Член Исполкома icon

Член Исполкома



НазваниеЧлен Исполкома
страница1/5
Дата конвертации27.08.2012
Размер0.58 Mb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5

Член Исполкома


Съезда граждан СССР,

председатель Конституционной комиссии Съезда

Т.ХАБАРОВА




СТРАНА, КОТОРУЮ МЫ НЕ ПОТЕРЯЛИ

Вступительное слово

и Доклад о проекте новой редакции Конституции СССР

на Расширенном (декабрьском 1997г.) пленуме

Исполкома Съезда граждан СССР

Москва, 27 декабря 1997г.

УВАЖАЕМЫЕ ТОВАРИЩИ,

от имени Рабочей группы Исполкома Съезда граждан СССР приветствую и благодарю всех прибывших для участия в нашем сегодняшнем мероприятии. Надеюсь, по ходу работы Пленума Вы убедитесь, что приглашали Вас не на­прасно.

Съезд граждан СССР первого созыва 29 октября 1995г. принял четыре Постановления.

Одно из них наделяло делегатов Съезда статусом уполномоченных по восстановлению Советской власти на местах. Фактически это был призыв к развёртыванию в регионах массового низового советского движения. Как нетрудно было предвидеть, именно данное Постановление оказалось самым сложным для выполнения,- и в огромной мере из-за яростного противодей­ствия со стороны других "оппозиционных", будем так их называть, органи­заций. Сегодня можно констатировать как непреложный факт, что НОВООБРА­ЗОВАННЫЕ КОМПАРТИИ ВЕЛИ И ВЕДУТ ОЖЕСТОЧЕННЕЙШУЮ БОРЬБУ ЗА НЕДОПУЩЕНИЕ КОНСОЛИДАЦИИ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН НА ВРЕМЕННО ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ СССР. Остаётся только надеяться, что в положенный срок им это "зачтёт­ся", в определённом смысле, и зачтётся сполна, как и многое другое.

Вторым Постановлением Съезда граждан СССР из делегатов Съезда был избран Исполком.

В очень сложных условиях, практически без всяких материальных средств Исполком существует и действует, и его присутствие на сегод­няшней политической арене безусловно ощущается, и достаточно чётко; хо­тя имеются,- опять-таки,- элементы, которые не просто замалчивают нашу работу и препятствуют ей, но вопреки очевидности твердят, будто нас во­обще нет.

Недостаток материального обеспечения Исполком старается возместить тем, что ему в данный момент по силам,- т.е. интенсивной идейно-пропа­гандистской деятельностью и обилием ярких, нешаблонных инициатив. Как пример точного идеологического попадания "в яблочко", можно назвать ак­цию "День возвращения доброго имени 1937 году", вызвавшую заметный общественный резонанс; обращение "В защиту советского гражданства" и проводимую с ним работу; обращение в ООН от имени митинга советских граждан г. Москвы 17 марта 1997г., и др.

Третьим Постановлением Съезда предлагалось коммунистам, считающим себя гражданами СССР, провести Восстановительный съезд КПСС.

Можно по-разному относиться к съезду, который провёл В.И.Анпилов 1-2 ноября 1997 г. в Москве. Мы сами отнеслись к этому мероприятию с большой долей насторожённости, и по нашему мнению, всерьёз говорить о нём как о Восстановительном съезде КПСС пока ещё преждевременно.
Но вот чего уж точно нельзя отрицать, так это того, что и здесь Съезд граждан СССР выступил как явно инициирующая и стимулирующая сила, как идейный авангард, указывающий ориентиры и прокладывающий пути вперед.

И наконец, четвёртое Постановление Съезда граждан СССР - о подго­товке проекта новой, современной редакции Конституции СССР 1977 года - мы с вами выполняем сегодня.

Сразу хочу решительнейшим образом отвести запущенную кем-то в об­ращение, некоторое время тому назад, версию о том, что мы, будто бы, хотим принять новую Конституцию СССР. Мы такого намерения никогда не выражали, поскольку одной из наших ключевых установок является то, что Конституция СССР 1977 года де-юре продолжает действовать по сей день, что законных оснований для прекращения её действия не было и нет и что этот свой статус она будет неукоснительно сохранять вплоть до пол­ного восстановления Советской власти на всей территории СССР. Свою об­щеполитическую роль Конституция 1977 года должна сыграть - и, как мы надеемся, сыграет; но надо отдавать себе отчёт, что реально жить в восстановленном союзном социалистическом государстве по этому докумен­ту ни минуты будет нельзя.

А поэтому необходимо иметь к тому времени наготове отработанный и уже известный народу конституционный проект нашего будущего обществен­ного и государственного устройства; проект, который полностью сохранял бы преемственность с Советскими Конституциями 1936 и 1977 годов; про­ект, который новаторски решал бы проблемы, десятилетиями в нашем обще­стве не решавшиеся и так и оставшиеся нерешёнными,- но в то же время представлял бы нам картину нового развития именно государства под наз­ванием Союз Советских Социалистических Республик, и никакого иного.

Мы должны показать самим себе и всему миру, что среди стоявших и стоящих перед нами проблем нет ни одной, решение которой требовало бы шараханья к так называемому рынку, к частной собственности, к парла­ментской демократии или хотя бы к новому нэпу. Все они прекрасно реша­ются специфически социалистическими методами и на специфически социа­листических путях исторического прогресса.

Работа эта абсолютно необходима и для освобождения страны, и для дальнейшей нормализации положения в ней. Нельзя поддаваться вот на эти сегодняшние подначки,- мол, прежде всего надо скинуть антинародный ре­жим, а потом уж как-нибудь между собой разберемся. Это одна из уловок информационно-психоло-гической войны. При таком подходе "потом" окажет­ся лишь другая разновидность того же самого режима. Относительно того, что планируется "потом", должна быть полная ясность уже сейчас.

Существеннейшая часть работы на сей день выполнена - т.е., подго­товлен сам проект. Наш нынешний Пленум и его участники,- как мы рас­считываем,- должны дать толчок следующему, тоже очень важному этапу работы: т.е., ознакомлению с проектом как можно большего числа наших сторонников, возбуждению общественного интереса к нему, его публика­ции - целиком или хотя бы фрагментарно, и т.д.; с тем чтобы на Съезде граждан СССР второго созыва могла состояться уже не просто презентация этого документа, а его многостороннее содержательное обсуждение нашими людьми.

Вторым пунктом повестки дня Пленума должно быть принято и подписано Обращение к главам ныне существующих социалистических государств с призывом признать или подтвердить факт продолжения существования де-юре Советского Союза как полноправного члена мирового сообщества. Не буду распространяться о принципиальном политическом значении этой ак­ции, поскольку оно очевидно. Рабочая группа Исполкома считает, что по­ставить свои подписи под этим Обращением следовало бы всем участникам Пленума, имеющим статус делегата Съезда граждан СССР (но, конечно, не против чьего-либо желания).


Вот таков наш конкретный, деловой вклад к 75-летию образования СССР. Мне всегда казалось, что отмечать какие-либо памятные даты в стране, которая на данный момент оккупирована,- это значит говорить не о том, что было и как хорошо всё было, но исключительно лишь о том, что делается для её скорейшего освобождения. Вот мы и делаем то, что в наших силах,- и всё, что в наших силах. А много это или мало - даль­нейший ход событий рассудит. В любом случае возблагодарим судьбу за то, что она дала нам счастье хоть чем-то быть полезными своему народу в самый трудный, самый тяжкий час его многовековой истории.

От имени Исполкома Съезда граждан СССР поздравляю вас, дорогие соратники и друзья, с 75-летним юбилеем нашей великой Родины - Союза Со­ветских Социалистических Республик!

Расширенный (декабрьский 1997г.) пленум Исполкома Съезда граждан СССР, посвященный 75-ой годовщине образования Советского Союза, объяв­ляю открытым.

* *

*

^ УВАЖАЕМЫЕ ТОВАРИЩИ,

в преобладающей своей части доклад будет представлять собой комментарий,- по главам,- к выносимому на ваше рассмотрение проекту новой редакции Конституции СССР.

Однако, поскольку мы пытаемся наметить пути дальнейшего развития советской социалистической государственности, то очевидно, что для этого нужно иметь достаточно ясное общее представление о природе этой государственности, о её месте в истории, о том, что и как должно с ней,- по логике вещей,- происходить.

Поэтому придётся вначале уделить несколько внимания этим моментам. Это поможет разобраться и в последующем материале.
^

В каком государстве мы жили


и в каком окажемся по возвращении в СССР?

Сегодняшние коммунисты много претензий предъявляют Н.С.Хрущёву, и среди них одна из главных - это что при нём было провозглашено превра­щение или перерастание государства диктатуры пролетариата в общенарод­ное государство.

Здесь возникают два вопроса. Первый - это насколько оправданны во­обще разговоры о всенародном государстве с марксистской точки зрения. И второй: произошло ли в действительности с нашим государством что-ли­бо заслуживающее внимания, оттого что при Хрущёве постановили имено­вать его всенародным.

По первому вопросу. Московский центр Большевистской платформы в КПСС в своих теоретических разработках,- в частности, в материалах политклуба2,- неоднократно и настойчиво показывал, что Маркс, говоря об отмирании государства, неизменно имел в виду отмирание только той его исторически несовершенной формы, когда оно выступает как аппарат господства, насилия одного класса над другим. Эту исторически несо­вершенную форму государственности Маркс называет "абстрактным полити­ческим государством".


На смену классовому обществу идёт,- как известно,- общество бес­классовое. Классы исчезнут, но люди-то никуда не денутся; т.е., будет единый, не разобщённый более классовыми перегородками народ. И потом, бесклассовое общество, это вовсе не значит - общество бесструктурное. Бесструктурного общества, тем паче на столь высокой ступени развития, быть не может. И подобно тому как структуру классового общества со­ставляет "абстрактное политическое государство", точно так же струк­туру бесклассового общества составляет государство, вот именно, ВСЕ­НАРОДНОЕ - государство как институциональное воплощение целостности и целеустремлённости единого народа, живущего уже при коммунизме. Чтобы убедиться в справедливости всего вышесказанного, достаточно вниматель­но прочитать хотя бы принципиально важную в теоретическом плане рабо­ту Маркса "К критике гегелевской философии права".

Таким образом, в самих по себе утверждениях о том, что государст­во диктатуры пролетариата должно превратиться или перерасти в общена­родное государство, никакой крамолы с марксистской точки зрения не содержится. Тенденцию развития пролетарской государственности такие утверждения рисуют, в общем и целом, правильно.

Другой вопрос, стало ли на самом деле наше Советское государство конца 50-х - начала 60-х годов общенародным, оттого что его в таковое перекрестили? Товарищи, ну конечно же, нет. Ведь при этом ни одна статья в Конституции СССР не подверглась сколь-либо существенным изме­нениям. Как же могло государство перейти в новое качественное состоя­ние, если в его структурном описании - в Конституции - не изменилось буквально ни фразы? Хрущёвцы сказали стопроцентную глупость, и вот эту глупость чуть не полвека все повторяют и возмущаются тем, что Хрущёв, дескать, ликвидировал пролетарскую диктатуру. Но в действительности государство у нас по своим основным структурным характеристикам как было, так и оставалось ДИКТАТУРОЙ ПРОЛЕТАРИАТА,- вплоть до горбачев­ских выкрутас, о которых уже отдельный разговор, поскольку они к раз­витию советской государственности отношения не имеют, а имеют отноше­ние только к её насильственному развалу.

КАКИЕ ЖЕ у диктатуры пролетариата основные структурные параметры?

Август Бебель заметил в своё время, что социалистическое общество организуется не для того, чтобы всем жить по-пролетарски, а для того, чтобы покончить с пролетарским образом жизни большинства человечест­ва. Если бы рабочий класс стремился просто заставить всех жить по-пролетарски, он не получил бы исторического права на приобретение власти в обществе. В этом смысл часто цитируемого высказывания Марк­са, что рабочий класс или революционен, или он - ничто. Власть дается пролетариату, лишь поскольку он РЕВОЛЮЦИОНЕН, поскольку он осознал всю противоестественность, античеловечность своего положения в систе­ме эксплуататорских, частнособственнических отношений и задался целью не просто самому вырваться из этих тенёт, но и сделать так, чтобы больше никто, никогда и нигде на земном шаре в подобном положении не находился. Чтобы трудящийся человек из рыночного товара, из торговца самим собой вырос во всесторонне развитую творческую личность, чтобы труд из проклятья стал первой потребностью жизни, "делом доблести и подвигом славы", как пелось в прекрасной песне сталинской эпохи.

Приходя к власти, пролетариат,- если ему суждено эту власть удер­жать и развить,- стремится с первых же своих шагов стать революциони­зирующим ядром всего народа, стремится сплотить вокруг себя, организо­вать и вдохновить народ как целое на достижение тех высочайших, поис­тине космических идеалов, носителем которых он - пролетариат - объек­тивно является. Т.е., чтобы для всех и каждого в обществе - ПОГОЛОВНО, как В.И.Ленин подчёркивал,- труд перешёл из отчуждённой и исторически ущербной формы "рабочей силы" в форму ТРУДА-ТВОРЧЕСТВА, труда как свободной реализации человеком своего жизненного призвания,- или, что то же самое, правильно понятого общественного долга.

Можно заметить здесь, что в сталинский период,- и по инерции ещё некоторое время спустя,- события у нас в стране как раз по этому сце­нарию и развивались, и именно это служило глубинным, определяющим ис­точником блистательных побед, одержанных в ту пору Советским народом, как на поприще мирного строительства, так и на фронтах Великой Отече­ственной войны.

Замечу ещё, что противопоставление пролетариата народу было клас­сикам марксизма-ленинизма всегда глубоко чуждо; такое противопоставле­ние - это исконная, стародавняя черта не марксизма, а троцкизма. В.И.Ленин писал: "... диктатуру осуществляет не весь народ, а только революционный народ, нисколько не боящийся, однако, всего народа, от­крывающий всему народу причины своих действий и все подробности их, привлекающий охотно весь народ к участию не только в "управлении" го­сударством, но и во власти, и к участию в самом устройстве государства."3

О рабочем классе как революционном ядре Советского народа неодно­кратно говорилось в материалах Большевистской платформы и Исполкома Съезда граждан СССР.4

Из всего только что сказанного структурные характеристики диктату­ры пролетариата "выложатся" у нас сейчас сами собой; и хотя в наших публикациях вопрос этот рассматривался, я лишний раз это повторю.5

У ПРОЛЕТАРИАТА как господствующего класса есть осмысленно формулируемая долговременная ЦЕЛЬ - построение коммунистического общества. Государство, у которого есть цель, неизбежно и непременно окажется од­нопартийным, причём партия будет сохранять статус правящей постоянно, а не в зависимости от результата выборов, и она будет участвовать во властно-управленческих процессах не только через своих представителей в соответствующих органах, но и непосредственно как таковая.

Таким образом, рассуждения о многопартийности при социализме - они не свидетельствуют о понимании сути и природы социалистического строя. (Или, наоборот, слишком хорошо свидетельствуют, т.е. ведутся именно ради того, чтобы вызвать, а затем увековечить развал.) Социалистиче­ская, пролетарская однопартийность - это не какой-то казус или вывих, от которого нужно избавиться, а это закономерный, причём на сей день высший этап всемирноисторического развития процессов власти и управле­ния в человеческом обществе.

Другое дело, что эта система функционировала у нас далеко не в са­мом совершенном своём виде и что над ней надо ещё очень много и упорно работать. Но работать, исходя полностью из заложенных в ней самой тен­денций к прогрессу, и ни в коем случае не тянуть назад, к тем схемам, которые реализуются в буржуазно-демократическом государстве.

При буржуазном строе мельтешение партий у власти - это показатель не какой-то сугубой его демократичности, но только и исключительно не­развитости в этом обществе ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ, как высокоорганизованной способности правящего класса. Ну, в самом деле,- какая у буржуазии глобальная, всемирноисторическая цель, которую хотя бы отдалённо можно было сравнить с тем, что называют всемирноисторической миссией пролетариата? Да никакой у неё цели нет. Ещё на заре становления буржуазной цивилизации один из её крупнейших и ярчайших теоретиков, Джон Локк, писал: "... политическое общество учреждено только для одной цели - чтобы обеспечить каждому человеку владение ве­щами в этой жизни." "... мирские блага и внешнее процветание общест­ва - вот единственная причина вступления людей в общество и единствен­ное, чего они ищут и к чему стремятся в нём."6

Но погоня за мирскими благами, возведённая в абсолют,- это не очень подходящий лозунг, чтобы его открыто начертать на идеологическом знамени государства. Вот поэтому буржуазия и не может подняться до от­крытого институционального утверждения в обществе своего идеологиче­ского господства,- именно потому, что её исторические права на идейное верховенство весьма и весьма скудны и спорны.

Всем понятно, например, что при развитой двухпартийной буржуазно-демократической системе у власти фактически всё время находится одна и та же партия - партия буржуазии как класса, осуществляющего диктату­ру. Но открыто этого признать класс частных собственников не может: вот, дескать, мы хапаем,- а вот наш идеологический орган бессменно и бессовестно это наше хапужничество сторожит. Поэтому его партия вынуж­дена маневрировать, поворачиваясь к народу то одной, то другой своей личиной. Да, такая система в какой-то мере позволяет своевременно кор­ректировать политический курс,- и то, как нетрудно убедиться из исто­рии, отнюдь не всегда. Однако, в конечном итоге она служит институцио­нальным выражением и закреплением не какого-то небывалого расцвета де­мократии, но,- как и говорилось уже,- всего лишь убожества и историче­ской обречённости глобальных целей буржуазии как последнего в истории человечества эксплуататорского класса.

Я говорю всё это сейчас для того, чтобы в последующем изложении не возвращаться к доказательствам, почему и зачем в тексте новой редакции Конституции однопартийная модель целиком сохранена и получила опреде­лённое дополнительное развитие.

Пойдём дальше.

В однопартийном государстве, где идеологический орган находится уже не за кулисами, так сказать, политической жизни, а вышел на её по­верхность и обладает непосредственными властно-управленческими полно­мочиями,- тут не может быть и речи ни о каком "разделении властей". Ведь механизм "разделения властей" в буржуазном общественном устройст­ве необходим в основном для обслуживания идеологического, концептуаль­ного маневрирования, идеологической балансировки. А коль скоро концеп­туальная власть,- как её иногда называют,- больше не маскируется и не виляет, все прочие "власти" тут же естественно сольются в одну, в по­рядке соподчинения, а не взаимоуравновешивания.

Стало быть, диктатура пролетариата - это ПРЕДСТАВИТЕЛЬНО-ДЕМОКРА-ТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО, РЕСПУБЛИКА СОВЕТСКОГО ТИПА (Т.Е., С СОПОДЧИНЕНИ­ЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЛАСТЕЙ, В ПРОТИВОПОЛОЖ­НОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРНОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ГДЕ ЭТИ "ВЛАСТИ" РАЗДЕЛЕНЫ); ОДНОПАР­ТИЙНАЯ; С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА ВСЕ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРО­ИЗВОДСТВА.

Но мы именно в таком государстве и жили до самой "перестройки", и снова в нём окажемся, если нам удастся вернуться в СССР, не слишком выбившись из русла Конституции 1977 года. Государственность эта исто­рически ещё очень молода, и в ней, безусловно, имелась масса недостат­ков, мелких и покрупнее; но по своим решающим структурным определениям это была и ещё какое-то время будет самая что ни на есть диктатура пролетариата, и в данном вопросе надо навести, наконец, необходимую ясность.

А если мы посмотрим,- для сравнения,- на диктатуру буржуазии, то что увидим?

Мы увидим ПРЕДСТАВИТЕЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО, РЕСПУБЛИКУ ПАРЛАМЕНТАРНОГО ТИПА (Т.Е., С РАЗДЕЛЕНИЕМ, А НЕ СОПОДЧИНЕНИЕМ "ВЛА­СТЕЙ"); МНОГОПАРТИЙНУЮ; С ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА.

Буржуазное государство всегда по сути своей республиканское, даже если номинально оно числится как монархия. Монарх в таком государстве или исполняет функции чисто символическое, или же, если он пользуется реальной властью, то должен работать с правительством, которое форми­руется парламентским большинством.

Так называемые президентские республики, они тоже представляют со­бой разновидность парламентарной государственности. Президент или ра­ботает с правительством парламентского большинства, или же, если ему предоставляется право сформировать свою "команду", то в этих случаях резко повышается роль парламента как такового.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗАКОНЧИТЬ теоретическую часть доклада, скажу два слова о принципиальном значении для диктатуры пролетариата государственной собственности на средства производства.

Трудящийся в собственности самой по себе, вообще говоря, не заинтересован. Жизненно важное отношение для него - это не собственность, а ПРАВО НА ТРУД, со всем шлейфом сопутствующих ему социально-экономи­ческих гарантий. Если государство диктатуры пролетариата функционирует нормально, как ему положено, то трудящийся будет заинтересован ещё и в том, чтобы право на труд перерастало в право на реализацию его творче­ской способности, его жизненного призвания.

Но обеспечить каждому полноценное, да ещё прогрессивно эволюциони­рующее право на труд можно только при одном условии - что подавляющая часть имеющихся в общественном производстве рабочих мест находится в руках государства. То же самое относится к бесплатной медицине, обра­зованию и прочим социальным благам. Чтобы каждый всё это имел, госу­дарство должно не просто стать собственником-распорядителем всего про­изводительного аппарата, но аппарат этот должен "завязаться" в единый народнохозяйственный комплекс, в котором все товарно-материальные и стоимостные потоки находились бы, опять-таки, под полным государствен­ным контролем.

Поэтому не слушайте, когда вам будут говорить про социализм негосударственный, или "неэтатистский". При любом варианте "неэтатистского социализма" вы намучаетесь и от безработицы, и от беспрерывных попыток заставить вас за всё платить, не увеличивая при этом ваших заработков. Государство, которое не концентрирует в своих руках общественный про­дукт, т.е. собственность на основной массив средств производства, ни­какого социализма в надлежащем смысле этого слова вам обеспечить не сможет.

ИТАК, природа государства, с которым нам предстоит иметь дело по нашем возвращении в СССР,- это ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА, НАХОДЯЩАЯСЯ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОГО ПОИСКОВОГО ПЕРЕРАСТАНИЯ В ГОСУДАРСТВО ВСЕГО НАРОДА. Это значит, что ищутся пути к утверждению творческого характера труда, к расширению прав и свобод личности, к вовлечению - в перспективе - всех сознательных граждан поголовно в управление производством и всем ходом дел в стране.

Подчеркну ещё раз, что под диктатурой пролетариата вообще надлежит разуметь только диктатуру РЕВОЛЮЦИОННОГО пролетариата, когда он актив­но и осознанно стремится перевести, поднять самого себя и всё общество на некую качественно высшую историческую ступень. Утрата рабочим классом этого революционного импульса приводит к оттоку жизненных сил от его государственности и к тому, что она может потерпеть поражение в борьбе как с внутренними трудностями, так и с внешним врагом,- что, собственно, у нас и произошло.
^

Переходим к анализу проекта новой редакции Конституции СССР по главам.

Глава первая: социалистический общественный строй


Здесь одно предварительное замечание: предлагается снять преамбулу Конституции. Во-первых, Конституция - это не партийная программа, это правовой документ, а таким документам развернутый исторический очерк вообще не свойственен. Во-вторых, та преамбула, которая имеется, без­надёжно устарела, а новую пока что ещё не написала сама жизнь. Можно, конечно, попытаться бросить вызов времени и начать Конституцию со свое­образных "воспоминаний о будущем": с описания событий, которые еще не свершились. Но, думаю, лучше от этого всё-таки воздержаться, поскольку далеко не всеми это будет правильно понято.

Ценные моменты преамбулы - констатация факта возникновения Совет­ского народа как новой исторической общности людей, а также утвержде­ние о наличии у Советского государства высшей цели, каковою является построение бесклассового коммунистического общества,- они взяты непо­средственно в текст Конституции.

По предложению одного из наших товарищей, П.Г.Лабинского, подготовленный материал дан в сравнительном разрезе, и в него,- кроме наше­го проекта как такового,- полностью включены тексты не только Консти­туции СССР 1977 года, но также и Конституции 1936 года ("Сталинской"). Некоторые восприняли это так, что надо из трёх вариантов выбрать наилучший. Однако, это сделано не для выбирания, а исключительно для то­го, чтобы чётко была видна преемственность конституционного развития нашей страны.

Основные нововведения первой главы.

В соответствии со всем, что говорилось ранее, СССР определён как социалистическое государство Советского народа, имеющее своей задачей построение коммунистического общества.

Советский народ определён как безраздельный носитель власти в СССР, и сюда же, в ст.2, вынесена развёрнутая формулировка сути Совет­ского народа как новой исторической общности людей, сложившейся на ба­зе сближения рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой ин­теллигенции, при ведущей роли в этом единстве рабочего класса.

Уточнены формы, в которых Советский народ осуществляет принадлежа­щую ему власть: это Советы, Коммунистическая партия Советского Союза и различные виды непосредственной, низовой демократии, в том числе право граждан на критику и на проявление творческой инициативы.

В этой статье (ст.3),- как мне представляется,- удалось, наконец-то, рационально объяснить, что такое Коммунистическая партия в социа­листическом обществе: это ОДНА ИЗ ФОРМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ НАРОДОМ. Такой подход впервые ставит всю проблему на правовые рельсы и открыва­ет возможности разумного правового регулирования в этой сфере общест­венных отношений. А сфера эта для нас,- как вы сами понимаете,- имеет поистине ключевое значение, и в то же время здесь столько всего насло­илось, что поначалу и не знаешь, как подступиться. И тем не менее, подступы найдены. Требовалось попросту четко сформулировать, что КПСС не "для народа", не "служит народу", а это есть один из способов, на­ряду с Советами, каким сам народ осуществляет свою власть,

Вот всё и встало на свои места, потому что осуществление власти регулируется правом. А такие определения, как "руководящая и направляю­щая сила", они проблему загоняли в тупик, поскольку действие руководя­щей и направляющей силы регулируется неизвестно и непонятно чем.

Ст.ст.3-9 Конституции 1977 года сняты. Конституция 1977 года вообще страдает излишним многословием, сентенциозностью, часть её статей ника­кого правового содержания в себе, по сути, не несёт. Ну, зачем выписы­вать отдельной статьёй, что Советское государство действует на основе социалистической законности? Что,- это само по себе не ясно, или оно может действовать как-то иначе?

Упоминание о профсоюзах, комсомоле и прочих общественных организа­циях в главе, где речь идёт, по существу, о субъектах власти, неумест­но,- поскольку общественные организации субъектами власти не являются. Не является субъектом власти при социализме и трудовой коллектив, вы­дернутый из реального жизненного контекста и противопоставленный, с од­ной стороны, государственной администрации, а с другой - партийной и профсоюзной структурам. Ст.8, где трудовой коллектив подается именно вот в таком искусственном противопоставлении,- одна из ошибок Конститу­ции 1977 года. Она нам хорошо "аукнулась" во время "перестройки".

Ст. 4 проекта подтверждает, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйствования и социалистическая собствен­ность на средства производства в двух её формах: государственной (все­народное достояние) и кооперативно-колхозной.

Возвращены в текст этой статьи снятые в 1977г. формулировки Сталин­ской Конституции о том, что социалистическая собственность священна и неприкосновенна, и что лица, на неё покушающиеся, являются врагами на­рода.

Ужесточён,- если можно так выразиться,- перечень объектов, находя­щихся в государственной собственности. Сюда включены, в числе прочего, продукция государственных предприятий, а также материальная база элект­ронных средств массовой информации и массовотиражных печатных изданий. Отсутствие указания на то, что государство является собственником-рас­порядителем не только основных средств производства, но и продукции, вырабатываемой при помощи этих фондов,- это было существенное упущение обеих предыдущих Конституций. Что касается государственной собственно­сти на материальную базу электронных СМИ, это означает, что негосудар­ственного телевидения и радио в несвихнувшейся социалистической стране быть не может и не будет.

В ст.6-ую о собственности колхозов и кооперативных организаций так­же возвращено снятое в 1977г. уточнение относительно их собственности на производимую ими продукцию.

Одновременно в проекте закреплены и существенно расширены права и возможности для граждан самостоятельно заниматься индивидуальной или групповой производительной деятельностью,- при условии, что такая дея­тельность не связана с эксплуатацией наемной рабочей силы и не носит паразитического (т.е. посреднического) характера. (Ст.7 проекта.)

Важный новый момент в трактовке личной собственности и объектов пользования граждан (ст. 8) - это распространение, в принципе, на объек­ты пользования права завещательного распоряжения и наследования. Это касается в первую очередь жилья, выделяемого из государственного жилищ­ного фонда. Кому нужна эта околесица, когда внучка прописана у бабушки, бабушка - у сына с невесткой, сын - у тёщи, тёща вообще неизвестно где, и всё это только ради того, чтобы после смерти бабушки честно зарабо­танная ею квартира досталась внучке, а не чужому дяде? Ведь внучка всё равно не мытьем, так катаньем окажется в этой квартире, так почему про­сто и без всяких мытарств не предоставить бабушке право распорядиться честно заработанной,- повторяю,- квартирой в интересах семьи, ради бла­гополучия которой она всю жизнь и трудилась?

Ст.9 проекта утверждает в качестве высшей цели общественного производства при социализме не только наиболее полное удовлетворение расту­щих материальных и духовных потребностей трудящихся, но также обеспе­чение независимости государства, укрепление его обороноспособности, создание необходимых экономических предпосылок для развёртывания ком­мунистического строительства. Вводится конституционный запрет на попытки протаскивания экономического курса, подобного тому, что мы наб­людаем в стране сегодня,- т.е., служащего интересам не народа, а гео­политического противника.

Ст.10 проекта впервые в конституционном порядке определяет, что при социализме трудящийся как совладелец обобществленных средств про­изводства получает свою долю в суммарном чистом доходе общества через регулярное снижение базовых розничных цен, а также через систематиче­ское расширение фондов неоплачиваемого общественного потребления.

Отсутствие такой статьи в предыдущих Конституциях нам страшно на­вредило. Люди у нас в массе своей совершенно не понимали, что стабиль­ные цены, бесплатное лечение, образование и всё прочее - это не какая-то благотворительность со стороны государства, а это есть именно фор­ма - причём, единственно возможная форма - получения ими своего, так сказать, дивиденда от функционирования общественной собственности. Не будет общественной собственности (т.е. собственности, прежде всего, государственной) - и всё это тут же исчезнет. Если бы эта взаимосвязь между государственной собственностью и привычным советским образом жизни была людям своевременно и хорошо вбита в головы, вряд ли бы так, в общем-то, легко удалась афера с пресловутым "разгосударствлением" и приватизацией.

Ст.11 проекта подтверждает, что экономика СССР является единым на­роднохозяйственным комплексом; а вот ст.12, опять-таки впервые, вводит в Конституцию то, чего в ней не было, но что непременно должно быть,- развёрнутое описание хозяйственного механизма, в качестве которого фигурирует сталинская противозатратная экономическая модель.

В конституционном порядке закреплены отсутствие в СССР рынков средств производства, так называемых "ценных бумаг" и рабочей силы; директивный характер народнохозяйственного планирования; действие в экономике двухуровневой системы цен (т.е., разделение денежного оборо­та на наличный и безналичный), аккумуляция преобладающей части чистого дохода общества в ценах на товары народного потребления и снижение го­сударством цен на потребительские товары именно за счёт этой доходообразующей "подушки"; недопущение формирования прибыли сверх минимальных размеров в ценах на общественно промежуточный продукт, т.е. на основ­ную часть продукции производственно-технического назначения.

Указаны критерии экономической эффективности: народнохозяйствен­ный - суммарная годовая величина снижения розничных цен, и локальный - снижение себестоимости продукции массового выпуска, при условии од­новременного снижения себестоимости у потребителя данной продукции, или "соседа справа".

Ст.13 возвращает в социалистическое сельское хозяйство машинно-тракторные станции (МТС), а также обязывает государство держать под контролем паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продук­цию.

Ст.14 устанавливает государственную монополию внешней торговли и торговли алкогольными напитками; ст.15 возводит в конституционную нор­му, что рубль функционирует на золотой базе, а не на долларовой или какой-либо еще. Этого в предыдущих Конституциях также не было.

Ст.16 - о системе мер по защите природы - вводит ответственность за хищническую эксплуатацию природных ресурсов, неоправданное нанесе­ние ущерба природной среде, а также за жестокое обращение с животными из хулиганских побуждений.

Далее в Конституции 1977 года в этом разделе идёт глава "Социальное развитие и культура". В проекте она снята полностью, поскольку при внимательном рассмотрении обнаруживается, что статьи этой главы лишь многословно дублируют вторые части статей из раздела о правах и обя­занностях граждан.

Внешней политике СССР в нашем проекте посвящена всего одна статья, вместо трёх в Конституции 1977 года, и звучит она несколько более жё­стко. В качестве одной из задач советской внешней политики указано до­стижение и неукоснительное поддержание военно-стратегического паритета с любым потенциальным агрессором. Сняты упоминания о всеобщем и полном разоружении, о мирном сосуществовании государств с различным социальным строем. Эти положения в реально существующих на планете условиях,- как показала практика,- нежизненны.

Сколь это ни покажется неожиданным, но снята норма, запрещавшая пропаганду войны. По нашему убеждению, эта ориентировка сыграла крайне отрицательную роль в истории развязанной Соединёнными Штатами против нас информационно-психологической агрессии. Слишком уж боялись гово­рить о войне и держать глаза на подобные вещи открытыми,- как бы нас в "пропаганде войны" не обвинили,- и в результате народ оказался идейно и морально-политически абсолютно не готов к отражению нападения смер­тельно опасного врага. В самих США, кстати, ничего не боялись, вопили во всю глотку о "красной угрозе", хотя и знали превосходно, что военная доктрина СССР носит чисто оборонительный характер и что в действитель­ности нападать на них никто не собирается.

Снята ст.29 Конституции 1977 года, в которой перечислены так назы­ваемые десять принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки, в качестве основы для построения отноше­ний СССР с другими государствами. Жизнь показала, что по отношению к нам их никто и не думал соблюдать, сегодня эти хвалёные "принципы" применительно к СССР звучат злой насмешкой. Так чего ради мы должны их сохранять у себя в Основном Законе?

В ст.18 подтверждается народный характер советских Вооружённых Сил - т.е., что они продолжают формироваться на основе всеобщей воин­ской обязанности.

Глава вторая: гражданство СССР,

основные права, свободы и обязанности граждан СССР

Скажу только о принципиально важных нововведениях этой главы; ком­ментировать каждую статью,- как вы и сами догадываетесь,- нет никакой возможности.

Ст.19 вводит запрет на двойное гражданство с иностранными государ­ствами.

В ст.24 о праве на труд путаная и дезориентирующая, на наш взгляд, формулировка об оплате труда по его количеству и качеству,- которая длительное время служила источником всевозможных недоразумений,- заме­нена более реалистичной, как нам представляется, формулировкой об оп­лате труда в зависимости от его общественной значимости и личного тру­дового вклада работника.

В развитие ст.10 из первой главы, впервые в советской конституци­онной практике, отдельной статьёй (ст.25) вводится право граждан СССР на долю в чистом доходе общества, т.е. на достижение путём добросове­стного труда всей полноты материального и культурного благосостояния, возможного при данном уровне развития общественных производительных сил. Повторены формулировки относительно реализации этого права через регулярное понижение уровня основных розничных цен и посредством не­прерывно развивающейся системы фондов бесплатного общественного потребления.

В ст.27, о праве на бесплатную государственную охрану здоровья, особо подчёркивается линия Советского государства на искоренение де­структивных стереотипов поведения, представляющих собой пережитки экс­плуататорского общества (это пьянство, употребление наркотических средств и половая распущенность). Подтверждается ответственность за изготовление и сбыт наркотиков, за проституцию и подстрекательство к ней, за распространение порнографии и пропаганду сексуальной вседозволенности.

Ст.28, о праве на материальное обеспечение в старости и прочих случаях, возводит в конституционную норму обеспечение достойного, не­дискриминационного уровня жизни в учреждениях для престарелых и инва­лидов.

В ст.29 подтверждается обязательность всеобщего среднего образова­ния молодёжи, общедоступность и бесплатность всех видов образования, включая высшее.

Две статьи проекта посвящены праву на жилище.

В развитие ст.8 из первой главы, ст.30 проекта закрепляет распро­странение права завещательного распоряжения и наследования на сферу отношений по поводу жилища, предоставляемого гражданам в их пользова­ние. Ст.31-ой возводится в конституционный принцип неотчуждаемость жи­лища, приобретенного на законных основаниях. Лишение жилища не может применяться как мера уголовного или какого бы то ни было иного наказа­ния либо воздействия. Право на жилище в полном объёме сохраняется за гражданами, временно или частично утратившими социальную дееспособ­ность либо еще не достигшими таковой (престарелые, инвалиды, несовер­шеннолетние сироты; лица, находящиеся на длительном излечении в меди­цинских учреждениях; лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда).

К сожалению, слово "бомж" в нашем лексиконе появилось еще в совет­ские времена. Человек отбыл срок заключения, а вернуться в семью, в свою квартиру практически не может,- как раз тогда, когда она ему больше всего нужна. И пошло-поехало по замкнутому порочному кругу: нет прописки - нет работы, нет работы - нет прописки; результат - рецидив­ное преступление или опускание ещё, в общем-то, не потерянного гражда­нина на самое горькое жизненное дно. Предлагаемое конституционное ре­шение на всей этой позорной проблеме, отнюдь не украшавшей наше обще­ство, ставит жирный красный крест.

В развитие ст.7 из первой главы, ст.33 предоставляет гражданам СССР право на создание автономных трудовых (или творческих) коллекти­вов и самостоятельно функционирующих производственных ячеек неэксплуа­таторского, непаразитического характера.

Из текста статьи видно, что возможности перед такими ячейками от­крываются достаточно обширные; однако, хочу всячески подчеркнуть, что они,- по нашему замыслу,- не составляют никакого особого уклада, и при нарушении оговорённых в государственной лицензии условий функциониро­вания подобная ячейка может быть государством буквально растворена, так сказать, без остатка в окружающей экономической среде. Но гражда­нам, желающим честно попробовать свои силы в самостоятельной произво­дительной деятельности, основанной на их личном труде, такая возмож­ность в социалистическом обществе должна быть предоставлена, и мы предлагаем её предоставить.

В целом,- как вы видите,- социально-экономические гарантии совет­ских граждан в проекте, по сравнению с Конституцией СССР 1977 года, не только полностью сохранены, но существенно приумножены, расширены и углублены. В ещё большей мере это относится к политическим правам.

Ст.34 проекта, о праве граждан СССР на участие во власти, развивает положения ст.3 из первой главы. Здесь важный новый момент, что как одна из форм участия во власти трактуется реализация гражданином пра­ва на критику и на проявление творческой инициативы. О праве на кри­тику и на проявление творческой инициативы речь во всех подробностях идёт в 35-ой статье.

Но что значит, вообще говоря, участвовать во власти? Участвовать во власти - это значит иметь реальную возможность влияния на принятие властно-управленческих решений. Каким образом может отдельный гражда­нин, взятый сам по себе, такое влияние оказать? Соответствующий меха­низм предлагается в ст.36, которая,- по моему убеждению,- являет со­бой одну из интереснейших конституционных находок проекта.

Ст.36-ой вводится, в рамках права на критику и на проявление творческой инициативы, право граждан СССР на конструктивный учёт их мнения. Дело в том, что при любом обращении гражданина к властям че­ловек должен быть так или иначе, но удовлетворён реакцией власти на его обращение. Или власть должна доказательно убедить гражданина в его неправоте, или она должна пойти навстречу его претензиям, требо­ваниям, предложениям и т.д. Если власть ведёт себя как истина в по­следней инстанции и не считает нужным даже поинтересоваться, убедила ли она в чём-то обратившихся к ней граждан, или они остались при сво­ём мнении,- то и происходит, в конечном итоге, РАЗРЫВ ОБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ между властью и массами. В обществе начинает накапливаться отрицатель­ный потенциал подавленной личностной неудовлетворённости; со временем он может принять гигантские размеры и сыграть с властью ту трагиче­скую шутку, которой мы были свидетелями у нас в стране. Т.е., в кри­тический момент народ не поднимется на защиту строя, который объек­тивно по всем своим параметрам является ЕГО строем, самым подходящим для данного народа.

Чтобы этого не происходило, предлагается закрепить как конститу­ционную норму, что в любом диалоге гражданина с властью последнее слово должно принадлежать всегда не власти, а гражданину. Соответст­венно, в ст.36, среди прочего, записано:

"… согласие или аргументированное несогласие гражданина с при­нятым по его обращению решением входит в состав решения как подлежа­щая обязательному учёту часть, в отсутствие которой решение недейст­вительно.

При выражении гражданином несогласного мнения решение официально квалифицируется как несогласованное. Несогласованное решение может выполняться, путём действия или бездействия, принимавшими его органи­зациями и лицами, но эти последние несут обусловленную законом и не имеющую сроков давности ответственность в случае, если оно в дальней­шем обнаружит свою ошибочность (т.е. правильность несогласного мнения гражданина) и этим будет причинён ущерб каким-либо и чьим-либо охра­няемым законом интересам."

Ст.37, о праве граждан на объединение в общественные организации, предлагает своего рода соломоново решение на тему о том, как прими­рить монопартийный, "идеократический" характер социалистического го­сударства с мощнейшей общественной потребностью иметь, в рамках доз­воленного, разные партии для выражения различных политических позиций и подходов.

Конкретно, предлагается наряду с Коммунистической партией страны, как особого рода властной структурой, допустить существование других партий как обычных общественных организаций. Естественно, программные установки этих других партий не должны противоречить Конституции СССР. Об особом статусе КПСС речь у нас пойдёт несколько ниже.

Главное в ст.38,- о свободах слова, печати, собраний, митингов, пикетирования, уличных шествий и демонстраций,- это закрепление за общественными организациями права выпускать и распространять выражаю­щие их позицию печатные издания. Специально оговаривается право до­ступа для общественных организаций и граждан на радио и телевидение, в массовотиражную прессу. Гражданам предоставляется право издавать за свой счёт малыми тиражами и распространять выражающую их мнение пе­чатную продукцию.

Товарищи, мы с вами на собственном опыте убедились за истекшие годы, что существование неподцензурной малотиражной печати абсолютно никаких устоев наличествующей в стране власти поколебать практически не в состоянии. Это, можно сказать, закон природы,- поскольку воздей­ствие подобной прессы, да ещё в таком огромном государстве, как наше, лежит попросту за порогом чувствительности общественного сознания. Вряд ли следует опасаться,- поэтому,- что выпуск всех этих газет и брошюр тиражами в несколько тысяч экземпляров составит какую-либо уг­розу и для социализма. Вреда от этого большого не будет, а вот пользу поимеем колоссальную, поскольку человек, получивший возможность хотя бы крошечным тиражом обнародовать плоды своих размышлений, уже не чувствует себя безнадёжно ущемлённым, а если его и после этого не чи­тают и не признают, то он должен пенять, опять-таки, на самого себя, а не на Советскую власть.

Статья о свободе научного, технического и художественного творче­ства имеется и в Конституции 1977 года, но в нашем проекте она допол­нена указаниями, во-первых, на то, что гражданам предоставляется воз­можность отстаивать свою творческую инициативу в рамках ст.ст.35 и 36, а во-вторых,- что если у творческого работника найдутся хотя бы не­сколько почитателей его таланта, они вправе образовать в рамках ст.33 автономный творческий коллектив и помогать реализовать результаты творчества, не дожидаясь официального признания. Такая норма,- дума­ется,- будет по достоинству оценена определённым контингентом творче­ски мыслящих людей, поскольку ситуация длительного непризнания нова­торских работ в самых разных областях науки, техники и искусства, к сожалению, достаточно типична.

Статья о свободе совести в нашей редакции стала статьей о свободе вероисповедания. Как нам представляется, такая формулировка - гораздо более точная; поскольку, извините, совесть вовсе не с одной религией связана, и даже в первую очередь не с религией.

Кроме отделения церкви от государства и школы от церкви, подчёрк­нуто, что церковь функционирует в рамках Конституции СССР и что ссыл­ка граждан на принципы исповедуемой ими религии не может служить ос­нованием для уклонения от исполнения ими своих конституционных обя­занностей, равно как для совершения действий, противоправных с точки зрения Конституции СССР. Вводится ответственность за использование предоставляемых церкви возможностей для ведения антисоветской, анти­социалистической агитации и пропаганды.

Ст.41-ой устанавливается возможность защиты любого из конституци­онных прав и любой из конституционных свобод граждан СССР через суд.

Ст.42 существенно уточняет гарантии неприкосновенности личности. Срок задержания до постановления суда или получения санкции прокурора снижен до 48 часов с фактически имевших у нас место семидесяти двух. Да и вообще сюжет с задержанием в предыдущих Конституциях отсутствовал.

Весьма прискорбной формой репрессивного воздействия на граждан являлось в советское время произвольное направление неугодного вла­стям человека на принудительное психиатрическое освидетельствование,- только потому, что человек этот "показался" ненормальным должност­ному лицу или партийному боссу, к которому пришел на приём. Ст.42 проекта ставит заслон подобному произволу, определяя, что принуди­тельное психиатрическое освидетельствование гражданина возможно лишь при потере им ориентации в окружающей обстановке до такой степени, когда это угрожает его жизни и физическому здоровью или жизни и здоро­вью других лиц.

Сюда же примыкает ст.44, исключающая из медицинской практики диа­гнозы, которые позволяют квалифицировать инакомыслие какого бы то ни было рода как душевное заболевание.

Ст.43 запрещает применение правоохранительными органами средств физического воздействия, иначе как в ситуациях обезврежения особо опасных преступников либо при массовых беспорядках, сопровождаемых ак­тами насилия и вандализма. В конституционном порядке запрещается также использование средств и технологий зомбирования - направленного мани­пулирования поведением людей в обход их сознания.

Ст.45 проекта в развёрнутой форме излагает право граждан СССР на обжалование действий или бездействия должностных лиц, любых официаль­ных органов и учреждений, общественных организаций.

Новелла этой статьи - указание на то, что право на жалобу подлежит судебной защите наряду с другими конституционными правами советских граждан; т.е., что злостное нарушение установленного порядка рассмот­рения жалоб само по себе, уже вне зависимости от содержания жалобы, может явиться предметом разбирательства в суде.

Трактовка конституционных обязанностей гражданина СССР в проекте достаточно традиционна. Соответствующим статьям,- правда,- придано не­сколько более торжественное и требовательное звучание. Так, если ст.62 Конституции 1977 года обязывала гражданина "оберегать интересы Совет­ского государства", то аналогичная статья проекта - 47-ая - требует от него, чтобы он ставил интересы Советского государства превыше всего.

И ещё заслуживает упоминания здесь новелла ст.49 - конституционный запрет на аборты без объективно установленных показаний к тому.

Со мной могут в данном пункте не согласиться, но, помимо крайне предосудительного морального смысла этой акции (т.е. аборта), имеется и такое соображение: по восстановлении Советской власти нам понадобят­ся люди, нам нужно будет срочно возмещать убыль населения в результате оккупационного геноцида, и мы не можем себе позволить уже зачатых и готовых родиться детей спускать в канализацию. Неплохо было бы даже ещё и ответственность установить за подстрекательство - в особенности молодых девушек - к абортам, тем паче к стерилизации и т.п. вещам.

  1   2   3   4   5




Похожие:

Член Исполкома iconВеличко Л. А. – председатель ус исаева Э. С. – член ус, консультант коимп гончарова Т. И. – член ус, директор школы

Член Исполкома iconПостановление Съезда граждан СССР второго созыва об итогах работы съезда 27 октября 2001 г. Москва, 27 октября 2001 г. Съезд граждан СССР второго созыва постановляет
Отчётный доклад Исполкома сг ссср, сделанный 27 октября 2001 г и о председателя Исполкома Т. М. Хабаровой, утвердить
Член Исполкома iconКарл Фридрих Гаусс (30. 04. 1777 – 23. 02. 1855)
Немецкий математик, иностранный член-корреспондент (1802) и иностранный почетный член Петербургской ан (1824)
Член Исполкома iconОкруг №1 пгт. Седово, ул. Седова №1-85, №2-84
Безсчастный Петр Евгеньевич – 12. 12. 1974 года рождения, образование общее среднее, спд, адрес: пгт. Седово, ул. Седова, 110, кв....
Член Исполкома iconПротокол допроса в. А. Ельчаниновой (кремлевское дело) 13 марта 1935 г
Ельчанинова в. А., 1910 г р., ур г. Москвы, русская, член влксм, с 1927 г до ареста работала секретарем консультац части секретариата...
Член Исполкома iconВизитная карточка школы
...
Член Исполкома iconЧлен федерации танцевального спорта санкт-петербурга
...
Член Исполкома iconХаннес Альвен происхождение солнечной системы (фрагмент статьи из сборника "Будущее науки", вып. 12. М.: Знание, 1979, стр. 59)
Стокгольме, член Шведской академии наук, иностранный член ан СССР. В 1970 г за исследования в области магнитогидродинамики X. Альвену...
Член Исполкома iconПервенство г. Павлоград по кинологии. Соревнования-испытания по вн и сг-2
Согласно плана мероприятий Отдела по вопросам физкультуры, спорта и туризма Павлоградского Исполкома, Павлоградского го "Антарес"...
Член Исполкома iconПротокол допроса и. П. Лукьянова (кремлевское дело) 7 февраля 1935 г лукьянов и. П., 36 лет, член вкп(б) с 1920 г., военнослужащий, комендант Большого кремлевского дворца
Лукьянов и. П., 36 лет, член вкп(б) с 1920 г., военнослужащий, комендант Большого кремлевского дворца
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов