Конспект открытого интегрированного урока по литературе в 5 классе «…Всё весны дыханием согрето…» icon

Конспект открытого интегрированного урока по литературе в 5 классе «…Всё весны дыханием согрето…»



НазваниеКонспект открытого интегрированного урока по литературе в 5 классе «…Всё весны дыханием согрето…»
Дата конвертации27.08.2012
Размер68.22 Kb.
ТипКонспект

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3 г. Белгорода»


Конспект открытого интегрированного урока

по литературе в 5 классе

«…Всё весны дыханием согрето…»


(тема весны в литературе, музыке, живописи)


Учитель

Штальман

Елена Яковлевна


Белгород, 2007

-2-


Цели: создать целостное представление о ранней весне ( по стихотворению

Ф.И.Тютчева «Весенние воды»; картине И.Левитана «Март»; музыке

П.И.Чайковского «Март»); сопоставить особенности изображения

весны в этих произведениях; развивать речь учащихся, навыки

выразительного чтения; тренировать навыки анализа лирического

произведения; воспитывать любовь к искусству.


Задачи: познакомить с выдающимися произведениями искусства о весне;

выяснить особенности каждого из них; развивать кругозор учащихся,

умение видеть и понимать прекрасное.


Оборудование: доска, репродукция картины И.Левитана «Март»,

магнитофон, запись музыки П.Чайковского «Времена года»;

план анализа стихотворения; рисунки учащихся; портреты.

Ход урока


I. Организационный момент.


II. Объяснение нового материала


( эпиграф на доске) С природой одною он

жизнью дышал…

Е.А.Баратынский

1. Слово учителя.

Весна… Всякий человек по-своему любит это время года. Кому-то оно дорого птичьим гомоном, кому-то – шумным ледоходом. У многих весна вызывает прилив жизненных сил, неведомую радость, вселяет надежду.

Люди всегда восхищались весной. На уроках литературы мы с вами изучали пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы о весне ( ответы с места).

^ Вешний день весь год кормит.

Весна красна цветами, а осень – пирогами.

Апрель с водою – май с травою.

- Как называют весну? ( красна – красивая)

Да, весна прекрасна. Этим временем года восхищались многие поэты и писатели, художники и музыканты, и каждый из них по-своему показывал весны в своих произведениях. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. ( Цель )

Запись темы и эпиграфа.


-3-

2. Итак, поэзия.

Ребята! А какие стихотворения о весне вам уже известны? Давайте вспомним некоторые из них.

Выступления учащихся под музыку.

А сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф. Тютчева «Весенние воды».


а) слово о поэте ( выступление подготовленного ученика)

Послушайте стихотворение и постарайтесь представить картину, нарисованную поэтом.

б) беседа с учащимися

- Что вы представили, слушая стихотворение?

- Какой период весны изобразил Тютчев? Докажите примерами из текста.

- Какая картина дана в стихотворении – спокойная или движущаяся?

Да, у Тютчева природа всегда в движении, и в этом – отличительная особенность его поэзии.

- А какая часть речи помогает ему в этом? Приведите примеры.

( глаголы: шумят, бегут, будят, блещут, гласят, идёт и др.)

- Какие устаревшие слова использует Тютчев?

( брег, гласят – старославянизмы) Они придают особую торжественность.

- А какие слова повторяются? Зачем?

( повтор усиливает эмоциональное воздействие)

- В какой цветовой гамме преимущественно выдержана картина? Назовите основные цвета.

- А какие предложения по интонации преобладают? Почему?

(восклицательные) Создают приподнятое настроение.

Весенние воды названы в стихотворении гонцами. Кто такие гонцы?

( те, кто послан с какой-нибудь вестью)

- А каким ещё словом можно назвать того, кто приносит весть?

( посланник)

- Как выдумаете, почему Тютчев употребил слово «гонцы»?

( несут срочное известие)

- Кто же выслал гонцов?

( весна)Она торопится всем объявить о своём приходе.

- Какой художественный приём использует поэт, говоря о весне?

(олицетворение)

- А есть ли ещё примеры олицетворения?

- Какие ещё образные средства помогают Тютчеву создать живую картину весеннего пробуждения природы?

(эпитеты: сонный брег молодая весна, румяный хоровод)

Запись в тетрадях

- Какие чувства вызывает приход весны у Тютчева? А у вас?

Прочитайте выразительно это стихотворение.


-4-


Вывод Тютчев написал о радостных чувствах, которые переполняют человека каждую весну.


3. Теперь о живописи.

Картина И.Левитана «Март» (1895)

Если поэт может переносить действие с одного места на другое, то художник пишет только то, что в состоянии охватить один человеческий взгляд. Он словно говорит: «Мгновение, остановись!»

Обратимся к картине И.Левитана «Март»

а) слово о художнике ( выступление подготовленного ученика)

б) беседа с учащимися

- Как мы называем картины, на которых изображена природа?

(пейзаж)

- Что изображено на картине?

- По чему видно, что это начало весны?

( не бегут ручьи, не слышно щебета птиц)

- Из чего видно, что это всё-таки уже весна?

(мягкий солнечный свет, всё ждёт тепла – стена дома залита солнечным светом, дремлет лошадка у крыльца – ей, наверное, тепло, начал подтаивать снег на крышах, оседают сугробы)

Картина тёплая, радостная.

- Есть ли люди на картине?

(нет)

Но ждёт у крыльца лошадка, дверь приоткрыта, на бревне у дома скворечник.

Эта картина хранится в Третьяковской галерее.

- Какие краски использует художник?

( голубой цвет у Левитана – цвет надежды на лучшее; коричневый – цвет земли, цвет тепла, он согревает душу. использованы оранжевый, светло-фиолетовый цвета)

- Какое настроение передаёт художник?

(жизнерадостное)

- Какие строки из стихотворения Тютчева созвучны этой картине? Прочитайте их.

Запись в тетрадях

Вывод От картины веет радостью, зритель согрет ожиданием тепла и солнца.


4. А теперь музыка.

Сегодня мы услышим музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года»

а) слово о композиторе ( выступление подготовленного ученика)

Звучит музыка.


-5-


- Что вы представили себе, слушая музыку?

- Какую весну изобразил Чайковский?

(раннюю)

- Какие образы представили вы?

- Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?

( радость обновления)


III. Закрепление

Сегодня мы познакомились с выдающимися произведениями литературы, живописи и музыки о ранней весне.

- Что их объединяет?

- Почему поэты, музыканты и художники обращались в своём творчестве к весне?

( восхищались ею)

Вывод Их произведения – гимн весне, обновлению жизни. Мы смогли увидеть взаимосвязь музыки, литературы и живописи.


IV. Итоги урока


1. Вы подготовили рисунки. Какие чувства испытываете вы с приходом весны? ( защита рисунков)


2. Обращение к эпиграфу.


3. Оценки


Дом. задание. Творческая работа « Какое из произведений ближе вашему восприятию и почему?» Выучить наизусть стихотворение о весне




Похожие:

Конспект открытого интегрированного урока по литературе в 5 классе «…Всё весны дыханием согрето…» iconСко школа-интернат III-IV вида г. Липецка Конспект открытого урока по литературе в 6А классе учителя Кропотовой В. Ф. Тема урока: «Культура русской семьи»
Формировать у шестиклассников навыки культуры чтения, умения через слово в тексте художественного произведения осмыслить культуру...
Конспект открытого интегрированного урока по литературе в 5 классе «…Всё весны дыханием согрето…» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи»
Цель урока: систематизировать знания учащихся об обращении; углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе
Конспект открытого интегрированного урока по литературе в 5 классе «…Всё весны дыханием согрето…» iconКонспект открытого урока по наглядной геометрии в компьютерном классе. Тема урока: Куб и его свойства. Цель урока: ▪ Повторить свойства куба и применить их к решению задач
Пожалуй, трудно найти человека, которому бы не был знаком куб. Ведь в кубики мы начинаем играть с детства. Кажется, что мы о кубе...
Конспект открытого интегрированного урока по литературе в 5 классе «…Всё весны дыханием согрето…» iconПлан-конспект интегрированного занятия по родному языку и изо во 2 классе 2010 год
Тема урока. «Старинная пословица недаром молвится». Знакомство с пословично-поговорным жанром
Конспект открытого интегрированного урока по литературе в 5 классе «…Всё весны дыханием согрето…» iconПлан-конспект интегрированного занятия по русскому языку и изо в 4 классе 2010 год
Тема урока. Введение в мир былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Синонимы
Конспект открытого интегрированного урока по литературе в 5 классе «…Всё весны дыханием согрето…» iconКонспект открытого урока по химии в 8 классе. Тема «Кислоты»
Цель урока: познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями кислот, показать значение отдельных кислот в природе...
Конспект открытого интегрированного урока по литературе в 5 классе «…Всё весны дыханием согрето…» iconКонспект открытого урока в 8 классе по литературе. Урок внеклассного чтения по рассказу а. Платонова «третий сын». «Свет в ночном окне…» цели
Охватывает, когда читаем: «Уж много лет они не съезжались все вместе, и в будущем неизвестно, когда ещё съедутся. Может, только на...
Конспект открытого интегрированного урока по литературе в 5 классе «…Всё весны дыханием согрето…» iconКонспект открытого урока по литературе в 6-в классе по теме: «Мир детства в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Цели: показать мастерство Тургенева в создании образа героя (создание учебного модуля); развивать навыки беглого чтения, устного...
Конспект открытого интегрированного урока по литературе в 5 классе «…Всё весны дыханием согрето…» iconПлан-конспект открытого урока технологии в 7 «А» классе
Объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский, самостоятельная работа
Конспект открытого интегрированного урока по литературе в 5 классе «…Всё весны дыханием согрето…» iconПлан-конспект открытого урока английского языка в 6 классе " What will happen to me?" Томина Н. Ю. учитель английского языка моу сош с. Грачевка
Цель урока: Активизация лексико-грамматического материала в ситуациях реального общения с помощью икт
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов