Паспорт программы развития «Школа будущего 2015» icon

Паспорт программы развития «Школа будущего 2015»



НазваниеПаспорт программы развития «Школа будущего 2015»
страница1/6
Дата конвертации27.08.2012
Размер1 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6






  1. Паспорт программы развития «Школа будущего - 2015»





Наименование Программы


Программа развития МОУ «Лицей №23» города Подольска

«Школа будущего - 2015»


Разработчики Программы

Руководитель программы:

  • Дрожжина Т. И., директор МОУ «Лицей №23»

Руководители творческих групп:

  • Тухватулина С. И., заместитель директора по УВР, руководитель НМС;

  • Данченко Т.А., заместитель директора по УВР;

  • Метельская Л.В., заместитель директора по ВР;

  • Шакирова Н. А., психолог лицея;

Научный консультант:

  • Гоглова М. Н, начальник Регионального научно-методического центра содержания образования ГОУ Педагогическая академия




^ Исполнители Программы

Научно-методический Совет; предметные кафедры; администрация; педагоги при поддержке Управляющего совета лицея; ученический коллектив, родительская общественность


^ Научно-методические основы разработки Программы

Важным методологическим основанием Программы развития выступает системный, программно-целевой, личностно-деятельностный, технологический и компетентностный подходы к проектированию деятельности МОУ «Лицей № 23», а также традиционная, гуманистически-ориентированная и компетентностно-ориентированная парадигма.

Создание Программы опирается на ряд государственных документов, в которых отмечены основные пути развития современного образования:

  • ст. 43 Конституции РФ;

  • ст. 2 «Принципы государственной политики в области образования» Закона «Об образовании»;

  • Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Московской области от 15.12.2006 № 1164/49;

  • Долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы»;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04.02.2010 № Пр-271;

  • проект закона «Об образовании».



В данных документах отмечается необходимость активного внедрения инновационных образовательных программ, что позволяет их рассматривать как выполнение государственного и социального заказа.



^ Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы

Этапы


Формы

1. Выявление и обсуждение проблем, возникших при реализации предыдущей Программы развития

Педсовет

2. Определение состава рабочей группы по созданию проекта Программы развития лицея

Заседание

НМС

3. Разработка проекта Программы развития лицея

Заседания

рабочей группы

4. Обсуждение проекта Программы и внесение корректив:

  • в педагогическом коллективе;

  • в ученическом коллективе;




  • среди родителей.

Круглый стол

Заседание

ученического

Совета лицея

Родительская

конференция

5. Утверждение Программы педсоветом. Протокол №2 от 10. 11. 2010г.

Утверждение Программы на заседании Управляющего совета. Протокол №3 от 15.12.2010г.

Педагогический

совет

Заседание

Управляющего

совета




Кем принята Программа

Педагогический совет. Протокол №2 от 10. 11. 2010г.

Утверждена Управляющим Советом лицея. Протокол №3 от 15.12.2010г.


С кем согласована Программа

Комитет по образованию и делам молодёжи Администрации г. Подольска (декабрь 2010 года)


^ Цели и задачи Программы

Цель Программы: создание оптимальной модели общеобразовательной школы, способствующей формированию ключевых компетентностей у обучающихся, созданию условий для развития и самореализации личности, воспитанию гражданина современного общества.

Задачи Программы

  1. Повысить конкурентоспособность лицея через повышение качества образования.

  2. Повысить уровень профессиональной компетентности учителя.

  3. Сохранить и укрепить здоровье участников образовательного процесса.

  4. Выявить и поддержать одарённых учащихся.

  5. Расширить самостоятельность лицея.




Приоритетные направления Программы

Направления Программы (Подпрограммы)

  1. Повышение конкурентоспособности лицея через повышение качества образования в лицее.

  1. Повышение уровня профессиональной компетентности учителя.

  2. Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.

  3. Выявление и поддержка одарённых учащихся.

  4. Расширение самостоятельности лицея.




^ Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижения

Оптимальная модель общеобразовательной школы, способствующей формированию ключевых компетентностей у обучающихся, созданию условий для развития и самореализации личности, воспитанию гражданина современного общества. (наполняемость классов – не менее 25 чел.; качество обученности – 64-66%; уровень воспитанности обучающихся – 4,5б.; средний балл по ЕГЭ по всем предметам – не ниже 53; количество призовых мест на муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников – 40-50; количество победителей и призёров олимпиад, соревнований и конкурсов различных уровней – не менее 160; количество учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью – не менее 80; количество пропущенных уроков по болезни в расчёте на одного учащегося - не более 26; доля учителей, имеющих высшую и первую квалификационные категории – не менее 85%; ).


Индикаторы для оценки достижений результатов Программы:

  • рейтинг лицея среди ОУ повышенного статуса;

  • процент поступления выпускников в вузы и востребованность их на рынке труда;

  • качество обученности (в %);;

  • средний балл по предметам, полученный на ЕГЭ;

  • количество учащихся в 10-11 классах;

  • количество победителей олимпиад, соревнований, конкурсов;

  • количество учащихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью;

  • количество учащихся, принявших участие в общественно-полезной деятельности;

  • количество реализованных социальных инициатив лицея;

  • количество пропущенных уроков по болезни в расчёте на одного учащегося;

  • количество педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории;

  • количество педагогов, прошедших повышение квалификации;

  • количество учителей, включившихся в научную и творческую деятельность (исследовательскую, экспериментальную), участвующих в Международных, областных программах;

  • количество учителей, принявших участие в конкурсах и занявших призовые места;

  • количество опубликованных печатных работ учителей лицея;

  • уровень профессиональной компетенции учителей лицея;

  • количество компьютеров, современных мультимедийных средств обучения.




Срок действия Программы

2010- 2015 годы





Подготовительный этап (сентябрь 2010г. – декабрь 2010 г.):

  • создание рабочей группы по разработке Программы развития лицея на 2010-2015 гг.;

  • исследование запросов всех участников образовательного процесса и потребностей социума;

  • проблемно-ориентированный анализ состояния лицея;

  • целенаправленное изучение государственных документов, в которых отмечены основные пути развития современного образования;

  • разработка и утверждение Программы развития лицея.


Организационный этап (январь 2011г. – август 2011 г.):

  • корректировка Программы развития;

  • создание и организация работы рабочих групп по направлениям Программы;

  • разработка и начало внедрения Подпрограмм развития;

  • создание Службы мониторинга образовательной деятельности;

  • разработка и внедрение новой научно-методической темы "Повышение профессионально-личностной культуры педагогических кадров»;

  • продолжение работы по укреплению материально-технической базы и модернизации образовательного процесса лицея.

Этап реализации (сентябрь 2011г. – август 2013 гг.) :

  • реализация цели и задач Программы развития и её Подпрограмм;

  • промежуточные мониторинги и анализы реализации Программы развития;

  • продолжение работы по укреплению материально-технической базы и модернизации образовательного процесса лицея.

Завершающий этап (сентябрь 2013 г. - декабрь 2015 гг.):

  • анализ деятельности лицея в условиях программного развития с целью корректировки дальнейшей реализации Программы.




Структура Программы

  1. Паспорт Программы.

  2. Информационная справка о МОУ «Лицей №23».

  3. Аналитическое и прогностическое обоснование Программы (проблемно-ориентированный анализ).

  1. 1. Анализ внешней среды и социального заказа

III.2. Анализ внутренней среды.

  1. 3.Анализ и оценка инновационной обстановки в лицее, инновационного потенциала коллектива.

  1. Концепция Программы.

  2. Стратегия и тактика.

  1. 1. Направления Программы развития (Подпрограммы).

  1. 2. Управление Программой развития.

План мероприятий по реализации Программы развития «Школа будущего – 2015».

Подпрограммы.

Приложения.


^ Ресурсное обеспечение реализации Программы

Ресурсы, необходимые для реализации Программы развития:

- создание локальной сети лицея;

- оснащение оборудованием Mimio кабинетов химии, биологии, физики, математики, истории, русского языка, начальных классов;

- модернизация кабинета химии;

- повышение квалификации сотрудников лицея.


^ Объем и источники финансирования Программы

Расчетный объем финансового обеспечения на период реализации Программы развития (2010 – 2015г.) – 2060 тыс.рублей.

Доходная часть:

  • отчисления из муниципального бюджета;

  • поступления за счёт платных образовательных услуг;

  • спонсорская помощь, в т.ч. из средств депутатов городской и областной думы.




Порядок управления реализацией Программы

Организация работы по реализации Программы:

  • Управляющий совет лицея (принятие нормативных документов по обеспечению программ деятельности и контроль за ходом их реализации);

  • директор лицея (оперативное управление внедрением программы);

  • Научно-методический совет лицея ( координация и коррекция деятельности специалистов по реализации основных направлений программы).




^ Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы

  • Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы определяется направлениями Программы; информацией, полученной в результате диагностических исследований; сроками диагностики.






^ II.Информационная справка о МОУ «Лицей №23»


II.1. Из истории лицея

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №23» создано на базе средней школы № 23, функционирующей с 1964 года. Первоначально коллектив школы состоял из 62 учителей. Первым директором был В. Н. Бедкин. В 1974 году директором школы становится З. А. Байкова, Почётный гражданин г. Подольска, Заслуженный учитель РФ, кавалер ордена «Знак Почёта», Отличник народного образования, Отличник народного просвещения.

С 1976 года школа являлась базовой площадкой Центрального института усовершенствования учителей. Она была объектом показа участникам и гостям на «Олимпиаде – 80». Опыт работы школы трижды обобщался и был одобрен на коллегии Министерства образования СССР. В 1996 году школе был присвоен статус лицея.

С 2005 года директором лицея стала Татьяна Ивановна Дрожжина, Почётный работник общего образования Российской Федерации. Лицей стал победителем Приоритетного национального проекта «Образование» (2-е место по области), лауреатом конкурса «Лучшая школа Подмосковья» в номинации «Школа духовно-нравственного становления личности». Дважды лицей удостаивался звания «Лучшее инновационное учебное заведение России» по итогам Всероссийского конкурса федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, института теории и истории педагогики образования РАО и журнала «Учитель» (в 2009 году – 3-е место, в 2009 году – 1-е место).

С 2010 года наше образовательное учреждение стало федеральной экспериментальной площадкой Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования и науки РФ по теме «Информационно-коммуникативные технологии в формировании компетентностных знаний и социализации личности на межпредметной основе – реализация Российского и Европейского стандартов образования».

^ II.2. Условия обучения в лицее

На сегодняшний день в лицее созданы материально-технические условия для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса. В лицее имеется: 28 учебных кабинетов, спортивный зал (279 м2), тренажерный зал (67,7 м2), библиотека, столовая, комбинированная мастерская, кабинеты обслуживающего труда, медицинский кабинет, радиоузел. Обеспеченность учебными площадями в расчете на одного обучающегося составляет 2,9 кв.м.
На территории лицея находятся спортивный комплекс (2 волейбольные площадки, баскетбольная площадка, беговая дорожка, площадка ручного мяча, гимнастический городок), учебно-опытные участки, фруктовый сад. Силами учащихся и педагогов лицея созданы Музей истории лицея, Зал истории г. Подольска и Подольского района.

В 2009-2010 учебном году число учащихся лицея составило 826 человек. Лицей работает в шестидневном режиме, в две смены. В первую смену обучение ведётся на II и III ступенях, а также в 1-х и 4-х классах (82,2% учащихся). Функционируют 3 группы продлённого дня. Охват горячим питанием: 1-4 классы – 66%, 5-9 классы - 45%, 10-11 классы – 30%; в целом по лицею – 47 %.


Таблица 1. Структура классов, уровень и направленность реализуемых учебных программ


^ Ступень обучения


Структура классов


Начальное общее образование

12 классов развивающего обучения (Занков Л. В.)

Основное общее образование

8 классов с дополнительной подготовкой по математике и информатике

(5а, 5б, 5в, 6а, 6б, 6в, 7б, 9а);

4 класса с углублённой подготовкой по математике (7а, 8а, 8б, 9в);
3 класса с дополнительной подготовкой по иностранным языкам

(7в, 8б, 9б).

Среднее (полное) общее образование

10 филологический (профильное изучение предметов: английский язык, французский и немецкий языки, русский язык, литература)

10 химико-биологический (профильное изучение предметов: химия, биология, математика,);
11социально-экономический

(профильное изучение предметов: математика, обществознание, право, география, экономика);
11 филологический (профильное изучение предметов: английский язык, французский и немецкий языки, русский язык, литература)


Основное общее образование структурировано на основе российской федеральной программы трёхуровневого образования. Базисный учебный план основывается на государственном стандарте с учётом образовательного социального заказа и запросов родителей. С 2007 года обучение в 1-11 классах ведётся по базисному учебному плану 2004 года. Образовательный процесс во всех классах осуществлялся по государственным программам для общеобразовательных учреждений, рекомендованным Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ. Внедрены курсы, позволяющие обеспечить режимы работы развивающего, профильного и предпрофильного обучения.

Лицеем заключены договоры о сотрудничестве с вузами: МЭИ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, МИФИ, МГОУ, ИМПЭ им. А. С. Грибоедова.

На современном этапе развития лицея педагогический коллектив успешно освоил программы расширенного и углублённого образования. За счёт часов дополнительного образования введены курсы, развивающие творческие и интеллектуальные способности учащихся, формирующие навыки исследовательского труда.

Система дополнительного образования направлена на формирование ключевых компетенций. Она включает в себя:

  • дополнительные платные образовательные услуги;

  • внеклассную и внеурочную деятельность;

  • кружковую работу.

Реализация программ дополнительного образования позволяет достигать более качественных результатов в обучении, акцентировать внимание на формировании у учащихся компетенций социального взаимодействия, системно-деятельностных компетенций, компетенций самоорганизации и самоуправления.


^ II.3. Инновационная и экспериментальная деятельность лицея


В 2009-2010 учебном году в лицее было продолжено осуществление экспериментальной и инновационной деятельности по различным направлениям.


Таблица 2.Экспериментальные площадки лицея


Тема

Кем и когда утверждена

Руководитель

(Ф.И.О., ученая степень, звание)

Федеральная экспериментальная площадка Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования и науки РФ по теме «Информационно-коммуникативные технологии в формировании компетентностных знаний и социализации личности на межпредметной основе – реализация Российского и Европейского стандартов образования»

Протокол №29/2010 от 27.05.2010г. ФГОУ АПК и ППРО

Светлова В. И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и культуроведения ФГОУ АПК и ППРО

Апробация кластерной модели оценки системы качества образования лицея

Решение Управляющего совета лицея. Протокол №2 от 11.11.2008г.

Фролова Н. В., Заместитель председателя Комитета по образованию и делам молодёжи Администрации г. Подольска

Апробация кластерной модели оценки педагогической компетенции учителей лицея

Решение Управляющего совета лицея. Протокол №2 от 6.11.2009г.

Тухватулина С.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Апробация кластерной модели оценки воспитательной системы лицея

Решение Управляющего совета лицея. Протокол №2 от 14.11.2010г.

Метельская Л.В., заместитель директора по воспитательной работе

Федеральный эксперимент по развитию государственно-общественного характера управления общеобразовательным учреждением и созданию в общеобразовательных учреждениях управляющих советов


Постановление Главы города Подольска №2685-п от

08.12.2005 г.

Косарецкий С.Г., руководитель Центра стратегических разработок Академии социального управления Министерства образования Московской области, кандидат психологических наук

Апробация и внедрение нового УМК:

Лобжанидзе А. А.. География.

Приказ по Комитету по образованию Администрации

г. Подольска № 516 от 03.09.2006 г.

Дрожжина Т.И., директор лицея

Апробация программ по краеведению «Родное Подмосковье», «Московская область – субъект РФ», «История Московской области»

Приказ по Комитету по образованию Администрации

г. Подольска № 1387 от 14.07.2005г.

Мартынова В.Р., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Апробация и внедрение нового УМК по английскому языку (оригинальные британские учебники издательств Центрком и Лонгман)

Решение Управляющего совета лицея.

Протокол № 2 от 15.04.2006 г.

М. Ф. Могильная, методист издательства Лонгман

Реализация проекта «Русская школа как система воспитания и образования»

Решение Управляющего совета лицея.

Протокол № 2 от 15.04.2006 г.

Мартынова В.Р., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Реализация проекта по информатизации образовательного процесса

Решение Управляющего совета лицея. Протокол № 2 от 15.04.2008

Веремий И. А., заместитель директора по информатизации учебно-воспитательного процесса

Разработка творческих проектов с использованием мультимедийных средств

Решение Управляющего совета лицея. Протокол № 2 от 15.04.2007

Веремий И. А., заместитель директора по информатизации учебно-воспитательного процесса

Реализация программы «Одарённые дети»

Решение Управляющего совета лицея. Протокол № 2 от 15.04.2006

Тухватулина С.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе


Опыт учителей по экспериментальной и инновационной деятельности обобщается в печати. За последние 3 года педагогами лицея опубликовано 16 печатных работ в журналах «Директор школы», «Учитель», «Педагогическое обозрение».

На базе лицея регулярно проводятся городские и областные семинары, конференции и круглые столы для руководителей общеобразовательных учреждений.


Таблица 3. Мероприятия, проводимые на базе лицея по распространению

передового педагогического опыта (данные за последние 5 лет)


Год

Мероприятие

2006

Семинар «Интерактивные технологии в системе личностно ориентированного обучения»


2007

Семинар «Современные педагогические технологии в образовательном процессе лицея»

2008

Семинар «Управляющие советы общеобразовательных учреждений в Московской области: первые результаты деятельности и перспективы распространения»

2008

Окружная научно-практическая конференция «Опыт учителей-победителей ПНПО-2007 и лучших классных руководителей – средство инновационного развития образования Подмосковья»


2009

Семинар «Формирование школьной оценки качества образования»



^ II.4. Результативность работы лицея

В лицее достигнуты определённые результаты, возможные только в условиях постоянного развития и инновации. Лицей имеет 100%-ную успеваемость и одни из лучших показателей качества обучения в городе Подольске. На протяжении многих лет лицей не имеет отчислений учащихся в течение учебного года и по результатам учебного года. Отсутствуют второгодничество и отсев учащихся.

Качество обученности лицеистов в 2009-2010 учебном составило 63,2% (см. Приложение 2, диаграммы 1,2,3). Как видно из данных Диаграмм 1-2, качество обучения в лицее в течение ряда лет остается стабильно высоким и составляет 63-64% от общего количества обучающихся. Данный показатель выше общегородского на 11-20%.

Доля медалистов составляет 14% от общего числа выпускников и превышает общегородские показатели (3-5%) в несколько раз (см. Приложение 2, диаграмма 4; таблица 1).

В течение ряда лет прослеживается тенденция высокого процента поступления в вузы: 98% выпускников, из них на бюджетные отделения - 78% (см. Приложение 2, диаграмма 5).

Анализ статистических данных подтверждает, что результаты обученности в лицее стабильны и качественны, что подтверждается мониторингом путей и форм продолжения образования выпускниками лицея.

В лицее достаточно высокая результативность освоения программ на II-III ступени образования, определяемая итогами государственной аттестации (см. Приложение 2, таблица 2, диаграммы 6,7).

Анализ результатов экзамена за курс основной школы по русскому языку в новой форме показал, что большинство учащихся успешно справились с работой, уровень сформированности важнейших речевых умений и усвоения языковых норм соответствует минимуму содержания основного образования по русскому языку. Качество обученности по русскому языку составило 84%, средний балл - 4,2. 31 учащийся подтвердил свою годовую оценку (46,3%), 32 ученика получили оценку выше годовой (47,8%), 4 ученика показали результат ниже годовой оценки (6%).

Результаты экзамена по математике в новой форме также показали хороший уровень овладения учащимися данным предметом: качество обученности по математике – 70%; средний балл – 4,1. 30 учащихся подтвердили свою годовую оценку (44%), 30 учеников получили оценку выше годовой (44%) 7 учеников получили результат ниже годовой оценки (10,4%).

Все учащиеся лицея справились с экзаменационной работой. В целом средний балл, полученный на экзаменах по русскому языку и по математике, превысил средний балл по результатам года. Качество знаний в лицее превышает средний городской показатель на 5% по математике и на 20% по русскому языку.

Государственная (итоговая) аттестация за курс основной школы также показала, что качество знаний учащихся по будущему профилю обучения держится в пределах 75-93%. Средний рейтинговый балл не опускается ниже 3,9 (см. Приложение 2, таблица 3).

Сравнительный анализ результатов Единого Государственного Экзамена по русскому языку показывает, что средний балл по лицею превышает показатели по РФ на 8,2%, по Московской области - на 6,2% и г. Подольску – на 5,2%. По математике средний балл по лицею превышает средний балл по РФ на 8,2%, по Московской области – на 7,2%, по г. Подольску – на 4,8%. (см. Приложение 2, таблица 4, диаграммы 8,9).

Результаты выпускных экзаменов в 9-х и 11-х классах 2009-2010 учебного года подтвердили обоснованность использования в процессе обучения традиционных и инновационных методик, полное выполнение базисного учебного плана, программ дополнительного образования, действенность и актуальность компетнтностного подхода к обучению и воспитанию.

В лицее разработана и действует подпрограмма «Одарённые дети», одно из направлений которой - сотрудничество с АСПРЯЛом, Американским Центром при библиотеке иностранных языков, издательствами Longman, Express Publishing, CenterCom, которое даёт возможность учителям бесплатно проходить курсы повышения квалификации, устанавливать контакты с педагогами Москвы, других городов и получать новую информацию, участвовать в работе международных программ и семинаров, принимать иностранные делегации.

Важнейшее направление работы в рамках подпрограммы «Одарённые дети» - работа ^ Научного Лицейского Общества учащихся «Академия НЛО». В 2009-2010 учебном году на заседаниях Научного Лицейского Общества и Научно-Методического Совета лицея учащимися защищено 20 научно-исследовательских и 17 проектных работ. Лучшие работы были представлены на городские, всероссийские и международные конкурсы и конференции. Члены НЛО - ежегодные победители Международных, Всероссийских и областных конкурсов, а также лауреаты всероссийских научно-исследовательских конференций «Шаг в будущее», «Школьные Харитоновские чтения» в г. Сарове, «Юность. Наука. Культура» в г. Обнинске и других (см. Приложение 2, таблицы 6,7).

За последние три года трое учащихся лицея получили стипендию Губернатора Московской области (Куликов С., Семиряжко А., Тухватулина Н. (дважды)). Ежегодно наши лицеисты становятся победителями или лауреатами конкурса «Ученик года города Подольска» (Юсипов Тимур и Байков Фёдор – победители; Медведева Ольга, Альянов Роман, Тухватулин Сергей, Тухватулина Нина - лауреаты).


^ II.5. Воспитательная работа с учащимися


Содержание воспитательной работы направлено на создание такой микросреды в лицее, которая стимулирует всестороннее развитие личности и способствует повышению общего культурного уровня учащихся и педагогического коллектива. В лицее сложился демократический стиль общения при высоком уровне дисциплины и требовательности. Все общелицейские дела, придуманные и организованные лидерами самоуправления, - это яркие, эмоционально насыщенные праздники, многие из которых стали традиционными.

^ Цель воспитательной системы лицея - воспитание духовной, высоконравственной, образованной, творческой личности, способной максимально реализовывать свой потенциал.

^ Основные задачи воспитательной системы:

  • формирование гражданско-патриотического сознания, гражданского самосознания;

  • приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям и морально-этическим нормам;

  • развитие познавательной активности, исследовательских, творческих умений в определённых областях науки и искусства;

  • формирование ответственного отношения к своему здоровью и стремления к здоровому образу жизни;

  • формирование у учащихся позитивного отношения к себе и окружающей действительности;

  • социализация учащихся, т.е. формирование умения ориентироваться в окружающей действительности и преодолевать жизненные проблемы;

  • развитие творческой и профессиональной адаптивности лицеистов.

Направления воспитательной работы:

  • нравственно-правовое воспитание;

  • военно-патриотическое воспитание;

  • художественно-эстетическое воспитание;

  • «Школа здоровья»;

  • экологическое воспитание;

  • трудовое воспитание и профориентация;

  • работа с органами самоуправления учащихся;

  • работа с родителями.


Важнейшим направлением воспитательной работы в лицее на протяжении ряда лет является программа "Русская школа как система воспитания и образования".

Комплексная воспитательная работа лицея способствует тому, что учащиеся лицея становятся победителями, призёрами и лауреатами многих городских творческих конкурсов (см. Приложение 2, таблица 8).

В 2007 году лицей стал лауреатом конкурса «Лучшие школы Подмосковья» в номинации «Духовно-нравственное становление личности».


^ II.6. Итоги реализации предыдущей Программы развития


В ходе реализации предыдущей Программы развития лицея «Компетентностный подход как основа качества образования» (2005-2010гг.) педагогический коллектив добился достаточно серьезных результатов: лицей динамично развивается как современное образовательное учреждение; определил свое место в образовательной системе города; стабильность и комфортность лицейской образовательной среды позволили сохранить контингент учащихся в условиях демографического кризиса.


Таблица 4. Достижения лицея в ходе реализации программы развития «Компетентностный подход как основа качества образования»


Год

Достижения

2006

  • Победитель среди образовательных учреждений г. Подольска по итогам года с вручением Переходящего знамени «За достигнутые успехи в развитии образования»

2007

  • Победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (Приоритетный национальный проект «Образование»)

2007

  • Победитель областного конкурса «Лучшая школа Подмосковья-2007» в номинации «Школа духовно-нравственного становления личности»

  • Член Ассоциации «Лидеры Подмосковья»

2008

  • «Лучшее инновационное учебное заведение России» по итогам Всероссийского конкурса федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, института теории и истории педагогики образования Российской академии наук и журнала «Учитель» (Диплом 3-й степени)

  • Благодарность Главы г. Подольска за эффективную деятельность по повышению имиджа муниципальной системы образования г. Подольска

2006-2010

  • Участие педагогов лицея в Приоритетном национальном проекте «Образование»: четыре победителя конкурса лучших учителей Российской Федерации, четыре победителя регионального этапа конкурса

2009

  • «Лучшее инновационное учебное заведение России 2009 года» по итогам Всероссийского конкурса федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, института теории и истории педагогики образования РАО и журнала «Учитель» (Диплом 1 степени)

  • Лауреат Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество»

  • Благодарность Главы города Подольска за плодотворную работу по созданию в учреждении современных условий для обучения школьников

2010

  • Диплом Всероссийского педагогического собрания «За создание в образовательном учреждении системы поиска, поддержки и сопровождения одарённых детей»

  • Благодарность Главы города Подольска за высокие результаты педагогической деятельности

  • Грамота за активное участие в конкурсе на лучший публичный доклад образовательного учреждения Московской области

Основные результаты реализации предыдущей Программы развития:

а) создана концепция совершенствования качества образования МОУ «Лицей №23»;

б) сформирована общая структурная модель учета интересов и потребностей заинтересованных сторон как социально-культурная норма качества образования в компетентностном формате;

в) создана модель взаимодействия субъектов образовательного процесса как принцип преемственности качества образования и страхования рисков;

г) создана и реализуется модель связи образовательных технологий с компетенциями как основа проектирования учебных программ и совершенствования качества образования .

Отдельные аспекты реализации компетентностного подхода в урочной и внеурочной деятельности ещё требуют более тщательной проработки. Остались нерешёнными некоторые вопросы управления качеством образования, которые будет решать новая Программа развития лицея. Необходимо научиться строить индивидуальные траектории развития профессиональных качеств по каждому педагогу и каждому ученику.


^ III. Аналитическое и прогностическое обоснование Программы развития (проблемно-ориентированный анализ)


III. 1. Анализ внешней среды и социального заказа

Подольск - один из крупнейших промышленных центров Московской области. Город занимает площадь в 4005,6 га. Население Подольска -179,4 тыс. человек. В экономике города занято около 82 тыс. человек.

МОУ «Лицей №23» находится в «спальном» районе города Подольска, рядом с берёзовой рощей. Изначально эта часть города считалась элитным районом. Поэтому основная масса обучающихся в лицее – это дети инженерно-технических работников и служащих, работников культуры и образования, искусства, военнослужащих, медработников, рабочих. Несколько лет назад недалеко от лицея был построен элитный жилищный комплекс, что привело к притоку некоторого количества учащихся из других регионов страны и ближнего зарубежья.


Таблица 5. Соотношение учащихся начального, среднего и старшего

звеньев (в %) по месту проживания (данные за последние 3 учебных года)


Место проживания

Учащиеся


^ 1-4 классов


5-9 классов


10-11 классов

Микрорайон

15-20

15-20

15-20

Город Подольск

78-84

78-84

78-84

Подольский район


1-2


1-2


1-2


Таблица 6. Соотношение учащихся, проживающих в микрорайоне лицея

и на других территориях (данные за последние 3 учебных года)


Учебный год

Общее количество учащихся (чел.)

Количество учащихся из других районов (чел.)

Доля от общего количества учащихся (в %)

2007-2008

775

654

81

2008-2009

801

658

79,5

2009-2010

826

661

80


Из Таблицы 5 видно, что основной контингент лицеистов составляют дети, проживающие в различных районах города Подольска. Таблица 6 показывает, что доля учащихся из других районов г. Подольска и населенных пунктов Подольского района в последние годы составляет около 80%. Данные таблиц свидетельствуют о довольно высокой популярности и известности лицея в среде учащихся и их родителей в городе Подольске и за его пределами.

В городе Подольске функционируют четыре лицея и две гимназии, в непосредственной близости от нашего лицея находятся МОУ СОШ №12, №15, №16, №17, №20, а также частные школы «Парус», «Старт» и «Экус». В связи с этим конкуренция между учебными заведениями достаточно высока. Большинство данных образовательных учреждений делает упор на борьбу за ученика на III ступени обучения. Поэтому проблема конкурентноспособности лицея является на сегодняшний день актуальной.

62% учащихся лицея получают дополнительное образование в различных внешкольных учреждениях микрорайона. Рядом с нашим образовательным учреждением находятся Дворец культуры «Октябрь», музыкальная школа №1, стадион «Труд», Спорт-сервис «Витязь», Ледовый Дворец спорта «Витязь», легкоатлетический манеж, лыжная база, кинотеатр «Родина». Такое территориальное расположение лицея позволяет осуществлять всестороннюю образовательную и культурно-оздоровительную деятельность на основе эффективного сочетания традиционных и инновационных форм обучения и воспитания школьников.

Лицей стремится осуществлять свою деятельность с учётом потребностей рынка труда города Подольска и с учётом ориентации на конкретный социально-профессиональный состав родителей учащихся.

Анализируя данные социологических опросов, можно констатировать, что прошедший 2010 год показал заметное оживление в различных секторах экономики. И как следствие – вызвал рост занятости населения. Ведущие специалисты по российскому рынку труда считают, что в лидерах спроса будут квалифицированные рабочие и специалисты по продажам. «Кадровый голод» коснётся в первую очередь и инженерно-технических специалистов. «В 2011 году самыми востребованными будут менеджеры по продажам всех видов товаров и услуг, специалисты сферы информационных технологий (программисты, разработчики, системные аналитики, администраторы), инженеры всех направлений в сфере коммуникаций», - считает ведущий специалист по подбору персонала кадрового агентства «ЮНИТИ» В. Лаврентьев. «Кроме того, будет расти спрос на более опытных сотрудников», - таково мнение начальника управления по внешним связям компании «Хевел» А. Усачёва.

Анализируя банк вакансий Подольского центра занятости, можно сделать вывод о профессиях, востребованных на рынке труда. Это – инженеры-электроники, технологи, различного рода квалифицированные рабочие.

В Подольске построен огромный жилищный комплекс «Подольские просторы», микрорайон «Кузнечики», в котором планируется расселить около 50 тысяч бывших военнослужащих и их семей. В связи с этим возрастёт конкуренция на рынке труда – нужны будут высококвалифицированные специалисты.


Таблица 7.Социальный заказ родителей обучающихся:



Профиль обучения


2004 год

2010 год

Филологический

42%

21%

Физико-математический

30%

25%

Естественнонаучный

13%

20%

Химико-биологический

5%

7%

Социально-экономический

10%

2%

Социально-гуманитарный

0%

25%


Таким образом, анализ потребностей рынка труда и социальный заказ родителей обучающихся говорят о необходимости дальнейшего развития естественнонаучного, физико-математического, и социально-гумантарного направлений, расширенного (углублённого) изучения таких предметов, как математика, физика, обществознание, иностранные языки.

В социальном заказе ставится на первый план компетентностный подход к качеству обучения, обеспечивающий поступление выпускников лицея в ведущие вузы города Москвы и Подольска. Поэтому общий образовательный уровень выпускника, профессиональные умения, набор дополнительных умений и навыков, конкурентные качества (предприимчивость, деловитость, высокая степень адаптации к изменяющимся требованиям общества, гражданская позиция) являются важными критериями деятельности образовательного учреждения.



Диаграмма 1. Поступление выпускников нашего лицея в ВУЗы по профилям


Высокий процент выпускников, поступивших в вузы (98%), свидетельствует о высоком уровне обученности. Однако только 36-60% выпускников поступают в высшие учебные заведения в соответствии с профилем своего обучения. Поэтому остается актуальной проблема выбора оптимальных профилей обучения в соответствие с социальным заказом и необходимость более качественной подготовки учащихся по таким предметам как математика, физика, обществознание, иностранные языки.


III. 2. Анализ внутренней среды


В лицее работает сплочённый, организованный и профессиональный коллектив учителей, состоящий из 60 педагогов, из них:

  • 2 Заслуженных учителя РФ;

  • 6 Почётных работников общего образования Российской Федерации;

  • 7 отличников образования РФ;

  • 2 соискателя на ученую степень кандидата наук;

  • 2 аспиранта педагогических вузов;

  • 3 победителя международной программы «Партнёрство в образовании» (стажировка в США);

  • 7участников конкурса лучших учителей Российской Федерации в Приоритетном национальном проекте «Образование» за 2005-2009 гг.:

  • 4 победителя конкурса «Лучшие учителя России» - Козлова М. А., Данченко Т. А., Рузанова А. В., Крючкова Ф. И.;

  • 3 победителя областного тура этого конкурса - Синёва Л.В., Веремий И. А., Москаленко М.Б.;

  • учитель Веремий И.А. – победитель конкурса «Педагог года – 2010», учитель Орлова С.В. – победитель городского конкурса «Самый классный классный – 2010»;

  • 16 победителей муниципального смотра-конкурса среди общеобразовательных учреждений г. Подольска «Лучшие учебные кабинеты».

30% педагогов лицея награждены правительственными и ведомственными наградами, 79% имеют высшую и первую квалификационные категории:

Диаграмма 2. Характеристика педагогов лицея

по квалификационным категориям (в %)


За последние 5 лет в лицее произошло обновление коллектива (на 30%). Если сравнивать кадровый состав 2005 и 2010 годов, то видно, что количество учителей, имеющих высшую и первую квалификационные категории уменьшилось с 85% до 79%; увеличилось количество учителей, работающих в школе менее 5 лет – с 4 до 8 человек. В связи с этим произошло некоторое снижение уровня профессиональной компетентности учительского коллектива: средний балл по «Листу оценивания профессиональной компетентности, результативности деятельности учителя» за последние три года снизился с 36 до 33 баллов.

В лицее достаточно высокий уровень обученности (см. «Информационную справку», Приложение 2). Однако при анализе результатов обучения за 2005-2010 учебные годы были выявлены некоторые проблемы:


  1. Если мы рассмотрим динамику уровня обученности за последние 5 лет, то увидим его снижение с 66% до 63,2%.





Диаграмма 3. Качество обученности в лицее (данные за последние 9 учебных лет)


  1. Если в целом по лицею показатели качества обученности выше, чем в других образовательных учреждениях города (см. Приложение 2, диаграммы 2,3), то по 9-ому классу мы уступаем первенству лицеям №26, 5, гимназии №4 ( произошло снижение качества обученности по сравнению с предыдущим учебным годом с 46% до 42%) :





Диаграмма 4. Сравнительная характеристика качества обученности за год в 9 классах

(в %) в лицеях и гимназиях города Подольска (данные за 2009-2010 учебный год)


  1. Низкие для лицея результаты ЕГЭ по физике (средний балл – 49,9 – ниже общегородского показателя), по математике (средний балл – 52,2):





Диаграмма 5. Результаты ЕГЭ (в %) по другим предметам в сравнении с

показателями по г. Подольску, Московской обл., РФ

(данные за 2009-2010 учебный год)


  1. В связи с ужесточением требований к приёму в 10-ые профильные классы, усилением конкуренции между образовательными учреждениями города, неблагоприятной демографической ситуацией с 2008-2009 учебного года наметилась тенденция к оттоку детей из лицея на III ступени образования (наполняемость 10-11 классов – менее 25 человек).

  2. Учащиеся нашего лицея активно участвуют в различных предметных олимпиадах и занимают призовые места, однако по количеству победителей муниципального тура всероссийской олимпиады школьников мы занимаем только 3-4 места по городу, мало у нас призёров областного тура олимпиады(1-3 учащихся ежегодно).

Весьма важным условием результативности работы лицея является состояние здоровья обучающихся. Результаты мониторинга 2009-2010 учебного года показывают увеличение количества пропущенных уроков по болезни в расчёте на одного учащегося (с 30 до 36). Проведённый анализ статистических данных показывает, что лишь 10% выпускников лицея могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго ученика выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

^ Таким образом, в результате анализа внешней и внутренней среды лицея были выявлены следующие проблемы:

  • некоторое снижение уровня профессиональной компетенции учителей лицея (с 36 до 33 баллов по «Листу оценивания профессиональной компетентности, результативности деятельности учителя»);

  • некоторое снижение качества обученности по лицею (с 66% до 63,2%; в 9-х классах с 46% до 42%);

  • низкие для лицея результаты ЕГЭ по физике (средний балл – 49,9 – ниже общегородского показателя), по математике (средний балл – 52,2);

  • наметилась тенденция к оттоку детей из лицея на III ступени образования (наполняемость 10-11 классов – не менее 25 человек).

  • увеличение количества пропущенных уроков по болезни в расчёте на одного учащегося (с 30 до 36).

^ Все выявленные при анализе проблемы сводятся к основной – к отсутствию частных условий, ,способствующих формированию ключевых компетентностей у обучающихся, созданию условий для развития и самореализации личности, воспитанию гражданина современного общества. Таким образом, как показывает анализ проблем, над которыми начал работать в настоящее время лицей, необходим системный подход к их решению. В результате обсуждения вышеперечисленных проблем на педагогическом совете было принято решение создания Программы развития лицея «Школа будущего - 2015» на период 2010-2015 годов.


^ III.3. Анализ и оценка инновационной обстановки в лицее, инновационного потенциала коллектива


Чтобы оценить инновационную обстановку в лицее, есть ли инновационный потенциал у коллектива для успешной реализации Программы развития, мы провели мониторинг инновационного потенциала педагогов, результаты которого свидетельствуют о достаточно высоком инновационном потенциале учителей, о потребности педагогов в развитии и саморазвитии.

Выявить профессиональную компетентность педагогов лицея, направленность лицея на принятие новшеств позволила самооценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива лицея.

Педагоги отмечают новшества в учебном процессе, используемые ими в последние годы: диагностика и мониторинг учебной деятельности, которые были направлены на необходимость прогнозирования результатов обучения и определения перспектив деятельности учителя; использование новых педагогических технологий в процессе обучения.

60% педагогов отмечает, что в процессе применения новшеств достигнуты лучшие результаты; 15%- полученные результаты такие же, как и прежние.

От своего участия в инновационной деятельности педагоги лицея ожидают:

  • повышение личного дохода - 15%;

  • лучших результатов своей работы – 70%;

  • личного удовлетворения своим трудом – 76%;

  • общественного, морального признания – 27%;

  • приоритетного положения ( внимания к учителю) -12%.

Достаточно готовыми к освоению новшеств в лицее являются 65% педагогов, 35% - частично готовы.

Формы подготовки, обучения к освоению новшеств педагоги лицея оценивали по пятибалльной шкале (см таблицу ): 5 – очень влияют на уровень моего развития и подготовленности к инновационной деятельности;4 – влияют;3 – слабо влияют;2 – почти не влияют;1 – не влияют.


Таблица 8. Самооценка педагогами форм подготовки,

обучения новым технологиям


Формы подготовки


Средний балл

Школьные семинары, практикумы

4,6

Педагогические советы

4,7

Работа в методических объединениях

4,6

Работа с научным консультантом

3,1

Самообразование

5

Обучение на проблемных курсах при ПАПО, ИМЦ

4,7

Повышение квалификации

4,8


Педагоги лицея оценивают условия лицея для развития инновационной деятельности (табл.9): 3 балла – очень хорошие; 2 балла – хорошие; 1 балл – удовлетворительные; 0 баллов – неудовлетворительные.


Таблица 9. Оценка педагогами условий лицея для развития

инновационной деятельности


Условия


Средний балл

Материальные

2,2

Финансовые

0,6

Организационные

2,5

Психологический климат в коллективе

2,7

Стимулирование

0,8

Система обучения кадров

1,9


В качестве препятствий в освоении и разработке новшеств педагоги отмечают:

- отсутствие времени – 64%;

- отсутствие обоснованной стратегии развития лицея – 0%;

- отсутствие помощи – 9%;

- отсутствие лидеров, новаторов в лицее – 3%;

- разногласия, конфликты в коллективе – 0%;

- отсутствие необходимых теоретических знаний – 24%;

- слабая информированность о нововведениях в образовании – 20%;

- отсутствие или недостаточное развитие исследовательских умений – 27%;

- отсутствие стимулирования – 12%.


Для оценки удовлетворенности работников различными аспектами социально-производственной ситуации была проведена самооценка мотивированности членов педагогического коллектива на качественный труд. Ее цель состояла в том, чтобы определить наиболее значимые для педагогов.

Очень важно было учесть в процессе формирования профессионально компетентного педагога мотивацию деятельности. Исследование проводилось по следующим показателям (экспериментальный срез 2010года):

1) стремление к получению большего материального вознаграждения;

2) стремление к профессиональному росту;

3) удовлетворение от хорошо проделанной работы;

4) уважение со стороны руководства;

5) хорошее отношение со стороны коллег;

6) стремление проявить себя;

7) сознание общественной значимости своего труда;

8) желание спокойно работать;

9) стремление избежать ответственности;

10) стремление добиться максимальной самостоятельности;

11) желание проявить творчество, осуществить поиск, исследование.

Р
езультаты исследования представлены в диаграммах 6,7.


Диаграмма 6. Мотивы, значимые для педагогов (результаты самооценки в %).




Диаграмма 7. Мотивы, являющиеся ведущими в коллективе

(результаты экспертной оценки в %).


Как видим, внутренние мотивы преобладают над внешними. Ярко выражено сочетание ВМ>ВПМ>ВОМ, что показывает неудовлетворенность педагога самим собой. Происходит внутренняя соревновательность в самой личности, в работу включаются внутренние механизмы саморазвития и самосовершенствования. Это свидетельствует и о продуктивности выполняемой деятельности, и о благоприятном психологическом климате в коллективе. Подтверждением этому являются результаты исследования взаимоотношений в коллективе (см. табл. 10 и 11; экспериментальный срез 2010г.).
  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Паспорт программы развития «Школа будущего 2015» iconПрограмма развития мкоу «Туринская начальная общеобразовательная школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края Раздел I. Паспорт программы
Программа развития мкоу «Туринская начальная общеобразовательная школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края на...
Паспорт программы развития «Школа будущего 2015» iconУправление образования администрации Кежемского района Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения Кодинская средняя общеобразовательная школа №2
Паспорт программы развития моу кодинская средняя общеобразовательная школа №2 на 2008 – 2012 годы
Паспорт программы развития «Школа будущего 2015» iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №7 г. Баксана»
Паспорт Программы развития моу «Средней общеобразовательной школы №7 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2009- 2014 уч...
Паспорт программы развития «Школа будущего 2015» iconСодержание Введение I. Паспорт Программы развития школы II. Информационная справка о школе
В соответствии с Национальной образовательной инициативой «наша новая школа» главным результатом школьного образования должно стать...
Паспорт программы развития «Школа будущего 2015» iconПаспорт Программы развития моу «Узуновская средняя общеобразовательная школа»
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Узуновская средняя общеобразовательная школа»
Паспорт программы развития «Школа будущего 2015» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №19 Х. Красного павловского района краснодарского края программа развития школы
Паспорт программы развития муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы №19
Паспорт программы развития «Школа будущего 2015» iconСогласовано: Начальник Отдела образования Администрации Белокалитвинского района
Паспорт программы развития Муниципального общеобразовательного учреждения Апанасовская средняя общеобразовательная школа Белокалитвинского...
Паспорт программы развития «Школа будущего 2015» iconПерспективный план развития школы на 10 лет (2005-2015 годы)
Сегодня становится прошлым, а завтра настоящим. И это завтра должно быть отличным от сегодня. Сможет ли школа соответствовать вызову...
Паспорт программы развития «Школа будущего 2015» iconПаспорт программы развития муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №31» поселка Краснобродского на 2007 – 2010 годы
Программа развития муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа
Паспорт программы развития «Школа будущего 2015» iconІ паспорт программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Узморье»
Программа «Создание банка инновационных форм развития гражданско-патриотического воспитания»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов