Московский государственный университет факультет журналистики icon

Московский государственный университет факультет журналистики



НазваниеМосковский государственный университет факультет журналистики
Дата конвертации27.08.2012
Размер249.13 Kb.
ТипКурсовая
1. /PravoSmi.docМосковский государственный университет факультет журналистики




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет журналистики

Центр "Право и СМИ"


Курсовая работа

Журналист и армия.

Доступ к информации и ответственность за разглашение государственной тайны


Выполнил:

КОЛЕСНИЧЕНКО А.В.


Москва - 2002

Оглавление


Введение …………………………………………………………………... 2


1. Законодательная регламентация доступа журналистов к информации, касающейся вооруженных сил Российской Федерации ……………….. 3


2. Ответственность журналиста за разглашение сведений, отнесенных к государственной тайне …………………………………………………… 13


3. Список нормативных актов, упоминающихся в работе ……………... 20

Введение


Деятельность журналистов заключается в поиске и распространении социально значимой информации. Объектом внимания журналистов может стать все, что может явиться источником социально значимой информации. В данной работе рассматривается ситуация, когда объектом внимания журналиста являются вооруженные силы Российской Федерации.

Часть информации, касающейся вооруженных сил России, в соответствии с законами Российской Федерации, засекречивается. То есть, путем издания соответствующих законодательных и подзаконных актов происходит ограничение права граждан и, в частности, журналистов, искать, получать и распространять информацию, касающуюся вооруженных сил России.

Темой данной работы является линия разграничения законодательно закрепленных прав журналиста на поиск и получение информации, и законодательно введенных ограничений на доступ к информации, касающейся вооруженных сил Российской Федерации, а также ответственность журналиста в случае, если добытые им законным путем и разглашенные сведения оказались отнесенными к государственной тайне.

В первой части работы представлена нормативная база, согласно которой право на получение информации устанавливается в целом и ограничивается в части, касающейся информации о вооруженных силах Российской Федерации.

Во второй части работы исследуется правомерность привлечения журналиста к уголовной ответственности в тех или иных случаях разглашения информации, отнесенной к государственной тайне.

В третьей части представлен список нормативных актов, цитируемых в данной работе.


1.
Законодательная регламентация доступа журналистов к информации, касающейся вооруженных сил Российской Федерации



Согласно части 4 статьи 29 Конституции РФ "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих федеральную тайну, определяется федеральным законом".

Согласно статье 1 Закона РФ "О средствах массовой информации" "В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, <…> не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации".

Согласно части 1 статьи 10 Закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации" "Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа".

Согласно части 2 статьи 10 Закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации" "Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную".

Согласно части 4 статьи 10 Закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации" "Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" ".

Согласно части 5 статьи 10 Закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации" "Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".

Согласно Указу № 188 президента РФ от 6 марта 1997 года "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" в данный перечень входят "Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях", а также "Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна)".

Согласно части 1 статьи 139 Гражданского кодекса РФ "Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами".

Также ограничения на распространение информации о вооруженных силах России накладывает Закон РФ "О статусе военнослужащего". Согласно части 1 статьи 7 этого закона "Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира".


Итак, резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что журналисту позволено искать и распространять любую информацию о вооруженных силах РФ, кроме отнесенной к государственной тайне (в соответствии с законом РФ "О государственной тайне") и конфиденциальной информации, включающей в себя персональные данные и служебную тайну. В вооруженных силах России законодательно ограничивается свобода мнений военнослужащих, им запрещено обсуждать и критиковать приказы командира.


Дальнейшее исследование посвящено ограничениям на доступ к информации, касающейся вооруженных сил РФ, накладываемым на журналиста Законом РФ "О государственной тайне" и Указом президента РФ "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне".


Согласно статье 1 Закона РФ "О государственной тайне" "Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами <…> должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне".

Согласно статье 2 данного закона "носители сведений, составляющих государственную тайну - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; <…> Перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством".

Согласно статье 5 данного закона Государственную тайну составляют:

"1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;"

Согласно статье 7 данного закона "Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Согласно статье 9 данного Закона Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. <…> В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти".


Далее рассматриваются ограничения на свободный доступ к информации, накладываемые Указом Президента РФ № 1203 от 30 ноября 1995 года. Данный указ содержит "Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне". К таковым относятся "сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации <…>

2. В настоящем перечне применяются следующие понятия:

"специальные объекты" - пункты управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, а также другие объекты, обеспечивающие функционирование федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в военное время;

"военные объекты" - боевые позиции войск, пункты управления, полигоны, узлы связи, базы, склады и другие сооружения военного назначения;

"режимные объекты" - военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности;

"предприятия и организации" - юридические лица независимо от форм собственности, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их филиалы и представительства;

"войска" - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и создаваемые на военное время специальные формирования, предусмотренные Федеральным законом "Об обороне";

"вооружение" - средства, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, составные части этих средств и комплектующие изделия;

"военная техника" - технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск, а также оборудование и аппаратура для контроля и испытаний этих средств, составные части этих средств и комплектующие изделия;

"объекты оборонной промышленности" - предприятия по разработке, производству и ремонту вооружения, военной техники или снаряжения;

"оружие массового поражения" - ядерное, химическое, биологическое или иное оружие большой поражающей способности, применение которого вызывает массовые потери и (или) разрушения;

"инфраструктура экономики Российской Федерации" - отрасли экономики Российской Федерации, используемые в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства".

Далее Указ устанавливает 87 блоков информации, отнесенных к государственной тайне. В данной работе перечислены только те блоки, которые имеют прямое отношение к засекречиванию информации о вооруженных силах РФ:

1. Сведения, раскрывающие стратегические планы применения войск, оперативные планы, документы боевого управления, документы по приведению войск в различные степени боевой готовности;

2. Сведения о стратегическом и оперативном развертывании войск;

3. Сведения о планах строительства, развитии, численности, боевом составе или количестве войск, их боевой готовности, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

4. Сведения, раскрывающие состояние оперативной (боевой) подготовки войск, обеспеченность их деятельности, состав и (или) состояние систем управления войсками;

5. Сведения о мобилизационном развертывании войск, их мобилизационной готовности, о создании и использовании мобилизационных ресурсов, системе управления мобилизационным развертыванием и (или) о возможностях комплектования войск личным составом, обеспечения вооружением, военной техникой и другими материальными, финансовыми средствами, а также воинскими перевозками;

6. Сведения, раскрывающие направления, долгосрочные прогнозы или планы развития вооружения и военной техники, содержание или результаты выполнения целевых программ, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ по созданию или модернизации образцов вооружения и военной техники, их тактико-технические характеристики;

7. Сведения, раскрывающие направления разработки, конструкцию, технологию изготовления, изотопный состав, боевые, физические, химические или ядерные свойства, порядок применения или эксплуатации вооружения и военной техники;

8. Сведения, раскрывающие производственные мощности, плановые или фактические данные о выпуске и (или) поставках (в натуральном выражении) средств бактериальной или медицинской защиты

9. Сведения о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении и (или) утилизации ядерных боеприпасов и (или) их составных частей, делящихся материалов, ядерных энергетических установок, специальных физических установок оборонного назначения, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения. Сведения, раскрывающие содержание ранее осуществлявшихся работ в области оружия массового поражения, достигнутые при этом результаты, а также сведения о составе образца и (или) рецептуре, технологии производства или снаряжении изделий;

10. Сведения о проектировании, сооружении, эксплуатации или обеспечении безопасности объектов ядерного комплекса;

11. Сведения, раскрывающие достижения атомной науки и техники, имеющие важное оборонное и экономическое значение или определяющие качественно новый уровень возможности создания вооружения и военной техники и (или) принципиально новых изделий и технологий;

12. Сведения, раскрывающие свойства, рецептуру или технологию производства ракетных топлив, а также баллиститных порохов, взрывчатых веществ или средств взрывания военного назначения, а также новых сплавов, спецжидкостей, новых топлив для вооружения и военной техники;

13. Сведения, раскрывающие дислокацию, действительные наименования, организационную структуру, вооружение, численность войск, не подлежащие открытому объявлению в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;

14. Сведения об использовании инфраструктуры Российской Федерации в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

15. Сведения о дислокации, назначении, степени готовности или защищенности режимных объектов, не подпадающие под обязательства Российской Федерации по международным договорам, о выборе, отводе земельных участков, недр или акваторий для строительства указанных ФСБ России объектов, а также о планируемых или проводимых изыскательских, проектных и иных работах по созданию этих объектов. Те же сведения применительно к специальным объектам органов государственной власти;

16. Сведения об использовании или перспективах развития взаимоувязанной сети связи Российской Федерации в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

17. Сведения, раскрывающие распределение или использование полос радиочастот радиоэлектронными средствами военного или специального назначения;

18. Сведения, раскрывающие организацию или функционирование всех видов связи, радиолокационного, радиотехнического обеспечения войск;

19. Сведения, раскрывающие содержание, организацию или результаты основных видов деятельности органов пограничной службы России, построение охраны государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации или государств - участников СНГ;

20. Сведения, раскрывающие направления развития средств, технологий двойного назначения, содержание, результаты выполнения целевых программ, научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ по созданию или модернизации этих средств, технологий. Сведения о применении в военных целях средств, технологий двойного назначения;

21. Сведения о перспективах развития и (или) об использовании космической инфраструктуры Российской Федерации в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

22. Сведения, раскрывающие состояние и (или) направления развития гидронавтики в интересах обороны и безопасности государства;

<…>

34. Сведения о подготовке или распределении кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в интересах обеспечения безопасности государства;

<…>

36. Сведения, раскрывающие планы (задания) государственного оборонного заказа, объемы поставок вооружения и военной техники, производственные мощности по их выпуску. <…> и (или) основные тактико-технические характеристики вооружения и военной техники;

<…>

49. Сведения о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации (кроме обобщенных показателей);

<…>

51. Сведения, раскрывающие ассигнования или фактические затраты на заказы, разработку, производство или ремонт вооружения и военной техники, режимных объектов. Те же сведения применительно к специальным объектам;

<…>

54. Сведения, раскрывающие расходы денежных средств на содержание войск по отдельным статьям смет федеральных органов исполнительной власти;

Рассмотрев являющиеся рамочными "Закон РФ о государственной тайне" и "Указ президента РФ о перечне сведений, отнесенных к государственной тайне", напрашивается вывод, что возможности журналиста при освещении деятельности вооруженных сил Российской Федерации сводятся к получению сведений только о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, угрозах жизни и здоровью людей, а также фактах нарушения законности должностными лицами и нарушения прав и свобод человека в вооруженных силах РФ. То есть, осуществление журналистами критического анализа функционирования вооруженных сил РФ как в целом так и отдельных подразделений при существующем законодательстве не представляется возможным.


2. Ответственность журналиста за разглашение сведений, отнесенных к государственной тайне


В данной работе не рассматривается ситуация шпионажа, когда работа журналиста является лишь прикрытием для человека, сознательно собирающего сведения для передачи их спецслужбам других государств. В данной работе рассматривается ситуация, когда журналист, выполняя исключительно свои прямые профессиональные обязанности, становится обладателем сведений, составляющих государственную тайну, и разглашает эти сведения в своих материалах.

Ответственность за распространение информации, отнесенной к государственной тайне несет, согласно статье 283 уголовного кодекса РФ, "лицо, которому она была доверена или стала известна по службе или работе". В общем случае журналист не входит в число лиц, работа которых предполагает допуск к государственной тайне, следовательно, нести ответственности за ее разглашение не может, при условии, что информация была получена без нарушения закона.

Ограничение доступа к государственной тайне является изъятием из общего конституционного принципа, изложенного в части 4 статьи 29 Конституции, согласно которой "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". Закон РФ "О государственной тайне" допускает ограничение этого права, что, согласно Конституции РФ, должно быть обусловлено интересами защиты обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55). При этом формулировка статьи 283 Уголовного кодекса РФ, карающая за разглашение государственной тайны, допускает, что к ответственности может быть привлечено любое лицо, обнародовавшее сведения, отнесенные к государственной тайне.

Субъектом преступления по статье 283 Уголовного кодекса РФ ("Разглашение государственной тайны") является лицо, которому государственная тайна "была доверена или стала известна по службе или работе". Содержание описанного статуса лица в действующем законодательстве раскрыто фрагментарно.

Закон "О государственной тайне" регламентирует процедуру допуска лица к сведениям, составляющим государственную тайну (статьи 21-25 Закона "О государственной тайне"). При оформлении допуска лицо берет на себя обязательства по нераспространению секретных сведений и ответственности за нарушение этих обязательств (статья 21 Закона "О государственной тайне"). Очевидно, что подписка о неразглашении и иные формальные свидетельства допуска лица к таким сведениям (как правило, специальные положения трудового договора) будут служить основанием для привлечения к уголовной ответственности. Прохождение процедуры допуска является условием, на котором сведения, отнесенные к государственной тайне, могут быть доверены данному лицу.

Менее определен в законодательстве статус лиц, которым государственная тайна "стала известна по службе или работе". Если в порядке служебного задания с такими сведениями, скорее всего, будет работать лицо, имеющее соответствующий допуск, то понятие "работы" представляется более широким. Профессиональная деятельность любого гражданина, в процессе которой ему стали известны сведения, составляющие государственную тайну, может подпадать под соответствующую статью Уголовного кодекса РФ и обусловливать наложение санкций.

Однако поскольку Уголовный кодекс РФ только устанавливает санкции за нарушение соответствующего закона, целесообразно обратить внимание на содержащееся в его статье 1 Закона "О государственной тайне" ограничение действия по кругу лиц. Согласно данному положению, требования закона "обязательны для исполнения... органами законодательной, исполнительной и судебной властей, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне".

Это положение получило толкование в постановлении Конституционного Суда РФ №8-П от 27 марта 1996 года. По мнению суда, обязанность соблюдать законодательство о государственной тайне вытекает из общеправовой обязанности органов власти, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст.15 Конституции РФ). Принцип верховенства Конституции РФ предполагает общеобязательность ее требований. Однако, поскольку закон "О государственной тайне" ограничивает конституционное право свободно искать, получать и распространять информацию, такое распространение "общеправовой" обязанности на всех граждан страны представляется недопустимо широким толкованием статьи 1 Закона "О государственной тайне".

Данное положение следует трактовать именно как ограничение круга обязанных субъектов по критерию наличия формальных обязательств. Общие правила устанавливаются статьей 21 Закона "О государственной тайне".

Наличие такого "формального" элемента, как "статус журналиста", могло бы оправдать привлечение к ответственности лица, выполняющего журналистские функции. Возможны две ситуации, когда гражданский (то есть изначально не проходивший процедуру допуска к тайне) журналист получает доступ к секретной информации. Во-первых, при подготовке какого-либо материала может возникнуть необходимость посещения "режимного" объекта, нахождение на котором невозможно без особого разрешения. Однако внутренний распорядок таких объектов, даже предоставляя возможность для выполнения журналистом такой задачи, обычно предусматривает отобрание у него подписки о неразглашении определенных сведений и разъяснение возможной ответственности. Данная процедура может считаться "упрощенным", но также строго формализованным допуском лица к секретным сведениям, распространяющим на него обязательства по неразглашению тайны.

Во-вторых, в беседе с лицом, имеющим допуск к государственной тайне, или при получении информации из компетентного ведомства журналисту может быть предоставлена информация, относящаяся к категории секретной. При этом документ может не иметь соответствующей отметки. Собеседник-военный во время интервью также может сообщить сведения, которые отнесены к государственной тайне.

В этом случае непосредственное применение статьи Уголовного кодекса РФ и Закона РФ "О государственной тайне" допускает возложение на журналиста ответственности в случае дальнейшего распространения данных сведений. Но такое применение закона предполагает, что обязанность по нераспространению тайны является всеобщей, что не может быть признано правомерным в контексте трактовки этой проблемы Конституционным Судом РФ.

Если при получении данных сведений журналист не нарушает закон, то есть получает информацию законным способом у лица, которое может быть привлечено к ответственности за нарушение соответствующей подписки о неразглашении, возлагать на журналиста обязанность проверять статус предоставляемой информации представляется ограничением конституционного права. Закон РФ "О государственной тайне" в статье 1 ограничивает круг лиц, на которых возложена обязанность, в том числе, обеспечивать сохранность сведений, составляющих государственную тайну. Ответственность за разглашение государственной тайны для допущенных к ней лиц предполагает предварительное добровольное согласие на такой допуск (абзац 1 статьи 21 закона РФ "О государственной тайне"). В отсутствие такого согласия, надлежаще оформленного, гражданин (в том числе журналист, не являющийся военным) не может считаться обязанным хранить сведения в тайне.

Более "сомнительным" с точки зрения гарантий для журналиста выглядит возможность применения к его деятельности статей 275 и 276 УК, карающих за "собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну" (субъектами преступления выступают соответственно российские или иностранные граждане). Эти статьи могут быть применены к действиям по сбору информации российских журналистов, сотрудничающих с зарубежными организациями СМИ или аккредитованных в России зарубежных корреспондентов. С одной стороны, данные составы не содержат условий относительно метода получения лицом сведений, составляющих государственную тайну (законность способа, оформление доступа). Однако для обвинения необходимо доказать наличие умысла и то, что данные действия совершались с целью использования таких сведений в ущерб внешней безопасности, что вряд ли применимо к журналистской деятельности.

Последние судебные разбирательства, связанные с делами А. Никитина и Г. Пасько, предложили "альтернативный" путь освобождения журналиста от ответственности за разглашение сведений, отнесенных к государственной тайне. В своей аргументации перед Президиумом Верховного Суда РФ представители Министерства обороны РФ фактически добровольно освободили "простых граждан" от обязанности хранить в тайне сведения, относимые уполномоченными ведомствами к государственной тайне – и с этим согласился Верховный Суд РФ.

В своем постановлении от 27 марта 2002 года Президиум ВС РФ, отменив ранее вынесенные решения, признал ненормативным, но действительным приказ Министерства обороны РФ № 055 от 10 августа 1996 года, содержащий перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах РФ. Данное решение не исключало действительность акта, по общему мнению, ограничившего право граждан на доступ к определенным категориям сведений. В результате постановление Президиума ВС РФ было воспринято как поражение в борьбе за отмену злополучного приказа Министерства обороны РФ. Однако на деле позиция Президиума ВС РФ, основанная, что немаловажно, на аргументации представителей самого Министерства обороны РФ, выводит журналистов (и иных "гражданских" лиц) из круга субъектов, обязанных соблюдать ограничения по соблюдению "военной" части государственной тайны.

Согласно теории права, нормативному правовому акту присущи несколько признаков. Это должен быть изданный в установленном порядке акт уполномоченного органа власти или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, которые, во-первых, обязательны для неопределенного круга лиц, во-вторых, рассчитаны на неоднократное применение, в-третьих, действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, регулируемые ими. В сентябре 2001 года Кассационная коллегия ВС РФ признала, что обжалуемый Перечень является нормативным правовым актом, поскольку "он является праворегулирующим, затрагивает права человека и гражданина, рассчитан на неоднократное применение и носит межведомственный характер".

Действующее законодательство России предусматривает особые требования к порядку вступления в силу нормативных правовых актов, в том числе актов федеральных органов исполнительной власти. Согласно конституционному принципу, никакие акты, устанавливающие правовой статус или затрагивающие права и свободы человека, не могут применяться в случае, если не были официально опубликованы для всеобщего сведения. Это, в свою очередь, обеспечивает исполнение принципа "незнание закона не освобождает от ответственности".

Порядок вступления в силу таких актов установлен, в частности, Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Постановлением Правительства от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". В них предусмотрена обязательная государственная регистрация в органах Министерства юстиции РФ, а для актов, затрагивающих права и свободы граждан, - их обязательное опубликование.

Несмотря на исключения, сделанные в Указе Президента РФ и Постановлении Правительства РФ для "актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера", применение их в этом случае противоречило бы статье 15 Конституции РФ, часть 3 которой гласит, что "любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения". В свою очередь закон "Об информации, информатизации и защите информации" запрещает относить к информации с ограниченным доступом "законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие... права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации".

Очевидно, что если упомянутый перечень секретных сведений относить к данной категории, он не мог бы применяться, не будучи официально опубликованным. Чтобы избежать абсурдности такой позиции, Министерство обороны РФ указало на то, что "Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах РФ", утвержденный приказом Министра обороны РФ от 10 августа 1996 года № 055, предназначен для определения степеней секретности сведений и относится к тем представителям Министерства обороны РФ, которые по роду деятельности причастны к этой процедуре. В названии документа указано, что перечень действует "в Вооруженных Силах РФ", что не позволяет считать его общеобязательным и придавать "межведомственный" характер. Сам по себе он не устанавливает прав и обязанностей граждан, а служит рабочим механизмом для оценки массивов информации, с которой работают сотрудники Министерства обороны РФ. С такой аргументацией согласился Президиум Верховного суда РФ, признав указанный приказ и перечень не носящими нормативного характера. Следовательно, для них публикация или регистрация в Министерстве юстиции РФ не является условием вступления в силу – как правило, они действуют с момента их подписания.

Однако данное решение имеет значение и для всего того "гражданского большинства", которое не связано трудовыми или служебными правоотношениями с Вооруженными Силами РФ. Признание того, что данный акт носит внутриведомственный характер и его действие по кругу лиц строго ограничено, исключает обязанность хранить эти сведения в тайне для тех, кто не связан соответствующим обязательством с военным ведомством. Данный приказ принимается в соответствии с полномочиями Министерства обороны РФ утверждать такие перечни в определенных областях. Согласно Указу Президента РФ "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" № 61 от 24 января 1998 года, распределяющему полномочия по засекречиванию определенных категорий сведений, почти все федеральные органы исполнительной власти вправе утверждать подобные перечни в отношении своих "сфер ведения". Так, подобные документы "для служебного пользования", есть в Министерстве по связи и информатизации РФ, Министерстве экономического развития и торговли РФ и многих других.

В то же время возможности издания общеобязательного перечня, ознакомившись с которым, все граждане России были бы обязаны не распространять "третьим лицам" соответствующие данные под угрозой привлечения к дисциплинарной или уголовной ответственности, ни действующее законодательство, ни логика не предусматривают. Если в журналистском материале разглашены сведения, содержащиеся в одном из таких ведомственных перечней, ответственность за разглашение государственной тайны должно нести лицо, на которое трудовым договором или служебным долгом возложена обязанность по ее защите.

3. Список нормативных актов, упоминающихся в работе


  1. Гражданский кодекс РФ

  2. Закон РФ "О государственной тайне"

  3. Закон РФ "О средствах массовой информации"

  4. Закон РФ "О статусе военнослужащего"

  5. Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации"

  6. Конституция РФ

  7. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"

  8. Уголовный кодекс РФ

  9. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"

  10. Указ Президента РФ от 24 января 1998 года № 61 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне"

  11. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне"

  12. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера"



Похожие:

Московский государственный университет факультет журналистики iconСанкт-Петербургский государственный университет Факультет журналистики Кафедра международной журналистики полное название дипломного сочинения

Московский государственный университет факультет журналистики iconОргкомитет всероссийского тренинга «путь к олимпу»
Благотворительный фонд наследия Менделеева, Химический факультет мгу им. М. В. Ломоносова, рхту им. Д. И. Менделеева, рхо им. Д....
Московский государственный университет факультет журналистики iconФилологический факультет
...
Московский государственный университет факультет журналистики iconПрезентация по курсу «Финансовые рынки» Вексель Артюшенкова (Кузьменко) Наталья
Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова Экономический факультет
Московский государственный университет факультет журналистики iconМосковский государственный университет
Факультет государственного управления Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова при содействии Ассоциации...
Московский государственный университет факультет журналистики iconМосковский государственный областной университет

Московский государственный университет факультет журналистики iconФилологический факультет Санкт-Петербургский государственный университет

Московский государственный университет факультет журналистики iconФилологический факультет Санкт-Петербургский государственный университет

Московский государственный университет факультет журналистики iconФакультет филологии и журналистики
Ростовского государственного университета. В ознаменование этих событий 3–6 октября 2012 года в рамках ежегодных Южно-Российских...
Московский государственный университет факультет журналистики iconМосковский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова

Московский государственный университет факультет журналистики iconМосковский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов