Красавицы и чудовища icon

Красавицы и чудовища



НазваниеКрасавицы и чудовища
Дата конвертации27.08.2012
Размер95.88 Kb.
ТипКонкурс

КРАСАВИЦЫ И ЧУДОВИЩА


Справочный материал к конкурсу «Литературное творчество» в рамках республиканского фестиваля «Аленький цветочек»


История о красавице и чудовище (скорее не монстре, а просто звере), знакомая нам по сказке Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек» и диснеевскому мультфильму, известна, в том или ином варианте, у всех народов и уходит своими корнями в глубокую древность. Люди тогда еще ощущали свою неразрывную связь с животными-прародителями. Волк мог удариться оземь и оборотиться пригожим молодцем на радость невесте. Медведь мог залучить красну девицу в лесную чащобу и сбросить лохматую шкуру, если девица не испугается звериного облика. И свадебные обряды в те времена не успели стать веселой игрой, но символизировали собой сложный, полный испытаний путь обретения статуса полноправного члена племени, возможного только в качестве жены или мужа.

Считается, что в письменном виде эта история впервые появилась на страницах книги древнеримского писателя Апулея «Золотой осел». Сходство между рассказанной им легендой об Амуре и Психее и повествованием о юноше, превращенном колдуньей в чудовище и избавившемся от злых чар благодаря самоотверженной любви прекрасной девушки, несомненно, но и различий хватает.

Богиня Венера, сочтя Психею соперницей по красоте, приказывает Амуру внушить бедняжке страсть к самому жалкому из смертных и тем обречь на убогий брак. Амур идет наперекор воле матери, потому что сам влюбляется в красавицу. Ветер переносит девушку в пышный дворец, где невидимые прислужницы нежными голосами зазывают ее в покои и наперебой стремятся угодить. К услугам Психеи изысканные кушанья, сладостная музыка, горячие бани, мягкая постель. Лишь только наступает тьма, к Психее слетает невидимый супруг, до рассвета он исчезает. Так продолжается каждую ночь. Психея не должна знать, кто ее таинственный возлюбленный. Амур опасается гнева Венеры, отсюда такие предосторожности. Со временем, поддавшись на уговоры, супруг разрешает Психее пригласить в гости сестер и одарить их дорогими подарками. Завистливые сестрицы нашептывают молодой жене, что та якобы угодила в лапы отвратительного прожорливого чудовища, и советуют прирезать зверя, пока он ее не съел. Простодушная Психея верит всему. Она зажигает светильник, хватает обоюдоострую бритву и… перед нею прекрасный юноша с белоснежными крыльями за спиной, погруженный в безмятежный сон. Психея не может им налюбоваться. Вдруг горячая капля масла из светильника брызгает Амуру на правое плечо. В сердцах тот покидает ослушницу. Много пришлось испытать Психее трудностей, много пройти дорог, много слез пролить, прежде чем вновь найти счастье в объятиях своего милого.

О доброй и ласковой дочери бедной вдовы и принце в образе клыкастого кабана рассказывается в сборнике новелл Джанфранческо Страпаролы «Приятные ночи», изданном в Италии в середине 16 века.
Что-то похожее встречается в сборнике итальянских народных сказок «Пентамероне», собранных Джамбатистой Базиле в 17 веке. Широко известной стала сказка в изложении Шарля Перро. Этот вариант до мелочей совпадает с «Аленьким цветочком».

Разветвленный сюжет и массу подробностей сказка «Красавица и Чудовище» приобрела в 1740 году, когда из-под пера мадам Габриэль-Сюзанн Барбо де Галлон де Вильнев опубликовала книгу «Юная американка, или Истории, рассказанные в море». Это были якобы рассказы старой служанки, предназначенные для развлечения хозяйки во время долгого морского путешествия. Сказки, которые мадам де Вильнев писала для посетителей своего салона, строились на основе сюжетов, почерпнутых из более ранней литературы и народных сказок. В оригинале название сказки звучит как «La Belle et la Bête», то есть все-таки зверь. Но самое интересное, пожалуй, сходная звуковая форма belle и bête, невольно наводящая на мысль о безобразии как обратной стороне красоты, их внутренней связи, об изначальной предназначенности героев сказки друг другу.

Почти половину истории мадам де Вильнев занимает описание воюющих друг с другом кланов волшебников и волшебниц и родословные Красавицы и Чудовища. Красавица – одна из двенадцати детей торговца, но торговец всего лишь ее приемный отец, а настоящим отцом является король Счастливых островов. Королева Счастливых островов – это и мать Красавицы, и сестра Феи Сновидений. Много места уделено описанию вещих снов Красавицы.

Чуть позднее сказку обработала мадам Жан-Мари Лепренс де Бомон, эмигрировавшая в Англию. Там она обучала французскому языку детей из аристократических семейств и писала книги на темы образования и нравственности. Мадам де Бомон взяла за основу сказку своей предшественницы и сократила ее, опубликовав в 1756 году как часть сборника, озаглавленного «Детский журнал». Все ключевые моменты она сохранила, убрав длинноты в описании сновидений и второстепенные сюжетные линии. Именно в этой версии сказку читают во всем мире. Именно в этой версии сказку читал Аксаков и был поражен ее сходством с памятным с детства повествованием ключницы Палагеи.

С начала 19 века началось триумфальное шествие сказки «Красавица и чудовища» в Европе и Америке. В «Указателе волшебных сказок» приведено 68 различных ее вариантов в самых разных жанрах. Это поэма Чарлза Лэма, написанная в 1811 году, «грандиозная, романтическая феерия с музыкой и пением в 2 актах» Жана Планше, премьера которой состоялось 12 апреля 1841 года на сцене лондонского театра Ковент-Гарден, английское издание книги с изумительными иллюстрациями Уолтера Крейна 1875 года.

В 20 веке к ним прибавились знаковый фильм Жана Кокто, мультфильм Уолта Диснея, фантастический роман «Красавица» английской писательницы Танит Ли. Можно спорить о диснеевской интерпретации темы, как всегда глуповато-агрессивной, но фильм Кокто, снятый в 1946 году, по праву считается шедевром. Его философски поэтическая картина, в которой он стремился к «ирреальному реализму» интересна не столько детям, сколько взрослым. В роли Чудовища (и принца) снялся молодой Жан Маре. Его Чудовище напоминало то ли медведя, то ли собакообразного циклопа. На сложный грим уходило по пять часов перед каждой съемкой.

«Аленький цветочек» тоже экранизировался и в мультипликационной, и в игровой форме. Российские дети раскрашивали раскраски и играли в настольные игры, созданные по этой сказке, а недавно был разработан компьютерный мультик, где играющий может сам выбрать сюжетный ход в интерактивном режиме.

История Красавицы и Чудовища появляется во многих других культурах в разных формах. Аарне-Томпсон приводит 179 сказок разных стран, связанных с темой Красавицы и Чудовища. Обычно здесь три дочери, младшая из которых добрая и чистая, а ее сестры злые и завистливые. Отец больше любит младшую. Матери, обычно нет, чем объясняется привязанность Красавицы к отцу и ее самопожертвование. Чудовище может выступать в разных обличьях (змей, волк, кабан, еж, жаба), внушающих страх, зато обладает несметными богатствами и повелевает волшебными силами. Красавица разлучена с Чудовищем, и в этот момент оно умирает, не в силах перенести разлуку. В горе девушка оплакивает Чудовище, чары рассеиваются и оно превращается в прекрасного юношу. Иногда Красавица должна отправиться на край света, чтобы его расколдовать, иногда достаточно одной ее слезы. Редко, но бывает, что превращение происходит как бы независимо от желания Красавицы (как в сказке братьев Гримм, где отбросила она противного приставучего лягушонка, тот ударился об стенку и стал принцем).

Специалисты по фольклору разработали классификацию сюжетов (под номером 425А в ней фигурирует сказка типа «Чудовище или животное в качестве жениха»). При всем разнообразии сюжетов человеческие ценности, которым учит сказка, у разных народов очень близки. Мы можем быть и красивыми, и чудовищными, все зависит от нас самих, от той тонкой душевной работы, которая постоянно идет где-то глубоко внутри человека.

Чудовище может быть змеем, волком, кабаном, ежом, жабой или фантастической тварью. Иногда в зарубежных сказках Чудовище фигурирует как лягушонок, поросенок, то есть как существо маленькое и безобидное. Это издержки перевода. Лягушка и свинья – в русском языке слова женского рода, и переводчикам приходится изощряться с переменным успехом.

Вариант мадам де Бомон. У богатого торговца три дочери и три сына. Все девушки хороши собой, но особенно младшая, которую все так и зовут Белль – Красавица. Сестры тщеславны и завидуют Красавице. В отличие от сестер она скромна и мила, замуж не стремится, а хочет всегда жить подле отца.


Неожиданно семья разоряется. Красавица вынуждена взять на себя заботы по дому, сестры же предпочитают бездельничать. Торговец предпринимает деловую поездку в надежде вернуть утраченное благосостояние. Старшие сестры требуют привезти им в подарок роскошные наряды, Красавица, не желая обижать сестер демонстративным молчанием, просит только розу, потому что розы там, где она живет, не растут. (Тоже аленький цветочек, но в отличие от аксаковского, которого нельзя представить, а можно только узнать, имеет вполне реальную форму).

Попытки торговца разбогатеть не приносят успеха. В отчаянии он направляется домой и на пути попадает в дремучий лес, где его застигает сильная буря со снегом и дождем. Вдруг он видит ярко освещенный дворец, но там никого нет, хотя на столе стоит обед, а в спальне все приготовлено для удобного ночлега. Утром он гуляет по саду, где видит чудесную розу и вспоминает о просьбе младшей дочери. Как только он срывает цветок, появляется ужасное Чудовище и говорит, что в наказание за похищение розы торговец умрет. Тот умоляет пощадить его, и Чудовище соглашается его отпустить при условии, что одна из дочерей займет его место. Если никто из них не согласится, торговец обязан будет вернуться и принять смерть. Чудовище дарит ему шкатулку, полную золота, и отпускает. На деньги из шкатулки старшие сестры играют богатые свадьбы. Младшей дочери торговец отдает розу и признается в случившемся. Братья рвутся сразиться с Чудовищем. Красавица умоляет отца разрешить ей отправиться во дворец, где живет Чудовище, и в конце концов он скрепя сердце ее туда провожает.

Во сне Красавица видит фею, которая благодарит ее за самоотверженность и обещает награду. Чудовище хорошо обращается с девушкой; все ее желания исполняются с помощью волшебства. Руки, растущие из стен, держат лампы, на стенах сами собой вспыхивают золотом слова. Вот, например, что было написано над дверью:

Входи, красавица, не бойся.

Ты здесь хозяйка, а не гостья.

Твои желания, поверь,

С готовностью исполнит Зверь.

Чудовище ужинает с Красавицей каждый вечер, и понемногу девушка, скучающая во дворце от одиночества, начинает ждать этих встреч. По окончании ужина Чудовище неизменно просит Красавицу выйти за него замуж. Та отказывается, правда, обещает никогда не покидать дворца. Однажды Красавица видит в волшебном зеркале, что ее отец заболел от тоски, и просит позволения навестить его. Чудовище соглашается при условии, что она вернется через семь дней.

На следующее утро она уже дома. Отец радостно встречает любимую дочь, а сестры, которым замужество не принесло радости, снова завидуют Красавице, ее роскошной жизни во дворце. Они уговаривают Красавицу побыть дома подольше, что она и делает, но на десятый день ей снится умирающее с разбитым сердцем Чудовище. Пожелав вернуться, она в ту же секунду переносится во дворец. Только сейчас Красавица понимает, как она любит Чудовище, и соглашается быть его женой. Слезы Красавицы падают на его ужасную морду, и вдруг Чудовище на глазах преображается в прекрасного принца. Отец Красавицы оказывается с ними во дворце, а сестры превращаются в статуи из камня. Принц и Красавица живут в мире и счастье, потому что их «довольство покоится на добродетели».

^ Вариации на тему. В сказке Аксакова «Аленький цветочек» Красавица по имени не названа, а Чудовище описывается как «зверь лесной, чудо морское». Чудовище ласково и обходительно, не устает придумывать для Красавицы все новые развлечения. Домой она отпрашивается ненадолго, только чтобы повидать заболевшего отца. Сестры задерживают возвращение Красавицы к Чудовищу, переставив часы. Ее слов «я люблю тебя, как жениха желанного» достаточно, чтобы оживить Чудовище и превратить его в королевича.

Русскому фольклору принадлежит также сказка «Заколдованный царевич» из сборника Афанасьева. В наказание за сорванный в саду дивный цветок, Чудовище требует от отца отдать того, кто первым встретится ему по возвращении домой. Вестимо, первой навстречу выбегает младшая любимая дочь. Чудовище предстает в виде крылатого змея о трех головах. Живя рядом, Красавица понемногу привязывается к нему. Девушка навещает родной дом. Жадные сестры обманом затягивают возвращение. Змей, не дождавшись своей Красавицы, умирает. Но стоит ей поцеловать змея, как он оборачивается пригожим молодцем.

Есть и другие русские сказки, в которых девушка спасают заколдованного юношу и наоборот добрый молодец расколдовывает свою невесту, к примеру «Финист-ясный сокол» и «Царевна-лягушка» с «Марьей Моревной».

В китайской сказке «Волшебный змей» Чудовище – это тоже драконообразная тварь. Отец рвет цветы в подарок дочерям, не зная, что они принадлежат Чудовищу. Чудовище отпускает его только при условии, что одна из трех дочерей выйдет за него замуж. Младшая соглашается принести себя в жертву, но все оборачивается не так уж плохо: змею удается завоевать любовь девушки. Отпросившись домой всего на несколько часов, Красавица по возвращении находит змея умирающим от жажды. Она помогает ему добраться до воды, и – о чудо! – змей сбрасывает кожу и оборачивается сыном могущественного царя.

Турецкая сказка «Принцесса и кабан» повествует о падишахе, который никак не может отыскать яблока для младшей дочери. По пути домой карета падишаха застревает в непролазной грязи. Спасает его кабан. Условие сделки прежнее: падишах отдает в жены младшую дочь. Принцесса отправляется в пещеру, где обитает кабан. Пока она спит, устав с дороги, мрачная грязная пещера превращается небывало роскошный дворец, а кабан – в писаного красавца.

«Букет цветов лавра» – сказка из Ирландии. Здесь отец неосторожно собирает цветы горного лавра в подарок младшей любимой дочери и оказывается пленником злой колдуньи. Девушка тайком убегает из дому, чтобы спасти отца и занять его место. Колдунья запирает ее в комнате наедине с огромной уродливой жабой. Деваться некуда, и девушка начинает разговаривать с жабой, понемногу привыкает к ней и постепенно перестает замечать ее уродство. Однажды ночью она просыпается и видит спящего юношу и сброшенную жабью шкурку на полу. Естественно, первый порыв Красавицы – швырнуть шкурку в огонь. Но, к счастью, все обходится без трагических последствий: ни испытаний, ни многолетних странствий, ни железных башмаков на долю Красавицы не выпадает. Юноша, освобожденный от чар злой колдуньи, горячо благодарит свою спасительницу и ведет ее под венец.

В индонезийской сказке «Муж-ящерица» к семи сестрам является старая ящерица и сватает одну из них (все равно какую) за своего сына. Соглашается младшая сестра по имени Капапито. Она не обращает внимания на насмешки сестер и вместе с мужем-ящерицей возделывает свое поле. Для ящерицы с короткими лапками крестьянский труд – тяжкая задача. Как-то раз, особенно устав, супруг Капапито решает искупаться в реке. Облагораживающий труд плюс животворная вода творят чудеса: ящерица становится человеком. Сестры, охваченные завистью, выкрадывают завидного мужа, получившегося из бывшей рептилии, но он возвращается к любимой жене и обносит поле высоким забором, чтобы никто больше не мешал их безоблачному счастью.


Анна Маслова




Похожие:

Красавицы и чудовища iconДругие музыкальные воплощения Призрака Оперы
Красавицы и Чудовища" в металле, прародителями которого считается норвежская готик-дэт-дум-металл группа "Theatre of Tragedy" ("Театр...
Красавицы и чудовища iconСедина в бороду девицы, красавицы, которых мы любили

Красавицы и чудовища iconПрактикум по предмету «Мировая художественная культура» тематический блок
Каменная резьба в декоративной отделке храмов химеры, гогрульи и другие чудовища
Красавицы и чудовища iconО духовном в искусстве
Русской красавицы" и "Святого Владимиpa" в абстрактные полотна со святым Георгием и праздником Всех Святых
Красавицы и чудовища iconУрок-путешествие с элементами природоведения Тема: сложение и вычитание чисел 2 и Цели
Оборудование: телеграмма, рисунок Зимушки-зимы, Красавицы-весны, цветочек, замок и ключи
Красавицы и чудовища iconВечные секреты красоты Римская маска
...
Красавицы и чудовища iconЕлизавета ганопольская спящие красавицы и красавцы
Комната напоминает диораму «Взятие крепости». Задняя стена нарисована: по ней карабкаются штурмовики, осаждённые льют кипящую смолу,...
Красавицы и чудовища iconАбель Нильс Хенрик
Абелем. Другие утверждают, что это аллегория горе-скульптор хотел воплотить в этом образе социальную несправедливость, с которой...
Красавицы и чудовища iconБрайан М. Алман Питер Т. Ламбру
Спящей Красавицы: и переводчик, и редактор, и корректор поминали приятный туман в голове, исчезновение чувства времени в общем, самый...
Красавицы и чудовища iconНа берегу лесной речки
Корни давно уже обнажены, некоторые повисли над глубокой бездной. Наверное, скоро и они освободятся от земной опоры, поплывут по...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов