Л. П. Кезина Составитель Е. С. Савинов icon

Л. П. Кезина Составитель Е. С. Савинов



НазваниеЛ. П. Кезина Составитель Е. С. Савинов
страница1/9
Е. С. Савинов
Дата конвертации27.08.2012
Размер1.62 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


УДК 37.01

ББК 74.26

П76

Серия «Стандарты второго поколения»

основана в 2008 году

Программа подготовлена Институтом стратегических ис_

следований в образовании РАО. Научные руководители —

член_корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО

Л. П. Кезина

Составитель — Е. С. Савинов

Примерная основная образовательная программа об_

разовательного учреждения. Начальная школа / [сост.

Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2010. — 191 с. —

(Стандарты второго поколения). —

ISBN 978_5_09_023009_4.

УДК 37.01

ББК 74.26

ISBN 978_5_09_023009_4 © Издательство «Просвещение», 2010

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2010

Все права защищены

П76

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная основная образовательная программа началь_

ного общего образования разработана в соответствии с тре_

бованиями федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования (далее — Стандарт)

к структуре основной образовательной программы, определя_

ет содержание и организацию образовательного процесса на

ступени начального общего образования и направлена на

формирование общей культуры обучающихся, на их духовно_

нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное

развитие, на создание основы для самостоятельной реализа_

ции учебной деятельности, обеспечивающей социальную

успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие

и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья

обучающихся.

На основе Примерной основной образовательной про_

граммы начального общего образования разрабатывается

основная образовательная программа начального общего об_

разования образовательного учреждения, имеющего государ_

ственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образо_

вательного учреждения, а также образовательных потребнос_

тей и запросов участников образовательного процесса.

Разработка образовательным учреждением основной обра_

зовательной программы начального общего образования осу_

ществляется самостоятельно с привлечением органов само_

управления (совет образовательного учреждения, попечитель_

ский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих го_

сударственно_общественный характер управления образова_

тельным учреждением.


Основная образовательная программа формируется с учётом

особенностей первой ступени общего образования как фунда_

мента всего последующего обучения. Начальная школа — осо_

бый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей дея_

тельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности

(при сохранении значимости игровой), имеющей обществен_

ный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением

сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, разви_

тием потребностей в общении, познании, социальном при_

знании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной

роли ученика, выражающейся в формировании внутренней

позиции школьника, определяющей новый образ школьной

жизни и перспективы личностного и познавательного разви_

тия;

3

• с формированием у школьника основ умения учиться и

способности к организации своей деятельности: принимать,

сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; пла_

нировать свою деятельность, осуществлять её контроль и

оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учеб_

ном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая

приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом

связано с характером сотрудничества со взрослыми и свер_

стниками, общением и межличностными отношениями друж_

бы, становлением основ гражданской идентичности и миро_

воззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного

возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, форми_

руемые на данной ступени образования: словесно_логическое

мышление, произвольная смысловая память, произвольное

внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания,

оснований и способов действий, планирование и умение

действовать во внутреннем плане, знаково_символическое

мышление, осуществляемое как моделирование существенных

связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной актив_

ности обучающегося, направленной на овладение учебной де_

ятельностью, основой которой выступает формирование

устойчивой системы учебно_познавательных и социальных

мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной

образовательной программы учитываются существующий

разброс в темпах и направлениях развития детей, индивиду_

альные различия в их познавательной деятельности, воспри_

ятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д.,

связанные с возрастными, психологическими и физиологи_

ческими индивидуальными особенностями детей младшего

школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования

указанных новообразований познавательной сферы, качеств и

свойств личности связывается с активной позицией учителя,

а также с адекватностью построения образовательного про_

цесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих

описанные выше особенности первой ступени общего обра_

зования.

Целью реализации основной образовательной программы

начального общего образования является обеспечение плани_

руемых результатов по достижению выпускником начальной

общеобразовательной школы целевых установок, знаний, уме_

ний, навыков и компетенций, определяемых личностными,

4

семейными, общественными, государственными потребностя_

ми и возможностями ребёнка младшего школьного возраста,

индивидуальными особенностями его развития и состояния

здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной об_

разовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обу_

чающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к

учению и познанию, ценностно_смысловые установки выпу_

скников начальной школы, отражающие их индивидуально_

личностные позиции, социальные компетентности, личност_

ные качества; сформированность основ российской, граждан_

ской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающими_

ся универсальные учебные действия (познавательные, регуля_

тивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в

ходе изучения учебных предметов опыт специфической для

каждой предметной области деятельности по получению но_

вого знания, его преобразованию и применению, а также сис_

тема основополагающих элементов научного знания, лежащая

в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной програм_

мы лежит системно_деятельностный подход, который предпо_

лагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих

требованиям информационного общества, инновационной

экономики, задачам построения российского гражданского

общества на основе принципов толерантности, диалога куль_

тур и уважения его многонационального, полилингвального,

поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и

конструирования на основе разработки содержания и техно_

логий образования, определяющих пути и способы достиже_

ния социально желаемого уровня (результата) личностного и

познавательного развития обучающихся в конкретном образо_

вательном учреждении, реализующем основную образователь_

ную программу;

• ориентацию на достижение цели и основного результа_

та образования — развитие личности обучающегося на осно_

ве освоения универсальных учебных действий, познания и

освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования,

способов организации образовательной деятельности и учеб_

ного сотрудничества в достижении целей личностного и со_

циального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и

физиологических особенностей обучающихся, роли и значе_

5

ния видов деятельности и форм общения при определении

образовательно_воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального

общего, основного общего, среднего (полного) общего и про_

фессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекто_

рий и индивидуального развития каждого обучающегося

(включая одарённых детей и детей с ограниченными возмож_

ностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потен_

циала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного

сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа образовательного

учреждения содержит следующие разделы:

• пояснительную записку;

• планируемые результаты освоения обучающимися ос_

новной образовательной программы начального общего обра_

зования;

• базисный учебный план образовательного учреждения;

• программу формирования универсальных учебных

действий у обучающихся на ступени начального общего об_

разования;

• программы отдельных учебных предметов, курсов;

• программу духовно_нравственного развития, воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования;

• программу формирования культуры здорового и безо_

пасного образа жизни;

• программу коррекционной работы;

• систему оценки достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы начального

общего образования.

Содержание основной образовательной программы на_

чального общего образования формируется с учётом социо_

культурных особенностей и потребностей региона, в котором

осуществляется образовательный процесс.

Важнейшей частью основной образовательной программы

является учебный план образовательного учреждения, кото_

рый содержит две составляющие: обязательную часть и часть,

формируемую участниками образовательного процесса1,

включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеуроч_

ная деятельность организуется в таких формах, как экскур_

сии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты,

школьные научные общества, олимпиады, соревнования, по_

6

1 Участниками образовательного процесса в общеобразовательном уч_

реждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразова_

тельного учреждения, родители (законные представители) обучающихся

(пункт 44 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утве_

рждённого постановлением Правительства Российской Федерации в редак_

ции от 23 декабря 2002 г. № 919).

исковые и научные исследования, общественно полезные

практики и т. д.

При этом формы, средства и методы обучения, духовно_

нравственного развития и воспитания обучающихся, а также

система оценок, формы, порядок и периодичность их проме_

жуточной аттестации определяются уставом образовательного

учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской

Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Кон_

цепции духовно_нравственного развития и воспитания лич_

ности гражданина России1.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего ода_

рённых детей и детей с ограниченными возможностями здо_

ровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся

и их родителей (законных представителей) индивидуальные

учебные планы, реализация которых должна сопровождаться

поддержкой тьютора образовательного учреждения.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определя_

ются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Разработанная образовательным учреждением основная

образовательная программа предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основ_

ной образовательной программы начального общего образо_

вания всеми обучающимися, в том числе детьми с ограничен_

ными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том

числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий

и кружков, организацию общественно полезной деятельности,

в том числе социальной практики, с использованием возмож_

ностей образовательных учреждений дополнительного образо_

вания детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнова_

ний, научно_технического творчества и проектно_исследова_

тельской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных предста_

вителей), педагогических работников и общественности в про_

ектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных

образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обу_

чающихся при поддержке тьюторов и других педагогических

работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преоб_

разования внешкольной социальной среды (населённого

пункта, района, города) для приобретения опыта реального

управления и действия.

7

1 См.: Концепция духовно_нравственного развития и воспитания лич_

ности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009.

Образовательное учреждение, реализующее основную об_

разовательную программу начального общего образования,

обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родите_

лей (законных представителей) как участников образователь_

ного процесса:

• с уставом и другими документами, регламентирующими

осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

• с их правами и обязанностями в части формирования и

реализации основной образовательной программы начального

общего образования, установленными законодательством Рос_

сийской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представите_

лей) обучающихся в части, касающейся участия в формиро_

вании и обеспечении освоения своими детьми основной об_

разовательной программы начального общего образования,

могут закрепляться в заключённом между ними и образова_

тельным учреждением договоре (Приложение 1), отражающем

ответственность субъектов образования за конечные результа_

ты освоения основной образовательной программы.

^ 1. ПРОГРАММА ДУХОВНО_НРАВСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Нормативно_правовой и документальной основой Пример_

ной программы духовно_нравственного развития и воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования яв_

ляются Закон Российской Федерации «Об образовании»,

Стандарт, Концепция духовно_нравственного развития и вос_

питания личности гражданина России (далее — Концепция).

В соответствии с требованиями Стандарта Концепция и

Примерная программа духовно_нравственного развития и вос_

питания обучающихся являются ориентиром для формирова_

ния всех разделов основной образовательной программы на_

чального общего образования.

Примерная программа духовно_нравственного развития и

воспитания обучающихся является также концептуальной и

методической основой для разработки и реализации образова_

тельным учреждением в целях более полного достижения на_

ционального воспитательного идеала собственной программы

духовно_нравственного развития и воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования. Программа разра_

батывается с учётом культурно_исторических, этнических,

социально_экономических, демографических и иных особен_

ностей региона, запросов семей и других субъектов образова_

тельного процесса и подразумевает конкретизацию задач,

ценностей, содержания, планируемых результатов, а

также форм воспитания и социализации обучающихся, взаи_

модействия с семьёй, учреждениями дополнительного об_

разования, традиционными религиозными и другими общест_

венными организациями, развития ученического самоуправле_

ния, участия обучающихся в деятельности детско_юношеских

движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Программа духовно_нравственного развития образователь_

ного учреждения должна содержать теоретические положения

и методические рекомендации по формированию целостной

образовательной среды и целостного пространства духовно_

нравственного развития младшего школьника, иначе опреде_

ляемого как уклад школьной жизни, интегрированного в

урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность

обучающегося и его родителей (законных представителей).

При этом образовательное учреждение должно создавать

условия для реализации указанной программы, обеспечивая ду_

ховно_нравственное развитие обучающихся на основе их при_

общения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям

семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной

9

группы, общечеловеческим ценностям в контексте формиро_

вания у них идентичности гражданина России и направляя

образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе люб_

ви к Родине и уважения к культурно_историческому насле_

дию своего народа и своей страны, на развитие его творчес_

ких способностей и формирование основ его социально от_

ветственного поведения в обществе и в семье.

Для организации и полноценного функционирования та_

кого образовательного процесса требуются согласованные

усилия многих социальных субъектов: образовательного уч_

реждения, семьи, учреждений дополнительного образования,

культуры и спорта, традиционных религиозных организаций

и общественных объединений, включая детско_юношеские

движения и организации.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании

социально открытого уклада школьной жизни принадлежит

педагогическому коллективу образовательного учреждения.

Примерная программа духовно_нравственного развития и

воспитания обучающихся содержит шесть разделов.

Первые два раздела «Цель и задачи духовно_нравственного

развития и воспитания обучающихся на ступени начального

общего образования» и «Ценностные установки духовно_нрав_

ственного развития и воспитания обучающихся» в основном

воспроизводят соответствующие разделы Концепции, ориенти_

руя их содержание на ступень начального общего образования

(ввиду принципиальной важности определения национального

воспитательного идеала, целей, задач и базовых ценностей ду_

ховно_нравственного развития и воспитания обучающихся).

В третьем разделе «Основные направления и ценностные

основы духовно_нравственного развития и воспитания обуча_

ющихся на ступени начального общего образования» общие

задачи систематизированы по основным направлениям духов_

но_нравственного развития и воспитания обучающихся:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения

к правам, свободам и обязанностям человека;

• воспитание нравственных чувств и этического сознания;

• воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче_

нию, труду, жизни;

• формирование ценностного отношения к здоровью и

здоровому образу жизни;

• воспитание ценностного отношения к природе, окружа_

ющей среде (экологическое воспитание);

• воспитание ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и цен_

ностях (эстетическое воспитание).

В каждом из направлений духовно_нравственного разви_

тия и воспитания обучающихся раскрывается соответствую_

щая система базовых национальных ценностей.

10

Четвёртый раздел «Содержание духовно_нравственного

развития и воспитания обучающихся на ступени начального

общего образования» включает характеристику современных

особенностей развития и воспитания обучающихся, раскры_

вает основные принципы организации духовно_нравственно_

го развития и воспитания (принцип ориентации на идеал, ак_

сиологический принцип, принцип следования нравственному

примеру, принцип идентификации (персонификации), прин_

цип диалогического общения, принцип полисубъектности

воспитания, принцип системно_деятельностной организации

воспитания). В этом разделе конкретизируются и системати_

зируются по основным направлениям общие задачи духовно_

нравственного развития и воспитания обучающихся с учётом

их возраста, а также приводятся примерные виды деятельно_

сти и формы занятий с обучающимися на ступени начально_

го общего образования.

Пятый раздел «Совместная деятельность образовательного

учреждения, семьи и общественности по духовно_нравствен_

ному развитию и воспитанию обучающихся» формулирует и

раскрывает:

основные условия повышения эффективности совместной

воспитательной деятельности образовательного учреждения,

семьи и общественности, особенности этой работы в совре_

менных условиях;

задачи, формы и содержание повышения педагогической

культуры родителей, взаимодействия образовательного учреж_

дения с общественными объединениями и традиционными

религиозными организациями.

В шестом разделе «Планируемые результаты духовно_нрав_

ственного развития и воспитания обучающихся на ступени

начального общего образования» определены ценностные от_

ношения, представления, знания, опыт, которые должны

быть сформированы у обучающихся на ступени начального

общего образования по каждому из направлений духовно_

нравственного развития и воспитания.

Примерная программа духовно_нравственного развития и

воспитания обучающихся носит рекомендательный характер.

Вместе с тем обязательными при организации воспитательно_

го процесса являются определённые в Концепции и данной

Примерной программе национальный воспитательный идеал,

система базовых национальных ценностей, основные направ_

ления духовно_нравственного развития и воспитания.

Виды деятельности и формы их осуществления рассматри_

ваются также как примерные, ориентировочные. Определение

конкретного содержания духовно_нравственного развития и

воспитания в каждом образовательном учреждении, каждом

классе осуществляется с учётом реальных условий, индивиду_

альных особенностей обучающихся, потребностей обучаю_

щихся и их родителей (законных представителей).

11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Похожие:

Л. П. Кезина Составитель Е. С. Савинов iconСавинов рудольф Николаевич, капитан-директор ппр «Навигатор»
Савинов рудольф Николаевич, капитан-директор ппр «Навигатор» Мурманского тралового флота в 1980-х годах
Л. П. Кезина Составитель Е. С. Савинов iconМаршруты ботанических экскурсий по москве и московской области © Савинов Иван Алексеевич, 2007
Как добираться. С савеловского вокзала электричкой до ст. «Талдом». Далее любым рейсовым автобусом
Л. П. Кезина Составитель Е. С. Савинов iconМаршруты ботанических экскурсий по москве и московской области © Савинов Иван Алексеевич, 2007
Как добираться. С савеловского вокзала электричкой до ст. «Талдом». Далее любым рейсовым автобусом
Л. П. Кезина Составитель Е. С. Савинов iconКалендарно-тематическое планирование по геометрии в 7 классе 2010-11 учебный год Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 9 классы. Составитель: Бурмистрова Т. А. М.: Просвещение, 2008
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 – 9 классы. Составитель: Бурмистрова Т. А. М.: Просвещение, 2008
Л. П. Кезина Составитель Е. С. Савинов iconМеры по сокращению безработицы Составитель Гультяева Л. И

Л. П. Кезина Составитель Е. С. Савинов iconСавинов дмитрий Александрович
Мурманского тралового флота. С 1933 года матрос, помощник мастера по добыче на промысловых судах. Затем капитан траулеров «Жиздра»,...
Л. П. Кезина Составитель Е. С. Савинов iconЛ. П. Кезина устав государственного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы «Школы здоровья» №661 (редакция №3) Принят на конференции протокол
Редакция №2 Устава Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №661 зарегистрирована Московской...
Л. П. Кезина Составитель Е. С. Савинов iconИндивидуальное задание по теме “Квадратные неравенства.” (составитель Беспалова Е. В.)

Л. П. Кезина Составитель Е. С. Савинов iconИндивидуальное задание по теме «Решение неравенств методом интервалов». (составитель Сырцова С. В.)

Л. П. Кезина Составитель Е. С. Савинов iconИндивидуальное задание по теме «Решение уравнений, сводящихся к квадратным». (составитель Сырцова С. В.)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов