В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века icon

В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века



НазваниеВ. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века
страница1/37
Дата конвертации27.08.2012
Размер6.26 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
1. /Kuznecov_nkf.docВ. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века



В.Н.Кузнецов

Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века

Допущено

Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебного пособия

для студентов

философских факультетов

университетов

Москва «Высшая школа» 1989

ББК 87.3 К 89

Рецензенты: кафедра истории философии Уральского государственного университета им. А. М. Горького (зав. кафедрой, д-р филос. наук, проф. К. Н. Любутин); д-р филос. наук, проф. А. Г. Мысливченко (Институт философии АН СССР)


Кузнецов В. Н.

К 89 Немецкая классическая философия второй половины XVIII— начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов.-М.: Высш. шк., 1989.-480 с.

ISBN 5-06-000002-8

Это первое учебное пособие, целиком посвященное немецкой классической философии. В нем с учетом новейших достижений историко-философской науки и современных задач университетского образования освещаются учения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Немецкая классическая философия охарактеризована в ее неоднозначности и противоречивости: ее диалектические и материалистические положения показаны как один из теоретических источников марксизма, а ее агностические; идеалистические, теистические утверждения — как важнейший источник антимарксистских спекуляций в философии.


К0301030000 (4309000000)-25520-89 ББК 87.3 001(01)-89 1Ф

(с) Издательство «Высшая школа», ISBN 5-06-000002-8 1989


ПРЕДИСЛОВИЕ

Понятие «немецкая классическая философия», введенное Ф. Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII в.— первой половины XIX в., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха нашли выражение наиболее значительные идеи немецкой философской мысли рассматриваемого периода. К концу XVIII в.
учения Канта, Фихте, Шеллинга заняли ведущее место в западноевропейской философии, а затем в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля и Фейербаха, немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческое значение, состоящее прежде всего в том, что благодаря своим достижениям она явилась непосредственным теоретическим источником марксизма в области философии. Связывая создание диалектико-материалистической философии с процессом обогащения К. Марксом материалистической мысли «приобретениями немецкой классической философии, особенно системы Гегеля, которая в свою очередь привела к материализму Фейербаха», В. И. Ленин указывал, что «главное из этих приобретений — диалектика...» (2. 23. 43)1.

Не свободные от существенных ограниченностей диалектические новации немецкой классической философии оказались включенными в острейшую конфронтацию идеализма, прошедшего путь от кантовского

1 Здесь и далее цифры в скобках указывают: первая цифра — на источник, приведенный в списке литературы в конце книги; цифры курсивом — том из собрания сочинений, цифра рядом с ней через дробь — часть тома; последующие цифры, приводимые через запятую, — страницы цитируемого источника.

1* 3

«трансцендентального идеализма» до гегелевского «абсолютного идеализма», с материализмом. В ходе этой конфронтации, которая длительное время выглядела как победоносная для идеализма, последний существенно обновился и сделался значительно более содержательным, чем прежде. Это явилось мощным стимулом для соответствующего обновления и дальнейшего развития материализма. Фейербах, вступая на такой путь, усмотрел возможность материалистического «перевертывания» содержания идеалистических учений от Канта до Гегеля на основе выявления его имплицитной и вместе с тем существенной материалистичности. Это был принципиально важный шаг в деле понимания новейших сложных форм взаимодействия материализма и идеализма, сопровождавшийся использованием данного понимания в интересах развития материалистической философии.

К числу крупнейших достижений немецких мыслителей от Канта до Фейербаха относится уяснение того отнюдь не очевидного факта, что при всем многообразии проблем у философии имеется основной вопрос и он состоит в определении отношения между мышлением и бытием.

В отличие от английских, а особенно французских философов XVIII в., стремившихся популяризировать свои учения среди возможно более широких слоев читателей и находивших подходящий для этого способ изложения, немецкие мыслители от Канта до Гегеля предназначали свои сочинения большей частью для весьма ограниченного круга читателей, состоящего из тех, кто профессионально занимается философией в качестве компетентных специалистов или в качестве готовящихся стать таковыми студентов. В традициях немецкой университетско-академической философии было создание трудных для восприятия сочинений, изобилующих абстрактными дедукциями и написанных сухим языком с массой понятных лишь посвященным специальных терминов, в том числе вновь изобретаемых. Эта форма распространенных в Германии философских произведений соответствовала и содержанию, и способу построения спекулятивно-идеалистических систем. Имея в виду немецких философов, Гегель с известной долей самокритичности отмечал: «О нас идет слава как о глубоких, но часто неясных мыслителях» (96. 3. 72).

4

Основы научного понимания немецкой классической философии обстоятельно разработаны в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, давших вместе с тем многочисленные образцы проникновения в суть самых «темных» произведений этой философии, в частности гегелевских «Феноменологии духа» и «Науки логики». Опираясь на это марксистско-ленинское наследие и применяя лежащую в его основании диалектико-материалистическую методологию, советские и зарубежные ученые уделяли много внимания исследованию многообразия тем и аспектов немецкой классической философии, а также целостной характеристике творчества каждого из ее создателей. В нашей стране было опубликовано также несколько солидных обобщающих работ о всей немецкой классической философии в целом1.

Предлагаемая книга2 — итог исследовательской и преподавательской работы, которую автор вел на философском факультете МГУ с 1960 г. Свою задачу автор видел в том, чтобы в максимально доступной форме, но без упрощения сути дела осветить для студентов философских факультетов (а также, разумеется, для всех читателей, приступающих к изучению истории философии) сложный путь развития немецкой философской мысли от Канта до Гегеля и Фейербаха, обращая вместе с тем внимание на эволюцию воззрений ее ведущих представителей. Названная задача включает в себя характеристику всех основных положений и сторон учения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха с учетом реальной неоднозначности и даже противоречивости этих учений. С целью способствовать творческому освоению читателями немецкой классической философии автор стремился к тому, чтобы наряду с его обобщающими характеристиками рассматриваемых воззрений последние были бы по мере возможности представлены в книге так, как они формулировались самими их творцами.

1 Это написанный В. Ф. Асмусом и Б. Э. Быховским большой раздел в III томе «Истории философии» (М., 1943), 6 глав в «Западноевропейской философии» И. С. Нарского (М., 1976) и книга А. В. Гулыги «Немецкая классическая философия» (М., 1986).

2 Она представляет собой очередной том — после книги В. Н. Кузнецова, Б. В. Мееровского, А. Ф. Грязнова «Западноевропейская философия XVIII века» (М., 1986) — новой серии учебных пособий по истории зарубежной философии.

5

Опираясь в процессе работы над книгой на многочисленные труды советских и зарубежных исследователей-марксистов по немецкой классической философии, автор не счел, однако, целесообразным цитировать кого-либо из них (за одним-двумя исключениями). Подобное цитирование заняло бы десятки или даже сотни страниц, так как после едва ли не каждого своего суждения автор должен был назвать многих исследователей, с которыми он при этом оказался согласен, и, возможно, еще нескольких исследователей, с которыми обнаружилось разногласие. Вдобавок пришлось бы еще отмечать, какие суждения автора ранее никем не высказывались. Специалисты легко определят, на чьи выводы опирается автор и в чем он расходится с другими исследователями, в чем проявляется новизна его трактовки немецкой классической философии 1. Для широких кругов читателей, к которым в первую очередь обращена эта книга, главный интерес представляет уяснение сути этой философии в целом и в многообразии ее основных идей. Принимая на себя всю ответственность за содержащиеся в данной книге выводы, обобщения и оценки, автор считал целесообразным подкреплять их не ссылкой на работы других историков философии, а аргументацией по существу рассматриваемых вопросов.

Что касается многочисленных немарксистских и антимарксистских трактовок немецкой классической философии, то автор, не входя в их конкретное рассмотрение (для чего потребовалась бы специальная большая книга), но учитывая их наличие, выразил критическое отношение к ним посредством обоснования позитивных альтернатив по всем главным вопросам, трактуемым в соответствующей литературе.

Поскольку на философских факультетах университетов история эстетических учений является предметом особого обширного курса, трактовки искусства в немецкой классической философии (они занимают большое место в системах взглядов Канта, Шеллинга, Гегеля) освещаются в данной книге лишь в их основных чертах и в их общефилософской значимости.

1 Важнейшие советские и зарубежные исследования по немецкой классической философии указаны в библиографии, помещенной в конце книги.

6

ВВЕДЕНИЕ

Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины XVIII в. и имевшего другим своим проявлением, главным по воздействию вширь на общественное сознание, классическую немецкую литературу, корифеями которой считаются Г. Э. Лессинг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне. Этот подъем был включен в общеевропейское движение общественной мысли, получившее название Просвещения. Наиболее ярко и мощно Просвещение развернулось во Франции, где представлявшая его плеяда философов (Вольтер, Монтескье, Руссо, Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах и многие другие), самые влиятельные из которых были одновременно крупнейшими писателями и драматургами своей эпохи, идеологически подготовила величайшую буржуазно-демократическую революцию Нового времени, которая в конце XVIII в. до основания разрушила в этой стране феодально-абсолютистский строй. Хотя в экономически разобщенном и политически раздробленном конгломерате немецких государств (их число приближалось к 400!) в то время отсутствовали объективные условия для проведения антифеодальной и антимонархической революции (немецкая буржуазия из-за своей слабости была не способна сыграть необходимую для такой революции роль класса, возглавляющего борьбу крестьянских масс), деятели передовой немецкой культуры, которые в основном были выходцами из бюргерской среды, сумели с большой силой выразить характерный для Просвещения протест против феодального гнета, деспотизма коронованных правителей, клерикального засилья. В своих социальных идеалах немецкая классическая философия и литература, испытавшие огромное влияние событий, происшедших в других европейских странах (прежде всего в Англии и Франции), предвосхищали перспективы прогрессивного развития Германии.

7

Немецкая классическая философия развивалась в эпоху глубочайших изменений, которые происходили в экономической, социально-политической и духовноидеологической жизни всей Европы, прямо или косвенно затрагивая также немецкие государства и становясь предметом осмысления живших в них философов, чей мировоззренческий кругозор при всей его определенности условиями своей страны не был национально ограниченным. Вслед за мировоззренческой революцией Просвещения произошла имевшая мировой резонанс Великая французская революция (1789—1794). Она потрясла соседние феодальные государства главным образом в ходе войн, которые с 1792 по 1815 г. вела сначала революционная, а затем наполеоновская Франция с коалициями противостоящих ей государств, включая немецкие. Последовавший за этим период большей или меньшей реставрации феодально-монархических режимов сменился (после происшедшей в июле 1830 г. во Франции революции) примерно двумя десятилетиями вызревания условий для целой серии буржуазно-демократических революций, которые в 1848—1849 гг. прокатились по ряду европейских стран, в том числе и по германским государствам; причем в некоторых странах имели место первые выступления революционного пролетариата.

Революционные перемены происходили и в естествознании, в котором механика утрачивала свою прежнюю доминирующую роль. К концу VIII в. сформировалась химия как наука о качественных превращениях природных веществ. В первые десятилетия XIX в. появились такие вызвавшие огромный интерес философов новые, немеханические отрасли физики, как учения о магнетизме и электричестве, вскоре объединившиеся в одну научную дисциплину, изучающую электромагнитные явления. Быстро прогрессировала совокупность биологических дисциплин, все более продвигавшихся к созданию условий для выработки научно обоснованной теории эволюции как обобщающего теоретического построения.

Происходила острейшая борьба свободомыслия с религией, которая в период после Великой французской революции пыталась отвоевать позиции, утраченные в эпоху Просвещения, а затем опять вынужденно отступала в условиях нового подъема освободительной борьбы.

8

В рассматриваемую бурную и противоречивую эпоху объективная диалектика развития проявлялась в различных сферах общественного бытия и общественного сознания отчетливее, чем когда бы то ни было прежде, и поиск адекватного понимания происходящих изменений наиболее подготовленными к этому немецкими философами увенчивался успешным продвижением по пути разработки диалектического способа мышления. Начиная с Канта плеяда мыслителей первой величины придала небывалую интенсивность и глубину развитию немецкой философской мысли.

Само это развитие представляло собой своего рода философскую революцию, о которой можно говорить, по крайней мере, в двух смыслах. Во-первых, в том смысле, что и Кант, и Фихте, и Шеллинг, и Гегель, и Фейербах вносили своими учениями1 радикальные новации в развитие философской мысли: каждое из них диалектически, т. е. с сохранением определенной преемственности, отрицало предшествующее. Немаловажно, что все названные мыслители сами считали себя радикальными новаторами в философии. Кант, созидая первую ступень немецкой классической философии в процессе преодоления ранее господствовавшей в Германии лейбнице-вольфианской «метафизики», полагал, что он вместе с тем совершает «коперниканскую революцию» по отношению к всей предшествующей философии. Фихте был убежден, что значение его «наукоучения» для философии равнозначно значению Великой французской революции для социально-политической истории человечества. Согласно Гегелю, в созданной им системе «абсолютного идеализма» человеческая мысль впервые и навсегда обрела «абсолютную истину». По мнению Фейербаха, возвещаемая им «антропология», революционно «перевертываю-

1 Мы будем называть их «кантизмом», «фихтизмом», «шеллингизмом», «гегелизмом», «фейербахизмом», считая целесообразным вновь ввести в научный оборот термины, которые употреблялись в отечественной философской литературе XIX — начала XX в. (в том числе в трудах Г. В. Плеханова). Привычные же для советской литературы термины «кантианство», «фихтеанство», «шеллингианство», «гегельянство», «фейербахианство» используются в настоящей книге только для обозначения тех течений философской мысли, которые возникали на основе перечисленных учений.

9

щая» гегелизм, означает в то же время глобальный конец философии в прежнем ее понимании.

Во-вторых, в более глубоком смысле, выявленном марксизмом, революционный характер немецкой классической философии состоял в том, что ее учениями было разработано диалектическое мировоззрение и созданы предпосылки для соответствующего его сути материалистического преобразования. В ходе этого преобразования, начатого К. Марксом и Ф. Энгельсом в 40-е годы XIX в. после ознакомления с основополагающими работами Фейербаха, раскрывались революционные потенции гегелевской диалектики, в которой диалектическая мысль немецкой классической философии достигла своей кульминации. С учетом всего этого Ф. Энгельс сформулировал вывод о том, что «в Германии в XIX веке философская революция предшествовала политическому перевороту» (1, 21, 273) — революции 1848 — 1849 гг. Начало этой философской революции положил И. Кант.

ГЛАВА I. КАНТ

Жизнь и философская деятельность. Иммануил Кант (1724—1804) родился в столице Восточной Пруссии Кенигсберге. Его отец, ремесленник, был достаточно состоятелен для того, чтобы найти средства для обучения в гимназии, а затем в университете сына, которого мечтал увидеть пастором. Однако Кант после окончания в 1745 г. теологического факультета Кёнигсбергского университета, где он увлекся философскими дисциплинами, не пожелал стать священнослужителем. В течение девяти лет зарабатывая себе на жизнь деятельностью домашнего учителя, Кант в то же время интенсивно занимался философскими изысканиями. Успешная защита двух диссертационных работ дала Канту возможность приступить в 1755 г. к преподаванию в названном университете в должности приват-доцента. Наряду с лекциями по метафизике, логике, моральной философии Кант преподавал также математику, физику, физическую географию, антропологию. Происходившее при этом творческое освоение широкого комплекса философских и естественнонаучных дисциплин сделало Канта энциклопедически образованным оригинальным мыслителем, вскоре поднявшимся на вершины духовной культуры своей эпохи. С этим контрастировала замедленность академической карьеры Канта: только в 1770 г. он после защиты еще одной диссертации — получил должность профессора.

В профессорской диссертации Канта были заложены основы принципиально новой философии, которую сам он назвал «критической» и которая приобрела характер обстоятельно разработанной системы в трилогии, состоящей из «Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» (1788) и «Критики способности суждения» (1790). «Критическая» философия Канта — прежде всего в ее гносеологической ипостаси, названной им концепцией «трансцендентального идеализма», — стала начальным этапом немецкой классической философии, заключая в себе импульсы и для последующего ее развития. С середины 80-х годов воззрения Канта стали для не-

11

мецких философов не менее чем на два десятилетия преимущественным предметом внимания и острейших дискуссий. Вскоре эти воззрения получили также общеевропейскую известность. Выражением резко возросшего философского престижа Канта явилось его избрание деканом философского факультета и ректором (1786 — 1790) Кёнигсбергского университета. Только преклонный возраст побудил Канта оставить в 1797 г. преподавательскую деятельность в университете и выйти в отставку.

Философская мысль Канта продолжала напряженно работать и в последние годы его жизни, о чем свидетельствуют оставленные им рукописи, опублико.ванные столетие спустя в его «Посмертных трудах». Жизнь Канта с юношеских лет и до кончины оказалась сосредоточенной на философском творчестве, которому был полностью подчинен размеренный, однообразный и ничем не отвлекающий от решения основной задачи уклад его быта.

Страна, в которой жил Кант, представляла собой феодальную монархию, которая из-за незначительности происходивших в ней прогрессивных изменений оказалась к концу XVIII в. — наряду с другими германскими государствами — весьма отсталой в экономическом отношении по сравнению с Англией, а в политическом — с Францией. Прусские короли (их сменилось четыре за годы жизни Канта) направляли основные ресурсы страны на создание сильной армии и ведение завоевательных войн, особенно интенсивных в правление Фридриха II (1740—1786)1. Увеличив в результате их свою территорию почти в 3 раза, а население — в 4, королевство Пруссия стало крупнейшим после Австрии среди немецких государств и выдвинулось в число великих европейских держав. Внутриполитическую модернизацию Пруссии, осуществляемую в ограниченных рамках «просвещенного абсолютизма», Фридрих II проводил, провозгласив курс на воплощение программы Просвещения, но практически реализовал из нее лишь серию культурнообразовательных начинаний, реформу судебно-юридической системы, а также принцип веротерпимости.

1 Авантюристическая внешняя политика Фридриха II находилась на грани полного краха после того, как в ходе Семилетней войны 1756—1763 гг. прусские войска потерпели поражение от русской армии и она в 1760 г. заняла столицу королевства — Берлин. Только кончина императрицы Елизаветы Петровны и переход российского престола к уроженцу Германии Петру III, стороннику Фридриха II, позволили последнему благополучно завершить войну после выхода из нее России, что подорвало мощь антипрусской коалиции. В период этой войны Восточная Пруссия несколько лет находилась под управлением России, в силу чего Кант, подавая в конце 1758 г. прошение о назначении его на вакантный пост профессора логики и метафизики Кёнигсбергского университета, адресовал свое ходатайство императрице России.

12

«ДОКРИТИЧЕСКАЯ» ФИЛОСОФИЯ КАНТА

Поскольку в философских воззрениях Канта 1746—1769 гг. отсутствует та «критика», которая начала разрабатываться им с 1770 г., они были названы «докритическими». Это название условно и отнюдь не означает, что до 1770 г. Кант совершенно некритически трактовал философские проблемы. Творческая самостоятельность, присущая Канту на всем протяжении его деятельности, не могла не иметь своим следствием критического отношения к всевозможным авторитетам, если их утверждения не имеют убедительного доказательства. В самом начале своей первой печатной работы «Мысли об истинной оценке живых сил» (1746) Кант выражал решимость «отвергнуть мысли» таких философских авторитетов Германии того времени, как «Лейбниц, Вольф, Герман, Бернулли, Бюльфингер и другие, и отдать предпочтение своим собственным мыслям...» (39. 1. 53 — 54). Надо заметить, что вплоть до 80-х годов XVIII в. в немецких университетах господствовала лейбнице-вольфианская философия и свои лекции по метафизике Кант в течение нескольких десятилетий читал по учебнику одного из видных представителей этой философии А. Баумгартена, которого почтительно именовал «главой метафизиков». Однако в понимании природы, занявшем главное место в философских размышлениях Канта 40 — 50-х годов, он сразу же стал решительно отходить от лейбнице-вольфианских воззрений, причем не только в сравнительно частных, но и в самых общих вопросах. Это было связано, с одной стороны, с признанием Кантом ньютоновской физики подлинно научным естествознанием, а с другой — с признанием плодотворности попыток ряда французских естествоиспытателей-философов (Мопертюи, Бюффон и др.) материалистически переосмыслить ряд ключевых положений лейбницевской монадологии.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37



Похожие:

В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века iconДокументы
1. /Немецкая классическая философия второй половины 18 - начала 19 века.doc
В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века iconИсточники по истории рода Куртуковых второй половины XVIII начала XX века отложились в фондах архивов трех регионов
Источники по истории рода Куртуковых второй половины XVIII – начала XX века отложились в фондах архивов трех регионов
В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века iconXix начала XX вв
Последняя тенденция будет в наибольшей степени реализована в отечественном праве в XVIII – первой половине XIX века, но оформляется...
В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века iconПроблема переживания в европейской философии второй половины xix-начала XX века
«инструмент», с помощью которого добываются и очищаются от культурных наслоений научные факты, сколько возможность и способ понимания...
В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века icon"Магический реализм" Густава Майринка
Андреев и др. Это направление в литературе начала 20-го века во многом наследует традицию "проклятых писателей" середины второй половины...
В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века icon4 Воронцов-Дашков Илларион Иванович
Благодаря этому он может с не меньшим основанием относиться к политикам начала 20-го века. И тем не менее очерк его жизни и политической...
В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века icon4 Воронцов-Дашков Илларион Иванович
Благодаря этому он может с не меньшим основанием относиться к политикам начала 20-го века. И тем не менее очерк его жизни и политической...
В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века iconДокументы
1. /nemeckaja/Немецкая классическая философия.doc
В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века iconВащенко А. В. Влияние консервативных взглядов А. Д. Пазухина на законодательный процесс второй половины XIX в
Влияние консервативных взглядов А. Д. Пазухина на законодательный процесс второй половины XIX в
В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века iconИзучение драматургического произведения в школе на примере целостного анализа драмы А. Островского «Гроза», идущего но ходу действия пьесы
Знакомство с литературой второй половины XIX века начинается у учащихся с изучения пьесы А. Островского «Гроза»
В. Н. Кузнецов Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века iconВведение. 2-3 I. Религиозно-философские взгляды И. Г. Шварца: источники, влияние на российское общество
Розенкрейцеры, мартинисты, и «внутренние христиане» в России конца XVIII – первой половины XIX вв
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов