Образовательная программа icon

Образовательная программа



НазваниеОбразовательная программа
страница1/3
Дата конвертации27.08.2012
Размер0.58 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3

Н.В. Александров
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ХОРОШЕВО»



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


«Школа туристского организатора»
Возраст обучающихся – 12-17 лет

Срок реализации – 5 лет


Пояснительная записка

История обучения детей азам спортивного туризма уходит корнями в дореволюционную эпоху, когда, примерно 100 лет назад, стали создаваться первые альпинистские клубы (название не должно смущать: тогда даже путешествие по Крыму сравнивали с альпинистским восхождением). В советскую эпоху работали координационные органы типа Станций детского туризма (ныне СЮТур), призванные улучшать физическую подготовку детей и развивать их представление о родной стране.


Туризм был включен в единую спортивную классификацию, появились звания (в пору существования СССР был даже один заслуженный мастер спорта по туризму). Следовательно, становление юного туриста было неизбежно связано со слетами и соревнованиями, а не только с краеведческой работой. Конечно, спортивный характер туризма не снимает не исключает познавательной деятельности, но краеведение требует серьезной библиотечно-архивной работы, если носит исследовательский характер.

Долгие годы туристское направление развивалось в рамках комплексной экспедиции «Моя Родина – СССР», содержавшей основные ориентиры для работы, но последние 10 лет шел трудный процесс формирования новой концепции детского туризма, стали появляться первые новые программы, которые и стали основой для работы туристского объединения в составе ЦДЮТД «Хорошево».

На протяжении ряда лет объединение существует в тесной связи с гимназией № 1515 СЗУО, учащиеся которой (а также выпускники) занимаются туризмом по данной программе. Наличие в гимназии попечительского совета позволяет довольно успешно решать вопрос об улучшении материальной базы туробъединения. Однако постоянно приходиться сталкиваться с большой перегрузкой воспитанников.

Настоящая программа «Школа туристского организатора» – комплексная образовательно-оздоровительная программа для учащихся 7-11-х классов, рассчитанная на 5 лет. Это интегрированный курс, вбирающий в себя содержание ряда школьных дисциплин (географии, биологии, экологии, физического воспитания, физики, основ безопасности жизнедеятельности), а так же предметов внешкольной программы (психологии, топографии, топонимики).


^ Основная цель программы подготовка квалифицированных организаторов туристской деятельности детей.



Задачи программы:

 допрофессиональная подготовка школьников с возможностью дальнейшей специализации в области туристско-экскурсионной деятельности, педагогики, военного дела, геодезии, физического воспитания;

 помощь в социализации подростков путем их участия в организации туристских мероприятий и самой походной жизни в рамках разновозрастного коллектива;

 развитие у обучающихся лидерских качеств (способность влиять на личность или группу людей, побуждая их эффективно работать для достижения поставленных целей).

Отличительной чертой данного системного курса является его продолжительность. Все сохранившиеся с советского времени программы («Юные туристы», «Младшие инструктора туризма») рассчитаны на срок не более 2-х лет.

Программа «Школа туристского организатора» рассчитана на 5 лет, что позволяет использовать такие принципы педагогической деятельности, как:


 постепенное усложнение материала;

 взаимная ответственность воспитателя и воспитанников (по И.П. Иванову);

 учет возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей ребенка;

 наличие перспективных линий (по А.С. Макаренко);

 единство требований, обеспечение определенного уровня туристско-краеведческой деятельности на протяжении обучения в среднем и старшем звене;

 цикличность (по методике Остапца-Свешникова А.А.).


В отличие от большинства систем, в рамках настоящей программы предпринята попытка с помощью туристско-краеведческой деятельности сформировать у подростков организаторские и лидерские качества путем накопления ими данного опыта в первичных группах.

Включение ребенка в разных ролях во множество микроколлективов (палатка, дежурная группа, походная группа, команда на соревнованиях, судейская бригада, обучение новичков) дает ему возможность раскрыть свою индивидуальность и творческий потенциал, развивают способность к самореализации в проявлении компетенции и лидерских качеств.

Специализированную подготовку целесообразно начинать не ранее 7-8-х классов средней школы. В младшем возрасте рекомендовано участие в туристских слетах, местных экскурсиях (начальная школа), одно-двухдневных походах по родному краю. К 12-13-ти годам нужно переходить от туристских мероприятий для детей к организации туристских походов самими школьниками под педагогическим руководством. К этому возрасту воспитанники по своим потребностям (стремление к общению и деятельности в кругу ровесников, преодолению трудностей, испытанию себя, самоутверждению) и возможностям (образовательным и физиологическим) созревают для организации самостоятельной туристско-краеведческой работы в коллективе сверстников. Необходимым элементом является соревнование, поскольку в туризме, как и в спорте, для достижения высоких результатов нужно уметь руководить собой и другими (важно развитие стремления как к повышению личного спортивного мастерства, так и к руководству отдельными мероприятиями.)

^ Прогнозируемые результаты

Методика выявления результатов может быть ориентирована как на достижение воспитанниками формальных спортивных результатов, связанных с выполнением нормативов ТСС, и оценку их работы судейской коллегией (что указано в таблице), так и на выявление результатов с помощью педагогического наблюдения, анкетирования участников коллектива, проведение социометрических исследований. Своего рода независимой оценкой результатов деятельности членов коллектива, а таким образом и усвоения ими программы, является заключение членов МКК (квалификационная комиссия) о зачете похода, мнение жюри конкурсов.


Сводная таблица результатов подготовки учащихся по разделам программы и годам обучения

Раздел программы

Результаты

1-й год. 7 класс. 12-13 лет

Туристско-краеведческая подготовка.

Значок «Юный турист», 1-2-й юношеский разряд, участие в походе 2-3-й степени сложности.

Организаторская подготовка.

Командир палатки, дежурный.

Судейская подготовка.

Участие в соревнованиях.

Инструкторская, психолого-педагогическая подготовка.

Выполнение туристских обязанностей в группе.

^ 2-й год. 8 класс. 13-14 лет

Туристско-краеведческая подготовка.

Участие в походе 1-й к.с., 3 разряд.

Организаторская подготовка.

Командир группы в одно- трехдневных походах, дежурный командир.

Судейская подготовка.

Судья-контролер.

Инструкторская, психолого-педагогическая подготовка.

Инструктор-стажер отделения в походе или лагере. Умение обучать новичков простейшим навыкам.

^ 3-й год. 9 класс. 14-15 лет

Туристско-краеведческая подготовка.

3 разряд (1-2-й к.с., пеший или горный).

Организаторская подготовка.

Командир группы в многодневном походе.

Судейская подготовка.

Судья на этапе.

Инструкторская, психолого-педагогическая подготовка.

Инструктор отделения в многодневном походе.

^ 4-й год. 10 класс. 15-16 лет

Туристско-краеведческая подготовка.

2 разряд (походы 2-3-й к.с.).

Организаторская подготовка.

Помощник руководителя тургруппы в двух- трехдневном походе.

Судейская подготовка.

Старший судья этапа.

Инструкторская, психолого-педагогическая подготовка.

Инструктор группы в многодневном походе.

^ 5-й год. 11 класс. 16-17 лет

Туристско-краеведческая подготовка.

2 разряд (походы 3-4-й к.с., участие).

Организаторская подготовка.

Помощник руководителя тургруппы в категорийном походе.

Судейская подготовка.

Судья вида.

Инструкторская, психолого-педагогическая подготовка.

Инструктор на учебных занятиях.


За время реализации программы подготовлены десятки разрядников. Ряд воспитанников объединения продолжили свою деятельность во взрослых туристских клубах, став победителями Первенств города Москвы и РФ (Малахов Б., Львов В., Рыкалов П., Иваненков О.), выполнили нормативы мастеров спорта по спортивному туризму. Иваненков В. участвует в работе объединения в качестве заместителя руководителя и руководителя группы в некоторых походах и соревнованиях, в т.ч. Первенстве города Москвы по туризму среди школьников.

^ Примерный учебно-тематический план занятий




^ Формы занятий по годам обучения

1-й

год

обучения

2-й

год

обучения

3-й

год

обучения

4-й

год

обучения

5-й

год

обучения






Раздел, тема

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика



1

Туристско-краеведческая подготовка.


Снаряжение.



27



9



18



15



4



11



10



4



6



9



4



5



8



3



5

2

Укладка рюкзака.

8

2

6

8

2

6

3

1

2

-

-

-

-

-

-

3

Организация питания.

15

3

12

21

6

15

21

6

15

21

6

15

13

3

10

4

Безопасность походов.

26

6

20

26

6

20

14

4

10

20

6

14

21

3

18

5

Предпоходная тренировка.

30

2

28

34

6

28

40

10

30

44

4

40

40

4

36

6

Медицинская подготовка.

15

3

12

20

4

16

25

5

20

20

4

16

14

4

10

7

Туристский бивуак.

26

6

20

24

4

20

23

3

20

22

2

20

14

2

12

8

Топография и ориентирование.

40

18

22

30

10

20

28

8

20

14

6

8

16

6

10

9

Общественно-полезная, краеведческая работа.

26

6

20

24

4

20

26

6

20

16

6

10

26

6

20

10

Стратегия и тактика похода.

-

-

-

6

2

4

8

2

6

14

4

10

14

4

10

11

Техника преодоления естественных препятствий.

22

6

16

42

6

36

26

6

20

40

10

30

29

9

20

12

Изучение района похода.

8

6

2

26

8

18

26

6

20

21

6

15

26

6

20

13

История развития туристско-краеведческого движения. Традиции.

6

6

0

5

5

0

4

4

0

-

-

-

-

-

-

14

Подведение итогов похода.

20

5

15

15

5

10

20

5

15

24

4

20

20

4

16



15

Организаторская подготовка.


Организация личного времени.



30



4



26



14



4



10



14



4



10



14



4



10



14



4



10

16

Организатор

12

2

10

10

5

5

16

6

10

16

6

10

16

6

10



17

Судейская подготовка.


Туристские соревнования.



34



4



30



14



4



10



24



4



20



22



8



14



46



18



28



18


Инструкторско-психологическая, педагогическая подготовка.

Структура и деятельность туристских объединений.



4



4



0



4



4



0



4



4



0



4



4



0



4



4



0

19

Нормативно-правовые основы туризма. Туристская документация.

2

2

0

2

2

0

8

3

5

4

4

0

4

4

0

20

Содержание деятельности инструктора.

-

-

-

11

3

8

11

3

8

26

6

20

26

4

22




Подготовка и проведение туристского похода.

(в период летних каникул).

















































Итого:

351

94

257

351

94

257

351

94

257

351

94

257

351

94

257



Основные направления и содержание деятельности

Программа состоит из следующих разделов:

1. «Туристско-краеведческая подготовка».

2. «Организаторская подготовка».

3. «Судейская подготовка».

4. «Инструкторско-психологическая, педагогическая подготовка».

5. «Подготовка многодневного похода».

Подобное содержание опосредуется структурой функциональной подготовки туристского организатора.

Раздел программы «Туристско-краеведческая подготовка» предполагает знакомство школьников с основными прикладными туристско-краеведческими умениями и навыками и постепенное усложнение программы деятельности до подготовки ко 2-му разряду. (Он является максимальным для несовершеннолетних). Упор делается в основном на пешеходный и горный туризм с элементами лыжного и водного туризма.

Краеведческий раздел предполагает дополнительное изучение истории родного края и овладение первичными навыками исследовательской работы со специализированной и научно-популярной литературой.

Раздел «Организаторская подготовка» предполагает постепенное накопление опыта лидерства среди ровесников (равных по туристскому опыту школьников) и формирование качественной профессиональной основы для будущего руководства.

Раздел «Инструкторско-психологическая, педагогическая подготовка» служит задачам приобретения участниками объединения опыта организаторской деятельности среди детей младшего возраста (менее опытных туристов), раскрытие возможных педагогических задатков воспитанников.

Цель раздела «Судейская подготовка» не в меньшей степени служит целям социализации, т.к. ребенок проходит путь от участника соревнований до судьи массовых детских соревнований.

Последний раздел – «Подготовка многодневного похода» – решает прикладные задачи в ходе подготовки группы к возможности совершать походы до 3-й категории сложности по пешеходному и горному туризму.

На освоение программного материала отводится по плану 9 ч. в неделю (351 час в год). 94 часа используются для организации лекционно-семинарских занятий, проведения практических работ в помещении или на местности, организации экскурсий. Остальные часы отводятся на одно-, двух-, трехдневные походы, многодневные походы и экскурсии, участие в соревнованиях. На многодневный туристский поход в период летних каникул учебные часы не выделяются, он включается в план учреждения на период летней оздоровительной компании и финансируется из средств, выделенных на нее.

Количество воспитанников в группе к началу обучения – не более 15 человек, к завершению обучения – 8-12 человек.

Формы организации занятий: групповая, индивидуально-групповая (работа малых групп – «звеньев» – по 3-5 человек), индивидуальная.


Программа предусматривает два варианта модели ее реализации: 1 вариант – создание разновозрастного коллектива и работа по клубному принципу с постепенным ежегодным набором участников более младшего возраста; 2 вариант – последовательное прохождение всех этапов обучения базовым коллективом (воспитанники одного класса, параллели) в течение 5 лет. При условии ежегодного набора в «ШТО» (вариант 1) для успешной реализации данной программы необходимо привлекать дополнительных педагогов, т.к. в коллективе формируется несколько групп с различным уровнем подготовленности и опытом работы.


РАЗДЕЛ I
  1   2   3




Похожие:

Образовательная программа iconОбразовательная программа
Образовательная программа оу направлена на реализацию учебных программ по ступеням образования
Образовательная программа iconОбразовательная программа «Информационная культура» Плаксиной В. В. Образовательная программа «Программируем в Scretch»

Образовательная программа iconОбразовательная программа моу «сош №18»
Образовательная программа это нормативный документ, оп­ределяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, органи­зации...
Образовательная программа iconОбразовательная программа моу «сош №18»
Образовательная программа это нормативный документ, оп­ределяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, органи­зации...
Образовательная программа iconОбразовательная программа по курсу «география. Начальный курс» 6 класс (34 часа, 1ч в неделю) Автор программы: Валькова Галина Николаевна
Рабочая образовательная программа составлена на основе следующих нормативных документов
Образовательная программа iconУ. С. Директор моу сош №2 Ахохов. К. М Х. А. Алакаев от 31. 08. 2011 г. Приказ №89 от 31. 08. 2011 г. Образовательная программа
Образовательная программа принята на общем собрании педагогического коллектива (протокол №1 от 31. 08. 2011г.)
Образовательная программа iconОбразовательная программа развития учреждения
Образовательная программа муниципального образовательного учреждения Воронцовской общеобразовательной школы на
Образовательная программа iconОбразовательная программа по обучению народному танцу Модифицированная Шарабарина М. В. 2011 г
Образовательная программа по обучению современным танцевальным направлениям (show dance; street dance)
Образовательная программа iconДокументы
1. /Основная образовательная программа образовательного учреждения МБОУ Насонтовсеой ООШ(4)/Базисный...
Образовательная программа iconПояснительная записка на ступени начального образования (образовательная программа школа 2100)
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной...
Образовательная программа iconОбразовательная программа моу бсош№1 (для первых классов) 2011-2012 учебный год Утверждаю: Директор школы /Стасенко Е. А./ Основная образовательная программа
Охватывает и пронизывает собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов