в социальной деятельности и социальном взаимодействии, а также адаптации в окружающем социуме.

Предлагаемый подход хотя и не претендует на исчерпываю­щую полноту в решении данной проблемы, как и не претендует на неоспоримость и завершенность перечня базовых ценностей, однако позволяет в достаточной мере определить слабые места в воспитательной деятельности образовательного учреждения, вы­яснить, в какой степени усилия педагогического коллектива на­правлены на формирование ценностей личности.

Включение в систему психолого-педагогических измерений та­кого показателя, как степень развитости базовых ценностей, ярко характеризует личностную направленность деятельности образо­вательного учреждения и осознанное стремление педагогическо­го коллектива обеспечить развитие высокого уровня личностной культуры учащихся.

В соответствии с описанием базовых ценностей, формирование которых признается необходимым именно в рамках образователь­ного процесса, следует сделать важный педагогический вывод о ведущей направленности деятельности школы: объектом педагоги­ческой деятельности должны стать личностные смыслы (ценности) и смысловые установки (ценностные ориентации), регулирующие дей­ствия и поступки школьников в разных ситуациях социального взаи­модействия (в том числе и в проблемно-конфликтных ситуациях нравственного выбора). В технологию школьного образовательного процесса необходимо внедрить условия, предоставляющие ученику возможность совершать выбор различных социальных позиций, сво­бодный переход от одной деятельности к другой. Если в социальной технологии взаимоотношений учителя и учащегося не обеспечива­ется возможность самостоятельного выбора и реализации своей индивидуальности, то точку опоры для самостоятельной деятель­ности в сферах деятельности и социальных группах учащийся будет искать за пределами образовательного учреждения, поскольку только смена социальной позиции является тем эффективным средством, с помощью которого осуществляются формирование и утвержде­ние ценностей, личностных смыслов и мотивов личности.

В плане формирования у учащихся определенных ценностных ориентации педагогической целью следует считать прежде всего донесение названных ценностных ориентиров до сознания уча­щихся, сделать их предметом помыслов подростков.

Утверждение данных ценностей в сознании школьников озна­чает становление у них соответствующих внутренних установок. Это возможно тогда, когда общеобразовательная школа опреде­лится по поводу содержательной стороны (разработка вариантов программ, учебных и методических пособий) и процессуальной стороны (методы влияния, используемые технологии) приоб­щения школьников к освоению ценностей.

Условие формирования этих ценностей у школьников заклю­чается в обязательном наличии у самих педагогов данных ценно­стей, их принятии ими в качестве педагогических установок и эмоциональное их переживание.

Таблица 3


годы

класс

Ценностные ориентации и уровни их развития

познание

Я-ценность

Другой ценность

Общественно-полезная

ответственность

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

2002




















































Средний показатель года














































2003




















































Средний показатель года














































2004 и т.д.





















































Аналогичная таблица составляется для 11 класса


^ Таблица 4

Динамика развития ценностей личности от 9-го к 11-му классу

годы

класс

Ценностные ориентации и уровни их развития

познание

Я-ценность

Другой ценность

Общественно-полезная

ответственность

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

2002

2003

2004

9 А

10 А

11 А














































2002

2003

2004

9 Б

10 Б

11 Б














































2002

2003

10 А

11 А














































2002

2003

и т. д.

10 Б

11 Б























































Похожие:

Диагностика ценностных ориентации школьников iconПоложение о районном проекте «В истории нет мелочей…» Общие положения
Целью проекта является развитие гражданско-патриотического мировоззрения, ценностных ориентации, определяющих нравственность личности,...
Диагностика ценностных ориентации школьников iconДокументы
1. /Психолого-педагогическая диагностика. Сайт Центра. 1.02.10/Альтернатива/Методика Альтернатива.doc
Диагностика ценностных ориентации школьников icon1. Аппендицит
Острый аппендицит. Клиника. Диагностика. Лечение. Осложнения. Клиника. Диагностика Лечение. Хронический аппендицит. Клиника. Дифференциальная...
Диагностика ценностных ориентации школьников iconДиагностика познавательного развития в младшем школьном возрасте выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющегося у них запаса бытовых знаний
Ые ребенок имеет о себе, о близких и дальних родственниках, о местности, где он живет, об окружающей природной среде, о предметах...
Диагностика ценностных ориентации школьников iconУрок «Санкт Петербург в судьбах иностранцев». Цели Воспитание культуры ценностной ориентации (принципов, взглядов)
Воспитание культуры ценностной ориентации (принципов, взглядов) по вопросу гражданско-патриотической самоидентификации, отношения...
Диагностика ценностных ориентации школьников iconПоложение о Центре профориентационной работы моу гимназии №88
Центра профориентационной работы моу гимназии №36 (далее – Центр) является привлечение педагогического коллектива гимназии, учащихся...
Диагностика ценностных ориентации школьников iconВ. Н. Сагатовский Антропокосмизм мировоззрение для пост-новой эры Оглавление предисловие 4 диагностика 5 Урок
Предисловие 4 диагностика 5 Уроки ХХ века. Конец «новой эры» 5 Разочарование 6 Аксиологическая типология человечества 11 Кто я и...
Диагностика ценностных ориентации школьников icon8. Работа по профориентации Работа по профессиональной ориентации учащихся в муо «мук №2»
Работа по профессиональной ориентации учащихся в муо «мук №2» проводится, как правило, в четыре этапа
Диагностика ценностных ориентации школьников iconДокументы
1. /Банк лабораторная диагностика/ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО МКЛИ.doc
2. /Банк...

Диагностика ценностных ориентации школьников iconВопрос 4 Диагностика процесса и результатов обучения и воспитания
Диагностика, напомним еще раз, это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение результатов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов