Пояснительная записка. Цели и задачи курса. В системе предметов курс «Русский язык» icon

Пояснительная записка. Цели и задачи курса. В системе предметов курс «Русский язык»



НазваниеПояснительная записка. Цели и задачи курса. В системе предметов курс «Русский язык»
Дата конвертации27.08.2012
Размер126.31 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка.


Цели и задачи курса.

В системе предметов курс «Русский язык» реализует следующие цели:

1. Познавательная цель: ознакомление обучающихся с языком и формирование знаково символического восприятия, развитие логического мышления.

2. Социокультурная цель: формирование коммуникативной компетенции обучающихся, т.е. развитие устной и письменной речи, навыков грамотного письма.

Практические задачи:

-развитие речи, мышления, умения общаться;

-освоение обучающимися основных знаний о лексике, фонетике и грамматике русского языка;

-овладение обучающимися умениями грамотно писать и составлять небольшие тексты; участвовать в диалоге;

- воспитание у обучающихся интереса к русскому языку, стремление совершенствовать свою речь, обогащая словарный запас.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами.

Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (23 уч. недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. Дети овладевают начертанием букв, учатся соединять их друг с другом, учатся писать слоги, слова, предложения.

Наряду с формированием графических навыков и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается словарный запас, формируются орфографические навыки.

^ Ценностные ориентиры содержания предмета «Русский язык».

В результате изучения курса русского языка обучающиеся начальной ступени образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе и ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

1

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека.
Они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения, умение задавать вопросы.


^ Результаты изучения предмета «Русский язык».

Личностные. Понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем культуры человека; средство общения; восприятие языка как явление национальной культуры.

Предметные. Уметь проверять написанное; уметь анализировать, сравнивать, классифицировать языковые единицы, как звук, буква.

Метапредметные. Уметь использовать язык для поиска нужной информации из других источников; уметь вести разговор в диалоге и монологической речи.

Выпускник на ступени начального общего образования научится:

- осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

- сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме начальной школы) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;

- получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико – моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования,

2

будет сформирован учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

. ^ Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.


Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч, из них в 1 классе отводится 165 ч.(5ч в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).


^ Содержание начального общего образования.

Обучение грамоте.

Фонетика.

Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа последовательности звуков в слове Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика.

Различение звука и буквы, буква как знак звука. Овладение способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель мягкости и твёрдости согласных звуков. Роль букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Использование на письме разделительных Ъ и Ь.

Знакомство с алфавитом.

Чтение.

Формирование навыка слогового чтения (формирование на гласную букву). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами. Осознанное чтение, чтение с интонацией и паузами.

Знакомство с орфоэпическим чтением. Орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо.

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев. Развитие умения ориентироваться на листе тетради и на классной доске. Овладение написанием прописных и строчных букв. Письмо

букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений. Овладение аккуратным, разборчивым письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением. Усвоение приёмов списывания текста.

^ 3

Понимание функции небуквенных графических средств: пробелы между словами, знака переноса.


Слово и предложение.

Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография.

Знакомство с правилами правописания и их применение:

- раздельное написание слов;

- обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

- прописная буква в начале предложения и в именах собственных;

- перенос слов по слогам без стечения согласных;

- знаки препинания в конце предложения.

^ Развитие речи.

Понимание прочитанного при самостоятельном чтении вслух, составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, наблюдениям.

Систематический курс.

Фонетика и орфоэпия.

*различение гласных и согласных звуков;

* нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков:

* различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости – мягкости согласных звуков;

* различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков;

*определение: гласный – согласный;

* гласный ударный – безударный;

* согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный;

* согласный звонкий – глухой, парный – непарный;

* деление слов на слоги;

* ударение.

* фонетический разбор слова.

^ Выпускник научится:

· различать звуки и буквы;

· характеризовать звуки русского языка;

· знать последовательность алфавита, пользоваться алфавитом.

Графика.

*различение звуков и букв;

* обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков;

* использование на письме разделительных Ь и Ъ;

* установление соотношения звукового и буквенного состава слов с йотированными гласными е,ё,ю,я; в словах с непроизносимыми согласными.

*знание алфавита; использование алфавита при работе со словарями, справочниками.

^ 4

Выпускник научится:

· проводить фонетико – графический разбор слова самостоятельно по алгоритму в учебнике;

· соблюдать норы русского литературного языка в своей речи;

· находить при сомнении ответ самостоятельно.


Лексика.

*определение значения слова;

* представление об однозначных и многозначных словах; о прямом и переносном значении слова;

* использование синонимов и антонимов.

^ Выпускник научится:

· выявлять слова, значение которых требует уточнения;

· определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря.

· подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

· подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

· различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении;

· оценивать уместность использования слов в тексте;

· выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.


Состав слова (морфемика).

*овладение понятием «родственные (однокоренные) слова;

* выделение в словах окончания, корня, приставки и суффикса;

* различение изменяемых и неизменяемых слов;

* представление о значении суффикса и приставки, образование с ними новых слов;

* разбор слов по составу.

^ Выпускник научится:

· различать изменяемые и неизменяемые слова;

· различать родственные слова и формы слова;

· находить словах окончание, корень, приставку и суффикс;

· разбирать слова с однозначно выделенными морфемами по алгоритму в учебнике;

· оценивать правильность проведения разбора слова по составу.


Морфология.

Части речи ( ): служебные и самостоятельные.

Имя существительное ( )

* значение и употребление в речи;

* умение опознавать имена собственные;

* различие существительных по вопросам «кто?»

* различение имён существительных по родам;

5


* изменение существительных по числам;

* изменение существительных по падежам, определение падежа у существительного, различение падежных и смысловых вопросов;

* определение склонения у существительного (1,2,3);

* морфологический разбор существительного.

Имя прилагательное ( )

* значение и употребление в речи;

* изменение прилагательных по родам, числам и падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин);

* морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение ( ).

*общее представление о местоимении;

* личные местоимения, значение и употребление в речи;

* личные местоимения 1, 2, и 3 лица единственного и множественного числа;

* склонение местоимений.

Глагол ( ).

* значение и употребление в речи;

* неопределённая форма глагола; различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?»;

* изменение глаголов по временам;

* изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени

( спряжение), способы определения спряжения;

* изменение глаголов прошедшего времени по лицам и числам;

* морфологический разбор.

Наречие ( ).

* значение и употребление в речи;

* правописание наречий (направо, справа и др.).

Предлог ( ).

* функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений;

* отличие предлогов от приставок.

Союзы ( )

* союзы и, а, но, их роль в речи;

* частица не, её значение.

Выпускник научится:

· определять грамматические признаки имён существительных – род, число, падеж, склоненье;

· определять грамматические признаки имён прилагательных – род, число, падеж;

· определять грамматические признаки глагола – число, время, род ( в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;

· проводить морфологический разбор имён существительных, прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;

6

· оценивать правильность проведения морфологического разбора;

· находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.


Синтаксис.

* различение слова, словосочетания, предложения;

* различение предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

* нахождение главных членов предложения (подлежащее и сказуемое);

* установление связи между словами в словосочетании и предложении с помощью вопросов;

* составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

* раэличие простых и сложных предложений.

^ Выпускник научится:

· различать предложение, слова, словосочетания;

· устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

· классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/ побудительные/ вопросительные предложения;

· определять восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения;

· находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

· различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства.

· выделять предложения с однородными членами;

· выполнять разбор простого предложения;

· различать простые и сложные предложения.


^ Орфография и пунктуация.

* формирование орфографической зоркости, использование различных способов написания;

* использование орфографического словаря.

Применение правил написания:

- сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу под ударением;

- сочетания чк – чн, чт, щн;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова );

- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

^ 7

- раэделительные Ъ,Ь;

- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода (мышь, рожь, дочь);

- безударные падежные окончания имён существительных (кроме на –мя,

-ий, -ья, -ье, -ия, -ов, - ин);

- безударные окончания имён прилагательных;

- раздельное написание предлогов с местоимениями;

- не с глаголом;

- мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

- правописание глаголов с сочетаниями тся, ться;

- безударные личные окончания глаголов;

- раздельное написание предлогов со словами;

- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательныё знаки;

- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

^ Выпускник научится:

· применять правила правописания (в объёме содержания курса);

· определять написание слова по орфографическому словарю;

· безошибочно списывать текст объёмом 80 -90 слов;

· писать под диктовку тексты объёмом 75 -80 слов;

· проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктационные ошибки;

· осознавать место возможной ошибки;

· подбирать примеры с определённой орфограммой;

· при составлении собственных текстов избегать орфографических ошибок;

· при работе над ошибками осознавать причины их появления и определять способы действий их устранения.


^ Развитие речи.

- общение (цель, где, с кем);

- овладение диалогом;

- умение вести разговор;

- умение выражать своё мнение;

- овладение нормами речевого этикета;

- овладение монологическими высказываниями (описание, повествование, рассуждение);

текст:

- знать признаки текста, последовательность предложений и частей в нём;

- уметь составлять план текста и уметь создавать свой текст по предложенному плану;

- уметь корректировать тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности;

изложения и сочинения:

8

- подробные и выборочные;

- сочинение – описание, сочинение – повествование, сочинение – рассуждение.

^ Выпускник научится:

· оценивать правильность выбора средств устного общения;

· соблюдать нормы речевого этикета;

· выражать собственное мнение;

· самостоятельно озаглавливать текст, создавать тексты по предложенному заголовку;

· составлять план текста;

· сочинять письма, поздравительные открытки, записки и т.п.;

· подробно или выборочно пересказывать текст, пересказывать текст от другого лица;

· анализировать или корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

· анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями;

· соблюдать норы речевого взаимодействия при интерактивном общении.


К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к получению дальнейшего образования, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:

* достаточный уровень знаний о структуре русского языка;

* умения использовать знания в стандартных и нестандартных ситуациях;

* осуществлять поиск необходимой информации ;

* умения участвовать в диалоге, строить беседу, составлять несложные монологические высказывания;

* умения грамотно писать, анализировать прочитанный текст, пользоваться словарями и справочниками;

* сформированность умений и универсальных действий.


9




Похожие:

Пояснительная записка. Цели и задачи курса. В системе предметов курс «Русский язык» iconПояснительная записка. Цели и задачи курса. Цель курса: Цели предпрофильного обучения школьников по курсу делового русского языка в общеобразовательном учебном заведении состоят в следующем
Раскрыть многообразие стилистических возможностей русского языка в раз­ных функциональных стилях (прежде всего, в официально деловой...
Пояснительная записка. Цели и задачи курса. В системе предметов курс «Русский язык» iconПрограмма по литературному чтению пояснительная записка
Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения...
Пояснительная записка. Цели и задачи курса. В системе предметов курс «Русский язык» iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Пояснительная записка. Цели и задачи курса. В системе предметов курс «Русский язык» iconПредисловие
«Фонетика» общего курса «Современный русский язык»1, который читается на отделении «Русский язык и литература» филологического факультета...
Пояснительная записка. Цели и задачи курса. В системе предметов курс «Русский язык» iconПояснительная записка Пояснительная записка
Это способствует повышению целостности обучения, позволяет реализовать требования единства программы. Затем должно идти раскрытие...
Пояснительная записка. Цели и задачи курса. В системе предметов курс «Русский язык» iconДокументы
1. /МВН/Пояснительная записка к МВН.doc
2. /МВН/планирование...

Пояснительная записка. Цели и задачи курса. В системе предметов курс «Русский язык» iconТ. В. Потемкина Пояснительная записка Программа курса
Вместе с тем данный курс нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся об истории языка,...
Пояснительная записка. Цели и задачи курса. В системе предметов курс «Русский язык» iconЭлективный курс по криптографии Пояснительная записка
Целью элективных курсов является удовлетворение разнообразных образовательных потребностей учащихся, которые могут возникнуть при...
Пояснительная записка. Цели и задачи курса. В системе предметов курс «Русский язык» iconПояснительная записка Программа курса «Учись писать грамотно»
Вместе с тем данный курс нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся об истории языка,...
Пояснительная записка. Цели и задачи курса. В системе предметов курс «Русский язык» iconЭлективный курс для учащихся 9, 10, 11 классов Культура речи и её воспитание Автор курса: Голомидова М. Л., учитель русского языка и литературы пояснительная записка
Курс «Культура речи и воспитания» предназначен для учащихся 9, 10, 11 классов, чтобы углубить знания русскому языку и литературе,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов