Активисты школьного музея icon

Активисты школьного музея



НазваниеАктивисты школьного музея
Дата конвертации27.08.2012
Размер179.33 Kb.
ТипПрограмма

АКТИВИСТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ


ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школьный музей — одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности.

Необходимым условием для успешного решения этих познавательных и воспитательных задач является умелое педагогическое руководство, самодеятельный характер организации школьного музея, самостоятельное творческое отношение ребят к делу, и, обязательно, знание основ современного музееведения. Именно использование музейных приемов выделяет школьный музей среди других форм внеклассной работы. Овладение основами музейного деда — первейшая задача руководителя и всего коллектива школьного музея.

В работе по организации всей деятельности ученического коллектива руководящее значение имеет «Положение о школьном музее», в котором кратко сформулированы главные задачи, содержание и конкретные формы работы школьного музея.

Программа определяет основной круг музееведческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива школьного музея.

Программа исходит из положения о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности. Любой член коллектива школьного музея должен знать в общих чертах историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учетно-хранительской и культурно-просветительной работы. Программа предусматривает изучение этих вопросов как необходимого условия для углубления и расширения как общемузейной, так и специальной экскурсионной подготовки актива школьного музея.

Большое внимание уделено в программе экскурсионной подготовке актива школьного музея. Экскурсоводы составляют наиболее значительную группу в коллективе музея, в их деятельности находят концентрированное выражение как общемузейные, так и чисто педагогические аспекты учебной сущности школьного музея. Экскурсионная пропаганда в школе тесно связана с экспозицией музея, с поисковой работой, с другими видами внеклассных мероприятий.

Программа и примерный тематический план предполагают проведение теоретических и практических занятий в течение одного учебного года в объеме 216 часов.

Программа рассчитана на проведение занятий с учащимися 7—9-х классов. Некоторые темы (II, III, IV, IX) содержат ряд достаточно сложных в теоретическом плане вопросов. Степень их освещения должен установить руководитель занятий, исходя из уровня общей подготовки, образовательных и возрастных особенностей учащихся, Программа может быть использована для курсовой учебы актива школьных музеев. В этом случае объем учебных часов может быть сокращен, прежде всего, за счет практических занятий.
При подготовке помощников экскурсоводов — учащихся 5-—6-х классов — может быть использована IX тема программы при значительном сокращении количества и объема содержания вопросов в соответствии с задачей обучить учащихся проведению фрагментов экскурсии.


^ Примерный тематический план занятий




Темы занятий

Количество часов

Всего

Теорет.

Практ.

I

История музейного дела в России

10

4

6

II

Основы теории и организации музейного дела

8

2

6

III

Сущность и специфические особенности школьного музея

8

2

6

IV

Фонды музея. Научная организация фондовой работы

10

4

6

V

Собирательская (поисковая) работа

30

4

26

VI

Учет и хранение фондов

12

4

8

VII

Экспозиционная работа

20

4

16

VIII

Культурно-массовая и воспитательная работа

12

4

8

IX

Подготовка музейной экскурсии, в т. ч. подтемы:










1

Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее;

12

2

10

2

Тема и цель экскурсии;

5

1

4

3

Изучение темы экскурсии;

16

4

12

4

Отбор экспонатов и составление маршрута;

6

2

4

5

Работа над содержанием экскурсии;

14

4

10

6

Экскурсионные методы и приемы;

10

4

6

7

Отработка и сдача экскурсии;

12

2

10

8

Дальнейшее совершенствование экскурсий и мастерства экскурсоводов;

15

3

12

X

Подготовка и проведение экскурсий по городу и памятным местам

16

4

12

ВСЕГО

216

54

162


Основной учебной базой для проведения занятий кружка становится школьный музей, располагающий полноценной многотемной экспозицией, тесно связанной с массовой туристско-краеведческой работой школы, ведущий разнообразную учебную и культурно-просветительную деятельность среди учащихся, родителей, шефов и местного населения. Для проведения учебного похода, экскурсий в государственные музеи и по городу, создания выставок и выполнения ряда практических заданий кружок должен располагать необходимыми средствами, снаряжением и материалами.

Руководить кружком могут учителя, сотрудники государственных музеев, ДЭТС, Домов пионеров, других учреждений, имеющие опыт педагогической и музейной работы, специальное образование по профилю базового школьного музея.


ПРОГРАММА


История музейного дела в СССР. Начало коллекционирования древностей. Петр I и его Кунсткамера, Эрмитаж. Помещичьи собрания памятников искусства и древности в XVIII— XIX вв. Научные общества и музеи в XIX в. Создание крупных публичных музеев. Возникновение отечественной теории и методики музейного дела. Музеи в советское время. Ленинская политика охраны и пропаганды памятников истории и культуры. Постановления партии и советского правительства по вопросам музейного дела. Ведущие музеи страны.

^ Практические занятия. Знакомство по литературе, кино-фотоматериалам, в ходе экскурсий с крупными музеями разных профилей; беседа с сотрудником местного музея об истории музея, формировании его коллекций; проведений викторины по музеям нашей страны.


^ Основы теории и организации музейного дела. Марксистско-ленинская методология — основа всей деятельности музея. Связь с практикой коммунистического строительства, задачами идеологической работы КПСС; Общественно-научная сущность музея. Социальные функции музея. Музей и краеведение. Памятниковая основа, предметность и наглядность в музее. Принцип тематичности в экспозиционной, собирательской и массовой работе. Единство и взаимосвязь всех видов музейной деятельности. Тип и профиль музея. Музейная сеть СССР. Музеи на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с общественными. Положение о школьном музее.

^ Практические занятия. Знакомство с местными государственными, заводскими, колхозными музеями; экскурсии по экспозиции, встречи с работниками музеев.


^ Сущность и специфические особенности школьного музея. Школьный музей как центр обучения и воспитания в школе. Соответствие содержания работы музея программным требованиям, краеведческому принципу обучения. Школьный музей и другие формы внеклассной работы. Прямая связь деятельности музея с развитием и направленностью туристско-краеведческой работы в школе. Самодеятельный характер организации школьного музея. Особенности в использовании музейных форм работы. Предметность и наглядность в школьном музее. Разнотемность и мобильность экспозиции. Профили школьных музеев. Практические занятия. Знакомство с организацией и содержанием туристско-краеведческой работы в школе, с организацией, тематикой и основными направлениями деятельности школьного музея; посещение с той же целью соседних школьных музеев.


^ Фонды музея. Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно-вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы. Изучение фондов как основа всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация, интерпретация музейных предметов. Организация фондовой работы в школьном музее.

^ Практические занятия. Изучение законодательных и нормативных документов о Музейном фонде СССР, о порядке сбора, учета и хранения музейных предметов; знакомство с составом и структурой фондов школьного музея, вычерчивание соответствующих схем; знакомство с приемами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием составленных схем, определителей и каталогов музейных коллекций.


^ Собирательская (поисковая) работа. Задачи поисковой работы, связь с профилем и тематикой музея, с содержанием массовых туристско-краеведческих мероприятий. Основные формы: походы, экспедиции, текущее комплектование, переписка. Плановость, целенаправленность, научная и техническая подготовка поиска. Методика сбора и фиксации материалов. Оформление задания. Инструктивные требования к организации и проведению походов учащихся.

^ Практические занятия. Разработка и проведение поиска по конкретной, достаточно узкой теме с использованием форм текущего комплектования и целевого двухдневного похода.


^ Учет и хранение фондов. Задачи учетно-хранительской работы. Инвентарная книга. Шифровка. Прием и выдача предметов. Вспомогательные картотеки. Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.

^ Практические занятия. Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.


Экспозиционная работа. Идейный замысел и тематическая структура экспозиции. Тематико-хронологический метод — основной метод построения экспозиции. Тематико-экспозиционный комплекс, его содержание и значение в экспозиции. Роль и место подлинных и научно-вспомогательных материалов. Пояснительные тексты. Порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление тематико-экспозиционного плана, разработка проекта художественного оформления, обсуждение и утверждение плана и проекта, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж. Постоянная экспозиция и временная выставка. Выставка-передвижка и ее особенности.

^ Практические занятия. Анализ содержания, приемов построения и оформления экспозиции школьного музея по отдельным разделам и комплексам; научная разработка и построение стационарной выставки по теме проведенного поиска с последовательной отработкой этапов и приемов экспозиционной работы; создание параллельно выставки-передвижки.


^ Культурно-массовая и политико-воспитательная работа на базе школьного музея. Основные требования: высокий идейно-теоретический и методический уровень, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников мероприятий, опора на экспозицию, материалы и актив музея. Основные формы проведения: экскурсии, лекции, беседы, встречи, слеты ветеранов, конференции, линейки, литературно-исторические композиции, викторины и конкурсы. Организация мероприятий. Особенности работы с местным населением.

^ Практические занятия. Знакомство с постановкой массовой работы школьного музея, участие в проведении нескольких плановых мероприятий; самостоятельная подготовка и проведение одного массового мероприятия с использованием созданной выставки.


^ Подготовка музейной экскурсии.

Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики: целенаправленность, тематичность, научность, логическая и хронологическая последовательность, доступность, наглядность и конкретность. Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы. Учет образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования экскурсий в учебной, политико-воспитательной и культурно-просветительной работе школы. Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.

^ Практические занятия. Прослушивание тем экскурсий разных типов (по городу, в музее, по памятным местам), беседа с методистом государственного музея или-городского экскурсионного бюро о работе экскурсовода; изучение тематики экскурсий в школьном музее; встреча с руководителем и экскурсоводами музея; прослушивание экскурсий по разным темам; составление своего варианта тематики экскурсий.


^ Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции целеустановки, ее определяющая роль в разработке экскурсии.

^ Практические занятия. Распределение нескольких экскурсионных тем между кружковцами и прослушивание тем этих экскурсий в музее; составление примерного плана каждой экскурсии, определение целеустановки.


^ Изучение темы экскурсии. Составление библиографии по теме экскурсий. Порядок изучения литературы, источников и экспонатов. Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов. Выделение отдельных цифр, цитат, стихотворений, выдержек из документов. Работа с мемуарной литературой, экспедиционными дневниками, записями воспоминаний и письмами. Проверка достоверности этого материала. Детальное изучение экспонатов, выявление их истории и содержания.

^ Практические занятия (проводятся в библиотеке, фондах и экспозиции музея). Изучение и анализ литературы и источников по выбранным экскурсионным темам в соответствии с рекомендованной схемой; составление летописи основных событий и картотеки экспонатов по каждой теме; запись полученных сведений на карточки экспонатов и в блокнот экскурсовода; заслушивание рассказов кружковцев об отдельных событиях и экспонатах.


^ Отбор экспонатов и составление маршрута. Выделение подтем и отдельных вопросов темы, их логическая и хронологическая последовательность и взаимосвязь. Отбор соответствующих экспонатов. Критерии отбора. Особенности отбора экспонатов в экскурсиях разных видов. Создание и оформление маршрута экскурсии.

^ Практические занятия. Окончательная формулировка и запись темы и цели каждой подготавливаемой экскурсии; составление тематического плана экскурсии с учетом тематического плана соответствующего раздела экспозиции; отбор экспонатов с группировкой по подтемам и вопросам экскурсии, расстановка карточек экспонатов в соответствии с проделанным отбором экспонатов;.запись маршрута экскурсии, вычерчивание графика движения.


^ Работа над содержанием экскурсии. Структура экскурсии. Вступительная беседа, ее содержание, план и порядок проведения. Основная часть экскурсии. Отработка маршрута в соответствии с тематико-хронологическим принципом и целеустановкой. Определение содержания подтем и отдельных вопросов экскурсии применительно к группам отобранных экспонатов. Соразмерность отдельных частей содержания. Полноценность раскрытия отдельных вопросов и учет времени. Логические переходы, их варианты. Система выводов и обобщений в экскурсии. Заключительная беседа, ее содержание и порядок проведения.

^ Практические занятия. Прослушивание тематической экскурсии в государственном, музее с заданием установить структуру экскурсии, содержание отдельных частей, вычертить маршрут движения; составление вступительной и заключительной бесед к подготавливаемым в школьном музее экскурсиям; отработка порядка показа и составление рассказа по тематическим группам экспонатов; формулировка и запись выводов; хронометраж рассказа по подтемам и вопросам; заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсий.


^ Экскурсионные методы и приемы. Взаимодействие методов на экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования. Моторный метод, ограниченность его применения в музейной экскурсии.

^ Практические занятия. Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации, сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий; составление вопросника и проведение тематической беседы входе экскурсии.


^ Отработка и сдача экскурсии. Работа на экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методикой проведения экскурсий. Определение и применение целесообразных для каждой конкретной экскурсии методов и приемов. Запись экскурсий. Развернутый план или индивидуальный текст экскурсии.

^ Практические занятия. Индивидуальная и коллективная отработка маршрута, содержания, методов и приемов проведения каждой экскурсии; составление текстов экскурсий; прослушивание и обсуждение всех подготовительных экскурсий, проведение пробных групп.

Дальнейшее совершенствование экскурсии и мастерства экскурсовода. Учет замечаний и предложений приемной комиссии. Углубленное изучение темы. Прослушивание других экскурсоводов-однотемников. Учет активности и заинтересованности группы в ходе экскурсии. Составление методической разработки экскурсии. Форма методической разработки, ее место и роль в подготовке экскурсии. Школа юного экскурсовода. Конкурсы взаимопрослушивания, рецензирование экскурсий товарищей. Связь с экскурсионными отделами государственных музеев и городским экскурсионным бюро.

^ Практические занятия. Доработка и совершенствование экскурсий с учетом замечаний и предложений комиссии, бесед с экскурсантами; составление методических разработок; проведение взаимопрослушивания экскурсоводов с написанием письменных рецензий, совещаний однотемников; составление условий и программы конкурса экскурсоводов музея; изучение восприятия экскурсантами проводимых экскурсий путем анкетирования, наблюдения и устного опроса.


^ Подготовка и проведение экскурсии по городу и памятным местам. История города как предмет экскурсионного изучения. Объекты городской экскурсии, их классификация. Памятники истории и культуры, их идейно-эмоциональное воздействие, познавательное и воспитательное значение. Экскурсионные элементы в походах по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Особенности методики проведения городской экскурсии. Требования к маршруту. Роль моторного метода. Приемы показа памятных мест, исторических объектов, произведений искусства. Методика подготовки и проведения комплексной экскурсии. Особенности проведения экскурсии в пределах микрорайона.

^ Практические занятия. Прослушивание одной-двух городских экскурсий с обсуждением и разбором специфических особенностей этих экскурсий; подготовка и проведение экскурсии по микрорайону.


ЛИТЕРАТУРА

В. И. Ленин. О политехническом образовании. ПСС, т. 42, с. 228—230.

В. И. Ленин. О литературе и искусстве. М., 1967, с. 567— 593. (Декреты и постановления, подписанные В. И. Лениным.)

Л. И. Брежнев. Речь на XVIII съезде ВЛКСМ. — М. Политиздат, 1978.

Л. И. Брежнев. Актуальные вопросы идеологической работы КПСС. В 2-х т. 2-е изд.—М., Политиздат, 1979.

Материалы XXVI съезда КПСС. — М., Политиздат, 1981.

Закон Союза Советских Социалистических Республик об охране и использовании памятников истории и культуры. Принят. Верховным Советом СССР 29 октября 1976 г. — М., 1976.

О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 3979 г. — М., Политиздат, 1979.

О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся: Постановление ЦК КПСС от 12 мая 1964 г. — Политическое самообразование, 1964, № 6.

Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев. Постановление ЦК КПСС от августа 1982 г.

Положение о Музейном фонде Союза ССР. Утверждено приказом Министра культуры СССР М 273 от 26 июля 1965 г.— В кн.: Элькин Г.Ю Огризко 3.А. Школьные музеи. — М. ' 1972, с. 106—112.

Приказ по Министерству просвещения СССР № 38 от 12 апреля 1974 г. «Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ». Сборник документов «Воспитательная работа в школе». М., Просвещение, 1977, с. 192.

Типовое положение о музеях, работающих на общественных : началах. Утверждено Министерством культуры СССР 12 апреля 1978 г, М., 1978.


МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

Александров Ю. Н. Некоторые советы экскурсоводам, Методика подготовки и проведения экскурсий на архитектурно-, градостроительные темы. — М., 1971.

Александров Ю. Н. Подготовка и проведение экскурсий: Метод, рекомендации. — М., Турист, 1974.

В истории навсегда. В помощь организаторам школьных музеев. — М., Молодая гвардия, 1974.

Белявский М. Т., Орлова А. С. Методика работы в музее и с памятниками истории и культуры при изучении истории СССР. — М., 1968.

Большакова Л. А. Третьяковская галерея: Краткий путеводитель. — М., 1976.

Герасимов В. П., Огризко 3. А. Краеведческий музей и школа (метод, пособие). — М., 1965.

Гиндина Н. Г., Фоломеев Б. А., Шкурко А. И. Учет и хранение фондов школьных музеев. — Музеи и выставки московских школ.— М., 1972.

Гончаренко В. С, Нарожная В. И. Оружейная палата (путеводитель). — Прогресс, 1976.

Демская А. А. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. — М., Искусство, 1979.

Дик Н. Е., Валишин Ю. И. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея (пособие для учителей). — М., Просвещение, 1979.

Игнатьев В. И. Музееведение. Советские музеи (учебное пособие). — М., 1968.

Идейно-политическое воспитание школьников. Из опыта работы школ. — М., Просвещение, 1977.

Крейн А. 3. Жизнь музея. — М., Сов. Россия, 1979.

Крейн А. 3. Рождение музея. — М., Сов. Россия, 1976.

Курносов А. А., Верба И. А. Туманов В. Е. О сборе и использовании документальных памятников по истории и культуре родного края: Метод. рекоменд. учителю. ЦДЭТС Министерства просвещения СССР и Археографическая комиссия при Отделении истории АН СССР.— М., 1978.

Милоков Н. П., Кононов 10. Ф. и др. Историческое краеведение (основные источники изучения родного края). Пособие для студентов педвузов. М., 1969.

Михайловская А. И. Музейная экспозиция (организация и техника). М., 1964.

Музей и современность. Вып. I. Проблемы совершенствования экспозиций по истории советского общества, 1975.

Основы экскурсионного дела в музеях. Вып. 1. — М., 1976.

Русский музей: Путеводитель. Л. — М., Искусство, 1958.

Следопыты ведут поиск. Пособие для учителей. М., 1973.

Строев К. Ф. Краеведение. М., Просвещение, 1967.

Строев К. Ф. Школьный краеведческий музей. — Краеведение. М., Просвещение, 1974.

Суслов В. А. Русский музей. По залам музея. Л., Сов. художник, 1967.

Финягина Н. П. Состав и структура музейных фондов, содержание фондовой работы.—Музейное дело в СССР. — М., Сов. Россия, 1975, с. 3—18.

Центральный ордена Ленина Музей Революции СССР. Путеводитель. М., Реклама, 1972.

Шапиро. Ю. Г. По Эрмитажу без экскурсовода. Очерк-путеводитель. Л., Аврора, 1970.

Школьные музеи. Из опыта работы. М., Просвещение, 1977.

Шкурко А. И. Экскурсоводу школьного музея (методические указания). — М., 1973.

Экскурсионная пропаганда памятных ленинских мест: Сб. статей. М., 1972.

Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1972.

Гос. Эрмитаж. Метод, пособие к экскурсиям. Л., 1979.

Юньев И. С. Общие вопросы советского краеведения. Общие вопросы краеведения. М., 1971.




Похожие:

Активисты школьного музея iconИз опыта работы руководителя школьного исторического музея имени П. И. Курсова и зала Боевой славы

Активисты школьного музея iconДокументы
1. /План работы школьного музея..doc
Активисты школьного музея iconТема: «Письмо солдату»
Оборудование: 1 мультимедийный проектор; 2 письма солдат с фронта Великой Отечественной войны из школьного музея
Активисты школьного музея iconПодгоренская школа Литвинова Татьяна Ивановна
Привести фактические данные архивного материала, школьного музея, рассказывающие о развиии образования в родном селе
Активисты школьного музея iconСписок педагогов, участников эксперимента моу сош с. Узморье на 2010-2014гг
Евсеева С. В. – руководитель школьного музея, руководитель отряда «Юные гагаринцы»
Активисты школьного музея iconСписок педагогов, участников эксперимента моу сош с. Узморье на 2010-2014гг
Евсеева С. В. – руководитель школьного музея, руководитель отряда «Юные гагаринцы»
Активисты школьного музея iconОтчет по призыву в ряды ркка в 1941 1944 годы (по данным архива военкомата)
Номер свидетельства школьного музея: Свидетельство Министерства образования рмэ №089 о присвоении статуса «Музей образовательного...
Активисты школьного музея iconСоветско-афганская война 1979-1989 гг. Выполнила руководитель школьного краеведческого музея Русско- шуганской сош
Северный Афганистан. Лагерь беженцев. 40 километров на восток от Мазари-Шарифа. Основная еда это рис, черная лепешка хлеба и чай
Активисты школьного музея iconСоздание школьного краеведческого музея как социальная практика и средство самоопределения учащихся Автор: Иняева Галина Сергеевна, учитель географии моу «Путинская сош»
Название оу: муниципальное образовательное учреждение «Путинская средняя общеобразовательная школа»
Активисты школьного музея iconСоздание школьного краеведческого музея как социальная практика и средство самоопределения учащихся Автор: Иняева Галина Сергеевна, учитель географии моу «Путинская сош»
Название оу: муниципальное образовательное учреждение «Путинская средняя общеобразовательная школа»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов