|
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ «ХОРОШЕВО» Юридический адрес: 123154, г. Москва, ул. Маршала Тухачевского, д. 20, к. 1 Рекомендована «Утверждено» к использованию Директор ГОУ ДТДМ «Хорошево» на административном совете ГОУ ДТДМ «Хорошево» __________________ Н.Д. Цулёва от 28 мая 2009 года Образовательная программа «ПУТЕВОДИТЕЛЬ» Авторы-разработчики: Моисеенков Михаил Макарович Рослякова Татьяна Владимировна Направленность: туристско-краеведческая Возраст: 11-18 лет Срок реализации: 5 лет Третья редакция, переработанная и дополненная. Москва 2009 Настоящая программа комплексно сочетает туристско-краеведческую и социально-экономическую направленность. Новизна заключается прежде всего в органичной взаимоувязке этих направлений в целостном курсе. Овладевая вопросами организации непосредственно туристско-краеведческой деятельности первичного коллектива, обучающийся узнаёт об экономической стороне дела и - более широко - получает представление о туризме как сфере хозяйствования. Занятия в рамках курса содействуют принятию ценностей здорового образа жизни, развитию способности принимать ответственные решения, наработке навыков сотворчества, что уже делает программу актуальной. К тому же в процессе занятий обучающийся готовится к встрече с ситуациями, требующими переквалификации, то есть принимается во внимание одна из острейших проблем самостоятельной жизни. Взаимоувязанное обучение по двум направлениям усиливает педагогическую целесообразность программы. На этапе выбора полнее учитывается различие мотивов детей и родителей при определении области занятий и непротиворечиво увязываются детские и родительские интересы и потребности в педагогическом продукте. На этапе обучения программа обеспечивает трансформацию детского эмоционально обусловленного интереса к путешествиям в интерес к получению допрофессиональной подготовки в области экономики, позволяет использовать нарабатываемые в процессе туристско-краеведческой деятельности личные качества и знания обучающихся для активизации обучения в рамках социально-экономического направления. Целью программы является использование потенциала туристско-краеведческой деятельности для расширения возможностей социализации подростка и получения им начальных профессиональных навыков. Достижение цели связывается с решением следующих задач:
^ программы – расширение предметной сферы. Программ, рассматривающих туристскую и краеведческую деятельность как экономическое явление во взаимосвязи с традиционным изучением – нет. К тому же такой подход позволяет взаимообогащающе сочетать трансляцию экономических знаний с практико-ориентированными методиками изучения предмета. ^ , участвующих в реализации программы, от 10 до 18 лет. Срок реализации - 5 лет. Продолжительность предопределена социальной значимостью, сложностью задач, предметной насыщенностью и позволяет осуществить концентрный подход, реализовать принципы постепенного усложнения материала, взаимной ответственности воспитателя и воспитанников (по И.П. Иванову), учёта возрастных особенностей и потребностей ребёнка. ^ включает три ступени (этапа). I ступень (1-й и 2-й годы обучения) доступны детям всего возрастного диапазона программы. При этом участие детей младших возрастов в таких туристско-краеведческих мероприятиях как многодневный поход, туристский лагерь, слёт и т.п. обусловлено формированием разновозрастной группы, в которой более опытные выступают в роли наставников. Количество младших участников определяется по инструкции, утверждённой приказом МКО №707 от 25.05.2006 г. Комплекс занятий II ступени (3-й и 4-й год обучения) рассчитан на детей в возрасте 13-17 лет и предполагает наличие подготовки в объёме I ступени. В коллектив могут приниматься дети, получившие туристско-краеведческую подготовку по другим программам, подтверждённую документами о прохождении маршрута 1 категории сложности. Занятия экономической направленности с такими обучающимися осуществляются в «догоняющем» режиме по индивидуальным планам. III ступень (5-й год обучения) предполагает занятия с детьми 14-17 лет, имеющими подготовку, соответствующую курсу II ступени. Занимавшиеся по другим программам туристско-краеведческой направленности должны подтвердить опыт прохождения маршрута 2 категории сложности. Уровень экономических знаний определяется собеседованием с занимающимися, но по программе «Путеводитель» допустимо изучение экономики по индивидуальным планам в объёме II ступени. Группы временного состава для теоретических и экономических занятий и технических тренировок формируются из обучающихся одного уровня подготовки. Для туристско-краеведческой практики формируются разновозрастные коллективы, участники которых различаются по уровню теоретической и практической подготовленности. При этом более подготовленные в рамках контролируемого процесса осуществляют педагогико-воспитательные функции. Итак, используются три формы организации занятий: групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная. Группа I ступени включает 12-15 обучающихся, II ступени–10-12, III ступени–8-10. Индивидуально-групповая форма - работа экипажами (2 и 4 обучающихся) или целевыми командами (группами) переменного состава. Выбор формы и состав группы определяется, исходя из педагогической целесообразности. Режим занятий, позволяющий реализовать программные цели и задачи, предполагает 9 часов занятий в неделю (351 час в год) и летнюю туристскую практику. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю в форме учебных семинаров и практикумов, дающих новые туристско-краеведческие и экономические знания и умения. Также в форме технических и общефизических тренировок, подготавливающих физически и технически к зачетным походам и соревнованиям. ^ подробно изложены в программе «Путеводитель». Здесь сформулируем их в общем виде, как итог по ступеням обучения. I ступень. Обучающийся: - владеет знаниями и умениями, необходимыми для участия в степенном пешем и лыжном походе, водном походе 1 категории сложности; - осознанно соблюдает правила техники безопасности; - может принять активное участие в мероприятиях туристско-краеведческого содержания, - знает содержание термина «экономика», имеет общие представления о разделении труда, организации производства товаров и услуг, торговле, деньгах, банках, заработке, собственности; - могут определить состав и величину затрат на поход выходного дня и многодневный поход. II ступень: - владеет знаниями и умениями, необходимыми для участия в водных походах 2 и 3 категории сложности, физически и психологических готов к участию в таких походах; - может координировать работу группы в походе, разработать маршрут степенного похода с учётом изучения особенностей района, правильно организовать движение группы по маршруту, обеспечить выполнение техники безопасности; - может работать с Положением и Условиями соревнований; - может организовать эффективные и безопасные действия группы в сложных метеоусловиях и нестандартных ситуациях; - может эффективно участвовать в подготовке отчёта о пройденном маршруте; - имеет представление о туризме как предмете деятельности, объекте предпринимательской деятельности; - может составить смету на проведение похода, лагеря, слёта, подготовить финансовый отчёт о проведённом мероприятии. III ступень: - владеет знаниями и умениями, необходимыми для участия в водном походе и категорию сложности, физически и психологически готов к такому походу; - может организовать подготовку группы к походу и команды к соревнованиям; - знает принципы конструирования личного и основы ремонта группового снаряжения; - может обеспечить работу судейской бригады на соревнованиях; - при преодолении технически сложных участков может обеспечить технику безопасности группы, организовать работу с пострадавшим; - может подготовить водный маршрут 1-2 категории сложности, оформить походную документацию, подготовить отчёт о походе; - знает схему создания и обеспечения деятельности фирмы в рамках действующего Российского законодательства. ^ Текущий контроль знаний и умений осуществляется при помощи вопросов в устном или бланковом варианте, контрольных заданий, выполнения нормативов. Оценка результативности в рамках туристско-краеведческого направления осуществляется посредством участия в организации и судействе соревнований и выполнения походов соответствующей сложности. В рамках социально-экономического направления – посредством подготовки соответствующих материалов (калькуляция, смета, финансовый отчёт и др.). ^ по ступеням и годам обучения Раздел 1. Введение. Вводное занятие. Знакомство с группой. Знакомство с программой соответствующего года обучения. ^ I - III ступень Правила поведения в учебном корпусе, классе. Безопасность жизнедеятельности. Правила техники безопасности при: нахождении в общественном транспорте, на улице, нахождении в лифте, в подъезде, в квартире, контактах с незнакомцами, возникновении пожара, необходимости эвакуации из здания, террористическом акте, пользовании пиротехническими изделиями, во время гололёда, нахождении за границей. Знания, умения, навыки. Знает и выполняет правила по безопасности жизнедеятельности. Раздел 3. Туристская подготовка Тема 3.1. Снаряжение: назначение, подбор, подготовка, эксплуатация, уход, ремонт, хранение. I ступень Замещение понятия «вещи» понятием «снаряжение». Состав снаряжения: личное, групповое, специальное: минимальный вес, функциональная пригодность и надёжность, ремонтопригодность, яркость, комплектность, удобство использования и транспортировки. Медицинская аптечка. Ремонтный набор. Топографический набор. Фотокинонабор. Спортивный и досуговый инвентарь. Подготовка снаряжения к походу. Особенности перечня снаряжения для межсезонных походов. Знания, умения, навыки. 1-й год обучения
2-й год обучения
^ Подготовка снаряжения к походу: проверка, доработка, подготовка к транспортировке. Современные пропитки и смазки, материалы. Уход за снаряжением. Ремонт в походных условиях. Учёт подбора снаряжения категорийности похода, района, содержания мероприятия. Специальное снаряжение для соревнований туристско-краеведческой направленности. Персональный рюкзак для категорийного водного похода в районе повышенной сложности. ^ 1-й год обучения
2-й год обучения
^ Подбор, подготовка и доработка снаряжения к водным походам по 4 к.с. включительно. Особенности страховочного снаряжения в водных походах по горным районам. Фактор доступности маршрута. ^
Тема 3.2. Питание в туристском путешествии I ступень Что мы будем есть в походе, на чём готовить, кто и как будет готовить. Обязанности дежурных, содержание работ утром, днем, вечером. Особенности дежурства в лагере. Особенности дежурства в поезде. В каких случаях нас спасёт термос. Техника безопасности работы с канами на костре, газовой горелке. Технологии сушки сухарей. Особенности готовки вермишели, гречки, риса, гороховой муки. Сколько воды надо налить в канн, сколько соли засыпать. Упаковка продуктов. Хранение продуктов в походе. Гигиена и санитария приготовления пищи. Обязанность дежурной бригады. Меню многодневного похода. Меню в поезд. Технология приготовления молочных каш, супов. Технология утреннего, дневного и вечернего дежурства. Технология сушки овощей. Тесто для оладий. Облагораживание тушёнки приправами. Способы очистки воды. Особенности упаковки продуктов в водном походе. Соотношение объёма и веса продукта. Соотношение количества (объёма) продукта и количества воды. Обязанности и организация работы заведующего питанием. Правила употребления в пищу грибов, плодов, растений. ^ 1-й год обучения
2-й год обучения
^ Режим питания, состав пищевого рациона. Продукты и их калорийность. Водно-солевой режим. Объём и состав питания. Соотношение «белки-жиры-углеводы», его расчёт и нормы для различных типов походов. Нормы закладки на одну порцию. Дневной рацион. Расчёт веса дневного рациона. Планирование и организация питания при подъезде к началу активной части маршрута, на активной части, по завершении активной части маршрута. Организация питания в лагере. План разгрузки участников в пешем и лыжном походах. Меню многодневного пешего, лыжного и водного походов. «Плавающая» раскладка. Пополнение продуктов питания в пути. Рыбалка и приготовление рыбы. Обогащение меню грибами, ягодами, орехами. Съедобные дикорастущие растения и подготовка их к употреблению в пищу. Ядовитые грибы, ягоды, растения района путешествия. Знания, умения, навыки 1-й год обучения
2-й год обучения
^ Системы питания и организации питания в походе. Желательный, возможный и необходимый учёт физиологических особенностей участников в меню похода. Высококалорийные питательные смеси. Информационное обеспечение темы «Питание в походе». ^ - умеет определить состав питания отвечающий содержанию, условиям и району похода и организовать питание группы, - умеет самостоятельно подобрать учебно-методическую литературу по теме. ^ Стратегия и тактика похода. I ступень Темп и ритм движения группы в пешем походе. Порядок движения, направляющий, замыкающий, интервал. Путь. Передача информации при движении колонны. Посадка и высадка из транспорта (метро, поезд, автотранспорт). Работа на стоп-кране. Переход группой улиц, автомагистралей и железнодорожных путей. Движение по дорогам и вдоль железнодорожных путей. Движение в оживлённых местах (метро, вокзал, привокзальные площади и т.п.). Построение при объяснениях, рассказах, демонстрациях объекта. Экстренный сбор группы. Движение по скользкой поверхности, через подлесок. Траверс травянистого, глинистого, песчаного склонов. Поваленные деревья, бурелом, гарь. Разведка. Заболоченный участок. Переправа по кладям. Переправа по камням вброд без верёвок и с помощью верёвок. Переправа вплавь. Узлы: прямой, восьмёрка, полусхватывающий, удавка, контрольный, рифовый, брамшкотовый, ткацкий, рыбацкий штык. Особенности режима, темпа, порядка движения в лыжном походе. Склон: подъём, спуск, спуск по глубокому сыпучему снегу, торможение. Повороты. Переход через дорогу. Узкие обледенелые мостки, клади. Канава. Незамерзающий ручей. Поваленное дерево. Граница света и тени при спуске. Замерзший водоём. Водный поход: режим, темп, порядок движения, условные сигналы. Типы судов. Байдарочное и канойное весло. Каяк, байдарка, катамаран: положение гребца, посадка и высадка, положение весла, прямая гребля, обратные гребки, дуговой гребок от носа и кормы, отброс кормы, «отлом» кормы, прямое притяжение, параллельное притяжение, отталкивание, зацеп. Опорные гребки. Безопасная проводка весла. Подруливание. Крен. Отвал от берега. Причаливание. Повороты. Катапультирование. Элементы канойной техники. Равнинные и горные реки. Естественные препятствия, характерные для равнинных рек: мели, нормальные и сдвинутые перекаты, быстрины, прижимы, сливы, топляки, одинцы, береговые заросли, завалы. Искусственные препятствия: мосты, низкие мосты и клади, паромные переправы, низкие провода, заколы, плотины, шлюзы, наплавные мосты. Лоция маршрута. Линия движения. Режим и распорядок походного дня. График прохождения маршрута. Корректировка графика и маршрута. Хронометраж. Чистое ходовое время. Техническое время. Метеорологические условия на маршруте. ^ 1-й год обучения
2-й год обучения
^ Страховочная система, её надевание и блокировка. Грудная обвязка и беседка из репшнура. Основная и вспомогательные верёвка, репшнур. Динамическая и статическая нагрузки. Выбор верёвок для горного похода, водного похода, водного похода по горному району. Узлы: петлевые, для связывания верёвок, для привязывания верёвки, динамической страховки. Система узлов. Полиспаст. Горизонтальные, вертикальные и косые перила. Виды переправ. Укладывание бревна. Организация переправы по бревну с перильной страховкой: закрепление перил, организация сопровождения, снятие перил. Навесная переправа: наведение и снятие параллельных верёвок, действия переправляющегося. Водный поток. Струя, граница струи, направление. Поперечная циркуляция воды в русле при подъёме, спаде, на повороте. Поперечный разрез потока в паводок, межень. «Языки», «усы», улова. Сбойки струй. Валы: прямые, косые, пирамидальные. Изменение вала с изменением расхода воды. Пульсирующие валы. Структуры с противотоком: поверхностные, глубокие, прямые, косые бочки, котлы. Сливы, водоскаты, водопадные сливы. Развитая вертикальная турбулентность: спиральные течения, воронки, поганки. Обтекание камней и берегов: обливные камни, отбойные валы, прижимы. Разбои. Шиверы. Карман. Выход на струю и вход в улово. Траверс. Траверс вала. Телемарк. Прострел. «Свечка». Обнос. Принудительное зачаливание. Содержание терминов «длинный» («пологий»), «короткий» («крутой») вал, слив, бочка, порог. Классификация препятствий в водном туризме. Ориентиры препятствия. Причаливание на осмотр препятствия и определение линии движения и тактики прохождения. Начало и завершение прохождения. Ориентирование на отдельных участках препятствия. «Маяки». Промежуточные взаимодействия при прохождении препятствия: система оповещения, сигналы при прохождении. Неполный осмотр. Осмотр с воды. ^ 1-й год обучения
2-й год обучения
III ступень Автономный категорийный водный (пеше-водный) поход по району повышенной сложности. Постановка цели и задач похода. Выбор и планирование маршрута, соответствующего поставленным целям. Планирование дневных переходов. Акклиматизация. Соотношение ходовых дней и днёвок. Радиальные выходы. Экскурсионная, краеведческая программа. Страховочные дни. Аварийные и запасные маршруты. Прохождение с базовыми лагерями. Выбор способа прохождения однородных участков. Тактика распределения сил и средств группы на маршруте. Элементы техники и тактики на подходах и волоках. Совершенствование техники и тактики преодоления препятствий, характерных для водных и пеше-водных маршрутов. ^
|
![]() | Программа «Рукодельница» Срок реализации программы: 3 года. Возраст обучающихся: 9-11 Педагог дополнительного образования: Клочан Анна Владимировна Содержание направлено на знакомство детей с основами декоративно-прикладного творчества кубанских казаков | ![]() | Анкета «Отношение школьника к алкоголю» (Ю. Степанова, В. Червина) > Пол Женский Мужской Возраст 12-13 лет 16-17 лет 14-15 лет 18 лет Снять стресс (уход от действительности, необходимость ощутить свою значимость, что бы влиться в компанию) Поиск новых ощущений Не... |
![]() | Курмангулова Марина Владимировна ... | ![]() | Программа утверждена на утверждаю заседании педагогического совета Директор школы: Е. Потетюрина протокол №1 от 31 августа 2011 г. Программа развития Сроки реализации В настоящее время в школе работает 73 педагога, из них 2 старшие вожатые, 1 социальный педагог, 1 педагог- психолог, 2 учителя- логопеда,... |
![]() | 1. Цель и задачи Областная туристско-краеведческая конференция «Живи, Кузнецкая земля!» Областная туристско-краеведческая конференция «Живи, Кузнецкая земля!» (далее конференция) проводится с целью развития туристско-краеведческой,... | ![]() | Самостоятельная работа Решите задачу с помощью уравнения 1 вариант Один брат старше второго на 5 лет. Суммарный возраст обоих братьев равен 17 годам. Сколько лет каждому из братьев? Один брат старше второго на 5 лет. Суммарный возраст обоих братьев равен 17 годам. Сколько лет каждому из братьев? |
![]() | Филобок елена ивановна Аж педагогической деятельности составляет 36 лет, общий стаж работы – 39 лет, в сош №2 работает 12 лет в должности «учитель истории... | ![]() | Образовательная программа творческого объединения «Белая ладья» Срок реализации 1 год Количество участников 10 Лукоянов 2010 Пояснительная записка Программа предназначена для шахматного кружка различных общеобразовательных школ. Срок обучения по шахматам 3 года |
![]() | Сотрудники овд по Михайловскому району подмечают: «Наркомания молодеет!» По данным в октябре месяце 2009 года возраст лиц, употребляющих наркотики от 13 до 45-47 лет | ![]() | Положение об областной туристско-краеведческой конференции Областная туристско-краеведческая конференция «Живи, Кузнецкая земля!» (далее конференция) проводится с целью развития туристско-краеведческой,... |