|
Урок « Родина в сердце». Цель урока Формирование потребности рассуждать о своем отношении к Родине. Задачи урока:
Ход урока. Вступление. Читаем стихотворение «Великий Дар – единожды родится, Вдохнуть, Раскрыть глаза - И на века Увиденному миру удивиться, Где дом и поле, роща и река». Как вы думаете, автор стихотворения (В. Мухин), о какой стране так говорит? Почему вы так решили? ^ Высказывания написаны на доске. Родина — это место, где человек живет; Родина — это любая страна, где человеку хорошо жить; Родина — это место, где человек родился, и вырос, где он трудится, где живут близкие ему люди. Какое из высказываний кажется на твой взгляд, наиболее верное? «Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы ее зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, в ней для нас все родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила своему языку. Как мать защищает и бережет она нас от всяких врагов… Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная Мать – одна у него и Родина». Так напишет человек, всю свою жизнь посвятивший служению Родине самым простым делом: обучением детей. Этот первый русский педагог – гуманист Константин Дмитриевич Ушинский. Наш первый урок в этом учебном году посвящен России. Чтобы определить тему урока давайте, выполним упражнение ^ Выход на тему урока. Обращение учителя. Руки сложите на парте. Голову опустите на руки. Закройте глаза. Я буду считать до десяти, а вы попробуйте почувствовать, где в вашем теле возникнет чувство тепла, когда я буду говорить: «Касаясь трех великих океанов, она лежит, раскинув берега, покрыта шапкою меридианов, непобедима, широка горда. Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке, и в краткий миг припомнить надо все, что у нас осталось вдалеке, ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, ты вспоминаешь, родину - такую, какой ее ты в детстве увидал. Клочок земли, припавший к трем березам, Далекую дорогу за леском, Речушку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком. Вот, где нам посчастливилось родиться, где на всю жизнь, до смерти мы нашли Ту горсть земли, которая годится Чтоб видеть в ней приметы всей земли. Да можно выжить в зной, грозу, морозы, Да можно голодать и холодать, Идти насмерть, но эти три березы При жизни никому нельзя отдать. Константин Симонов. «Родина». Слушаем ответы на вопросы. Кто чувствовал тепло в руках: что вам в этот момент хотелось сделать? Кто чувствовал тепло в голове, что вам в этот момент хотелось сделать? Кто чувствовал тепло в сердце, что вам в этот момент хотелось сделать? Были ли те, кто вообще ничего не почувствовал? Пишем на доске тему урока «Родина в сердце». ^ « Ту горсть земли, которая годится Чтоб видеть в ней приметы всей земли». Раньше, отправляясь на чужбину, в военный поход, в долгий путь, человек брал с собой горсть родной земли. Она была зашита в мешочек, в ладанку. Если он умирал, погибал, защищая свою страну, то эту землю высыпали ему на могилу. И сейчас, человеку, похороненному не на родине, его родственники привозят на могилу горсть родной земли. Самым большим счастьем для человека всегда было родится, прожить и быть похороненным на родине. Не было в жизни у человека большего несчастья, чем умереть на чужбине. «Солдат хранит в кармане выцветшей шинели письмо от матери и горсть родной земли», так будет сказано в одной из песен в фильме про советских разведчиков «Щит и меч». Оттуда пришла к нам еще одна, хорошо всем известная песня, композитора Вадима Банера и поэта Михаил(?) Матусовского « С чего начинается Родина?». Если есть возможность, песня прослушивается. Упражнение второе: «Сравните высказывания о каждой нации»
Обратили внимание, что в последних высказываниях речь идет о чертах личности человека. «Истинный человек и сын Отечества есть одно и тоже… Тот благороден, сердце которого не может не трепетать от нежной радости при едином имени Отечества». Эти слова написаны еще в 18 веке. Человек, который их написал, Александр Николаевич Радищев. Это был автор книги « Путешествие из Петербурга в Москву». Книга о простом путешествии вызовет гнев императрицы. А. Н. Радищев будет назван бунтовщиком и отправлен в ссылку. За что такой гнев русской царицы? В своей книге он пишет о тех страданиях и нищете русского народа, свидетелем которых он стал, путешествуя из Петербурга в Москву. Как «Истинный человек и сын Отечества», он решил написать эту книгу, за что мог поплатится своей жизнью. Упражнение третье: Как вы думаете, откуда у человека появляется в сердце любовь к родине?
А с вами кто-нибудь говорил о том, как проявляется любовь к родине? Слушаем ответы детей. ^ . Это письмо написал отец своему сыну. Потом эти письма были изданы в книге, которая так и стала называться «Письма к сыну». Есть у него и другая книга. Называется она так, как тема нашего урока: «Родина в сердце». Имя этого человека знает каждый учитель в нашей стране Василий (А?). Сухомлинский. «Тебе в будущем, возможно, придется побывать за рубежом нашей страны. Помни, что Родина – это твоя колыбель, твой дом, очаг твоего счастья. Это земля твоих предков, на которой пролито много крови и пота. В родном доме бывает и хорошее и плохое. Если ты видишь плохое – не забывай, что это плохое в твоем доме, в твоей колыбели. Над злом в родном доме злорадствует только подлый человек. Не отворачивайся то зла, сделай так, чтобы в твоем родном доме было добро. Ты имеешь право говорить о зле в родном доме только тогда, когда ты сделал что-то хорошее. Право сказать одно слово о плохом добывается десятью добрыми делами. Родина – это ласковая и требовательная мать. Матери больно, сели сын стал плохим человеком – ленивым, бессердечным, слабовольным, лицемерным, нечестным. Родине, как родной матери, больно, когда ты не станешь настоящим человеком. Живи и трудись так, чтобы Родина гордилась тобой». Как вы понимаете слова: «Над злом в родном доме злорадствует только подлый человек». Похожи ли слова, которые написал 18 веке А.Н. Радищев, на те слова, которые в 20 веке написал В. А. Сухомлинский. Какой в них общий смысл: настоящим человеком можно считать лишь того, у кого в душе есть любовь к родине. ^ : «Что такое патриотизм». Кто знает, из какого языка пришло к нам слово «PATRE» - родина? Из греческого. Древние греки выше любви к родителям, братьям и сестрам, мужьям и женам, собственным детям ставили любовь к родине. « Сыны Эллады» называли они себя. Не было у греков большей чести в жизни, чем погибнуть, защищая свою родину. В каждой стране, во все времена люди помнили имена тех, кто погиб, защищая свою страну от врагов. В нашем городе тоже многие улицы названы именами тех, кто погиб, защищая наш город. Вспомните названия улиц, носящих имена погибших за родину. Улицы: Генерала Ватутина, Зины Портновой, Лизы Чайкиной, Олега Кошевого, Николая Смолячкова, Николая Матросова… Попробуем и мы определить, что такое патриотизм. Начнем словами еще одного русского писателя Николая Гавриловича Чернышевского: «Патриотизм – страстное, беспредельное желание блага родины». Что значит «благо»? Добро. Назовите имена людей, про которых можно сказать, что они принесли «благо» для нашей страны. Многие их имена навечно запечатлены в названиях улиц. Если дети затрудняются назвать, то педагог сам комментирует, учитывая месторасположение школы. Улицы С. Ковалевской, Карпинского, Вавиловых, Обручевых, Черкасова, Луначарского. К. Хлопина (Трижды герой труда) ^ Тот же Н. Г. Чернышевский скажет: « Значение каждого русского великого человека, измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма». Просим детей назвать любые слова, которые придут им в голову в ассоциации со словом «патриотизм». Примерные варианты ответов можно сгруппировать по направлениям: подвиг, труд, природа, семья, память предков. Посмотрите, на то, что у нас получилось. Мы сами бессознательно пришли к тому, о чем уже говорили
Обобщение: Патриотизм – это не просто любовь, это, прежде всего, - служение Отечеству. Любовь рождает долг.
Как я смогу трудиться для блага родины, не имея знаний? .Как защитить ее в трудный час, не имея знаний? Как я смогу стать человеком, не имея знаний, которые люди уже накопили? А ведь самая главная задача в жизни: Стать человеком. Вспомним снова слова А. Н. Радищева: «Истинный человек и сын Отечества есть одно и тоже…». Читаем стихотворение Николая Доризо. ^ Мало клясться ей в любви. Перед ней в большом и малом Честь и совесть береги. Ей не лесть нужна, а, правда, Ей нужны дела твои. Если Родину ты любишь, Будь достоин той любви. Не забудь, как в трудный час Мы Отечество спасали. И оно спасало нас. Никакие испытанья Нам с тобою не страшны. Если Родину мы любим, Если мы ее сыны. Заключение урока. Высказывания учащихся: Сегодня на уроке я почувствовал, ощутил, задумался… |
![]() | Урок «О подвигах, о доблести, о славе» Цель урока: Формирование потребности рассуждать о своем отношении к Родине, неразрывной взаимосвязи судьбы отдельного человека и... | ![]() | Урока: Изготовление цветка мака в технике «бумажная пластика» Цель урока: Формирование умений работы с крепированной бумагой. Задачи урока Знакомство учащихся с технологическими особенностями изготовления цветка мака в технике бумажная пластика |
![]() | План урока Тема «Коллективизация успех или трагедия крестьянства?!» Тип урока: повторительно-обобщающий Форма урока: семинар с элементами дискуссии Цели урока ... | ![]() | Конкурс рисунков на асфальте «Край родной» Цель: возродить патриотизм, как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность, формирование у учащихся высокого гражданско-патриотического... |
![]() | Урок русского языка в 1 классе. Тема урока : Сочетания жи и ши. Цель: формирование у учащихся первоначальных знаний в области орфографии. Задачи Минутка чистописания в тетради «Русский язык» №2 (Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина) с. 6 | ![]() | Цель урока: Ввести понятие эллипса, познакомится с законами Кеплера и закрепить их при решении задач. Задачи Полуоси, способ построения). Ввести новые понятия: орбита планеты, афелий (апогей), перигелий (перигей) сидерический (звездный) период... |
![]() | Урок №1 Тема урока: Знакомство с электронными таблицами excel. Введение основных понятий и правил работы Цель урока: Ввести основные понятия excel, показать правила создания простейшей таблицы, объяснить суть и назначение электронных... | ![]() | Формирование виртуальной сетевой солидарности Аннотация. Рассматриваются ключевые понятия и модели формирования коллективной солидарности в социально-ориентированных сетях |
![]() | Урок №9 Тема урока: Пропорция. Золотое сечение. Цель урока: познакомиться с золотым сечением и его примерами в математике. План проведения урока «Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них- теорема Пифагора, другое деление отрезка в среднем и крайнем отношении.» | ![]() | Тема урока Цели урока Ввести понятия «множества» и «элемент множества». Научить определять принадлежность элемента множеству |