Произведение Фридриха Ницше \"Так говорил Заратустра\" написано в стиле священных книг, то есть представляет собой слабоструктурированную последовательность картин и действий, изложенную метафорическим языком icon

Произведение Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра" написано в стиле священных книг, то есть представляет собой слабоструктурированную последовательность картин и действий, изложенную метафорическим языком



НазваниеПроизведение Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра" написано в стиле священных книг, то есть представляет собой слабоструктурированную последовательность картин и действий, изложенную метафорическим языком
Дата конвертации27.08.2012
Размер93.28 Kb.
ТипДокументы




Произведение Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра" написано в стиле священных книг, то есть представляет собой слабоструктурированную последовательность картин и действий, изложенную метафорическим языком. Восприятие подобной литературы напрямую зависит от интеллекта, типа мышления и душевного состояния читателя. Можно утверждать, что произведение, начиная с подзаголовка ("Книга для всех и ни для кого"), содержит бесконечное количество идей и образов, так как, помимо интерпретации отдельных фраз и картин, существует возможность комбинирования различных отрывков произведения и интерпретации полученных комбинаций. То есть любое исследование данной книги в конечном счете будет представлять собой лишь субъективную интерпретацию произведения исследователем, и ни один исследователь не имеет права утверждать, что именно выявленные им идеи и образы произведения являются основными и определяющими. Ни коим образом не претендует на безусловную истинность и данная работа. Это - лишь версия, один из вариантов восприятия книги Ницше. Один из законов восприятия гласит, что человек способен воспринимать наличие или отсутствие того, что у него есть, все прочее просто не будет замечено. То же относится к книге Ницше "Так говорил Заратустра".

Итак, "Книга для всех и ни для кого". Лично я понял этот подзаголовок, как утверждение потенциала каждого стать сверхчеловеком, и при этом осознание Фридрихом Ницше, что никто, в максималистском понимании, этим сверхчеловеком не станет. Идея книги подобна костру на горной вершине (метафоры проще объяснять метафорами, чем пытаться загонять их в схематичные материалистические формулировки), который погорит некоторое время (несколько столетий или тысячелетий), маня путников, и погаснет, так и никем не достигнутый.

Хотя, при этом будет стимул двигаться, идти вперед, будет этот самый перёд. Книга дает новые мировоззренческие ориентиры, причем ориентиры грандиозные, на выполнение которых не то, что жизни не хватит, всей прошлой эволюции человечества мало, то есть, в этом отношении книга бесконечно жизнеутверждающая.

Первая глава, с одной стороны, - признание конечности Заратустры. Он "пресытился своей мудростью" и "начался закат Заратустры". С другой стороны - вынжужденный сюжетный ход, так как, если бы Заратустра оставался в одиночестве в своей пещере, то не было бы конфликта, то есть столкновения мировоззренческих установок Заратустры с традиционным миропониманием, то есть не было бы самой книги. Но, с другой стороны, мудростью нельзя пресытиться, описанное в книге пресыщение мудростью на деле является симптомом душевного кризиса, исчерпанием старого пути развития и готовности к переходу на новую ступень. Выход Заратустры к людям напоминает проведение ученым эксперимента по проверке долго разрабатываемой теории, которая стала смыслом и центром жизни.

Вообще, Заратустра - это не материальный образ. Это мысль, идея, понимание жизни, мировоззрение Ницше.
Философ бросает вызов миру, и Заратустра развенчивает существующее мироустройство. Не утверждая свою правду, он обличает неправду многих, претендующих на правду. Его идеи кажутся крайностью, они шокируют, но, в принципе, все верно. Хотя, опять же, все это есть , но есть не только это.

"Бог мертв", так говорит Заратустра. Очевидно, это опять следует понимать, как смерть, точнее, констатацию смерти идеалов, которые являлись определяющими в жизни людей в предыдущие века. Достигнуть в своем душевном развитии душевного состояния Иисуса Христа - примерно такую линию развития личности (если к средневековому человеку применимо слово "личность") проповедовали богословы. "Бог мертв" означает, что того пути больше нет. По крайней мере, для Ницше и для тех, кто вместе с ним ищет новое миропонимание и новое место человека в природе. Не развитие сострадания будет означать продвижение вперед, а другие установки и идеалы, с которыми спускается Заратустра с горы, и которые необходимы пытающемуся определиться в жизни современнику Ницше. "Бог мертв", то есть жизненный путь Иисуса Христа больше никогда не будет для людей идеалом.

"Человек есть нечто, что должно превзойти". Это можно считать утверждением бесконечности возможностей человека и признанием нереализуемости этих возможностей в традиционной жизненной парадигме. Это - указание нового пути, пути в бесконечность, пути к сверхчеловеку, к тому, для кого эта книга и кем каждый может стать. И кем никто не станет, считает Ницше.

Постоянный рост внешних и внутренних возможностей как источник и норма жизни - вот движение к сверхчеловеку. Или это уже сам сверхчеловек, человек, который каждый день и каждый миг превосходит сам себя и заново открывает мир, и мир вещей путем создания новых, более совершенных и более гарантированно утверждающих людей в мире, и мир идей, когда с каждой новой мыслью меняется понимание всех предыдущих, происходит переосмысление и уточнение знаний о нем.

Любой великий представитель какой-либо эпохи прежде всего представляет собой эту эпоху. И его идеи - это идеи человечества, доросшего до данной эпохи. В мире идей невозможно претендовать на оригинальность, то, что осталось от эпохи следующим поколениям, характеризует не столько способность производит идеи, сколько возможность их запечатлевать и оставлять. И прославленный писатель прославлен, потому что смог наиболее удачно выразить волновавшее, а эпоха - потому что позволила ему выражать.

Чем примечателен 19 век? Это прежде всего машинная революция в технике, огромный рост производительности труда и, как следствие, достижение развитыми странами небывалого уровня жизни. Ушли в прошлое голод и эпидемии, грамотность стала тотальной, невероятно большое количество людей получили возможность жить без каждодневной бескомпромиссной борьбы за выживание. Это было величайшим достижением человечества, но решением проблемы всегда является новая проблема. Куда тратить высвободившуюся энергию? Традиционное христианство рекомендовало сострадание, многие современники Ницше - развлечения, сам Ницше - бесконечное развитие. Отсюда этот идеал сверхчеловека, который должен превзойти.

Отсюда же и "вечное возвращение". Не первобытное обезьянье состояние человека под целью возвращения имел ввиду Ницше, а возвращение на путь к сверхчеловеку. С этого пути будут постоянные отклонения. По слабости или из-за заблуждения, но человек будет останавливаться, довольствоваться достигнутым или терять уверенность в своих силах. И "вечное возвращение" здесь должно быть напоминанием о непройденном пути, о цели, которая единственная заслуживает быть целью.

Признавая, что существующее социально-политическое устройство и насаждаемая господствующими институтами идеология представляют собой препятствия для реализации идеала сверхчеловека, Ницше устами Заратустры дискредитирует данные учреждения в контексте новой парадигмы развития. Собственно говоря, вся книга представляет собой уничижительную критику общественного устройства, сковывающего созидательную энергию людей, гонящего созидателей и поощряющего тех, кто не созидает. Направления развития не задаются, их надо искать. Впрочем, сверхчеловек и есть постоянно ищущий в противовес довольному не заслуживающей довольства жизнью человеку.

Заратустра ненавидит лень, в особенности, лень умственную, нежелание познавать мир. Заратустра безжалостен, но эта безжалостность к ближнему является проявлением любви к дальнему, как тренер, изматывая учеников, превращает их в чемпионов, так и Заратустра с безжалостностью уничтожает все самодовольное, вгоняет человека в отчаяние, которое заставит двигаться к сверхчеловеку. Именно в данном контексте надо интерпретировать широко цитируемую фразу "падающего подтолкни". Не убивать людей как биологических существ призывал Ницше. Падающий - это ведущий мещанский образ жизни, который есть путь к умственной, а затем и ко всей остальной деградации, если только смерть не наступит раньше. И подтолкнуть здесь значит уничтожить эту мещанскую личность как систему взглядов, вогнать ее в кризис, выходом из которого будет путь к сверхчеловеку.

Примечательны высказывания о государстве, этом "самом холодном из чудовищ". Ведь Ницше жил в 19-м веке. 20-й век, век безжалостных кровожадных тоталитарных государств с беспримерной мощью и всепроникающим влиянием был еще впереди. Государства 19-го века - божие одуванчики по сравнению с государствами века грядущего. Но суть подмечена верно. Будучи созданными для организации общественной жизни на определенном этапе развития человечества, с течением времени государства превратились учреждения с сомнительной экономической эффективностью и, в придачу, культивирующие среди госслужащих совершенно не те качества, которые определяют развитие человеческой личности. "Лишние люди", так определяет Ницше чиновников. Действительно, государство является работодателем для огромной массы людей, которых ни один частный работодатель не возьмет на работу ввиду их никчемности. Трудовые коллективы многих госучереждений представляют собой примеры неблагополучнейших. Но ужаснее всего взаимоотношения государства и человека. "Человек кончается там, где начинается государство", пишет Ницше. Действительно, имеющие соответствующие утвержденные начальством и законом полномочия и направляемые приказом люди вмешиваются в судьбы других людей с разрушительными последствиями, то, что они никогда бы не сделали как люди, они делают как представители государственной машины. Жалости и взаимопониманию нет места там, где между людьми поставлен закон или приказ. И как показал 20-й век, самые страшные преступления совершались именно по закону.

Легендарной стала цепочка превращений верблюд-лев-ребенок, позже преобразованная создателем трансакционного анализа Эриком Берном в трехуровневую структуру личности родитель-взрослый-ребенок. Влияние воспитателей развивает силу, но эта сила покорна догмам воспитателей. Нужно отвоевать себя для себя. Иначе жизненная модель, при всей внешней успешности, не принесет счастья, так как человек, по сути дела, будет заниматься реализацией навязанных ему чужих жизненных ролей. Верблюда будут нагружать, пока у него не сломается спина. Человек, занятый реализацией чужих идей, обречен на глубочайший психологический кризис, кризис непрожитой жизни, своей жизни. Разрыв с установками воспитателей, взгляд на жизнь собственными глазами и построение линии поведения в соответствии с собственными жизненными установками - многим кажется даже это недостижимым. Но для Ницше это лишь переходный этап, победа над драконом значит, что теперь ребенку ничего не мешает творить. Творить жизнь, созидать. Созидающий подобен ребенку тем, что он действует в непосредственном контакте с миром, минуя введенные цивилизацией опосредования и условности. Только ребенок созидает, потому что он не знает, что уже создано, и вынужден заново создавать все для себя, а созидающий человек с духом ребенка прекрасно осведомлен об уже созданном. Он создает не от неумения пользоваться уже созданным, а реализуя свой творческий потенциал. И каждое его творение фиксирует более глубокое проникновение в суть вещей, чем было выражено в предыдущих творениях человечества. Снова другими словами описывается все то же магистральное направление развития, реализация идеала "сверхчеловека".

Не забыл Ницше и своих коллег - ученых. Но и здесь он поразительно прав. "Народу служили вы и народному суеверию, а не истине!" - утверждает Ницше. Действительно, наука не менее уязвима для проникновения случайных людей, людей, не понимающих ее сути, чем прочие сферы деятельности. Только в случае науки сложнее (особенно, традиционно воспитанному и неискушенному человеку) определить фальшь и обман. 19-й век - это не только крах культа религии, это еще и становление культа науки. Бесчеловечные эксперименты века 20-го будут освящены именами гениев человечества.

В ученые идут люди, не нашедшие себя в практической деятельности, питающиеся отбросами чужих мыслей, потому что они не могут добыть свои. Сидящие в безопасности в уютных кабинетах и описывающие и оценивающие плавание других по океану жизни. Люди, озабоченные не поиском истины, то есть соотношением истины достигнутой, доказанной, относительной с собственным проникновением в суть истины абсолютной, а тем же, чем озабочена любая другая посредственность - то есть конъюнктурой данного извращенного (стимулирующего развитие не тех параметров, которые определяют повышение качества предложения) рынка. Наука-ритуал (для учащихся), наука-прибежище неудачников практики (для сотрудников), наука-служанка, легитимирующая и обосновывающая данное общественное устройство. Наука, забывшая относительность своих истин и претендующая на руководство и регламентацию жизнью. И тут же следует осознание, что подлинный поиск истины предусматривает оппозиционность официальной науке (что, в принципе, должно быть нормально, иначе все мысли паутиной покроются) и ему всегда будут противостоять официальные титулованные ученые.

И последнее, что хотелось бы рассмотреть в этой работе, это отношение Ницше к женщине. Не женоненавистничество как отвращение к женскому полу как объективной биологической реальности утверждает Ницше, а ненависть к женскому мировоззрению. К мировоззрению существа, находящегося веками в сильнейшей социальной зависимости, оторванному от научного и социального творчества. Сексуальный объект и детородный механизм - вот роли, которые были оставленные женщине. Веками благополучие женщины и ее детей зависело от благополучия мужчины. А рабское состояние, тем более, воспроизводимое из поколения в поколение, не проходит бесследно. Созидающий обязан ненавидеть раба, являющегося его антиподом. Поэтому и Ницше ненавидит женщину как тип мировоззрения, предполагающий исключительно рабско-тиранические межличностные отношения. Еще раз подчеркиваю, объект ненависти - не физическое существо, а тип мировоззрения, условно названный женщиной ввиду того, что среди женщин данный тип представлен в большей мере, нежели среди мужчин. И эта ненависть есть утверждение в женщине человека, человека, способного перешагнуть через дихотомию раб-тиран и встать на путь творческого созидательного развития, на путь к сверхчеловеку.

В данной работе рассмотрены лишь некоторые идеи и образы книги Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра". Все трактовки носят предположительный характер и ни на что не претендуют. Я написал то, что я понял и как я это понял. Если попытаться вывести резюме данной работы, то оно будет звучать примерно так: "Основная идея философско-поэтической книги Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра" заключается в выведении сверхчеловека как созидательной модели жизнетворчества, в переходе от рациональной ограниченности и духовного абсолюта к рациональной бесконечности и духовной относительности, что уничтожает ограничители развития и открывает новые измерения для созидательной деятельности".




Похожие:

Произведение Фридриха Ницше \"Так говорил Заратустра\" написано в стиле священных книг, то есть представляет собой слабоструктурированную последовательность картин и действий, изложенную метафорическим языком iconДокументы
1. /Ницше Так говорил Заратустра.doc
Произведение Фридриха Ницше \"Так говорил Заратустра\" написано в стиле священных книг, то есть представляет собой слабоструктурированную последовательность картин и действий, изложенную метафорическим языком iconДокументы
1. /Фридрих Ницше Так говорил Заратустра.doc
Произведение Фридриха Ницше \"Так говорил Заратустра\" написано в стиле священных книг, то есть представляет собой слабоструктурированную последовательность картин и действий, изложенную метафорическим языком iconЮлия Голованова
О, великое светило, к чему бы свелось твоё счастье, если б не было у тебя тех, для кого ты светишь? «Так говорил Заратустра». Фридрих...
Произведение Фридриха Ницше \"Так говорил Заратустра\" написано в стиле священных книг, то есть представляет собой слабоструктурированную последовательность картин и действий, изложенную метафорическим языком iconКнига для всех и ни для кого Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 189. Тамже. 61. Там же. 206
Богом или без Бога, появляется совершенно новая концепция, рассматривающая творчество не как прорыв духа из царства материи, не как...
Произведение Фридриха Ницше \"Так говорил Заратустра\" написано в стиле священных книг, то есть представляет собой слабоструктурированную последовательность картин и действий, изложенную метафорическим языком iconДокументы
1. /Так говорил Заратустра.doc
Произведение Фридриха Ницше \"Так говорил Заратустра\" написано в стиле священных книг, то есть представляет собой слабоструктурированную последовательность картин и действий, изложенную метафорическим языком iconАндрей Белый Маски Москва – 3
Москве. Основную идею автор определяет так: "…разложение устоев дореволюционного быта и индивидуальных сознаний в буржуазном, мелкобуржуазном...
Произведение Фридриха Ницше \"Так говорил Заратустра\" написано в стиле священных книг, то есть представляет собой слабоструктурированную последовательность картин и действий, изложенную метафорическим языком iconДокументы
1. /Фридрих Ницше_Так говорил Заратустра.doc
Произведение Фридриха Ницше \"Так говорил Заратустра\" написано в стиле священных книг, то есть представляет собой слабоструктурированную последовательность картин и действий, изложенную метафорическим языком iconОсновы работы с пакетом компьютерных презентаций impress назначение Impress
Компьютерная презентация представляет собой последовательность слайдов, которые содержат различные элементы, включая текст, таблицы,...
Произведение Фридриха Ницше \"Так говорил Заратустра\" написано в стиле священных книг, то есть представляет собой слабоструктурированную последовательность картин и действий, изложенную метафорическим языком iconАндрей Белый Москва под ударом Москва – 2
Москве. Основную идею автор определяет так: "…разложение устоев дореволюционного быта и индивидуальных сознаний в буржуазном, мелкобуржуазном...
Произведение Фридриха Ницше \"Так говорил Заратустра\" написано в стиле священных книг, то есть представляет собой слабоструктурированную последовательность картин и действий, изложенную метафорическим языком iconТема: циклические алгоритмы
Цикл – это такая форма действий, при котором одна и та же последовательность действий повторяется несколько раз (или ни разу), в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов