Пояснительная записка. Литературное чтение. Умк «Гармония» 1 класс Общая характеристика учебного предмета icon

Пояснительная записка. Литературное чтение. Умк «Гармония» 1 класс Общая характеристика учебного предмета



НазваниеПояснительная записка. Литературное чтение. Умк «Гармония» 1 класс Общая характеристика учебного предмета
Дата конвертации27.08.2012
Размер83.5 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка.

Литературное чтение.

УМК «Гармония»

1 класс


Общая характеристика учебного предмета.


Обучение грамоте проводится в первом классе в течение 8 месяцев. В течение этого времени ведётся работа по развитию фонематического слуха детей: обучению их первоначальному чтению, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности в ходе чтения, организации экскурсий, наблюдений, обогащению словаря учащихся и развитию речи.

Обучение первоначальному чтению осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие учащихся и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового чтения предложений и связных текстов.

В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и устанавливать их взаимосвязи и последовательность; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчётливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.

На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом – отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукции картин и т. д.

В процессе проведения занятий по бучению грамоте у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой деятельности. В 1классе овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.

В период обучения грамоте получает дальнейшее развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого общения.

Совершенствованию звуковой, произносительной речи учащихся, устранению недочётов произношения уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других занятиях в процессе общения с детьми.

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность примерно 23 учебные недели, по 9 часов в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых средств. После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.



Цели:

* закладывание основ формирования функционально грамотной личности;

* обеспечение языкового и речевого развития ребенка;

* овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

* формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

* совершенствование всех видов речевой деятельности;

* пропедевтическое ознакомление с рядом языковых явлений из области орфографии, фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса * и пунктуации;

* развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эсте­тического отношения к искусству слова;

* овладение первоначальными навыками работы учебными и художественными текстами.

^ УУД:

* коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

постановка вопросов для поиска и сбора информации;

умение точно и полно выражать свои мысли, обосновывать точку зрения, выслушивать одноклассников;

* познавательные:

применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления языковых закономерностей;

моделирование звукового состава слова;

сокращение предложения в соответствии с моделью;

классифицирование звуков, слов по заданному основанию;

анализ предложенного для восприятия текста или серии сюжетных картинок;

синтез (составление целого текста из частей);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

смысловое чтение как способ понимания цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

выделение основной и второстепенной информации;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;

* личностные - использование приобретенных знаний в обучении и повседневной жизни для исследования языковых явлений;

* регулятивные:

целеполагание (постановка учебной задачи);

планирование хода рассуждений, составление плана рассказа;

пошаговый контроль правильности написания буквы и слова, составления предложений;

коррекция орфографических, смысловых и грамматических ошибок.

^ Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета выделяется в 1 классе 36 часов (4 часа в неделю, 9 учебных недель).


^ Результаты изучения учебного предмета.

Личностные:

* осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;

* формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

* знакомство с культурно – историческим наследием России;

* полноценное восприятие художественной литературы;

* эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

* высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные:

* освоение приёмов поиска нужной информации;

* овладение алгоритмами учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности);

* умение высказывать и пояснять свою точку зрения;

* формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;

* овладение основами коммуникативной деятельности, осознание значимости работы в группе.

Предметные:

*формирование необходимого уровня читательской компетентности;

* овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

* умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;

* умение пользоваться словарями, составлять несложные монологические высказывания;

* устно передавать содержание текста по плану;

* умение декламировать стихотворения, выступать перед знакомой аудиторией.

^ Требования к учащимся в конце обучения в 1 классе

по программе «Литературное чтение»

* Читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов. (Темп чтения – не менее 40 слов в минуту при чтении незнакомого текста).

* Понимать содержание прочитанного.

* Уметь пересказывать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку.

* Находить заглавие текста, называть автора произведения.

* Различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение.

* Помнить имена 3-4 авторов и названия их произведений.

* Знать наизусть не менее 5 стихотворений.


^ Содержание начального общего образования по учебному предмету.


Виды речевой и читательской деятельности.

Аудирование –это умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь, умение отвечать на вопросы по содержанию текста; определение жанра художественного произведения.

УУД:

* воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические;

* отвечать на вопросы, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции;

* оценивать ход и результат выполнения задания;

* сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения;

* характеризовать особенности прослушанного произведения.

Чтение. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному правильному; скорость чтения к концу года 30 – 40 слов в минуту.

Использовать шёпотное чтение как переходной форме к чтению про себя.

Развивать навык правильного осознанного чтения текста.

Упражнять в темповом чтении отрывков из произведений, учить соотносить темп чтения с содержанием прочитанного.

УУД:

* читать слоги, слова, предложения;

* плавно читать целыми словами;

* читать текст с интонационным выделением знаков препинания;

* читать художественное произведение по ролям;

* отвечать на вопросы, используя текст;

* учить озаглавливать текст, разбивать его на части с помощью картинного плана;

* выделять в тексте опорные слова ( с помощью учителя) для составления пересказа;

* передавать впечатления от прочитанного своими словами;

* находить в тексте слова для составления коллективного описания предметов, ситуации или героя.

* уметь характеризовать текст по заголовку, иллюстрациям.


^ Культура речевого общения.

УУД:

* участвовать в диалоге, понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета;

* формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?);

* уметь высказывать свою точку зрения.


^ Круг детского чтения.


А. Л. Барто «Стали грамотными».

Р.Сев «Учись читать»,

Л. Пантелеев «Ау» Г.Новицкая «Книжки» Л. Пантелеев «Ау», С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»

В. Голявкин «Болтуны»,

В.Орлов «Оправдался»

Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться»,

В.Смит «Час потехи». Побасенки.

Русские народные загадки.

Загадки С. Маршака.

Эзоп. «Собрался старик помирать».

Л.Толстой «Два раза не умирать», «Два товарища»

С.Маршак «Я видел» «За игрой». Считалки



Л.Толстой «Правда всего дороже»,

«Кто прав?» С.Прокофьева
«Сказка про честные ушки» Сказки разных народов.

В.Орлов «Кто первый».

«Сказка про честные ушки»

В.Осеева «Все вместе»


^ Литературная пропедевтика (практическое освоение).

Литературные понятия: художественное произведение, художественный образ, автор. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, отношение автора к герою.

УУД:

* сравнивать малые фольклорные жанры;

* называть жанры, сравнивать их особенности;

* находить в тексте сравнения;

* сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям.


^ Творческая деятельность (на основе литературных произведений).

Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование. Пересказы, словесное рисование, создание собственного текста.

УУД:

*уметь инсценировать художественное произведение: читать по ролям;

* передавать особенности героев, используя различные выразительные средства..;

* конструировать устное сочинение: передавать замысел автора.


Основа:

  • Программы общеобразовательных учреждений. Программа к курсу «Литературное чтение» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений / О. В. Кубасова. –Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009.

  • «Любимые страницы». Учебник для 1 класса по литературному чтению / О. В. Кубасова. – Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2009г.




Похожие:

Пояснительная записка. Литературное чтение. Умк «Гармония» 1 класс Общая характеристика учебного предмета iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс на 2011 2012 учебный год Автор-составитель
Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г) и программы «Литературное чтение»-...
Пояснительная записка. Литературное чтение. Умк «Гармония» 1 класс Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка. I. Общая характеристика учебного плана
Учебный план моу «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №6» на 2011-2012 учебный год разработан в соответствии со...
Пояснительная записка. Литературное чтение. Умк «Гармония» 1 класс Общая характеристика учебного предмета iconДокументы
1. /МВН/Пояснительная записка к МВН.doc
2. /МВН/планирование...

Пояснительная записка. Литературное чтение. Умк «Гармония» 1 класс Общая характеристика учебного предмета iconТематическое планирование Литературное чтение 1 класс
Уметь слушать, читать целыми словами; объяснять значение каждого слова; комментировать чтение
Пояснительная записка. Литературное чтение. Умк «Гармония» 1 класс Общая характеристика учебного предмета icon9 класс Пояснительная записка
Он рассчитан на 2 часа в неделю при изучении предмета в соответствии с базисным учебным планом и на 3 часа при условии выделения...
Пояснительная записка. Литературное чтение. Умк «Гармония» 1 класс Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка 1 класс умк «Планета Знаний»
...
Пояснительная записка. Литературное чтение. Умк «Гармония» 1 класс Общая характеристика учебного предмета iconМатематика, Гармония, Красота
Гармония означает «согласованность, соразмерность, единство частей и целого, обуславливающие внутреннюю и внешнюю формы предмета,...
Пояснительная записка. Литературное чтение. Умк «Гармония» 1 класс Общая характеристика учебного предмета iconТематическое планирование литературное чтение -1 класс (IV четверть) № урока тема урока характеристика деятельности
...
Пояснительная записка. Литературное чтение. Умк «Гармония» 1 класс Общая характеристика учебного предмета iconРабочая программа по обучению грамоте 8 Пояснительная записка к рабочей программе по обучению грамоте 9
Изобразительное искусство. Н. М. Сокольникова,С. П. Ломов1 класс. Умк «Планета Знаний» 160
Пояснительная записка. Литературное чтение. Умк «Гармония» 1 класс Общая характеристика учебного предмета iconПрограмма по физической культуре пояснительная записка
Она рассчитана на четыре года обучения, что определяет содержание образования и организацию образовательного процесса учебного предмета...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов