Г. Р. Бялая центр детского творчества «строгино» образовательная программа icon

Г. Р. Бялая центр детского творчества «строгино» образовательная программа



НазваниеГ. Р. Бялая центр детского творчества «строгино» образовательная программа
страница1/9
Г. Р. Бялая <> <> <> ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СТРОГИНО»<><><>О
Дата конвертации27.08.2012
Размер1.53 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Г. Р. Бялая

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СТРОГИНО»


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Формирование у детей гражданственности и патриотизма

на основе изучения исторического

краеведения и музееведения»


Возраст обучающихся - 10-16 лет

Срок реализации - 3 года


Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.

Академик Д.С. Лихачев


…а, главное - музей будет действовать душеобразовательно…

И.Ф.Федоров


^ Пояснительная записка


Переломная эпоха, в которую вступила Россия в конце XX века, особенно остро ставит перед нашим обществом проблему воспитания нового человека, гражданина и патриота. Гражданственность и патриотизм – это прежде всего чувство причастности к истории своей Родины и ответственности за ее судьбу. Эта причастность и ответственность приобретается только в ходе глубокого, предметного, заинтересованного, вдумчивого знакомства с историей своей семьи, края, города и страны в их целостности и единстве.

По всей вероятности, чувству любви к Родине научиться нельзя. Оно приходит к каждому в свое время, но бывает – не приходит совсем.

Почему? Ведь для того, чтобы что-то полюбить, надо, как минимум, с этим познакомиться.

В наших школах до последнего времени “проходили” лишь историю всей страны вообще, не акцентируя внимание учащихся на особенностях истории тех краев и городов, где ребята живут и растут. В результате, получали “знания вообще”, никак не связанные с родным селом или городом, даже в том случае, когда крупные исторические события, изучаемые в школе, происходили непосредственно на знакомых и любимых с детства улицах. О любви к своей Родине написано и сказано столько, что, пожалуй, ничего нового и не придумать. Но сегодня это чувство и у взрослых, и у детей подвергается серьезным испытаниям.

Так уж повелось в нашем Отечестве, что мы слишком долго уходили от своей истории, Казалось, что прошлое нам уже никогда не пригодится, что все важное и значительное – лишь в будущем.

В ходе исторических событий последних лет вновь пересматривается отношение к прошлому, во весь рост встало тревожное и непонятное настоящее, а впереди маячит и вовсе непредсказуемое будущее. Поток негативной радио- и телевизионной информации и отрицательных эмоций травмирует даже взрослых.
У ребенка на фоне нарастающей волны разнообразных недетских жизненных проблем создаются устойчивые комплексы исторической и государственной неполноценности, безысходное мироощущение человека, обреченного жить в самой неудачливой и “плохой” стране на свете. В ситуации, когда социологи у 80% столичных старшеклассников обнаруживают желание уехать навсегда из России, нельзя говорить не только о социально-государственном возрождении, но и даже о простых надеждах на относительное благополучие завтрашнего дня.

Есть удачная английская пословица: “Права она или не права, но это моя страна!” Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. Только понимание и переживание счастливых и горьких событий исторического прошлого Родины, биографии родной земли способно создать у человека настоящее чувство гражданственности.

Изучение истории Москвы имеет свои особенности. Дело в том, что Москва – это не просто столица великого государства, мегаполис с многомиллионным населением – это целая страна, впитавшая в себя богатейшие многонациональные исторические, культурные традиции и сохраняющая все эти бесценные памятники во всем их разнообразии. Эта "малая Родина", как никакая другая, носит на себе отпечаток многообразия жизни и истории нашего Отечества.

Единственная возможность нормальной социализации детей в настоящее время видится в восстановлении во всей полноте исторической памяти, в спокойном "взращивании" человека, воспитании чувства принадлежности к великой стране, причастности к судьбам Отечества. Центром этой титанической работы может быть музей – хранитель уникальных памятников народной культуры, мастерства, традиций и самой истории родного края. Только в музее ребенка окружают вещи и события всех эпох, которые пережило человечество.

Обращаясь к эмоциональной сфере учащегося, можно решать сложнейшую психолого-педагогическую задачу – включение общечеловеческих ценностей в духовный мир ребенка. Ведь, как правило, понятия вырабатываются у детей только в результате самостоятельного действия с каким-либо предметом, а подлинный музейный предмет, обладающий глубоким значением и смыслом, дает пищу для размышлений и раздумий. С его помощью происходит “погружение” подростка в историческое прошлое семьи, родного города, или даже всего человечества.


Коллектив “Московитяне" работает на базе Историко-краеведческого музея ЦДТ “Строгино”. Музей был создан в 1988 г. членами коллектива в ходе исследовательской, поисковой и собирательской деятельности. В первые годы его работы шел активный сбор фактического и предметного материала для создания музея. Теперь же краеведческий поиск ведется направленно, по заданию музея, основываясь на концепции его развития. На базе собранных документов и музейных коллекций педагог совместно с детьми выявляет новые темы, которые предлагаются для научно-исследовательской и творческой работы. Многие темы, разработанные воспитанниками, становятся основой для последующих экспозиций.

Большое внимание в программе уделяется вопросам музееведения и истории материальной культуры. В фондах музея собраны разнообразные коллекции предметов, которые можно использовать на занятиях. Члены коллектива “Московитяне” получают уникальную возможность изучать историю края, используя подлинные документы и предметы из фондов музея.

Разработанная программа предоставляет возможность детям, занимающимся в коллективе “Московитяне”, знакомиться с историей, культурными традициями своего родного края и города Москвы, воспринимать историю России как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края и своей Родины.

Программа дополняет и расширяет знания по истории столицы, дает знания по истории родного края и его материальной культуре.

Она охватывает вопросы территориальной, природной и культурной истории Москвы и ее Северо-Западного округа в их единстве и взаимосвязи. Взаимосвязь достигается за счет привлечения в процессе обучения материалов экскурсий, местных экспедиций, а также результатов самостоятельного творчества «московитян».

Составной частью программы является экскурсионный раздел, позволяющий полноценно задействовать в обучении огромный познавательный потенциал природных, культурно-исторических памятников и государственных музеев. Экскурсии в музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях.

Программа уделяет большое внимание и экспедиционной работе, так как проведение только аудиторных занятий почти всегда оторвано от реально существующего города, а без знания внешнего облика улиц, памятников культуры и архитектуры, без представления о городском пространстве и умения ориентироваться в нем невозможно плодотворное изучение любого города, а уж тем более такого, как Москва.

Местные краеведческие экспедиции позволяют вести исследовательскую работу, которая каждый год дает новую информацию и новые материалы, подтверждающие уже известные главы истории, а иногда ставит новые вопросы, требующие тщательного изучения.

Программа, включающая в себя аудиторные занятия, экскурсии, местные и дальние экспедиции, научно-исследовательскую работу, работу в музее по обработке новых поступлений, совместный отдых в каникулярное время, позволяет использовать принцип непрерывности образования и воспитания.

^

Цель и задачи программы



Программа разработана в рамках предложенных Департаментом образования целевых комплексных программ социального воспитания юных москвичей "Сыны Отечества" и "Я – москвич", а также основного тематического блока этой программы "Восхождение к истокам", предусматривающего формирование представлений о "малой Родине", московском регионе посредством краеведческой работы

.

Цель программы:


Формирование у детей исторических знаний, готовности к творческой и исследовательской деятельности, развитие у них "социального экологического интеллекта", воспитание потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций Москвы и родного края.


Задачи программы:



  • воспитание бережного отношения к культурному наследию;

  • развитие чувства причастности к судьбе родной земли;

  • формирование исторического сознания;

  • создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;

  • обучение основам исследовательской работы;

  • воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;

  • формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;

  • воспитание активной жизненной позиции.


^ Структура программы


Образовательная деятельность краеведческого коллектива "Московитяне" осуществляется в разновозрастных детских объединениях постоянного и сменного составов. Возраст членов коллектива  от 10 до 18 лет. Программа рассчитана на три года обучения. Численный состав группы  10-12 человек в соответствии с СанПиН 2.4.2-576-96. Группы формируются согласно возрасту детей и уровню знаний.

Занятия учебных групп проводятся:


  • 1 год обучения – дети 9-12 лет  4-6 часов в неделю;

  • 2 год обучения – дети 12-15 лет  4-6 часов в неделю;

● 3 год обучения – дети 16-18 лет  от 6 до 8 часов в неделю.


Указанные часы распределяются на:


● аудиторные занятия;

● экскурсионно-экспедиционные занятия;

● индивидуальные занятия.


Обучение проводится по двум взаимосвязанным и взаимодополняющим направлениям работы: краеведение и музееведение.


^ Краеведение предполагает следующие направления работы:


● знакомство с историей родного города и края;

● поисковую работу;

● исследовательскую работу;

● сбор предметов музейного значения;

● составление и изучение коллекции предметов;

● обработку собранных материалов.


^ Музееведение предполагает следующие направления работы:


● знакомство с историей музейного дела;

● знакомство с основными направлениями работы государственных музеев;

● изучение истории материальной культуры;

● исследовательскую работу по заданию музея;

● фондовую работу;

● изготовление муляжей и макетов в качестве вспомогательного музейного фонда.


Экспедиции и экскурсии проводятся один раз в неделю. Для их организации выделяются 5 часов в неделю. Как правило, это день, когда ребята свободны от школьных занятий.

Экспедиции организуются по территории округа: Строгино, Мякинино, Троицкому-Лыкову, Серебряному бору, Щукинскому полуострову, Сходненскому ковшу, Хорошевскому шоссе, по Покровскому -Стрешневу и Усадьбе "Братцево", по деревне Спас и по селу Павшино.


^ Задача экспедиций: фотофиксация исторических объектов и памятников; фотофиксация новостроек округа; изучение отдельных объектов для написания исследовательских работ

.

^ Задача экскурсий: по историческому центру города – изучение топонимики города, визуальное знакомство с архитектурными и историческими памятниками столицы; в государственные музеи: ознакомление с экспозициями столичных музеев, ознакомление с предметным миром изучаемого отрезка истории нашего края.


^ Отличительной чертой экспедиции является то, что дети во время экспедиции работают самостоятельно по заданной теме:

- знакомятся с краеведческим объектом, фотографируют его, зарисовывают;

- записывают в дневник расположение объекта на территории района, работают с картой местности.

Экскурсии по городу и в государственные музеи предполагают работу с детьми музейного экскурсовода или педагога, подготовивших определенный объем информации по заданной теме.


Воспитанники, обучающиеся по данной программе имеют возможность заниматься с педагогом индивидуально по следующим направлениям:


● исследовательская работа по изучению истории края;

● исследовательская работа по изучению истории предметов и документов, хранящихся в фондах Историко-краеведческого музея ЦДТ "Строгино";

● подготовка к проведению экскурсии в музее по конкретно выбранной теме;

● изготовление предметов для вспомогательного фонда музея (плакаты, карты, муляжи и различные пособия к занятиям);

● изготовление макетов, иллюстрирующих различные изучаемые краеведческие темы;

● подготовка к краеведческим чтениям и конференциям различного уровня и назначения.


Практика работы показывает, что в течение года возможны ситуации, требующие замены темы или увеличения часов на изучение той или иной темы в связи с возникновением какой-либо экстремальной, непредвиденной, сенсационной или форсмажорной ситуации. В этом случае педагог оставляет за собой право корректировать учебно-тематический план, согласовывая это с администрацией Центра.


^ Методы и формы обучения


Методы обучения:


Словесный:

● объяснение нового материала;

● рассказ обзорный для раскрытия новой темы;

● беседы с учащимися в процессе изучения темы;

Наглядный: применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;

Практический: работа с географическими картами, макетами, иллюстрациями, предметами из музейного фонда;

Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;

Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.


^ Формы обучения:


● приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;

● проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;

● беседы с учащимися в процессе изучения темы;

● заслушивание сообщений и докладов обучающихся по определенной теме;

● самостоятельная работа с книгами;

● работа с иллюстрациями;

● просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;

● практическая работа по изготовлению макетов и муляжей;

● развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;

● экспедиции по территории округа;

● экскурсии в государственные музеи города;

● экскурсии в Историко-краеведческий музей ЦДТ «Строгино»;

● встречи со старожилами Строгино (аудиозапись воспоминаний, сбор предметов музейного значения для пополнения фондов музея);

● встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея);

● фотофиксация сносимых объектов и строящихся новых строений;

● фотофиксация памятников истории и культуры на территории округа;

● подготовка ребятами лекций и экскурсий по различным разделам музейной экспозиции;

● заслушивание сообщений и исследований воспитанников по изучаемой ими теме;

● проведение тематических историко-краеведческих викторин и блиц-турниров;

● изучение предметов материальной культуры из фонда музея ЦДТ «Строгино» и составление исторической справки на уже имеющиеся экспонаты;

● атрибутирование, частичная или полная реставрация и каталогизация предметов музейного значения.


^ Содержание программы


Первый год обучения


Особенности первого года обучения


Ребята получают начальное представление об истории края и Москвы, истории материальной культуры, общие знания об устройстве музея и направлениях его работы. Принимают участие в разработке и подготовке к конкурсу работ для городского слета туристско-краеведческих отрядов.


Задачи:

● приобщить ребенка к культурным и историческим ценностям;

● дать представление об изменении во времени быта, культуры, жизненных ценностей;

● научить воспринимать предметный мир как отражение исторической психологии людей прошлых эпох;

● научить пониманию значимости музейного предмета;

● сформировать осознание необходимости документирования исторического процесса;

● пробудить исследовательские интересы.

Содержание программы первого года обучения


I этап: сентябрь-октябрь.

Первый год обучения условно можно называть "обзорным", как бы подготовительным к более серьезной работе. Дети получают представление об истории Москвы и достопримечательностях края, самых важных исторических событиях, происходивших на территории Москвы и нашего округа, о быте, традициях и праздниках древних славян, об архитектуре и истории храмов, расположенных на территории современного Северо-Западного округа, о грозных войнах, прокатившихся по нашей земле.

Специфика первого этапа обуславливается сухой и сравнительно теплой погодой, позволяющей долговременные прогулки по окрестностям Строгино с целью ознакомления ребят с памятниками истории и природы родного края. Главное в прогулках – запомнить объект визуально, отметить его местонахождение, уметь найти его на карте.

Для проведения этих занятий-путешествий необходимо иметь определенный инвентарь: карту местности (чтобы учить ребят ориентироваться по ней), бинокль, компас, блокнот и карандаш для записи краткой информации.

Проводятся занятия-закрепления (не реже, чем через три прогулки). На них ребята работают с картами местности, картами центра города, контурными картами и отснятыми во время путешествий фотографиями.

Параллельно с занятиями по краеведению проводятся начальные ознакомительные занятия по экспозиции музея и началам музейного дела. Изучаются понятия: экспозиция, устройство и интерьер русской избы, назначение крестьянской утвари (музейных предметов) в интерьере избы и т.д.

На первом этапе работы в качестве учебного пособия разрабатывается "Лента времени".


II этап: ноябрь-февраль

Специфика второго этапа обучения.

Если на I-м этапе ребята путешествовали по местности, то на II-м этапе они начинают "путешествие во времени". Начинается изучение истории края (Строгино и его окрестностей). На занятиях используются слайды тех объектов – памятников истории, культуры и природы, с которыми дети познакомились на I-м этапе.

Изучение истории края представляет собой освещение наиболее важных событий и распределение их в хронологическом порядке. Параллельно изучается и прошлое исторического центра Москвы.

На этом этапе больше внимания уделяется истории материальной культуры. Изучается деревенский, боярский, царский, дворянский, купеческий быт. Необходимо показать, как с течением времени изменялась архитектура жилища и предметы быта, окружающие человека. Предметный мир каждой эпохи изучается не вообще, а как принадлежащий конкретному историческому лицу, каким-либо образом связанному с нашей местностью.

На II этапе дети посещают государственные музеи, в которых могут познакомиться с бытом, одеждой, хозяйственной утварью и этапами жизни изучаемых исторических персонажей. В результате этой работы в активный словарный запас ребят вводятся понятия: памятник времени, музейный предмет, источник (вещественный, изобразительный, письменный, фоно- и видеозапись) и т.д.


Практические занятия на II-м этапе обучения включают:


● активную работу с «лентой времени», карточки для которой изготовляют ребята самостоятельно;

● занятия во время музейной экспозиции;

● работу с музейными предметами в интерьере избы (во время экспозиции);

● использование закрепляющего лото;
^ III этап: март – май.


Специфика третьего этапа обучения.

В это время начинается подготовка к очередному городскому туристско-краеведческому слету. Практическая часть каждого занятия отводится на выполнение домашнего задания, данного организационным комитетом слета; идет подготовка документации, походного снаряжения и инвентаря.

На этом этапе дети знакомятся:

● с понятием «поисковая» и «исследовательская» работа;

● с периодами подготовки поисковой экспедиции;

● с составом экспедиции, снаряжением.

учатся:

● определять последовательность действий в ходе экспедиции;

● обрабатывать полученный материал;

● приобретают навыки работы с литературой.

^ Особое внимание уделяется вопросам соблюдения техники безопасности при проведении экспедиций.

В разделе музееведения ребята знакомятся с такими темами, как:

● музей – хранилище памяти цивилизации;

● музей – источник информации;

● виды и свойства музейных предметов;

● способы составления коллекций музейных предметов.


^ Учебно-тематический план занятий коллектива "Московитяне"

1-й год обучения




^ Тема занятий

Общее

количество часов

В том числе теоретических

В том числе практических

1.

Вводное занятие. Правила поведения в ЦДТ "Строгино"; правила поведения в музее ЦДТ "Строгино" и в государственных музеях; правила дорожного движения; правила техники безопасности во время практических занятий в аудитории.



2



2




2.
^

Наследники земли Московской. Символы страны, города и округа.



2


2




3.

Что такое историческое краеведение и какое еще оно бывает?


6


4


2

4.

Ключи к тайнам истории, или науки, которые помогают историку.


22


16


6

5.

Когда Москвы еще не было…

6

4

2

6.

Здесь начиналась Москва.

8

6

2

7.

Славяне в московском крае.

16

10

6

8.

Русские народные зимние праздники и святочные забавы.


6


3


3

9.

Заглянем в бабушкин сундук, или о чем нам расскажет русский народный костюм?


8


5


3

10.

Русский средневековый город.

16

10

6

11.

Что ели на Москве? Кухонная утварь.

6

3

3

12.

Храмы и монастыри в жизни москвичей.

10

5

5

13.

Москва и Подмосковье в Петровскую эпоху XVIII века.


12


8


4

14.

Мир дворянской усадьбы в первой половине XIX века.


6


4


2

15.

Мир купеческой усадьбы во второй половине XIX века.


6


4


2

16.

Наука и техника в конце XIX – начале XX века.


10


6


4

17.

Подведение итогов учебного года.

2

2




18.

Итого:

144

94

50
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Похожие:

Г. Р. Бялая центр детского творчества «строгино» образовательная программа iconДополнительная образовательная программа дополнительного образования детей детского объединения «Слово-магнит»
Рассмотрено на заседании методического объединения моу дод «Центр детского творчества»
Г. Р. Бялая центр детского творчества «строгино» образовательная программа iconА. В. Каленов центр детского творчества «на вадковском». Образовательная программа
Цель программы  дополнительное шахматное образование для учащихся с 7 до 17 лет
Г. Р. Бялая центр детского творчества «строгино» образовательная программа iconПубличный отчетный доклад муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Байкитский центр детского творчества»
Дополнительного образования детей «Байкитский центр детского творчества» эмр красноярского края по своей организационно-правовой...
Г. Р. Бялая центр детского творчества «строгино» образовательная программа iconПротокол от 09. 01. 08г. №1 утверждаю : Директор моу дод «Байкитский Центр детского творчества»
Программа развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
Г. Р. Бялая центр детского творчества «строгино» образовательная программа iconУтверждаю : Директор моу дод «Байкитский Центр детского творчества» Приказ от 09. 01. 08г. №2
Программа развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
Г. Р. Бялая центр детского творчества «строгино» образовательная программа iconЭкскурсия на выставку детского творчества
«Теремок» посетили выставку детского творчества, которая проводилась на базе моудод «цртдю». На выставке были представлены работы...
Г. Р. Бялая центр детского творчества «строгино» образовательная программа iconНаименование учреждения
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» с. Михайловка Михайловского...
Г. Р. Бялая центр детского творчества «строгино» образовательная программа icon«Эстафеты творчества». в рамках Х городского фестиваля детского и юношеского творчества «юные таланты московии»
«Эстафета творчества», прошедшая под девизом «Радость природы» в эколого-биологическом жанре, номинация –«Природа южного округа»
Г. Р. Бялая центр детского творчества «строгино» образовательная программа iconУсловия и порядок приёма обучающихся в детские объединения моудод белгородского Дворца детского творчества
В моудод белгородский Дворец детского творчества принимаются дети дошкольного и школьного возраста от 6 до 18 лет. Условиями для...
Г. Р. Бялая центр детского творчества «строгино» образовательная программа iconРегиональное управление образования (Добрич) центр детского технического и научного творчества (Добрич)
Мальчики и девочки болгарии и других стран. В турнире (В) могут участвовать и старшие ребята
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов