Герой и конфликт романа icon

Герой и конфликт романа



НазваниеГерой и конфликт романа
Дата конвертации27.08.2012
Размер61.68 Kb.
ТипРеферат
1. /МартинИден.docГерой и конфликт романа


Московский государственный университет

имени М. Ломоносова


Кафедра зарубежной литературы


РЕФЕРАТ


НА ТЕМУ

Герой и конфликт романа

Джека Лондона

«Мартин Иден»


Студентки 4 курса факультета журналистики


Курт Аллы Георгиевны


Москва. 2002 г.

МАРТИН ИДЕН


Уж новый день на небе виден,

А в мыслях – Спенсер, Бэкон, Локк…

Я, как несчастный Мартин Иден,

А он был очень одинок.


Нет, не приму друзей упрека,

Что, дескать, много нас вокруг.

Я не одна, но одинока,

Как среди рослых -- карлик Мук.


И лишь за толстыми стенами

Из томиков любимых книг

Средь ищущих себе познанье

Я не услышу праздный крик.


Мещанским, пошлым пересудам

Меня не тронуть, не задеть.

И нет мне среди грешных судий --

Ни в прошлом, ни сейчас, ни впредь.


Это стихотворение родилось у меня после прочтения «Мартина Идена» Джека Лондона. И скорее не как отклик на затронувшее чувствительные струны души произведение – это несомненно, -- а как протест против поступка любимого литературного героя. Вернее, к концу книги он уже перестал быть для меня просто литературным героем. Из абстрактного персонажа уже давно, от испытания к испытанию, от главы к главе превратился в друга и единомышленника, живого, реального человека. И заслуга в этом Джека Лондона как большого и сильного писателя не подлежит сомнению.

Как понятны мне устремления Мартина доказать самому себе и любимому человеку, что ты рожден для большего, что ты можешь переродиться для лучшей жизни, стать причастным к проблемам, которые решали лучшие умы человечества. И ты не мог, Мартин Иден, не имел права предать всех своих учителей, которые и вырастили, и воспитали твою душу!

Критика, которой было предостаточно после выхода книги в свет, в таком трагическом исходе винила общество. И это понятно. Намного проще поставить самоубийство творческой личности в вину обществу – это так по-человечески, это так в традициях людей! Вряд ли можно назвать какое-либо историческое время в развитии общества, когда люди не винили бы в своих бедах именно окружающую действительность. А общество развивается по своим законам. Его структуру можно изменить, законы переписать, развитие затормозить или ускорить. Нужно решить для себя: либо ты принимаешь это общество и в соответствии с этим строишь свою жизнь, либо нет. У каждого из нас есть право протестовать против несправедливости общества и его традиций. И протест может выражаться по-разному.
Но поступок Мартина, даже если это протест, нельзя оправдать никакими побуждениями. И именно потому, что он -- Мартин Иден.

Что, собственно говоря, так возмутило Мартина в обществе, в котором он жил? Его черствость и жестокость? Так разве он не сталкивался с трудностями неблагополучной жизни с самого раннего детства? Корысть людей, их лицемерие? Но разве это такая уж тайна для чувствительной души, умного сердца? Какого понимания ждал Мартин от людей, когда даже лучший из всех на земле, сын Божий, не нашел его и мог оставить всем нам лишь надежду на прощение!

Но Мартин Иден не имел веры в высшую любовь и справедливость. Он читал совсем другие книги и искал истину в философии материалистов. В итоге, до самой последней минуты сохраняя здравый смысл, избавил себя от невыносимых душевных страданий. Он сломался, не выдержав самого главного экзамена на звание Человека. И так ли уж прочен был в нем моральный стержень, который он ковал в себе столько времени. Сомневаюсь.

Такие человеческие качества как подлость, корысть, зависть, эгоизм были и будут всегда. Не зная, что такое зло, мы не знали бы и что такое добро. Так что же явилось той последней каплей, которая переполнила чашу протеста против действительности Мартина Идена?

Может быть это смерть единственного друга Бриссендента, личности неординарной и яркой, независимой и талантливой. А может быть предсказанное им глумление и «мышиная возня», суета вокруг действительного гениального литературного произведения друга. Может быть оно и показало Мартину, перед кем он «мечет бисер», отняв силу и веру быть понятым, оцененным по достоинству. Он намеренно встает в оппозицию к обществу, с которым не хочет иметь ничего общего. Но и раньше Мартин мало общего имел с ним. В своих душевных порывах, в желании творить добро он уже был белой вороной в черной стае людей-потребителей. Но тогда он не тяготился своей непохожестью. Он видел перед собой цель и летел к ней на крыльях. Пуля, которой Бриссенден прервал свою молодую жизнь, сломала и крылья Мартина. Он понял вдруг, что цель его – мираж, любовь – мираж, а вся жизнь – бессмысленное течение слишком долгих дней на земле, где главное для людей – деньги, положение в обществе и громкое имя.

Отчаяние человека, обманувшегося в своих лучших чувствах, можно понять. Но почему-то здесь мне вспомнилась строка из «Шагреневой кожи» Бальзака: «Разве ты не знаешь, что каждый притязает на то, что он страдал больше других?». Мартин думал только о себе, «зациклившись» на своей боли. Он даже не пытался вывести себя из состояния отчаяния и разочарования всем и вся. Не весь мир таков, каким ощущал его наш герой. В нем еще живет красота и справедливость, надежда и радость. Мартин не мог этого не знать. Сколько замечательных людей встречал он на своем пути. И человек сильный духом, каким, несомненно, был Мартин Иден, из любой самой трудной ситуации вышел бы еще более закаленным. В минуты слабости и горя, безысходности и поражений такого человека всегда выручит вера. Во что? У каждого из нас – свой маяк. И был ли он у Мартина Идена – вот в чем вопрос.

Наверное, вначале таким маяком для него была любовь к Руфи Морз. Еще один маяк -- желание стать признанным мастером слова, писателем. Но при всем этом не нашлось в жизни Мартина настоящего дела, которое смогло бы удержать его в жизни. Не нашлось у этого человека зацепок ни в любви, ни в дружбе, ни в политике.

И получается, что «не дотягивает» мой любимый Мартин Иден до положительного, в общепринятом смысле, героя. Почему же постепенно уходит мое уважение к нему, гордому и упрямому, честному и искреннему. Потому что рядом с этими качествами нет места малодушию и отчаянию. Как мне кажется, Джек Лондон и сам чувствовал эту двойственность: любя всем сердцем своего героя, он приносит его в жертву какой-то не совсем понятной мне идее.

Он рисует нам последние месяцы жизни Мартина и пытается представить его как порядочного человека, который стал настоящим ангелом-хранителем своих близких и товарищей. Он устраивает безбедную жизнь многодетной матери-одиночке, когда-то приютившей его, своих сестер, безоблачное будущее влюбленной в него Лиззи Королли, бывшего сослуживца Мартина по прачечной Джо. Но только он, Джо, и почувствовал в этом жесте то же, что и я -- желание раздать долги, чтобы навсегда «откупиться» от этих людей. Искренности в этих поступках было сколько угодно, а вот доброты, любви к людям – нисколько. И порыв Джо ударить Мартина лично мне понятен. Очень уж это все походило на формальную благотворительность, принятую в том обществе, от которого и бежал Мартин Иден…


* * *

И все же никак не могу примириться с нелогичностью финала. На протяжении всего романа автор рисует нам человека неординарного и стойкого, трудностями он готовит его к самому важному испытанию. И что же? Мартин Иден его не выдержал. Выходит, все его старания, все стремления зря? Значит, нет никакого смысла ставить перед собой цели и упорно их добиваться, совершенствовать свою личность?

Нет, есть. И я полностью согласна к той частью критиков романа, которые обвиняют Мартина Идена в отсутствии веры. Веры в будущее, в любовь и красоту, в победу добра над злом, в честных и порядочных людей.

Как мне кажется, есть еще одна причина духовного поражения Мартина Идена. У человека всегда должно быть дело. И может быть, отказавшись от своего литературного труда, Мартин уже убил часть своей души?

Нет, морская глубина, не выход из тупика, в который Мартин сам себя завел. И не могу заставить себя ни жалеть, ни сочувствовать, ни оправдывать моего любимого литературного героя. Жизнь человека – бесценный дар. И даже суета, которую мы так часто принимаем за единственно существующую реальность, никогда не заставит меня об этом забыть.





Похожие:

Герой и конфликт романа iconЧитая роман “Евгений Онегин”
Лиро-эпический жанр произведения предполагает переплетение двух сюжетов – эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и...
Герой и конфликт романа iconОбъектом исследования в данной работе является текст романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Объектом исследования в данной работе является текст романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», фрагменты ранних рукописей романа...
Герой и конфликт романа iconМужчины Бузовой Презентация предоставлена Викуле от Пантерки, прошу любить и жаловать
Ах, Нелидов Нелидов…кого же ты упустил!!! Он был, пожалуй, единственным парнем на проекте, который нашей принцессе не ответил взаимностью,...
Герой и конфликт романа iconДокументы
1. /Info.txt
2. /История изучения романа М.Ю...

Герой и конфликт романа iconПечорин и Грушницкий (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
А. С. Бурачок, утверждал, что образ главного героя романа – “эстетическая и психологическая нелепость”, а в самом произведении “философии,...
Герой и конфликт романа iconПолитический кризис в России весной-летом 1993 года
Выступление Ельцина было выдержано в хамском тоне, не подобающем главе государства: так, он утверждал, что будто бы конфликт между...
Герой и конфликт романа iconМихаил Булгаков и Данте Алигьери Замысел романа «Мастер и Маргарита»
«романа о дьяволе» (в первых редакциях которого повествование ведется также от первого лица)». 1 Булгаков посчитал себя обязанным...
Герой и конфликт романа iconСудье Сосновоборского городского суда Красноярского края Петрушиной Лилии Михайловне адвоката Качанова Романа Евгеньевича
Адвоката Качанова Романа Евгеньевича – в защиту осужденного Соколова Алексея Вениаминовича, 1973 г р
Герой и конфликт романа iconПоездка в город-герой Волгоград
В преддверии Дня Победы учащиеся 6 а и 7 б классов 1мая посетили город-герой Волгоград
Герой и конфликт романа iconКрестьянская война 1773-1775 Емельян Пугачев- герой или антигерой Отечества? Герой или антигерой?!
Манифест Е. И. Пугачева для объявления по всенародное известие Божиею милостию мы, Петр Третий, император и самодержец Всероссийский,...
Герой и конфликт романа iconВ красноярский краевой суд адвоката Качанова Романа Евгеньевича – в защиту Соколова Алексея Вениаминовича
Качанова Романа Евгеньевича – в защиту Соколова Алексея Вениаминовича, отбывающего наказание в лиу-37 оик-40 гуфсин россии по Красноярскому...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов