Праздник славянской письменности и культуры icon

Праздник славянской письменности и культуры



НазваниеПраздник славянской письменности и культуры
Дата конвертации27.08.2012
Размер139.94 Kb.
ТипУрок

Праздник славянской письменности и культуры


Цели урока: отметить праздник славянской письменности; развивать кругозор учащихся;

воспитывать интерес к истории русского языка

Оборудование: доска, портреты Кирилла и Мефодия; пословицы


Ход урока


I. Орг. момент.

II.Объяснение нового материала.

Чтобы воспринимать культурные ценности

во всей их полноте, необходимо знать их про-

исхождение, процесс их созидания и истори-

ческого изменения, заложенную в них куль-

турную память.

Д.С.Лихачёв

Все участники садятся за большой стол.

1. Слово учителя.

Что такое «праздник»?

Это день торжества, установленный в честь или память кого-либо или чего-либо.

А что такое «письменность»?

Это и совокупность языковых и графических средств письменного общения, и сово-

купность письменных памятников. Для нас это слово интересно и в первом, и во втором

значении.

Как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора?

«Трудно, но можно», – наверное, скажете вы. У ваших бабушек и дедушек в детстве

не было телевизора; к ним домой не приходили театр, кино, митинги, спортивные сорев-

нования. Если хотите проверить, спросите об этом дома.

А можно ли представить себе жизнь без электричества?

«Очень трудно», – наверное, думаете вы. Но ведь известно, что раньше люди читали

и писали при свечах или при лучине. И только в начале ХХ века появились электричес-

кие лампочки.

А теперь попробуйте представить себе жизнь без письменности!

Не исключено, что кто-то подумает про себя: «Ну и что же, вот было бы здорово, ес-

ли бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки

будем делать только устно!». Допустим.

Но ведь должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не

станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты

на поезда и т. п.

Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без. Недаром русский писатель и

историограф Николай Михайлович Карамзин говорил: «История ума представляет две

главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение

и письмо открывают человеку новый мир – особенно в наше время, при нынешних успе-

хах разума». (Немировский Е. Л. Мир книги. – М., 1986. – С. 2, 29).

Как вы думаете, сохраняют ли своё значение последние слова писателя в наше вре-

мя? Согласны ли вы с ним или нет? Почему?

Как же произошло изобретение букв? Что об этом известно людям?

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некото-

рые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те далёкие времена люди жили в пе-

щерах, ведь домов ещё не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи.

Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам

и увидели на стенах своего нового жилища какие-то таинственные знаки. Это были ца-

рапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что

на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. так возникла дорога к

письменности.

Сейчас ребята прочитают отрывки из поэмы американского поэта Генри Лонгфелло

«Песнь о Гайавате» - так звали легендарного вождя индейцев, который сделал для них

много хорошего. Перевод И.Бунина. О чём идёт речь в первом отрывке?

Ученик 1. При свиданье – с глазу на глаз

Мы ведём свои беседы;

Но, расставшись, мы вверяем

Наши тайны тем, которых

Посылаем мы друг к другу;

А посланники нередко

Искажают наши вести

Иль другим их открывают.

О чём говорится в этом отрывке? Кто эти посланники? И вот что сделал Гайавата.

Ученик 2. Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Чёрный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звёзд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

Что изобрёл Гайавата? Как можно назвать такое письмо?

Это рисуночное письмо. Но рисунок можно неверно прочитать. Если написавший

придавал знакам одно значение, а читающие – другое, то ничего хорошего из этого полу-

читься не могло. На смену рисуночному письму пришли «священные знаки» – иерогли-

фы. А затем жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы – значки только

для согласных звуков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий

алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

Наша русская азбука появилась на Руси вместе с богослужебными книгами Нового

Завета.

События первоначальной истории нашей родины хранятся в сокровищнице народной

памяти – «Повести временных лет». На пергаментные листы этого рукописного храма

этого рукописного храма отечественной жизни вписывались лишь важнейшие дела,

свершения общерусского значения. Раскроем эту книгу на событиях, отнесённых

летописцем к 988 году.

Войдём в слой родной истории более чем тысячелетней глубины. Среди многообраз-

ных дел этого года: штурм и взятие князем Владимиром византийского города Корсуня,

переход в православную веру князя и его дружины…

И как самое значительное – открытие в стольном Киеве дворцовой школы «Ученья

книжного».

Возник центр книжной культуры, той, которая соединила Киевскую Русь со всей мно-

говековой цивилизацией.

Так наряду с латинской, греческой и арабской школами на историческую арену выхо-

дит славянская школа. Рождение новой школы связано с созданием славянской азбуки

Константином (Кириллом) Философом и его братом Мефодием в 863 году. Первая школа

была токрыта братьями в столице Моравского княжества Велиграде и воспитали 200

книжников.

В Киевской Руси сложилось 2 типа школ: демократические школы матсеров грамоты,

где учили упрощённый 32-буквенный кириллический алфавит, и дворцовые, соборные,

монастырские, где давалась 44-45- буквенная кириллица, отражающая особенности

церковнославянского языка.

Для лиц, избравших духовную карьеру, главным было овладение богослужебной ли-

тературой. В результате Крещения Руси старославянский язык у восточных славян рас-

цвёл «яко крин пречистый» и дал удивительные образцы одухотворённых сочинений.

Без старославянского языка трудно себе представить развитие русского литературно-

го языка. Старославянский язык, подобно латыни в западных романских странах , был

всегда надёжной опорой, гарантией чистоты и источником обогащения русского языка.

Так, употребляя пословицу^ Устами младенца глаголет истин, мы совершенно не заду-

мываемся над тем, что не используем при этом, по существу, ни одного «чисто» русского

слова, и ощущаем лишь некоторую книжность этого мудрого изречения.

Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного

оформления, самобытной каллиграфией. Разноцветные буквицы (или инициалы), застав-

ки, иллюстрации, коричневые столбцы текста вызывают мысль о рукописной книге как

произведении искусства.

Несколько слов о буквицах, обычно начинающих ту или иную главу рукописи.

Начертания буквиц славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глаза-

ми наших пращуров. Древнерусский книжник не просто украшал буквицу орнаментом,

он прежде всего старался красиво передать мысль. Он не считал буквицу просто обозна-

чением звука, для него очень много значило само начертание. Для древнерусского чело-

века весь мир и даже само небо над головой было книгой, развёрнутым свитком, который

не каждому дано прочесть.

Само начертание букв таило в себе чертёж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла,

поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников – солнца и серд-

ца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят челове-

ческим голосом. Они ещё не стали книжными типографскими серийными знаками. Каж-

дая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.

Ученик 3. Вижу Русь!

Торжественно-сурово

Вслушиваюсь в тёмную строку…

Так и есть,

Сначала было слово,

Это было «Слово о полку».

(Л. Манзуркин)

Представляете: всего через два века после распространения письменности на Руси

было создано первое крупное произведение древней художественной литературы «Слово

о полку Игореве».

А теперь попробуйте вспомнить, что вам известно о нашей письменности:

1. Сколько букв было в кирилловской азбуке IX века?

2. На чём писали в древности?

3. Что служило материалом для письма?

4. Чем писали в древнерусскую эпоху?

Алфавит всегда сравнивают с таблицей умножения: и то, и то нужно знать назубок.

Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфавита на протяжении

истории нашего государства меняли своё начертание и значение. Одни, послужив верой

и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров

и обсуждений. О судьбах некоторых таких букв размышляет писатель Феликс Кривин.

Ученик 4. Песенка о буквах, вышедших из употребления

В любой старинной книжице

Ты можешь прочитать:

Жила на свете Ижица,

А с нею буква Ять.

Но время быстро движется,

И жизнь уже не та.

Где нынче буква Ижица?

Где Ять? И где Фита?

Без них правописание

Сумело обойтись.

Новейшие издания

Без них вступают в жизнь.

Уж так на свете водится.

Как говорил мудрец:

Когда без нас обходятся,

То значит нам конец.

Современный русский алфавит вместо церковнославянского был введён Петром I

в 1708 г. Его называют гражданской азбукой. Однако не все упрощения были сделаны.

Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита?

Об этом забавно рассказывает Феликс Кривин в книге «Принцесса Грамматика, или

Потомки древнего глагола» (Ужгород, 1981):

«По наблюдению Соболевского, буква ъ хранит молчание примерно с XIII века. До

XIII ей было что сказать, а с XIII века она замолчала. (Раньше буква ъ (ер) обозначала

редуцированный звук ъ, т. е. очень краткий о, который в слабом положении, а конец сло-

ва был именно таким, утратился). Однако она регулярно посещала собрания букв…

жилъ-былъ котъ, онъ елъ бутербродъ…Но занимала место где-нибудь в самом конце и –

помалкивала.

Это с XIII века!

За это время у нас многое произошло. Появились новые слова, старые вышли из

употребления. Книжки стали печататься. А буква ъ об этом – молчок…

Осип Иванович Сенковский, известный также под именем Барона Брамбеуса, очень

сердился на букву ъ: «Пагубнее всех и всего этот тунеяд ъ… на хвосте русских слов: он

пожирает более восьми процентов времени и бумаги, стоит России ежегодно более

400.000 рублей, – а какую приносит ей выгоду или честь?»

Не каждый, кто много стоит России, приносит ей честь, этого Осип Иванович не учи-

тывал. Но, с другой стороны, за такие деньги можно что-то сказать. Хоть звук проро-

нить…

Теперь понятно, почему буква ъ с XIII века молчит: для неё молчание – чистое золо-

то».

Написание этой буквы в конце слов, как и ряда других, было отменено по реформе

1918 года.

А теперь попробуйте ответить на вопросы:

Какую роль выполняет теперь буква ъ? Сравните количество букв в кириллице и в

современном алфавите. Что произошло? Количество букв уменьшилось, это очевидно.

Какие ещё буквы претерпели изменения? Были ли буквы, которые добавились в алфа-

вит? Если вам это неизвестно, обратитесь к книге Льва Успенского «По закону буквы».

Возникает множество вопросов. Как учили грамоте на Руси? Какова история древних

школ? А история библиотек? Сколько книг было в древности? Как «делали» книги до на-

чала книгопечатания? Что изучает палеография? Попробуйте расшифровать это слово,

ведь вы знаете слова палеолит и орфография. Была ли письменность у славян до приня-

тия христианства? Кирилл создал кириллицу или глаголицу? Почему Кирилла сначала

звали Константином?

А сейчас посмотрим, как вы знаете родной язык.

1. Вспомните пословицы со словами азбука и грамотность.

2. Подберите однокоренные слова к слову буква, объясните их значение.

3. Назовите фразеологизмы со словом буква. Назовите фразеологизмы, в которые

входят названия букв.

4. Кто знает наш алфавит? Все? Какие старые названия букв вы знаете? А может кто-

нибудь назвать особые буквы алфавита церковнославянского языка?

5. Название какой буквы было однокоренным со словом учение?

6. Как перевести слово азбука на современный русский язык?

7. Как называлась славянская азбука до 1708 г.? Как стала называться после этого?

Почему возникли оба названия?

8. Почему буквы назывались «и восьмеричное» и «и десятеричное»?

Ученик 5. Отдавая дань памяти Кирилла и Мефодия, посвящаем им стихотворение

О. Дмитриева «Старославянский язык».

А всё же до жалости редко

Среди почитаемых книг

Мы ищем язык наших предков –

Для нас неудобный язык.

Пускай не во всём он понятен

И мудрым учёным порой,

И белых в нём более пятен,

Чем даже на карте земной, –

Но вслушайтесь в давнюю эту

Эпоху, за каждой строкой

В словах легковесности нету,

Поспешности нет никакой!

Над лунным челом летописца

Татарские кони храпят.

И всё ж принимает страница

Не каждое слово подряд:

Когда они слабы и мелки,

Негоже и браться за труд,

Над ним не секундные стрелки,

Смертельные стрелы поют.

И долгий подсказывал опыт,

Что выразить может верней

Коней несмолкающий топот,

Звон лат, и монет, и церквей,

Набата отвесное горло,

Рёв рога и дробь топора, –

Не наше ленивое «ОРО»,

А старое грозное «РА»!

Великих высот достигали

Два слога в звучанье стальном,

Двумя оставаясь слогами

В воинственном слоге одном.

И с краткостью – признаком силы

Слова обретали тогда

Летящую тяжесть секиры,

Спокойную грузность плода…

Да здравствует старославянский!

В нём кровь замешалась и пот!

Густой, непрозрачный и вязкий,

Тяжёлый, как сотовый мёд!

Как капли его золотые,

Живут и сейчас в языке

Слова налитые, густые, –

Хоть каждое взвесь на руке.

Они веселы и суровы,

До наших времён донесли

Значительность каждого слова

В начале российской земли.

Добавим ещё несколько вопросов.

Согласны ли вы с О. Дмитриевым, что наше оро «ленивое»? Какие ещё признаки ста-

рославянских по происхождению слов вы знаете? Можете ли назвать слова, которыми

мы часто пользуемся, не замечая, что они пришли к нам из старославянского языка?

Ученик 6. А теперь в заключение послушаем стихотворение И. Бунина. Что великий по-

эт завещал нам, своим потомкам?

Молчат гробницы, мумии и кости, –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

Вот и закончился наш праздник во славу славянской письменности. Пусть он станет

традицией для нашей школы, для всех нас. Пусть этот праздник во славу человеческого

ума, во славу русской культуры будет всегда у нас в душе. И пусть каждый год 24 мая вы

будете ощущать себя частичкой всего славянского мира.





Похожие:

Праздник славянской письменности и культуры iconОтчет о проведении недели славянской письменности и культуры «В начале было Слово…» 16 мая в 9-х классах проведена беседа «Основоположники славянской письменности»
Беседу с использованием презентации провели учителя русского языка и литературы Быстрова Т. И. и Скуратова Н. А
Праздник славянской письменности и культуры iconПрограмма праздника древнерусской письменности и славянской культуры Сроки проведения: 22 и 23 сентября 2007 года Место проведения: г. Екатеринбург переулок Университетский д. 7
Данный праздник проводится по инициативе Национального Фонда Древнерусской культуры в г. Москва и в других городах Российской Федерации,...
Праздник славянской письменности и культуры iconДень славянской письменности
У нас в России этот праздник первым начали отмечать жители древнего Новгорода Великого, за ними последовали города Псков, Ярославль,...
Праздник славянской письменности и культуры iconГрафик проведения недели славянской письменности и культуры «В начале было Слово…» Наименование мероприятия Класс Дата проведения

Праздник славянской письменности и культуры iconX кирилло-мефодиевские чтения международная конференция «общечеловеческое и национальное в свете христианских традиций»
СПбгуки, при содействии научных, административных, религиозных организаций Санкт-Петербурга проводит международную научную конференцию...
Праздник славянской письменности и культуры iconСтаробинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры. Т. 2
Старобинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры. Т. М.: Языки славянской культуры, 2002, с. 501-579
Праздник славянской письменности и культуры icon«Русский мир в духовном сознании народов России», 24. 05. 2007 Приглашаем принять участие в юбилейной 30-ой всероссийской научно-практической конференции «Русский мир в духовном сознании народов России»
Приглашаем принять участие в юбилейной 30-ой всероссийской научно-практической конференции «Русский мир в духовном сознании народов...
Праздник славянской письменности и культуры iconСоюз Славянских Общин Славянской Родной Веры (ссо срв) приглашает Славян отпраздновать Перунов День в Калуге. Праздник, посвещённый Перуну, состоится в Калуге 23 и 24 липня (июля) с г. на капище Гамаюнщина, что недалеко от Калуги
Праздник, посвещённый Перуну, состоится в Калуге 23 и 24 липня (июля) с г на капище Гамаюнщина, что недалеко от Калуги
Праздник славянской письменности и культуры iconДокументы
1. /славянская письменность/1.Титульный лист.docx
2. /славянская...

Праздник славянской письменности и культуры iconУрока: «Радости Масленицы». Тип урока: урок праздник. Цель урока: приобщение детей к глубинному традиционному наследию русской народной культуры
Учитель: Сегодня у нас, ребята, не обычный урок, а урок – праздник. А всё потому, что зима кончается, весна начинается, а люди с...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов