Программа «технология» Пояснительная записка Учебный предмет «Технология» icon

Программа «технология» Пояснительная записка Учебный предмет «Технология»



НазваниеПрограмма «технология» Пояснительная записка Учебный предмет «Технология»
Дата конвертации27.08.2012
Размер160.85 Kb.
ТипПрограмма

ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИЯ»

  1. Пояснительная записка

Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом.

Программа построена в рамках психолого-педагогической концепции, рассматривает предметно-практическую деятельность как средство развития интеллекта и духовно-эмоциональной сферы личности.

Методическую основу представляет творческий метод дизайна, предусматривающий проектирование вещей с использованием основного принципа технической эстетики.

По структуре представляет единую систему, в которой основным содержательным компонентом выступает нравственно-эстетический и социально-исторический опыт человечества, отраженный в материальной культуре. Предусматривает обучение обработке разных материалов, пользованию инструкциями, формирование умений творчески думать, рассуждать, анализировать, наблюдать.

^ Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

^ Задачи курса:

- формирование целостной картины мира материальной и культурной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности; - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

- общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображения объекта и процесса его преображения в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей);

^ 2. Общая характеристика учебного курса

Изучение курса «Технология» играет значимую роль в формировании фундаментального общего образования, в развитии психики, интеллекта и духовного мира школьников, в углублении их общей культуры. Весь курс обучения раскрывает многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей.

Программа первого класса в основном пропедевтическая, т.е.
направлена на подготовку учеников к полноценному освоению главных содержательных компонентов данного курса

Учебный курс «Технология» адресован учащимся первых классов четырехлетней начальной школы

Цели

  • активизация познавательной деятельности и углубление общего образования;

  • предоставление возможности самореализации и социальной адаптации личности;

  • гармонизация развития личности

Задачи

Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира;

Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);


Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, моторики и прочих) через формирование практических умений;

Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

Основные задачи программы «Художественно-конструкторская деятельность» в первом классе:

формирование произвольности поведения, умения слушать и понимать учителя;

формирование умения работать с учебником;

привитие интереса к занятиям, формирование учебной мотивации;

расширение сенсорного опыта, обогащение знаниями и впечатлениями об окружающем мире;

развитие моторики рук, координации движений и действий;

формирование первоначальных приемов работы с инструментами для ручного труда;

практическое ознакомление со свойствами отдельных материалов, формирование умений их обработки;

развитие познавательных процессов;

воспитание организованности и культуры труда

Принципы, лежащие в основе построения программы

принцип учета возрастных, основных психофизиологических и функциональных возможностей детей;

принцип постепенного усложнения и углубления изучаемого материала с сохранением его общеобразовательной сущности;


принцип ориентации на системную проектно-конструкторскую деятельность учащихся

Одной из важных особенностей данной программы является то, что уроки строятся на уникальной психологической и дидактической базе – на основе предметно-практической деятельности, следовательно, в них более ярко представлены наглядно-образная и наглядно-действенная формы познания


^ 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существование живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности. Как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

^ Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и не живой природы. Любовь к природе означает прежде сего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

^ Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

^ Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.

^ Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

^ Ценность труда и творчества как естественное условие человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

^ Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

^ Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

^ Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

^ Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

^ 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

  1. класс

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на вторую линию развития – умение определять свое отношение к миру, событиям, поступкам людей.

^ Метапредметными результатами изучения курса «Технология»

в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

^ Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике ( на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопосы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию. Полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на первую линию развития – умение чувствовать мир, искусство.

^ Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.


Предметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений:

^ Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа: линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.

Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.

^ По трудовой (технико-технологической) деятельности:

знать

- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;

- конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

- технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

-способы разметки: сгибанием, по шаблону;

- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

- виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и ее вариантами;

уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами;

с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевые соединения деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

^ 6. Содержание учебного предмета, курса


7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

1 класс. Гармония



Тема, раздел

Изделие

Кол-во часов

^ 1 четверть. КАК РАБОТАЮТ МАСТЕРА

1

Вводный урок. Культура и органи-зация труда. Материалы, инстру-менты

Рассматривание и обсуждение образцов изделий, учебника, тетрадей, материалов и инструментов. Подставка

1

^ Учимся работать, наблюдать и размышлять

2-3

Материал и образ. Подбор и простейшие приемы обработки материалов для создания образа

Аппликация(коллаж) из разных материалов «Салют»

2

4

Мастер учится у природы. Наблюдение и складывание простых форм из бумаги

Аппликация «Тюльпаны»

1

5-6

Изготовление квадрата из прямо-угольной полосы сгибанием

Квадрат. Аппликация «Собачки»

2

7

Складывание простых форм из бумаги

Коллективное панно «Колоски»

1

^ Мастерим и решаем задачи

8

Разрезание бумаги по линиям разметки. Приемы наклеивания деталей

Упражнения по разметке деталей и резанию по линиям разметки

1

9-11

Задачи на плоскостное конструирование

Аппликация из геометрических фигур «Парусник», «Собачки»

3

^ Мастерим и изучаем природу

12-13

Наблюдение форм и образов при-роды. Экскурсия в парк или лес

Сбор и обработка природного материала для практических работ

2

14-16

Формы и образы природы. Работа с засушенными листьями

Аппликация «Осень», «Образы осени»

2

^ 2 четверть. ОБРАЗЫ ЗИМЫ. ПОДГОТОВКА К ЗИМНИМ ПРАЗДНИКАМ

Размечаем детали по шаблону

17-18

Формы и краски зимы. Разметка деталей по шаблону

Аппликация «Снеговик»

2

^ Размечаем по линейке и сгибанием

19-20

Разметка прямых линий по линейке и сгибанием

Цепь для елки

2

^ Работаем с яичной скорлупой

21-22


Создание образа по ассоциации с формой модуля

Игрушка на основе яич-ной скорлупы. Елочное украшение

2

^ Конструируем ребристые игрушки

23-24

Бумагопластика. Конструирование ребристых форм

Подвески из квадратов

2

Копируем формы с помощью кальки. Изготавливаем шаблоны

25-26

Бумагопластика. Копирование форм с помощью кальки

Ребристые подвески для елки

2

^ Лепим из пластилина

27-28

Лепка из пластилина. Образы зимней сказки

Новогодняя елка, заяц. Объемная композиция «Зимняя сказка»

2

^ Лепим из фольги

29-30

Лепка из фольги

Украшения, «Серебряный паучок»

2

^ 3 четверть. СОЛНЦЕ – НА ЛЕТО, ЗИМА – НА МОРОЗ.ВЕСЕННИЕ СУВЕНИРЫ

Вырезаем и наклеиваем ажурные формы

31-34

Вырезание и наклеивание ажурных симметричных форм

Снежинки, ажурные цветы. Ажурная закладка

4

^ Работаем с крепированной бумагой

35-39

Новые материалы. Работа с крепи-рованной бумагой. Новые приемы бумаопластики

Цветы из крепированной бумаги. Композиции из цветов

5

^ Учимся сгибать картон и плотную бумагу

40-41

Приемы обработки картона и плотной бумаги

Упражнения по сгибанию картона и плотной бума-ги. Заготовки для открыток

2

42-43

Композиция на плоскости: сюжет, цвет, образ

Открытка к празднику День защитника Отечества. Открытка к празднику 8 марта

2

^ Учимся работать нитками и иглой

44-45

Приемы работы с нитками и иглой. Плетение

Кисточки-веснянки. Закладка-косичка

2

46-47

Пришивание пуговиц

Декоративная композиция на плоскости

2

48

Приемы работы с нитками и иглой

Декоративная рамка «Звезда»

1

^ 4четверть. МАСТЕР РАБОТАЕТ ТВОРЧЕСКИ

Работаем с набором «Конструктор»

49-51

Конструирование из деталей механического набора «Конструктор»

Конструирование букв алфавита

3

^ Новая жизнь капсул киндерсюрпризов

52-53

Использование утилизированных материалов в изделиях

Изделия из капсул киндерсюрпризов

2

^ Разные образы – разные способы работы

54-55

Экскурсия в парк или лес

Наблюдения: образы и формы весны

2

56-59

Использование разных способов выкраивания из бумаги для создания образов

Декоративные аппликации «Букет», «Птицы прилетели»

4

^ Учимся копировать формы по клеточкам

60-61

Повторение и закрепление приемов обработки бумаги. Логическая задача

Аппликация- задача «Птица»

2

Новые задачи – новые конструкции

62-63

Новые приемы бумагопластики в конструировании

Объемная аппликация «Домик хитрого гнома»

2

64

Итоговое занятие

Выставка по итогам года. Викторина

1




  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса




Похожие:

Программа «технология» Пояснительная записка Учебный предмет «Технология» iconРабочая программа по курсу «технология» для 5 класса 2010-2011 учебный год пояснительная записка
Нормативные правовые документы: Рабочая программа по направлению «Технология. Технический труд» составлена на основе
Программа «технология» Пояснительная записка Учебный предмет «Технология» iconПримерная программа основного общего образования по направлению «технология. Технический труд» пояснительная записка статус документа
Примерная программа по направлению «Технология. Технический труд» составлена на основе федерального компо­нента государственного...
Программа «технология» Пояснительная записка Учебный предмет «Технология» iconРабочая программа на 2010-2011 учебный год Учитель Воробьев Виктор Николаевич Предмет Технология Класс 5-8 Юдино 2010г
Муниципальное общеобразовательное учреждение Юдинская основная общеобразовательная школа Подгоренского муниципального района
Программа «технология» Пояснительная записка Учебный предмет «Технология» iconПрограмма курса «технология» 1-4 классы Пояснительная записка
Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного...
Программа «технология» Пояснительная записка Учебный предмет «Технология» iconДокументы
1. /progr/ИЗО/Изо моё записка.doc
2. /progr/ИЗО/год.пл.изо.docx
Программа «технология» Пояснительная записка Учебный предмет «Технология» iconРабочая программа для учащихся 3-4 классов Составитель: Толстобова Т. П., учитель информатики, I категория
Согласно федеральной программе учебный предмет «Информатика и икт» представлен в 3-4 классах в качестве обязательного учебного модуля...
Программа «технология» Пояснительная записка Учебный предмет «Технология» iconРабочая программа по технологии в 7 классе Шумариной Надежды Алексеевны Рассмотрено на заседании
«Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)». Программа по направлению «Технология» для неделимого 7-го класса сельской...
Программа «технология» Пояснительная записка Учебный предмет «Технология» iconРабочая программа по предмету «Технология» Разработана: учителем технологии I квалификационной категории
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень)....
Программа «технология» Пояснительная записка Учебный предмет «Технология» iconДокументы
1. /olimpiada/Астрономия/Задания астр условия.doc
2. /olimpiada/Астрономия/Пояснительная...

Программа «технология» Пояснительная записка Учебный предмет «Технология» iconДокументы
1. /МВН/Пояснительная записка к МВН.doc
2. /МВН/планирование...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов