Российские храмы – основа национальной культуры и духовности русского народа Ведущий1: «…Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых…» icon

Российские храмы – основа национальной культуры и духовности русского народа Ведущий1: «…Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых…»



НазваниеРоссийские храмы – основа национальной культуры и духовности русского народа Ведущий1: «…Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых…»
Дата конвертации27.08.2012
Размер71.7 Kb.
ТипДокументы

Российские храмы – основа национальной культуры и духовности

русского народа


Ведущий1: « …Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых…». Так сказал однажды великий князь Константин Романов. Удивительно, как много великолепных хра-

мов, украшенных мозаикой, фресками, иконами, было возведено в XI столетии в только не-

давно крещёной Руси. Храм Успения Богоматери был построен в 991-996 годах ещё до кре-

щения Руси. Но самый древний храм находится в Чернигове, это Спасо-Преображенский со-

бор. Русская архитектура начиналась здесь триумфом света, величия и необычной гармонии.

В этом соборе явлено в рукотворном творении торжество небесной власти.

Ученик1: Идеи христианства в России неразрывно связаны с идеей нравственной чистоты, духовного совершенства, внутренней свободы.

Ученица1: ( читает стихотворение Д.Мережковского «Христос Воскрес»):

«Христос Воскрес» - поют во храме;

Но грустно мне… Душа молчит;

Мир полон кровью и слезами,

И этот гимн пред алтарями

Так оскорбительно звучит.

Когда б Он был меж нами и видел,

Чего достиг наш славный век:

Как брата брат возненавидел,

Как опозорен человек,

И если б здесь в блестящем храме

«Христос воскрес» Он услыхал,

Какими б горькими слезами

Перед толпой он зарыдал!

Ученик 2 ( продолжает ):

Пусть на земле не будет, братья,

Ни властелинов, ни рабов,

Умолкнут стоны и проклятья,

И стук мечей, и звон оков,-

О, лишь тогда, как гимн свободы,

Пусть загремит: «Христос воскрес»,

И нам ответят все народы:

«Христов воистину воскрес!»

Ведущий 2: На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей»

Руси после Киева. В 1045-1050 годах повелением князя Владимира Ярославовича был возве-

дён один из самых известных соборов Древней Руси - собор Софии Новгородской. Храм стал символом города, даже в бой новгородские ратники ходили с кличем: «За Святую Софию!»

Ученик 3: Собор построен из плоского кирпича и камня. Новгородский храм выглядит суро-

во, монументально и компактно. Пять его мощных куполов высоко подняты над монолит-

ным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него. Внутреннее архитектурное убранство Софии Новгородской создаёт впечатление необычайной энергии вертикального движения.

Ведущий1: Во время Великой Отечественной войны храм пострадал от артиллерийского об-

стрела и был разграблен оккупантами.
В послевоенное время его с любовью и старанием

отреставрировали. Но многие фрески погибли безвозвратно.

Ученица 2: Одно из стихотворений Александра Блока посвящено русским христианским

соборам. «Люблю высокие соборы».

Ученик 4: Люблю высокие соборы,

Душой смиряясь, посещать,

Входить на сумрачные хоры,

В толпе поющих исчезать.

Боюсь души моей двуликой

И осторожно хороню

Свой образ дьявольский и дикий

В сию священную броню.

В своей молитве суеверной

Ищу защиты у Христа,

Но из-под маски лицемерной

Смеются лживые уста.

И тихо, с неизменным ликом,

В мерцанье мёртвенном свечей,

Бужу я память о двуликом

В сердцах молящихся людей.

Вот – содрогнулись, смолкли хоры,

В смятенье бросились бежать…

Люблю высокие соборы,

Душой смиряясь посещать.

Ведущий 2: В годы правления Мстислава Великого новгородская архитектура обогатилась

несколькими монументальными постройками. В 1113 году был заложен Николо-Дворище-

вский собор, а немного позднее – собор Рождества Богородицы. Но более всего известен за-

ложенный в 1119 году Георгиевский собор Юрьева монастыря. Древнерусские зодчие из-

древле руководствовались золотым правилом: вписывали архитектуру каждого храма, собо-

ра или церкви в окружающий ландшафт, создавая гармонию рукотворных форм и природы.

Ученик 1: Во всей русской архитектуре, наверное, нет памятника более лирического, чем всемирно известная церковь Покрова-на-Нерли. Этот удивительно гармоничный белока-

менный храм называют поэмой, запечатлённой в камне.

Ученик 2: Предание гласит, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова-на-Нер-

ли после смерти своего любимого сына Изяслава – в память о нём. Поэтому светлой грустью веет от этой уединённо стоящей на берегу Нерли церкви. Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко вы-сился сверкающий белизной храм, словно свеча, вырастающий над просторами заливных лугов.

Ученик 3:Трудно поверить, что храм Покрова-на-Нерли только чудом спасён от гибели. И

опасность ему грозила не от воинствующих безбожников, а от православного духовенства.

Ученик 4: В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальны-

ми властями о разрешении разобрать храм, чтобы использовать его материал для постройки

монастырской колокольни. Владимирский епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела

только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.

Ученик 5 : Церковь Покрова-на-Нерли построена в 1165 году. Исторические источники свя-

зывают её постройку с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булга-

рию в 1164 году – в этом походе и погиб молодой князь Изяслав.

Ученик 6: Храм был посвящен новому на Руси празднику – Покрова Богородицы. Этот

праздник был установлен владимирским духовенством и князем без согласия митрополита и

константинопольского патриарха и призван был свидетельствовать об особом покровитель-

стве Богородицы Владимирской земле.

Ученик 7: Место для постройки церкви – пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму –

указал сам князь Андрей Боголюбский. из-за широкого весеннего половодья специально под храм было сооружено высокое основание – искусственный холм из глины и булыжного

камня.


Ученик 8: Конструктивно храм чрезвычайно прост – это обычный для древнерусского

зодчества одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный храм. Светлый и лёгкий храм Покрова-на-Нерли – это воплощённая победа духа над материей. Сказочная лёгкость форм

храма создаёт впечатление невесомости, устремлённости ввысь.

Ученик 9:Неизвестные архитекторы постарались придать этому сооружению ощущение

движения. Совершенно невозможно заметить, что стены храма наклонены слегка внутрь, и

этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Венчает церковь полукру-

жие главы, которая раньше была шлемовидной, а сейчас напоминает луковицу.

Ученик 1:Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада наверху находится фигура знаменитого библейского царя Давида-псалмопевца. Давид играет на лире, а слушают его львы, птицы и грифоны. Птица – древний символ человеческой души, а лев – символ Христа.

Ученик 2:Купол церкви – это небо, простёртое над землёй; небесный свод утверждается на

львах. В Средние века считалось, что львица рождает детёнышей мёртвыми, а затем своим

дыханием их оживляет. Это воспринималось как прообраз Воскрешения Христова.

Ученик 3:Ниже изображения львов расположены три женских маски с волосами, заплетен-

ными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада – церковь словно опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех влади-

мирских храмах той эпохи.

Ученик 4:Храм Покрова-на-Нерли, как выдающееся произведение русских мастеров, полу-

чил всемирную известность и признание, стал своеобразной визитной карточкой России.

Ведущий: В 1185году во Владимире случился большой пожар, повредивший Успенский собор Андрея Боголюбского. Надо было его ремонтировать или строить заново. Зодчие об-

строили старый храм широкими галереями, заключив его в огромный каменный футляр.

Стены Андреевского собора частично разобрали, превратив их в столбы новой постройки, а

над галереями возвели ещё четыре главы. Собор стал пятиглавым и как бы ступенчатым. Он

стал называться Дмитриевским.

Вот и завершилось наше небольшое путешествие по древнерусским храмам. Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, вглядитесь в благородные пропорции храма, послушайте звон колоколов, и на душе станет легче.

Ученик1:

Открой мне, Боже, открой людей!

Они Твои ли, Твоё ль созданье,

Иль вражьих плевел произрастанье?

Открой мне, Боже, открой людей!

Верни мне силу, отдай любовь.

Отдай ночные мои прозренья,

И трепет крыльев и озаренья…

Отдай мне, Боже, мою любовь.


И в час победы – возьми меня.

Возьми, о жизни моей

Властитель,

В Твоё сиянье, в Твою обитель,

В Твоё забвенье возьми меня!




Похожие:

Российские храмы – основа национальной культуры и духовности русского народа Ведущий1: «…Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых…» iconЕвгений Степанович Лукашевский, кандидат философских наук расцвет национальной культуры в царствование царя-миротворца
Конец XIX века ознаменовался расцветом русской национальной культуры. Это был период, когда Россия окончательно вступила на путь...
Российские храмы – основа национальной культуры и духовности русского народа Ведущий1: «…Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых…» iconУрок технологии в 9 классе по элективному курсу «Обычаи и традиции русского народа» Тема: Роспись пасхальных яиц в технике восковой живописи
Цель: Сформировать представление о художественной культуре русского народа, познакомить с техникой восковой росписи, воспитывать...
Российские храмы – основа национальной культуры и духовности русского народа Ведущий1: «…Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых…» iconФормирование культуроведческой компетенции как постижения национальной культуры своего народа, познания её самобытности
Учащиеся узнают разные точки зрения о тех или иных фактах истории (через интерпретацию автора), знакомятся с обрядами и обычаями...
Российские храмы – основа национальной культуры и духовности русского народа Ведущий1: «…Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых…» iconГ. тобольск
Возрождение церковной жизни в нашем народе неизбежно связано со стремлением воспитать подрастающее поколение в православной вере,...
Российские храмы – основа национальной культуры и духовности русского народа Ведущий1: «…Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых…» iconОфициально-деловая письменная речь. Из истории русского делового письма
Знакомство с её историей позволит лучше понять причины и закономерности формирования особого стиля языка, обслуживающего сферу официально-...
Российские храмы – основа национальной культуры и духовности русского народа Ведущий1: «…Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых…» iconИнформация из архивных материалов 2000 года (автор Татьяна Кудрявцева)
Если проанализировать духовное развитие росии, обнаружатся вполне логичные закономерности: воля, вера и мудрость – три кита, которые...
Российские храмы – основа национальной культуры и духовности русского народа Ведущий1: «…Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых…» iconЕретик от христианства (Горький А. М.)
Горького «выпрямлялся», а образ – канонизировался. В современный период критического переосмысления прошлого всё чаще Горького представляют...
Российские храмы – основа национальной культуры и духовности русского народа Ведущий1: «…Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых…» iconФормирование нравственных качеств личности
Молодое поколение утратило общий стержень нравственности и морали, характерный для русского менталитета, ориентировано в своих идеалах...
Российские храмы – основа национальной культуры и духовности русского народа Ведущий1: «…Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых…» iconПринята на
Воспитание духовности и национальной идентичности невозможно, если содержание образования в школе не будет отражать российскую культуру...
Российские храмы – основа национальной культуры и духовности русского народа Ведущий1: «…Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых…» iconПлан работы над методической темой: «Личностно- ориентированное обучение и воспитание лицеистов направленное на возрождение Российской культуры, нравственности, духовности» на 2004 2006 учебный год
«Личностно- ориентированное обучение и воспитание лицеистов направленное на возрождение Российской культуры, нравственности, духовности»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов